Чтобы стать мастером. Безграничность выбора (притча о Мастере)

В начале 20-го века француз тридцати с хвостиком лет по имени Анри Матисс шокировал парижский мир искусства картиной «Женщина в шляпе» (1905). Использование им невероятно выразительных цветов для изображения объекта – бирюзового для лица, оранжевого для шеи, розового и голубого для рук – не имело никакого смысла, оставляя зрителей и критиков почесывать в недоумении свои головы.

Но для Матисса, который использовал такие странные, яркие цвета, чтобы показать не то, что он видел, а то, что чувствовал, этот выбор имел смысл. Такой подход привел к развитию фовизма – одного из первых современных течений в искусстве, и укрепил место Матисса как одного из величайших художников в истории современного искусства.

Между его ранними лекциями в роли учителя искусств, разнообразными интервью с журналистами, письмами с членами семьи и общими размышлениями об искусстве, Матисс писал десятки текстов с размышлениями о том, что же означает быть настоящим творцом. Мы выбрали четыре основные темы из записей Матисса – начиная от того, как бороться с творческим блоком и заканчивая советами для преодоления неблагоприятной обстановки.

Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-Франциско
Анри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне

Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):

«Выразительность во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения - вот что имеет значение».

Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.

Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.

«Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась», – писал Матисс в 1935-м году. – «Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и вскоре имя его будет забыто».

Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент» , к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».

Урок №2. Придумайте собственные правила


С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

«Я работал на себя. Я был спасен», – говорил он позже в том году. – «Вскоре любовь к материалам пришла ко мне сама по себе, словно откровение. Я почувствовал внутри себя страсть к Цвету».

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

«Новая картина должна быть уникальной… Художник должен призвать всю свою энергию, искренность и величайшую скромность, чтобы разрушить старые клише, которые так легко попадаются под руку во время работы».

Урок №3. Окружайте себя вещами, которые любите – они будут вас вдохновлять

Анри Матисс «Большая голова», 1949
Американская федерация искусств
Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907
Фонд Бейелер

Рабочие пространства Матисса были сродни потусторонним сновидениям, пульсирующим от удовольствия.

«Здесь и там», – так в 1952-году описывал студию художника в Ницце историк и теоретик искусства Жорж Саль, – «[работа Матисса] находит отражение в мраморе, в позолоченной древесине, в фаянсе, в восточных тканях – целая лавка сувениров для повседневной магии: инструмент фантастической лаборатории наглядной алхимии».

Действительно, как в Ницце, так и в южном французском городе Ванс (в котором он имел свою виллу «La Rêve», что переводится как «Мечта»), Матисс постоянно находился рядом со своей «рабочей библиотекой» – огромным складом керамики, текстиля, статуэток, растений, птиц и других предметов, которые вызывали у него восторг. Они не только были визуально привлекательными, но и служили темами для его работ – пожалуй, одна из причин, почему он редко сталкивался с творческим блоком во время своей плодотворной пятидесятилетней карьеры.

«Предмет – это актер», – однажды сказал он. – «Хороший актер может играть в десяти разных пьесах; предмет может исполнять разную роль на десяти разных картинах».

Среди любимых предметов Матисса была бирюзовая выдувная ваза из Испании; оловянный кувшин с гравировкой и горшок шоколадного цвета, оба из Франции; шторы из северной Африки и занавески, известные как хаитис (которые, скорее всего, напоминали художнику о его молодости во французском городке, который занимался изготовлением текстиля) и растение филодендрон, особенно его вид Монстера деликатесная. Это тропическое растение, на листьях которого появляются зияющие круги, когда оно созревает, что служит причиной его прозвища – «швейцарский сыр». В начале 1930-х годов оно появляется на некоторых картинах Матисса. Похоже, что его уникальный внешний вид вдохновил художника на несколько более поздних цветочных работ, таких как «Венок» (1953) и «Попугай и русалка» (1952).


Урок №4. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от творчества


В январе 1941-го года 72-летний Матисс вернулся после посещения врача со зловещим диагнозом – рак двенадцатиперстной кишки. Хотя операция по удалению редкого кишечного рака спасла его жизнь, пожилой художник едва не умер от осложнений. Из-за них ему пришлось провести последние годы в постели или же в инвалидном кресле.

Но вместо того, чтобы позволить болезни поставить крест на его творческом проявлении, Матисс разглядел в этом возможность нового начала. Он реорганизовал свою спальню так, чтобы все, что требовалось для работы над картинами, было в пределах досягаемости: прикроватная тумбочка с ящичками, где хранились художественные принадлежности; вращающийся книжный шкаф с классической литературой и словарями, и деревянная доска на его коленях, на которой он рисовал скетчи и создавал скульптуры. Для того, чтобы работать над картинами и большими рисунками Матисс привязывал кисть или куски древесного углы к краю длинной палки, что позволяло ему дотянуться до мольберта на краю его кровати.

Даже тогда, когда его физическое состояние ухудшалось, заставив его, в конечно итоге, отказаться от рисования, Матисс продолжал творить в стиле аппликаций – техники резки бумаги, о которой он впервые узнал в предыдущем десятилетии. Теперь у художника были предварительно разукрашенные гуашью кусочки бумаги, из которых он вырезал разные формы и наклеивал их на бумагу, пока находился в постели. Это позволило художнику создавать искусство в более монументальном масштабе, чем раньше, несмотря на его ограниченность в передвижениях. Некоторые работы, такие как «Бассейн» (1952) достигают в ширину почти 16,5 метров.

В письмах к своему сыну Пьеру старший Матисс писал о своем неожиданном творческом всплеске после операции.

«Я все еще здесь. Я сконцентрирован на одном – на своей работе, ради которой я живу», – писал он. – «С точки зрения моего психического равновесия моя операция была довольно-таки необычной. Она дала мне новое равновесие. Она привела в порядок мои идеи. Она дала мне вторую жизнь».

Мы тут решили поразнюхать на тему тату-индустрии, чтобы ты, наш творческий и ищущий дохода читатель, пригляделся к этой интересной и многогранной сфере. А именно -
попробовал себя в роли тату-мастера. Если при взгляде на карандаш, бумагу, холст и краски тебя сразу тянет нарисовать непристойность, то значит, не всё потеряно. Ну а если в родительском доме шестой слой старых обоев расписан прекрасными репродукциями картин Уильяма Блейка и Айвазовского, а в углах имеются следы попоек после окончания художки, то для тебя вообще все двери открыты и ты действительно можешь стать тату-мастером.

Как это происходит, мы решили узнать в одной хорошей питерской тату-студии ROY TATTOO. Ребята трудятся не покладая рук и машинок вот уже 10 лет, радуя своих клиентов бесчисленными мастерскими работами (посмотри их в группе в ВК), а значит, могут ответственно и честно ответить на самые популярные вопросы.

Насколько крутым нужно быть художником, чтобы стать тату-мастером? Люди каких еще профессий/специальностей начинают заниматься этим?

Конечно, художественные навыки необходимы для этой специальности. Но тут есть большой выбор различных стилей, и для каждого стиля - свой скилл. Достаточно сложно стать мастером в реализме без художественного образования (редкие исключения самородков это правило не портят). Так же, как и для того, чтобы стать мастером в олдскуле, совершенно не нужно заканчивать художественную академию. Очень многое зависит от интуиции, к которой учат прислушиваться в художественных заведениях. Можно дать базовые знания по ощущению композиции, балансу пятна/линии/точки, но часто художник с высшим образованием за плечами может уступать самородку с высоким уровнем интуиции в этом деле. Образование просто не лишнее. Если решили внезапно заняться татуировкой в зрелом возрасте, всегда можно найти для себя частные художественные курсы, при этом изначально обозначив свои запросы, - реализм далеко не всем нужен, и важно в первую очередь учиться не фотографичности, а композиции. Переквалифицироваться в татуировщика может человек любой профессии, если у него есть глаза, руки и чувство прекрасного (или чувство юмора).

Что должен уметь тату-мастер? Особенно интересно, как же вам удается в режиме нон-стоп придумывать крутые уникальные рисунки? Что происходит в голове у тату-мастера?

Мастер художественной татуировки должен в первую очередь уметь сидеть на попе. Кропотливая работа требует усидчивости, когда работа масштабная и в голове уже появляются мысли о том, что бы сейчас заказать на обед или не притвориться бы мертвым - нужна сила воли, чтобы гнать эти мысли и продолжать причинять клиенту красоту. Когда он далеко не первый за этот день, когда процесс нельзя прервать на полпути, когда он взывает к твоему сочувствию по поводу причиняемой боли, когда от вибрации онемел палец, а в голове поет Аллегрова, внешне мастер - кремень. Далеко не лишним будет умение поддерживать с клиентом вербальный контакт - это успокаивает его и отвлекает об болевых ощущений. При этом налаживание контакта - залог хороших воспоминаний о сеансе и у мастера, и у клиента. Эмоциональная составляющая очень важна.



На фоне этого придумывать уникальные рисунки получается не всегда. Если лампочка загорелась сразу и контакт с клиентом найден - это везение. Если же нет уверенности в успехе эскиза на скорую руку - лучше снять мерки с клиента, обсудить, записать все идеи, обменяться контактами и отложить разработку эскиза на более спокойное свободное время. Лучше потратить на подготовительный этап чуть больше времени, ведь татуировка планируется в идеале на всю оставшуюся жизнь. Суета в этом деле может сильно навредить.

На какой доход можно рассчитывать в начале и через несколько лет, например? От чего зависит этот доход, и почему услуги одних тату-мастеров дороже, чем других?

В начале у мастера нет навыков, уверенности, возможно, дешевое оборудование, и заявить потенциальному клиенту о себе нечего - так выстраиваются отношения новичка с любителем халявы. Не каждый готов предоставить свое тело в качестве чистого холста для экспериментов - только самые отважные, как правило, молодые и не искушенные деньгами, либо очень близкие и отзывчивые друзья мастера, втайне верящие в успех. Скорость обучения у всех разная - у кого месяц, у кого нет подвижек и 5 лет. На время обучения ценник - за расходники. Для скорейшей наработки портфолио цены также не могут быть на уровне именитых мастеров. Первое время дохода по факту нет - есть приобретение опыта, а на вырученные деньги надо продолжать пополнять свой инструментарий, палитру красок и тому подобное. Когда репутация начинает работать на тебя и появляется клиентская база - можно уже говорить о доходе.

Но озвучивать цифры, честно говоря, кажется неэтичным - разброс очень большой: кто-то делает одну в неделю дорогую, в то время как другой делает 15, но подешевле… это не стабильная зарплата бухгалтера или программиста. Сколько постарался - столько заработал. Главное - ставить в приоритет не наживу, а развитие.

Короче, если хочешь попробовать - вперед. И даже если нет соответствующего образования, то ты вполне можешь посетить курсы живописи и курсы татуировки, чтобы развить свои спящие творческие навыки.

Но, как и упомянули ребята, тебе понадобятся оборудование и материалы, без которых мастер как без рук. С самого начала тебе придется на чем-то тренироваться, оттачивая навыки и набираясь опыта. А когда дело пойдет в гору, нужно будет закупать хороший инвентарь и расходники, которые составят значительную графу расходов. Но, как ты понимаешь, в этом деле экономить на качестве нельзя. Особенно в период обучения - мы не призываем покупать всё самое дорогое, но и совсем уж бюджетные варианты стоит обходить стороной. Дело в том, что чрезмерная экономия приведет к тому, что твои достижения и развитие начнут ограничиваться плохо настроенными или слабыми машинками, тупыми иглами или просроченными красками. Если нет развития, а вместо них проблемы и хреновые результаты, то и в самом процессе ты можешь разочароваться - это как учиться ездить на велосипеде со спущенными колесами. Поэтому тебе понадобится место, где ты сможешь приобрести всё самое необходимое по адекватным ценам и с хорошим качеством.

В магазине ты найдешь всё: от анестезии, красок и тату-игл до силового оборудования и разнообразных тату-машинок бюджетного и премиум-диапазона. Все товары снабжены нормальным человеческим описанием, а в статьях магазина ты сможешь почерпнуть интересную информацию. Так что для начинающего татуировщика Ta2workshop является отличным спутником на всем пути развития. А если возникнут трудности с выбором, то сотрудники магазина помогут определиться, так как уже много лет работают в тату-индустрии. Одним словом, годный магазин для своих.

Друзья здравствуйте,

Мне иногда приходят письма, где меня спрашивают, а вот у кого Вы, Геннадий, учились? Кто Ваши учителя? Какую школу Вы представляете? И т.д. и т.п. (как будто то, что человек учился, например, у ОШО, гарантирует, что он чему-то научился:).

Отвечаю. Учителей у меня нет. А вот учился я у многих людей (и сейчас учусь, каждый день), из тех, кто есть рядом, и у тех, кто уже почил с миром:

Рядом с нами всегда есть ни один и ни два хороших человека, которые что-то делают так, что аж слюнки текут, до того хочется уметь так же. Так и учитесь! Он на то рядом с Вами и поставлен.

Люди - это лучшие учителя (и, конечно, жизненные ситуации). И постоянная учеба у лучших учителей сделает нас Мастером.

Поэтому иногда я публикую письма, из которых чему-то научился сам, и которые, как мне кажется, могут дать и Вам новые возможности.

Ниже письмо из серии "Учимся у хорошего человека". А тут еще и Участник основного курса "Вспомнить все:", ну как откажешь себе и курсу в рекламе?:-)))

Елена пишет, отвечая на мое письмо, где я спросил ее о результатах прохождения курса, а она уже почти дошла до конца:

Геннадий, добрый день еще раз. Спасибо за комплименты, но лучше еще поработать, чтобы действительно быть.

Кстати, если я говорю приятные вещи - это не комплименты, а факты, которые я вижу.

А по поводу результатов - на самом деле их так много, что, наверное, сложно описать сразу - в общем жизнь меняется в том направлении, в каком я хотела бы давно это сделать. Но только надо было со всем этим определиться и расставить по местам.

На самом деле я занималась своим жизнеопределением давно, постоянно находилась в некотором поиске смыслов и истин. Вы же помогли мне более глубоко сориентироваться и посмотреть на жизнь, расставив в ней акценты немного по-другому.

Поэтому свое знакомство с Вами, хотя и заочное, и прочтение Анастасии я считаю главными пунктами, запустившими мою жизнь еще в прошлом году на новую орбиту счастья, успеха и полноценной жизни.

Наше внутреннее изменение мы всегда оцениваем через его внешнее проявление. Сейчас я получаю второе высшее образование по специальности психология. Мне всегда нравилось помогать людям, и они всегда тянулись ко мне за помощью.

Очень часто до этого из их уст звучал вопрос - девушка, а вы случайно не психолог. Но я рада тому, что пришла к пониманию того, кем я должна быть не сразу после окончания школы, а прожив после нее еще 17 лет - трудных и интересных, пустых и насыщенных, ярких и депрессивных. И пришла к этому через полное осознание.

Поэтому на получение знаний "академических" и "прописных истин", которые нам пытаются преподносить преподаватели, я смотрю уже по-другому - и это не догма и постулат, а зачастую в корне неправильная информация. Я ее пропускаю чрез себя - честно говоря, только для того, чтобы знать, как им потом можно противостоять и где их слабые места.

Но бороться я с ними при этом не собираюсь. Это будет все решаться на другом плане. Я буду помогать людям, но при этом это будет психология жизни, а не смерти.

К сожалению, в среде профессиональных психологов мною пока не было замечено полностью счастливых, здоровых и полностью реализовавших себя людей. Они сами, к сожалению, тащат на себе груз нерешенных проблем, пытаясь при этом говорить и правильные слова. Но эти мысли произносят многие. А вот постигают суть и начинают реализовывать их в жизни, опять же, к сожалению, единицы.

Но, становясь такой единицей, я хочу чтобы при наборе критической массы в обществе произошла цепная реакция по превращению ее в СЧАСТЬЕ И КРАСОТУ. И так оно и будет. Гармоничная и счастливая жизнь в полной реализации, в душевном равновесии и мире ОГРОМНОЙ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ возможна.

Я стараюсь ее жить сама и на своем примере предлагаю это делать другим. Да многие задачи мною только начинаются решаться. Но у меня есть мечта - она одна большая, но при этом в ней столько составляющих, что позволяет реализовывать себя в таком огромном количестве направлений.

Я подметила одну особенность, среди ваших читателей и работающих по курсу - у них много совпадающих ЖЕЛАНИЙ - помогать людям, путешествовать, фотографировать.

В моем случае эти желания также являются основными - вот только с путешествиями у меня несколько послабей. И ХОЧУ и не то чтобы очень хочу одновременно. Не совсем почувствовала смысл.

Хотя в данный момент у меня такая работа, что если я достигну определенного профессионализма, а это достаточно реально, то можно просто поездить по разным городам, и даже странам, читая презентации и лекции, и помогая своим сослуживцам в освоении новых знаний, направлений, и вообще в смысле даже психологической подготовки в общении друг с другом, с клиентами и с миром - и внешним и внутренним.

А насчет - фотографии. Мне это всегда нравилось делать, но не было возможности. Теперь у меня есть хороший цифровой фотоаппарат и уже немного своих работ. По первым отзывам - очень нравятся. Надо будет, наверное, прислать некоторые из них на ваш сайт. Но это завтра.

Естественно изменилась и моя внешность, и манеры, и то как меня воспринимают окружающие. На данной волне бросила старую работу, не побоялась, хотя в тот момент моего переворота мандраж бил по полной программе до дрожи в руках и стучания зубами, отказаться, на первый взгляд, от неплохого предложения, но не располагающего душевно и морально.

А потом просто кубики складывались один к другому. На следующий день я мягко и настоятельно договорилась о встрече с директором этого агентства, презентовала им себя по второму разу, до этого мы с ним уже общались, но ознакомительно.

А теперь я презентовала им себя в привязке именно к той фирме и должности, которые мне понравились. При этом выяснилось, что представитель этой компании из Москвы приезжает буквально через день. Они в срочном порядке шлют ему мои документы, включают меня в его планы встречи с кандидатами. На встрече с ним я также веду свою самопрезентацию (это как в театре). А это все перед новым годом 26 декабря. И вроде бы как все может затянуться из за праздников. Но ничего подобного не происходит.

Там было много всего интересного еще, вплоть до пересмотра взглядов компании на требования предъявляемые к кандидату и смягчения, например, в знании английского языка буквально за несколько дней до нашей встречи.

Ну в общем я ему понравилась. Они приглашают меня уже 5 января на собеседование в Москву, оплачивая при этом дорогу. Там происходит следующий этап представления, но уже перед тремя представителями.

Обратите внимание на фразу: Они хотят со мной сотрудничать. Это не то же самое, что устроиться на работу. Да?

Здесь был бы сложный момент одновременно совмещения моей первой сессии с выходом на работу - но их компания предложила мне выйти 1 февраля. Так что я прекрасно могла посвятить свое время своей первой учебной сессии - про которую это отдельная песня или сказка, так я еще никогда не сдавала экзамены. В общем, это все замечательно.

А еще во время сессии я получила, можно назвать это и комплиментом, а может это нечто другое.

У нас принимал зачет один из аспирантов. И он всем в группах, а всего нас было 65 человек, задавал один и тот же вопрос - почему вы пришли в психологию???

До этого у нас еще получился небольшой диспут с ним и моей подругой минут на 5 немного на другие темы - но все они были жизненными. На его же вопрос я просто ответила - что сама немного разобралась со своею жизнью, и хотела бы помочь и другим разобраться в этом. Он внимательно посмотрел на меня и сказал, что мне верит, что это так и есть, и он это чувствует. Есть и другие примеры - даже без слов.

Ну, в общем сейчас я на новом месте, в приятной компании, с приятными и хорошими людьми, осваиваю новые горизонты и усиленно учу, или правильнее сказать вспоминаю, но в общем подхожу к изучению английского языка по-другому и на другом уровне. Самое главное, не выпадать из окружающей реальности, хотя иногда омут старых подходов затягивает. Тогда опять приходится выныривать, чтобы видеть красоту окружающего мира в его неразрывной связи.

Но вот на сегодня и все.

С уважением и ОГРОМНОЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ К ВАМ И СОЗДАТЕЛЮ, ЗА ТО, ЧТО ВСЕ ТАК ЕСТЬ И МЫ ТАКИЕ ЕСТЬ И МИР ВОКРУГ НАС ТАКОЙ КРАСИВЫЙ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ.

Красиво? А теперь очень важный принцип обучения: "ЕСЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ЧТО-ТО СМОГ, ТО И ВЫ ЭТО СМОЖЕТЕ".

А учиться у людей просто: читаем-слушаем-смотрим и перенимаем их принципы мышления, отношения к разным ситуациям или просто, вдохновляемся их успехами, чтобы в скором времени радоваться победам своим.

С Любовью,

Ваш Геннадий Павленко.

Довольны ли вы своей жизнью? Идете ли вы на работу, зная, что вы можете добиться большего? Зная, что в вас есть уникальные способности, которые могут сделать вас лучшим в мире?

Этот пост - о том, как достичь мастерства. Но еще и о том, что вполне нормально не достигать мастерства в традиционном смысле. Вы можете сами определять мастерство, а не пользоваться чужими дефинициями.

Иными словами, быть лузером - это нормально.

Не нужно писать книгу, чтобы описать, что такое мастер. Большинство из нас (а прежде всего я) никогда не станем мастерами ни в чем.

Я пытаюсь. Я пытался добиться этого в шахматах. Я дошел до ранга «мастера», но это ничего не значит. Я никогда не достигну в них мирового уровня. Я пытался достичь этого и в писательстве. Я пишу уже двадцать с лишним лет.

Но я знаю много людей, которые в своей области входят в число лучших в мире. Я читал их книги. Я говорил с людьми и анализировал, что, по их мнению, привело их к мастерству. Я строил и продавал бизнесы людям, которые в своей отрасли достигли мастерства. Я инвестировал в мастеров своего дела. Так что я все-таки понимаю, кто такие мастера и что они делают.

Так что отнеситесь к этому с долей скепсиса, но помните, что эти мысли основаны на моем опыте и на опыте всех людей, с которыми я общался. Вот главные элементы мастерства. А также плохие и хорошие новости для вас.

1. Талант

Мне неприятно это говорить, но талант важен. Есть миф, что каждый талантлив хотя бы в чем-то одном, надо лишь найти, в чем. Это неправда.

Большинство людей не талантливы ни в чем. Но большинство людей могут быть довольно хороши в чем-то. Тим Феррис показывает в своей книге «Повар за 4 часа», как можно стать довольно хорошим поваром после четырех часов усилий. Я пользовался его методикой и готовил весьма неплохо.

Но по случаю выхода книги Тим устроил ужин, где каждое блюдо (их было, кажется, восемь) готовил отдельный повар. Одному из них было 8 лет, и его блюдо было, пожалуй, лучшим. Когда-нибудь он станет мастером (если уже не стал). Вот это талант.

Когда мой шахматный рейтинг был на пике, я играл партию с девочкой по имени Ирина Круш. Она разбила меня в 25 ходов. После игры она сказала мне: «Наверное, когда вы двинули слона на Б4, я увидела вашу слабость». Она была права. Ей было 13 лет. И тогда я сразу перестал играть в шахматных соревнованиях и теперь играю лишь тогда, когда разговариваю с людьми по телефону. Она была талантлива. Сегодня она одна из самых молодых женщин-гроссмейстеров в мире.

2. Как узнать, в чем ваш талант?

Думаю, есть два метода.

1) Возьмите блокнот и запишите все, что вам нравилось делать с 6 до 18 лет, до того, как вашу жизнь подчинили себе колледж, отношения, отстойная работа, ипотека, дети, ответственность, презрение к себе и т.д.

В своем подкасте я разговаривал с Льюисом Хоузом. Он сказал, что всегда, с детства, мечтал быть спортсменом. И еще, что он еще ребенком пользовался своими навыками общения, чтобы компенсировать свои слабые академические навыки. Он нашел свои два таланта и стал мастером в обоих областях.

Часто мастером вас делает сочетание нескольких «недоталантов». Я не знаю, смогу ли в чем-то стать мастером, но я с детства любил писательство, игры и все, что связано с бизнесом. Может быть, когда-нибудь.

2) Сходите в книжный магазин и найдите тему, по которой вы будете готовы прочесть 500 книг. Если вы жаждете прочесть все 500 книг по вязанию крючком, наверное, у вас к этому талант.

И вполне нормально быть талантливым в чем угодно. Мы - продукт всего нашего опыта, всего того, что нас интересует, всего того, с чем мы заигрываем. И этот продукт может показаться кому угодно мусором. Но играйте со своим мусором и будьте счастливы. Если у вас получится, вы попадете в лучшие 0,00001%.

3. Четыре часа в день

Все книги Тима Ферриса содержат в названии слова «4 часа…». Я спрашивал практически каждого мастера, какого встречал, сколько часов в день они тратят на овладение своим мастерством. Они не повторяли стандартную чушь, какую долбят предприниматели в Кремниевой долине: «Я работаю 20 часов в день, и если бы мне не надо было спать, я бы работал 30 часов в день».

Нельзя стать мастером чего-либо, если вы работаете 20 часов в день. Наоборот, в вашей жизни что-то очень неправильно, если вы столько работаете над чем-то одним. Типичный ответ: «Я занимаюсь четыре часа в день». Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов говорил, что он может заниматься шахматами максимум три часа в день. И это чемпион мира! Остальную часть времени он тратил на спортивные занятия, изучение языков, другие вещи, которые привносили в его жизнь баланс.

4. История

В любой области, где вы хотите преуспеть, нужно изучать историю. Всякое искусство создается в контексте. Если бы кто-то написал Пятую симфонию Бетховена сегодня, над ней бы смеялись. Энди Уорхол пробовал себя во многих областях искусства, прежде чем решил нарисовать банки супа Campbell в нужный момент времени. В любом бизнесе изучение истории отрасли, биографий прошлых руководителей, успехов и провалов тех, кто проходил этот путь до вас, крайне важно для достижения мастерства.

Если бы я интересовался бурением нефти, я бы изучил, где ее добывали в 1920-е, 1950-е, 1970-е, какие использовались технологии, какова история этих технологий, как их совершенствовали, как строилась политика вокруг добычи нефти и так далее. Где-то там кроется путь к тому, чтобы невероятно разбогатеть. Не для меня, потому что мне наплевать на нефть. Но для кого-то. Или для многих.

5. Изучайте свои провалы

Чемпион по игре в покер Илон Шварц выиграл в чемпионатах больше $7 млн и многие миллионы в неформальных играх на наличные. Мы вместе с ним играли в шахматы, пока он не переключился сперва на шашки, а потом на покер. Я спросил его, почему многие люди играют в покер 20 лет, но не могут научиться играть лучше.

Он ответил: «Каждый хочет винить кого-то. Не хватило удачи, поссорился с женой или еще что. Но главное - надо научиться изучать свои поражения. Нужно делать заметки о том, в каких условиях ты проиграл, а также в каких выиграл. Нужно думать обо всем».

6. Опыт

К какому-то моменту вы приготовите 10 000 блюд. Сыграете миллион раздач в покер или тысячу партий в шахматы. Или создадите 20 бизнесов.

Очень немногие люди сразу успешны. Это требует слишком много удачи, а удача благоволит подготовленным и упорным. За эти первые тысячу партий или чего угодно вы много раз столкнетесь с неудачами. Лучшие бейсболисты в мире считаются невероятно успешными, если они выбивают мяч в аут «всего лишь» в 70% случаев.

Когда умер мой отец, я зашел в его аккаунт в онлайн-шахматах и увидел, что он сыграл порядка 30 000 партий. Но не научился играть лучше. Многие люди могут сыграть 10 000 партий в покер и не стать лучше. Приготовить тысячу пирогов и не стать лучше.

Поэтому нужно запоминать свой опыт, изучать свои неудачи, стараться замечать, что вы сделали правильно, а что нет, и запоминать это на будущее. Окажется ли будущий опыт точно таким же, как прошлый? Обычно нет. Но вам нужно быть способным к выводам вроде: «Гм, это очень похоже на тот случай четыре года назад, когда произошло А, Б и В».

7. Любовь

Андре Агасси говорил, что он не любит теннис. С одной стороны, я ему верю, с другой - нет. Ведь есть самые разные виды любви. Есть любовь безо всяких условий, любовь, на которую способен Далай-лама. Есть похоть. Есть зрелая любовь. В некоторых отношениях сочетается и то, и другое, и третье. В них много страданий и много удовольствия. Возможно, теннис был таким для Агасси. Не знаю.

Но мастерство в любой области предполагает множество страданий. Их избежать невозможно. Если страданий слишком много, то можно и бросить это дело - это не самое ужасное. Мне не нравится ходить к стоматологу. Это причиняет слишком много боли. Так что с моими зубами не все в порядке. Я расстался с мыслью иметь идеальные зубы.

8. Психология

Одна из причин, по которым большинство людей в мире не могут стать по-настоящему хороши в каком-либо деле - у них нет таланта ни к чему, что важно для окружающих. Но есть и другая причина: эти люди не хотят тратить на это время и усилия. Это я понимаю. Часто лучше активно общаться, иметь друзей, прочные отношения в семье, любить людей.

Многие люди, добившиеся мастерства, испытывали трудности в отношениях с родственниками, супругами или друзьями. Ван Гог отрезал себе ухо. Достоевский, Кафка, Бобби Фишер, Гедель никогда не славились склонностью к светским любезностям, часто погружались в депрессию, имели суицидальные наклонности или были близки к шизофрении.

Когда вы строите карьеру, есть представление, что вы будете двигаться от успеха к успеху. Когда-нибудь у вас будет свой маленький кабинет, потом большой, потом вы переместитесь в позицию CEO в другой компании и так далее. По пути вы столкнетесь с неудачами, но это не будут крупные провалы.

Если же вы стремитесь к мастерству, то запомните: у вас непременно будут большие поражения. Большинство инвесторов не любят Тима Сайкса. У него очень высокомерный маркетинговый стиль. Но он мой друг, и должен сказать, что он совсем не высокомерен. Он чрезвычайно скромен. Почему? Потому что он несколько раз оставался без гроша после своих первых успехов.

В банкротстве нет ничего веселого. Со мной это случалось несколько раз. И каждый раз ты думаешь: «Это худший опыт в моей жизни, лучше бы я умер. Это был мой последний шанс. Теперь все кончено. И всем вокруг будет лучше, если я умру».

Когда Тим пытался вернуться в бизнес, никто с ним не разговаривал. Так что он сам ставил на себя. Он выполнил все вышеперечисленные пункты. И заработал миллионы на трейдинге.

По пути к мастерству все будет получаться не так, как надо. Бобби Фишер провел большую часть своей жизни на грани шизофрении, в агонии, будучи неспособен справиться со своими потерями. Он исчезал на годы, но потом возвращался, будучи сильнее, чем прежде.

Как воспитать в себе это? Не знаю. Это сочетание многих вещей. Это эго - реальная вера в то, что вы можете быть лучшим, невзирая на все рациональные доказательства обратного и на всех людей, что критикуют вас. Это понимание, что выхода нет. Я спрашивал Илона и других, что они думали, оказываясь на дне, и всякий раз ответ был: «А что еще мне было делать? Я продолжал идти вперед!»

9. Упорство

Упорство создает удачу. Оно преодолевает поражения. Упорство - это серия провалов, перемежающихся редкими успехами, и со временем эти успехи начнут подталкивать вас к мастерству. Не один успех, не два. Но многие и многие.

Как оставаться упорным, когда жизнь наполнена меняющимися карьерами, отношениями, ответственностью, экономическими кризисами, историческими взлетами и многим другим, что может встать на вашем пути? Ответа нет. Потому это и называется упорство: делать то, что вы делали всегда. Не позволять всему перечисленному останавливать вас. Использовать все вышеперечисленное, чтобы двинуться к более крупным успехам, более серьезным поражениям и потом еще более впечатляющим успехам.

Это болезненно, страшно, совсем не весело, и никто не поймет, почему вы это делаете. А потом, когда вы добьетесь успеха, люди будут вести себя так, будто случившееся с вами - самая естественная вещь на свете. Вы попытаетесь объяснить: «Нет, было время, когда…» А они не станут слушать. Они захотят узнать, каким должен быть их следующий шаг, чтобы они оказались там, где вы сейчас.

10. Загадка

В конечном счете мастерство - загадка. Нужно преодолеть звуковой барьер в некой области, где никто не делал это так быстро или не заходил так далеко. Вам предстоит найти вашу собственную, уникальную комбинацию увлечений, которые сделают вас лучшим в мире именно в этой сфере.

Что, если вы не будете гнаться за загадкой, а вернетесь к знакомому, уютному, лишенному стресса существованию коллег, знакомых и прочих окружающих? Возможно, мир этого не позволит. Может случиться, что то, что вы считали уютным, тоже миф.

История мастерства показывает, что никто не смог предсказать, какие цели сработают, а какие нет. Так что важен только нынешний момент. В плане здоровья: физического, эмоционального, умственного, духовного. Можете ли вы сегодня же продвинуться вперед в каждом из этих отношений?

Тогда вы продвинетесь к мастерству и к своей загадке.

Хорошие новости

Не обязательно быть властелином мира. Не обязательно делать что-либо из вышеперечисленного. Это делают очень немногие. И многие из них испытали много страданий и боли и продолжают их испытывать.

Фрейд говорил, что две наших цели в жизни - это контакт с другими и достижения. Но зачастую вполне разумно преодолеть эти навязанные эволюцией задачи. И просто быть счастливым с теми, кто вас любит. Быть удовлетворенным всем, что дарит жизнь, каждым моментом, не рваться к следующему моменту мастерства. Истинное мастерство можно найти прямо здесь и сейчас - в том, как вы относитесь к себе, к другим людям, к своим стараниям и своей любви.

Нет ничего важнее этого. Потому что когда вы рветесь к мифическому ТАМ, однажды вы доберетесь туда и поймете, что пропустили все удовольствия и тайны по пути.

У некоторых людей настоящий талант к переговорам, для других это сложно и страшно. Способность получать от других людей то, что хочешь, и при этом не скатываться в конфликт - один из самых полезных навыков как для профессионального роста, так и для личной жизни. Вот несколько наставлений от эксперта переговоров и заключения контрактов.

Во время переговоров многие чувствуют себя не очень комфортно: вам приходится отстаивать свою точку зрения, просить то, что вам необходимо, и стараться найти самую выгодную для себя цену, условия или решение. Это ощущается как конфликт, столкновение интересов, а многие из нас боятся столкновений и стараются избежать этого любой ценой.

«Нужно учиться вести переговоры, это не врождённый навык, - рассказывает Элдонна Левис-Фернандес, автор книги „Думай, как дипломат“. - Это как любой спорт: вы должны учиться играть, чтобы играть хорошо».

Левис-Фернандес имеет достаточно опыта, чтобы утверждать это. Она 23 года вела переговоры и заключала выгодные контракты для правительства США. Сейчас она является генеральным директором консалтинговой компании Dynamic Vision International и учит людей вести переговоры.

Она считает, что каждый человек может отлично вести переговоры как по долгу службы, так и в личной жизни. Главное - ощущать себя комфортно во время переговоров, это единственно правильный настрой.

«Вначале всегда страшно, - утверждает Левис-Фернандес. - И нет никакого способа убить этот страх, нет такой кнопки, которая выключит его и сразу сделает вас экспертом. Пройдёт время, и вы переступите через это. Главное - тренироваться».

Тренироваться можно в любой области, например при покупке недвижимости. Мало кто ожидает получить столько, сколько просит изначально, так что вы можете потренироваться, превратив переговоры в забавную игру.

Ну а если вы не собираетесь покупать недвижимость, идите на рынок - там тоже можно неплохо потренироваться.

В переговоры можно превратить всё что угодно

Например, если вам хотят продать чайник за 270 рублей и лоток за 260 рублей, можете попросить отдать две вещи за 500 рублей. Несколько покупок увеличивают ваш шанс купить по выгодной цене.

Или, наоборот, позвольте продавцу самому назначить цену, только перед этим предупредите, что если он назовёт самую низкую цену, вы купите. Скорее всего, он назовёт цену, на которую вы и не рассчитывали.

Когда вы начнёте чувствовать себя комфортно во время просьб, пора переходить на следующий уровень. Это может быть всё что угодно, начиная от звонка курьеру для снижения цены на доставку и заканчивая переговорами насчёт многомиллионных контрактов. И помните:

Самые лучшие сделки - те, в которых выигрывают обе стороны, без победителей и проигравших.

Но как бы комфортно вы себя ни ощущали, на первых порах вы будете совершать множество ошибок. Вот пять ошибок, которые нельзя допускать во время переговоров:

1. Быть неуверенным

Некоторые люди думают, что надо быть смелым или даже наглым, чтобы договориться о чём-то, другие думают, что нужен немалый опыт. На самом деле, если вы подготовитесь заранее и проявите упорство, шансы на успешные переговоры сильно повысятся.

«Прежде чем начинать переговоры, убедитесь, что вы знаете, чего хочет ваш оппонент, какие у него могут быть возражения и какая мотивация поможет убедить его, - советует Левис-Фернандес. - Кроме того, нужно чувствовать человека и вовремя смягчать слишком жёсткое противостояние».

2. Предполагать, что что-то не подлежит обсуждению

Когда вы думаете, как переговорщик, вы понимаете, что обсуждать можно абсолютно всё. Решите для себя, что любое правило переговоров можно изменить, чтобы получить выгоду, и перед вами откроются огромные возможности.

Любое правило может меняться, если вы предложите этичное решение, которое будет выгодно всем участникам переговоров.

3. Не строить отношений перед переговорами

Одна из самых больших ошибок, которую допускают новички, - отказываются от возможности поговорить с оппонентом до начала переговоров, узнать, что он за человек.

Через простой разговор можно узнать много важной информации о жизни оппонента, о его мотивации и целях. Вы удивитесь, насколько полезна будет информация, полученная из простого разговора.

4. Ничего не просить

Это звучит слишком просто, но это так:

Ключ к успешным переговорам - просить то, чего вы хотите.

Вас может остановить страх отказа или страх показаться жадным. Просто запомните: отказ будет, но не стоит его бояться.

Отказ не касается конкретно вашей личности; он означает, что вы не предоставили убедительных аргументов, почему вы должны получить желаемое. Отвергнуто было ваше предложение, а не вы.

Если вы слышите «нет», это значит, что вашему оппоненту не хватает информации. Чтобы было проще, знайте:

Люди в среднем три раза говорят «нет», прежде чем скажут «да».

Истинный путь прокачаться в переговорах - это получить отказ и продолжать просить.

5. Слишком много разговаривать

Слишком много болтовни - верный способ запороть переговоры. Никогда не недооценивайте значение тишины. Во время того, как вы обсуждаете дело, просто перестаньте говорить, и почувствуйте себя комфортно во время этого неловкого молчания. Так у вашего аргумента гораздо больше шансов на успех, а у вас - на выгодные условия.