Язык шумеров. Шумерская цивилизация – множество загадок для ученых - Язык Шумерские слова точный перевод

Вопрос о языке шумеров является едва ли не самой главной тайной этой цивилизации. Археологи имеют не так много, но всё же достаточно объектов для раскопок - скрытых под землёй и песком руин шумерских городов. Историки изучают, переводят и сравнивают тексты клинописных глиняных табличек шумеров, в которых содержатся сведения о различных сферах жизни этого общества, от повседневных бытовых вопросов до дипломатических договоров и легендарных эпосов. А вот у лингвистов задача всё никак не решается: примерно полтора века назад они расшифровали шумерскую клинопись, но вот дальше исследования не идут…

О шумерском языке известно многое…

Впрочем, говорить о шумерском языке как о совсем уж загадочном не совсем правильно. На самом деле информации о языке этой древней цивилизации у учёных много. Благодаря расшифровке клинописных табличек историки сумели выяснить, что шумерский язык распространился в Междуречье в IV тысячелетии до нашей эры и в качестве основного разговорного использовался вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. После этого разговорным языком этих территорий стал язык новых завоевателей, аккадцев, но шумерский язык продолжал долгие века оставаться основным универсальным письменным языком региона, активно использовавшимся для контактов между различными народами и государствами. Окончательно употребление шумерского языка прекратилось примерно во II веке до нашей эры, то есть уже после завоевания Персидской империи Александром Македонским .

Кроме того, основываясь на материалах клинописных табличек, лингвисты смогли даже выделить периоды развития шумерского языка: архаический (3200 - 2750 годы до нашей эры); старошумерский (2750 - 2136 годы до нашей эры); новошумерский (2136 - 1196 годы до нашей эры); позднешумерский (1996 - 1736 годы до нашей эры); послешумерский, то есть период, когда язык развивался лишь в письменно виде, без практического использования устной речи живыми носителями языка (XVIII - II века до нашей эры). Более того: в наше время предпринимаются значительные усилия по восстановлению фонетики, звучания шумерского языка, то есть восстановления его устной формы. Правда, это довольно сложная задача, так как шумерская письменность является полифонической, то есть различные символы имеют разное произношение.

Главные загадки не раскрыты

Однако все эти важные достижения учёных для науки всё-таки на данный момент отошли на второй план. Когда древний язык имеет множество памятников, когда письменность в общем и целом восстановлена, что позволяет переводить сложные тексты на самые разные темы, когда даже установлены фазы и особенности развития языка, главным становится вопрос о его происхождении. Так как именно лингвистические данные являются основными в исследовании вопроса о родственных связях различных древних народов, об их взаимоотношениях, ареалах обитания и территориальных миграциях. Археологических данных в таких случаях обычно либо катастрофически не хватает, либо они вовсе отсутствуют.

Но пока что лингвисты не могут похвастаться: происхождение и связи шумерского языка не установлены, следовательно, нет ответов на вопросы, где сформировался шумерский этнос, каким маршрутом пришёл в Месопотамию и какие этносы формировались вместе с ним. При этом гипотез на эту тему создано множество и вот несколько из них:

Б. Шумерский язык

Шумерский – агглютинативный язык, а не флективный, как индоевропейские или семитские языки. Его корни в целом неизменяемы. Основной грамматической единицей является скорее словосочетание, нежели отдельное слово. Его грамматические частицы скорее склонны сохранять свою независимую структуру, нежели выступать в сложной связке с корнями слов. Поэтому структурно шумерский язык немало напоминает такие агглютинативные языки, как турецкий, венгерский и некоторые кавказские. Что касается словаря, грамматики и синтаксиса, шумерский язык все же стоит особняком и, похоже, не связан ни с каким-либо другим языком, живым или мертвым.

В шумерском языке есть гласные: три открытых – а, е, о – и три соответствующих закрытым гласным – а, к, и. Гласные выговаривались не строго, а часто изменялись в соответствии с правилами звуковой гармонии. Это прежде всего касалось гласных в грамматических частицах – они звучали кратко и не акцентировались. На конце слова или между двумя согласными они часто опускались.

В шумерском языке пятнадцать согласных: б, п, т, д, г, к, з, с, ш, х, р, л, м, н, носовое г (нг). Согласные можно было опускать, т. е. они не произносились на конце слова, если за ними не следовала грамматическая частица, которая начиналась с гласной.

Шумерские корни по большей части моносиллабичны, хотя есть довольно большое слов полисиллабичных. Удвоение корней использовалось как указание множественности предметов или действий. Субстантивы часто состоят из сложных слов: лу-галь, «царь» (большой человек); дуб-cap, «писарь» (заполняющий таблички), ди-ку, «судья» (выносящий решение). Отвлеченные имена образуются при помощи нам: лу-галь – «царь», нам-лу-галь – «царствие», «царствование». Субстантивы не имели рода. Вместо этого они делились на две категории: одушевленные и неодушевленные. С точки зрения грамматики животные относились к неодушевленной категории.

Шумерское предложение состояло из: 1) нескольких субстантивных комплексов, относящихся к сказуемому (предикату) либо как подлежащее, либо как прямое или косвенное дополнение, либо как мерный компонент; 2) грамматических частиц, устанавливающих взаимоотношения компонентов; 3) сказуемого (предиката) – глагольного корня, которому предшествует тематическая частица и который сопровождают инфиксы, определяющие отношения между корнем и субстантивными комплексами. Субстантивный комплекс может состоять только из существительного или существительного со всеми его определениями, такими, как прилагательные, генитивы (показатели принадлежности), сравнительные обороты и притяжательные местоимения. Частицы, устанавливающие взаимоотношения, всегда стоят на конце всего субстантивного комплекса, поэтому их называют постпозициями.

Шумерский язык довольно беден прилагательными и вместо них часто пользуется оборотами с родительным падежом – генитивами. Связки и союзы употребляются редко. (В связи с этим союз «и» следует помещать в скобки, но в переводах, предложенных в данной книге, данная особенность не всегда выдерживается последовательно.)

Помимо основного шумерского диалекта, известного, вероятно, как эмегир, «царский язык», было несколько других, менее существенных. Один из них, эмесаль, использовался преимущественно в речах божеств женского рода, женщин и евнухов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Язык О шведском языке я ничего сказать не могу: я его просто не знаю. Но вот Шарлотт Дэвитт считает, что он целесообразен и экономен. В качестве примера она приводит случаи, когда одно и то же слово имеет разные, иногда противоположные значения. Например, «хэй» в зависимости

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

ПИКТСКИЙ ЯЗЫК Одним из самых важных достижении в изучении пиктов за последнее время стал анализ источников по языку пиктов, предпринятый К.Х. Джексоном. Поскольку до нас не дошло ни одной полной фразы на языке пиктов, написанной на пергаменте, источники по пиктскому языку

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Глава 3 Шумерский город Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Д. Шумерский царский список После того как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола. В Эриду Алулим правил 28 800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36 000 лет – два царя правили 64 800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.В Бадтибиру

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Язык Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»).Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Язык майя «…В этой стране есть только один язык». Ланда, который первым изучил его, констатировал это как факт, и время подтвердило его правоту. Майя не всегда полностью понимали друг друга, но майя, жившие в долинах, обычно могли понимать майя с гор точно так же, как

Из книги Крыша. Устная история рэкета автора Вышенков Евгений Владимирович

Язык Слово «кечуа» (его также можно писать «кешуа») применялось в отношении как языка людей, так самих инков. Оно означает «люди из теплой долины»; в этом смысле это было название племени, которое проживало на лугах (кешуа). Это одновременно и географический термин, и

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

Язык легионеров Чешская пословица гласит: «Сколько ты знаешь иностранных языков - столькими жизнями ты живешь». По-французски в Иностранном легионе заговорили не сразу: до июля 1835 года в шести батальонах 4144 рядовых говорили на родных языках. По-французски свободно

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Пароходы и язык Поднимаемся к Пушкинской. Справа – комплекс зданий Черноморского пароходства (ЧМП). Он занимает почти весь квартал. Входы в его дворы – с двух улиц: Дерибасовской и параллельной ей Ланжероновской(в советское время – улица Ласточкина по партийному

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

ЯЗЫК Новые герои Невского проспекта принесли с собой новый язык. Арго фарцовщиков имело ярко выраженный блатной акцент. Они не говорили на фене, но любили к месту употреблять «опасную» лексику: «канитель», «порожняк», «красноперый». В обыденных ситуациях речь

Из книги автора

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Из книги автора

Язык любви Азбука чувств В конце XIX - начале XX века любовные приключения обоих полов в империи были запрещены, но протекали втайне при помощи целого набора знаков и движений, составляющего настоящий язык любви.В те времена мужчинам и женщинам вместе было невозможно

Из книги автора

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Он писал в своей книге «История американских индейцев»: «Очень трудно заставить преодолеть себя, не говоря уже о других, изменить устоявшиеся взгляды. Я ожидаю, что подвергнусь цензуре за противоречие общепризнанным взглядам или вмешательство в дискуссию, волнующую учёных с момента открытия Америки».

В последние годы д-р Дональд Пантер-Йейтс, который придерживается схожих взглядов, столкнулся с негативной реакцией других учёных.

В науке существует широко устоявшееся мнение, что индейцы произошли от монголов. В исследовании 2013 г., опубликованном в журнале Nature, указывается на наличие некоторых древне-европейских корней. Был проведён анализ человеческих останков из Сибири возрастом 24 000 лет. Учёные не выявили никакого их сходства с азиатскими народами, только с европейскими, при этом всплыла отчётливая связь с американскими индейцами. Но современное научное сообщество скептически относится к идее о том, что индейцы могут быть потомками древних жителей Ближнего Востока или древних греков, как это предположил Йейтс и другие учёные.

Йейтс сам по происхождению индеец-чероки. Он имеет степень д-ра по исследованию античности и является основателем института генетических исследований DNA Consultants. Всё это позволило ему разработать уникальные теории об истории американских индейцев и их связях с древними культурами. Анализы ДНК могут стать подтверждением этих теорий.

Генетические сходства

Индейцы входят в пять генетических групп, известных как гаплотипы, каждый из которых обозначен буквами алфавита: A, B, C, D и X.

В статье «Аномалии ДНК чероки» он указывает на ошибку, распространённую во многих генетических анализах. «Генетики говорят, что A, B, C, D и X - это индейские гаплотипы. Поэтому они присутствуют у всех индейцев. Но это всё равно, что сказать: все люди передвигаются на двух ногах. Следовательно, если скелет какого-то существа имеет две ноги, то это человек. Но на самом деле, это может оказаться кенгуру».

Любое расхождение с гаплотипами обычно списывается на смешение рас после колонизации Америки европейцами, а не на первоначальные гены индейцев.

Но Йейтс, проанализировавший ДНК чероки, пришёл к выводу, что подобное смешение невозможно объяснить примесью европейских генов после 1492 г.

«Откуда же тогда взялись не европейские и не индейские гены? - задаётся он вопросом. - Уровень гаплогруппы T у чероки (26,9%) сопоставим с уровнем жителей Египта (25%). Египет - это единственная страна, где T занимает доминирующие позиции среди других митохондриальных линий».

Йейтс уделил особое внимание гаплотипу X, который «практически отсутствует в Монголии и Сибири, однако распространён в Ливане и Израиле».

В 2009 г. Лиран И. Слуш из Израильского технологического института опубликовал исследование в журнале PLOS ONE, где утверждалось, что гаплотип распространился по всему миру с Галилейских холмов в северном Израиле и Ливане. Йейтс пишет: «Единственный народ на Земле, имеющий высокий уровень гаплотипа X, кроме индейцев таких племён как оджибве, - это друзы, живущие в северном Израиле и Ливане».

Культурные и лингвистические сходства

Несмотря на то, что значительная часть культуры чероки была утрачена, Йейтс в своей книге «Кланы чероки» отмечает, что до сих пор сохранились легенды о предках, которые приплыли из-за морей и говорили на языке, похожем на древнегреческий. Между языками индейцев, египтян и ивритом можно проследить некоторые параллели.

Прототипом белокожего полубога Мауи индейцев-чероки может быть ливийский предводитель флота, убитый фараоном Птолемеем III около 230 до н.э., считает Йейтс. Слово «мауи» похоже на египетское слово, означающее «мореплаватель» или «проводник». По легенде, Мауи научил индейцев всем ремеслам и искусству. Он дал название для вождей чероки «аматойхи» или «мойтой», что можно перевести как «мореход» или «адмирал», говорит Йейтс.

Он вспоминает легенду одного из кланов чероки об отце Мауи по имени Таноа. Йейтс считает, что Таноа мог быть греческого происхождения. «Таноа был отцом всех светловолосых детей, он пришёл из земли под названием Атиа», - пишет он.

Под Атиа может подразумеваться Аттика - исторический регион, окружавший греческую столицу Афины. «Атиа» была местом, где находится «множество высоких храмов из алебастра», один из которых очень просторный, он был создан как место для встречи людей и богов. Там проходили спортивные соревнования, праздники в честь богов, встречи великих правителей, оно было источником войн, заставивших людей переселиться за океан.

«Сложно придумать легенду, которая бы более точно отражала греческую культуру», - пишет Йейтс. В гавайском языке существует слово «кариой» - развлечение, отдых. В греческом языке использовалось практически то же самое слово». Он отмечают и другие сходства.

«По словам старейшин, чероки, как и хопи, в древности говорили на языке не индейского происхождения. Но затем они перешли на могаукский язык, чтобы продолжать жить вместе с ирокезами. Их старый язык, похоже, включал большое количество заимствований из греческого, языка птолемейского Египта и древнееврейского», - говорит он.

Адэр отмечал лингвистическое сходство между ивритом и языками коренного населения Америки.

Как и в иврите, существительные в индейских языках не имеют падежей и склонений, пишет Адэр. Другое сходство - отсутствие сравнительной и превосходной степеней. «Ни в одном языке, за исключением иврита и индейских языков, не наблюдается такого дефицита предлогов. Индейцы и евреи не имеют служебных частей речи, чтобы разделять слова. Поэтому они должны присоединять определённые символы к словам, чтобы преодолеть этот дефицит», - пишет он.

Взгляд из прошлого

Адэр способен пролить свет на культуру индейцев, что не под силу Йейтсу. Адэр активно общался с индейцами сотни лет назад, когда их традиции были ещё живы. Разумеется, следует допустить, что, будучи иностранцем, он мог неправильно истолковать некоторые аспекты их культуры.

«Из моих наблюдений я сделал вывод, что американские индейцы - прямые потомки израильтян. Возможно, это разделение произошло, когда древний Израиль был морской державой, либо уже после того, когда они попали в рабство. Последняя версия наиболее вероятна», - говорит Адэр.

У них схожая структура племени и организация жрецов, а также обычай устраивать священное место, считает он.

Он приводит один пример схожести обычаев: «Согласно законам Моисея, женщина после путешествия должна пройти очищение. У индейских женщин тоже существует обычай, когда они на некоторое время уединяются от своих мужей и любых общественных дел».

Адэр объясняет отсутствие обычая обрезания следующим образом: «Израильтяне 40 лет жили в пустыне и могли бы и не вернуться к этому болезненному обычаю, если бы Иисус Навин не ввёл его. Первые поселенцы в Америке, столкнувшиеся с тяжёлыми условиями жизни, могли отказаться от этого обычая и затем полностью забыть, особенно, если в путешествии их сопровождали представители восточных языческих народов».

Похоже, что сами чероки неоднозначно относятся к работам Йейтса. Центральный сайт чероки опубликовал выдержки из исследования Йейтса, однако отдельные комментарии, сделанные его читателями, указывают на то, что чероки не желают поддерживать подобные теории.

Говоря о клане чероки, Йейтс утверждает: «Некоторые из них исповедовали иудаизм, несмотря на то, что старейшины Объединённой китувы (организация чероки) яростно отрицают это».

Добро пожаловать в словарь русский - шумерский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - шумерский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или шумерский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 217 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего русский - шумерский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский шумерский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

Существенные перемены в отношении клинописи произошли, когда за дело взялись археологи. В начале 40-х гг. XIX в. Француз Поль Бота и англичанин Генри Лейард раскопали на севере Ирака две столицы Ассирии - Ниневию и Кальху, о которых говорится в Библии. Необычной находкой сезона 1849 года стала библиотека царя Ашшурбанапала из Ниневии, собранная в период государства Передней Азии. Библиотека содержала более 20 тысяч клинописных табличек. Это был один из важнейших источников знаний о клинописной литературе. Клинописные знаки были «явно не персидского, но семитского происхождения», - отмечает Г.В. Синило. Ученые получили такое большое количество семитских текстов, что перевод этих текстов дело недалекого будущего. И вот будущее пришло. В.В. Емельянов пишет об этом так: «Королевское общество по изучению Азии предложило четырем лучшим знатокам клинописи испытать свои способности. Раулинсон, Тэлбот, Хинкс и работавший во Франции немецко-еврейский ученый Юлиус Опперт (1825--1905) получили в запечатанных конвертах надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I и должны были прочесть и перевести ее независимо друг от друга. Если во всех четырех присланных обществу работах дешифровка и перевод будут примерно одинаковы, значит, можно говорить о начале новой науки. Если нет - что ж нужно работать дальше. Истинно английский лабораторный эксперимент. Переводы сошлись, и день 17 марта 1857 года стал официальным днем рождения ассириологии - науки об истории, языках и культуре народов клинописной традиции».

В результате появилась такая наука как ассириология, так как изначально найденные тексты считали ассирийскими по происхождению. Поздней эти тексты назвали ассиро-вавилонскими или аккадскими - по имени города Аккадэ, цари которого первыми оставили записи на этом языке. Аккадские надписи расшифровывались довольно стремительно. Оказалось, что аккадский похож на древнееврейский и арабский языки. Но были и обнаружены таблички, которые не поддавались дешифровке, либо таблички, написанные на двух языках. В.В. Емельянов пишет: «обнаружились обстоятельства, омрачившие триумф дешифровщиков. Множество текстов из Ниневийской библиотеки было составлено на двух языках. Уже Хинкс, Опперт и Раулинсон заметили, что клинопись изначально не рассчитана на семитский язык: во-первых, знаки следуют слева направо; во-вторых, они во многих случаях читаются односложно; в-третьих, их названия не соответствуют семитским именам изображаемых предметов. Тогда вспомнили о существовании клинописных словарей с надписями трех видов, и оказалось, что каждое семитское слово в них комментирует слово, записанное той же клинописью, но на непонятном языке. Неужели клинопись изобрели не семиты? И если не семиты, то кто? Как назывался этот народ, когда он жил и почему о нем ни словом не упомянуто в Книге книг? К разрешению этой проблемы приступили лучшие филологические умы Франции и Германии. В результате сложилось две точки зрения».

17 января 1869 г. в Париже филолог Ю. Опперт представил свой доклад на заседании Общества нумизматики и археологии, в котором высказал довольно смелую мысль о том, что народ, придумавший клинопись, - шумеры. В доказательства он приводил некоторые эпитеты, которыми называли себя ассирийские цари, называвшие себя «царями Шумера и Аккада». Опперт рассуждал, что раз Аккад связан с семитским народом Месопотамии (в то время этому были уже документальные подтверждения), значит, Шумер был местом происхождения несемитского племени, которое придумало клинопись. Так же эта теория нашла отражение и в словарях, в которых было найдено выражение «шумерский язык», синонимом к которому являлось словосочетание «язык прорицаний». В своих рассуждениях Опперт пошел дальше: «анализ структуры шумерского языка привел его к выводу о его близком родстве с турецким, финским и венгерским языками,- блистательное проникновение в структуру языка, который еще двадцать лет назад не существовал для научного мира». Тем не менее, ученые решили, что шумерский язык древнее аккадского и что для аккадцев он выполнял такую же роль, что греческий для римлян и латынь для средневековой Европы. Однако появилась интересная мысль о том, что название Шумер не связано с территорией, о которой говорил, Оперт, и это не было самоназванием шумеров. В доказательство можно привести несколько точек зрения. Например, известный немецкий шумеролог XX в. А. Фалькенштейн, выдвигает гипотезу, что слово Шумер - искаженная семитская форма шумерского названия территории, где находился храм шумерского бога Энлиля. Другая точка зрения была у датского шумеролога А. Вестенхольца. Шумер - это искажение словосочетания Ки-эме-гир («земля благородного языка»; именно так называли свой язык шумеры). Итак, мы видим, что однозначного ответа, откуда произошло название Шумер, до сих пор нет.

Тем не менее, существовало другое понимание происхождения клинописи. Его выдвинул известный всему миру выдающийся семитолог Иосиф Галеви в 1874 г. Он отстаивал мнение, что семиты придумали клинопись, а непонятный язык - это всего лишь тайнопись вавилонских жрецов. Однако эта абсурдная точка зрения была опровергнута, когда французский консул в Ираке Эрнест де Сарзек раскопал шумерский город Лагаш, который был совершенно непохож на семитское поселение. Об этом пишет В.В. Емельянов: «Клинопись этого города была близка к рисунку, а статуи изображали бритоголовых безбородых людей среднего роста, с носами арменоидного типа, с довольно короткими конечностями, но зато с большими ушами и глазами». После этого открытия исследования шли быстрыми темпами: открыли священный центр шумеров город Ниппур, а затем и город Ур. И по сей день, ведутся раскопки шумерских городов учеными и археологами из разных стран.

Нельзя обойти стороной и человека, который первым в мире написал книгу «История Древнего Востока». Им был филолог и нумизмат Француа Ленорман, который попытался дать характеристику грамматике шумерского языка. Однако он не знал, как назвать этот несемитский язык и по ошибке назвал его «аккадским», но это не умаляет его достижений в сфере изучения шумерского языка.

Результатами всех, более чем столетних, исследований стали два многотомных словаря: на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, и на немецком - под международным патронажем.

Благодаря исследованиям ученых, миру постепенно становилось известно о древних жителях Месопотамии, а у археологов в руках оказывалось все больше и больше глиняных «книг», которые находили под песками пустынь Ближнего Востока.

Изучение шумерского языка продолжается и сегодня, но все же остается загадкой происхождение, как самих шумеров, так и шумерского языка. По поводу последнего было выдвинуто множество мнений. Одна гипотеза принадлежит И.М. Дьяконову. Он предполагал, что шумерский язык может быть родственным языкам народов мунда (северо-восток Индостана), являющихся наследниками древнейшего доарийского населения Индии. По этому поводу В.В. Емельянов говорит, что «его предположение может быть отчасти подтверждено сообщениями шумерских источников о контактах с землей Арата - аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текстах ведического периода». И в подтверждение того, что это только теория, В.К. Афанасьева отмечает: «шумерийцы до сих пор остаются одними из наиболее загадочных жителей земли. Мы знаем, что они пришли в Двуречье, но не знаем откуда. Мы знаем их богатейшую литературу, но до последних лет ни среди мертвых, ни среди живых языков не удавалось отыскать для них не то, что близкого, даже далекого родственника. Все же исследования и изыскания продолжаются, изучение шумерской фонетики медленно, кропотливо и неуклонно движется, и, возможно, в этой области нас ожидают в недалеком будущем большие открытия. Так, удалось наметить возможности типологического (но только типологического!) сближения шумерского с кетским на Енисее и с языком одного из племен горного Афганистана. Появилось предположение, что, скорее всего шумерийцы пришли откуда-то с Востока и, возможно, долгое время их обитания были глубинные области Иранского нагорья. Насколько справедливы эти гипотезы, покажет будущее».

Поэтому с 1889 г. шумерологию принимают как самостоятельную дисциплину, и термин «шумерский» принимают для определения истории, языка и культуры этого народа.