Формирование средневековых городов городское ремесло сообщение. Средневековый город

Разработка урока истории в 6 классе

Учитель: Носкова Яна Робертовна,

Место работы: МОБУ СОШ д.Дорогино

Тел. 8-927-957-64-38, эл.адрес: noskova . yana 1983@ yandex . ru

Тема урока: Формирование Средневековых городов.

Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.

Цели урока:

    Выяснить основные причины возникновения и образования городов;

    Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;

    Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

    Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами;

    Создать представление о жизни и быте горожан.

Тип урока: Комбинированный.

Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, гильдия, ратуша, шедевр, цех.

Оборудование: учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, мультимедийная презентация «Формирование средневековых городов», Атлас и контурные карты, карточки с заданиями и вопросами.

План урока:

    Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

    Каковы причины увеличения численности городов?

    В каких местах появляются новые города?

    Как устроен средневековый город?

Ход урока:

    Организационный момент

    Постановка целей и задач урока

    Изучение новой темы

    Подведение итогов

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

Сдача рапорта дежурным кадетом.

2 этап. Повторение изученного ранее материала, проверка домашнего задания

Учитель: Вспомните, что случилось с городами западной Римской Империи после Великого переселения народов?

Ответы: Большая часть городов была разрушена. Многие города так и не смогли восстановиться до прежних размеров.

3 этап. Постановка цели и задач урока

Учитель: Внимание на экран (СЛАЙД – демонстация иллюстраций средневекового города, городских улиц)

Учитель: Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

Дети: Формирование средневекового города. (СЛАЙД – название темы) – ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ

Учитель: Откройте Атлас на стр.5 – карта «Западная Европа в XI-XIII в.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? Назовите их.

Ответы: отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Регенсбург в Германии, Лондон в Англии, Венеция в Италии.

Учитель: А теперь рассмотрим карту Атласа на стр. 6-7 – «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIV вв.)». Как изменилась карта Европы? Всегда ли в Европе было такое количество городов?

Дети: Нет. Отмечают значительный рост городов.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня должны рассмотреть? Как вы думаете? (СЛАЙД – демонстрация плана работына урок, после самостоятельных размышлений ребят)

Когда начинается возрождение городов в средневековой Европе?

Каковы причины увеличения численности городов?

В каких местах появляются новые города?

Как устроен средневековый город?

4 этап. Изучение новой темы

Учитель: По данным карты - Когда начинается возрождение городов в средневековье?

Ответ: В 11-12 веках.

Учитель: Исходя из установленного факта о том, что в 11-12 веках происходит резкое увеличение количества городов, какой же вопрос может возникнуть?

Ответ:

1. Почему же люди стремились жить в городе?

2. Чем так могли привлекать людей города?

Предлагаю разделиться на группы – 4 группы. Работа по карточкам. Ваша задача выполнить предложенные задания, используя текст в карточке. На задание дается 2 минуты. Для выполнения задания предлагаю вам самостоятельно распределить обязанности: кто то читает (тихо, не мешая другим группам работать), кто то записывает, кто то отвечает. Обсуждаем все вместе.

1 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, докажите, что до X века при господстве натурального хозяйства была плохо развита торговля.

Текст карточки:

Долгое время Западная Европа жила натуральным хозяйством . Все, что необходимо было для жизни, крестьяне производили своим трудом, выращивали хлеб, но урожаи были низкие – на 1 посеянное зерно получали только 2, хлеба всегда не хватало. Крестьяне сами делали простую посуду из глины, шили одежду, мастерили орудия труда. Только при замках феодалов жили настоящие ремесленники. Большинство людей тогда считали, что выменивать что-то у соседей позорно, нужно все успевать делать самому. У крестьян не было лишнего зерна, молока, мяса, которые можно было бы обменять на ремесленные изделия.

Ожидаемый результат - после обсуждения учащиеся могут сделать примерно такие выводы:

До X века в Европе господствовало натуральное хозяйство, крестьяне сами изготавливали все необходимые для жизни и труда изделия, торговля почти не была развита, так как у крестьян не было излишков продуктов, которые они могли бы обменять.

2 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, покажите, какие изменения в земледелии привели к росту урожайности.

Текст карточки:

До X века земля делилась на два поля – одно распахивалось и засеивалось, а второе отдыхало, на нем росла трава. С X века землю стали делить на три поля (трехполье). Первое (яровое ), как и раньше, засеивали весной и собирали урожай к осени, второму давали отдохнуть, третье (озимое ) засеивали осенью, чтобы ростки перезимовали под снегом, быстрее поднялись весной и дали еще один урожай в середине лета. Урожаи стали выше.

Планируемый результат после обсуждения учащиеся должны сделать примерно такой вывод:

Переход к трёхполью позволил увеличить урожайность. У крестьян появились излишки, которые они могли продать или обменять на изделия ремесленников.

3 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обратив внимание на выделенные слова, попробуйте объяснить, почему ремесло отделилось от земледелия?

Текст карточки:

С X в. численность европейцев начинает расти, к XV веку население Европы удвоилось, возможно, из-за прекращения набегов викингов и других варваров или по другим причинам. Распаханных земель уже не хватало, и крестьянским общинам приходилось вырубать леса и расчищать новые участки. На смену легкому плугу, который не мог глубоко вспахать землю, пришел более тяжелый плуг «с отвалом », переворачивающий пласт земли, что повышало ее плодородие. У некоторых крестьян стали появляться излишки продуктов (на 1 посеянное зерно уже получали 3, а то и 6 зёрен). Мастера-ремесленники перестали заниматься выращиванием хлеба, теперь они могут изготовить больше различных изделий и обменять их у своих соседей-крестьян на продукты питания.

Планируемый результат – обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу:Появление тяжелого колесного плуга, распашка новых земель позволили увеличить урожайность. Сельские ремесленники перестали заниматься земледелием, они выменивали хлеб и другие продукты у крестьян на сделанные ими изделия. Ремесло отделилось от сельского хозяйства.

4 группа. Задание: Ознакомьтесь с текстом карточки. Обращая внимание на выделенные слова, найдите причины возникновения городов, как поселений ремесленников и торговцев. Почему растет население городов?

Текст карточки:

Часто крестьяне, владевшие каким-либо ремеслом, или мастера-ремесленники, жившие у феодала, уходили от хозяина и селились на местах, удобных для обмена и торговли своими изделиями. На перекрестках дорог, у речных переправ и мостов, около монастырей и военных крепостей возникали новые поселения, куда приходили и крестьяне для продажи своих продуктов и покупки нужных им вещей. Возрождались и города бывшей Римской империи -ремесленники обновляли древние стены, заново строили дома, расчищали рыночные площади. В X - XIII веках сотни новых городов поднимаются над равнинами и холмами Франции, Англии, Германии и других стран Европы.

Планируемый результат - обсудив текст карточки, учащиеся должны прийти примерно к такому выводу: В X-XI веках «ожили» старые и возникли новые города, в которых жили ремесленники и торговцы. Новые города возникали в местах, удобных для обмена и торговли.

Учитель: Итак, какие же мы можем выделить причины возникновения городов? (Слайд - схема причин возникновения городов) – ЗАПИСЫВАЕМ СХЕМУ В ТЕТРАДИ.

Выводы по решению заданий в группах:

К X веку в Европе:

Прекратились набеги варваров;

Выросла численность населения;

Расчищаются новые участки земли;

Появляются новые способы земледелия (плуг с отвалом, трехполье), благодаря чему растет урожайность;

У крестьян появляются излишки продуктов, которые они могут обменять в городе на изделия ремесленников.

Часть крестьян перестает заниматься земледелием, превращается в ремесленников и переселяется в города. Ремесло отделяется от сельского хозяйства.

Учитель: В тексте учебника на стр. найдите ответ на вопрос «Где возникают города?» (Слайд – схема мест возникновения городов)

Учитель: перед вами лежит листок – черновик с таблицей. Ваша задача, используя карту в учебнике на стр. заполнить второй столбик в строках города возле рек и мостов и города возле гаваней. (Слайд – таблица, приведенная ниже выводится на экран и заполняется с использованием интерактивной доски самими учениками)

Заполнить таблицу:

Место возникновения городов

вокруг монастырей

Мюнстер, Сен- Галлен,

Сен-Дени, Париж

Кельн, Трир

вокруг крепостей

Страсбург, Гамбург,

Аугсбург, Регенсбург

возле рек и мостов

Падерборн, Бремен, Франкфурт, Оксфорд

Цвейбрюккен, Брюгге

возле гаваней

Марсель, Генуя

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд)

Учитель: Используя учебник, предлагаю вам подготовить небольшой рассказ. Работать будем в парах. Предлагаю так же распределить обязанности – кто то тихо читает, кто записывает и отвечает.

    Как выглядел средневековый город снаружи

    Как город выглядел внутри

    Какими были улицы средневекового города?

    Какова была особенность жилых домов в городе?

    Что вы можете сказать о благоустройстве городов?

    Каковы занятия жителей городов?

    Каким было внутреннее самоуправление в городах? (цехи, гильдии, налоги)

Ответы:

Город окружен мощными стенами с башнями с целью безопасности и защиты от врагов. (СЛАЙДЫ – иллюстрации внешнего вида городов)

В центре города на площади возвышалось здание ратуши и собора. (СЛАЙДЫ- иллюстрации зданий ратуши и известных соборов)

Места в городе было мало, поэтому улицы были узкими, дома строились вплотную друг к другу. (СЛАЙДЫ – иллюстрации средневековых городских улиц)

Дома были 2-х и 3-х этажные, причем 2-й и 3-й этажи были шире и нависали над 1-м этажом. (СЛАЙДЫ – иллюстрации жилых домов средневековья)

Канализации, освещения в городе не было, улицы были грязными. (СЛАЙДЫ - иллюстрации, демонстрирующие грязные улицы)

Горожане занимались ремеслом и торговлей. (СЛАЙДЫ – иллюстрация с различными занятиями средневекового горожанина)

Создается магистрат, выбирается глава города – мэр

Города обращаются за помощью к королю, подписание хартии

Налоги платятся в казну короля

Право на самоуправление

Крестьяне бегут в города (правило «год и один день»)

Возврат к римским законам

Учитель: Давайте просмотрим видео Средневековые городов, сохранившиеся до наших дней. (СЛАЙД – просмотр фильма с европейскими городами, сохранившимися до наших дней)

Давайте подведем итог (СЛАЙД – таблица, в которой указываются основная информация урока в кратком виде)

5 этап. Закрепление изученного материала

Учитель: Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду. (СЛАЙД – на интерактивной доске сами ребята заполняют кроссворд)

    союз купцов, созданный для защиты от грабителей и помощи друг другу (гильдия)

    то, что производит ремесленник на продажу (товар)

    ученик мастера (подмастерье)

    человек, занимающийся обменом монет одного государства на монеты другого государства, а так же дающий деньги в долг под проценты (банкир)

    здание городского совета (ратуша)

    ежегодно повторяющаяся распродажа товаров (ярмарка)

    вид поселения в Средневековье (город)

Учитель: Какой средневековый город был загадан в кроссворде? (СЛАЙД – изображение города)

6 этап. Подведение итогов: (слайды – в виде плана выводятся все выводы, которые были сделаны на уроке)

Учитель: Смогли ли мы ответить на проблемный вопрос нашего урока?

Ответ: Да, В средние века люди стремились жить в городе потому, что города становятся центрами ремесла и торговли. Многие города получают самоуправление и становятся вольными. Жители таких городов могут стать лично свободными.

7 этап. Рефлексия: (СЛАЙД – задание выводится на доске)

Учитель: Закончите одно из предложений

1. Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне сегодня удалось…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю…

4. Мне не понравилось…

5. Настроение в ходе урока у меня…

За работу на уроке выставляются оценки. Пускаю таблицу, в которой вы должны оценить своего соседа по парте. Записываем Имя соседа по парте и оценку.

8 этап. Домашнее задание: доделать таблицу, в контурной карте отметить все города средневековья

Доклад на тему средневековый город расскажет Вам, как происходило формирование городов и с какой целью.

Формирование средневековых городов доклад

В Западной Европе классические средневековые города раньше всего появились (уже в IX веке) в Италии и Франции. Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.

Возникновение средневековых городов проходило преимущественно у мостов и бродов, у стен замков, в устьях рек и на перекрестках дорог. Признаком такого поселения была крепостная стена, которая защищала жителей от врагов. Возникновение, а также рост средневековых городов обусловлены отделением земледелия от ремесла, развитием торговли.

Многие из городов были основаны благодаря тому, что население чувствовало настоятельную потребность в защите.

Средневековые города были окружены деревянными или каменными стенами, глубокими рвами и массивными воротами. Вокруг них также возникали предместья, населенные ремесленниками. Люди одной специальности обитали на одной улице.

Центральное место в городе занимала рыночная площадь, рядом с которой был городской собор.

В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

Как правило, население таких городов не превышало 5 000 человек. Но уже в конце 13 века в городах-гигантах жило до 50 тысяч человек (Париж, Милан).

Из кого состояло население средневековых городов?

В основном средневековые города состояли из ремесленников и купцов, которые занимались не только ремесленничеством, но и торговлей. Также в городах жили феодалы, и духовенство (церкви), рабы. Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города.

Население средневековых городов было настолько многочисленным, что большинство жителей вынуждены были селиться за чертой городских укреплений. Поскольку предместья не были защищены от набегов врага, то люди строили новые стены, сооружая новые города.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее — хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

В 14-15 веках город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения.

Надеемся, что из этого доклада Вы узнали, какова роль городов в Средневековой Европе.

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с X - XI веков их число стало расти. С возникновением и ростом сред­невековых городов связаны важнейшие изме­нения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

1. Успехи в экономике. Ремесло отделяется от сельского хозяйства. С XI века, с ростом населения, сократились пространства, занятые лесами и болотами. У крестьян появилось больше орудий труда, сделанных хотя бы частично из железа. Шире применялся тяжелый колес­ный плуг с большими лемехами, который глуб­же вспахивал почву.

Продукты земледелия становились разнооб­разнее; урожаи выросли более чем вдвое. В Англии, например, собирали зерна в 4-5 раз больше, чем сеяли. Появилось много мельниц, сначала водяных, а позже ветряных. Они обес­печили более быстрый помол зерна и высокое качество муки. В хозяйствах возросло число скота. С XII века, после изобретения удобного хомута лошадей использовали не только в во­енном деле, но и для перевозки грузов. Вошли в употребление подковы, сберегавшие копыта от повреждений. Лошадей стали впрягать в плуги - это ускорило вспашку земли. Лошадь была подлинным помощником крестьянина.

Для изготовления предметов из железа тре­бовалось много металла. В Европе появились шахты. Возросла добыча железной руды, усо­вершенствовалась плавка и обработка метал­лов. Больше делали теперь тканей из шерсти. В народе даже сложилась поговорка: «Овца по­бедила лен».

Поначалу крестьяне сами мастерили нуж­ные для них и господ вещи. Но для изготовле­ния колесного плуга или выделки сукна требо­вались сложные приспособления, особые знания и навыки. В деревне выделялись «умель­цы» - знатоки ремесла, которое становилось их главным занятием.

Теперь крестьянин мог обменять часть про­дуктов на изделия ремесленников. Ремеслен­ник мог прокормиться своим ремеслом. Так развитие хозяйства вело к постепенному отде­лению ремесла от земледелия.

2. В Европе возникают города. Многие ре­месленники убегали из деревень, спасаясь от своих господ, или переходили с места на место в поисках работы. Поселения ремесленников возникали на перекрестках дорог, у речных переправ, вблизи удобных морских гаваней, у стен больших монастырей и замков феодалов, около резиденций короля, епископа, правите­ля области. Господа давали заказы на изготов­ление дорогих вещей: мебели, одежды, ору­жия, украшений. За стенами крепостей можно было найти защиту в случае войны. Сюда час­то приезжали и поселялись купцы. Из ближай­ших деревень приходили крестьяне, чтобы продать продукты сельского хозяйства и ку­пить нужные вещи или собрать деньги в упла­ту господину. В этих местах ремесленники могли продать свои изделия и купить сырье, торговцы - сбыть привезенный и приобрести новый товар. Так появился новый слой обще­ства - горожане и новый вид поселения - город.


Для защиты от нападений горожане огора­живали свой поселок рвом, валом и частоколом наверху. Эти укрепления позже заменяли ка­менными стенами. Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.

Раньше всего, уже в IX веке, возродились древние и возник­ли новые города в Италии и на юге Франции. Возникло много городов по берегам больших су­доходных рек Рейна и Дуная. В X-XI веках появились горо­да и в других странах Запад­ной и Центральной Европы.

В XII-XIII веках в Европе насчитывались уже многие тысячи городов.

3. Борьба городов с сеньора­ми. Где бы ни возникал город, он оказывался на земле короля или другого феодала, монастыря. Замок сеньора, где размещался его двор с вассалами и слугами, возвышался над городом. Под властью этого сеньора как госпо­дина оказывалось и все город­ское население. Бывало, что ко­роль жаловал вассалу за службу или монастырю часть города, расположенного на его земле.

Сначала сеньоры покрови­тельствовали «своим» городам: в первые годы освобождали пе­реселенцев от платежей и дава­ли рыночные привилегии. Осо­бенно покровительствовали го­родам короли, видя в них источ­ники наличных денег.

По мере того как города рос­ли и богатели, сеньоры стара­лись получить от них больше доходов. Они судили горожан, взимали с них пошлины, судеб­ные штрафы, оброки ремеслен ными изделиями, деньгами и товарами. Неред­ко сеньор просто забирал в лавках торговцев и мастерских все, что ему нравилось.

Горожане стремились освободиться от вла­сти сеньоров. В XII-XIII веках борьба городов с сеньорами происходила во всех странах За­падной Европы. Одни города добивались неза­висимости в результате восстаний и долгих войн, другие откупались от сеньора, ограничи­вали их права. Но множество мелких городов так и осталось под властью феодалов.

Города, освободившиеся от власти сеньоров, во Франции и в Северной Италии назывались коммунами (от латинского слова «коммунис» - общий). Завоевав независимость, горожане со­здавали самоуправление - выборный городс­кой совет. Глава городского совета во Франции и Англии назывался мэром, в Германии - бур­гомистром. Совет ведал судом, сбором налогов и казной, ополчением горожан; руководил рын­ком, ремеслами, строительством и надзирал за порядком.

Важным результатом борьбы городов с сень­орами было освобождение горожан от сеньори­альной зависимости. Если крестьянину, убе­жавшему от своего господина, удавалось про­жить в городе «год и день», он становился сво­бодным человеком. Недаром в Средние века сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Личная свобода привлекала в города людей из деревни. Многие крестьяне получили в городах новые профессии и свобод­ное положение.

4. Мастерская ремесленника. Городские ремесленники производили свои изделия в ма­леньких мастерских, обычно в своем же доме. Все делалось вручную, с помощью самых про­стых приспособлений, и очень тщательно: ина­че мастер терял клиентов. Специальность отца и секреты мастерства обычно наследовал сын.

Техника ремесла, инструменты и приемы работы развивались быстрее, чем сельскохозяй­ственные. Все время делались усовершенство­вания. Городские ремесленники часто создава­ли настоящие произведения искусства: мягкую разноцветную шерсть и шелка, затейливо укра­шенные доспехи и мечи, тонкие изделия юве­лиров, резчиков по камню и дереву, слесарей. Средневековые ремесленники гордились свои­ми изделиями: они были для них делом чести.

Хозяином и главным работником в мастер­ской был мастер; он же принимал заказы по­купателей, позднее сбывал свой товар на рын­ке. Лавкой служила мастерская, где мастер работал и торговал. Ему помогали ученики и подмастерья. Чтобы овладеть мастерством, нужно было учиться от двух до восьми лет. От­давая сына в обучение, отец оставлял его на многие годы в доме мастера, где ученик выпол­нял и подсобные работы.

Подмастерье - работник, уже изучивший ремесло, - за свой труд получал заработную плату. Накопив необходимую сумму денег, либо женившись на хозяйской дочери или вдо­ве, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства из­готовить шедевр1- лучший образец изделия.

5. Цехи - союзы ремесленников. У ремес­ленников было много общих интересов: повы­сить свою репутацию на рынке, оградить себя от соперничества сельских и других приезжих ремесленников, бороться за привилегии и за участие в управлении городом. Нередко они се­лились рядом, создавая свои улицы. Мастера-ремесленники одной специальности, проживав­шие в одном городе, часто объединялись в со­юзы - цехи1 (хотя далеко не во всех городах). На общем собрании мастера принимали ус­тав - правила, обязательные для всех членов цеха: делать вещи по единому образцу, иметь не более дозволенного числа станков, учеников и подмастерьев, не переманивать друг у друга покупателей, учеников и подмастерьев. Устав запрещал работу в праздники и «при свечах». Цех предписывал продажную цену изделий и заработную плату для подмастерьев, нередко закупал сырьё и распределял его между масте­рами по одинаковой цене.

При помощи этих правил цехи стремились не допустить конкуренцию между мастерами, при которой одни из них богатели бы, а другие беднели и разорялись. И конечно же, цех забо­тился, чтобы изделия были высокого качества. Избираемые мастерами старшины следили за соблюдением устава и наказывали наруши­телей. Если лондонский пекарь продавал бул-

ку неполного веса, его возили по городу в клет­ке на всеобщее осмеяние. В Париже и многих других городах изделия низкого качества вы­ставляли у позорного столба на рыночной пло­щади. Самым распространенным наказанием были штрафы. Старшины зорко следили и за тем, чтобы на рынке не продавали своих изде­лий нецеховые ремесленники.

6. Роль цехов в жизни города. Члены цеха устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»), участво­вали в свадебных торжествах мастера, присут­ствовали при крещении его детей, провожали членов семьи мастера в последний путь, сообща тушили пожары. Цех помогал больным, впав­шим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска. Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою цер­ковь и даже кладбище.

Долгое время цехи способствовали разви­тию ремесла. В городах возникали новые ремес­ленные специальности, росло разделение труда между цехами. В XIII веке в Париже было 100 цехов, а в XIV веке - уже 350. Так, от кузне­цов отделились оружейники, от последних - изготовители лат, ножовщики. От кожевников «отпочковались» цехи сапожников, ременни-ков, сумочников и другие.

С увеличением в городах числа мастеров со­перничество между ними усиливалось. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Лишь сыновья и зятья мастеров бес­препятственно получали звание мастера; оно стало почти наследственным.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цехи уничтожали ценные

изобретения и расправлялись с изобретателя­ми. К концу Средних веков цехи стали задер­живать рост промышленного производства в городах. Но так было не всегда и не всюду. Об­ходя запреты, под покровом цеховых уставов на практике пробивали себе дорогу новые формы производства. Так, уже в XIV веке шерстяные, суконные цехи в городах Италии, Англии, Ни­дерландов фактически превратились в организа­ции богатых предпринимателей и торговцев.

7. «Что с возу упало, то пропало». Торгов­ля в Средние века была выгодным, но очень трудным и опасным делом. Пространство меж­ду поселениями покрывали огромные, непро­ходимые леса, кишевшие хищниками и раз­бойниками. Дороги были узкими и немощены­ми, покрытыми непролазной грязью. Хорошей считалась дорога, по которой, как тогда гово­рили, «могла бы проехать невеста, не зацепив воза с покойником». Товар, упавший на землю или смытый с корабля, считался добычей вла­дельца этой земли. В Средние века говорили: «Что с возу упало, то пропало».

За проезд через владения феодалов, за поль­зование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, подни­маемую повозками купцов.

Для защиты от грабителей и помощи друг ДРУГУ» купцы объединялись в торговые союзы - гильдии (от германского слова «гилле» - пир). На собраниях члены гильдии.выбирали руко­водителей, нанимали охрану, из общей казны помогали друг другу (например, пострадавшим на море, их семьям). Члены гильдии устраива­ли между собой товарищества, где станови­лись компаньонами для совершения одной или нескольких торговых операций.

8. Расширение торговых связей. Город стал центром торгового обмена не только с окружав­шей его местностью, но и с другими городами, отдельными землями, с другими странами.

Натуральное хозяйство в Европе сохраня­лось. Но постепенно развивалось и товарное хозяйство, при котором изделия производи­лись для продажи на рынке и обменивались, в том числе при посредстве денег.

Оживление торговли потребовало улучше­ния дорог. Этого же требовали военные и адми­нистративные нужды государства. В некоторых странах короли приказывали мостить главные дороги камнем. Через реки строили прочные мосты. Тяжелые грузы везли теперь не на спи­нах лошадей, а в повозках. Дешевле и удобнее было перевозить товары по рекам и морям. Замена прямоугольных парусов косыми позво­лила судам двигаться при боковом и даже встречном ветре, а особые инструменты давали возможность плавать в открытом море.

Выгодными торговыми путями на Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) ов­ладели купцы итальянских городов - Венеции и Генуи. Эти города столетиями соперничали и воевали с Византией и друг с другом. Венеция и Генуя были самостоятельными городами-рес­публиками, в которых власть принадлежала богатым купцам, владевшим флотилиями ко­раблей, десятками домов, складами и магази­нами. На Востоке купцы приобретали прибыльные предметы роскоши и пряности для богатых европейцев. Пряности взвешивали на аптекар­ских весах и продавали небольшими порциями. Недаром в Средние века очень богатого челове­ка в насмешку называли «мешком перца».

Важные торговые пути проходили по Север­ному и Балтийскому морям - к Восточной Европе. Здесь преобладали другие товары: соль, меха, шерсть, воск, лес, железо. Этой торговлей были заняты купцы городов и стран Северной Европы - от Новгорода на Руси до Лондона. Центром северной торговли был город Брюгге с его огромной международной ярмаркой.

В XIV веке купцы более 70 немецких горо­дов объединились в Ганзу («союз», «товарище­ство») для защиты своего имущества и вытес­нения соперников. Ганза состояла из несколь­ких филиалов.

В Новгороде, Брюгге, Лондоне и других го­родах ганзейские купцы имели хорошо укреп­ленные торговые дворы - фактории. В таком дворе возводили жилые и служебные помеще­ния, амбары, склады, церковь. Располагая большим флотом, Ганза часто силой оружия добивалась выгодных условий торговли в сосед­них странах, подавляла пиратов, и до конца XV века Северная Ганза фактически господ­ствовала в Балтийском торговом регионе как экономически, так и политически.

9. Ярмарки и банки. Самыми оживленными местами торговли в Европе были ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.

До конца XIII века наиболее известными были ярмарки в графстве Шампань на северо-востоке Франции. Они продолжались почти круглый год. Затем их сменила ярмарка в Брюг­ге. На международных ярмарках торговали товарами как со всей Европы, так и с Востока.

Ярмарки были шумными и многолюдными. Между рядами купеческих лавок стояли столи­ки менял - специалистов по денежным делам: ведь в каждой стране были в ходу монеты раз­личного веса и чеканки. Менялы также давали деньги в долг под высокий процент. Так меня­лы становились ростовщиками (у них деньги как бы «росли»).

Из менял и ростовщиков уже в XIV-XV веках вышли первые владельцы банков1. Банкиры брали деньги на хранение, переводили купцам деньги из одной страны в другую. В руках купцов и банкиров накапливались большие богатства. Нередко они давали крупные суммы в долг королям и феодалам. Самые первые банки возникли в Северной Италии, в Ломбардии (откуда пошло слово «ломбард»).

Теперь наряду с главной собственностью Средневековья - «недвижимой» (земля и пост­ройки на ней) все большее значение начинает приобретать создаваемая в городах «движимая собственность» (деньги, товары, корабли и т. п.). Постепенно, но неуклонно деньги разъедали натуральное хозяйство, а вместе с ним изменяли феодальный быт, мотивы пове­дения людей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

§ 13 ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ

Какие изменения в хозяйстве средневековой Европы привели к возникновению городов? Задание

Выделение ремесла из сельского хозяйства. X –XI вв. рост городов Причины возникновения городов

Стр. 103-104, 104-105 V: Выросли урожаи, стали разнообразнее продукты Успехи в развитии сельского хозяйства Докажите! Отделение ремесла от сельского хозяйства Почему?

около крупных монастырей и замков на пересечении дорог вблизи переправ через реки около морских гаваней Город – вид поселения - это центр ремесла и торговли. Горожане – слой общества. Возникновение и рост городов – закономерное следствие отделения ремесла от земледелия. Места появления городов Почему?

Стр. 105, 106 Где возникали первые города? Как защищали горожане свой город?

БОРЬБА ГОРОЖАН С СЕНЬОРАМИ.

Почему города боролись за свою независимость? Задание

Города возникали на земле феодала. В начале сеньоры освобождали новых жителей от уплаты податей. Почему? Но с ростом городов сеньоры стремились получить с них больше дохода. R: восстание горожан свободные откуп

Освободившиеся города становились коммунами. Города платили налоги королю. Городской Совет (самоуправление) Избирается горожанами, ведает казной, судом, войсками Мэр (бургомистр) Глава Совета Горожане были освобождены от личной зависимости.

«Городской воздух делает свободным» «Год и день»

Мастерская ремесленника Мастер Подмастерье Ученики Стр. 109 Чем различалось положение ученика и подмастерья?

Ремесленный цех Цех: (от нем. «пирушка») - союз ремесленников одной специальности Стр. 110

Роль цехов в жизни города. Стр. 111

Торговля и банковское дело

Докажите, что торговля разрушала натуральный характер хозяйства, и способствовала развитию рыночных отношений. Задание

Торговцы вели дело на свой страх и риск. Дороги были плохими, товары падали с телег и по закону становились добычей землевладельца. «Что с возу упало. То пропало» На них нападали пираты и грабители. Для защиты своего дела купцы объединялись в гильдии. Они нанимали охрану для своих караванов.

Почему? Стр. 114 Особенно выгодным делом считалась торговля с Востоком. Ганза – «союз», «товарищество»

Ярмарки и банки. Центром торговли в Европе становились ярмарки. Они собирались 1-2 раза в год и на них приезжали купцы их многих стран. На ярмарках выступали артисты, шел обмен новостями. Держать ярмарку в городе было очень выгодно, т.к. она приносила огромный доход.

Купцы из разных стран нуждались в иностранной валюте и на ярмарках появились менялы. За обмен они брали определенный % и быстро богатели. Скоро менялы стали ростовщиками - т.е. давали деньги в долг под %. Из них появились банкиры. В их руках оказались сконцентрированы огромные деньги.

Домашнее задание § 13