Сценарии на 7 и 9 мая. II

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23»

Сценарий праздника

Подготовили и провели

воспитатели:

Анисенко Н.А.

Ларченко Н.А.

Белгород

2013-2014г.

Слайд 1.

Слайд 2.

музыка 1. (Левитан о нападении)

Слайд 3-4

музыка 2. (Священная война)

Выходят ведущие.

Ведущий 1.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.

Слайд 5.

Ведущий 2.

Сегодня мы отмечаем День Победы над фашистской Германией. Среди нас в этом зале находятся люди, чья молодость совпала со временем великого, всенародного испытания. Люди, которые на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Давайте

поприветствуем их.

Слайд 6.

Чуева Клавдия Ивановна и Герасименко Людмила Ивановна

А теперь мы хотим предоставить Вам слово.

Слайд 7.

(Вопросы из зала)

Вопрос 1: Сколько вам было лет, когда началась война?

Вопрос 3: Как вам казалось, долго ли продлится война?

Вопрос 4: Чем вы в нашем возрасте отличались от нас? Какие интересы были у молодежи вашего поколения?

Вопрос 5: «Мои года, мое богатство» — что значат эти слова для вас?

Вопрос 6: Расскажите о боевых наградах своего мужа. Какая самая дорогая?

Вопрос 7: Вы испытали ужасы войны. Вы прошли через кошмар войны, что бы вы хотели пожелать нам, вашим внукам?

Ведущий 1.

Для Вас Хорошилова Оксана и Зеленский Денис исполнят жестовую песню «Спасибо, родные»

музыка 3. (Хорошилова, Зеленский. Спасибо, родные)

Слайд 8.

Чтец 1: ()

Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне.

Майский день 45 - года

Стал последнею точкой в войне.

Слайд 9.

Чтец 2: ()

Без потерь нет ни роты ни взвода.

Ну, а те, кто остались в живых,

Майский день 45 - года

Сохранили для внуков своих.

Слайд 10.

Чтец 3: ()

За то, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам

Спасибо доблестным солдатам

Нашим дедам и отцам.

(Дети дарят цветы)

Ведущий 1.

Вставай народ! Услышав клич земли.

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны,

И дети шли дорогами войны.

Ведущий 2.

За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой.

Сражались за любимый край родной.

За каждый город, каждое село.

За все, что на земле моей росло.

За детскую улыбку, светлый класс,

За мир, за счастье каждого из нас.

Слайд 11.

Пантомима «Цветок». Руководитель - Пойдунова Елена Алексеевна.

музыка 4. (фонограма для пантомимы)

Слайд 12.

Ведущий 1.

Письма с фронта…Маленькие солдатские письма - треугольники … Как ждали их дома ваши бабушки и прабабушки. Эти письма были связующей ниточкой между фронтом и тылом. Но как боялись конвертов со штемпелем - «похоронок».

Слайд 13.

Чтец 4.

Если хочешь узнать о войне

И о майской победной весне,

Попроси солдатскую мать

На страницах застыли года.

22 ему будет всегда:

«Мама! Я здоров и живой».

А на утро последний бой.

Слайд 14.

Чтец 5.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать.

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

Слайд 15.

Чтец 6.

Дорогие, мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах.

Вспоминаю я поле, речушку.

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Слайд 16.

Чтец 7.

Мои братья и сестры родные,

Завтра снова я в бой иду.

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу.

Стану недругов наших громить.

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить.

Слайд 17. (3 клика)

Ведущий 2.

Посмотрите, на горящую свечу. Есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.

У Кремлевской стены, в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно», «Подвиг твой бессмертен».Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибшие солдаты защищали Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.

Слайд 18.

Ведущий 1.

Пусть небо будет голубым

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат,

И пулемёты не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Ведущий 2.

Танец. «Молитва» Руководитель - Черепанова Наталья Юрьевна.

Слайд 19.

музыка 5. (мп3 «Зажгите свечи»)

Слайд 20.

Ведущий 2.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Слайд 21.

Ведущий 1:

Встаньте! И пусть ваше молчание будет самым грозным протестом против войны!

Слайд 22.

Ведущий 1:

Встаньте! Быть может, тогда в мире прольётся хоть на одну каплю крови меньше!

(Звучит метроном, идёт минута молчания)

музыка 6. (мп3 «Метроном»)

Ведущий 2.

Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой, остановись!

Ведущий 1.

Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки не покорённых. Война унесла 20 миллионов жизней советских людей.

Слайд 23

(Видео «Под небом России»)

Слайд 24

Чтец 8.

Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Слайд 25

Чтец 9.

- МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети.

Мир - это спокойная и радостная жизнь.

Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

Слайд 26

Ведущий 1.

А сейчас вы услышите «Поппури военных песен».

Руководитель - Токарева Марина Владимировна.

музыка 7. (мп3«Поппури военных песен»

Ведущий 2.

Говорят, будто время залечивает раны. Однако есть раны, которые кровоточат в памяти народной. И мы никогда не должны забывать зла, причинённого фашизмом.

Война закончилась давно, но нельзя предавать память о тех, кому война перечеркнула судьбы и жизни, о не вернувшихся отцах, дедах.

Слайд 27, 28

(Жестовая песня «Солдат» Исполняет Селютина Наталья

Руководитель - Мещерякова Ирина Михайловна

музыка 8. (мп3 «Солдат»

Ведущий 1:

Мы - поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Мы - будущие защитники Отечества, должны помнить о цене Великой Победы!

И пусть всегда горит вечный огонь у могилы Неизвестного солдата.

Пусть 9 мая навсегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому, даже времени.

Слайд 29

(Танец « » Художественный руководитель Белых Владимир Иванович.)

музыка 9. (мп3 «___________________________»

Слайд 30

Ведущий 2.

Говорят, что оскорбляя народы, живущие по соседству, ты оскорбляешь свой народ.

Нам, поколению начала 21 века, дорого будущее планеты.

Наша задача - беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а на дорогах мира и братства.

Слайд 31, 32

6. (Жестовая песня «Русский парень» . Исполняет Игорь Карпенко. Художественный руководитель Мещерякова Ирина Михайловна.

(музыка 10. «Русский парень»)

Слайд 33

Чтец 10.

Священны места всех сражений,

Где воины к подвигу шли.

Стране День Победы весенний

Они из боев принесли.

Слайд 34

Чтец 11.

Солнце ярко светит, яблони цветут.

Воины седые с внуками идут.

Славные герои, Родины сыны.

Подвиги их ратные помнить мы должны.

Слайд 35

Ведущий 1.

Песня «От героев былых времён».

Исполняют Петрикова Анна и Харитоненко Андрей.

Художественный руководитель Горячев Александр Анатольевич.

Слайд 36

(Видео) Музыка 11. (минус)

Слайд 37

Ведущий 2.

Говорят, "у войны не женское лицо", но женщины уходили на фронт. Они подносили снаряды, они были снайперами, зенитчицами, летчиками, сестрами милосердия. Они были солдатами. Нежные, хрупкие девушки и женщины, они тоже приближали победу.

Слайд 38

Ведущий 1.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестренка: «Давай поддержу.

Рану твою я перевяжу».

Все позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла?

Многих сестренка от смерти спасла.

Жестовая песня «Катюша».

Исполняет Екатерина Дорн. Художественный руководитель Мещерякова Ирина Михайловна.

Слайд 39, 40

видео (мп3 «Катюша»

Слайд 41

Ведущий 2.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Музыка 12. (Приказ о капитуляции германии)

Слайд 42

Жестовая песня Победа ». Исполняет Лунёва Александра.

Руководитель - Безкровная Елена Александровна.

Музыка 13.(мп3 «Победа»)

Слайд 43

Ведущий 1.

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

Вместе: С днём победы!

Слайд 44

Ведущий 2.

Танец «Мы дети солнца». Художественный руководитель - Безкровная Елена Александровна

Музыка 14.(мп3 «Мы дети солнца»)

Ведущий 1.

На этом праздник посвящённый Дню Победы подошёл к концу.

Ведущий 2.

Благодарим всех педагогов дополнительного образования, подготовивших номера к празднику.

Светлана Федюшина
Сценарий праздника «9 Мая - праздник Победы!» для детей 5–7 лет

Дети с цветами под музыку входят в музыкальный зал.

Ведущая :

Дорогие ребята! Дорогие гости! Совсем скоро, 9 мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник - День Победы !

70 лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию . Каждый год мы отмечаем этот великий праздник .

Пока вы еще очень маленькие. Но мы очень хотим, чтобы вы выросли смелыми, сильными людьми, достойными гражданами нашей страны, любящими свою Родину и способными в трудную минуту встать на ее защиту.

1 ребенок : Еще когда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май .

2 ребенок : Отстоял народ Отчизну,

Шел отважно в грозный бой,

Не жалели люди жизни

Для Отчизны дорогой.

3 ребенок : Принесли отцы и дети

Счастье людям всей земли,

Славим в светлый День Победы

Всех, кто в бой великий шли!

Дети исполняют песню «Наследники Победы »

4 ребенок : Когда приходит День Победы ,

Цветут сады, цветут поля.

Когда приходит День Победы -

Весною дышит вся земля!

5 ребенок : Когда приходит День Победы ,

То раньше солнышко встает.

И, как одна семья большая,

Идет в колоннах наш народ!

6 ребенок : Когда приходит День Победы ,

Звучат и музыка, и смех,

И, поздравленья принимая,

Мы поздравляем всех!

Дети исполняют упражнения с цветами под песню «День Победы »

(Дети садятся на свои места)

Ведущая : Каждый год 9 мая на главной площади нашей страны - Красной площади - проходит военный парад. Проезжает военная техника, проходят маршем нынешние солдаты и курсанты военных училищ, но самые главные на этом празднике - ветераны , люди, которые выжили и победили в этой страшной войне. На их груди сияет множество орденов и медалей за их мужество и смелость, за героизм и отвагу. Ветераны надевают ордена, медали, встречаются у памятников погибшим, рассказывают о том, как воевали.

Ведущая : В этом году исполнилось 72 года со дня освобождения г. Воронежа от фашистских захватчиков. Мы знаем, что в 2009 году нашему городу Воронежу присвоено звание «Город воинской славы» . Низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу. Никто не забыт, ничто не забыто!

7 ребенок : Воронеж мой, ты сердцу милый.

Для всей России ты оплот.

Здесь набирал когда - то силы

Военный, славный, русский флот.

8 ребенок : Воронеж! Город мой любимый!

Рожден во славу ты Петра!

Твой облик юн и он неповторимый!

Сияешь красотой своей с утра!

9 ребенок : Мой город воин! Ты непобедимый !

Не сдавшийся фашизму и векам!

России дух в тебе неугасимый!

Всю душу я тебе отдам!

10 ребенок : Просторы Дона, рощи и дубравы!

Любовь для подвига. Минуты тишины.

Воронеж - город вечной славы!

Столица Черноземья и весны!

Ведущая : За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших задушевных песен, которые любили петь солдаты в часы отдыха. Песня всегда помогала поддерживать боевой дух солдат. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами в перерывах между сражениями. Это были песни о Родине, о матерях, о любимом доме. И сейчас я предлагаю всем присутствующим в этом зале вспомнить песни военных лет.

Воспитатели, дети и гости поют куплеты знакомых песен.

Попурри военных песен.

Ведущая : Ребята, когда вы подрастете, то пойдете служить в Российскую Армию. Каким же должен быть защитник нашей Родины?

11 ребенок : Очень скоро подрастем,

В армию служить пойдем.

Нужно только не лениться,

В школе хорошо учиться, спортом надо заниматься,

Смелым, сильным стать стараться.

12 ребенок : Надо очень много знать,

Чтоб отчизну охранять.

В море, в небе и на суше

Грамотный защитник нужен.

Он примером должен быть

И очень Родину любить.

Ведущая : Ну, что ж, ребята, покажите какие защитники у страны.

Дети инсценируют стихотворение : летчик рассматривает карту, моряк смотрит в бинокль…

13 Летчик : Пехота - здесь, а танки - тут,

Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,

Противник не уйдет от нас!

14 Моряк : По курсу прямо - самолет.

Машина, полный ход вперед!

Готовься к бою экипаж!

Остановить! Истребитель наш!

15 моряк : На мачте - флаг Андреевский над нами,

А за кормой - лазурная волна!

Мы подрастем и станем моряками,

Защитой станем мы тебе, страна.

Ведущая : Спасибо, мальчикам, а теперь посмотрим веселый танец моряков и морячек.

Дети 1 группы исполняют танец «Салажата»

Ведущая : Наши солдаты отмечались не только удалью, веселым характером, но и беспримерной храбростью, героизмом. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих спасли от смерти добрые женские руки.

Выходит девочка, на голове у нее косынка с красным крестом, на боку - сумка с медикаментами.

16 Медсестра : Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка : «Давай поддержу,

Рану твою я перевяжу!»

Все позабыла : слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла,

Многих от смерти сестричка спасла!

Проводится аттракцион «Помощь раненому»

Задача участника - пронести раненого солдата на плече от точки А до точки Б, посадить на стул и перевязать ему руку.

Ведущая : Много жизней унесла война. Война отгремела, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам - освободителям. Во многих городах и поселках есть мемориалы, которые называются «Обелисками славы» . Есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. У Кремлевской стены в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано : «Имя твое не известно. Подвиг твой бессмертен» . Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибли солдаты, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков . В честь победы над фашизмом горит Вечный огонь. Чтобы люди не забывали о подвигах наших героев.

17 ребенок : Приходят люди к вечному огню

Приходят, чтобы низко поклониться

Тем, кто погиб в жестокую войну,

Их подвигами Родина гордиться.

18 ребенок : Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,

Не заметут его метель и ветер

Бессмертен подвиг доблестных солдат.

Несут цветы и взрослые и дети.

19 ребенок : Тем, кто стоял за Родину свою,

Чтоб не могла война вновь повториться.

Приходят люди к Вечному огню,

Приходят, чтобы низко поклониться.

Дети исполняют песню «Вечный огонь»

(Все садятся на места)

Ведущая : Внимание на экран.

На экране демонстрируется клип «Я ангелом летал»

Ведущая : Есть такой обычай чтить память погибших героев минутой молчания. Давайте и мы сейчас почтим память всех погибших на войне минутой молчания. Прошу всех встать.

На экране видео «Минута молчания»

Ведущая : Прошу всех сесть. А сейчас расскажите нам, ребята, о чем же вы мечтаете?

20 ребенок : О чем мечтают дети?

У нас мечта одна :

Пусть будет на планете

Мир добрый как весна!

21ребенок : Мир - в каждом доме, в каждой стране,

Мир - это май на планете.

Мир - это солнце на нашей земле,

Мир нужен взрослым и детям.

Дети исполняют хореографическую композицию «Прадедушка»

Ведущая : В честь Дня Победы вечером всегда бывает салют. Многие из вас пойдут его смотреть его 9 мая со своими родителями.

Разрешите мне еще раз поздравить всех гостей и ребят с великим праздником Победы . Ветеранам пожелать крепкого здоровья и благополучия. На этом наш праздник окончен . Спасибо за внимание.

Методическая разработка классного часа ко Дню Победы «Свои и чужие»

Классный час, посвященный Дню Победы. Газетная история о фронтовике может стать поводом для беседы об уважении к ветеранам, о патриотизме, о памяти. Вторая часть классного часа - рассказы детей о своих родственниках, погибших во время войны.

Цели : углубить представления детей о Великой Отечественной войне; способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения; побуждать детей к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам; развивать интерес к истории своей родины.

Подготовительная работа : попросить детей подготовить рассказы о своих родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны, принести письма, фотографии, другие семейные реликвии.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Интерактивная беседа «Свои и чужие».

III. Урок негодяям. (Работа в группах.)

IV. Имя в поминальной записке. (Рассказы детей.)

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, приближается День Победы. Мы снова услышим праздничные салюты, задушевные песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, встретим ветеранов с букетами цветов, В нашей стране нет семьи, не опаленной войной. Больше 20 миллионов погибших, миллионы разрушенных судеб... Люди теряли близких, любимых, возвращались на пепелища своих домов и находили в себе силы жить дальше. Это военное поколение особенное. Они умели любить и ненавидеть. Они могли воевать и строить. Они смогли победить фашизм и поднять страну. Их называют поколением победителей. Но годы идут, зарастают травой окопы и траншеи, и с каждым новым Днем Победы все меньше ветеранов приходит на встречи с однополчанами. И все чаще и чаще говорят они о том, что на войне было легче, чем сейчас. Там было ясно, где свой, где чужой, где друг, а где враг. А сейчас...

II. Интерактивная беседа «Свои и чужие»

Классный руководитель. Я хочу вам рассказать об одном трагическом случае, который произошел в наше время. Об этой истории писали многие российские газеты.

9 мая по центральной улице Москвы шел фронтовик. Он шел с достоинством, неспешно, как и подобает победителю. На его груди отливали золотом и серебром ордена и медали.

Навстречу ему шла группа подростков. Посмеиваясь и толкаясь, они окружили ветерана, атаковали его ехидными вопросами: «Что, дед, иконостас развесил?! Какой ты победитель? Завалили Европу трупами - разве это победа? Да если б не вы, жили бы мы сейчас в богатой Германии!» Вдоволь натешившись, подростки исчезли так же быстро, как и появились. А фронтовик спустился в метро и бросился под колеса поезда...

(Учитель делает паузу, давая детям время, чтобы осмыслить рассказ.)

Как вам кажется, почему вдруг подростки придрались к ветерану?

Примерные ответы детей:

Может быть, он им сделал замечание.

Может, они были пьяными.

Они не уважали людей старшего поколения.

Наверное, они не уважали и своих родителей.

Классный руководитель. Могли кто-нибудь из вас оказаться среди них? И если нет, то почему?

(Дети дают ответы.)

Как вы относитесь к словам подростков? Согласны ли вы, что нужно было сдаться Германии?

Примерные ответы детей:

Нужно было бороться за свою страну.

Они бы жили в богатой Германии, но были бы рабами немцев.

Фашисты уничтожали народ в концлагерях, а самых покорных хотели сделать рабами.

Никогда русские не сдавались, всегда прогоняли захватчиков.

Сдаться - значит предать свой народ, свою землю. Классный руководитель. Как вы думаете, почему эти подростки так рассуждали?

Примерные ответы детей:

Они не уважали свою страну, свой народ, не были патриотами.

Они не знали своей истории, верили любому вранью о России.

Для них самое главное - это богатство и развлечения.

Они забыли, что они русские.

Классный руководитель. Если бы вы были судьями, как бы назвали то, что сделали эти подростки? Примерные ответы детей:

Это глупость, дикость, варварство.

Это убийство.

Это преступление.

Классный руководитель. Как вы относитесь к выбору ветерана? Что, вообще, он мог сделать?

Примерные ответы детей:

Ему было очень обидно. Многие его друзья погибли ради этих подонков.

Ему, наверное, показалось, что жизнь прожита зря.

Этот человек понимал, что так рассуждали родители этих подростков.

Он понял, что их уже не исправишь, их жизнь накажет.

III. Урок негодяям (работа в группах)

Классный руководитель. А теперь каждому предстоит решить, какой урок можно было бы дать этим негодяям. Это будет работа в группах. Итак, представь себе, что трагедия еще не произошла.

Первая группа. Один из этих подростков оказался твоим другом, который, смеясь, рассказал тебе эту историю. Что бы ты ответил?

Вторая группа. Ты - полицейский, который стал свидетелем нападения на ветерана. Что бы ты сказал этим подросткам?

Третья группа. Ты волшебник, у которого есть волшебная палочка. Что бы ты сделал?

Примерные ответы детей:

Первая группа

Сказал бы, что он мне больше не друг.

Сказал бы, что у него нет чести и совести.

Перестал бы с ним разговаривать.

Вторая группа

Арестовал бы их и привел в отделение полиции.

Поместил бы их в камеру и вызвал телевидение, чтобы опозорить на весь мир.

Арестовал бы их и их родителей и судил.

Посадил бы их в тюрьму и заставил выучить историю Великой Отечественной войны.

Третья группа

Сделал бы их невидимками и поместил в концлагерь, чтобы они увидели, что такое фашизм.

Сделал бы их умными и воспитанными.

Сделал бы так, чтобы они извинились перед фронтовиком и поздравили его с Днем Победы.

IV. Имя в поминальной записке (рассказы детей)

Классный руководитель. Ребята, издавна у нас на Руси была традиция в особые дни поминать воинов, погибших за Отечество. Начало этой традиции положил еще Дмитрий Донской, установивший Димитровскую поминальную субботу в память о погибших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов, «за Веру, Царя и Отечество на брани живот свой положивших». В этот день уже 700 лет люди приходят в храмы, пишут записки с именами воинов, погибших на полях сражений.

9 мая, День Победы, - тоже такой поминальный день. В этот день поминают тех, кто погиб в Великой Отечественной войне. Во всех православных храмах пройдут поминальные службы, священники будут читать записки с именами воинов, павших на поле брани. И нет в России ни одной семьи, в которой бы не было таких воинов.

Готовясь к классному часу, вы все получили задание составить такую записку. С помощью родителей, бабушек, дедушек вы узнали имена своих родственников, погибших на полях сражений, обстоятельства их военных судеб. Теперь мы послушаем ваши рассказы. Итак, чьи имена будут вспоминать в вашей семье в День Победы?

Сейчас мы послушаем ваши рассказы.

(Дети по одному выходят к доске, рассказывают о воинах из своей семьи.)

V. Заключительное слово

Классный руководитель. История, о которой мы сегодня говорили, закончилась трагически. Ее участники оказались по разные стороны фронта. Ветеран - на стороне «своих», подростки - на стороне «чужих». Именно это и сломило фронтовика. Ведь его поколение проливало кровь, терпело лишения, теряло близких ради одного - чтобы дети и внуки жили на своей земле, чтобы они чувствовали себя людьми, чтобы не стыдились своей истории, своих предков. Оказалось, что одного героизма для этого мало...

Один философ научился абсолютно точно предсказывать войны. Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую.

Ветераны уходят из жизни. Самым молодым фронтовикам сейчас уже за 80. Когда-то они защитили весь мир от фашизма. Теперь они сами нуждаются в нашей поддержке и защите.

В канун праздника поздравьте своих родственников и соседей- ветеранов, подарите им доброе слово, улыбку. Попросите прощения.

9 мая во всех православных храмах поминают воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Если в вашей семье есть такие воины, отнесите в церковь записочку с именами. Так издавна на Руси поминали воинов, и мы должны продолжить эту традицию.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Был ли интересен вам этот классный час? Какие мысли и чувства пробудил в вас сегодняшний разговор?

Примерные ответы детей:

Сейчас сносят памятники нашим воинам, это очень обидно, понимаешь, как это больно ветеранам.

Я не дам в обиду наших ветеранов, буду их защищать.

Мне захотелось побольше узнать о войне, чтобы рассказать тем, кто не знает.

Захотелось сделать что-нибудь хорошее для ветеранов.

Понял, что ни в коем случае нельзя забывать войну.

Внеклассное мероприятие "Игра Звездный час - Великая Победа 1945 года"

Описание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия «Игра Звездный час – «Великая Победа 1945 года», для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных Дню Победы. Данная разработка направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к павшим бойцам в Великой Отечественной войне.
Цели: - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности
- формирование чувства гордости за свою Родину, историю Великой
Отечественной войны;
- знакомство с героическими страницами истории Великой Отечественной
войны, прививать чувство любви к Родине;
- развитие познавательного интереса к истории ВОВ;
- развитие лидерских качеств и культуры общения.
Форма проведения : Игра «Звездный час»
Метод проведения : Рассказ, беседа, устный опрос, исследовательско-поисковая работа, демонстрация.
Оборудование : Интерактивная доска, слайдовые презентации, магнитофон, кассеты с записями, карточки-задания для конкурса «Байга», звездочки для оценок конкурсов, маркеры и фломастеры.
Оформление : заголовок мероприятия - стенгазета «Великая Победа 45-го», стенгазета «Поклонимся великим тем годам!», воздушные шары, коллаж художественной литературы писателей военных лет.
Межпредметная связь : история, литература, география, музыка.

Ход классного часа

I. Организационный момент
1. Приветствие учителя и участников.
2. Ознакомление с темой открытого мероприятия – игра «Звездный час – Великая Победа 45-го».
3. Представление членов жюри и гостей.

II. Основная часть
Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг суровый голос Левитана:
Внимание! Товарищи, война!

Дорогие гости, учащиеся и зрители! Разрешите поприветствовать вас на сегодняшнем внеклассном мероприятии – игре «Звездный час – Великая Победа 45-го», которое посвящено 65-летнему юбилею Великого Дня Победы.
- Чем дальше в историю уходят годы второй мировой войны, тем ярче и полнее мы оцениваем величие героического подвига тех лет и низко склоняем головы перед светлой памятью воинов-победителей, чье мужество решило исход великой битвы против фашизма.
Любая война – это проклятие человечества. А Вторая мировая война, втянувшая в долгую жестокую бойню целые континенты, навечно останется траурным пятном в истории земной цивилизации.
- А теперь перейдем к игре и встречаем участников нашей игры:
(Участники коротко рассказывают о себе)
- А за ходом нашей игры будут следить наше уважаемое жюри в составе:
- Разрешите ознакомить вас с программой нашей игры, которая состоит из 4 туров. Первый тур называется «Вопрос – ответ», второй тур – «Расставь по порядку», третий тур – «Байга» и заключительный финальный тур – «Составь слова». После каждого конкурса выбывает по 2 участника.

Итак, первый тур «Вопрос-ответ»
Напомню правила этого тура: Вам необходимо ответить на вопросы, используя таблички c номерами. Первые 6 участников, которые ответят правильно на 5 вопросов проходят во второй тур. Участник, который первым ответит на вопрос правильно, получает «звезду». А наше жюри я попрошу помочь мне проследить за тем, кто первым поднимет табличку с правильным ответом.

Первый вопрос :
- Какой город СССР с первых дней Великой Отечественной войны проявил беспримерную стойкость, массовый героизм и мужество?
1) Смоленск 2) Ленинград 3) Брест 4) Севастополь

Второй вопрос :
- Блокада какого города продолжалась 900 дней?
1) Смоленск 2) Ленинград 3) Брест 4) Севастополь

Третий вопрос :
- Как назывался план нападения гитлеровских войск на СССР, согласно которому фашистские стратеги предполагали закончить войну к осени 1941 года?
1) «Барбаросс» 2) «Тайфун» 3) «Ост» 4) «Кремль»

Четвертый вопрос :
- Знаменитая 316-я дивизия генерала И.В.Панфилова стала известной при обороне какого города?
1) Сталинград 2) Москва 3) Ленинград 4) Курск

Пятый вопрос :
- Битва под каким городом сыграла решающую роль в осуществлении коренного перелома в Великой Отечественной войне и повлияла на весь ход Второй мировой войны?
1) Ленинград 2) Курск 3) Сталинград 4) Москва

А теперь подведем промежуточный итог первого тура.

Шестой вопрос :
- В районе какого города произошло самое крупное танковое сражение?
1) Сталинград 2) Москва 3) Ленинград 4) Курск

Седьмой вопрос :
- При блокаде Ленинграда, через какое озеро было организована «Дорога жизни», которая связывала город со всей страной?
1) Онежское 2) Ладожское 3) Чудское 4) Ильмень

Восьмой вопрос :
- Кому принадлежит крылатая фраза: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»?
1) Г.К. Жукову 2) И.В. Панфилову 3) В.Г. Клочкову
4) К.К. Рокоссовскому

Подведем итог первого тура. Итак, кто же у нас прошел во второй тур?

Давайте поздравим тех, кто прошел во второй тур, и поблагодарим участников, которые не смогли пройти дальше, за хорошую игру.

Перейдем ко второму туру – «Расставь по порядку»
Напомню правила этого тура: Вам необходимо составить правильную хронологию (порядок) предоставленных событий, используя таблички. Необходимо взять две таблички, события которых необходимо поменять местами, для восстановления хронологии. Для прохождения в следующий тур необходимо правильно ответить на 4 вопроса. Первый участник, который ответит на вопрос правильно первым, получает «звезду». А наше жюри я попрошу помочь мне проследить за тем, кто первым поднимет табличку с правильным ответом.

Первый вопрос :
1) Начало блокады Ленинграда сентябрь 1941 г.
+ 2) Начало Великой Отечественной войны 1.09.1939 г.
+ 3) Начало Второй мировой войны 22.06.1941 г.

Второй вопрос :
+ 1) Героическая оборона Севастополя июль-август 1943 г.
2) Сталинградская битва июль 1942 – февраль 1943 гг.
+ 3) Курская битва октябрь-июль 1942 г.

Третий вопрос :
+ 1) Начало контрнаступления советских войск под Москвой июль-сентябрь 1941 г.
+ 2) Смоленское сражение декабрь 1941 г.
3) Прорыв блокады Ленинграда январь 1943 г.

Четвертый вопрос :
+ 1) Полное изгнание оккупантов с советской земли 1943 г.
+ 2) Курская битва 1944 г.
3) Безоговорочная капитуляция фашистской Германии 1945 г.

Пятый вопрос :
1) Ледовое побоище XIII век
+ 2) Полтавская битва XIV век
+ 3) Куликовская битва XVIII век

Шестой вопрос :
+ 1) Смоленское сражение октябрь1941 г. - июль 1942 г.
2) Начало блокады Ленинграда сентябрь 1941 г.
+ 3) Героическая оборона Севастополя июль-сентябрь 1941 г.

Дополнительный вопрос :
- Назовите фамилии двух русских солдат, которые водрузили Знамя Победы, во время штурма рейхстага?
1) Самсонов К.Я.
+ 2) Кантария М.В
+ 3) Егоров М.А.

Давайте поздравим тех, кто прошел в третий тур, и поблагодарим участников, которые не смогли пройти дальше, за хорошую игру. Попросим жюри озвучить результат по итогам второго тура.
- Продолжаем нашу игру и переходим к третьему туру – «Байга»
Напоминаю правила этого тура: Вам предоставляются вопросы по следующим темам: «Даты», «Писатели военных лет», «Казахские Герои Великой Отечественной войны», «Песни, прошедшие войну». Каждому вопросу соответствует определенное количество «звезд». Участники отвечают по очереди. Если участник затрудняется ответить, тогда право ответа переходит другому участнику. В финальный тур проходят двое участников, которые наберут наибольшее количество «звезд» за все конкурсы.

Даты ** Х *** *
Писатели военных лет * *** Х **
Казахские Герои Великой Отечественной войны *** ** * Х
Песни, прошедшие войну Х * ** ***

Даты
1 вопрос :
- Сентябрь 1941 года?
Начало блокады Ленинграда (2 звезды)

2 вопрос (Х) :
- Июль 1942-февраль 1943 гг?
Сталинградская битва (2 звезды)

3 вопрос :
- Сентябрь 1945 года?
Безоговорочная капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. (3 звезды)

Писатели военных лет
1 вопрос :
- В тяжелые сентябрьские дни 1941 года казахский народный поэт обратился к ленинградцам со стихотворением «Ленинградцы, дети мои!», в котором выразил мысли, чувства и переживания всех трудящихся. Назовите имя этого поэта?
Жамбыл Жабаев (1 звезда)

2 вопрос:
- Назовите имя поэта-воина, чьи стихи, написанные в плену у врага, рассказывали о мужестве, идейности и выдержке советского человека. Которые также известны как «Моабитские тетради».
Мусса Джалиль (3 звезды)

3 вопрос(Х) :
- 4 сентября 1942 г. в газете «Красноармейская правда» начала печататься поэма. Эта «книга про бойца» сразу же стала любимым произведением советского народа, а ее герой был воспринят как живое, реальное лицо. Скажите о каком писателе идет речь и назовите эту поэму.
Александр Твардовский, поэма «Василий Теркин» (1 звезда)

4 вопрос :
- В боях за Москву, в рядах панфиловской дивизии, участвовал известный казахский писатель. Назовите имя этого писателя?
Бауыржан Момышулы (2 звезды)

Казахские Герои Великой Отечественной войны
1 вопрос :
- Эта молодая дочь казахского народа, отправилась добровольно на фронт, где ее зачисляют курсантом в снайперскую женскую школу. В одной из битв, во время шквального огня погиб командир роты. Бойцы растерялись. Вот тогда поднялась она во весь рост и крикнула: «За Родину! Вперед!». За ней поднялась вся рота и ворвалась в траншеи врага. Девушка была смертельно ранена в рукопашной схватке с немецким офицером. За отвагу и геройство ей было присвоено посмертно высокое звание Героя Советского Союза. О ком идет речь?
Алия Молдагулова (3 звезды)

2 вопрос :
- В августе 1942 года она добровольно ушла на фронт. В части была лучшим пулеметчиком. В одном из сражении пулеметчики должны были очистить путь пехоте. Она шла в центре этой атаки, когда ее пулемет вышел из строя, она перебежала к другому пулемету и открыла огонь. Когда вражеский снаряд попал в этот пулемет, девушка погибла. Скажите, о ком идет речь?
Маншук Маметова (2 звезды)

3 вопрос :
- В этом году мы празднуем 100-летний юбилей этого писателя, участника ВОВ, автора таких произведений «За нами Москва» и др. Назовите имя этого писателя?
Бауыржан Момышулы (1 звезда)

4 вопрос (Х) :
- Под чьим руководством, дивизия, прибывшая из Казахстана, в боях за Москву, вблизи Волоколамского шоссе, героически стойко держала оборону?
генерала Ивана Васильевича Панфилова (3 звезды)

Песни, прошедшие войну

1) Под этот знаменитый марш Василия Ивановича Агапкина провожали русских солдат на Балканскую войну против султанской Турции, на Первую Мировую войну. И опять он зазвучал с первых дней Отечественной войны, провожая на битву против фашистской Германии.
«Смуглянка» (3 звезды)

2) Эта песня прозвучала на 3-й день войны. Стихи Лебедева-Кумача в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева, буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого.
«Священная война» (1 звезда)

3) Эта песня, написанная М. Дунаевским, уже многие годы является символом Дня Победы, мелодия которой известна всем.
«День победы» (2 звезды)

4) Эту песню поэт Михаил Исаковский написал в Москве в конце 30-х годов. Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший эту песню, испытывал такое чувство, будто к нему лично обращен призыв сберечь родную землю. Песня стала символом высокого духа, мужества и героизма советского человека.
«Катюша» (3 звезды)

Подведем итог третьего тура. И кто же у нас вышел в финал?

Переходим к заключительному туру – «Составь слова»
Напоминаю правила этого тура: Вам будет задано слово, из букв, которых вы должны будете составить как можно больше слов существительных в именительном падеже. Затем, начинаете называть по очереди, составленные слова, не повторяясь. Победит тот участник, который назовет слово последним. Кроме этого участник у которого больше «звезд» имеет право использовать эти «звезды» взамен слова (одна «звезда» - одно слово). Время на составление слов - 2 минуты.

В этой тяжелой и жестокой войне советский народ смог выстоять и победить фашистское нашествие. Смог доказать всему миру, что единство народа, его усилие и дух не сломить. Что мужество и преданность людей к своей Родине не имеет границ, что каждый ее гражданин встал на защиту Родины и дал отпор завоевателям. Все это можно объединить одним словом – ПРОТИВОСТОЯНИЕ . Противостояние врагу, гнету, войне.

Итак, как вы уже догадались, слово из букв которого вы должны составить слова – ПРОТИВОСТОЯНИЕ . (Финалистам дается на карточке это слово, и они начинают составлять слова в течение 2 минут).
- Подведем итог финальной игры и поздравим нашего победителя!

Слово предоставляется нашему победителю. Итак, пожалуйста, твой «Звездный час» настал. (Выступает победитель с поздравительными словами к Дню Победы).
Далее проводится награждение победителя призом и грамотой.

III. Заключительная часть
- «День Победы» - праздник, который всегда с нами. И как бы ни перестраивалась история, какие бы не происходили изменения, какие бы речи не говорили, без сомнения, остается одно – «Нам есть, чем гордиться, нам есть, что помнить!»

- Война закончилась,
Но песней опалённой,
Над каждым домом
До сих пор она кружит.
И не забыли мы,
Что 20 миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить.

В девятый день ликующего мая.
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Уже нигде не затемняли окна
В промышленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!

По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.

Как быстро бы года ни пролетали,
От нас не отделяется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

Носите ордена, они Вам за Победу,
За раны Ваши честные даны.
Носите ордена, в них теплятся рассветы,
Что отстояли Вы в окопах той войны.

Носите ордена! И в праздники и в будни,
На строгих кителях и модных пиджаках.
Носите ордена! Чтоб видели Вас люди,
Вас, вынесших Победу на собственных плечах.

Заключительное слово предоставляется приглашенным гостям, членам жюри.

Департамент образования администрации г.Липецка

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Великой Победе посвящается

(сценарий внеклассного мероприятия для 7-11 классов)

сценарий разработан:

методистом и педагогом ДО

Кудашевой Л.И. ,

Липецк - 2017

«Память горькая в каждой берёзе»

Великой Победе посвящается

СЛАЙД 1 - ЗАСТАВКА

(Оформление: на сцене берёзовые пеньки, на одном из них – плащ-палатка, сверху – солдатская пилотка. У всех участников спектакля в руках цветы.

Звучит «С чего начинается Родина?».

Через сцену в зал, не спеша, проходят исполнители песни).

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,

СЛАЙД 2

ЧУРИЛОВА: С той самой березки, что во поле, под ветром, склоняясь, растет.

А может, она начинается с весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной, которой не видно конца?

(мелодию песни микшировать)

ДАНИЛОВА: Бывало, ведь и в прежние года взлетала саранча на Русь…

СЛАЙД 3

Был враг чипчак – (ЗАРКУА) и где чипчаки?

Был недруг лях – (ЗАРКУА) и где те ляхи?

Был сей, был тот – их нет, а Русь?

ЗАРКУА: Всяк знай, мотай себе на ус.

«Погибнем! Мёртвым срама нет!» - гремит перед дружиной.

И ты, неверных страх, Донской, с четой двух соименных,

Летишь погибельной грозой на рать иноплеменных.

И ты, наш Пётр, в толпе вождей. Внимайте клич: Полтава!

БОНДАРЕНКО: Победы вспомнив древних лет, вам слава, наши, деды!

Друзья, уже могущих нет; уж нет вождей победы;

Их домы вихорь разметал; их гробы срыли плуги;

И пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги;

Но дух отцов воскрес в сынах; их поприще пред нами.

Мы там найдём их славный прах с их славными делами.

ЗАРКУА: Эти строки как сжатая история судьбы России, защиты нашего Отечества.

СЛАЙД 4. (Звучит мелодия «С чего начинается Родина

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С окошек горящих в дали,

ЧУРИЛОВА: Со старой военной реликвии, что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности ты ей в своем сердце принес?

(Мелодию микшировать)

СЛАЙД 5.

Л.И.: (держит в руках реликвии) Да, взрослея, мы понимаем, что главные действующие лица – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Вот почему семьи фронтовиков так бережно хранят всё, что связано с погибшими на фронте.

А, может быть, фотографию?

Оказывается, самой ценной реликвией для семьи является письмо с фронта, «какой-то бумажный треугольник» без «конверта с марочкой»! Это простое и коротенькое письмо-весточка часто вызывало зависть соседских женщин, потому что кто-то совсем не дождался письма с фронта…

Бывало, что на всю деревню было только одно письмо-треугольник… И клятвы в письме не было: «Умрём, но не отступим!», потому что боец не хотел умирать. В тылу надрывались от своей работы и «падали на землю от усталости женщины и дети, как солдаты под огнём. И вот тогда, чтобы выстоять, они все вместе читали письмо с фронта… И женщинам чудилось, что это пишут их мужья, сыновья и братья. А раз пишут – значит, живы и здоровы, только они очень далеко от дома.

Мой дедушка Вершинников Павел Матвеевич ушёл на фронт на второй день войны. Родные ждали от него весточки в течение долгих семи месяцев, а потом семья получила извещение, что он героически погиб 5 января 42 года у города Боровск (деревня Свояки) Московской области. Моя мама до сих пор хранит этот пожелтевший треугольник.

СЛАЙД 6 . (Звучит мелодия «С чего начинается Родина?»,

девушки в военной форме раздают фронтовые треугольники).

ЛЕЛИКОВА: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,

ЧУРИЛОВА: С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается с той песни, что пела мать,

С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять?

СЛАЙД 7 .

ДАНИЛОВА: Дети войны запомнили репродукторы, которые сообщили ПОБЕДУ! Все слушали, а они, дети, слов не разобрали. Но поняли, что «радость» оттуда, сверху, идёт. Кого поднимали на плечи взрослые, кто лез сам. Старались дотянуться до чёрной тарелочки и поцеловать её. Один становился на плечи другому, потом залезал третий, а иногда и четвёртый. Каждому хотелось поцеловать слово «победа»…

АЛЕКСЕЕВА: Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 41 года, и не надо было идти в школу…

ФРОЛОВА: Как в 10-12 лет, только став на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.

ДАНИЛОВА: Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его съесть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб…

Н.К.: «Ленинградские дети» - это звучало как пароль.

СЛАЙД 8

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.

В осаждённом городе их тысячами погибало от голода. Не спасали и 125 граммов блокадного хлеба…

КУДАШЕВА Т.: «Мне было 14 лет. И я была главным заготовителем в семье. Стояла в очередях. Отоваривала карточки. Когда блокадную норму в 125 граммов отмеряли точно, то оставались крошечные, с полконфетки довески. Мама это знала, но я говорила, что не смогла удержаться и съела по дороге.

И вот Новый год… Когда я вынесла в четырёх пакетах все довески, которые копила с ноября, все заплакали. Ничего слаще тех крошек не было»…

СЛАЙД 9.

СИДАЛИЕВА: Блокада… Далеко как это слово от наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы, и как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах своих детей на кладбище нести.

ПИНДЮРИНА: Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу.

Сменяй на платье,- говорит, -

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит. Не хороню.

Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...

И я сказала: - Не отдам.-

И бедный ломоть крепче сжала.

Отдай,- она просила,- ты сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу.-

Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести ее к себе, шепнув угрюмо:

На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай.-

Прожив декабрь, январь, февраль, я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль - ни слез, ни радости, ни страсти.

Их множество - друзей моих, друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады.

СЛАЙД 10.

ШИРЯЕВА: …Сколько писем с той поры мне было!

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила самое желанное письмо...

Кто не написал его, не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит то письмо, желанное как свет,

ищет адрес мой, и не находит, и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день - и непременно в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной весть, идущую еще с войны?

( СЛАЙД 11. Д остаёт солдатскую пилотку, надевает)

УСАЧЁВ: Сорок первый…первый,.. первый…

Первый раз я на войне.

Первый раз вскипают нервы, первый раз не спится мне.

Первый раз я стал солдатом – мне впервые дан приказ.

В первый раз я с автоматом и в окопе в первый раз.

Первый раз напишут маме, что под кручею ракит

Возле речки безымянной первый раз я был убит.

(снимает пилотку, стоит, опустив голову).

ДЫКИН: Я познакомился с тобой, война, когда в руки мне попалось это письмо.

«Помогите мне, спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову, и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил… Я всё пройду, до самого конца…»

СЛАЙД 12.

ШЕСТОПАЛОВА: Жил в Измалковском селе Афанасьево старик. Был он худ и высок ростом, носил овчинный полушубок и разношенные подшитые валенки. По хозяйству дома хлопотал. Думал о том, что долг свой человеческий честно выполнил, хорошо трудился, честно жизнь прожил, с чистой совестью и свой час встретит.

Но пришла беда. Одна на всех сразу. Вступила она в дом Василия Яковлевича Вобликова в тяжёлых кованых сапогах. Холодом металла коснулась сердца, когда в дом Вобликовых вломились немцы.

ДАНИЛОВА: - Веди нас на Петровское, дед!

Совесть старика ответила: «Не пойду!»

Его выволокли из хаты, штык - к лопаткам: «Веди!»

Дошли до края деревни.

Дальше я не пойду. Тут я жизнь прожил, тут и умру, - старик окинул взглядом тихую, окутанную мраком деревню. Штык!!! Ещё штык!!! И последнее, как спасение, - принял старик пулю в лоб. Свирепея от бессильной злобы, фашисты стянули с ног старика валенки. Колючий ветер шевелил его седую бороду...

ШЕСТОПАЛОВА: 18 ран насчитали утром на теле Василия Яковлевича односельчане, потрясённые жестокостью врагов и величием духа Сусанина из села Афанасьева Измалковского района нашего края. Произошло это в начале декабря сорок первого, когда зима выдалась суровая, с крепкими морозами. Много с тех пор воды утекло и метелей отшумело. А попробуй забудь...

ШИРЯЕВА: Вырастить двенадцать детей – уже подвиг. Воспитать их людьми с большой буквы – подвиг вдвойне. Его совершила Мария Матвеевна Фролова, жительница Задонска.

(ЩЕЛЧОК ).

(Учащиеся выходят вперёд, к ней подстраиваются 12 чтецов)

ЛЕЛИКОВА: Мать мелькала между яблонь и посудой, покуда старший сын силой не усадил её рядом с собой. Он смотрел на её тяжёлые крестьянские руки, такие спокойные, и ему было хорошо. А мать отдыхала душой – дети один за другим уходили во взрослую жизнь, а тут приехали все.

В мае сорок первого скоропостижно умер муж, но остались 12 детей, которых они вырастили и поставили на ноги. Но война распорядилась по-своему…

(Очень тихо звучит мелодия «Журавлей »)

ИВАНИЛОВ: Старший Михаил, преподаватель Ленинградской Военно-морской Академии, служил на боевом корабле, попал под бомбёжку и умер в госпитале.

ПИНДЮРИНА: Дочь Антонина умирала в блокадном Ленинграде, спасая своего сына от голодной смерти. Её трёхлетнего ребёнка, ослабевшего от голода и разучившегося ходить, спасли сослуживцы.

ФОКИН: Алексей работал электросварщиком на заводе, поэтому имел «бронь» вплоть до сорок пятого. На его просьбы послать на фронт, ему отвечали коротко: «Ты здесь нужнее». В настоящее время Алексей Фролов живёт в Казани.

ТИТЛИНОВ: Сын Дмитрий болел морем, попал на Балтийский флот. Его корабль подорвался на мине. В ледяной воде провели несколько часов, поэтому после войны ослеп и пожил мало. Умер от ран в 48 году в больнице среди своих.

ДЫКИН: Константин спас девчонок, когда они купались на Дону. Не раздумывая, бросился с обрыва в реку. С третьего курса института ушёл добровольцем в ополчение. Через год, приехав с фронта, позвонил с вокзала жене: «Я на вокзале, встречай». Через полчаса, на Балтийском вокзале она увидела разбомблённые выгоны.

НИКОЛАЕВ: Сын Тихона, став взрослым, сдавал экзамены в лётное училище. Седой полковник из приёмной комиссии долго смотрел на него, а потом совсем не по-уставному сказал:

Отец твой мне жизнь спас, сынок.

Тихон Фролов служил и в артиллерии, и в лётных войсках, а погиб в конце апреля в Германии. Похоронен в братской могиле, - отчеканил будущий курсант.

АЛЕКСЕЕВА: Василий с первых дней войны был на фронте рядовым. Часто письма домой писал. Погиб на Невской Дубровке.

ФРОЛОВА: Николай увлекался радиотехникой, собрал несколько телевизоров. Окончил школу младших командиров. Маму утешал как мог: «Кто-то из нас ещё и погибнет, но кто-то ведь и останется. Он остался, но война напомнила о себе – умер после Победы.

ТИТЛИНОВ: Леонид, катаясь в детстве на лыжах, повредил почки. На фронт его не взяли. Имея «бронь», сел в поезд с добровольцами. По пути следования от директора завода получал телеграммы «Вернуться», но не сделал этого. Служил на «летучке», ремонтировал танки прямо на поле боя, ходил в разведку. За особо важного «языка» получил медаль. В конце апреля сорок пятого в «летучку» попал снаряд.

ПАНФЁРОВА: Ещё в школе Пётр устроился учеником на завод. Увлекался мотоциклом. На войне пригодилось доставлять донесения в штаб. Ранен.

Из госпиталя сбежал на фронт. Погиб в разведке в сорок третьем.

СИДАЛИЕВА: Митрофану от войны остался один неполный год. Успел побывать под бомбёжкой и артобстрелом. Выжил. Живёт и работает в Ленинграде.

ТЕРЕЩЕНКО: Дочь Анна в войну и после работала учительницей. Братья с надеждой смотрели на неё: «Аня, береги маму, помогай ей, она очень устала. Если бы не война…»

Завет братьев Аня не выполнила. Умерла в 1993 году.

ШИРЯЕВА: Мария Матвеевна Фролова, простая русская женщина, мать 12 достойных детей, перенесла инфаркт уже в шестидесятые годы и умерла, когда ей было девяносто шесть лет.

(Под затихающую мелодию возвращаются на свои места, кроме Николаева).

СЛАЙД 13.

НИКОЛАЕВ: Нет, врёшь, задаром наших не возьмёшь!..

Вода кипела и горела суша,

Бросала «тигров» бронелобых в дрожь

Разгневанная русская «Катюша».

Такое ласковое и заботливое имя дали грозному военному артиллерийскому орудию, которым командовал наш земляк капитан Иван Андреевич Флёров, уроженец села Двуречки Грязинского района.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флёрова нанесла гитлеровцам огромный урон. В ставку фюрера летели срочные донесения: «Русские применили многоствольную огнемётную пушку, наносящую удары потрясающей силы», «...На Восточном фронте у русских появилось невиданное реактивное оружие... На том месте, где лёг его залп, мгновенно плавится железо и горит земля...». Чтобы не дать немцам захватить головную батарею, командир Флёров приказал взорвать её и погиб сам…

ЗАРКУА: Установка-то реактивная, а названа таким нежным и ласковым именем «Катюша». Может быть, из-за песни, которая так знакома и любима всеми?

СЛАЙД 14.

(Танец «Катюша» (Похожай, Терещенко, Ярлыкова, Панфёрова)

(Похожай после танца остаётся на авансцене)

ПОХОЖАЙ: Сорок первый год. Госпиталь… Идёт концерт… (ЩЕЛЧОК) Выступления проходят весело, дружно. Правда, не все могут аплодировать. У некоторых забинтованы обе руки. Но если одна рука здоровая, то хлопают себя по коленке. Двое весёлых аплодируют вдвоём, ударяя ладошкой одного о ладошку другого, как в детской игре. На это больно смотреть, но к этому нужно привыкнуть.

В одной палате стонал раненый. Я спросила врача: «Может быть, не надо выступать в этой палате?» Но врач ответил: «Нет, надо! Как раз ему надо больше всего». А после нашего выступления раненый повернул голову к соседу и сказал: «Похлопай за меня».

ЗАРКУА: Уроженец Ельца Вячеслав Людвигович Кротевич, лётчик-инструктор.

СЛАЙД 15.

Балтийский флот, Финский залив, атака лётчиков на корабли противника. Первый заход успешный, но тут вражеский снаряд попадает в наш штурмовик. Пламя охватила самолёт, а пилоты, презрев смерть, направили летящий факел на немецкие сторожевые корабли. Взрыв!!! И коротенькое письмо, написанное на обороте фотографии, дошло до жены лётчика:

УСАЧЁВ: Два широких, два крыла мчат меня в эфире,

Если б рядом ты была – было бы четыре.

Но в груди моей поёт – слышишь песня мести.

Значит, мы идём в полёт, дорогая, вместе.

Где же сердцу, не любя, силы взять такие?

Я люблю, люблю тебя, как одно с Россией!

ПИНДЮРИНА: «Я только живу тем, что наша встреча уже не за горами. Я уже всё себе даже представляю, как вы меня все встречаете, как я вас всех обниму, мои славные, дорогие…

Если бы вы видели, как эти проклятые немцы сейчас боятся, знают, что уже много преступлений наделали и за всё надо отвечать. Но мы недаром прошли этот путь от Волги до Одера, рассчитаемся за всё, отучим навсегда их воевать, чтобы наш народ, да и все народы мира могли свободно жить, а фашизм был стёрт с лица земли и навеки.»

(Из-за кулис медленно выходит Прилепина, на плечах платок. Подходит к берёзке).

СЛАЙД 16.

ПРИЛЕПИНА: Закаменело с тех пор любящее сердце. Только и осталась карточка его фронтовая, да вот этот треугольник. Да березка перед домом в деревне. Наши деревенские-то своим погибшим мужикам хоть небольшую часовенку поставили. Теперь вот и День Памяти отмечать стали. Все бы хоть поминальную свечечку поставить. А то нехорошо как-то. А помянуть надо. Душу облегчить. Особо нам, женщинам.

(Из-за кулис выходит в гимнастёрке Салова Лера).

СЛАЙД 17.

САЛОВА: Она была в линялой гимнастёрке,

И ноги были до крови натёрты.

Она пришла и постучалась в дом. (поворачивается к Прилепиной)

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

(На мелодии «МАЙСКОГО ВАЛЬСА» стоят, обнявшись,

потом разворачиваются к зрителям).

ПРИЛЕПИНА: Был чёрный хлеб белее белых дней,

И слёзы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке.

В ладоши хлопали и танцевали. (ЩЕЛЧОК)

И только в тихом русском городке

Не пели песен, а торжественно молчали.

(МЕЛОДИЯ ЗАТИХАЕТ, девочки сходят со сцены).

(Прилепина и Салова берут цветы)

ЯРЛЫКОВА: Сердце захлёбывалось от счастья – Победа!

Сердце разрывалось от горя – кто-то не дождался салюта Победы!

(ЩЕЛЧОК)

Сколько крови в нас пролилось, - не сказать ни стихами, ни в прозе.

Сколько выросло новых берёз – память горькая в каждой берёзе.

В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

СЛАЙД 18.

ЯРЛЫКОВА: В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Славной памяти павших, будем достойны!

Н.К.: Никешин Михаил Степанович, танкист, мой дедушка…

ПРИЛЕПИНА: Мой прадедушка капитан роты Сдвижков Иван Петрович. Воевал под Сталинградом. Освобождал дом Павлова, где солдаты, погибая, писали кровью на стенах прощальные весточки. Попал в плен. Чудом выжил, карабкаясь из общей могилы, в которой лежали расстрелянные товарищи. В настоящее время живёт в Добровском районе.

ХУРТЫЛО: Мой дедушка Макаров Михаил Васильевич, пулемётчик. На фронте с 41 года. Участник обороны Москвы. Четырежды был ранен. Награждён орденами и медалями. Умер после войны.

ПРИЛЕПИНА: Моя бабушка Мария Петровна Золотарёва работала в ополчении. Строила оборонительный рубеж под Шатурой Московской области.

ПОХОЖАЙ: Самойлов Дмитрий, мой прадедушка. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Имел награды. Погиб … Долгое время считался пропавшим без вести.

ПРИЛЕПИНА: Мой дедушка Степан Алексеевич Быкасов попал под бомбёжку. Контужен в голову. После госпиталя снова на фронте. Подвозил боеприпасы на передовую. Умер в 95 году.

НИКОЛАЕВ: Старший сержант Ильиных Александр Осипович – мой прадедушка. Имел ранение. Встретил Победу на Калининградском фронте. Умер в 93 году.

УСАЧЁВ: Пешкин Иван. Пехотинц. Мой прадедушка. Прошёл всю войну. Участник Курской битвы. Был контужен. Затем госпиталь. Форсирование реки Одер. Снова ранение. Награждён орденами. Умер после войны.

ТИТЛИНОВ: Мой прадед Беляев Михаил пропал без вести.

Дядя моего дедушки – участник танкового сражения под Курском. Дошёл до Берлина. Горел в танке. На протяжении всей войны его сопровождал верный друг, собака, которая спасла его, раненого, на поле боя.

СИДАЛИЕВА: Сержант Ащеулов Павел Антонович. Пехотинец. Награждён медалью за взятие Берлина. Имел ранения. Мой прадед умер в 1978 году.

Второй мой прадедушка рядовой Воротников Кирилл Терентьевич. Фронтовик. Пропал без вести в 42 году.

Мой третий прадедушка младший лейтенант Городовой Павел Филиппович. Артиллерист. Награждён медалью за взятие Берлина. Умер в 64 году.

ДЫКИН: Старшина Фролов Алексей Михайлович. Пехотинец. Прошёл всю войну до Берлина. Получил ранение в живот. Мой прадед умер через 2 года после войны.

ЗАРКУА: Каблоцкий Самуил Львович. Штурман-стрелок. Начальник штаба отдельной авиационной эскадрильи. Воевал с 22 июня 41 года по 9 мая 45. Участвовал в боях в составе частей Южного фронта, Северо-Кавказского, Украинского, 1-го Белорусского Фронтов. Ветеран войны. Награждён орденом Ленина. После войны работал в 24-й школе учителем труда. Умер несколько лет назад.

ШИРЯЕВА: Рядовой Чуносов Дмитрий Арсентьевич, уроженец города Грязи. Мой прадедушка. Добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Дальнем Востоке, потом на Калининградском направлении. Был ранен. В январе 44 семья получила извещение, что он похоронен в братской могиле.

БОНДАРЕНКО: Мой прадедушка Лебец Михаил Романович. Пехотинец. Был ранен. Умер после войны.

Моя прабабушка Иванченко Мария Степановна. Операционная сестра во фронтовом госпитале. Умерла после войны.

ПАНФЁРОВА: Рядовой Пирогов Пётр Фёдорович. Участник войны с 41 года. Дошёл до Берлина. Был ранен. Награждён медалями за отвагу.

ТЕРЕЩЕНКО: Мой дедушка Коростелёв Георгий Дмитриевич. Выпускник 19 школы. Безумно любил книги. Приписав себе 1 год, мальчишкой ушёл на фронт. Погиб в 42 в Белорусских лесах, сражаясь в партизанском отряде. Семья получила извещение «Пропал без вести…»

ЛЕЛИКОВА: Корабельников Алексей, мой прадедушка. В первые месяцы войны пропал без вести.

Старший лейтенант Барышев Фёдор Моисеевич. Мой прадедушка. Связист. Прошёл всю войну. Награждён орденами и медалями. Умер в 85 году.

ФРОЛОВА: Старший лейтенант Ищенко Никифор Тихонович, мой прадедушка. На фронте с 41 года. Ранен на Курской дуге. Имеет награды. Умер после войны.

НЕЗНАНОВА: Рядовой Незнамов Василий. Пехотинец. Мой прадедушка. Пропал без вести в боях под Воронежем.

ШЕСТОПАЛОВА: Мой дедушка Александров Владимир Александрович. Танкист. Погиб под Смоленском.

КУДАШЕВА Таня: Полковник Кудашев Николай Егорович. Мой дедушка. Политрук. Инвалид войны. Имеет награды. Семья получила похоронку, но он выжил. В настоящее время живёт в Липецке.

Полковник Быков Иван Михайлович, мой дедушка, инженер-испытатель, участник Отечественной войны, ветеран, служил в лётных войсках, имел награды. Трагически погиб в декабре 2004 года.

ПРИЛЕПИНА: Нет, мёртвые не умерли для нас.

Время вечною воздаст любовью тем,

Кто людям себя отдал,

В битве страшной с врагами пал,

Кто хотел земле человечности,

Кто, увы, домой не придёт,

Кто и ныне - пропавший без вести,

Боль и гордость, твоя, народ!

СЛАЙД 19 . Липецк, пл. героев, Вечный огонь

(Под мелодию из к/ф «Мгновения» возложение цветов. Отходят в обе стороны).

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Н.К.: Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда человечество будет молчать 30 лет!

ХУРТЫЛО: Всё, о чём вы услышали сегодня и о чём мы смогли вам рассказать, произошло благодаря людям, которые окружают нас.

(ребята возвращаются на свои места в зал. Мелодия затихает).

А это страницы истории нашей школы. СЛАЙД 20.

АЛЕКСЕЕВА: Во время войны учащиеся приносили дрова для котельной, которая располагалась за школой. В 1942 г. в 5-й школе разместился эвакогоспиталь № 2976, поэтому 19-я и 5-я объединились и находились в здании нашей школы до 1 января 1944 г.

СИДАЛИЕВА: Учитель русского языка и литературы СШ№19 (ЩЕЛЧОК) Заслуженный учитель Российской Федерации Степаненко Александра Андреевна награждена Орденом Отечественной войны II степени. Она работала в нашей школе с 47 по 77 год.

___________: Антонов Сергей, когда началась война, приписал себе 2 года и добровольцем ушёл на фронт. Награждён Орденом Великой Отечественной войны 1 ст. После войны учитель физики Антонов Сергей Тарасович работал в СШ №19.Вместе с ним преподавала его жена Лидия Георгиевна, учитель начальной школы. Дело династии продолжает их дочь учитель НШ, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ Миляева Ольга Сергеевна.

БОНДАРЕНКО: Ещё в далёкие 60-е годы многие липчане хорошо знали ЭКВИ.

(СЛАЙД 21). Экспедиционный клуб воздушных искателей 19-й школы! Когда был зажжён вечный огонь у мемориала Вечной Славы на площади Героев, то на первую почётную вахту на Посту №1 с 6.11.1977 года встали лучшие комсомольцы, старшеклассники СШ №19.

СЛАЙД 22.

ФРОЛОВА: Сегодня мы можем видеть в сквере Революции, у бывшего к/т «Октябрь», памятник. Это барельеф погибшим лётчикам в период Великой Отечественной войны, памятник экипажу самолёта под командованием Дмитрия Барашева.

ХУРТЫЛО: Руководителем клуба ЭКВИ являлся (СЛАЙД 23) учитель физики девятнадцатой школы Меркурьев Владимир Александрович. Активными членами клуба были наши выпускники, а теперь педагоги гимназии № 19: Меринов Геннадий Иванович и Волошина Татьяна Ивановна. Но ещё среди ЭКВИстов был Панфилов Толя.

СЛАЙД 24

НЕЗНАНОВА: Татьяна Ивановна, сейчас Вы учитель начальных классов, а что Вас привело в клуб ЭКВИ, когда Вы сами учились в нашей школе?

(вопросы учителю-выпускнику школы)

СЛАЙД 25.

Л.И.: Современные учёные доказали, что человеческая память воспринимает информацию, откладывает её в ячейки и опускает на нижний этаж, а когда надо, память, как лифт, поднимает запомнившееся опять на поверхность. Возможно, это и так. Но одного не учли профессора: обычная память, память о школьном уроке, о нанесённой обиде, возможно, и уйдёт вниз, но память о тех, кто воевал, не подчиняется законам биологии. Она очень высокая, эта память. Поэтому и говорим: «Не утихает».

ЯРЛЫКОВА: Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить!»

Ведь будет легче, если всем нам об этом просто позабыть?

СЛАЙД 26.

Н.К.Мещерякова : Нет, надо!

Чтобы снова на планете не повторилось той войны,

Конечно, надо, чтобы ваши дети об этом помнили, как мы!

(Звучит мелодия «С чего начинается Родина?»)

______________________________________________________

Подборка поэтических строк выполнена учащимися, участниками мероприятия; использован краеведческий материал из семейных и школьного архивов, а также информация школьного музея «Есть такая профессия – Родину защищать!» (руководитель музея Кудашева Л.И.)