Дне полное содержание по главам. О чем рассказывает «На дне»

fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb

В пьесе прослеживаются две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.

Первая линия связана с жизнью и взаимоотношениями обитателей ночлежного дома, хозяином которого является Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и у него есть жена Василиса Карповна, которой исполнилось 26 лет. Обитателями ночлежного дома являются люди, некоторые из которых уже не имеют никакого социального статуса, другие стараются изо всех сил удержаться в ранге «настоящих людей», работая, не покладая рук. К таким относится, например, Андрей Митрич Клещ, которому исполнилось 40 лет. Он работает слесарем, стараясь заработать как можно больше, чтобы покупать лекарства своей больной жене Анне (ей 30 лет).

После того, как в конце пьесы Анна умирает, Клещ окончательно опускается, переставая работать. Кроме того, в ночлежном доме живут Сатин (около 40 лет), Актер (ему исполнилось 40 лет, и он действительно служил актером в провинциальных театрах), Васька Пепел (28 лет) – вор, в которого влюблена Василиса, уговаривающая его убить ее мужа. И хотя Васька все же сталкивается в драке с Костылевым, и нечаянно убивает его, он не любит Василису – он испытывает сильные чувства к ее сестре Наталье (20 лет), которую Василиса бьет из ревности. Также в ночлежке обитает Барон, бывший дворянин, полностью промотавший свое состояние и опустившийся на самое дно жизни, Бубнов, Алешка, Татарин и Кривой Зуб.


Вторая сюжетная линия связана с появлением в ночлежном доме странника по имени Лука. Это такой странствующий философ, который считает, что главное в жизни – не правда, а те слова, которые сумеют вселить в человека надежду. Поэтому он рассказывает Анне о том счастье, которое ждет ее в загробной жизни, говорит Актеру о клинике, где лечат алкоголизм, а Ваське Пеплу и Наташе советует убежать из дома и строить свое счастье в стороне от знающих их людей. Но как только события в пьесе достигают кульминации, Лука исчезает, что приводит к самоубийству Актера, потерявшего то направление в жизни, которое могло привести его хоть к какому-то счастливому исходу, и которое для него олицетворял Лука. Еще до бегства Луки в пьесе сталкиваются две философии – философия человека, жалеющего всех людей, и философия человека, стремящегося видеть правду жизни (Сатин).

Он, например, пытается добиться от Клеща ответа на вопрос, зачем тот работает. Оказывается, что работать людям надо не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы жить, как говорит Клещ, если люди бросят работать, они « с голоду сдохнут». Лука же уверяет, что человек должен жить, несмотря ни на что, так как он не может знать, что ждет его в будущем. Столкновение этих двух философий приводит к монологу Сатина о Человеке, где он говорит о том, что «Человек – это звучит гордо». Весь смысл того, что окружает человека, все мироздание направлено именно на то, чтобы человек мог почувствовать себя полноценным членом этого мира «Все в человеке, все для человека» - говорит в своем монологе Сатин.

Сцена из спектакля «На дне», МХАТ имени М. Горького

Очень кратко

В ночлежку для нищих приходит странный старик. Он подбадривает и утешает опустившихся людей, пробуждает в них надежду на лучшее, а затем бесследно исчезает.

Акт 1. Появление старика Луки

Весеннее утро. Ночлежка для нищих - подвал со сводчатым потолком и нарами вдоль стен. Один угол отгорожен фанерой, в другом - русская печь и кровать за грязной занавеской. В центре комнаты - стол с самоваром.

У самовара хозяйничает торговка Квашня.

Квашня - торговка пельменями, около сорока лет, вдова, любит свободу и независимость

Она рассказывает жителям ночлежки об ухажёре, за которого не хочет выходить замуж. Овдовев, она освободилась от мужа-тирана и не желает идти «мужчине в крепость».

Работающий за верстаком слесарь Клещ говорит, что Квашня выйдет замуж.

Андрей Митрич Клещ - слесарь, 40 лет, работящий, грубый, угрюмый, мечтает вырваться из нищеты и считает, что ему мешает больная жена Анна

В ответ та обвиняет Клеща в том, что он сводит жену в могилу. Его действительно раздражает больная жена Анна, лежащая на кровати, он относится к ней грубо.

Анна - жена Андрея Митрича, 30 лет, тяжело больна, несчастна, раздавлена жизнью и никому не нужна

На печи просыпается алкоголик Актёр.

Актёр - алкоголик, бывший актёр, около сорока лет, безобиден, способен на сочувствие, настоящее имя - Сверчков-Заволжский

Он помогает Анне выйти на свежий воздух и сталкивается с Костылёвым, который ищет свою молодую жену Василису.

Михаил Иванович Костылёв - хозяин ночлежки, 54 года, богат, жаден, готов отобрать у своих постояльцев последнюю копейку, ревнует свою молодую жену Василису

Василиса Карповна - жена Костылёва, 26 лет, безнрав­ственна, жадна до денег

Костылёв замечает доброе отношение Актёра к умирающей. Актёр просит Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказывает.

Костылёв знает, что Василиса - любовница вора Пепла, живущего в отгороженном углу, но никак не может поймать их вместе.

Васька Пепел - потомственный вор, 28 лет, хочет стать честным, мечтает жениться на Наташе

Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса надоела, он ухлёстывает за её сестрой Наташей, которая отвергает его ухаживания.

Наташа - сестра Василисы, 20 лет, тихая, добрая, мечтательная

Пепел ворует с детства, никогда не работал и не собирается, Клещ, напротив, считает неработающих людей рванью, живущей «без чести, без совести». По мнению Пепла, честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».

В ночлежке появляется новый постоялец - старик Лука.

Лука - странствующий проповедник, лет шестидесяти, имеет большой жизненный опыт, жалеет и утешает людей

В это время пьяненький сапожник Алёшка натыкается на Василису, разыскивающую Пепла.

Алёша - сапожник, 20 лет, пьяница и гуляка, почти не работает - денег не хватает даже на ночлежку

Алёшка разнёс сплетню, что Пепел хочет бросить Василису из-за Наташи, Василиса решает отомстить, вспоминает, что Алёшка не заплатил за проживание, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепла нет, Василиса становится ещё злее и уходит.

Входит полицейский Медведев - он только что арестовал Алёшку за нарушение спокойствия.

Абрам Иванович Медведев - полицейский, 50 лет, дядя Василисы и Наташи, ухаживает за Квашнёй

Медведев оказывается ухажёром Квашни. Вернувшаяся с рынка торговка снова отказывается идти за него замуж.

Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях Василиса начинает бить Наташу. Все, кроме Луки и Анны, бросаются их разнимать.

Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актёр наблюдают за игрой. Картузник Бубнов и Медведев играют в шашки.

Андрей Бубнов - картузник, 45 лет, некогда имел собственное дело, равнодушный, тугодум

Анна жалуется Луке, что видела от мужа только побои и обиды, всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешает несчастную, обещает ей отдых после смерти.

Сжульничав, нищий Барон выигрывает и собирается пропить выигрыш в компании Актёра.

Барон - обнищавший аристократ, 33 года, сожитель Насти, живёт прошлым и не надеется на будущее

Они приглашают с собой Луку, но старик отказывается.

Актёр обнаруживает, что забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Лука говорит, что нельзя забывать любимое, и предлагает Актёру лечиться от пьянства. Он уверяет, что где-то есть бесплатная лечебница для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.

Сперва Актёру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он называет Луку чудаком и уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Больше никому нет дела до умирающей, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.

Пепел спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила сестру. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится арестовать его. Тогда Пепел обещает выдать Василису с Костылёвым, которые скупали у него краденное. Медведев отступает.

Лука убеждает Пепла, что Сибирь - «золотая сторона… кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике». Пепел уверен, что старик врёт, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.

Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик отвечает: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет… Во что веришь, то и есть». Пепел почти догадывается, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовёт вора поговорить.

Лука подслушивает их разговор. Пепел признаётся, что никогда не любил Василису. Та предлагает Пеплу деньги и Наташу в жёны, если он убьёт её мужа.

Костылёв застаёт жену с Пеплом и устраивает скандал. Пепел хватает Костылёва за шиворот, но тут вмешивается Лука и советует вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить.

Тут умирает Анна. Лука с Пеплом идут в трактир сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актёр и Наташа. Актёр прощается с Наташей, собираясь уехать в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернуться на сцену.

У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, - всё пропил. Жители ночлежки обещают собрать кто сколько может и спокойно укладываются спать - труп их не волнует.

Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве

На пустыре - заднем дворе ночлежки - сидят Наташа, Лука, Барон, его сожительница Настя и Клещ. В окно выглядывает Бубнов. Настя рассказывает о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон со смехом говорит, что история взята из прочитанного ею бульварного романа.

Лука уводит обиженную Настю, ласково утешая. Наташа признаётся, что сама ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.

Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука пожалел их, не стал убивать и прожил с ними на этой даче всю зиму. «Человек может добру научить» - заключает Лука.

Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Клещ кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает. Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга. Эта вера помогала человеку жить, но однажды учёный доказал ему, что праведной земли не существует, и человек повесился.

Бубнов не верит, смеётся и уходит. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру. Старик верит: «кто крепко хочет - найдёт», надо только помогать людям и уважать их.

Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.

Он просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, но девушка не верит Пеплу и не любит его. Василиса слушает их разговор из окна. Наконец, Наташа соглашается, но обещает повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку - «ты ему нужнее, чем он тебе».

Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Между Пеплом и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.

Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что долг человека - не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи».

Лука возражает: есть люди, похожие на урожайную землю - «что не посеешь на ней - родит», а таких, как Костылёв и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.

Бубнов считает, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов хотел убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество - кожевенную мастерскую.

Появляются нищий Сатин и Актёр, который целый день не пил.

Сатин - нищий, около 40-ка лет, образованный, раньше работал на телеграфе и много читал, чем и теперь любит блеснуть

Сатин рассказывает Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком.

Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а становиться бездельником стыдно.

Тут выясняется, что Василиса опрокинула на ноги Наташе кипящий самовар. Разъярённый Пепел толкает Костылёва, тот падает и умирает. Василиса называет его убийцей. В ответ Пепел кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она проклинает Пепла.

Акт 4. После исчезновения Луки

Ночь, ночлежка, где больше нет комнаты Пепла. За столом Клещ, ставший нищим, чинит гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивают. На печи кашляет Актёр.

Все обсуждают исчезновение Луки. Насте жаль старика, который всё видел и понимал. Сатин сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон - с пластырем для нарывов. Клещ считает старика хорошим - он «закон в душе имел».

Настя хочет уйти от Барона. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актёра, который всё собирается в мифическую лечебницу «в полуверсте от края света». Он считает, что старик врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками», но не тому, кто сам себе хозяин.

Тем не менее, на Сатина старик подействовал «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» - вдруг именно он родился на счастье и для большой пользы.

Барон вспоминает своё семейство - выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, - хочет, чтобы Барону тоже стало обидно. Сатин советует ему всё забыть.

Настя рассказывает, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит - Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу. Она снова ссорится с Бароном и убегает.

Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр. Глядя на молящегося татарина-мусульманина, Сатин рассуждает, что в Человеке - совокупности всех людей на земле - «все начала и концы», а окружающий мир - «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек - это звучит гордо».

Барон так рассуждать не умеет и боится. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился - носил форму студента, женился - примерил фрак, разорился - надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником - облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги - получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился - так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.

Актёр выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской, всех угощают. Алёшка играет на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым - его уволили из полиции, теперь он подчиняется Квашне, а та, по слухам, его бьёт. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.

Тут испуганный Барон сообщает, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

В пьесе два параллельных действия: первое — социально-бытовое и второе — философское; два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 год) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под

4. лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван).

В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под

4. лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет).

Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают).

Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких обитателей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы она умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное . Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы. Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать.

Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто.

Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера).

Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то при-емлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе).

Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Полный вариант 2-3 часа (≈40 страниц А4), краткое содержание 5-10 минут.

Главные герои

Костылев Михаил Иванович, 54-х лет, и Василиса (его жена 26-и лет) – владельцы ночлежного приюта для бездомных, оказавшихся «на дне» жизни. Среди них:

  • Сатин – пьяница, игрок (40 лет)
  • Актер – пьяница, бывший театральный артист (около 40 лет)
  • Васька Пепел – вор (28 лет)
  • Клещ – слесарь (40 лет)
  • Анна – жена Клеща (30 лет)
  • Настя – девушка легкого поведения (24 года)
  • Бубнов – портной (45 лет)
  • Барон – в прошлом аристократ (33 года)
  • Лука – старец, пилигрим (60 лет)

Приводим ниже краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне». Пьеса входит в обязательную программу по литературе 11 класса. Для вас будет актуальным вспомнить основные моменты в кратком содержании!

В драме «На дне» два взаимосвязанных, но не пересекающихся конфликта – социальный и философский. Действия разворачиваются в двух аспектах – внешнем (социально-бытовом) и внутреннем (философском).

Первый акт


Перед читателем возникает картина грязного, похожего на пещеру подвала. Между проснувшимися постояльцами с самого утра вспыхивает ссора. Анна больна чахоткой, болезненно кашляет и умоляет всех успокоиться. Женщина чувствует себя очень плохо. Квашня винит в ее болезни мужа (Клеща).

От шума просыпается Сатин и вступает в перебранку. Начинается очередной спор о том, кто будет убираться в ночлежке.

Отверженные обществом люди с горечью вспоминают о прошлом. Сатин когда-то считался образованным человеком, работал телеграфистом. Бубнов имел собственное дело. Актер сожалеет о загубленной театральной карьере.

Из сочувствия Актер помогает Анне выйти на свежий воздух. Входит Костылев, пытающийся узнать, не была ли здесь его жена Василиса. Васька Пепел грубо прогоняет его. О связи Василисы с Пеплом известно всей ночлежке. Васька дает денег Актеру с Сатиным, и они отправляются пропивать их.

Постояльцы беседуют об умирающей Анне, смысле жизни, совести. В это время Наташа вводит в подвал нового жильца – старца Луку. Пепел выказывает ей свою симпатию, но она не обращает внимания, так как понимает, что этим может разозлить сестру.

Между обитателями подвала вновь начинается бессмысленная перебранка. Пепел от скуки предлагает Барону лаять по-собачьи. Лука сглаживает напряженную обстановку. Пепел с Бароном вместе уходят в трактир.

Появляется пьяный Алешка, а вслед за ним — Василиса. Она прогоняет Алешку, требует от Луки предъявить паспорт. Не найдя Пепла, Василиса вымещает злость на Бубнове с Настей и уходит.

Настя признается, что ей хочется напиться и поплакать, так как душа тоскует по настоящей любви. Лука начинает подметать в подвале. В это время приходит Медведев и пытается разузнать о связи Василисы с Пеплом. Лука помогает брошенной всеми Анне добраться до постели.

Когда Медведев уже собирается уходить, вбегает Костылев и кричит, что Василиса убивает Наташу.

Второй акт

Вечером при свете тусклых лампад собирается большинство обитателей ночлежки. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин увлечены игрой в карты. Лука сидит у Анны в изголовье. После проигрыша Кривой Зуб с Татарином уходят. Вслед за ними идут Сатин с Бароном.

Актер жалуется Луке на погубленную из-за алкоголя жизнь. Лука убеждает его, что есть лазареты, где бесплатно лечат от пьянства. Обнадеженный этим Актер тоже уходит.

Анна сетует Луке на бесцельно прожитую жизнь, нищету и побои мужа. Старик утешает ее рассказами о покое после смерти.

Между Медведевым и Пеплом вспыхивает ссора по поводу Наташи. Лука пытается их успокоить. Медведев в гневе покидает подвал. Лука подсказывает Пеплу бежать вместе с Натальей на заработки в Сибирь. Бубнов, уходя в трактир, сталкивается в дверях с Василисой. Лука незаметно влезает на печь.

Василиса, не обращая внимания на умирающую Анну, предлагает Пеплу убить Костылева. За это она обещает ему денег и свое согласие на свадьбу с Наташей. Пепла поражает коварство и хитрость Василисы. Внезапно появляется Костылев и начинает скандал. В это время слышится возня на печи. Костылев с Василисой уходят. Пепел понимает, что старик предотвратил убийство.

Лука обнаруживает, что Анна умерла. Возвращающиеся постепенно в подвал жильцы не проявляют особого сострадания к умершей. Татарин не хочет ночевать рядом с мертвым телом. Лука говорит, что жалеть надо живых. Бубнов рассуждает, что все когда-нибудь умрут. Клещ возмущается, что на похороны нет денег.

Еще долго в подвале раздаются пьяные крики Актера и Сатина.

Третий акт


На пустыре за ночлежкой постояльцы спорят о правде и лжи. Лука и Наташа выступают за праведную ложь, а Бубнов категорически против. Старец же уверен, что если человека вовремя пожалеть, то это уменьшит проблемы в будущем. То есть, если Настя хочет верить, что в ее жизни была великая любовь – пускай верит, если ей так легче.

Лука рассказывает легенду о «праведной земле»: мужик, мечтающий о земле для праведников, кончает жизнь самоубийством, когда узнает, что такого места нет.

Пепел зовет Наташу сбежать с ним, обещает начать жить честно. Послушав совета Луки, Наташа соглашается. Василиса все слышит, смеется над ними. Пепел уверяет любимую, что не даст ее в обиду. Костылев грубо приказывает Наташе идти работать по хозяйству.

Бубнов рассказывает Луке, что лишился мастерской из-за измены жены. С того времени он начал уходить в долгие запои.

Появляются Сатин и Актер. Сатин умоляет Луку признаться, что он выдумал рассказ о лечебнице. Лука расспрашивает о том, как Сатин очутился на обочине жизни. Тот признается, что убил ради сестры.

Раздаются громкие крики из квартиры Костылевых. На шум сбегаются практически все постояльцы. Им удается отбить Наташу у разгневанных супругов. Василиса ошпарила ей ноги кипятком.

Внезапно появляется Пепел и с одного сильного удара убивает Костылева. Василиса довольна, а Наташа ошибочно думает, что так и было задумано. Она в беспамятстве громко кричит о сговоре между сестрой и Васькой. Пепел пытается оправдаться, но девушка его не слушает.

Четвертый акт

Лука неожиданно пропадает. Жильцы ночлежки высказываются о старце по-разному: кто-то хвалит его, кто-то ругает. Сатин просит всех замолчать. Он понимает, что странник утешал людей «сладкой ложью» из жалости.

Из разговоров становится ясно, что, выйдя из больницы, Наташа куда-то исчезла. Обитатели ночлежки уверены, что Пепла сошлют на каторгу, а Василиса сумеет выкрутиться.

Актер погружен в мрачные мысли, говорит о смерти. Сатин произносит монолог о Человеке, о его значимости и силе.

Актер убегает. В подвале начинают звучать песни. Обитатели, как обычно, намерены пить и петь всю ночь.

Вдруг появляется Бубнов и кричит, что Актер повесился на пустыре. Все замолкают, лишь Сатин негромко возмущается: «испортил песню… дур-рак!».

Философский план пьесы

Внутренние противоречия произведения выражены в вопросе: «Что лучше – правда или ложь?» Здесь сталкиваются мировоззренческие позиции Луки и Сатина.

Ночлежка-пещера – символ цивилизации на пороге 20 века, потерявшей надежду на Бога, но еще не научившейся опираться на свои силы. Люди охвачены ощущением отсутствия будущего, безнадежности, предчувствием скорого конца.

Сатин уверен, что важнее всего в мире — правда. Он принимает бессмысленность существования, где «Бог умер!» (Ф. Ницше), где человечеством правит Абсурд и Хаос.

По-другому мыслит Лука. Он убежден, что ложь поможет человечеству выжить в этом абсурдном мире. Если людям просто необходима ложь, чтобы продолжать жить, то следует дать им это малое утешение. Иначе они не вынесут «правды» – умрут. Он верит, что не смотря ни на что человек должен жить, так как не ведает, что может уготовить ему будущее.

Хотя воззрения героев противопоставлены друг другу, Сатин частично понимает «правду» сострадальца Луки. Так появление праведника заставляет его изречь пронзительный монолог о Человеке. Сатин считает, что жалеть и успокаивать человека нельзя. Это опасно. Потому что, только поняв истину о бессмысленности мирозданья, человек сможет подняться на борьбу с этим мирозданьем, только тогда он осознает собственную значимость. Смысл существования мира – собственно в Человеке. Никакого другого смысла просто нет.

«Человек – это звучит гордо!», «Все в человеке, все для человека».

Автор материала: Владислав Валерьевич


Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, "бывшие люди", т.е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин ещё и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается "на дно".

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т.д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: "Эх... Испортил песню... дурак!"

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские "правды": Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но ещё не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: "А что же дальше" и "А ниточки-то гнилые..." Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то, что будет? "С голоду сдохнут..." - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором "Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит "правды" и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет "правду" Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. "Человек - это звучит гордо!" "Все в человеке, все для человека".