Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине. Стэнфорд-бине умственного развития шкала Структура и применение теста

Тест оценки умственного развития Бине - Симона.

В 1905 г. по заказу министерства образования Франции А. Бине впервые разработал методику, с помощью которой можно было оценивать умственное развитие детей. Для каждого возраста были разработаны тесты умственного развития, которые решались детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составляющей 300 испытуемых. Решение задач 80-90% детей являлось критерием оценки нормы данного хронологического возраста.

Испытание начиналось с выполнения нормативных заданий. Если испытуемый справлялся с предложенным тестом, ему предлагались задания для более старшего возраста. Если же он не мог решить задачу, тестирование прекращалось. Максимальный возраст, задания которого удавалось решить ребенку, фиксировался как его базовый умственный рубеж.

Детям младше шестилетнего возраста предлагалось выполнить четыре задания, детям старше шести лет - шесть. Каждое задание, выполненное сверх возрастного норматива, отражало два месяца (6 задач по 2 месяца =12 месяцев). Например, если ребенок, хронологический возраст которого шесть лет, решил все задачи для шести лет и выполнил три задания для семи лет, то его умственный возраст составит шесть лет и шесть месяцев. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось либо показателем умственной отсталости (когда ребенок не справился с нормативными задачами своего возраста), либо одаренности (когда ребенок решил задачи старшего норматива).

Американский психолог Л. Термен является соавтором теста Вине - Симона. Усовершенствовав данный тест (шкала Стэнфорд - Вине), он привел его к так называемому показателю интеллектуальности. В настоящее время этот показатель наиболее популярен при исследовании общих ментальных способностей людей. Коэффициент интеллектуальности позволяет соотнести уровень испытуемого со средним уровнем социальной, возрастной или профессиональной группы.

Шкала Стэнфорд - Вине построена на основе закона нормального распределения Гаусса - Лапласа. Средний показатель, соответствующий популяционной норме, составляет 100 баллов. В так называемую зону средних, ограниченную стандартным отклонением ±15-16 баллов, попадают значения показателей IQ приблизительно 68% испытуемых. Остальные результаты представляют высокие и низкие показатели IQ. Людей с очень низким и очень высоким уровнем способностей крайне мало (рис. 3.1). Если результат ребенка выше тестовой нормы и достигает 116 баллов, то он, по мнению авторов, считается одаренным.

Шкала Стэнфорд - Вине применяется во всем мире, известна в нескольких редакциях (1937, 1960, 1972, 1986).

Однако со стороны психологов можно услышать много критики в ее адрес.

Рис. 3.1.

«Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена предназначены для оценки способности человека к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий (матриц), что имеет большое значение, так как это уменьшает влияние на его результаты знаний, полученных в процессе жизнедеятельности испытуемых .

В инструкции к методике дается информация только о процессуальной стороне решения задач. Принципы, заложенные как решающие правила, не раскрываются.

Методика состоит из 60 таблиц-заданий (пять серий). В каждой серии таблицы составлены в порядке возрастания трудности и усложнения от серии к серии. Испытуемые, просматривая матрицы, выявляют определенную закономерность и выбирают верный, с их точки зрения, ответ. Серия «А» построена на принципе установления связей в структуре матриц, использования операции дополнения целостной структуры недостающим фрагментом. Серия «В» - на принципе аналогии между парами фигур, использования умственной операции поиска аналогичных признаков в рисунках, а также определения оси симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия «С» - по принципу прогрессивных изменений в структуре матриц, используется операция поиска принципа развития рисунка матриц. Серия «D» - по принципу перегруппировки фигур и поиска этой перегруппировки в горизонтальном и вертикальном направлениях. «Серия Е» основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы, используются умственные операции анализа и синтеза.

Правильность решения заданий-матриц проверяется при помощи «ключа» и оценивается в соответствии с таблицей перевода в баллы (приложение 3). На решения всех заданий отводится 20 мин.

Интеллектуальный тест CFIT (дословный перевод с английского - «свободный культурный интеллектуальный тест»), созданный в 1949 г. Р. Б. Кеттеллом и А. К. Кеттеллом, принадлежит к свободным от культурологического влияния тестам . Он появился как результат усилий авторов в преодолении недостатков при измерении общих интеллектуальных способностей (интеллигентности) с помощью традиционных методик. Эти методики содержат преимущественно вербальный материал, отражающий свойства культурных наслоений социума, к котрому принадлежали их составители.

1. Лови шарик

1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).

2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить шарик и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из‑за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарики

1 балл – ребенок не понял задания, не стремится к цели; после обучения задание не понял.

2 балла – ребенок не понял задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка и складывание матрешки

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т. д.

2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу понял и принял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки

1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. п.

2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по‑прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. Парные картинки

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.

2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понимает условие задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла – ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. Цветные кубики

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. Разрезные картинки

1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку

1 балл – ребенок не понимает задания; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух‑трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

10. Нарисуй

1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла – у ребенка есть стремление что‑то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп.

Первая группа (10–12 баллов) – это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Эти дети нуждаются в формировании эмоционального контакта со взрослым. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к ребенку, погладить его, взять за руку и т. п.

Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, слежение взглядом за перемещающимся предметом.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание действиям взрослого.

Во вторую группу (13–23 балла) входят дети, которые не могут самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достичь определенного результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно‑воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест, умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом надо уделять внимание совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентиров очно‑познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, формирование целенаправленных проб, практического при‑меривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом – помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа‑представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно‑познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

Третью группу (24–33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

У детей этой группы необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, ознакомление с различными видами деятельности.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Четвертую группу (34–40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Таким образом, предложенное психолого‑педагогическое обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам‑дефекто‑логам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Тест Стэнфорд‑Бине для детей с 3 лет

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд‑Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд‑Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что‑то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд‑Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд‑Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд‑Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд‑Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд‑Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком‑то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд‑Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи‑тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6‑4‑1; 3‑5‑2; 8‑3‑7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему‑либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4‑7‑3‑9; 2‑8‑5‑4; 7‑2‑6‑1.

Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3‑15 г________ 15‑3 г_______ 3‑15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд-Бине́ (Stanford-Binet Intelligence Scale) – шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта – . Уравнение вычисления IQ было предложено в 1912 году немецким психологом У.Штерном . Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Важно, что оба возраста измеряются в месяцах.

Сейчас шкала Стэнфорд-Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в ВУЗы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Тестирование и его последствия.

    ✪ Тест IQ НЕ ИЗМЕРЯЕТ ничего? Или где нас обманывают психологи. #ИФ

    ✪ Controversy of Intelligence: Crash Course Psychology #23

    Субтитры

История создания. Шкала Бине-Симона

В начале 1900-ых годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование . В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врожденными дефектами , для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников. А. Бине вместе с А. Симоном провели эксперименты по изучению внимания , памяти и мышления у детей разных возрастов. Они определили, какие требования предъявляются детям в начальной школе (повторять фразы, знать название частей тела, сравнивать между собой отрезки и т.д.), предложили задания по этим пунктам детям разных возрастов, а потом отобрали те задания, с которыми справлялись 50-80% детей каждого возраста. В итоге было отобрано 10 наборов по 6 заданий, каждый набор соответствовал возрасту от 3 до 12 лет.

Сам А.Бине вначале предполагал лишь сравнивать два показателя – реальный или хронологический возраст и умственный. Это было первое представление шкалы интеллекта , она получила название Шкала Бине-Симона и было опубликована в 1905 году.

Но позже стало понятно, что, например, для 5-летнего и 12-летного ребенка разница между хронологическим и умственным возрастом в 30 месяцев – не одно и тоже. В первом случае это половина реального возраста, а в другом – лишь пятая часть. В связи с этим Штерн предложил вычислять соотношение двух показателей. Так, IQ=100 считается средним , стандартное отклонение σ = 16. То есть, если ребенок набирает меньше 84 баллов, он считается умственно-отсталым, а если больше 116, то – одаренным . В это же время тесты Бине попали в США, где были адаптированы Льюисом Терманом под американскую выборку. Исследование было проведено в Стэнфорском университете , поэтому полученную шкалу назвали шкалой Стэнфорда-Бине, Л. Терман представил ее в 1916 году.

Современное состояние

Шкала Стэнфорд-Бине получила широкое распространение и стала известна как надежная методика для психодиагностики .

Тест состоит из четырех частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Тест Стэнфорда-Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, как и для детей с особенностями в развитии. Г. Лефрансуа пишет, что он может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же методика может быть использована для выявления одаренных детей. Наряду с тестом Стэнфорда-Бине в настоящее время большой популярностью пользуется Тест Векслера (WISC).

Литература

  1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 576 с.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2. - М.: Мир, 1992. - 376 с.

Тест Стэнфорд-Бине (редакция 1972г.) Содержание задач меняется со временем. Тест предназначен для измерения интеллекта детей от 2 до 18 лет. Представляет собой набор заданий в виде вопросов, на которые надо дать ответ, либо в виде задач. Задания сгруппированы в блоки по 6 заданий, в соответствии с хронологическим возрастом детей. Блоки заданий составлены таким образом, что большинство детей одного возраста способны выполнить все сходящие в данный блок задания.

Задания теста (для ребенка 9 лет):

1. указать сегодняшнюю дату (день недели, число, месяц, год). Правильные ответы предполагают, что ребенок имеет представление о летоисчислении, пользуется календарем в своей жизни.

2. распределить 5 предметов на определенные классы. Предполагает наличие у ребенка способностей к абстракции и обобщению.

4. повторить 4 цифры в обратном порядке. Умение удерживать цифры в памяти, совмещать умственные операции по выстраиванию в уме в порядке.

5. построить осмысленное предложение, содержащее 3 слова. (мальчик, река, мяч). Предполагает умение ребенка строить предложения, и устанавливать между словами смысловые связи.

6. найти рифму к 3 различным словам. (лошка-кошка, день-пень, солнце-лопата). Тестируется словарный запас ребенка. Умение находит нужные слова в нужное время.

Успешное выполнение теста предполагает наличие у ребенка определенных знаний и определенных умственных умений.

Т.о., в свете этого теста, ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность знаний и умственных умений, позволяющих человеку решать определенные задачи.

Классификации интеллекта :

1. кристаллизованный интеллект – (Грейс Крайг , автор «психология развития») - область интеллекта, включающая умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта . Этот интеллект развивается под влиянием накопленного опыта, и может возрастать на протяжении всей жизни человека.

2. текущий интеллект – область интеллекта, которая охватывает способности, используемые для научения чему-то новому . Сам опыт отодвигается нс второй план. Обусловлен анатомо-физиологическими задатками, достигает пика своего развития в юности, около 20 лет, с возрастом начинает снижаться.

По мнению Ганса Айзенка , все тесты интеллекта измеряют и кристаллизованный и текучий интеллект, но в разной степени. Задачи в тестах Стенфорд-Бине, явно, не новые, и этот тест, скорее всего, диагностирует кристаллизованный интеллект .


Тест Равена – измеряет текущий интеллект – тест постепенно усложняющихся матиц. (добавить фигурку по смыслу в матрицу из 9 значков.)

Общий интеллект – общий умственная способность, от которой зависит успешность решения самых разных задач. Существование общего интеллекта выявил и описал английский психолог Чарльз Спирмен . Он давал своим испытуемым несколько тестов, направленных на измерение разных умственных способностей. Например, способность на понимание отношений, оперирование числами, пространственная ориентация, свойства памяти. Оказалось, что у каждого человека степень успешности выполнения одного теста положительно коррелирует со степенью успешности всех остальных. Если один тест выполнен на высоком уровне, то и с большей вероятностью другие тоже выполняются хорошо . Он сделал вывод, что интеллект – есть общая способность , не зависящая от содержания тестовых задач. Назвал его – фактор G (General) .

Д. Гилфорд считает что интеллект – это сумма отдельных способностей . Все задачи можно расклассифицировать на 120 видов и успешность их решения зависит от конкретных, специфичных умственных способностях.

Кстати, Теплов тоже писал о этом. Есть специальная и общая одаренность. Общая одаренность есть у талантливых детей.

Г.Гарднер считает, что интеллект не только логический, но всякий иной. Гарднер утверждает, что есть 6 типов специального интеллекта :

1. лингвистический интеллект – способность к владению и пониманию языка.

2. пространственный интеллект – для конструкторов и архитекторов

3. музыкальный интеллект

4. математический интеллект

5. личностный интеллект – встречается в виде способности к самопознанию, способность к достижению социального успеха.

6. кинестетический интеллект – способность к движениям, выраженная и танцоров, спортсменов.

7. эмоциональный интеллект – новая парадоксальная категория (что это такое? -Сам Капустин не знает.)

Теория интеллекта Ф. Вернона.

Иерархическая теория интеллекта. У человека есть общий интеллект – фактор G, общая способность к решению общих задач, есть обще-групповые факторы (ОГФ), которые влияют на решение определенных задач, далее второстепенные групповые факторы (ВГФ) , влияющие на успешность решения более мелких задач, далее – специфические групповые факторы (СГФ).

Испытуемым предлагаются блоки для решения по возрастам, начиная с задач для более младшего возраста (9-летнему дается задача для 8-летнего). После, предъявляется блок для своего возраста, если он справляется, то возраст повышается (для 10летнего). Если он решает 3 задачи из 6, то ему дается задача следующего уровня. Он решает 1 из 6, на этом тест прекращается, т.к. он решил меньше половины.

Вычисляется умственный возраст ребенка - суммируются годы и месяцы: за целый блок задач – 1 год, за полблока – 6 месяцев, за 1 задачу – по 2 месяца.

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100%

Тест КРЕАТИВНОСТИ – способность к творчеству. (Студент! Смотри фигу в учебнике!)

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6 4 1; 3 5 2; 8 3 7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4 7 3 9; 2 8 5 4; 7 2 6 1.

^ Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

^ Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3 15 г________ 15 3 г_______ 3 15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.