Система управления китая в новое время. История существования древнего китая

Слайд 2

План

1. Население Китая
2. Хозяйство
3. Восстания
4. Особенности Развития
5. Религия Китая

Слайд 3

Население Китая

Население Китая 300 миллионов человек, увеличившись за сто лет втрое. В это время треть населения мира жила в Китае.

Слайд 4

Хозяйство

В Китае выращивали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. Стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному.

Слайд 5

Восстания

В 1622. начались восстания крестьян в Шаньдуне под руководством тайного общества Белый Лотос. Правительственные войска не в силах были справиться с ними. И власти пошли на некоторые уступки, в надежде выиграть время. Стремясь вновь перехватить инициативу они объявили в 1636 г. амнистию участникам восстания, в случае их добровольного прекращения вооруженной борьбы. Вождям восставших было обещано полное прощение, и зачисление в императорскую армию, на офицерские должности. Специальным императорским эдиктом объявлялось о снижении налогов с населения.

Слайд 6

Восстания(part II)

Проведенные акции вскоре привели к первым положительным для правительства результатам. Многие крестьяне возвратились домой, и приступили к мирному труду. Казалось, что крестьянская война завершилась окончательно. Однако это оказалось иллюзией. Уже в 1639 г. восстания крестьян вновь охватили многие районы Китая, и к ним даже стали присоединяться некоторые представители господствующих слоев, недовольные Минами. Во главе восстания встали ЧжанСяньчжун, и Ли Цзычен. Они сумели создать достаточно сильную и боеспособную армию

В начале 1644 г. ли Цзычэн принял решение о походе на Пекин. Двумя колоннами его войска двинулись из Сиани пользуясь поддержкой широких слоев населения. В апреле того же года, не встретив фактически никакого сопротивления, повстанцы вошли в столицу. Император Чунь Чжэнь не в силах выдержать такого позора покончил жизнь самоубийством, повесившись в беседке, парка близ своей резиденции, предварительно собственноручно лишив жизни дочь и нескольких наложниц. Вместе с ним в знак преданности кончили жизнь самоубийством около 80 тыс. человек. Ли Цзычэн был провозглашен новым императором, а его ближайшее окружение, получило высшие должности в государстве

Слайд 7

Слайд 8

Особенности развития

Китайские народные мастера создавали самые разнообразные изделия прикладного искусства. Мастера-резчики, несмотря на трудности работы с твёрдыми породами камня, вырезают из нефрита, розового кварца, горного хрусталя, слоновой кости различные принадлежности.
Особое место в культуре Китая цинского периода занимает декоративно-прикладное искусство. Китайские керамисты достигают новых успехов в производстве художественного фарфора, который украшается росписью блестящими прозрачными эмалевыми красками. В цинский период в классической прозе и поэзии появляются довольно видные мастера. В области повествовательной литературы выделяется жанр новеллы

Слайд 9

Религия в Китае

1. Конфуцианство
2. Буддизм

Слайд 10

Конфуцианство

Конфуцианство складывалось в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом, формирование централизованною государства). Главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении лучших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от всяких потрясений и изменений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является – «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями. Главное условие для достижения этих добродетелей и следования им заключено в образовании. Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным законом Дао, и каждый человек должен следовать данному закону; только в этом случае возможна гармония в обществе. Таким образом, система упорядоченного общества, созданная Конфуцием, в конечном счете освящалась волей Неба.

  • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК
    • Рабочее и крестьянское движение в 1924 - начале 1925 г. IV съезд КПК - страница 2
  • РЕВОЛЮЦИЯ 1925-1927 гг.
    • Завершение объединения Гуандуна. Усиление борьбы внутри единого фронта
    • Второй этап Северного похода. Восстания шанхайского пролетариата
    • Контрнаступление империалистов и китайской реакции. Перевороты в Восточном и Южном Китае
    • Продолжение Северного похода. Рабочее и крестьянское движение в Уханьском районе
    • Поражение революции 1925-1927 гг. и ее значение в истории Китая
  • УСТАНОВЛЕНИЕ ГОМИНДАНОВСКОГО РЕЖИМА. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА В КИТАЕ ПОД ЛОЗУНГОМ СОВЕТОВ (1927-1937 гг.)
    • Начало советского движения (1927-1931)
    • Выработка новой линии КПК с помощью Коминтерна. VI съезд КПК
    • Внутренняя и внешняя политика нанкинского правительства в 1928-1931 гг.
    • Революционное движение в Китае в 1928-1931 гг.
    • Захват японским империализмом Северо-Восточного Китая
    • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства
      • Политическое и экономическое положение в Китае в 1931-1935 гг. Политика нанкинского правительства - страница 2
    • Освободительная и революционная борьба китайского народа
      • Освободительная и революционная борьба китайского народа - страница 2
    • Борьба Красной армии против четвертого похода гоминдана. Совершенствование тактики борьбы
    • Пятый поход гоминдана. Оставление территории Центрального советского района частями 1-го фронта
    • Усиление агрессии Японии в Северном Китае. Подъем национально-освободительной борьбы китайского народа
    • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК
      • VII конгресс Коминтерна и поворот в политике КПК - страница 2
  • НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ЯПОНСКОГО ИМПЕРИАЛИЗМА (1937-1945 гг.)
    • Наступление японских войск. Развертывание вооруженного сопротивления китайского народа (июль 1937 - октябрь 1938 г.)
    • Силы сопротивления в тылу японских захватчиков и создание Освобожденных районов
    • Международное положение и внешняя политика Китая в начале антияпонской войны
    • Стратегическое затишье на китайском театре военных действий. Разложение гоминдановского режима и рост революционных сил китайского народа (ноябрь 1938 - февраль 1944 г.)
    • Усиление реакционных тенденций в гоминдане. Обострение отношений между КПК и гоминданом
    • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.)
      • Заключительный этап антияпонской войны (март 1944 - сентябрь 1945 г.) - страница 2
    • Вступление Советского Союза в войну против империалистической Японии. Завершение освободительной войны китайского народа
  • КИТАЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1946-1949 гг. И ПОБЕДА НАРОДНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    • Переговоры между КПК и гоминданом (август 1945 - июнь 1946 г.)
    • Назревание общекитайской гражданской войны. Решение ЦК КПК от 4 мая 1946 г.
    • Гражданская война в общекитайском масштабе. Наступление гоминдановских войск (июль 1946 - июнь 1947 г.)
    • Политический и экономический кризис гоминдановского режима
    • Наступление Народно-освободительной армии. Победа народной революции в Китае (июль 1947 - сентябрь 1949 г.)
    • Политика КПК в городах. Отношение к рабочему классу. Складывание единого народно- демократического фронта
    • Решающие сражения в конце 1948 - начале 1949 г. Переговоры о мире. Форсирование Янцзы
    • Победа народной революции. Провозглашение Китайской Народной Республики
  • ПЕРЕХОД КИТАЯ НА ПУТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (1949-1957 гг.)
    • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг.
      • Восстановительный период. Завершение буржуазно-демократических преобразований 1949-1952 гг. - страница 2
    • Первая пятилетка. Начало социалистической индустриализации (1953-1957)
    • Помощь Советского Союза в социалистическом строительстве КНР
    • «Дело Гао Гана - Жао Шу-ши» и «кампания против контрреволюции»
    • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК
      • Кооперирование крестьянства. Национализация частной промышленности и торговли. Попытка Мао Цзэдуна ревизовать генеральную линию КПК - страница 2
    • «Движение за исправление стиля в партии» и «борьба против буржуазных правых элементов»
  • ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА РУКОВОДСТВА КПК ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ
    • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни
      • Совещание в Бэйдайхэ. «Большой скачок». «Коммунизация» деревни - страница 2
    • Период «урегулирования» (1961-1965). Фактический отказ от политики «скачка». 9-й пленум ЦК КПК
    • Борьба в КПК относительно путей развития Китая
      • Борьба в КПК относительно путей развития Китая - страница 2
    • Раскольническая деятельность группы Мао Цзэдуна в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении
    • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969)
      • Развернутое наступление на КПК в период «культурной революции» (1965-1969) - страница 2
    • Курс на «захват власти» и «объединение трех сторон». Создание «ревкомов». Роль армии
    • Усиление антисоветской деятельности группы Мао Цзэдуна в период «культурной революции»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Китай к началу новейшего времени

    К тому времени, когда в России произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, Китай оставался полуколонией империализма, отсталым в социальном, экономическом, культурном и военном отношении. Подавляющее большинство населения было занято в сельском хозяйстве, где, несмотря на начало развития капитализма, господствовали феодальные производственные отношения.

    Помещики, составлявшие 4% хозяйств, владели примерно половиной обрабатываемой земли (включая «общественные земли» - родовые, храмовые, школьные, управлявшиеся теми же помещиками).

    Влиятельную часть класса помещиков составляли шэньши - своеобразное сословие, сложившееся в феодальном Китае. Они обладали землей, имели «ученые звания», полученные на сохранившихся до 1905 г. особых экзаменах, служили чиновниками. К ним примыкали тухао - местные заправилы, полупомещики, полукулаки, занимавшиеся также ростовщичеством. Шэньши и тухао составляли деревенскую верхушку.

    Вместе с кулаками (6% хозяйств) помещики располагали 68% земельных площадей, тогда как бедняки имели всего лишь 17% земли (бедняки и батраки составляли 70% хозяйств), а середняки (20% хозяйств) -15% земли. Используя свою фактическую монополию на землю, помещики и кулаки жестоко эксплуатировали безземельных и малоземельных крестьян, сдавая им землю в аренду на кабальных условиях.

    Арендаторы отдавали помещикам более 50% урожая, выполняли различные повинности. Крестьяне подвергались ростовщической эксплуатации со стороны того же помещика, кулака, купца или «профессионала»-ростовщика, несли бремя многочисленных налогов и поборов. Нередко помещик, купец, ростовщик и правительственный чиновник сочетались в одном лице или в одной семье, державшей в кабале сотни крестьян.

    Крестьяне разорялись, теряли свою землю, продавали детей в рабство в качестве слуг и работников, превращались в нищих, шли в бандиты или нанимались солдатами в милитаристские войска. Разорение крестьян вело, как правило, к «непролетарскому обнищанию», так как лишь небольшая часть бедняков, пришедших в города, могла найти работу, хотя бы на самых бесчеловечных условиях.

    Вследствие господства феодальных отношений сельское хозяйство Китая в техническом отношении оставалось на средневековом уровне, стихийные бедствия систематически наносили огромный урон урожаям. В то же время китайская экономика была частью мирового капиталистического хозяйства, и на положение китайского крестьянина влияли колебания цен на мировом рынке, экономические кризисы.

    Из Китая вывозились шелк, табак, соевые бобы; экспорт чая к концу первой мировой войны сильно уменьшился из-за конкуренции английских и голландских колониальных фирм. В то же время Китай вынужден был ввозить продовольствие.

    Для крестьянства были характерны преобладание натуральных и полунатуральных форм хозяйства, относительно слабая социальная дифференциация, сильное влияние родовых отношений и патриархальных представлений, неграмотность, распространение суеверий.

    Феодальные отношения в деревне тормозили развитие Китая, были одной из причин политической раздробленности страны и зависимости от иностранных империалистов. В то же время в Китае развивался, хотя и очень медленно, капиталистический уклад. Иностранные и китайские капиталисты открывали предприятия современного типа, в основном легкой и пищевой промышленности.

    Фабрично-заводское производства концентрировалось главным образом в нескольких крупных портах: Шанхае, Тяньцзине, Циндао, Ханькоу, Гуанчжоу. Тяжелой промышленности (кроме горной) почти не было. Развитию национальной промышленности препятствовали конкуренция иностранных товаров, произвол министров и чиновников, нищета огромного большинства населения, следовательно, узость внутреннего рынка.

    В годы первой мировой войны, когда внимание и силы западных держав были поглощены борьбой за господство в мире, развернувшейся в основном на Европейском континенте, китайский капитализм рос быстрее, нежели в довоенный период. С 1913 по 1920 г. число предприятий увеличилось в 2,5 раза, число рабочих на китайских предприятиях - вдвое, капитал национальной буржуазии - в 1,5 раза. Но китайская буржуазия, несмотря на ее рост в годы войны, оставалась классом экономически слабым, стремящимся к независимости Китая, но политически нерешительным, склонным к компромиссам с империализмом и феодальными силами.

    Молодой китайский рабочий класс был немногочислен. По окончании первой мировой войны в капиталистической промышленности было занято приблизительно 0,5% населения. Женщины и дети, неквалифицированные и сезонные рабочие составляли большинство, почти полностью отсутствовал потомственный промышленный пролетариат. Рабочие зависели от подрядчиков - старшинок, которые нанимали их обычно на условиях контрактации или ученичества, были посредниками между ними и предпринимателями, забирали часть их нищенской заработной платы.

    В Китае отсутствовало социальное и трудовое законодательство, рабочие были бесправны, трудились по 11-14 часов, получали выходной день лишь один раз в две-четыре недели. Сильное аграрное перенаселение и полное бесправие рабочих использовались капиталистами для эксплуатации. Рабочий класс, подвергавшийся тройному гнету (иностранного капитала, «своей» буржуазии, феодально-милитаристской реакции), потенциально был наиболее серьезной революционной силой.

    Большой удельный вес в городах занимали мелкобуржуазные слои (кустари, ремесленники, мелкие торговцы, мелкобуржуазная интеллигенция), а также люмпен-пролетариат. Эти слои, особенно представители интеллигенции, студенчества, нередко были застрельщиками выступлений против иностранного гнета, свержение которого оставалось главной задачей китайской революции.

    Китай был опутан неравноправными договорами, представлявшими империалистическим державам широчайшие возможности для политического, экономического, военного и идеологического закабаления этой огромной страны. Полуколониальное положение Китая проявлялось прежде всего в господстве иностранного капитала в экономике.

    Так, в начале 20-х годов империалисты полностью или частично контролировали половину добычи угля, в том числе треть механизированной добычи, всю добычу железной руды, все механизированное производство чугуна, им принадлежала половина ткацких станков, они распоряжались большинством железных дорог.

    По неравноправным договорам Китай не мог устанавливать ввозные пошлины на иностранные товары выше 5% стоимости товаров. Чаще всего они были еще ниже. Так, в 1918 г. ввозные пошлины на ткани и хлопок-сырец составляли 2-3% их стоимости, на сахар - 3, на жесть - 3-4%. В 1921 г. в среднем они достигали 3,1% стоимости товаров. В то же время для китайских товаров существовали многочисленные внутренние пошлины, собиравшиеся на границах не только провинций, но нередко и уездов, - лицзинь.

    Империалистические державы разделили Китай на «сферы влияния». В городах империалисты управляли обширными районами («посольский квартал» в Пекине, «международный сеттльмент» в Шанхае, иностранные «концессии» в Тяньцзине, Ханькоу, Гуанчжоу и многих других морских и речных портах, а также промышленных и культурных центрах). Иностранцы пользовались правами «экстерриториальности», они были неподсудны китайской юрисдикции. Империалистические государства держали в Китае свои войска, флот, полицию, органы разведки.

    Господство империалистов и преобладание полуфеодальных отношений в экономическом строе порождали политическую раздробленность Китая. Номинально в Пекине функционировало центральное правительство, но оно не имело реальной власти в стране, а зависело от иностранных посланников и крупнейших милитаристов, которые контролировали провинции или группы провинций.

    Милитаристские клики пользовались военной, политической, финансово-экономической поддержкой империалистических держав и защищали их «интересы», как и классовые привилегии помещиков, компрадоров, верхушки национальной торгово-промышленной буржуазии. Милитаризм мог развиться в Китае в условиях аграрного перенаселения, когда разорение крестьян поставляло в милитаристские армии сотни тысяч наемных солдат, а оружие и деньги поступали от империалистов, рассматривавших того или иного китайского генерала как своего ландскнехта.

    Характеристика китайского милитаризма дана в резолюции VII пленума Исполкома Коминтерна (1926 г.): «Китайский милитаризм является социально-политической силой, которая в настоящее время господствует в большей части территории Китая. Существование в Китае государственной организации китайского милитаризма обусловливается полуколониальным положением Китая, расчлененностью китайской территории, отсталостью китайской экономики и наличием громадного аграрного перенаселения в китайской деревне».

    Милитаристы грабили крестьян, ремесленников, торговцев, свирепо подавляли попытки рабочих бороться за улучшение своего положения, расправлялись с патриотическими выступлениями против империалистов. Почти непрерывные милитаристские войны обрекали трудящихся на нищету, ложились тяжким бременем на весь народ.

    Господство проимпериалистических военно-феодальных клик было несовместимо с независимостью, демократией, единством и самим существованием Китая как государства. Поэтому наряду с задачами свержения гнета империалистов и ликвидации феодальных и полуфеодальных отношений история ставила перед китайским народом задачу уничтожения милитаристских клик и объединения Китая на демократической основе.

    Революция 1911 г. свергла монархию, но республиканский строй был фикцией, а полностью зависевший от милитаристов «парламент» не имел влияния на политическую жизнь страны. Революция не привела к уничтожению пережитков средневековья в социально-экономическом строе Китая, не покончила с полуколониальным положением страны. Напротив, зависимость Китая от империализма усилилась, а появление милитаризма усугубило страдания народных масс.

    На юге Китая, в Гуанчжоу, вождю революционно-демократических сил Сунь Ятсену удалось создать правительство с программой продолжения борьбы, начатой революцией 1911 г., однако его положение било крайне неустойчивым, поскольку опорой этого правительства были войска некоторых южнокитайских милитаристов.

    Центральные и местные органы управления. В период правления династии Цин во главе государства стоял император-богдыхан. Он обладал всей полнотой гражданской и военной власти. Особа богдыхана считалась священной, его воля ничем не была ограничена. Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть. Император как «Сын Неба» правил по повелению богов и был недоступен для подданных.

    Свою власть император осуществлял с помощью центрального аппарата, который состоял из Государственного совета, Государственной канцелярии и министерств (советов). Госсовет и канцелярия обсуждали законопроекты и принимали участие в определении политики китайского государства. Административная власть осуществлялась через шесть советов - министерств: Совет гражданских назначений, ведавший кадровыми назначениями гражданских служб; Совет выручки, занимавшийся вопросами финансов и налогообложения; Совет обрядов, отвечавший за соблюдение придворного протокола; Совет войны, ведавший вооруженными силами; Совет наказаний, отвечавший за работу судов и тюрем; Совет работ, занимавшийся организацией и реализацией государственных строительных проектов. В рамках военно-бюрократической монархии, установившейся в Китае с приходом династии Цин, ключевым органом управления являлся Военный совет.

    Деятельность цинского правительства была построена на системе двойных назначений: на один государственный пост назначалось одновременно два человека - маньчжур и ханец (этнический китаец). Второй занимался практической работой, первый же контролировал ханьца и обеспечивал его лояльность режиму.

    Во второй половине XIX в. в государственном аппарате Китая проводится ряд реформ. Так, в структуре государственных органов была учреждена Главная канцелярия по иностранным делам, задачей которой было руководство внешними сношениями, У правление императорскими таможнями и т.п.; ханьцы получили больше возможностей занимать гражданские и военные посты.

    В 1898 году принимается указ «О планах государства», который определил программу преобразований, получившую название «Сто дней реформ», которая была развита в 60 императорских указах. Программа предполагала модернизацию государственного управления по западному образцу, упразднение устаревших административных органов, сокращение бюрократического аппарата и армии, стимулирование развития экономики. Однако предпринятая «сверху» реорганизации государственной власти, с целью установления конституционной монархии, не удалась, что привело Китай к революционным преобразованиям.

    В результате Синьхайской революции было образовано временное правительство. В 1912 году была опубликована Временная Конституция Китайской республики, которая провозгласила Китай демократической республикой с унитарным устройством и разделением властей. Высшая законодательная власть вручалась парламенту, состоявшему из двух палат: верхней палаты - Сената и нижней - палаты представителей. Кроме законодательной власти, парламент обладал правом утверждения бюджета на новый год, а также мог вынести вотум недоверия правительству. В 1913 году парламент создал конституционную комиссию для подготовки постоянной конституции.

    Избирательное право в Китае не было всеобщим и прямым. В выборах могли участвовать лишь граждане старше 21 года, прожившие в данном избирательном округе не менее двух лет. Кроме этого, каждый избиратель должен был уплатить прямой налог или обладать определенным имуществом. Избиратели вначале избирали выборщиков, а последние избирали депутатов. В декабре 1912 - феврале 1913 г. в Китае прошли выборы в парламент.

    Главой государства, носителем высшей исполнительной был Президент Китайской Республики, который избирался сроком на пять лет. Он назначал и смещал гражданских и военных чиновников, являлся главнокомандующим армии и флота, представлял республику в сношениях с иностранными государствами, издавал указы, мог объявлять войну, устанавливать в стране военное положение с одобрения парламента. В 1914 году были расширены права президента и ограничены права парламента. Согласно этим изменениям президент наделялся фактически диктаторскими полномочиями. Кроме этого, было предусмотрено увеличение срока президентства до десяти лет.

    По конституции 1912 г. кабинет министров помогал президенту управлять страной, но все министры несли ответственность перед палатой представителей парламента.

    К началу 20-х гг. XX в. Китай не представлял единого политического целого. Власть центрального правительства Китая (Нанкин - Пекин) распространялась лишь на северные и центральные провинции. Южные провинции подчинялись кантонскому правительству и признавали в качестве действующей временную конституцию 1912 г.

    В 1923 году центральное правительство принимает постоянную Конституцию Китайской Республики, в которой был закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть в Китайской Республике принадлежала парламенту, который состоял из двух палат: Сената и палаты представителей. Члены обеих палат не могли занимать гражданские или военные чиновничьи должности. Сенат избирался на шесть лет и каждые два года обновлялся на 1 /3 состава, а срок полномочий палаты представителей равнялся трем годам.

    Высшая исполнительная власть в Китайской Республике принадлежала президенту. Президентом мог быть избран любой гражданин Китайской Республики в возрасте 40 лет, проживавший в стране не менее десяти лет и пользовавшийся всей полнотой гражданских прав. Президент избирался избирательной комиссией, специально образуемой из числа членов парламента. Эта комиссия при участии не менее 2/3 ее состава проводила поименное голосование. Избранным считался тот, кто получал более 3/4 голосов. Срок полномочий президента составлял пять лет. Если же он вновь баллотировался на должность, то он мог быть избран повторно еще на один срок. Если пост президента оказывался вакантным, то его преемником становился вице-президент, исполнявший президентские обязанности до истечения срока полномочий. А если одновременно оказывался вакантным и пост вице-президента, его обязанности выполнял Государственный совет. В этом случае в течение не более трех месяцев созывалась сессия парламента, которая формировала избирательную комиссию для проведения выборов президента. Выборы вице-президента производились в том же порядке, что и выборы президента, и происходили одновременно с выборами последнего.

    Государственный совет (кабинет министров) состоял из премьер- министра и министров, возглавляющих различные министерства и ведомства. Согласно конституции премьер-министр Государственного совета мог быть назначен только с согласия палаты представителей. Все министры были обязаны помогать президенту, но ответственность несли перед палатой представителей. Все издаваемые президентом указы и другие государственные документы должны быть скреплены подписью соответствующего министра, без чего они не имели силы. Министры имели право присутствовать и выступать на заседаниях обеих палат парламента.

    Судебная власть принадлежала Верховному суду, члены которого назначались президентом с согласия Сената. На местах функционировали выборные судебные палаты.

    В гоминьдановском Китае конституция 1923 г. была отменена. Высшим органом государственной власти в этот период стал высший партийный орган - Национальный съезд Гоминьдана, а в период между его созывами - Центральный исполнительный комитет Гоминьдана. Национальное правительство ставилось под контроль Политического бюро Гоминьдана. Лидер правящей партии одновременно являлся и председателем правительства. Данная структура власти была юридически закреплена во временной конституции периода политической опеки (1931).

    В 1946 году государственный строй гоминьдановского Китая был оформлен конституционно. В новой конституции получили юридическое закрепление основные институты периода политической опеки. По конституции вводился отсутствовавший в тот период институт президентства. В соответствии с Временными правилами на период национальной мобилизации для подавления мятежа 1948 г. некоторые положения конституции были отменены, а избранному президенту были предоставлены чрезвычайные диктаторские полномочия.

    Высшими органами власти в Китайской Советской Республике с 1931 г. являлся Съезд советов, избираемые им Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров, которые имели право издавать законы. Одновременно были сформированы судебные учреждения в лице Верховного суда и местных народных судов. Закон о выборах в советы наделял активным и пассивным избирательным правом только трудящихся. Все эксплуататорские и контрреволюционные элементы лишались политических прав. Выборы депутатов производились открытым голосованием на специальных выборных собраниях по производственно-территориальному принципу: рабочими - на предприятиях, а крестьянами и иными трудящимися - по месту жительства.

    В процессе образования Китайской Народной Республики основными органами новой власти были военно-контрольные комитеты (ВКК) Народно-освободительной армии Китая, которые назначались фронтовыми военно-политическими органами. Военно-контрольным комитетам были подчинены все иные властные структуры (народно- политические советы, конференции народных представителей, административные комитеты и др.). Весной - летом 1949 г. организационно оформился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК).

    В соответствии с Программой НПКСК 1949 г. полномочными органами государственной власти стали Собрания народных представителей, образуемые путем всеобщих выборов. Также был сформирован Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), обладавший полномочиями высшего органа государственной власти до сентября 1954 г. (законодательство, ратификация международных договоров, утверждение бюджета и отчет о его исполнении, назначение высших государственных должностных лиц, решение вопросов войны и мира и т.д.). Центральный народный правительственный совет, в свою очередь, образовал Государственный административный совет - правительство республики, Народно-революционный военный совет, Верховный суд и Верховную народную прокуратуру.

    Основным принципом организации государственного аппарата объявлялся демократический централизм с указанием на подотчетность правительственных органов представительным и подчинение меньшинства большинству. Особо подчеркивалась необходимость вести борьбу с бюрократическим стилем в работе, отрывом от народных масс, строго карать взяточничество и запрещать расточительность. У станавливалась система органов народного контроля для наблюдения за выполнением законов и служебных обязанностей государственными учреждениями и служащими с правом привлечения их к ответственности в случае нарушения закона и служебного долга.

    Характерной чертой судебной системы в 1949-1954 гг. было обилие различных видов чрезвычайных судов. Кроме военных трибуналов ВКК, с 1950 г. стали создаваться народные трибуналы, которые формально считались палатами (коллегиями) уездных и городских народных судов, а фактически были специальными чрезвычайными судами. В их компетенцию входили все дела о контрреволюционных преступлениях и бандитизме. Руководящие лица и половина членов трибуналов избирались уездными или городскими народными правительствами, другая половина избиралась конференциями народных представителей или делегировалась народными организациями либо избиралась на собраниях крестьян или членов крестьянских союзов. Приговоры народных трибуналов подлежали утверждению народными правительствами городов и уездов или вышестоящими правительственными органами.

    В марте 1952 г. Административным советом были учреждены народные трибуналы на время проведения массовой кампании «сань фань» («против трех зол» - коррупции, расточительства и бюрократизма). Эти трибуналы создавались во всех учреждениях от окружных управлений и выше, в воинских частях и соединениях от полка и выше. Они могли приговаривать к любым мерам наказания, включая смертную казнь, с последующим утверждением вышестоящими правительственными или военными инстанциями. Председателями трибуналов были руководители учреждений и военачальники. Народные трибуналы в городах создавались городскими народными правительствами и во время проведения в 1952-1953 гг. массовой кампании «у фань» («против пяти зол» - подкупа работников госаппарата, хищений, уклонения от уплаты налогов, махинаций с государственными заказами, выкрадывания секретной государственной экономической информации). Председателями трибуналов назначались, как правило, председатели городских народных судов. Приговоры этих трибуналов, если они предусматривали смертную казнь или длительное лишение свободы (от десяти лет и более), подлежали утверждению вышестоящими правительственными органами.

    В марте 1951 г. ЦНПС принял Временное организационное положение народных судов КНР, Временное организационное положение Верховной народной прокуратуры Центрального народного правительства и Общие принципы организации местных народных прокуратур.

    Временное организационное положение народных судов КНР исходило из практики включения народных судов в структуру местных правительств. Местные народные прокуратуры также были включены в местные правительства и находились, таким образом, как и суды, в двойном подчинении - своим вышестоящим органам и местным народным правительствам.

    В соответствии с конституцией 1954 г. Китайская Народная Республика определялась как государство народной демократии, власть в котором принадлежит народу в лице Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и местных собраний народных представителей. Значительная самостоятельность была предоставлена его постоянно-действующему органу - Постоянному комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов государственной власти конституцией был также введен пост Председателя КНР. Постепенно законодательные функции концентрируются в Постоянном комитете ВСНП, руководящий состав которого совпадал с руководством Коммунистической партии Китая.

    Место Административного совета в новой системе государственных органов занял Государственный совет, существенно отличавшийся по своему конституционному статусу от своего предшественника в отношении объема полномочий и организацией. Совет стал ведать развитием вооруженных сил, включив в свою систему министерство обороны.

    Конституционная система судебных органов базировалась на принципах осуществления правосудия только судами, участия в судебном процессе народных заседателей, независимости судей и обеспечения обвиняемому права на защиту; организация и деятельность прокуратуры - на принципах централизма и независимости от местных органов. Устанавливалось, что председатели судов всех ступеней избирались советами народных представителей, а судьи назначались народными комитетами. Вводилась подотчетность и ответственность судов перед представительными органами. Был установлен партийный контроль за деятельностью судебных органов и прокуратуры. Однако на практике партийные комитеты подменяли судебные комитеты и коллегии прокуратур. Территориальные парткомы не только вмешивались в рассмотрение судами конкретных дел, но секретари парткомов принимали на себя функции судей.

    По Конституции КНР 1975 г. Всекитайское собрание народных представителей являлось высшим органом государственной власти, находящимся под руководством Коммунистической партии Китая. Полномочия ВСНП оказались существенно сужены. В частности, его права по формированию высших органов государства были сведены конституцией только к освобождению от должности премьера Госсовета и других лиц, входящих в состав этого органа. Из конституции были исключены положения о правах и гарантиях прав депутатов. Конституция существенно урезала и полномочия постоянного комитета ВСНП.

    Конституция упразднила пост Председателя КНР и ряд других государственных органов. Высшим органом исполнительной власти оставался Государственный совет, который состоял из премьера, заместителей премьера, министров и председателей комитетов.

    В целях создания эффективного аппарата управления новая Конституция КНР 1978 г. вернулась к более четкому определению статуса государственных органов, для чего были использованы многие положения первой Конституции КНР. Так, были восстановлены полномочия ВСНП, близок к тексту первой конституции и перечень полномочий ПК ВСНП. Перечень полномочий Госсовета был несколько сокращен за счет устранения упоминаний конкретных отраслей административного руководства.

    Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в восстановлении института Председателя КНР; предоставлении ПК ВСНП фактически тех же прав в области законодательства, что и самому собранию; создании Центрального военного совета КНР; определении сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах; установлении принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; учреждении в составе правительства различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансовой деятельностью.

    В конституции 1982 г. демократизируется институт избирательного права, принципами которого являются всеобщее, равное активное и пассивное избирательное право, обязательное представительство всех национальных меньшинств в органах государственной власти различных ступеней, избрание всех представительных органов власти демократическим путем, их ответственность перед народом и подконтрольность народу, подконтрольность депутатов избравшим их органам, право отзыва и замены депутатов избравшими их органами.

    Согласно данной конституции все граждане КНР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными. При этом не допускается никаких ограничений, связанных с национальной и расовой принадлежностью, полом, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образованием, имущественным положением и оседлостью. Исключение составляют лица, лишенные политических прав.

    Важную роль в обеспечении работы государственного аппарата играют органы суда и прокуратуры. Согласно конституции Верховный народный суд является высшим судебным органом, несущим ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК. Немаловажное значение имеет восстановление института прокуратуры как правоохранительного органа государства, призванного обеспечивать неукоснительное соблюдение законов.

    Общие правила организации судебной системы КНР были определены Законом об организации народных судов 1979 г. Суды подразделяются на народные и специальные. Местные народные суды делятся на три ступени: основной, средней и высшей. Большинство гражданских, уголовных и административных дел в первой инстанции рассматривается народными судами основной ступени.

    Развитие системы местного управления в Китае Нового времени прошло несколько этапов.

    Управление на местах в Китае времен династии Цин определялась наличием централизованной власти и представляла унитарную форму государственного устройства. Территория страны делилась на провинции, а последние, в свою очередь, подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост. В середине XIX в. была отменена система двух губернаторов в провинциях, местная власть сосредоточилась в руках наместников.

    Конституция 1923 г. закрепила унитарное государственное единство. Территориально-административными единицами Китая были провинции и уезды. Представительные собрания провинций и уездов и их исполнительные советы избирались населением на основе прямых выборов на четыре года.

    В процессе образования Китайской Народной Республики Общей программой НПКСК 1949 г. была провозглашена политика местной районной национальной автономии, причем принцип самоопределения населяющих Китай народов и не упоминался. В качестве местных государственных органов программой провозглашались местные народные правительства и местные собрания народных представителей. Кроме этого, на местах функционировали военно-административные комитеты и военно-контрольные комитеты.

    Конституция 1954 г. внесла существенные изменения в организацию местных органов власти и управления: все депутаты советов народных представителей стали избираться непосредственно населением или нижестоящими СНП. Изменилось правовое положение районов национальной автономии. Они делились на ступени: автономные области (районы), автономные округа и автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание национальных волостей в качестве неавтономных административно-территориальных единиц. Принцип национального самоопределения в конституцию включен не был, она ограничивала решение национального вопроса административной автономией.

    В систему органов местного управления конституцией 1975 г. были включены революционные комитеты, которые образовались в период культурной революции. Формально они были местными органами власти наряду с собраниями народных представителей (СНП), постоянно действующими органами последних и местными народными правительствами. Однако фактически СНП не созывались, а ревкомы приобрели значение политической основы государства. Конституция закрепила также в качестве местных органов управления сельские народные коммуны.

    Из конституции были исключены положения о путях решения в Китае национального вопроса. Не вошли также прежние установки, запрещавшие дискриминацию и гнет по национальному признаку. Автономные права национальных районов в этом документе также не определялись, а органы их самоуправления устанавливались в формах, определенных для обычных административно-территориальных единиц.

    Конституцией 1978 г. были восстановлены некоторые формулировки первой Конституции КНР относительно положения национальных меньшинств и национальных автономий. Затем данная линия была продолжена конституций 1982 г., которая восстановила основные автономные права национальных районов, в том числе права на издание положений об автономии, на формирование местных войск общественной безопасности. Также было воссоздано волостное звено органов власти и управления и отделение его от народных коммун.

    В конце XVIII в. Цинская империя по сравнению с развитыми капиталистическими странами Европы и США оставалась отсталой аграрной страной, хотя и с весьма продуктивным (по средневековым меркам) земледелием, превосходящим в плане производительности труда ремесленное производство. Феодальное цинское общество середины XIX в. получило от прошлого почти нетронутым груз закосневших конфуцианских традиций, средневековых институтов, социальных и экономических отношений. Вся производственная жизнь крестьянской страны покоилась на господстве ручного труда.

    На средневековом уровне находились организация и оснащение армии и флота. Постоянный избыток рабочей силы и давление этого фактора на средства производства обусловили технический застой, почти ненужность совершенствования орудий. Вместе с тем развитие научно-технической мысли в старом Китае тормозилось иссушающим влиянием конфуцианской схоластики.

    Цинская империя, созданная маньчжурскими богдыханами путем завоевательных войн, состояла из Маньчжурии - отчизны и домена завоевателей и покоренных ими земель. В число последних входили собственно Китай (18 провинций) и зависимые территории - Монголия, Синьцзян, Тибет. Фактор завоевания определял как этнический состав империи, так и своеобразную иерархию внутри его. Господствующее положение занимали маньчжуры и их пособники при покорении других земель- «знаменные» монголы и «знаменные» китайцы.

    Ниже стояли остальные монголы, в чьей коннице были зиаинтересо-ваны маньчжурские правители. Еще ниже - собственно китайцы (ханьцы). В качестве покоренных они считались людьми «второго сорта». На следующей ступени помещались «внутренние варвары», т. е. неханьские народности - уйгуры, казахи, тибетцы, дунгане. В самом низу этой «пирамиды» стояли малые народности Юго-Западного Китая - мяо, и, чжуан, буи и др., считавшиеся «дикими». Подобная «пирамида» давала возможность применения традиционных концепций китайских императоров, чиновников и феодалов. Широко применялся принцип «разъединяй и подчиняй». Так, одна часть монголов была включена в состав «знаменных», а другая поставлена под надзор завоевателей. Ханьцев-конфуцианцев натравливали на дунган. Такая же практика широко применялась и среди самих ханьцев, когда коренные жители и переселенцы взаимно истребляли друг друга, а также среди различных мусульманских народностей.Китай в новое время…

    Периодическое провоцирование межнациональной розни обескровливало народы, тем самым укрепляя маньчжурское господство. Цинскую империю раздирали национальные противоречия. В собственно Китае таким антагонизмом оставалась ненависть ханьцев к завоевателям - маньчжурам. Основной лозунг народных восстаний - «Свергнем Цин, восстановим Мин», т. е. изгнание завоевателей и возрождение китайской власти. Императорами столь же широко осуществлялась доктрина «управлять варварами руками варваров». Согласно ей, для удержания неханьских народностей в повиновении богдыханом и китайской бюрократией широко использовались местные эксплуататоры - тусы на Юго-Западе, беки в Синьцзяне, князья в Монголии, калоны в Тибете. Другая доктрина --«превращать варваров в ханьцев».

    Она вела к ассимиляции неханьских народов китайцами и неуклонно проводилась как на Юго-Западе, так и на зависимых территориях и служила расширению собственно китайских территорий за счет постепенного поглощения полунезависимых районов других национальностей. Так, на Юго-Западе неуклонно расширялась практика замены местных старшин китайскими чиновниками. Превращение зон правления местных эксплуататоров в китайские уезды и округа вела к насильственной ассимиляции других народов. Тем самым реализовалась традиционная политика «поедания тутового листа шелковичным червем», т. е. постепенного поглощения ^Китаем земель «варваров», «зависимых территорий», а также соседних стран.