Таблица времен в английском языке с объяснением. Долой таблички! Как выучить английские времена

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск

Самая глобальная проблема, с которой сталкиваются абсолютно все люди, изучающие язык, это непонимание английских времен.

Разобрав одно время, кажется, что все понятно и просто. Но как только приступаешь к следующему, в голове появляется «каша». А времен в английском языке целых 12. И чем больше ты учишь, тем больше все твои знания смешиваются в голове, после чего забываются. Почему это происходит? Как легко запомнить времена в английском языке?

В этой статье вы узнаете, из-за каких ошибок люди никак не могут выучить английские времена, и как разложить их по полочкам в своей голове.

Как выучить времена в английском языке?

Итак, какие самые распространенные ошибки допускают люди?

Ошибка № 1: Браться сразу за все времена


Помните табличку в школьных учебниках, которая содержала сразу все 12 времен? В ней было краткое описание каждого времени и схема образования. При взгляде на нее глаза разбегались, и было непонятно, с какого времени следует начать. Учителя же старались разобрать на уроке как можно больше. В итоге многие не могли использовать ни одно из них.

Некоторые люди хотят выучить язык побыстрее. Из-за этого они начинают разбираться не с каждым временем по отдельности, а берутся сразу за несколько. Например, учат сразу все времена группы Simple: Present Simple (Настоящее простое), Past Simple (Прошедшее простое), Future Simple (Будущее простое).

В результате получается, что все эти времена перемешиваются в голове. И поэтому в разговоре на английском человек чаще всего использует либо одно время - настоящее, либо он старается использовать все, но постоянно делает ошибки.

Бонус: У вас в голове "каша" из английских времен? Узнайте на в Москве, как легко разобраться во временах.

Рекомендация: Начинать учить времена нужно от простого к сложному. Не следует сразу браться за сложные времена. Например, если вы начнете изучать сразу Present Perfect (Настоящее завершенное), то точно не поймете это время.

Начинать нужно с самых азов. Лучше всего перед изучением времен разобраться с глаголом to be и вспомогательными глаголами , так как они помогут вам лучше понимать дальнейшую информацию. Потом, приступая к временам, начните с самого легкого, например, c Present Simple .

Не следует брать сразу несколько времен. Лучше качественно поработать, понять и научиться использовать одно время, чем мельком пробежаться по трем и ничего не запомнить.

Разбирая каждое время:

  • Посмотрите, в каких ситуациях мы используем это время.
  • Посмотрите, как образуется время.
  • Узнайте, какие слова часто используются с этим временем и могут помочь быстро определить его.
  • Разберите, как составлять отрицательные предложения, то есть когда вы хотите сказать: «Я не…».
  • Разберите, как задавать вопросы в этом времени.

Вся эта информация позволит вам узнать, когда нужно использовать время и как строить все виды предложений с ним.

Ошибка № 2: Зубрить правила, а не пытаться их понять

Многие люди считают, что единственный способ выучить что-то - это зубрежка. Ведь именно так мы учились в школе и университете. Но что даст вам то, что вы сможете пересказать все случаи использования времени Present Simple?

К тому же зазубренная информация не остается в нашей голове надолго. Именно поэтому мы садились готовиться к экзамену за 3 дня до него, чтобы не успеть забыть все то, что учили.

Например, когда разбираете случаи использования Present Simple, просто поймите, в каких ситуациях вы можете использовать время.

Возьмем первый случай использования этого времени: мы используем его, когда говорим о действиях, которые мы делаем регулярно. Подумайте, что вы делаете регулярно? Добираетесь на работу на машине, отводите ребенка в садик, занимаетесь английским языком или ходите в спортзал? Именно во всех этих ситуациях вам надо использовать Present Simple.

Вы можете не помнить, как дословно звучит правило. Главное чтобы вы понимали, когда вам нужно использовать это время .

Ошибка № 3: Не понимать разницу между временами


Иногда человек знает все случаи использования времен, но не может понять разницы между ними. Следовательно, у него нет понимания, когда какое время нужно использовать.

Это происходит из-за того, что в английском языке времена делятся на простые, длительные и завершенные. В русском языке такого деления нет. Поэтому такая логика разделения времен нам кажется не понятной.

Возьмем предложение: «Я читала книгу». В зависимости от того, что именно вы хотите сказать, вы можете использовать два времени: Past Simple и Past Continuous.

Вы должны четко понимать их отличие, чтобы передать ваши мысли собеседнику. Если вы говорите это как обычный факт: я вчера убиралась, смотрела сериалы, гуляла, читала книгу, то мы используем время Past Simple.

Если же вы хотите показать длительность это действия: я вчера читала книгу весь день и не успела прибраться, то нужно время Past Continuous.

Четко понимайте ситуации, в каких вы можете использовать одно время, а в каких - другое, и их отличие друг от друга. Это позволит вам выражать свои мысли правильно. И вы точно не попадете в ситуацию, когда вы хотели донести до собеседника один смысл, а он понял это по-другому.

Ошибка № 4: Не практиковать в разговоре пройденные времена

Некоторые люди досконально разбирают теорию и все отлично понимают. Но вот составить предложение при разговоре в нужном времени не могут.

Представьте, что вы захотели научиться управлять самолетом. Вы прочитали все самоучители, знаете что нужно нажимать и как. Можете ли вы сказать, что умеете управлять самолетом? Конечно, нет.

Также и с английским языком. Вы не сможете использовать в разговоре времена, которые вы знаете, если не будете тренировать их на практике.

Вы должны отрабатывать на практике каждый маленький кусочек теории, составляя собственные предложения. Как это делать с помощью 3 простых шагов, читайте в этой статье .

Ошибка № 5: Составлять предложения "по-русски"

Часто люди пытаются дословно перевести мысль с русского на английский. Но каждый язык имеет свои особенности.

Например, в русском языке мы можем как угодно переставлять слова в предложении, и это не будет ошибкой. В английском же есть строгий порядок слов, которого мы должны придерживаться. Мы не можем переставить слова или поставить вспомогательный глагол в конце предложения, потому что это будет неправильно.

Рекомендация: Учитесь думать на английском языке, а не переводить предложения в уме с русского. Это позволит вам выражать свои мысли правильно, красиво и быстро. Как научиться думать, вы можете посмотреть .

Ошибка № 6: Не доводить каждый кусочек до идеала

Все люди хотят разговаривать на английском быстро и красиво, как носители языка. Но не у всех это получается. Почему? Составив 3-5 предложений в новом времени, которое проходит, человек думает, что теперь освоил его. Но этого недостаточно.

Представьте, что вы учитесь плавать. Проплыв 5 метров, вы можете сказать, что умеете плавать. Но чтобы научиться плавать быстро и на длительные расстояния, вам нужно продолжать тренироваться. Также и с английским языком.

Рекомендация: Не ограничивайте себя составлением нескольких предложений. Составляйте предложения до тех пор, пока не почувствуете, что можете делать это легко, совершенно не задумываясь, куда что нужно поставить. В голове должна возникать не схема образования предложения, а само предложение уже на английском языке.

Также добивайтесь того, чтобы предложения вы произносили с такой же скоростью и интонацией, как вы сказали бы это на русском. Ведь мы не говорим в жизни, проговаривая каждое слово в предложении. Эти упражнения позволят вам говорить на английском, как на своем родном языке.

Теперь вы знаете, какие ошибки мешают людям выучить времена английского языка. Избегайте их и вы сможете разложить все 12 времен «по полочкам» в своей голове.

Напишите в комментариях ниже, с какими проблемами вы сталкиваетесь, когда учите английские времена?

Времена в английском языке представляют, пожалуй, самую большую сложность для понимания, запоминания и применения. Сегодня мы даем несколько рекомендаций, которые облегчат вам жизнь и позволят освоить времена наиболее эффективным образом.

Сразу заметим, что мы не рассматриваем образование времен: как показывает практика, это не является проблемой для изучающих английский язык. Выучить схемы достаточно легко, но вот разобраться в употреблении времен отнюдь непросто. Итак, приступим …

  • Разбираемся в названиях

Времен в английском языке, в принципе, всего три - Present (настоящее), Past (прошедшее) и Future (будущее). Однако, ситуация осложняется тем, что каждое названное время может иметь четыре вида. Т.е. Настоящее время имеет четыре вида, прошедшее и будущее также имеют четыре вида. Какие виды времен существуют?

Первый вид времен называется Simple (простой). Таким образом, существуют , Past Simple (прошедшее простое) и Future Simple (будущее простое).

Второй вид времен называется Continuous (продолженный, длительный). Соответственно и времена могут быть (настоящее продолженное), Past Continuous (прошедшее продолженное) и Future Continuous (будущее продолженное).

Третий вид называется Perfect (совершенный). Таким образом, существуют (настоящее совершенное), Past Perfect (прошедшее совершенное) и Future Perfect (будущее совершенное).

Последний вид времен объединяет в себе названия предыдущих двух и именуется Perfect Continuous (совершенно-продолженный). Соответственно и времена могут быть (настоящее совершенно-продолженное время), Past Perfect Continuous (прошедшее совершенно-продолженное) и Future Perfect Continuous (будущее совершенно-продолженное).

Как видите, вам нужно запомнить, с одной стороны, названия времен (Present, Past, Future), с другой – их виды (Simple, Continuous, Perfect, Perfect Continuous).

Кстати, во многих учебниках первые два вида времен могут называться иначе. Вместо Simple можно встретить термин Indefinite, а вместо Continuous – Progressive. Вы должны знать, что эти термины взаимозаменяемы.

Название конкретного времени состоит из названия самого времени и его вида, например: Present Simple, Past Continuous и т.п.

  • Понимаем и запоминаем значения

Следующий ключевой момент, который вы должны запомнить - каждый вид времени имеет свое значение. Далее мы разберем каждый вид отдельно.

Запомните значение вида Simple – а) простое действие, факт; б) регулярное, повторяющееся действие. Simple передает свое значение конкретным временам. Так, Present Simple обозначает: а) простое действие, факт в настоящем времени; б) регулярное, повторяющееся действие в настоящем времени. Например: «Земля вращается вокруг солнца» – это факт, поэтому при переводе данного предложения на английский язык мы будем использовать Present Simple. Еще пример: «Этот мальчик часто болеет» – это регулярное, повторяющееся действие, поэтому при переводе на английский язык мы также будем использовать Present Simple.

Past Simple обозначает: а) простое действие, факт в прошлом; б) регулярное, повторяющееся действие в прошлом. Например: «Москва была основана Юрием Долгоруким» – это факт прошлого, следовательно при переводе этого предложения на английский язык мы будем использовать Past Simple. Еще пример: «В детстве я часто болел» – это регулярное, повторяющееся действие, поэтому при переводе на английский язык также воспользуемся Past Simple.

Future Simple обозначает: а) простое действие, факт в будущем; б) регулярное, повторяющееся действие в будущем. Например: «В следующем году я перееду в Германию» – это обозначение факта будущего, поэтому используем Future Simple. «Он часто будет навещать тебя» – регулярное, повторяющееся действие, следовательно снова Future Simple.

Итак, с Simple разобрались, теперь переходим к Continuous. Здесь гораздо все проще. Запомните самое основное значение – процесс. Именно значение процесса Continuous передает конкретным временам.

Present Continuous обозначает процесс в настоящем. Например: «Он сейчас спит» – процесс в настоящем времени, поэтому при переводе на английский язык прибегнем к Present Continuous.

Past Continuous обозначает процесс в определенный момент прошлого. Например: «Вчера в шесть часов он спал».

Future Continuous обозначает процесс в определенный момент будущего. Например: «Завтра в шесть часов он будет спать».

Теперь рассмотрим Perfect. Запомните ключевое значение данного вида – результат. Это значение передается конкретным временам.

Present Perfect обозначает результат к настоящему времени. Например: «Я написал письмо. Я свободен.» Само действие написания письма уже не совершается, оно окончено, но от него к настоящему моменту остался результат - письмо, готовое к отправке.

Past Perfect обозначает результат к определенному моменту прошлого. Например: «Я написал письмо к вечеру». Вечером действие написания письма уже не совершалось, оно было окончено, но от него остался результат - письмо, готовое к отправке.

Future Perfect обозначает результат к определенному моменту будущего. Например: «Я напишу письмо к вечеру». Вечером действие написания письма уже не будет совершаться, оно будет окончено, но от него останется результат - письмо, готовое к отправке.

И, наконец, обратимся к Perfect Continuous. Запомните основное значение - процесс, длящийся указанное количество времени. Это значение передастся конкретным временам.

Так, Present Perfect Continuous обозначает процесс, длящийся конкретное время и продолжающееся в настоящий момент. Например: «Он спит уже три часа».

Past Perfect Continuous обозначает процесс, который длился указанное количество времени до определенного момент в прошлом. Например: «Он проспал три часа, когда ты вернулся». В этом предложении есть момент прошлого - твое возвращение. До этого момента совершался процесс - он спал. Процесс длился указанное количество времени - три часа.

Future Perfect Continuous обозначает процесс, который продлится определенное количество времени к какому-то моменту будущего. Например: «Он проспит три часа до твоего возвращения».

Чтобы окончательно разобраться во временах английского языка, рекомендуем посмотреть лекцию на данную тему (на русском языке). В данной лекции подробно рассматривается вопрос образования и употребления времен действительного залога.

Английские времена считаются самой сложной темой, потому что в русском языке у нас всего 3 времени, а в английском их 12.

При их изучении у каждого возникает много вопросов.

  • Какое время нужно использовать?
  • Будет ли считаться ошибкой использование одного времени вместо другого?
  • Почему тут нужно использовать это время, а не другое?

Эта путаница происходит из-за того, что мы учим правила грамматики, но не до конца понимаем их.

Однако английские времена не так сложны, как кажется.

Их использование зависит от того, какую мысль вы хотите донести до своего собеседника. Чтобы правильно это делать, вам нужно понять логику и случаи употребления английских времен.

Сразу предупреждаю, в этой статье я не буду объяснять вам грамматическое образование предложений. В ней я дам именно понимание времен.

В статье мы рассмотрим случаи использования 12 времен и сравним их между собой, в результате чего вы поймете, чем же они отличаются, и когда какое время надо использовать.

Давайте начнем.

Какие времена есть в английском?


В английском языке, также как и в русском, есть 3 знакомых нам блока времен.

1. Present (настоящее) - обозначает действие, которое происходит в настоящем времени.

2. Past (прошедшее) - обозначает действие, которое происходит в прошедшем времени (когда-то давно).

3. Future (будущее) - обозначает действие, которое будет происходить в будущем времени.

Однако на этом английские времена не заканчиваются. Каждая из этих групп времен подразделяется на:

1. Simple - простое.

2. Continuous - длительное.

3. Perfect - завершенное.

4. Perfect Continuous - длительно-завершенное.

В итоге получается 12 времен.


Именно использование этих 4-х групп ставит в тупик изучающих английский язык. Ведь в русском языке такого разделения нет.

Как понять, какое время нужно использовать?

Чтобы правильно употреблять английские времена, нужно 3 вещи.

  • Понимать логику английских времен
    То есть знать, какое время для чего предназначено и когда используется.
  • Уметь строить предложения согласно правилам
    То есть не только знать, а уметь говорить эти предложения.
  • Понимать, какую именно мысль вы хотите донести до собеседника
    То есть уметь выбирать нужное время в зависимости от смысла, который вкладываете в свои слова.

Чтобы понять английские времена, давайте подробно рассмотрим каждую группу.

Еще раз повторю, я не буду объяснять грамматическое образование предложений. А объясню вам логику, по которой мы определяем, время какой группы надо использовать.

Начнем мы с самой легкой группы - Simple.

Бонус! Хотите легко выучить английские времена и использовать их в своей речи? в Москве и узнайте, как легко освоить времена и начать говорить на английском за 1 месяц по методу ESL!

Времена группы Simple в английском языке

Simple переводится как «простое».

Это время мы используем, когда говорим о фактах, которые:

  • происходят в настоящем времени,
  • происходили в прошлом,
  • будут происходить в будущем.

Например

I drive a car.
Я вожу машину.

Мы говорим, что человек умеет водить машину и это факт.

Давайте рассмотрим еще один пример.

She bought a dress.
Она купила платье.

Мы говорим о факте того, что когда-то в прошлом (вчера, на прошлой неделе или в прошлом году) она купила себе платье.

Запомните: когда вы говорите о каком-то действии, как о факте, то используйте группу Simple.

Вы можете подробно изучить все времена этой группы здесь:

Теперь давайте сравним Simple с другой группой времен - Continuous.

Времена группы Continuous в английском языке

Continuous переводится как «длительное, продолженное».

Когда мы используем это время, то говорим о действии как о процессе, который:

  • происходит в настоящий момент,
  • происходил в прошлом в определенный момент,
  • будет происходить в будущем в определенный момент.

Например

I am driving a car.
Я веду машину.

В отличие от группы Simple, здесь мы не имеем в виду факт, а говорим о процессе.

Давайте посмотрим разницу между фактом и процессом.

Факт: «Я умею водить машину, у меня есть права».

Процесс: «Я села за руль какое-то время назад и сейчас веду машину, то есть нахожусь в процессе вождения».

Рассмотрим еще один пример.

I will be flying to Moscow tomorrow.
Завтра я буду лететь в Москву.

Мы говорим о том, что завтра вы сядете в самолет и в течение какого-то времени будете находиться в процессе полета.

То есть, например, вам нужно выйти на связь с клиентом. Вы говорите ему, что не сможете поговорить с ним в это время, так как будете в процессе полета.

Запомните: когда вы хотите подчеркнуть длительность действия, то есть то, что действие является процессом, используйте времена группы Continuous.

Подробно про каждое время этой группы вы можете прочитать здесь:

А теперь давайте перейдем к группе Perfect.

Времена группы Perfect в английском языке


Perfect переводится как «завершенное/совершенное».

Это время мы используем, когда делаем акцент на результате действия, который:

  • мы получили к настоящему моменту,
  • мы получили к определенному моменту в прошлом,
  • мы получим к определенному моменту в будущем.

Заметьте, что даже в настоящем времени это время переводится на русский язык как прошедшее. Однако, несмотря на это, вы говорите, что результат этого действия важен именно в настоящий момент.

Например

I have fixed my car.
Я починил машину.

Мы делаем акцент на результате, который есть у нас в настоящий момент - работающая машина. Например, вы говорите, что починили машину, теперь она работает, и вы можете поехать к друзьям на дачу.

Давайте сравним эту группу с другими.

Говорим о факте (Simple):

I cooked dinner.
Я готовила ужин.

Например, вы рассказываете подруге о факте того, что вчера приготовили вкусный ужин.

I was cooking dinner.
Я готовила ужин.

Вы говорите, что находились в процессе готовки. Например, не брали трубку, так как готовили (находились в процессе) и не слышали звонка.

Говорим о результате (Perfect):

I have cooked dinner.
Я приготовила ужин.

Вы в данный момент имеете результат этого действия - готовый ужин. Например, вы зовете всю семью к обеду, так как ужин готов.

Запомните: когда вы хотите сделать акцент на результате действия, то используйте группу Perfect.

Подробно про все времена группы Perfect читайте в этих статьях:

А теперь давайте перейдем к последней группе Perfect Continuous.

Времена группы Perfect Continuous в английском языке

Perfect Continuous переводится как «завершенное длительное». Как вы заметили по названию, эта группа времен включает в себя признаки сразу 2-х групп.

Ее мы используем, когда говорим о длительном действии (процессе) и о получении результата.

То есть мы подчеркиваем, что действие началось какое-то время назад, длилось (находилось в процессе) определенное время и в данный момент:

1. Мы получили результат этого действия

Например: «Он чинил машину 2 часа» (действие длилось 2 часа, а в данный момент у него есть результат - работающая машина).

2. Действие все еще продолжает длиться

Например: «Он чинит машину 2 часа» (он начал чинить машину 2 часа назад, находился в процессе и сейчас все еще чинит ее).

Мы можем говорить, что действие началось какое-то время назад, длилось и:

  • закончилось/продолжается в настоящем,
  • закончилось/продолжалось до определенного момента прошлом,
  • закончится/будет продолжаться до определенного момента в будущем.

Например

I have been cooking this dinner for 2 hours.
Я готовила ужин 2 часа.

То есть вы начали готовить 2 часа назад и к настоящему моменту у вас есть результат вашего действия - готовый ужин.

Давайте сравним это время с другими, похожими на него.

Говорим о процессе (Continuous):

I am painting a picture.
Я рисую картину.

Мы говорим, что в данный момент находимся в процессе рисования. Нам не важно, сколько на это уже ушло времени, нам важно, что в данный момент вы вовлечены в этот процесс.

Говорим о результате (Perfect)

I have painted a picture.
Я нарисовала картину.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина.

Говорим о результате и процессе (Perfect Continuous)

1. I have been painting a picture for an hour.
Я рисовала картину час.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина. Также вы подчеркиваете, что для получения этого результата вы находились в процессе рисования один час.

2. I have been painting a picture for an hour.
Я рисую картину один час.

Мы говорим, что сейчас находимся в процессе рисования, при этом мы акцентируем внимание на том, что заняты этим процессом уже час. В отличие от времен Continuous, где нам важно только то, что происходит в определенный (данный) момент, а не то, сколько мы уже этим занимаемся.

Запомните: если вы хотите подчеркнуть не только полученный результат, но и его длительность (сколько времени заняло у вас его получение), то используйте Perfect Continuous.

Общая таблица сравнения времен групп Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous

Давайте еще раз посмотрим, за что отвечает каждая группа времен. Посмотрите на таблицу.

Время Пример Акцент
Simple I did my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о факте.

Например, вы когда-то учились в университете и делали домашнюю работу. Это факт.

Continuous I was doing my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о процессе, подчеркиваем длительность действия.

Например, вы не убрались в комнате, потому что были заняты процессом выполнения домашней работы.

Perfect I have done my homework.
Я сделала домашнюю работу.
Говорим о результате.

Например, вы пришли на урок с готовой домашней работой.
Преподавателю неважно, сколько времени у вас это заняло. Его интересует результат - сделана работа или нет.

Perfect Continuous I have been doing my homework for 2 hours.
Я делала(ю) домашнюю работу 2 часа.
Подчеркиваем не только результат, но и длительность действия до его получения.

Например, вы жалуетесь другу, что домашняя работа слишком сложная. Вы потратили на ее выполнение 2 часа и:

  • сделали ее (получили результат),
  • все еще делаете в настоящий момент.

Итог

Используйте английские времена в зависимости от того, какой смысл вы хотите донести до собеседника. Самое главное - понимать, на чем делается акцент в каждом из времен.

1. Говорим о действии, как о факте - Simple.

2. Говорим о действии, как о процессе - Continuous.

3. Говорим о действии, делая акцент на результате - Perfect.

4. Говорим о действии, подчеркивая, что оно заняло определенное время перед получением результата - Perfect Continuous.

Надеюсь, теперь вам стала понятна логика английских времен, и вы сможете донести до собеседника правильный смысл.

Со школьных времен студентов запугивают великими и ужасными двенадцатью временами английского, которые надо учить, иначе не будешь знать язык. Строго говоря, времен в английском всего три, так же как и в русском: настоящее (Present ), прошедшее (Past ) и будущее (Future ). Но вот у каждого времени есть свой аспект! И таких аспектов четыре: Simple , Continuous , Perfect и Perfect Continuous . Путем умножения получается двенадцать времен. Только это не отдельные правила, которые надо зазубривать независимо друг от друга. Все времена взаимосвязаны и логичны. Главное – понять, о чем говорит каждый аспект, + знать, когда произошло (Past ), происходит (Present ), произойдет (Future ) действие, о котором вы говорите, = в итоге вы получите правильный выбор времени в английском языке.

График всех времен английского

Аспект Simple , как правило, говорит о самом обычном действии, которое происходит регулярно или постоянно. В большинстве случаев, если вы не уверены в том, какой аспект выбрать, берите Simple и не ошибетесь! :-) Continuous – это действие, растянутое во времени, оно должно продолжаться хоть сколько-нибудь. Perfect – действие с результатом. У многих именно Perfect вызывает трудности, ведь у нас в русском нет ничего подобного. Точно нет? А если вы увидите два таких глагола «делал» и «сделал»? Какой из них будет показывать «законченность действия, результат»? Сделал! Так вот и получается, что чаще всего аспект Perfect в русском языке – это глагол совершенного действия. Есть у нас свой Perfect , и это замечательно! Perfect Continuous – это когда есть длительное действие и результат этого действия. Представьте, что аспекты Continuous и Perfect соединили, в результате получился Perfect Continuous .

В теории все не так сложно. Мне всегда казалось, что все становится логично, когда все времена представлены на временной прямой.

Вот временная линия – то, как мы себе представляем движение времени: вчера, сегодня, завтра. На временной линии у нас изображен аспект времен Simple . Возьмем пример go to school – «ходить в школу».

I go to school every day. – Я хожу в школу ежедневно. (обычно, иногда) – Present Simple

I went to school yesterday. – Я пошел в школу вчера. (в 1999, 3 года назад) – Past Simple

I will go to school tomorrow. – Я пойду в школу завтра (в 2025, через 3 года) – Future Simple

Усложняем картинку и добавляем аспект Continuous – растянутое, длительное действие.

I am going to school now. – Я иду в школу сейчас. (вот сейчас бодро шагаю по дороге в школу) – Present Continuous

I was going to school when the phone rang. – Я шел в школу, когда зазвонил телефон. (я шел по дороге – длительное действие, зазвонил телефон – короткое, которое прервало более длительное) – Past Continuous

I will be going to school tomorrow from 10 a.m. till 11. – Я буду идти в школу завтра с 10 до 11 утра. (я сейчас лежу на диване и думаю, как завтра буду идти по знакомой улице в школу, встречу кота, поглажу его и пойду дальше) – Future Continuous

Теперь добавляем третий аспект времени Perfect .

I have just gone to school. – Я только что ушел в школу. (я только вышел из дома и пошел в школу) – Present Perfect

I had gone to school and after that I went for a walk. – Я сходил в школу, а потом пошел гулять с друзьями. (я был в школе и потом пошел гулять с друзьями. N.B.! В Past Perfect одно действие должно завершиться перед другим действием в прошлом) – Past Perfect

I will have gone to school by the end of the week. – Я схожу в школу к концу недели. (я не люблю ходить в школу, но обещаю, что схожу туда до конца недели. N.B.! Обязательное условие: к какому-то моменту в будущем) – Future Perfect

И наконец, очередь дошла до аспекта Perfect Continuous .

I have been going to school since 2007. – Я хожу в школу c 2007 года. (с 1996 года, в течение 2-х лет. Этим временем я хочу подчеркнуть, как долго я ходил и продолжаю ходить в школу) – Present Perfect Continuous

I had been going to school for 10 years before I finished it. – Я ходил в школу 10 лет перед тем, как закончил ее. (действие было длительным (до 1999 года, с 1998-2008) и закончилось в прошлом) – Past Perfect Continuous

By the end of 2015 I will have been going to school for 10 years. К концу 2015 года будет 10 лет, как я буду ходить в школу. (Есть длительное действие (хожу в школу в течение 10 лет) и точка в будущем, к моменту которой я буду что-то делать (к концу 2015)) – Future Perfect Continuous

Как видите, есть логика в английских временах. Главное – посидеть и постараться понять эту логику. Данное объяснение не касается каких-то особых случаев употребления времен, но оно поможет вам выстроить общую картину того, что может происходить с действием (глаголом) в английском.

Теория Большого Взрыва и времена английского языка

Интересное наблюдение. Совсем недавно я просматривала очередную серию своего любимого сериала “The Big Bang Theory ” («Теория большого взрыва»). В 5 серии 8 сезона наткнулась на удивительный диалог между главными героями. Напомню кратко: герои сериала – группа физиков, которые часто попадают в нелепые ситуации из-за своей абсолютной неприспособленности к реальной жизни. Эти пытливые умы живут в мире теорий, формул и вычислений. И в одной из серий они задумались над созданием машины времени. Шутки шутками, но меня поразил грамматический аспект такого изобретения. Давайте вместе с Говардом, Леонардом и Шелдоном поразмышляем о том, как нарушение течения времени может повлиять на английскую грамматику. Обязательно загляните в спойлер после видео, там есть небольшие пояснения, которые лучше помогут разобраться с потоком американской речи героев.

Не удивляйтесь, если вы ничего не поняли с первого раза. Я сама сидела с открытым ртом какое-то время, нервно хватая воздух! После 4-5 просмотров с паузами и утешительных печенек с какао решила-таки разобраться, в чем дело. А все дело в том, что для англичан времена – это не просто устаревшая условность. Это необходимость! Они могут просто не понять по-другому, когда происходило действие. После серии на английском я с нетерпением ждала перевода на русский. В тот момент я совсем не завидовала переводчикам, прекрасно понимая, что только магия поможет перевести все это на русский. Посмотрим перевод?

Молодцы! Выкрутились с помощью русской приставки «пред», которая показывает, какое действие было первым, а которое – следующим. Так выходит, что фразу «Я пошла гулять, но сначала помыла посуду» на русском можно сказать с помощью всяких слов-помощников: «сначала», «перед тем, как», «сперва». Эти слова будут показывать на то, какое действие было первым. В английском это будет время Past Perfect , оно покажет, что я помыла посуду сперва, а потом пошла гулять: “I had done the dishes and went for a walk ”. И англичанину будет понятно, что было первое, а что второе. Также и все остальные аспекты будут иметь свои характерные значения:

  1. Я сейчас иду (слово «сейчас» показывает, что действие происходит в данный момент). – I am going (am going показывает, что действие происходит в данный момент).
  2. Я обычно иду («обычно» показывает нам повторяемость действия). – I usually go (да, добавили usually , но именно go покажет на повторяемость) и т. д.

После просмотра этой серии я еще раз убедилась, какие же английские времена все-таки логичные, правильные, линейные что ли. И еще поняла: как здорово, что никто (насколько мне известно) еще не изобрел машину времени, иначе у нас у всех прибавилось бы головной боли с этими временами и действиями:-).

  • Если вам нужна дополнительная помощь в работе над какими-то аспектами грамматики, то вы всегда можете записаться на курс «Грамматический интенсив », где вместе с преподавателем разберёте подробно самые запутанные правила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .