Как читать характер по лицу. Подбородок и нижняя челюсть

Лицо человека - как открытая книга. В нем говорит все - брови, глаза, рот, каждая морщинка. С возрастом лица меняются, но самые главные черты остаются неизменными, а некоторые начинают проявлять себя более явно. Считается, что физиогномика - самая древняя наука в мире и возникла в - Китае. Китайские физиономисты говорят, что по лицу человека можно прочесть даже его судьбу.

Физиогномики часто применяется в настоящее время во всем мире. Эта наука помогает понять человека еще до совершения сделки, во время проведения переговоров. Первое знакомство может многое сообщить внимательному взгляду и, возможно, предостеречь от ошибок, которые в деловом мире, в бизнесе дорого обходятся.

Следует заметить, что женское лицо читается сложнее, так как применяя косметические средства - лицо женщины многое скрывает. Но и здесь трудно "поменять" форму лица, глаз. Итак, давайте рассмотрим человеческое лицо, и научимся его читать: о каких скрытых достоинствах или недостатках оно нам говорит.

Физиономисты выделяют пять важнейших черт лица: брови, глаза, нос, рот и уши.

Брови
У мужчин брови читаются легко, у женщин - трудно, так как почти у всех женщин брови подвергались косметической обработке.

Фактура бровей. Здесь действует одно правило: чем брови толще и жестче, тем неуступчивее и упрямее характер человека. Конец брови: тонкий внешний конец говорит о благородстве; широкий, поднимающийся дыбом конец - мужественность и предприимчивость, но в то же время склонность к жесткости.

Длина. Длинные, изящные брови - спокойствие, консерватизм. Элегантная линия бровей длиннее глаза - выдающийся интеллект. Коротенькая и тонкая бровь - человек ведет одинокую борьбу в жизни. Короткие и грубые брови - влюбчивая натура, склонность к частой смене карьеры. Если же брови почти невидимы - хитрость. Короткие и густые брови - независимость, но и агрессивность, вспыльчивость. Короткие, грубые, и, одновременно, густые брови - злость, безнравственность, сексуальность.

Направление. Если часть бровей идет в противоположном направлении - упрямство, бескомпромиссность. Ниспадающая вниз бровь - робость.

Форма. Сросшиеся в одну линию брови - находчивость, решительность, прямолинейность. Блестящая черная родинка внутри брови - большой успех. Как бы разорванные брови - вероломство. Брови в форме бумеранга - изобретательность.

Глаза
Это поистине "зеркало души". Ничто так сильно не говорит о человеке, как его глаза. Можно переделать все в своем лице, но выражение, форма глаз останется неизменным.

Размер глаз. Большие глаза - восприимчивость и чувствительность, мужественность и властность. Маленькие глаза - самодовольство, упрямство, ревность.

Края глаз. Скошены вверх - чувствительность, смелость, решительность. Глаза скошены книзу - добродушие, оптимистичность, внимательность. Если внешний уголок глаза - длинный и острый - это ум и проницательность. Внешний уголок глаза загнут к верху - смелость, безрассудство, алчность. Если уголок глаза смотрит вниз - смирение, покорность.

Веки. Наползание верхнего века на середину глаза - проницательность, ловкость. Если слегка ниспадает все веко целиком - большая сексуальная привлекательность, но холодное сердце. Верхнее веко, спадающее от середины к углу глаза - пессимизм. Общее провисание нижнего века у женщин - теплота и женственность. Разбухшее посередине нижнее веко - эгоцентричность. Набухшие веки, как верхние, так и нижние - усталость от жизни.

В китайской физиогномике существуют типы глаз, символически представленные определенным животным:

Глаза дракона - большие, властные глаза, со слегка полузакрытым веком - властность, авторитетность.

Глаза феникса - длинные глаза с двойными веками и небольшими "рыбьими хвостиками", идущими вверх и вниз - люди, наделенные какими-либо талантами.

Глаза льва - большие, со складками на веках - острое чувство справедливости, способны управлять большим коллективом.

Глаза слона - узкие, длинные глаза с двойными или тройными веками, которые редко открываются широко - спокойствие, методичность.

Глаза тигра - круглые, с желтоватым оттенком, с могучим блеском - импульсивность, жестокий характер.

Глаза обезьяны - маленькие глаза с двойными нижними веками с черными радужными оболочками - непостоянство, беспокойство.

Глаза кошки - глаза с двойными веками и темно-желтыми радужными оболочками - ненадежность, отрицательный характер.

Глаза рыбы - верхнее веко спадает на внешний угол и имеет сильный скос вниз - медлительность, маленькая энергичность.

Нос
Длина носа. Длинный нос обычно свойственен консервативным личностям. Сверхдлинный нос - склонность к интеллектуальным достижениям и капризность. Длинный и широкий нос - устойчивый характер и спокойный темперамент. Короткий нос - открытый характер, оптимистичный и дружелюбный.

Форма. Тощий и костлявый нос - слабая концентрация. Костлявый нос с небольшой горбинкой или высоким перегибом - гордость, упрямство, агрессивность и решительность. Узкий нос - человеку всю жизнь придется много и изнурительно работать. Спинка носа плоская, большая и уравновешена крыльями носа - холодная, расчетливая натура. Маленький, по сравнению с другими чертами лица, нос у женщин - мелочно ревнива. Высокий нос у женщины с выступающей спинкой - способность конкурировать с мужчинами за высокое положение.

Кончик носа . Тоже бывает различной формы. Круглая форма кончика носа - процветающая личность. Если кончик носа отвисает подобно куску мяса - сверхсексуальная натура. Заостренный, не мясистый кончик носа - предательская, вероломная личность. Кончик носа, как клюв у орла - мстительность. Полный, большой, выпуклый кончик носа - добросердечность, теплота, готовность к самопожертвованию. Отвисающий нос, закрывающий значительную часть верхней губы - предательство и вероломство. Вздернутый нос, у которого видны отверстия ноздрей - свободная сексуальная мораль, неспособность хранить секреты. Расщепленный кончик носа - подозрительность, мнительность и застенчивость.

Рот
Размер рта. Большой рот у женщины - она склонна скорее к карьере, чем к домашней жизни. Большой рот, который неплотно закрывается - беспечность и нерешительность. Рот с уголками в виде лука - нежность, привязанность, неспособность занимать высокие посты. Большой рот, с красными, блестящими губами - властность, ответственность. Рот с твердыми губами, открывающийся в форме квадрата - добродушный характер. Широкий рот на полном лице - честолюбие и поглощенность собой. Широкий рот на маленьком лице - хороший организатор. Маленький рот - слабый характер. Если маленький рот хорошо раскрывается - застенчивость, стремление откладывать свои дела на потом.

Форма губ . Тонкие губы, которые не очень хорошо закрываются - жестокая натура. Толстые губы - чувственность, методичный ум. Выступающий рот - быстрый ум, активность, решительность. Выступающая верхняя губа над нижней - тщеславие и нерешительность. Нижняя губа выступает над верхней - эгоистичность. Если линия между губами изгибается к низу - эгоцентричность, упрямство. У женщин линия рта, таящая загадочную улыбку в обоих уголках рта - глубоко чувственная натура. Рот с длинными, заостренными, тонкими губами - трусость. Если один угол рта выше другого - склонность к обману.

Форма рта. Западающий рот - расчетливость. Твердый рот со спадающими книзу уголками - сильная воля, непоколебимость. У женщин такой рот - упрямство. Постоянно подергивающийся рот - нервность и возбужденность. Рот, скошенный в одну сторону - нервозность, склонность к сарказму. А рот, скошенный к низу в одну сторону - непостоянство и упрямство. Нетвердо оформленный рот, с уголками, загибающимися к низу - бурный характер.

Безусловно, это лишь небольшая часть интересной науки - физиогномики - искусства чтения характера по лицу человека. Еще можно "читать" уши, подбородок и т.д.

Наиболее полную характеристику человеку можно дать, рассматривая его лицо в совокупности, но можно начать изучение физиогномики с рассмотрения отдельных черт лица. Это поможет вам быстро сориентироваться там, где мало информации о партнере, с которым предстоит вести дела.

Физиономика, физиогномика.

А.В. Степанченко М.Н. Пузин

Электронная копия UU 5 JBB

http://home-page-uu5jbb.narod.ru

В этой книге рассказывается о науке физиогномика. Изучив ее основы, вы сможете «читать» по лицу человека: составлять представление о его характере, привычках, способностях и даже болезнях. Кроме того, авторы (кандидаты медицинских наук) да­ ют практические советы по уходу за кожей лица, приводят рецепты различных компрессов и косметических масок, рассказывают о гимнастике для глаз и массаже.

Предисловие 3

Азбука физиогномики 4

Лицо в криминалистике и медицине 20

Уход за лицом 35

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интерес к человеческому лицу появился давно. Великий мыс­литель древности Аристотель, проводя связь между строением лица человека и чертами его характера, писал: «У кого широкий рот, тот смел и храбр, у кого толстый, как у быка, нос, тот ленив, а ноздри у кого широкие, как у свиньи, тот глуп, у кого нос ост­рый, как у собаки, тот холерического темперамента, а у кого нос торчащий, как у ворона, тот неосторожен».

Природная наблюдательность - качество крайне редкое. И все-таки развить его путем постоянных тренировок можно. А знание азов мимики и физиогномики помогает разгадать на­строение человека, дает ключ к «чтению» по его лицу характера, привычек, способностей. Вот почему первый раздел и часть второго данной книги посвящены именно этому вопросу.

Есть и другой, не менее важный аспект познания особенностей человеческого лица - его врожденная патология и заболевания, нередко связанные с пренебрежением простейшими мерами предосторожности или отсутствием элементарных зна­ний по профилактике заболеваний лицевой области. Каждому хотелось бы оставаться вечно молодым. Но как сохранить кожу лица гладкой и здоровой? Как по лицу определить заболевание, распознать больного алкоголизмом, наркомана? Есть ли у пре­ступников свое «лицо»?. На все эти и некоторые другие вопросы авторы постарались дать ответ.

АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ

Конец XVIII века. Старый замок на юге Франции. Слуга докладывает графу Лебрену о прибытии гостя. Вскоре друзья оживленно беседуют в библиотеке, где старинные фолианты соседствуют с картинами в богатых, хотя уже ветхих золоченых рамах, охотничьи трофеи - с античными скульптурами. Раздается бой часов, распахиваются дверцы в них и появляются механические человечки - музыканты, исполняющие менуэт... Гость поднимается и откланивается, хо­чет уйти, но... учтивый хозяин вдруг бросается на него, заламывает ему руки и выхватывает спрятанный у гостя писто­лет. Приятель сознается, что решил покончить жизнь самоубий­ством и приехал повидать друга в последний раз.

    Но как Вы об этом узнали? - недоуменно вопрошает он. И в ответ слышит:

    Я ученик великого Лафатера.

Другой ученик Лафатера - Кюбисси, проходя через гостиную парижского судьи Ланжа, был поражен одним из висевших на стене женских портретов и остановился, чтобы лучше рассмот­реть его. Спустя четверть часа судья, не дождавшись Кюбисси, принялся искать его и нашел стоящим на том же месте с устрем­ленным на портрет пристальным взором. «Что Вы скажете об этом произведении? - спросил судья. - Не правда ли, красивая женщина?» - «Несомненно, - отвечал Кюбисси, - но если портрет сделан удачно, то его оригинал обладает, по-види­мому, черной душой; это, должно быть, сам дьявол?!» То был портрет знаменитой отравительницы Бренвилье, столь же про­славившейся своей красотой, сколь и злодеяниями, которые и привели ее на эшафот.

Скорее всего это легенды, но слава швейцарского пастора, богослова, моралиста и поэта Иоганна-Гаспара Лафатера (1741- 1801 гг.), стоявшего у истоков физиогномики, была действительно велика. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, он был первым исследователем, доказавшим взаимосвязь между «движе­ниями души», психическими процессами и эмоциями, выражае­мыми мимикой.

Все свободное время Лафатер отдавал писанию портретов сво­ей паствы, которые выполнял в филигранной манере мастеров эпохи Возрождения. Часами он изучал черты их лица, старался разгадать характер, склонности, особенности. При тогдашней религиозности людей и тайне исповеди он всегда имел возможность проверить свои предположения. Популярностью Лафатер затмил императоров и королей. На его физиогномиче­ские сеансы съезжались со всей Европы, ему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Им восторгались, его боготворили, но и побаивались. По свидетельству современников, знаменитый авантюрист, блестя­щий граф Калиостро избегал встречи с Лафатером, хотя, оставаясь до конца своих дней простодушно-наивным и рассеян­ным, пастор стремился увидеть европейскую знаменитость, о которой ходили слухи, что ему 350 лет, что он маг и чародей и может превращать простые металлы в золото. Лафатер дружил с Гёте и оставил восторженное описание его лица. «Его разум всег­да пронизан теплым чувством, а чувства всегда ярко освещены разумом. Обратите внимание на форму этого теплого лба, на этот быстрый, пронзительный, влюбленный и подвижный глаз, не очень глубоко сидящий под чуть изогнутыми веками, на вырази­тельный нос, на этот по существу очень поэтический переход К. верхней губе, на мужественный подбородок и открытое крепкое ухо. Да найдется ли человек, который не видел бы, что это лицо гения!» Искусство Лафатера субъективно. Талант, по­множенный на кропотливый многолетний труд, позволил ему достичь блестящих результатов. Но это было искусство интуиции, догадки, которое умерло вместе с ним.

Лафатер утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека. Это учение, или «система», по­лучило название физиогномонии (совр. - физиогномика). Вот как сам Лафатер определял, что он понимает под этим термином: «Я называю физиогномонией способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».

Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о его характере вообще, потому что люди сами «отрабатывают» свою внешность в зависимости от того, каким, по их представлению, должно быть выражение лица соответст­венно общественному положению. Поэтому существуют харак­терные черты придворного, юриста, врача, военного, государ­ственного деятеля и др.

Учение Лафатера произвело большое впечатление на совре­менников. Популярность его как автора философских и этиче­ских сочинений еще более способствовала этому. Среди приверженцев нового учения был и великий Гёте, который помо­гал Лафатеру при создании его сочинений по физиогномике.

В России у Лафатера также было много сторонников. К ним, в частности, принадлежал Н. М. Карамзин. Путешествуя в 1789-1790 гг. по Европе, он посетил Лафатера и получил от него рукопись «Сто физиогномических правил», о чем рассказал в своих «Письмах русского путешественника». Вернувшись в Россию, Карамзин усиленно пропагандировал учение Лафатера и распространял его сочинения.

Физиогномика как наука пока не получила всеобщего признания, однако судить об истинности ее основных положе­ний следует исходя из опыта. Воспользуемся трактовкой фи­зиогномических данных (носа, бровей, глаз), которую приводит в своей книге американский психолог профессор Т. Map, и попытаемся использовать ее пусть сначала для характеристики своих знакомых и близких. Итак, проверим, можно ли судить о характере и способностях человека по форме элементов его лица.

Рис. 1. Форма носа.

НОС. Длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Люди, у которых нос с горбинкой, заносчивы, у них плохие отношения с подчиненны­ми. Кончик носа в форме капли знаменует успех в делах. «Орли­ный» нос - признак человека неустойчивого, мстительного. Курносый нос свидетельствует о не очень крепком здоровье, а слишком курносый встречается у тех, кто живет беспечно, не заботясь о завтрашнем дне.

Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос отра­жает особенности духовной жизни человека. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри свидетельствуют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва - отли­чается мужеством, страстностью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. Отсюда следует, что обла­датель красивого носа - сильная личность.

Длинный нос, как правило, считается признаком ярко выра­женной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре. Корот­кий нос говорит об открытости души и оптимизме. Костлявый длинный нос - показатель гордости, высокомерия, неуживчиво­сти. Костлявый длинный нос с выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку; если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонталь­ными рытвинами, - это признак недомогания, однако при общей сбалансированности лица этот признак не доминирует. У японцев идеальной считается высокая и ровная переносица - кстати, такая переносица бывает у здоровых людей. .

Многое может сказать кончик носа. Человек, у которого кончик носа напоминает подвешенную каплю, обычно жизнера­достен, следовательно, он процветает; если кончик носа напоми­нает клюв орла, такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа - свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпячен­ными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа - свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри говорят об уступчиво­сти, широкие крылья носа - о самомнении. Красный нОс - непорядочность, красный пористый нос («испорченный апель­син») часто принадлежит пьяницам. Темные пятна на носу - признак физического неблагополучия. Резко выделяющийся на лице нос у женщин, как правило, указывает на неблагополуч­ную жизнь в молодости, однако это становится явным только после 35-40 лет.

БРОВИ. Брови, поднимающиеся к центру лба, - признак пылкого воображения. Брови, поднятые вверх треугольником, свидетельствуют о сильном характере, их обладатель легко превращает свои замыслы в дела. Брови, образующие одну линию, предвещают неспокойную жизнь в возрасте 30-35 лет, однако человек с такими бровями в силах преодолеть все трудности. Идеальные брови - продолговатые, широкие, густые, гармонично обрамляющие глаза - признак человека разумного. Маленькие, бесформенные брови обычно встречаются у людей неуравновешенных.

По мнению японцев, идеальными следует считать широкие, длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Прият­ная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.

Когда густые брови на внешних концах вздыблены, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опущенные внешние концы бро­вей указывают на застенчивость. Когда же по структуре и Цвету такие брови кажутся безжизненными, считается, что это следствие истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом приятная на вид кожа, он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любой выходки. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови говорят о взрывной натуре их обладателя. Если брови густые и щетинистые, их хозяин - «дьявольская» натура. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся на пере­носице брови означают неодолимое стремление к лидерству. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови - признак целеустремленности. Брови, расположенные очень низко, говорят об обратном.

Рис. 2. Форма лба.

ЛОБ. Если верхняя сторона треугольника широкая, это приз­нак верного товарища, практичного, делового человека, ко­торый больше интересуется служебными делами, чем домом, семьей. Узкая верхняя сторона треугольника свидетельствует о возможности семейных неурядиц. Такой лоб говорит о незави­симом характере. Волосы артиста, художника, словом, человека творческого часто растут в форме буквы М. Такие люди не забо­тятся о завтрашнем дне. Ломаная линия волос говорит о трудном детстве.

Рис. 3. Морщины лица.

МОРЩИНЫ. Короткие, с неправильными очертаниями мор­щинки на лбу - признак здоровья. Одна, но четко выраженная морщина поперек лба - признак везения. Две или три попереч­ные морщины и пересекающая их вертикальная говорят об ус­пехах в будущем. Это знак долголетия и славы. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. Глубокие складки, идущие от ноздрей к губам, - признак долгой жизни и больших успехов.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание того, как по пропорциям основных частей человеческого лица можно понять сущность личности, увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремления­ми, с одной стороны, и чувственными импульсами и низмен­ными инстинктами - с другой. Ученый считал, что исходя из пропорции лица можно судить о склонности к само­дисциплине и самовоспитанию, к спокойному сознательному или инстинктивному и неосознанному образу жизни.

Человеческое лицо Хутер делит на три основные части: 1) лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; 2) средняя часть, отражающая степень чувственности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание. В частности, глаза и рот информируют о преобла­дающей в данный момент мыслительной деятельности, направ­лении мысли, нос - о жизненной воле или обусловленном ею характере, на форму и выразительность носа существенно влияет внешний вид лба и нижней части лица; 3) нижняя часть, которая дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах, выявляет стрем­ление к собственной выгоде и эгоизм.

Величина и ширина лба и нижней части лица позволяют судить о силе эмоций, а средней части - наоборот, о тонко­сти чувств и нежности. Маленькая, узкая средняя часть лица указывает на тонкие душевные чувства, массивная - на волю и самолюбие, любовь к внешним проявлениям и недостаточно тонкие чувства. Утончение и дифференцирование внутренней жизни оживляют среднюю часть лица, особенно вблизи носа и глаз. Обеднение, огрубение внутренней жизни также отражаются на форме лица.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека (рис. 4). Вот несколько примеров.

1. Лоб, средняя и нижняя части лица одинаковой высоты. Человек с таким лицом обладает гармоническим равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Активность, стремление к наслаждению и ощущение радости жизни управляются у него мыслительной деятельностью. Ему свойственно правдолюбие в сочетании с жизнерадостностью и любовью к труду. Он непринужден, но сдержан, серде­чен, оживлен и коммуникабелен, но с развитым чувством

Рис. 4. Соотношение частей лица.

собственного достоинства, не скован и благодаря врожденной диспозиции находится в гармоническом равновесии.

    Лоб и нижняя часть лица имеют одинаковые размеры, а средняя часть несколько длиннее. Длинный нос в данном случае не нарушает гармонии форм, и, поскольку они достаточно утонченны, здесь также мы видим гармоничное жизненное направление и благородную жизнь чувств. Такой человек обла­ дает представительностью, его отличают выдержка и талант, гар­ монично-благородная сущность.

    Лоб маленький, средняя и нижняя части лица большие. Такой человек импульсивен и груб, стремление к проявлению силы и воли у него доминирует над чувствами и разумом. Он проявляет смелость, отвагу и пытливость, обладает агрессив­ ностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудному применению энергии, способен пренебречь даже наслаждения­ ми, очень взыскателен к себе.

    Лоб и средняя часть лица длинные, нижняя часть лица короткая. Такой человек силой воли, острым и холодным интеллектом добивается большего, чем позволяют его физичес­ кие способности. Он упорен, не признает «нежностей», форма­ лист, строг, педантичен. Наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.

    Нижняя часть лица длинная, средняя несколько короче, лоб еще короче. Полная, мягкая и большая нижняя часть лица указывает на жажду наслаждений. Вся мыслительная и умственная деятельность такого человека ориентирована на это. Он практичен и приземлен, не склонен к перемене мест, консервативен во взглядах. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлетов. Его трудно расшевелить, однако если это удается, то так же трудно остановить.

6. Нос маленький, лоб и нижняя часть лица большие. Интеллектуальная жизнь у такого человека столь же высока, как и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосерде­ чен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоцио­ нальное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Нос слишком маленький, курносый, лоб и нижняя часть ли ца длинные. Разум и чувственные инстинкты у этого человека сильны и расходуются необузданно. Он агрессивен, нагл и полон внутреннего беспокойства, обладает пробивной силой, вспыльчив, внутренне анархичен. Мыслительная жизнь бывает активной, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом, он любит «вставлять шпильки», поднимает проблемы и высказывает острые критические заме­чания, но сам не может устранить недостатки и создать что-то лучшее, однако богат идеями, что придает ему известный блеск.

8. Нижняя и средняя части лица маленькие, лоб высокий. Такие пропорции. характеризуют человека мысли и чувств. Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он прост и скромен, обладает интуицией, нежен в чувствах, склонен к самоотречению и бескорыстию, жертвенности, верен своему иде­ алу. Психическая глубина сочетается у этого человека с честностью.

9. Лоб длиннее, чем нос, а нос длиннее, чем нижняя челюсть. Такие пропорции характеризуют человека с высоким духом, который разумно регулирует жизнь чувств, владеет инстинктами и при этом служит высоким жизненным идеалам.

Профили 1, 2, 8 и 9 свойственны натурам творческим, верным жизненным идеалам. Они гарантируют идеальный жизненный прогресс и счастливое развитие. Профили 3 и 5 харак­терны элементарным личностям, сильным в деятельности, а также в покое и наслаждении. Они ориентируются на реаль­ную жизнь и хорошо чувствуют себя в ней. Профиль б занима­ет промежуточное положение между двумя названными груп­пами. Профили 4 и 7 принадлежат интеллектуально одарен­ным людям, но «проблематичным» по характеру и в общем действующим скорее отрицательно (из-за твердости и критично­сти натуры).

ГЛАЗА. Издавна они считались «окнами души». По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, излучают свет и тепло. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку.

В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­ное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют начинать «чтение» лица именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно получить от глаз человека, которому уже за 40, т. е. когда все личностные признаки устоялись.

Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодо­вольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Широкая радужная оболочка - признак мягкости и спокойствия, узкая - свидетельствует) о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприят­но отражается на взаимоотношениях с окружающими. По цвету радужной оболочки можно судить о наличии или отсутствии жизненной силы: черный, коричневый и зеленый - энергич­ность, голубой - чувствительность, светло-коричневый - застенчивость.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии - благоприятный признак; глаза скошены книзу - у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено - это признак зрелости, если сильно, то у мужчин это означает истощение энергии. Неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологи­ческих отклонениях; разбухшее нижнее веко - признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтроль­ности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) - усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящих­ся морщинок - это признак проницательности.

Японцы так различают типы глаз. Большие, с живым блеском - глаза дракона. Такими глазами наделен человек, пользующийся властью. Удлиненная форма глаз с загнутыми вверх венчиками - глаза сфинкса, утонченная натура. Большие глаза с многочисленными складками на веках - глаза льва, ими наделены лидеры. Узкие, вытянутые по форме глаза с двой­ными, тройными веками бывают у слона, они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру. Круглые, с желтоватым блеском - глаза тигра. Узкие, малень­кие глаза с черно-желтой радужной оболочкой - глаза овцы; глаза с треугольным разрезом и провисшими веками - глаза лошади; глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой - глаза вепря; глаза с чрезмерно широкой радужной оболочкой - глаза волка. В Японии различают до 40 типов глаз, и все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.

УШИ. Восточная физиогномика уделяет внимание и ушам. При «чтении» лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо Свидетельствует о счастливом детстве, бесформенность и бледность ушей говорят о влиянии неблаго­приятных факторов. Слишком большие уши почти всегда сви­детельствуют об изъянах личности, слишком малые - тоже о неблагополучии.

По ушам и их положению на голове судят об интеллекте и характере. Верхняя кромка ушей: выше уровня бровей - высокий интеллект; на уровне глаз - интеллект выше среднего; ниже уровня глаз - средний или даже низкий интеллект. Ухо без хо­рошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная - беспечность, мочка маловы-раженная - щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед - это душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут - сдержанность, если выпячен - несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считается признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней части уха - скрытое заболевание. Родинки внутри уха - неблагополучие.

РОТ. Это наиболее выразительная часть лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­тельности, настойчивости, плотно закрытый рот - о целе­устремленности человека, его решимости, твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно некоторое отвисание нижней челюсти) выражает снижение психической актив­ности личности. Особое значение имеют уголки рта. Ч. Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдают его подавленное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, - выражение иронической усмешки.

Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Японцам импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится

Рис. 5. Усмешка и смех (рисунок П. Рубенса).

мужчинам. Общее мнение: люди с малым ртом озабочены борьбой за выживание, наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддается влиянию. Посто­янно подергивающийся рот («рот лошади») является признаком невротичности.

Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ проявляют тенденцию опускаться) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые, большие губы - свидетельство успеха. Симметричное (без ■ перекосов) открывание рта говорит о сба­лансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются морщины - это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот - нос) - это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто при­надлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней - нерешительность, нижняя выпячена дальше верхней - эго­истичность. Морщины над губами - естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы.

Анализируя лицо, очень важно обращать внимание на его форму, соотнесение верхней, средней, нижней зон, и морщины. Форму и морщины нельзя изменить - это даётся нам природой, поэтому обращая внимание на эти особенности, можно узнать многое о человеке с первых минут знакомства.

Линии

Морщины указывают на мышцы, которые наиболее часто используются. Психологи различают я – реальное и я – зеркальное. Когда мы смотрим в зеркало, мы стараемся понравиться себе, поэтому выглядим иначе, чем в жизни. Узнать свое я-реальное можно, если перед зеркалом несколько напрячь мышцы, чтобы усилились морщинки. Посмотрите теперь на себя - это лицо, с которым вы идете по жизни.

О чём говорят линии на лице избранника?

  • В уголках глаз и рта - встречаются у людей доброго и веселого нрава.
  • По всему веку вокруг глаз - свидетельствуют о стеснительности и неуверенности.
  • Гусиные лапки - говорят о внимательности человека.
  • Две вертикальные глубокие морщины между бровями - их обладатель тактичен и интеллигентен.
  • Носогубные морщины - признак недовольства. Если у их обладателя ещё и обвисающие щёки, то этот человек любит побрюзжать.
  • Надбровные морщины - свидетельствуют об агрессивности и злости. Усиливают эффект выдвинутые вперед мышцы челюсти и плотно сжатые зубы.
  1. Овальное лицо. Обладатель миролюбивый, обаятельный, добродушный человек. В семейных отношениях, такой партнер не будет создавать сложностей. Ему не интересна слава, расположен к беззаботности.
  2. Треугольное лицо (узкий подбородок и широкий лоб). Талантливый и тонко чувствующий человек. Но, очень влюбчив, поэтому не способен на длительные отношения. Он очень одарен, мыслитель и интеллектуал, но вместе с этим может быть хитер, изворотливый, ревнивый и неуживчивый.
  3. Прямоугольное лицо (равная ширина лба и челюсти). Такой человек хороший организатор. Для достижения целей хорошо взаимодействует с разными людьми. Справедлив, дальновиден, предусмотрителен. В отношении с близкими – искренен и надежен.
  4. Квадратное лицо. Его обладатель энергичен, инициативен, исполнительный. Упорно движется к своим целям и не притязателен. Но, может отличаться жестокостью установок. В личных отношениях - постоянный, верный, приверженный.
  5. Трапециевидное лицо (широкий лоб и скулы, узкий подбородок). Такому человеку свойственна чувствительность. У него быстрый ум. Для близких создает комфортную атмосферу, но при неблагоприятных обстоятельствах может уйти, чтобы начать все заново, обрекая себя на повторение прошлого.
  6. Ромбовидное лицо. Обладатель такого лица имеет самый противоречивый характер. Он упрям и догматичный, быстро адаптируются к новым условиям, но часто старается изменить их под себя. Это лидер с бойцовскими чертами. В семейной жизни отличается непримиримостью позиций. После достижения целей, проводит переоценку ценностей, поэтому у него проявляется склонность к изменам.

Разум против инстинктов

Лицо человека делится на зоны: от макушки до бровей - верхняя (интеллектуальная), от бровей до кончика носа – средняя (эмоциональная), от носа до подбородка - нижняя (витальная).

  • Верхняя зона - отвечает за мыслительную и интеллектуальную деятельность. Человек с сильно развитой этой зоной – эстет, гуманист, у него сильный интеллект. В жизни руководствуется идеалистическими, абстрактными соображениями.
  • Средняя зона может рассказать о глубине души, проработанности своих переживаний, чувствительности.
  • Нижняя зона - отвечает за любовь к наслаждениям и удовлетворение своих инстинктов.
Теперь, обратим внимание, как соотносятся все эти зоны. Если больше всех остальных выражена витальная зона - человек не последовательный, подвержен увлечениям и неверности.

Если преобладает эмоциональная зона - такому человеку нарушить семейные нормы будет мешать впечатлительность. Негативный опыт других он повторять не станет.

Выраженная интеллектуальная зона - человек будет сориентирован на общепринятые нормы и правила. На него можно положиться.

Внимание к деталям – физиогномика лица поможет лучше разобраться с нюансами и избежать недопонимания с самого начала знакомства.

Пример в фотографии

Видео про физиогномику – определение характера по лицу.

Здравствуйте, дорогие читатели! Многие из нас хотели бы научиться читать по лицам. Согласитесь, что это очень выгодно: с первого взгляда вы можете сказать, каков характер у человека, к какому виду деятельности он склонен, и как с ним общаться. Эти и другие вопросы изучает физиогномика: как читать человека по лицу и даже определять, чем он болен. Действительно ли работает этот метод? В конце статьи вас ожидает тест на эту тему.

Наука физиогномика – исследование внутреннего состояния человека по его внешности. Сегодня это учение многими воспринимается как лженаука, но на протяжении многих лет ему уделяли большое внимание.

Ранее всего физиогномику начали изучать в Древнем Китае. Еще до нашей эры связь черт лица с психикой человека установили и древние греки. Пифагор и Платон принимали к себе в школу учеников исключительно по внешним признакам. Так философы определяли, есть ли у кандидатов в ученики склонность к занятиям науками.


Первый трактат о типах людей по их внешности принадлежит Аристотелю. Он отвергает первоначальное предположение о том, что красивая внешность свидетельствует о хорошем характере. Известный врач Гамн считал физиогномику полезной для постановки диагноза.

Несмотря на сомнительность достижений науки, ее изучение развернулось в 11 веке. Врач Авиценна использовал достижения физиогномики для того, чтобы ставить диагноз. От ученых Средних Веков до наших дней дошли два трактата.

Впоследствии физиогномикой заинтересовались гадатели и хироманты, наука перешла в область астрологии и эзотерики. Особенно богаты такого рода рассуждениями трактаты 16-18 века. Сам Леонардо да Винчи с интересом изучал человеческую мимику и связывал с ней характер.

В 13-14 веках вышла в свет книга Лафатера «Искусство познавать людей по их физиономии». В свое время А.С.Пушкин отдал дань этому сочинению и даже в своих книгах ссылался на трактат. Одним из оригинальных для своего времени утверждений было мнение, что каждый класс социума имеет свою физиономию.

К поклонникам физиогномики нужно отнести и таких признанных ученых, как Сеченов, Павлов, Дарвин. Неужели эти умнейшие люди стали заложниками лженауки?

Сегодня в психологии широко используются достижения физиогномики. Все, что изучает эта наука, широко используется при подготовке публичных деятелей, психологов, менеджеров, бизнесменов.

И хотя многие тезисы физиогномики до сих пор ставятся под сомнение, они неизменно пользуются успехом. Доказательство тому – известные многим лекции современного психолога Натальи Кучеренко по этому вопросу.

Физиогномика лица

Каждая часть лица для определения внутреннего состояния имеет огромное значение, поэтому рассматривать их формы будем отдельно. Даже морщины и их расположение играют роль. Чтобы вам было легче сориентироваться, представим физиогномику в картинках. Рассмотрим наиболее яркие особенности.

Глаза


Мы привыкли слышать о том, что глаза отражают душу человека. Но не только характер взгляда, а даже форма глаз и их разрез могут многое сказать о характере. Например, если у человека большие глаза, это говорит о его чувствительности и мужественности.

Маленькие, суженные глазки указывают на упрямую и самодовольную натуру. Имеет значение даже тот факт, куда направлены уголки глаз. Если они приподняты кверху, вы имеет дело с решительным человеком. Уголки, направленные вниз, говорят о веселом нраве. Узкий уголок расскажет об умном и проницательном человеке, закругленный – о робком и нерешительном.

Веки

Это не менее важная часть лица. Если веки набухли, их обладатель – чрезвычайно уставший человек. Веки, спадающие вниз, говорят о сексуальности и чувственности их обладателя. Если средняя часть века ниспадает на середину глаза, можно предположить ловкую натуру.

Брови


По этой части лица о характере можно судить в основном у мужчин, так как женщины нередко меняют природную форму бровей во имя красоты. Если брови толстые, их обладатель – волевой и бескомпромиссный человек. Мохнатые брови принадлежат находчивой и решительной особе. Удлиненные брови наверняка подтвердят ум и проницательность.

Нос

Длинный прямой нос в древности у многих народов считался признаком надежности человека. Такому не страшно было доверить даже государственную должность. Широкий нос говорит о спокойной и уравновешенной натуре, а короткий – о легкости характера.

Изгиб или горбинка свойственны властным людям, у женщин они указывают на деловые качества. Узость носа пророчит безрадостную жизнь, полную забот. Если при этом у человека широкие носовые крылья, он очень расчетлив. Кончик носа, напоминающий птичий клюв, указывает на мнительность. Провисающий кончик принадлежит человеку, осознающему свою привлекательность. Если кончик носа выпуклый, это натура мягкая, отзывчивая. Острый конец принадлежит людям вероломным и лживым.

Губы и рот


Первое, на что стоит обратить внимание при рассмотрении рта человека, — это его размер. Крупный рот говорит о нерешительности и переменчивости его владельца. Если рот похож на лук, человек может надолго и искреннее привязываться, но никогда не займет руководящую должность.

Толстые губы физиогномика приписывает чувственным натурам. Тонкие губы принадлежат лжецам, трусам и неблагонадежным людям. Выступающая нижняя губа говорит о нерешительности, верхняя – о внутреннем тщеславии.

При западании рта вовнутрь можно делать вывод об упрямстве и расчетливости его хозяина. Загнутый книзу рот расскажет о властном и решительном человеке. Косящий в одну сторону рот указывает на непостоянство и сарказм в отношении к жизни.

Уши

Острые ушки, как у лисицы, говорят о хитрости и изворотливости. Если мочки ушей длинные, их обладатель спокоен и проживет долгую жизнь. Наоборот, короткие мочки указывают на нервного и вспыльчивого человека. Недаром в Древнем Египте существовали способы удлинять мочки ушей.

Подбородок


Если мы с вами читаем лица, об этой важной подробности забывать не стоит. Заостренный подбородок говорит о неискренности человека, лживости и жестокости. Круглая форма указывает на мягкий характер. Если подбородок овальный, его обладатель отличается любвеобильностью, творческими наклонностями. Квадратная форма говорит о сильном и мужественном человеке.

Двойной подбородок у худого человека сулит ему достаток и любовь детей. Мясистый, но небольшой подбородок выдает любителя удовольствий. Если подбородок отклонен назад, его обладатель имеет слабый характер.

Морщины

Судить о внутреннем мире человека можно и по морщинам. Грубые и отчетливые морщины говорят о крушении планов и угрюмости. Горизонтальная линия, разделяющая лоб пополам, указывает на благородство.

Если две или три линии пересекают лоб, этот человек преуспевающий и очень находчивый. Если на лбу три линии, этот факт указывает на артистичность и литературный талант. Необычные линии на лбу, пересекающие лоб, говорят о жизни, полной лишений. Ромбовидные линии говорят о громкой славе их обладателя.

Это далеко не все особенности лица, позволяющие определить характер человека. Но и этих знаний бывает достаточно, чтобы определить тип собеседника.

Тест: «Узнаем характер по вашему лицу»

Ну как, вы готовы узнать о себе что-нибудь новенькое? Тогда для вас тест. Узнаем характер по вашим чертам лица.