Кондратий рылеев краткая биография и творчество. Краткая биография рылеева

Константин Федорович Рылеев является одним из самых известных российских писателей, а также членом движения декабристов.

Рылеев был сыном дворянина, который владел имением в губернии Петербурга. Константин Федорович получил свое образование в 1 кадетском корпусе этого города. После корпуса Рылеев стал офицером артиллерийского полка и принимал участие в заграничных походах российской армии периода 1814- 1815 годов. Поговаривают, что в Париже Рылеев однажды посетил гадалку, которая предсказала ему, что его повесят.

В 1819 году поэт женится по любви на дочери богатого помещика, переезжает жить в Петербург, где начинает работать в суде. Современники Рылеева были настроены либерально, но сам поэт пытался облагородить гражданскую службу, показать ее пользу и благо для народа. Во время службы в суде он очень много помогал простым и обездоленным людям. Весной 1824 года Рылеев переезжает в казенный дом на Мойке, ведь теперь он работает секретарем американско - российской канцелярии.

Рылеев в литературе

Для творчества Рылеев был характерен патриотизм, романтический настрой, равенство людей, он высоко ценил простых российских граждан. В своих политических взглядах поэт был ярко выраженным романтиком и утопистом. Сослуживцы поэта вспоминали, что он выступал за равенство и был инакомыслящим. Эти мотивы были основными в его творчестве.

Рылеев не был эстетом в поэзии и воспевал простые человеческие добродетели («Я не поэт, я гражданин»), герои автора были неутомимыми борцами за свободу. В 1819 году его начали печатать в разных изданиях, но больше всего он прославился стихотворением «К временщику», где явным образом обличал А. А. Аракчеева. Рылеев является автором сборника «Думы», где в стихах рассказывает события из русской истории, а дума про «Ермака» впоследствии стала народной песней, также пишет поэмы «Войнаровский», «Наливайко». Он состоял в вольном Обществе любителей словесности, Обществе соревнователей просвещения и благотворения. С 1823 года по 1825 поэт вместе со своим товарищем, поэтом и декабристом А. А. Бестужевым занимается изданием популярного литературного альманаха «Полярная Звезда», в котором они печатали творения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и другие.

В конце 1823 года Пущин принял Рылеева в Северное общество, поэт быстро становится его активистом. А с конца 1824 года Рылеев фактически начинает возглавлять Северное общество. По своим взглядам и убеждениям Рылеев выступал за то, чтобы Россия стала республикой без конституционной монархии, но в спорах с декабристами по этому поводу не участвовал. Рылеев полагал, что сам народ с помощью Учредительного собрания должен решать судьбу России, кто и как будет ею управлять. А задача декабристов - это лишь добиться созыва такого собрания. Также поэт предлагал гуманно устранить царскую семью - с помощью морского флота отвезти ее в дальние края. Рылеевым была принята попытка основать филиал Северного общества в Кронштадте, но она не удалась.

В феврале 1824 князь К. Я. Шаховский ранил Рылеева на дуэли. Рылеев вызвал князя на дуэль, вступившись за честь сестры. В сентябре 1825 года Рылеев принял просьбу своего кузена К. П. Чернова стать его секундантом на, впоследствии шумной, дуэли с В. Д. Новосильцевым. На дуэли оба участника погибли.

Дальше умирает царь Александр Первый, что застает врасплох членов Северного общества, которые стремятся избежать слухов об убийстве царя и решают устроить революцию во время его смерти. Сам Рылеев стал инициатором и лично готовил восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

В те дни, когда новый царь еще не взошел на престол, Рылеев болел ангиной, но проводил собрания общества у себя дома. Его товарищи приходили под предлогом проведывания больного. Поэт вел воодушевительные беседы с товарищами, но лично не мог участвовать в восстании, ведь он был штатским. 14 декабря Рылеев был на Сенатской площади. Но вскоре ушел и весь день ездил по городу, стремясь найти поддержку в полках и узнавая о новых событиях. В тот же день вечером Константин Рылеев был арестован. Его приговорили к смертной казни и повесили 13 июля 1826 года. У него осталась жена с двумя маленькими детьми.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Рылеева Кондратия Федоровича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

русский поэт, общественный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года

Кондратий Рылеев

Краткая биография

Кондратий Рылеев родился 18 сентября (29 сентября) 1795 года в селе Батово (сейчас это территория Гатчинского района Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина Фёдора Андреевича Рылеева (1746-1814), управляющего княгини Варвары Голицыной, и Анастасии Матвеевны Эссен (1758-1824). В 1801-1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

Существует описание внешности Рылеева периода его военной службы: «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены…будучи несколько близорук, он носил очки (но более во время занятий за письменным столом своим)».

В 1818 году вышел в отставку. В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой. С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 - правителем канцелярии Российско-американской компании.

В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику»; 25 апреля 1821 года вошёл в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».

Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на музыку и стала песней.

В 1823 году стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.

10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена, поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова - Екатериной, однако под влиянием матери, задумал отказаться от женитьбы). Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.

Рылееву (по другой версии - В. К. Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым».

Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи.

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!»

Переписка Пушкина с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с Грибоедовым - оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.

В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Казнь

Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей выступления вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно. По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).

Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Книги

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году - «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский».

Известно, как Пушкин отнесся к «Думам» Рылеева и - в частности - к «Олегу Вещему». «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (loci topici)… описание места действия, речь героя и - нравоучение», писал Пушкин К. Ф. Рылееву. «Национального, русского нет в них ничего, кроме имен».

В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика - вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума» вышел в типографии Императорского Воспитательного Дома.

После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены.Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи.

Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть улица Рылеева.
  • В городе Тамбове также имеется улица Рылеева.
  • В Ульяновске есть улица Рылеева.
  • В Петрозаводске есть улица Рылеева и переулок Рылеева.
  • В Тюмени есть улица Рылеева.
  • Во Львове есть улица Рылеева.
  • В Калуге есть улица Рылеева.
  • В Махачкале есть улица Рылеева.
  • В Астрахани есть улица Рылеева.
  • В Самаре - переулок Рылеева (находится недалеко от улицы Пестеля).
  • В Челябинске есть улица Рылеева.

Адреса в Санкт-Петербурге

Весна 1824 - 14.12.1825 года - дом Российско-Американской компании - набережная реки Мойки, 72.

Издания

  • «Стихотворения. К. Рылеева» (Берлин, 1857)
  • Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н. / Издание Искандера. - Лондон.: Trubner & co, 1860. - 172 с.
  • Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне / Издание Вольфганг Гергарда, Лейпциг, в типографии Г. Петца, Наумбург, 1862. - XVIII, 228, IV c.
  • Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова. - СПб., 1872.
  • Рылеев К. Ф. Думы / Издание подготовил Л. Г. Фризман. - М.: наука, 1975. - 254 с. Тираж 50000 экз. (Литературные памятники)
Категории:

Рылеев Кондратий Федорович, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, оставил удивительный след в русской истории и литературе. Он был близко знаком с А.С.Пушкиным и А.С.Грибоедовым, но их отношения основывались на общих литературных интересах. Гораздо более прочные товарищеские узы связывали Рылеева с республиканцами М. П. Бестужевым-Рюминым и другими. Со школьной скамьи мы знаем, что эти люди - декабристы, и пятеро из них отдали жизнь в борьбе с самодержавием. Но что именно сформировало Кондратия Рылеева как личность, какие пути привели его в застенки Петропавловской крепости, а затем - на эшафот?

Детство и юность

Краткая биография Рылеева гласит, что родился он в сентябре 1795 года, и был казнен в июле 1826-го. Из этого можно сделать вывод, что умер он совсем молодым - ему было всего лишь тридцать лет. Но за столь короткий промежуток времени литератор и много успел написать, а еще больше сделать. Детские годы Кондратий провел в имении своего отца - мелкого помещика - в селе Батово под Петербургом. Тот избрал для сына военную карьеру, и уже шести лет отроду мальчик был отправлен на учение в столицу, в Первый кадетский корпус.

Краткая биография Рылеева будет неполной без описания следующего этапа в жизни революционера, поскольку он очень важный, хотя на первый взгляд таковым и не кажется. В 1814 году новоиспеченный артиллерийский офицер отбывает во Францию вслед за российской армией, громящей Наполеона Бонапарта. Жизнь в «побежденной» стране оказала на Рылеева неизгладимое впечатление. Если бы он жил в XXI веке, можно было бы сказать, что он стал поклонником идеи «евроинтеграции», но так как началось только XIX столетие, Ралееву не оставалось ничего другого как стать республиканцем. Поначалу он занимал умеренную позицию и отстаивал но Реставрация заставила его сменить взгляды на более радикальные.

Возвращение в Россию

Вернувшись на родину, Рылеев еще недолгое время служил в армии. Он вышел в отставку в 1818-м, а через два года женился по пылкой и страстной любви на дочери воронежского помещика Тевяшева, Наталье Михайловне. Краткая биография Рылеева гласит, что у пары было двое детей: сын, умерший во младенчестве, и дочь. Чтобы прокормить семью, Кондратий Федорович устраивается на должность заседателя Петербургской уголовной палаты. В 1820 году увидело свет и первое произведение Рылеева-литератора - сатирическая ода «К временщику», где автор обрушивался на нравы «аракчеевщины».

Литературная и общественная деятельность

В 1823 году Рылеев вступил в "Северное общество", а также вместе с Бестужевым стал выпускать альманах "Полярная звезда". Совместно с Грибоедовым состоял членом литературного кружка с уклоном в вольнодумие, имеющего название "Ученая республика". Пробовал он себя и в качестве переводчика с польского, благодаря чему в России вышли «Думы» Глинского. Краткая биография Рылеева к главным произведениям литератора причисляет, такие как «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», а также поэмы «Наливайко» и «Войнаровский». Но больше всего его прославила общественная деятельность. Мозгом и двигателем Северного общества декабристов был именно К.Ф.Рылеев. Краткая биография указывает, что поскольку он был штатским, то не стоял в революционном каре на Сенной площади. Рылеев только пришел туда, но одного этого факта было достаточно, чтобы заслужить смертный приговор. Он был одним из тех трех повешенных, под которыми оборвалась веревка, но вопреки обычаю, приговор все же был приведен в исполнение.

Кондратий Федорович Рылеев - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 28 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать, Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, отдала его в первый кадетский корпус, когда Кондратию было лишь шесть лет. В 1814 году Рылеев стал офицером конной артиллерии и участвовал в походе в Швейцарию, в 1815 году во Франции. В 1818 году вышел в отставку.

В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшовой и переехал в Петербург. Сначала он устроился на должность судьи, причем стал известен своей неподкупной честностью, а вскоре открыл в себе два таланта: поэтический и коммерческий. Он поступил в российско-американскую торговую компанию и страстно полюбил Соединенные Штаты, видя в них образец свободного государства. Первым стал он издавать литературный журнал ("Полярная звезда"), который давал писателям и поэтам приличные гонорары. Тогда же Рылеев написал свои "Думы", в которых, вдохновленный Карамзиным, попытался набросать поэтические образы самых ярких личностей русской истории. Затем выпустил поэму "Войнаровский", высоко оцененную Пушкиным. Поэма эта замечательна тем, что в ней он описал именно те места, где спустя несколько лет пришлось отбывать ссылку его друзьям-декабристам.

В Петербурге Рылеев знакомится со многими заговорщиками, узнает в них ту же поэтическую, слепую и наивную жажду свободы и становится, по его собственным словам, "пружиной заговора". Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот. Нужно начать, считал Рылеев, и тогда люди увидят правоту начатого дела и подхватят эстафету. Россия будет перевернута, и родится из этого хаоса богиня свободы, которая озарит возлюбленное отечество новым светом.

Николай Павлович никак не мог решиться взойти на престол, а Константин Павлович от царства отказывался, заговорщики поняли, что выдался единственный и неповторимый момент . Было решено распространять среди солдат слухи, что их обманывают, что Константин вовсе не отрекался от престола, что умерший царь оставил завещание, в котором солдатам уменьшен срок службы и дана свобода крестьянам. Рылеев весь отдался революционной экзальтации. Он знал, что скорее всего их дело обречено на провал, но некий рок влек его на площадь, он видел себя жертвой, приносимой за освобождение человечества. "Да, мало видов на успех, - говорил он, - но все-таки надо, все-таки надо начать". А за несколько месяцев до того в "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?"

В ту же ночь Рылеев прощался с женой. Всей силой страдающего женского сердца она удерживала его. "Оставьте мне моего мужа, не уводите его, я знаю, что он идет на погибель", - твердила она, обращаясь к друзьям Рылеева. Но все было уже решено. Ничего не могли изменить даже рыдания пятилетней дочери, которая обнимала колени отца, вглядываясь в его сосредоточенное лицо своими чистыми, пронзительными, полными слез глазами. Рылеев вырвался из объятий дочери, уложил почти лишенную чувств жену на диван и выбежал вслед за Николаем Бестужевым, который много лет спустя запечатлел в своих воспоминаниях эту сцену.


А к вечеру того же дня все было кончено. Еще ходили кучками разбушевавшиеся простолюдины, еще убирали с площади последние следы безумной ревности дворянских революционеров, еще Карамзин с тремя сыновьями бродил по сумеречным улицам Петербурга, вглядываясь в страшное лицо той силы, которая через сто лет поглотит столь любимую им Россию и столь драгоценную для него самодержавную власть. А Рылеев воротился домой. Что-то навсегда рухнуло в его душе, какой-то новый голос начал приглушенно звучать в ней. Заговорила совесть. "Нехорошо сделали, вся Россия погублена", - сказал он после возвращения с площади.

А вскоре он и большинство других декабристов были в Петропавловской крепости. Известно, как малодушно выдавали они друг друга, как усердствовали в разоблачениях, как легко рассыпались основания всех их теоретических построений перед ужасом тюрьмы и властной силы. Рылеев же с первых дней заключения стал ощущать все более нарастающий голос высших сил души, голос, зовущий человека к вечному, горнему, неподвластному законам земной жизни. Если до того он думал всегда о царстве справедливости здесь, на земле, а не за пределами гроба, то теперь он все серьезней вглядывался в облик Христа, пострадавшего за людей и звавшего их к непостижимому Небесному Царству. Нам невозможно с точностью проследить, как и с какой скоростью происходил этот переворот в душе узника. Но свершившееся перерождение очевидно. Дореволюционный исследователь жизни и творчества Рылеева Нестор Котляревский пишет, что "к концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа".

Лучше всего свидетельствуют об этом чудные письма Кондратия Федоровича к жене. Все они пронизаны одним: уверенностью в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель этой воли. "Положись на Всевышнего и милосердие государя", - пишет множество раз Рылеев из крепости. Предугадывая грядущую казнь, он никоим образом не считает ее жестокой или несправедливой и взывает к жене: "Что бы ни постигло меня, прими все с твердостью и покорностью Его (Бога. - Т.В.) святой воле". Потрясенный царской милостью (Николай прислал жене 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери тысячу), Рылеев со всей силой русской души отдается чувству любви и благодарности царской семье. "Чтобы со мной ни было, - говорит он, - буду жить и умру для них". (Надо отметить, что царь продолжил свою заботу о семье Рылеева, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.) Рылеев говорит также о том, что "по сю пору обращаются с ним не как с преступником, а как с несчастным". И видя в этом заслугу царя, он пишет жене: "Молись, мой друг, да будет он (царь. - Т.В.) иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием".

Рылеев благодарит судьбу за случившееся с ним. "Пробыв три месяца один с самим собою, - пишет он жене - я узнал себя лучше, я рассмотрел всю жизнь свою и ясно увидел, что я во многом заблуждался. Раскаиваюсь и благодарю Всевышнего, что Он открыл мне глаза. Что бы со мной ни было, я столько не утрачу, сколько приобрел от моего злополучия, жалею только, что уже не могу быть полезным моему отечеству и государю столь милосердному". С горечью чувствует Рылеев страшную вину перед своей семьей. Ему остается одно утешение: горячо молиться за жену и дочь. "Мой милый друг, - пишет он, - я жестоко виноват перед тобою и ею (дочерью. - Т.В.): простите меня ради Спасителя, которому я каждый день вас поручаю: признаюсь тебе откровенно, только во время молитвы и бываю я спокоен за вас. Бог правосуден и милосерд, он вас не оставит, наказывая меня".



Незадолго до казни Рылеев составляет записку, обращенную к Николаю. В ней он отрекается от "своих заблуждений и политических правил" и мотивирует это отречение тем, что дух его открыл для себя мир христианской веры и теперь все предстало ему в новом свете, и он "святым даром Спасителя мира примирился с Творцом своим". В этой записке он не просит о помиловании, признает свою казнь заслуженной и "благословляет карающую десницу", но молит лишь об одном: "Будь милосерд к товарищам моего преступления". Рылеев возводит основную вину на себя, утверждая, что это он "преступною ревностию своею был для них гибельным примером" и из-за него "пролилась невинная кровь".

В ночь перед казнью Кондратий Федорович был кроток и тих. Приходил священник отец Петр Смысловский, который более полугода был, по словам самого узника, "его другом и благодетелем". Священник причастил осужденного. В предрассветные часы Рылеев писал свое последнее письмо к жене: "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые пути Непостижимого? Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином…" Уже светало, раздались шаги и голоса за дверями, Рылеев дописывал последние слова своего последнего письма: "Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля".


Ранним утром 13 (25) июля 1826 года небольшая толпа людей сошлась на одной из петербургских набережных. Лица были сосредоточенны и мрачны, восходящее солнце освещало тела казненных. Дело было для России небывалое. Со времен Пугачева здесь не знали казней. Виселицу сделали неловко, слишком высокой, пришлось нести из находящегося по соседству училища торгового мореплавания школьные скамейки. Веревки долго подбирали, но так и не смогли найти годные. Трое из казнимых сорвались. Сами производители казни жалели преступников, которые, воздев руки к небу, молились перед смертью, целовали крест священника и восходили на эшафот, становившийся для них ступенью к непостижимой вечности.

Эта казнь Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского и предшествующие ей трагические события дали одну из самых страшных трещин в нашей истории. Царь, помимо своей воли восходивший на престол, встретил в лице самой талантливой, знатной и образованной молодежи врагов своего государства, и на протяжении всего царствования он не мог отделаться от глубокого сомнения в благих намерениях дворянского общества, а общество, в свою очередь, пока приглушенно и тайно, но все больше вставало в оппозицию русскому историческому строю.

Понимая всю действительную преступность наших первых революционеров, признавая глубоко негативные последствия их действий, нельзя, однако же, не заинтересоваться их противоречивыми и странными судьбами. Вглядываясь в глубину этих душ, пылких и поэтичных, но взбаламученных до крайности духом времени, можно подчас обнаружить удивительные жемчужины. И кажутся глубоко верными слова, сказанные о декабристах священником Петром Смысловским, который исповедовал их в крепости. "Они страшно виноваты, - говорил он, - но они заблуждались, а не были злодеями! Их вина произошла от заблуждений ума, а не от испорченности сердца. Господи, отпусти им! Не ведали, что творили. Вот наш ум! Долго ли ему заблудиться? А заблуждение ведет на край погибели".

Рылеев, Кондратий Федорович

Декабрист и поэт. Род. в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Р. обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма "Кулакиада", описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Р. был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября. В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Р. переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе "Пламенеющей звезды". В это же время начинается литературная деятельность Р.: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в "Соревнователе Просвещения", "Сыне Отечества", "Невском Зрителе", "Благонамеренном". Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено "К временщику" и метило в грозного Аракчеева. В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным (который еще считался либералом) и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде "Гражданское мужество". В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. "Полярную Звезду". Альманах издавался три года и был прямым предшественником "Московского Телеграфа". На 1826 г. издателями была заготовлена "Звездочка", альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в "Русской Старине". В одно время с "Полярной Звездой" Р. выпустил в свет "Думы" и поэму "Войнаровский". В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из "Союза общественного благоденствия". Он был принят сразу в разряд "убежденных" и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; "диктатором" был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи. И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: "Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь". Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение. 12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: "Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною..." Письмо это долго ходило по рукам в списках.

Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. "В его взгляде, - говорит барон Розен, - в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна". "Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой", - говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. "готов был на всякую жертву для друга". Литературное наследство Р. заключается главным образом в "Думах" и поэмах. Думы - это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме "Войнаровский" и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. "Я не поэт, а гражданин", - заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть "общественное благо". Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: "Гражданин", "На смерть Чернова", "На смерть Байрона", "К А. А. Бестужеву" и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. (наиболее полное), под ред. М. Н. Мазаева (приложение к журналу "Север").

М. Мазаев.

{Брокгауз}

Рылеев, Кондратий Федорович

(18.9.1795-13.7.1826). - Отставной подпоручик. Правитель дел канцелярии Российско-Американской компании. Поэт.

Из дворян С.-Петербургской губ. Отец - подполковник Фед. Андр. Рылеев (ум. 1814, в Киеве), главноуправляющий имениями кн. С. Ф. Голицына, перешедшими после смерти в 1810 к его жене В. В. Голицыной; мать - Анаст. Матв. Эссен (11.12.1758-2.6.1824), в 1800 приобрела у генерал-майора П. Ф. Малютина с. Батово Петербургской губ., где и поселилась с сыном (после ее смерти имение перешло к К. Ф. Рылееву, в 1826 в нем 48 душ). Воспитывался в 1 кадет. корп., поступил в отделение для малолетних - 12.1.1801, выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резерв, арт. бригады - 1.2. 1814. Участник заграничных походов 1814-1815, прибыл в действующую армию в Дрезден - 14.2.1814, с 4.3.1814 в походе (Швейцария, Франция, Германия, Польша), вернулся в Россию - 3.12.1814, с 12.4.1815 вновь в заграничном походе (Польша, Германия, Франция), вернулся в Россию - 4.12.1815. После войны вместе с ротой (переименована в 11-ю - 28.7.1816, в 12-ю - 26.3.1818) квартировал в м. Ретово Россиенского уезда Виленской губ., а затем в слободе Подгорной у г. Павловска Острогожского уезда Воронежской губ., подал прошение об увольнении от службы - 8.9.1818, уволен от службы по домашним обстоятельствам подпоручиком - 26.12.1818. Переехал в Петербург - 1819, определен на службу заседателем от дворянства в Петербургскую палату уголовного суда - 21.1.1821, с весны 1824 правитель дел канц. Российско-Американской компании.

С 1819 сотрудничал в журналах ("Невский зритель", "Благонамеренный", "Сын отечества", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.), 25.4.1821 вступил членом-сотрудником в Вольное общество любителей российской словесности (другое название - Общество соревнователей просвещения и благотворения), действ. член - 19.12.1821, 30.12.1824 избран членом Цензурного комитета и в 1824-1825 исполнял обязанности цензора поэзии. В 1823-1825 издавал вместе с А. А. Бестужевым (см.) альманах "Полярная Звезда". Масон, мастер петербургской ложи "Пламенеющая звезда" (1820-1821), состоящей в союзе "Астреи".

Член Северного общества (с осени 1823), после отъезда С. П. Трубецкого (см.) в конце 1824 в Киев заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Один из руководителей подготовки восстания на Сенатской площади.

Арестован ночью 14.12.1825 и к 12 часам доставлен в Петропавловскую крепость, где помещен в № 17 Алексеевского равелина ("присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно"), 19.12.1825 по Высоч. повелению доставлен во дворец "с надежным чиновником", 21.3.1826 отказано в свидании с женой, но разрешено писать ей о домашних делах, 10.4 разрешено написать доверенность жене, 9.6 дано свидание с женой (Потапов - Сукину 9.6, № 1014).

Осужден вне разрядов и 11.7.1826 приговорен к повешению. 13.7.1826 казнен на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

Письмом от 15.7.1826 кн. А. Н. Голицын сообщил ген. Сукину, что "государь император указать соизволил, чтобы образ, бывший в каземате у Рылеева, и письмо, им писанное к жене, вы доставили ко мне для возвращения жене". В тот же день образ и письмо были доставлены Голицыну, а им - вдове Рылеева.

Жена (с 22.1.1819) - Нат. Мих. Тевяшева (1800-31.8.1853), дочь острогожского помещика прапорщика Мих. Серг. Тевяшева; во втором браке замужем (с 22. 10.1833) за Григ. Ив. Куколевским. Дети: Александр (около 1.9.1823-6.9.1824), Анастасия (1820-26.5.1890, в с. Кошелевке Тульской губ.), замужем с 31.8. 1842 за отставным поручиком Ив. Александр. Пущиным. Сестра - Анна Фед. (побочная дочь его отца, ум. 3.12.1858-"Полярная Звезда", 1861, кн. VI, с. 31). ВД, I, 147-218.

Рылеев, Кондратий Федорович

заседатель в уголов. суде СПб. губернии, поэт; род. 16 сент. 1780, казнен 13 июля 1826 г., как участник заговора и мятежа воинского 14 декабря 1825 г.

{Половцов}

Рылеев, Кондратий Федорович

Поэт, полит. деятель. Род. в дворянской семье. Учился в Петерб. 1-м кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах рус. армии (1814-1815). В 1818 вышел в отставку. С 1820 - в Петерб., занимался лит. делами, совм. с А.А.Бестужевым (Марлинским) основал альманах "Полярная звезда" (1923-1925). Служил по судебному ведомству (1821-1824), с 1824 - правитель канцелярии росс.-амер. торговой компании. Состоял в масонской ложе (1820-1821). В 1823 вступил в Северное об-во, входил в число рук. движения декабристов и восстания на Сенатской площади. Приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости. Мировоззрение Р. отмечено сильным влиянием романтически воспринятой идеологии рус. Просвещения, что выражало новые черты дух. настроя России первой четверти XIX в. Р. не создал собственной филос., полит. или эстетич. теории. Сохранившиеся наброски и отрывки работ Р. показывают, что его собственные концепции только складывались. История, согласно Р., совершается по воле промысла, мировое значение имеют только те действия отдельного человека, к-рые соответствуют этой воле, т. е. "человек в частности свободен, а человечество нет", и "человек свят, когда соглашает поступки свои с делами промысла", воля промысла выражается в Духе времени (Полн. собр. соч. М.-Л., 1934. С.418). Мировое развитие идет поступательно - от невежества к просвещению, каждый этап на этом пути характеризуется своим Духом времени. Первобытное невежество, по Р., толкает людей от дикой свободы к деспотизму, в результате чего разделяются прежде единые политика, нравственность, религия. Христианство способствует просвещению, ему противостоит деспотия (Там же. С.412). Р. осуждает духовенство, когда оно, вместо того, чтобы просвещать народ, укрепляет его предрассудки, действует вопреки влечению людей к свободе и разуму (Там же. С.368). Сами истины хри-ст. вероучения для Р. незыблемы (Там же. С.420). После свержения Наполеона, считает Р., усиливается борьба народов с царями, начинается воссоединение политики, нравственности, религии. В результате просвещения, рассуждает Р. в духе Руссо, нравственность способна подняться на высшую ступень - осознанной добродетели. "Прежде нравственность была опорою свободы, теперь должно быть ею просвещение... Прежде она была врождена, человек был добр по природе; с просвещением он будет добр и добродетелен по знанию, по уверенности, что быть таковым для его блага необходимо" (Там же. С.416-417). С этими идеями связаны романтические представления Р. о личности-герое, выполняющем волю промысла, возглавляющем борьбу народов с царями. Отсюда - гражданственность, народность, патриотизм, мятежность поэтического творч. и полит. деятельности Р. "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа,- / Судьба меня уж обрекла, / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?" (Соч. Л., 1987. С.211). Осн. свойства полит. взглядов Р. - демократизм и радикализм. Он не останавливался перед насильственными средствами борьбы, выступал за отмену крепостного права с конфискацией части помещичьих земель с целью передачи их крестьянам, за гражд. равноправие; склонялся скорее к республиканскому устройству будущего Росс. гос-ва, чем к конституционно-монархическому. Р. был убежден, что гл. вопросы экон., соц. и полит. преобразования России должны решаться собр. представителей всех сословий и обл. страны. Р. близка эстетика романтизма, особенно той его разновидности, идеал прекрасного к-рой включает в себя ценности гражд. служения, борьбы за обществ. благо, свободолюбия, народности, патриотизма. Р. писал, что истинная поэзия, развиваясь исторически, всегда зависит от духа времени, просвещения века, гражданственности и местности, но в существе своем неизменна, поскольку проводит идеалы "высоких чувств, мыслей и вечных истин". Она не поддается никаким определениям, не может подразделяться, по мнению Р., на класс. и романтическую поэзию. То, что называют именем последней, есть самобытная новая поэзия.

Соч.: Полн. собр. соч. Лейпциг , 1861 ; Соч. и переписка К.Ф.Рылеева. СПб. , 1872 ; Полн. собр. соч. М.-Л. , 1934 ; Соч. Л. ,

1987.

Н.Ф. Рахманкулова


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Рылеев, Кондратий Федорович" в других словарях:

    - (1795 1826), рус. поэт, декабрист. У Л. были особые причины интересоваться его личностью и творчеством: Р. был близок с братом бабушки Л., Аркадием Алексеевичем Столыпиным (см. Столыпины), сочувствовавшим декабристам. Его вдове Р. посвятил стих.… … Лермонтовская энциклопедия

    Рылеев (Кондратий Федорович) декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 18 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами кн. Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия… … Биографический словарь

    - (1795 1826) русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха Полярная звезда. Лирика, исторические Думы, поэмы Войнаровский, Наливайко и др. насыщены политическими… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский поэт декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1 м кадетском корпусе (1801‒1814). Участник заграничных… … Большая советская энциклопедия