Окарина музыкальный. Музыкальная энциклопедия

Окарина

Окари́на - древний духовой музыкальный инструмент , глиняная свистковая флейта . Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена в керамике , но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла.

По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад . Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок .

В США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика - ABS или поликарбоната . Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащим музыкальный строй.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Окарина" в других словарях:

    окарина - ы, ж. ocarina m, ит. ocarina. Духовой глиняный или фарфоровый итальянский музыкальный инструмент, звуком напоминающий флейту. МАС I. Была у моего мосье Виктора привычка на свистульке играть, свистулька такая пузатая есть, окариной называется, и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Итальянский духовой глиняный инструмент простейшего устройства, один из самых древних муз. инструментов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ОКАРИНА музыкальный духовой инструмент из глины, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Окарина - Окарина. ОКАРИНА (от итальянского ocarina гусёнок), свистковая флейта. Название сконструированного в 1860 Дж. Донати (Италия) музыкального инструмента стало употребляться как обозначение древнего типа флейт без выдувного отверстия… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от итал. ocarina букв. гусенок), род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки. Инструменты типа окарины распространены с древности у разных, в т. ч. европейских, народов. В современной профессиональной музыке… … Большой Энциклопедический словарь

    Флейта Словарь русских синонимов. окарина сущ., кол во синонимов: 2 инструмент (541) флейта … Словарь синонимов

    ОКАРИНА, окарины, жен. (итал. ocarina). Итальянский народный музыкальный инструмент глиняная или металлическая дудка, звуком напоминающая флейту. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Ы; ж. [итал. ocarina] Итальянский духовой народный музыкальный инструмент (глиняная или фарфоровая дудочка), напоминающий звуком флейту. * * * окарина (от итал. ocarina, буквально гусёнок), род свистковой сосудообразной флейты, керамическая… … Энциклопедический словарь

    окарина - ы, ж. Небольшой керамический духовой музыкальный инструмент, род свистковой флейты. Звучание окарины. Навевали смуть былого окарины где то в тихо вечеревшем далеке, и сирены, водяные балерины, заводили хороводы на реке (Северянин). Этимология: Из … Популярный словарь русского языка

    - (итал. ocarina, буквально гусёнок) духовой музыкальный инструмент со свистковым устройством. Род флейты (См. Флейта). Корпус О. (глиняный или фарфоровый) яйцевидной или сигарообразной формы переходит в патрубок с дульцем и свистковым… … Большая советская энциклопедия

    Небольшой глиняный ручной инструмент, в форме конического сосуда, с небольшим рукавом для вдувания воздуха и девятью дырочками для добывания гаммы. О. бывает различных размеров. В последнее время к О. стали применять клапаны. Звук О. похож на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Рыцари Сидонии. Том 4 , Цутому Нихэй. С самого момента встречи с Гауна люди были способны лишь убегать и обороняться. Сейчас положение выглядит тяжелым как никогда: "Сидонии" угрожает малый корабль-кластер" Окарина"-а в трех…

Ответ на вчерашнюю загадку.

Таки большинство ответили правильно: это разновидность флейты, называемая "окарина".
Играют на ней примерно так:

Небольшой рассказик по истории предмета, если кому интересно.

Свистульки из глины, дерева и прочих подручных материалов известны с глубокой-преглубокой древности. И похожие забавки можно найти практически у любых народов. Включая Россию.

В Африке свистульки делали из подходящих по размеру скорлупок от фруктов и орехов. И пересвист использовался в том числе и как средство коммуникации на расстоянии (ну, понятно, не очень далеко).

Некие подобия современных свистулек можно найти в Индии (с историей около 5 000 лет) и в Китае (тож примерно этой же давности). Только китайские флейты, дожившие и до наших дней, назывались "ксунь" ("xun"? - синологи, поправьте, если неверно). И были такого яйце-тыкво-образного вида.

Однако, конкретно интересующий нас сегодня предмет ведет свою историю от народов Латинской Америки, всяких там индейцев майя, ацтеков, инков и прочих. Которые развлекались такими флейтами еще 12 000 лет назад.
Если верить археологам, американские прото-окарины были сделаны из глины, терракоты, камня, дерева и черепахового панциря преимущественно в форме птиц и прочих местных животных. Видимо, активно использовались для разных магических оккультных ритуалов.

Исходные археологические варианты глиняных индейских свистулек не нашла. Может, плохо искала.
Зато нашла современные их виды, которые производят вручную потомки тех самых майя, ацтеков и инков.


Дырок в таких свистульках было 4 штуки. И "мелодии", которые на них можно было исполнять, богатством не отличались. Впрочем, симфониями десять тыщ лет назад никто особо и не баловался.

Свистульками этими заинтересовались испанцы-португальцы и прочие европейцы, когда наконец приехали покорять Америки.
Если верить легендам и россказням, группу индейцев-ацтеков в 1527 году отправили в Европу ко двору Святейшего Императора Римской Империи Чарльза V. Чтобы индейцы развлекли государя и его свиту своими танцами и музыкой. Индейцы привезли с собой свистульки.
Выступление индейцев со свистульками европейским вельможам понравилось. И индейцев отправили с гастролями по всей Римской Империи (читай - практически по всей Европе). Глиняные свистульки начали свое завоевание Европы.

Первыми обаянию простеньких игрушек поддались... итальянские пекари.
Ну, а что? В наличии практически всегда имеется очень горячая печь. Остатки жара которой, уже не нужные для выпекания хлеба, можно использовать для изготовления мелких керамических игрушек. Сувениры там, подарки постоянным покупателям, бонусы и прочие маркетинговые штучки.

Примерно такие.

Как детская игрушка-сувенир, свустулька-флейта с 4-мя дырками прожила три сотни лет, до середины 19го века. И изготовлять ее продолжали преимущественно пекари. Как побочный продукт основного промысла. Впрочем, к началу 19го века уже вовсю было налажено и промышленное производство детской свистульки.

2 декабря 1836 года в городишке Будрио недалеко от Болоньи, в Италии, в семье пекаря родился мальчик, названный родителями Джузеппе Луиджи Донати. Утверждают, что мальчик уже в начальной школе интересовался музыкой, теорией музыки и историей музыкальных инструментов. И в 1863 году, семнадцати лет от роду, Джузеппе Донати модифицировал известную ему с детства индейскую свистульку в музыкальный инструмент с 10-ю отверстиями. Донати назвал свою флейту "окарина" (по-итальянски "гусенок"), потому что формой инструмент напоминал тельце гусенка, только без головы. На инструменте этом уже можно было исполнять довольно сложные мелодии.
Джузеппе Донати в последние годы жизни.

Донати же изобрел и вариации окарины, отличающиеся размером и, соответственно, высотой тона. Всего окарин известно 7 типов: пикколо (самый высокий тон), две сопрано, три альта и бас.
Первые окарины, сделанные Донати.

А вот современный набор всей гаммы итальянских окарин:


Самая здоровенная, похоже - супер-бас. Интересно, какой у нее звук?

Донати с друзьями организовал оркестрик окарин, названный Gruppo Ocarinistico Budriese , который существует и поныне.

На ЮТубе можно найти и другие их записи, если кому интересно.

Первый состав оркестра, с успехом покорявший Европу в конце 19го-начале 20 го веков.

Джузеппе Донати умер в 1925 году, в Болонье.
Сейчас в родном городке Донати, Будрио, есть Музей Окарины , где можно лично ознакомиться с историей создания этой флейты-"гусенка".

Во время Первой Мировой войны солдаты часто брали с собой окарины. Как сувенир из дома и небольшую игрушку, поднимающую настроение. И окарины разошлись по всему миру.

Примерно в это же время они проникли и в Японию. И очень быстро прижились тут. Настолько, что в 1928 году Такеши Акэтагава (明田川孝) модифицировал окарину Донати в 12-дырковую флейту. Но название осталось прежним - окарина (по-японски так и пишется катаканой オカリナ).


Оркестр 12-дырковых японских окарин.

Набор японских окарин:

Какое-то время окарина, как в европейском исполнении, так и в местном, пользовалсь популярностью, особенно у школьников и студентов. Но позже Вторая Мировая, последующее восстановление страны и появление многих других новых интересных игрушек отвлекло внимание японцев от этой флейты. О ней помнили только энтузиасты.

В 1988 году вышел мультфильм Хаяо Миядзаки "Тонари но Тоторо", где обаятельнейший герой, древнее лесное чудище Тоторо, исполняет при луне мелодии на окарине.
Тоторо и окарина.

В 1995 году вышел очередной фильм из бесконечного сериала про детского , "Анпанман и Окарина-химэ", где главная героиня - та самая принцесса Окарина - играет на одноименном музыкальном инструменте.

Справа которая - принцесса Окарина и есть.

В ноябре 1998 года фирмой "Нинтендо" была выпущена для ихней же игровой приставки игра "Легенда о Зельде. Окарина времени" (The Legend of Zelda: Ocarina of Time ), где одним из основных магических девайсов была окарина. Сыграв определенную мелодию, можно было получить магический эффект, в том числе и перемещение по времени.
"Окарина времени".

Игра оказалсь супер-популярной. И до сих пор удерживает позиции в десятке лучших игр всех времен.
И саунд-трек к этой игре тоже до сих пор считается одним из лучших.

Как видите, окарины атакуют по всем направлениям и захватывают в кольцо, начиная с самой активной, молодой категории японцев.
Теперь, думаю, вам не сложно будет понять, почему в Японии этот инструмент сейчас популярен более, чем где-либо еще.

Окарины сейчас производят не только из керамики. Есть и стеклянные модификации, деревянные и металлические. Последнее время все больше появляется пластиковых. Пластиковые недорогие, небьющиеся. Хотя и с не очень хорошим звуком. Подходят для начинающих и, конечно, для детей. Хотя профессиональными исполнителями пользуются исключительно керамические окарины.

Тоже как бы глобализация: от индейцев-ацтеков, через итальянских пекарей к японским геймерам.

Даже в России есть мастера, производящие окарины. По крайней мере, про одного из них,

Название группы происходит из названия древнего инструмента «окарина», на котором и играет художественный руководитель коллектива Диего Модена.
Диего Модена родился в 1961 году в Буэнос-Айресе.В колледже им.Сан-Агустин в Буэнос-Айресе, где он обучался, музыкальные уроки были обязательными. В 12 лет он умел прекрасно читать, считать и впечатляюще играть на флейте. Обучаясь в консерватории, он познакомился с «поперечной» флейтой. Продолжая свое образование, он специализировался на андских флейтах и других южноамериканских инструментах, таких как окарина, пан-флейта и «quena». В 21 он основал свою собственную группу под названием «MAIZ» исполнявшую произведения современной музыки и аргентинского фольклора. Вместе с пятью аргентинскими музыкантами Диего Модена гастролировал по столицам Южной Америки, Италии, Швеции, Испании, Франции … Его талант, дружелюбность слушателей к его личности отразились в его паспорте с многочисленными приглашениями от культурных центров в Швеции и Голландии с просьбами к Диего давать уроки, играть в концертах и участвовать в выступлениях с другими исполнителями джаза, джаз-рока и синтез-джаза. Солнечным днем в 1991 году в Париже произошло событие, изменившее судьбу Диего Модена. На студии звукозаписи, Диего встретился с Полем де Сенневилье, продюсером и композитором Ричарда Клаудермана. Поль де Сенневилье сказал: «Вы - музыкант, которого я искал. Приезжайте немедленно в нашу студию: Я работаю над новыми песнями и, я уверен, что мы вместе сможем сделать что-то хорошее». В течение трех дней родилась Song for Ocarina. В Song for Ocarina вместе смешиваются пан-флейта, окарина и виолончель, в ритме реггей. Первый альбом под названием «Окарина», вышел во Франции. За 18 месяцев было продано свыше 1 900 000 единиц. За рубежом этот альбом стал Платиновым в Чили, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге и Испании; Золотым в Колумбии и Венгрии, не говоря уже о прекрасных продажах в Южной Африке, США, Турции, Тайване, Германии …

В сегодняшнем разнообразии музыкальных течений Диего Модене удалось найти свою нишу: он создал образ тонкого лиричного музыканта с непривычным для европейцев инструментом в руках - окариной - глиняной флейтой с нежным, немного печальным тембром. Трогательные напевы окарины, как и сам инструмент, родом из индейских Анд. Работая над своим собственным музыкальным стилем, Диего Модена вплетает необычное звучание окарины в контекст современной музыкальной культуры. Он смешивает звуки старинной индейской флейты с тембрами виолончели, саксофона, фортепиано и гитары, которые, как краски на холсте, прорисовывают свои ясные музыкальные линии на фоне электронного звучания ритм-секции. Модена нередко добавляет к создаваемому музыкальному образу и яркие всплески компьютерных звуковых эффектов. Кто-то говорит, что «Окарина» играет этническую музыку, кто-то называет выбранный музыкантами жанр - фьюжн («сплав»), кто-то пользуется наиболее распространенным и многоохватным термином world music («мировая музыка»), однако не столь важно, каким именно словом назвать получающийся у содружества музыкантов стиль, главное, что этот стиль самобытен и неповторим. Выпущенные музыкантами альбомы снискали огромную популярность.

Это древний духовой музыкальный инструмент, представляющий собой глиняную свистковую флейту. Он похож на небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев. Название инструмента происходит от итальянского слова «ocarina», что означает «гусенок», поскольку своей формой он очень напоминает птицу.

Современные сведения об окарине довольно противоречивы, но мы упомянем лишь те, которые не вызывают сомнения и соответствуют истине. Во-первых, наиболее распространенная форма окарины – конический сосуд. Во-вторых, отверстий для добывания гаммы может быть от четырех до тринадцати. В-третьих, инструмент используется как любителями, так и профессионалами. Ярким примером последнего утверждения может служить известный ансамбль «Песняры ». Итак, это основные отличительные особенности окарины.

Обратимся к истории ее возникновения

Предшественницы этого удивительного инструмента появились еще в период до нашей эры, и археологи находят их в самых разных странах - в Перу, в Китае, на африканском континенте и даже в России, где большое распространение получили знаменитые дымковские игрушки или филимоновские свистульки. Скажем несколько слов об этих фигурках - прародительницах окарины.

Дымковская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятка (ныне на территории города Кирова). Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Филимо́новская свистулька является исконно русским художественным промыслом, который сформировался в Одоевском районе Тульской области. Своё название игрушки получили от деревни Филимоново, где жили в шестидесятых годах двадцатого века последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Основную массу изделий дымковских и филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

К окариновидным относят древнейшие инструменты – свистульки, которые имели разнообразную окраску и специальное свистковое устройство и три-четыре игровых отверстия, дающее различные звуковые комбинации. В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали разнообразные обряды и праздники.

Конечно, они мало были похожи на современную окарину по диапазону. Иногда древняя окарина позволяла извлечь только один звук, но по своему устройству она мало отличалась от тех инструментов, которые есть сейчас. По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно двенадцать тысяч лет назад. Важно отметить, что такие инструменты-сосуды, сделанные из жженой глины и своей формой напоминающие птицу, были известны с глубокой древности в Египте, Китае, у некоторых других народов Азии и Африки. Они играли важную роль в культурной жизни страны.

В европейскую культуру окарина вошла в 1860 году, когда итальянец Джузеппе Донати из города Будрио изобрёл современную форму этого инструмента. Форма окарина поражает своим большим разнообразием - птички, рыбки, черепашки, жуки, лягушки… И это еще не весь список тех окарин, которые ловкие мастера готовы сделать. Окарина может быть также любой геометрической формы, например круглой, прямоугольной или в виде морковки. Материалы, из которых делался и делается сейчас этот инструмент, тоже очень разнообразны. Обычно окарина выполнена в керамике, но иногда ее изготавливают также из пластика, древесины, стекла или металла. Иными словами, годится всё, что легко обрабатывается или имеет полость, именно поэтому в мире можно встретить окарины не только из традиционных материалов, но даже из кости или раковины. В США и Европе сейчас популярны окарины, сделанные из пластика - ABS или поликарбоната. Использование полимеров и современных технологий обработки позволяет сделать окарины недорогими и при этом весьма качественными, очень хорошо держащим музыкальный строй.

В чем же заключается основное отличие окарины от других инструментов?

Основное отличие состоит в том, что окарина представляет собой некий закрытый объем со свистком. Интересный факт - обычный свисток, которым пользуются судьи и тренеры, устроен точно так же, как и окарина, и является по своей сути окариной. Если вы хотите быстро и сравнительно недорого сделать свою собственную окарину, вот вам совет - можно вынуть шарик из свистка, просверлить по бокам пару отверстий и получите инструмент о четырех нотах.

В окарине свистковое устройство помещается в специальном поперечном отводе. Десять игровых отверстий дают необходимый звукоряд. Полутона извлекают, частично прикрывая пальцами игровые отверстия. Некоторые разновидности окарины снабжены клапанами и поршневым устройством, позволяющим менять строй инструмента. Существуют даже семейства окарин, из которых составляют ансамбли и оркестры.

Окарина распространена в мире гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Например, на окарине играет музыку аниме хранитель леса Тоторо в знаменитом аниме «Мой сосед Тоторо». Окарина присутствует в некоторых видеоиграх, в частности, в игре The Legend of Zelda: Ocarina of Time, вышедшей в 1998, и её продолжении The Legend of Zelda: Majora"s Mask. В этих играх главному персонажу - Линку (Link) - необходимо пользоваться Окариной Времени - магическим инструментом, дающим различные возможности при исполнении определённых мелодий.

), но это, конечно, далеко не полный список. Сегодня мы пополним его ещё несколькими экспонатами (по мотивам комментариев к предыдущим материалам): окариной, панфлейтой, хроматической свирелью и стеклянной гармоникой.

Всё это - примеры не очень популярных сейчас музыкальных инструментов, которые были довольно широко распространены в прошлом.

Окарина

Окарина - это итальянское (ocarina) название духового инструмента, более известного нам как свистулька. Окарины - это те самые «птички» из глины, фарфора или дерева, которые можно встретить во многих этнографических музеях. В переводе с итальянского ocarina значит «гусёнок». Современные окарины часто делают из пластика или поликарбоната.

Обычно окарина в своей основе имеет форму сферы (чаще всего яйцеобразную), но на самом деле «золотого стандарта» для инструмента практически нет. У свистулек бывает самая разная форма и самое разное количество отверстий - обычно от четырех до тринадцати. Высота звука зависит только от размера отверстий, а окарина без дополнительных отверстий становится… обычным свистком.

В Европу окарину принёс итальянец и изобретатель Джузеппе Донати - именно он придумал более или менее современный облик «гусёнка» с десятью отверстиями, настроенными на знакомую европейцам нотную гармонию. Он же придумал специальный выступ, похожий на мундштук (и одновременно на клюв гуся - отсюда и современное название).

Но на самом деле окарина - обманчиво современное название для одного из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. По оценкам некоторых историков, похожие на окарину инструменты использовались ещё в древнем Китае 7 тысяч лет назад. Керамическая прото-окарина называлась «сюнь ». На Руси тоже была своя окарина - те самые дымковские игрушки и филимоновские свистульки. У древних окарин было меньше отверстий и поэтому диапазон звучания был куда более ограниченным - однако принцип был тем же, что и у современных инструментов.

В 1960-х годах англичанин Джон Тейлор усовершенствовал конструкцию Донати - он сделал окарину всего с четырьмя отверстиями, которые имели, однако, разный размер. На окарине «английской» конструкции можно сыграть все ноты из привычной диатонической гаммы.

Стеклянная гармоника

Стеклянная гармоника - редкий и малоизвестный инструмент с очень необычным звучанием и оригинальной историей.

В середине XVII века стеклянная гармоника представляла собой конструкцию из тридцати-сорока стаканов, наполненных разным количеством воды - играющий прикасался к краям стаканов, извлекая «волшебные» звуки. В 1744 году ирландский музыкант Ричард Пакрич усовершенствовал эту технику - он создал инструмент под названием «серафим».

Более или менее современная конструкция гармоники - ряд стеклянных дисков-полусфер, нанизанных на вращающуюся металлическую ось. Звук извлекается трением или ударами пальцев исполнителя о влажное стекло. Более низкие ноты (крупные диски) расположены слева, более высокие (и маленькие) - справа. Ось приводится в движение педалью. Именно этот инструмент и получил название «стеклянной гармоники». Он может похвастаться довольно широким диапазоном - от двух с половиной до четырёх октав, что приближает его к клавишным инструментам.


За неземное звучание гармонику полюбили композиторы - Моцарт написал для неё два адажио, Чайковский использовал в балете «Щелкунчик» (Танец Феи Драже), Глинка - в «Руслане и Людмиле» (Чудеса Черномора), Доницетти - в опере «Лючия ди Ламермур». Интересно, что в XVIII веке гармонику пытались запретить из-за её якобы негативного влияния на здоровье и психику людей и животных.

К XX веку на стеклянной гармонике почти перестали играть. Инструмент стал очень редким - современных исполнителей насчитывается всего несколько десятков по всему миру. Так как сам инструмент найти очень сложно, его заменяют той самой «прото-гармоникой» из XVII века - набором стаканов , который иногда называют «стеклянной арфой».

Некоторые из этих инструментов появлялись примерно в одно и то же время в самых разных частях планеты и в разных культурах. Они назывались по-разному и чем-то отличались друг от друга, но в основе у них были похожие конструкции и принципы звукоизвлечения. Сейчас многие из них незаслуженно забыты, однако есть вероятность, что всплеск интереса к этнокультуре или (как в случае со стеклянной гармоникой) к инструментам с необычным звучанием, вернет им хотя бы долю былой популярности.

Посты по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:

  • Колёсная лира, варган и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом
  • Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов
  • «Изгиб морковки жёлтой»: 8 необычных музыкальных инструментов

С 30 апреля по 10 мая мы решили провести большую честную распродажу - 400 товаров со скидками до 80%! Можно купить в магазине, а можно никуда не ехать и заказать доставку - она осуществляется без выходных, а при заказе от 10 000 рублей будет для вас бесплатной.