Дидактическая игра на развитие речи «Подбери рифму. Словесно – логическая игра «Рифмушки Игра рифмы для дошкольников по литературным произведениям

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».

Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят.

Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.

Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.

«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.

Картотека игр «Игры с рифмами»

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик),
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем- рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,(далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,
Промурлыкала и кошка: ладошка,
Прокукарекал петушок: мешок, .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-(жетон).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит(ранка).

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто(мыл).

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу(нёс).

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую(будку).

У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему(дождь).

Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).

Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится(воск).

Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).

Картину написал творец,
Изобразил на ней(дворец).

Соловья не слышно трель,
Заглушает её(дрель).

Видел я чудесный сон,
Что поехал я на(Дон).

Тёмная настала ночка,
Засыпает моя(дочка).

Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там (танец).

Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге(торт).

Не нужны солдату санки,
Изучать он будет(танки).

Случай приключился раз-
Перевернули медный(таз).

Любит дед табачок,
А внучок-(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.
Незнакомый танец(танго).

Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).

Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).

Кто-то вырыл большой грот-
Оказалось, это (крот).

На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает(русак).

Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,
Отправились они на (корт).

На столе осталась крошка,
Покормила птичек(Прошка).

Убежали с клумбы розы,
Очень уж колючи(розы).

Утром выпала роса-
Выходи на луг (коса).

На скачках выступали кони,
Катали в парке детей(пони).

Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой(рот).

На столе лежала пышка-
Запах уловила(мышка).

В царстве сказок собран бал-
Были там и стар, и (мал).

Большому начальнику нужна папка,
И, конечно, зимой, обязательно(шапка).

Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).

Испекла Наташа кекс,
Очень любит их наш(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и(карта).

На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет(каску).

Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).

Стал пилить Артур полено,
Повредил себе(колено).

С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).

Не удалась у веры кройка,
Теперь стоит в журнале(тройка).

Мила сделала салат,
Постирала свой(халат).

Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее(голод).

Приобрёл сметану Глеб,
Покупал Василий (хлеб).

Замедляя время ход,
От нас уходит старый(год).

Цветёт весною пышно хмель,
На него садится(шмель).

Что ребята затевают драки,
Не верьте! Это просто-(враки).

Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него(венок).

Жил на свете великан,
И у него был(пеликан).

Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).

В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).

У пограничников есть пост,
Под охраной у них(мост).

Называет Иру папочка:
« Моя дочка-(лапочка)».

Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, (мало).

Любят сериалы киски,
Покупают в « Треке»(диски).

Вика чистит с утра зубы,
Затем красит ярко(губы).

Плыла по небу тучка,
В реке плескалась(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство-(лекарь).

На берегу реки- песок,
А вокруг стоит (лесок).

Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).

Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро(смыл).

На окне сидела кошка
И мяукала(немножко).

Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).

Вот смотрите –паровоз,
Он вагончики(повёз).

На большой зелёной ветке
Сидят белочкины(детки).

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли- слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь(букашку),
Взяла я корзину, купил ты(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши(врачи).

Цель: сформировать представление о рифме

Задачи:

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материалы и оборудование : мяч, карточки из книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

1. Речевая разминка

Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Мы в слова играем - вместе сочиняем ,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши , веселимся от души!

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки.

И разучивают новые:

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер -

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

2. Речевая ситуация

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Да ладоши не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей (лей-лей)

Сколько времени сейчас (час-час)

Сколько будет через час (час-час)

И неправда, будет два (два-два)

Думай, думай, голова (ва-ва)

Как поет в селе петух (ух-ух)

Да не филин, а петух (ух-ух)

Вы уверены, что так (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

(ведущий держится за ухо)

Или может сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

(ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас? (нас-нас)

(ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда (да-да)

Или только иногда (да-да)

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (-)

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

После этого дети находят рифму встихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

Ели

Ели на опушке-

До небес макушки -

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

Ванечка - пастух

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг -

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу -

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, со­чинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариан­тов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». В методической литературе они представлены у А.К. Бондаренко, Г.А. Тумаковой и др. Ограниченное коли­чество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка ве­лико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малы­шева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот ин­терес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступе­ней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объяс­няет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смыс­ловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Проводя с детьми игры серии «Подбери рифму», мы, по существу, зна­комим детей с механизмом подбора рифм при сочинении стихов, загадок и т. д. Очень важно, что эти игровые упражнения составляют систему заня­тий по обучению детей технике стихосложения. Начинать играть с неслож­ных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы, а затем и после, со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать риф­мы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка - сайка; глобус - автобус.

2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок - бочок; коза - глаза.

3 .Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названи­ем части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка - кастрюля - крышка; уха - луковица - шелуха.

4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка - кукла - игрушка; дверь - медведь - зверь.

б) Подобрать к названию предмета синоним:

Кошка - корзина - лукошко; полка - корзина - кошелка.

в) Дать предмету меткую характеристику:

Лейка - Баба Яга - злодейка; морковка - лиса - плутовка.

г) Подобрать метафору:

Банка - руль - баранка; листья - метла - Анисья.

д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости - дети - гости; ручка - девочка - внучка.

5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан - ягненок - баран; носорог - молоко - творог.

б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец - ворона - птенец; пена - Буратино - полено.

6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на вто­рой картинке в уменьшительной форме:

Кошка - рыба - рыбёшка; кольцо - пальто - пальтецо.

7 .Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

а) Образовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

8 .Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины - взъерошенный; лопаты - лохматый.

9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула - нырнула; синица - снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка - сладко; слониха - тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную ак­тивность детей. Возбудить у ребенка желание думать, вращаться в кругово­роте мыслей, логических задач, оживить его представления - это и есть осу­ществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и са­моразвития» (Н. Подъяков). В подобных играх происходит ста­новление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувству­ет себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекатель­ны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образо­вательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что4-6 год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой языковой одарённости, особой восприимчивости к языковой стороне речи. Очень важно уделять внимание развитию творческих способностей детей.

Большинство исследователей подчёркивают необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова.

Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям: дидактические игры и упражнения, игры-соревнования, знакомство с устным народным творчеством и художественной литературой, развитие воображения, овладение средствами языковой выразительности и т.д.

Дидактические упражнения, игры

В процессе выполнения различных дидактических упражнений, игр дети знакомятся с рифмой.

Игры “Подскажи словечко”.

Дошкольники учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. В подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который дошкольники должны произнести чётче, чем другие звуки.

Игра “Звуки поменялись местами”.

Способствует развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).

Стихотворения, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие.

Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дошкольники упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание, фонематический слух.

Игровые упражнения по развитию моторики сопровождаются чтением стихов-потешек. Читая стихотворение, дети поочерёдно разгибают пальчики - сначала на левой руке, затем на правой.

Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.

Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Игры-соревнования

Вариант 1.

Ведущий читает стихи и объясняет задания.

Две птицы необычные
Есть на столе моём
И, если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А, чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц-
Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг -
Весьма нелёгкий труд.
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,
Другая сразу гость и трость.
Одна достала слово слон,
Другая звон и телефон.

На доске прикреплены картинки с нарисованными предметами. Внизу написано название предмета. Красным цветом выделены окончания. Они помогут вам найти рифму.

Рядом на столе лежат картинки с рифмами-парочками. Каждый участник должен найти рифму-парочку и прикрепить её к нужной картинке.

Например: машина-малина, гребешок-петушок. У этих слов одинаковые окончания. Они выделены красным цветом. Читающие дети могут пользоваться текстом.

Вариант 2.

Правильно подобранные карточки-рифмы совместить друг с другом и придумать по ним двустрочие или весёлую сюжетную историю.

Например:

1. Громко выстрелила пушка
И подпрыгнула лягушка.

Дети могут придумать свои парочки-рифмы и нарисовать их.

Можно подбирать рифму просто к словам.

Подобрав рифму, дети пытаются составить четверостишие.

Знакомство с устным народным творчеством

Загадка-это иносказательное выражение, которое нужно отгадать. Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, другими предметами, людьми; задумывались о похожести и придумывали иногда весёлые, иногда грустные, иногда шутливые загадки. Каждая загадка включает в себя тайный, иносказательный смысл. Эти загадки сочинялись для того, чтобы научить сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучали как стихи, некоторые выглядели как рисунки.

Старые загадки, которые давным-давно сочинил русский народ.

Загадки к рисункам: без окон, без дверей, полна горница людей.

Скрытый смысл: в закрытом домишке много семечек, как людей..

Отгадка-огурец. Если его разрезать пополам, то можно увидеть “стеночки” дома, а в нём много-много народа - семечек огурца.

Фантазия и образ

Необходимо учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность. Ложь-это обман, а фантазия-вымысел. Фантазировать - значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделить то, что может реально существовать, самыми невероятными способностями или особенностями.

Можем ли мы вообразить, что кисточка из коробочки с красками сейчас заговорит с нами человеческим голосом? Какой это будет голос? Высокий или низкий?

О каких литературных произведениях говорят, что они - ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок?

Какие сказочные образы не существуют в реальности? (Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший)

Какие сказочные обрзы могли бы существовать в действительности? (Алёнушка, Серый волк, Красная шапочка)

Педагог предлагает детям послушать стихи.

Я валяюсь на траве.
Сто фантазий в голове.
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
Ежик резиновый шёл и посвистывал
Дырочкой в правом боку. (Ю.Мориц)

Вопросы для общения.

  • Это правда, вымысел?
  • Какой образ ежа мы увидели в этом стихотворении?
  • Может ли такое случиться на самом деле? (нет)
  • А если случится, то где?

Интонационное оформление высказываний дошкольников.

В целях успешной коммуникации особое значение приобретает овладение средствами языковой выразительности.

Дети младшего дошкольного возраста активнее используют интонационные средства, чем дети старшего дошкольного возраста. Это означает, что чувствительность к интонации с возрастом снимается.

Интонационная выразительность может быть сформирована у дошкольников при соблюдении следующих условий:

Развитие речевого слуха и дыхания;

Развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

Овладение произвольной, осознанной выразительностью при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

Выявление особенностей ориентировки старших дошкольников на смысловую сторону высказывания должно способствовать овладеванию осознанной выразительностью;

Работа над интонационным оформлением высказываний.

Детям предлагают задания: произнести скороговорку, произнести фразу, закончить фразу.

Дети произносят скороговорку: “Тридцать три вагона в ряд тараторят-тарахтят”. Сначала быстро, затем медленно, тихо,громко, шепотом.

Фразу “Я пойду в школу” надо передать с разной интонацией: радостно,удивлённо, вопросительно.

Следующее задание - дети придумывают окончание фразы складно.

Фраза “Ёжик-ёжик, где гулял?”

Примеры ответов:

На полянке играл.

На траве грибы искал.

По лесам и по горам.

По поляночке скакал.

Я малину собирал.

Я грибки искал.

Я в лесу грибы собрал.

Я в леске играл.

Я на полянке загорал.

Я грибочки собирал.

Где корзинку потерял?

Я в лесу на пенёчке отдыхал.

Я в лесу грибы искал.

С тучкой я играл.

Медвежонка я искал.

Список использованных источников

  1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного образа.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
  4. Филичева Т.Б, Основы логопедии.
  5. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации.
  6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке.