Признаки романтизма в мцыри кратко. Поэма М

Урок литературы в 8 классе 23.01.12.

Черты романтизма в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Литературный конфликт.

Задачи урока:

1) образов-е :

  1. знания : знакомство с особенностями лермонт-го ром-зма; литерат-ым конфликтом в ром-ом произвед-ии
  2. умения и компетенции : обучение анализу худ-го текста, умению находить в образе черты ром-го героя.

2 ) общеучебные : умение формулировать устный ответ по теме и на основе осмысления прочитанного анализировать и обобщать.

3) воспитательная задача : формирование мировоззренческой позиции, осмысление понятий внутренний мир, душа, духовность, конфликт личности ; обогащение эмоционального диапазона, умение сострадать, сопереживать.

Оборудование:

  1. текст поэмы
  2. мультимедиапроектор
  3. ноутбук
  4. экран

Ход урока

I Оргмомент.

II Вступление. Постановка целей и задач урока.

Сегодня мы снова обратимся к образу Мцыри. Но рассмотрим его с позиции романтический традиций и новаторства.

Любое эпическое (и лиро-эпическое) произведение характеризуется наличием конфликта. В том числе и в романтическом произведении.

Конфликт – что означает это понятие ? (столкновение личности и общества, противоречие во взглядах, позициях)

Слайд 1 Обратимся к эпиграфу нашего урока (прочитать: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…!») О ком эти слова? (О Мцыри )

Что такое душа? (внутренний мир человека, его переживания, чувства ). Попробуем увязать эти 2 понятия: внутренний мир героя и конфликт, понять, как они взаимосвязаны в лермонтовском произведении

Назовите основные, опорные понятия сегодняшнего урока (внутренний мир героя, литературный конфликт) слайд 2

III Работа по теме урока

Лермонтов не даёт нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре. Почему? (потому что жизнь была скучной, однообразной, в молитвах и постах, без ярких впечатлений ) слайд 3

Символом чего явился для Мцыри монастырь? (он стал «пленом», «тюрьмой», символом неволи, заточения «с кельями душными»)

Но как уже в детстве проявилась «огненная душа» мальчика? (он вынослив, « без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетел», «он дик», недоверчив, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»)

Можно ли утверждать, что потом он жил в постоянном конфликте с обществом монахов, окруживших его заботой и лаской? (нет, потому что они полюбили его, хотели ввести его в своё братство, искали его, выхаживали, а он привык к ним)

Мцыри после привык, смирился, но смирилась ли его душа ? (Нет. Потом, после побега, он в своей исповеди скажет: « Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы»

«Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс :

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной»)

Так что было скрыто с детства в «огненной душе» Мцыри? Какой «одной, но пламенной страсти» он посвятил свою жизнь? (желанию быть свободным , сбежать в тот мир «тревог и битв, где в тучах//прячутся скалы, //где люди вольны, как орлы»; «…Я цель одну //– пройти в родимую страну// – имел в душе»)

Получил он эту свободу. В чём воплотилась она? (в буйной могучей природе, с которой он слился; в красоте молодой грузинки, воспоминаниях детства, возможности сразиться, испытать свою силу:

Он видел « пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом…»

«Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты …»

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз ,

Седой, незыблемый Кавказ …»

«И вспомнил я наш мирный дом

И пред вечерним очагом

Рассказы долгие о том,

Как жили люди прежних дней,

Когда был мир ещё пышней.»

«Кругом меня цвёл Божий сад…»

Таким образом, мы видим, что другой мир Мцыри воспринимает с восторгом, воодушевлением. Но принял ли его этот мир его так, как он хотел? (не совсем.Сначала он встретил его грозой, не давал проходу в чаще – и Мцыри заблудился, потом испытывал голодом, жаждой и наконец, сражением с барсом

«Мне стало страшно ; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердиты й вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал…»

« Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом…»

«…Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…»

«…палил меня

Огонь безжалостного дня.»)

Противопоставлял ли Мцыри себя этому миру? Или он хотел стать частью его? (Природа сродни самому Мцыри: прекрасна, сильна, величественна. Он «рукою молнию ловил», «обняться с бурей был бы рад», сравнивает себя со зверем)

След-но, не здесь находится основа литературного конфликта!

Вернёмся к внутреннему миру Мцыри, его душе. Что узнал о себе Мцыри, попав на свободу? (что он способен на сильные чувства, бесстрашен, целеустремлён. Но ему не суждено найти дорогу к далёкой родине:

«Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!»

«…понять не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей…»

«И смутно понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда »

Почему? В чём трагедия Мцыри?

(«На мне печать свою тюрьма оставила …» Реальность оказалась сильнее.)

4) Вывод

Так, значит, основной конфликт произведения – противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью. Слайд 4

А к чему стремился Мцыри? (к свободе ) Что значила для него свобода?(родина – в конечном итоге) Слайд 5

Почему Мцыри погибает? (для него нет жизни без родины и без свободы, тем более, когда он уже вкусил всю сладость её)

IV Обобщающая беседа

Прочитаем продолжение высказывания В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд 6

Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

Так в чём заключается главный конфликт произведения?

(в столкновении между идеалами героя и действительностью)

V Рефлексия

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

(письменно)

2)Зачитывание ответов (2-3 работы).

3)- Впечатления от урока? (можно предложить зачитать некоторые отзывы о произведении, о Мцыри)

VI Объяснение д/з. Нацеливание на работу на след. уроке

Будем расширять свои знания о чертах романтического произведения на примере произведения Лермонтова, познакомимся с другими приёмами создания романтических образов. Для этого нам понадобятся ваши знания таких приёмов, как олицетворение, сравнение, метафоры. Постарайтесь найти по одному примеру в тексте поэмы

(Для «слабых учеников» : карточки с текстами из поэмы и вопросами, помогающими раскрыть метафору, найти олицетворения, сравнения)

VII Итоги урока. Оценивание.

1. Найди в главе 6 описание горных хребтов. С чем сравниваются они? Какое сравнение подобрал поэт для описания Кавказа?

2. Перечитай главу 11. Как Лермонтов передаёт звуки, которые слышит Мцыри?

3. Найди описание барса. Какими эпитетами воспользовался поэт, чтобы показать его величественную красоту и мощь?

Эпиграф к уроку: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…! В.Г.Белинский

конфликт – столкновение Внутренний мир – душа, чувства, переживания

Жизнь в монастыре Однообразие Нет ярких впечатлений Отказ от радостей земного бытия Добровольное заточение Мечты Мцыри Разнообразие жизненных впечатлений Свобода, воля Родной край, семья, друзья Служение идеалу

конфликт мечты реальность

свобода = родина

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии его собственной личности.» (В.Г.Белинский)


В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

Урок: «Романтизм в русской литературе. Мцыри – романтический герой».

Цель: дать начальное представление о романтизме на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Задачи: развиваем навыки работы над материалом учебника и использование этого материала, применяя его к художественному произведению; учимся анализировать художественный текст; работаем над образом Мцыри, характеризуя как цельную, сильную натуру.

Работа начинается с чтения статьи учебника, раскрывающей основные черты романтизма как

Отвечаем на вопрос: почему поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму как художественному направлению.

    Внимательно читаем статью «Начальное представление о романтизме», выписываем основные черты этого направления.

    Ощущение безграничной свободы (очарование личности, ставшей свободной) и невозможность осуществить свободу в реальной действительности (разочарование личности, не способной воспользоваться свободой для гармоничного расцвета).

    Конфликт между личностью и миром, в результате которого личность гибнет, оставаясь верной своим убеждениям.

    Основа конфликта – противоположные нравственные ценности.

    Герой – носитель истинно человеческого нравственного начала (красота одухотворенная, взгляд выразительный, глаза умные и проницательные, поведение необычное…).

    Романтический герой – выразитель авторского отношения к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности.

    Мир контрастен, совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Романтик устремлен к миру – замыслу. Двоемирие - ещё одно противоречие.

    Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу. Природа – истинная сторона мира совершенного.

    Столкновение внешних событий – борьба добра и зла в душе героя.

    Контраст (антитеза) в изображении героя: венец творения – безвольная игрушка в руках судьбы, неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Он жертва собственных страстей.

    Конкретизируются черты Мцыри как романтика в статье «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики». Раскрытию образа Мцыри как романтического героя помогают высказывания Д.Е.Максимова, В.И. Коровина. Здесь и «двуначалие», противоречивость образа, которое проявляется в сочетании физической хилости и «могучего духа», и высокая нравственность, и поиск пути к миру идеальному.

    В основе плана непосредственного анализа поэмы и романтического героя лежат эти статьи.

Как серна гор пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

Физическая слабость (последствия жизни в монастыре) и нравственная сила (наследие его отцов).

Контраст между личностью и миром

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Мир воспринимает природу как среду, чуждую человеку, а Мцыри чувствует в ней близкую ему, сильную, неподвластную миру душу. Мир труслив, Мцыри отважен. Покорность для героя – форма протеста.

Романтик устремлён к миру - замыслу

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…

И гордый, непреклонный взор,

И молодых моих сестёр…

Лучи их сладостных очей

И звук их песен и речей…

Мцыри – «естественный» человек. Он лишен любви, которая сохранилась в воспоминаниях, лишен возможности быть таким, каким должен был стать. Внутренние силы побуждают к действию, а монашеский быт подавляет их. Лишь свобода, воля, родина способны сделать его счастливым.

Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу.

Ты хочешь, что видел я

На воле? – Пышные поля, …

Кругом меня цвёл Божий сад:

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз…

Природа - та реальность, к которой стремится Мцыри. Тот идеальный мир. Деревья сравниваются с братьями «в пляске круговой», тёмные скалы «жаждут встречи каждый миг», Облака, будто «белый караван» направлялись на родину. Природа живая, её думы, жизнь понятны Мцыри и близки, поэтому так радостно-восторженно он принимает её. Родина и природа сливаются, но природа ещё не признаёт его своим. Чтобы стать своим, нужно стать равным зверю.

Он жертва собственных страстей.

И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои смутились…

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы…

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник…

Мцыри очарован молодой грузинкой, жажда борьбы и крови привела к схватке с барсом, в поисках свободы он понимает, что заблудился. Герой обнажает внутренние силы и, растратив их, погибает. Нет той среды, которая бы эти силы не только отнимала, но и возвращала.

Таким образом, Мцыри – романтический герой. И непримиримость с окружающим миром, и стремление к своему идеальному, вольному чужому для всех миру, и способность любить, возможность понимать, чувствовать природу, умение слиться с ней – всё это делает его особенным образ героя. Даже сама гибель, нежелание дальше жить в неволе – черта, свойственная необыкновенному человеку.


Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, основными идеями которого являются признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного течения изображаются герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризуются ярким накалом страстей, природа изображается в одухотворенном ключе.

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» включает в себя такие черты романтизма, как двоемирие, нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, возвышенные мотивы и поступки персонажа, трагическая обречённость судьбы героя, экзотический пейзаж Кавказа, вычурный стиль произведения, а также вершинная композиция, которая придаёт загадочность сюжету.

Произведение Лермонтова описывает историю пленённого мальчика, оставленного в монастыре.

Сразу же можно отметить принцип романтического двоемирия, которое строится на сопоставлении идеальной и реальной жизни, мечты и действительности. Недостижимой мечтой является свобода, родной край в понимании героя, а гнетущей реальностью – монастырь:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв

Сильная жажда свободы и подталкивает Мцыри к побегу. Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырём). Его возвышенными мотивами является познание жизни своих предков, того края, «где люди, вольны как орлы».

Стоит отметить, что отчаянная смелость, глубокая патриотичность, свободолюбивый нрав, вера в мечту и безрассудство характеризуют юношу как нетипичного персонажа. Даже заблудившись в лесу и потеряв всякую надежду, герой не хочет принимать людской помощи: «Но, верь мне, помощи людской я не желал…». В таинственном экзотическом лесу, который сначала казался ему близким и родным, Мцыри ослабевает из-за усталости и голода. Его напористость и твёрдое движение к цели показывают духовную мужественность персонажа, а героизм его личности просматривается в битве с диким барсом (нетипичное обстоятельство). Полужевой юноша находит в себе силы, для того чтобы сразиться со зверем:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Необходимо добавить, что фантастическая победа героя над диким животным порождает множество предположений о возможности такой схватки. Например, по мнению Э. Г. Бабаева, битва с барсом – это всего лишь сон Мцыри, так как олицетворяет внутреннюю борьбу героя. Однако умирает юноша не из–за полученных ран, а из–за жажды свободы, выраженной в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму». Хотя Мцыри провёл всего три дня на воле, он успел познать жестокость природы и трудности человеческой жизни, перенасытился вольностью, предоставленной судьбой, не смотря на её короткий миг. О трагической развязке можно узнать уже из эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (1-ая Книга Царств). Необходимо выделить, что обречённость участи главного героя – одно из принципов романтического произведения.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ

Горы для Лермонтова, как и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Помимо всего прочего, поэма наполнена огромным количеством средств выразительности речи. Так, эпитеты («пылающую грудь», «сумрачные стены», «огненная страсть», «туманной вышине», «гордый глас») передают состояние души героя и красоту окружающей его среды. Сравнения («Как серна, гор пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник») подчёркивают духовное состояние Мцыри. Прибегая к помощи метафор, автор передает переживания Мцыри, жажду свободы (смерть их навеки заживит, бой закипел). С помощью анафоры происходит нагнетание ритма. Часто используются риторические вопросы, обращения и восклицания.

Также нельзя не выделить вершинную форму инверсивной композиции, которая придаёт сюжету произведения загадочность и насыщенность. Повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри в виде лирической исповеди героя (инверсивная композиция). Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме, так как он раскрывает храбрый и мужественный характер героя.

Таких образом, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» обладает основными чертами романтизма. Однако в произведении можно заметить и принципы реализма: например, поэт точно определяет хронотоп поэмы. Так, действие происходит в монастыре, который расположен близ Мцхэте, на месте слияния двух рек: Арагвы и Куры.

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема : «Черты романтизма в поэме М . Ю. Лермонтова «Мцыри »

Цель :

Ученики должны доказать, что поэма «Мцыри » -романтическое произведение , научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи :

1. Актуализировать знания о романтизме , особенностях романтического характера . Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме .

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия : работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа) .

Планируемые результаты

Ученики научатся :

Характеризовать образ юноши-мцыри , привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме , созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) ;

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний .

Вид урока : урок -диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.

Оборудование : текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри » ,схема «фишбоун» ,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария» ,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель :1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове ,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку ;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри » больше подходит нашему герою : послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим,как внимательно вы читали текст : я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы . (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал» , К. Брюллов «Последний день Помпеи» )

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики )

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов- романтиков , художников-романтиков и поэму М . Ю. Лермонтова ?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке ?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать ,что она является романтической .

3. Работа по теме урока .

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм , где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма . (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме .

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме . Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун» . Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки» , на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна» . Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами,давайте сделаем вывод : поэма М . Ю. Лермонтова «Мцыри » -романтическая .

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы ,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая , или используя образ Мцыри как романтического героя . (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок ? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности . Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой ,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию