Особенности образования в индии. Индийская система образования

Само собой, мы с вами не будем рассматривать те самые колоритные и стереотипные учебные заведения, расположенные в особенно отдаленных уголках страны, на которые тяжело взглянуть без слез. За основу будет взят тот образовательный путь, который открыт каждому ребенку-иностранцу и тому, чьи родители готовы тратить определенную сумму на развитие своего чада, ведь даже в государственных школах и вузах вам придется платить.

Нельзя этого отрицать, ведь это не просто въевшийся стереотип, но в Индии и правда достаточно большие сложности с образованием. Это происходит не только в силу бедности и тяжелой экономической обстановки, но и, хотя лишь отчасти, менталитета некоторых жителей.

Хотя нельзя отрицать того, что после широкомасштабной реформы образования начальная ступень образования стала доступна подавляющему большинству детей, качество этих школ оставляет желать лучшего. К тому же последующие ступени образования не осваиваются около 50% детей из-за их высокой стоимости и отсутствия времени у ребят, которые иногда бывают заняты на работе.

Однако, все эти явные недостатки не абсолютны, так как в Индии можно отыскать себе учебное заведение, которое даст ребенку образование не хуже, чем в самых успешных европейских странах.

Что делать дошколенку?

Для начала стоит отметить, что детских садов в нашем и европейском понимании в Индии вовсе не имеется. Такова сложившаяся за тысячелетия традиция этой страны, где мамам положено сидеть со своими детьми до определенного возраста, обучая их усилиями всей многочисленной семьи.

Однако, из-за того, что за последние десятилетия нередкой является ситуация, когда оба родителя работают, а размещать ребенка у родственников и вовсе возможности не имеется, возникли особые группы, работающие при подготовительной школе (pre-school). Здесь детей разделяют по возрасту и времени предположительного пребывания вдали от родителей. Как правило, несколько часов с воспитателем проводятся в обучающих играх, во время которых малыши изучают не только основы мира, но и английский с индийским языки.

Зачастую бывает так, что после того, как родители выбирают какую-либо определенную группу для своего ребенка, они уже не задумываются о выборе школы. Все потому, что после завершения очередного возрастного уровня в подобных «детских садах», можно просто продолжить обучение ребенка в основной школе. Однако нередки случаи, когда родители тщательно задумываются над выбором школьного учебного заведения в отдельном порядке.

В чем особенности индийской школы?

Несмотря на то, что начальное образование в Индии в последнее время стало общедоступным, многие советуют ориентироваться при выборе школы для ребенка на частные школы или особенно престижные государственные (стоимость обучения в которых в среднем составляет около 100 $ в месяц), которые придется дополнительно поискать. Все дело в том, что не во всех индийских учебных заведениях вы сможете получить качественное образование в хороших условиях.
Частные школы отличаются тем, что там очень часто делается упор на одинаково хорошем усвоении не только индийского языка (хинди) и языка штата, но и английского, который годы спустя дети считают чуть ли не вторым родным. В последствии дети, в зависимости от того, как старательно они учились, смогут свободно разговаривать сразу на трех языках. Также, в них используются различные подходы к воспитанию детей и преподнесению знаний и материала, что может быть интересно людям, отдающим предпочтения новаторским методикам.

Вы будете приятно удивлены, но абсолютно в каждой школе Индии, не зависимо от ее статуса и престижа, детей кормят в школе. Набор еды стандартен для всех, это рис с бутылкой воды и масала. В некоторых заведениях продукты могут варьироваться.

После того, как вы выберите подходящую вашему ребенку школу, потребуется заранее занять себе место, выплатив предварительный взнос в виде брони и начинать готовить все необходимые документы.

Идём на высшее или индийские институты

Всего в стране существует около 220 учебных заведений высшего порядка, 16 из которых являются центральными. Особенно из них выделяется университет Наланда, созданный в V веке н. э., который имеет свой определенный колорит и длинную историю.

Стоит отметить, что в Индии вы сможете обнаружить не простые профильные университеты, а такие, чья инаковость и специфика выражены особенно сильно. К примеру, в Индира Кала Сангитх, который расположился в Хайрагархе, знакомят только с индийской музыкой, а в калькуттском Рабиндра Бхарати студенты не изучают ничего, кроме языка бенгали и тагороведения.

Самыми крупными и престижными вузами в Индии считаются Университет имени Ганди, Раджастханский, Бомбейский, Мумбайский и Калькуттский. Они же продолжают уже долгие годы оставаться достаточно популярными не только для местного населения, но и среди некоторых иностранцев.

В последние годы особенно популярными стали профессии технической направленности, так как особенно заметен рост студентов и выпускников инженерно-технических специальностей. Что немаловажно, в стране с такой прогрессией растет востребованность в специалистах данного профиля, так как они просто необходимы развивающейся экономике страны.
Сама система индийского образования, в связи с долгой совместной историей, полностью идентична британской. Здесь также имеются три ступени, которые осваиваются студентами в процессе обучения. На каждом из них (Бакалавр, Магистр или Доктор наук), вы можете закончить свое образование, получив соответствующий диплом.

Несмотря на то, что Индия имеет достаточно неприглядную репутацию в европейских странах, которая, к сожалению, основана не только на стереотипах, это развивающаяся страна. Здесь быстрыми темпами растет экономика и производительность, а люди с каждом годом все больше стремятся к знаниям любыми способами. Да, встать на ноги на данный момент здесь может быть нелегко, но возможно, а особенно для тех детей, чьи семьи имеют финансы для этого.

Индуистская и буддийская педагогические традиции претерпели в средневековом индийском обществе определенную эволюцию. Наряду с существованием древней кастовой системы образования в Индии к V в. зародились иные элементы культуры и образованности. Они проявились в нарастании среди трех высших каст различий при получении образования. Наивысшее образование адресовалось брахманам, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей других высших каст. Вайшья, например, должен был уметь сеять и различать плодородные и неплодородные земли, измерять вес, площадь, объем и пр., знакомиться с основами географии, изучать иностранные языки, набираться опыта в торговых сделках и пр. Все эти знания приобретались не только у учителей, но и у родителей.

Более толерантный характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовых различий. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав педагогические функции монахам. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины изгоняли. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в обучение были включены грамматика, лексикология, медицина, философия, логика. Срок обучения составлял 10-12 лет.

Продолжалось сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система. Эта система пришла в упадок в XI-XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгнувшихся мусульман. Огню были преданы многие индуистские храмы и буддийские монастыри, хранилища рукописей. Чинились препятствия развитию культуры и образования индусов и буддистов. Лишь много позже властители стали благосклоннее относиться к обучению немусульманского населения.

Воспитание и образование в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались как личное дело человека и семьи, в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений - брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал ислам.

Мусульманская педагогическая концепция в Индии приобрела заметно интеллектуалистский смысл. Считалось, что вершины воспитанности достигает человек, познавший и активно использующий знания - «истинные идеи». Предполагалось, что усвоению истинных идей мешают два препятствия: неточность слов и неясность мысли. Предлагалось находить адекватные слова и мысли для понимания истинных идей. Среди наук, необходимых для решения таких педагогических задач, на особое место ставилась логика.

Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом сходна с той, которая существовала во всем исламском мире. Вместе с тем она имела свои особенности. Образование можно было получать с помощью домашних учителей и в школах. Организованное образование предназначалось для мужчин. Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировали обучение у частных учителей и обучение в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей. В конце обучения преподаватели могли рассчитывать на плату от учащихся. Постоянным приработком была переписка рукописей, за которую платили немалые деньги. Существовали четыре типа мусульманских заведений начального и повышенного начального образования: школы корана (занятия чтением Святой книги без уроков письма и счета); персидские школы (занятия счетом, чтением и письмом на образцах персидской поэзии); школы персидского языка и Корана (сочетание программ, принятых в школах двух первых типов); арабские школы для взрослых (занятия чтением и толкованием Корана, литературное образование в духе персидской традиции). Высшее образование мусульмане могли получать в медресе и монастырских учебных заведениях - даргабах. К числу наиболее крупных заведений можно отнести даргаб в Дели. Высокой репутацией пользовались медресе Хайрабада, Джампура, Фирозабада. Расцвет этих центров просвещения пришелся на XV-XVII вв. В этот период в десятках учебных заведений, насчитывающих тысячи студентов различных конфессий, преподавали известные ученые и литераторы со всего Востока. Обучение в медресе и даргабах шло на персидском языке (фарси), который использовали чиновники и ученые. Студенты-мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык. В программу входили также риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было в основном устным. Однако постепенно учебная литература, которой пользовались студенты, становилась все более многообразной.

Примечательные попытки реформирования образования в Индии относятся к XVI в. Император Джелальаддин Акбар (1542-1605) и его ближайший советник Абул Фазл Аллами (1551-1602) поставили цель путем образования более эффективно и организованно готовить верных слуг государства. Для этого они вознамерились обновить принципы обучения и воспитания. Аллами выступал против деспотического домашнего воспитания, религиозного фанатизма и сословности обучения. Источником человеческих пороков он считал дурное воспитание. Правоверный мусульманин, Аллами признавал, впрочем, божественную предопределенность жизни и характера человека.

Реформами планировалось ввести в обязательные учебные планы светские науки: арифметику, алгебру, геометрию, медицину, агрономию, основы управления, астрономию. Был составлен обширный список предметов, которые рекомендовалось изучать. Новшества отразили стремления приблизить воспитание к практическим потребностям своего времени. Вот как об этом говорил Акбар: «Никто не должен пренебрегать требованиями дня». Была предпринята попытка ввести для всех жителей, независимо от касты и вероисповедания, единое светское образование. Была провозглашена политика веротерпимости, двери мектебов и медресе были открыты для немусульман, чтобы те могли готовиться к государственной службе.

Смелые планы Акбара и Аллами были утопичными. Отсутствие материально-педагогических предпосылок, серьезного контроля, мусульманский фанатизм последующих правителей привели к тому, что эти планы по большей части остались нереализованными.

Первая ступень образования составляет десять лет, вторая - два года. На этом обязательное среднее образование заканчивается.

Следующие три года можно проучиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и профессиональном колледже (здесь учащиеся получают среднее специальное образование).

Существуют также специализированные ремесленные школы , где после восьми - десяти лет обучения ученик вместе со средним образованием получает какую-либо востребованную профессию: швеи, механика, слесаря.

Высшее образование , соответственно Болонской системе, имеет три уровня: бакалавариат (от трёх до пяти лет в зависимости от специальности), магистратуру (два года) и докторантуру (три года посещения специализированных курсов и написание диссертации).

Университетов в Индии очень много, и они сильно различаются по методу преподавания и направленности. Существуют узкоспециальные учебные заведения, дающие знания, например, исключительно по языку или музыке.

Образование для детей в Индии

Образование для детей иностранцев доступно как в государственных, так и в частных школах. Преподавание ведётся на английском языке. Перед поступлением ученики, как правило, проходят собеседование.

Стоимость обучения в государственных школах вполне доступна - около ста долларов в месяц. Частные образовательные учреждения обойдутся дороже, но процесс обучения там проходит интереснее и разнообразнее. В стоимость обучения входит также питание школьников.

Высшее образование в Индии

Высшее образование получить в Индии довольно легко. Для поступления в ВУЗ даже не нужно сдавать вступительных экзаменов. Большинство студентов попадает в индийские университеты по программам обмена и стажировок.

Но есть возможность получить образование в ВУЗе и самостоятельно. Университеты разделяются на централизованные (их деятельность регулирует государство), местные (подчиняющиеся законодательству штата) и частные.

Филиалов известных иностранных университетов здесь нет. Год обучения в университете обойдётся иностранцу примерно в пятнадцать тысяч долларов.

В целом индийское образование находится на достаточно высоком уровне, но наиболее качественно здесь обучают фармакологии и ювелирному делу.

Очень популярным для иностранцев становится изучение английского языка в индийских университетах. Для поступления достаточно пройти несложный тест на определение уровня знаний, по результатам которого студентов распределяют по группам.

Иностранные студенты , как правило, живут в общежитиях. Однако если у Вас есть желание поближе познакомиться с бытом и культурой индийцев, то некоторые индийские семьи предоставляют комнату для совместного проживания.

В общем, проживание в этой стране обойдётся намного дешевле, чем даже в родных странах СНГ.

Ежемесячные траты, включая проживание, питание, умеренные развлекательные мероприятия, обойдутся в 150 - 250 долларов. К тому же, индийское государство часто выдает гранты и стипендии. Преимуществом здесь обладают аспиранты, учащиеся по специальностям, связанным с культурой индии, её религией, искусством.

Второе высшее образование в Индии

Второе высшее образование в Индии можно получить совершенно бесплатно. Для этого достаточно уже иметь некоторый опыт работы по своей специальности и участвовать в специализированной программе правительства Индии.

Профессии, входящие в эту программу, ограничены, но их список обширный и каждый год обновляется. Подробную информацию о возможности бесплатного обучения можно узнать на официальном сайте МИДа, а также Министерства образования Индии.

Условия индийского образования и проживания

Условия индийского образования и проживания заметно отличаются от привычных нам. В первую очередь, бросается в глаза разница в питании.

В Индии нет ни мяса (только птица), ни привычного хлеба (лишь лепёшки), ни кисломолочных продуктов (только если Вы приготовите их самостоятельно). Нет привычных лекарственных средств, таких как йод, например. Очень сложная ситуация с дорожным движением.

Светофоры и знаки установлены лишь в крупных городах, да и то, не везде. Для многих неприятной неожиданностью становится предпочтение индусов в сфере парфюмерии и вкуса, в целом.

На улицах много нищих и просто профессиональных попрошаек. Излишне брезгливым, к сожалению, в этой восточной стране придётся трудно.

Не стоит рассчитывать и на строгое интенсивное обучение. Индия - не Германия. Здесь количество праздников (как общегосударственных, так и местных) ненамного меньше количества дней в году. По этой причине учебный процесс часто прерывается на день, а то и больше.

«Система образования в Индии»

  1. Введение
  2. Дошкольное образование
  3. Среднее образование
  4. Высшее образование в Индии
  5. Вывод
  6. Источники

Введение

Большое внимание уделяется всем уровням образования - от дошкольного до высшего, получение хорошего образования и достойной специальности среди населения страны является одной из насущных жизненных задач.

Дошкольное образование

Традиционно в Индии дети младшего возраста всегда находились под присмотром мам и родственников. Поэтому системы детских садов в этой стране попросту никогда не существовало.

Проблема стала острой в последние десятилетия, когда зачастую работать в семье стали оба родителя. Поэтому повсеместно в школах были созданы дополнительные группы, действующие по принципу подготовительных классов.

Как правило, дошкольное образование начинается с трёх лет, обучение проходит в игровой форме. Примечательно, что уже в этом возрасте дети начинают осваивать английский язык. Процесс подготовки к школе длится один-два года.

Среднее образование

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в первые десять лет (среднее образование) является бесплатным, обязательными и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Если в первой ступени школьного образования Индии программа одинакова для всех, то достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса.

Подготовка к поступлению в вузы происходит в школах. Ученики, которые выбрали профессиональное обучение, переходят в колледжи и получают среднее специальное образование. Индия также богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик также помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

В школах Индии помимо родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» - английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Не случайно английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание детей. Оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах - национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах - мужчины.

Каникулы в школах Индии относительно непродолжительные. Время отдыха выпадает на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия.

В системе среднего образования Индии работают и государственные и частные школы. Получение среднего школьного образования в государственных школах обычно является бесплатным. Для детей из малоимущих индийских семей, которых в этой стране довольно много, действуют льготы в виде предоставления учебников, тетрадей, стипендий. Обучение в частных заведениях платное, но цены на обучение в них вполне доступны для семей даже с невысоким достатком. Отзывы о качестве обучения зачастую свидетельствуют в пользу частных школ. Существуют также элитные дорогие гимназии, работающие по индивидуальным программам.

Высшее образование в Индии

Высшее образование в Индии престижно, разнообразно и популярно среди молодёжи. В стране работают более двухсот вузов, большинство из которых ориентированы на европейские стандарты обучения. Система высшего образования представлена в привычной европейцу трёхступенчатой форме. Студенты в зависимости от срока обучения и выбранной профессии получают степени бакалавра, магистра или доктора.

Среди наиболее популярных и престижных университетов - Калькуттский, Мумбайский, Делийский, Раджастханский, в каждом из этих вузов обучается по 130-150 тысяч студентов. В последние десятилетия в связи с уверенным развитием индийской экономики возросло количество вузов инженерно-технической направленности. Одними из самых привлекательных и достойных выступают здесь индийские институт технологий и институт менеджмента. Причём в последнем 50% обучающихся - иностранные студенты.

Доля выпускников-гуманитариев в Индии составляет порядка 40%. Наряду с традиционными университетами, в стране очень много узкоспециализированных высших учебных заведений, ориентированных в частности на родную культуру, историю, искусство, языки.

Система образования в Индии на протяжении последних десятилетий претерпевает существенные изменения в сторону развития и усовершенствования. Причина тому - стремительный рост экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных научных и рабочих специалистах.

Учёба в высших учебных заведениях Индии становится всё более популярной и среди иностранных студентов. Тем более что существует ряд традиционных способов, позволяющих бесплатно получить образование и не только высшее, но и послевузовское.

Образование в Индии: тонкости и особенности местной системы – http://вузблог.рф/образование- в-индии-тонкости-и- особенности-местной-системы

Система образования Индии – http://vseobr.com/sistemy- obrazovanija/indja/


До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Начальное образование
В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

Подготовка учителей
В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

<Высшее образование>
В систему высшего образования входят примерно 178 университетов и 39 учебных заведений, считающих себя университетами, а также 11 учебных заведений общенационального значения, 65 исследовательских учреждений, 6759 колледжей общего профиля и 1770 колледжей, дающих профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение не нужно сдавать вступительных экзаменов.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Помимо традиционных вузов, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати и Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению, ивестен так же женский университет в Бомбее.

В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей, хотя доля выпускников гуманитарных вузов остается высокой – около 40%. Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16,8 тыс. студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года. В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций: бакалавр, магистр (уровень аспирантов) и докторский. Для получения степени бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо 3 года образования (после 12-летнего школьного образования). Для получения бакалавра в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакологии, ветеринарии срок обучения – 4 года, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (5-5,5 лет). Совершенно другие сроки получения степени бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Система высшего образования Индии дает три степени:
- бакалавр - Undergraduate уровень, время обучения от тех до пяти лет и более в зависимости от специальности,
- магистр - уровень Аспирантов, время обучения два года,
- доктор - Pre-докторский уровень,

Академическая Структура Квалификации:

Для получения cтепенb Бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо три года образования (после 12-летнего цикла школьного образования). Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии требует обучения на протяжении четырех лет, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (пять и пять с половиной лет соответственно). Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Pre-докторский уровень принят после завершения степени Мастера.

Ключевые слова: Система образования в Индии, Система образования Индии, Образование в Индии, Школьное образование в Индии, Высшее образование в Индии, Индия, Высшие учебные заведения Индии
Key Words: India, Education, The education system in India
Список источников:
1.
2.