Вестфальский мир был заключен по итогам. Вестфальский мир (1648 год)

Ольга Нагорнюк

Вестфальский мир: выигрыш проигравших

Название «Вестфальский мир» получили два мирных договора, заключенные в 1648 году в городах Оснабрюк и Мюнстер, расположенных в герцогстве Вестфалия. Подписание этих соглашений ознаменовало окончание Тридцатилетней войны и очередной передел сфер влияния. Но эти документы имели и другие последствия. Об этом — в нашей статье.

Вестфальский мир — конец Тридцатилетней войны

Тридцатилетняя война стала первым в истории человечества общеевропейским вооруженным конфликтом. Причинами, приведшими к его началу, были политические и религиозные противоречия, обострившиеся в первой декаде XVII века. Этот период характеризуется упадком феодализма и зарождением капитализма. Происходила постепенная смена исторических формаций, затрагивавшая не только политику и экономику, но и религиозную сферу.

Католики, поддерживавшие феодальный строй, были вынуждены поступиться своей гегемонией набиравшим силу протестантам, поддерживаемым молодой буржуазией. Такое положение дел не устраивало католическую Испанию и Германию, возглавляемых Габсбургами, искавшими повод начать открытое наступление на адептов протестантизма. Таким предлогом стало Пражское восстание 1618 года, когда участники протестной акции выбросили из окон имперских чиновников.

В итоге разразилась Тридцатилетняя война, затронувшая почти все страны Европы. На стороне католиков выступили Испания с Португалией, католические княжества Германии, Речь Посполитая и Папский престол. Интересы протестантов защищали Швеция, Дания, Чехия, Трансильвания, протестантская часть Германии и присоединившаяся позже католическая Франция, понимавшая, что в мире начинается передел сфер влияния.

Длившаяся три десятилетия война принесла голод, эпидемии и разруху, которые больно ударили по экономике противоборствующих стран: они были истощены, что вынудило их начать переговоры о мире. Поскольку антигабсбургская (протестантская) коалиция находилась в более выигрышном положении, то и условия договора диктовала она. Чем же обернулся Вестфальский мир для обеих сторон?

Условия заключения Вестфальского мира

На переговоры в Оснабрюк и Мюнстер съехались 135 делегатов, представлявших интересы всех стран, участвовавших в войне. На повестке дня стояли вопросы прав католиков и лютеран, амнистии участников войны и территориальных притязаний. Франция хотела получить часть Германии, разорвав окружение австрийских и испанских Габсбургов, Швеция стремилась к суверенитету и обретению главенствующей роли на Балтике, Испания и Священная Римская империя пытались отстоять свою целостность, пойдя на минимальные территориальные уступки.

Вестфальский мир принес:

  • католикам и протестантам — равное право на вероисповедание. Это означало прекращение гонений христиан другой конфессии. Вестфальский мир уравнял представителей обоих религиозных течений в правах;
  • христианам — свободу вероисповедания независимо от места проживания. Начиная с 1648 года, католики и протестанты были освобождены от обязательного исповедования официальной религии княжества, на территории которого они проживали;
  • Швейцарская конфедерация и Республика Соединенных провинций (Голландия) получали независимость. Они становились суверенными государствами, не входившими ни в состав Священной Римской империи, ни в подчинение Испанской короне;
  • Франция приросла новыми территориями: епископствами Туль, Мец и Верден, ранее относившимися к владениям герцога Лотарингии, и свободными городами Эльзаса;
  • к Швеции отошла часть Померании, Бременское и Ферденское епископства и портовый город Висмар, который спустя полтора века скандинавы заложили за 1,258 рейхсталеров с правом выкупа герцогам Мекленбурга, да так и не удосужились вернуть собственность, полученную в результате длившейся 30 лет войны;
  • Бранденбург-Пруссия расширила свои границы за счет Восточной Померании, Магдебургского, Минденского, Камминского и Хальберштадтского епископств.

Подписание этого документа имело для европейских государств далеко идущие последствия, о которых мы расскажем далее.

Вестфальский мир: последствия

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет Габсбургов и поставил крест на их планах усиления и расширения Священной Римской империи. Император, чей ранг ранее был выше статуса королей и князей, уравнялся с ними в правах, а государства перешли к новой модели управления — национальной. Заключение этого договора имело для мира далеко идущие последствия:

1. Церковь теряла свои позиции в управлении государством, династические браки между монаршими фамилиями, ранее приводившие к объединению государств, тоже канули в лету. Родилась новая модель мира — государственно-центристская, которая наделяла каждое суверенное государство правом самостоятельно определять свою внешнюю и внутреннюю политику.

Вестфальская модель мира просуществовала вплоть до ХХ века, когда после Второй мировой войны началась глобализация экономики , и появились международные организации, оказывающие влияние на независимые страны и подавляющие их суверенитет.

2. Многие историки рассматривают Вестфальский мир как первый шаг к началу Второй мировой войны. Германия, потерпевшая поражение в Тридцатилетней войне, оказалась раздроблена на мелкие княжества и переживала затяжной период экономического и политического упадка. Этот проигрыш глубоко потряс германцев, оказав на них влияние, подобное действию Опиумных войн на китайцев. Поэтому все последующие события в истории Германии: объединение страны в XIХ веке и агрессия против Франции с целью вернуть территории, отторгнутые после подписания Вестфальского мира, — были вызваны желанием немцев вернуть своей нации былое величие.

Национал-социалистическое движение, возглавляемое Адольфом Гитлером, по мнению историков, было направлено не только против Версальского договора, из-за которого Германия лишилась части своих территорий, но имело целью изменить последствия Вестфальского мира, из-за которого пострадали национальные интересы страны.

История — это цепочка событий и порождаемых ими последствий. Какими они будут — разрушающими или созидающими — зависит от нас и от нашего умения делать выводы из уроков, которые преподносит история.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Чтобы оказывать качественные юридические услуги, нужно быть профессионалом. Давно известная истина. Такие услуги может предоставить юрист, имеющий соответствующее образование и опыт работы.

Современный мир невозможно представить без сельскохозяйственной техники. Увеличивающиеся с каждым годом спросы населения Земли возможны отчасти и благодаря появлению и развитию сельхоз. техники.

Показать еще

Ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом - можно даже сказать, что довольно скромным шагом - в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная , во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Более трехсот шестидесяти лет назад во всей Европе, уставшей от долгого, кровопролитного противостояния между странами, произошло событие, которое не только погасило последние искры войны, но и определило во многом континента. Речь идет о Вестфальском мире. Соглашение было названо так, поскольку было заключено в двух городах Германии - Оснабрюке и Мюнстере - в 1648. Оба относились к Вестфальской области. Формат такого многостороннего договора обсуждался еще семь лет назад, в 1641 году, в городе Гамбург. Начиная с этого года, велись переговоры, во время которых война не прекращалась. Она закончилась только тогда, когда Вестфальский мир был принят всеми сторонами. Переговоры велись между императорскими послами и французскими - в Мюнстере, и шведскими послами и имперскими чинами - в городе Оснабрюке.

Вестфальский мир стал окончанием которая примечательна тем, что в ней впервые участвовали практически все европейские страны, и Россия в том числе. Исключением стала Швейцария. Началась она как противостояние между представителями двух основных на то время европейских религий - поддерживаемого Римом католичества и «еретического» протестантизма, - а закончилась как сопротивление власти

Вестфальский мир стал примечателен тем, что для его принятия потребовался созыв фактически первого общеевропейского конгресса. На нем протестанты получили то, о чем так мечтали ранее - равные права с католиками, что стало возможным благодаря принципу веротерпимости. Вследствие этого в отношениях между государствами ослаб религиозный, межконфессиональный фактор. Принцип «чья страна, того и вера», ставший причиной войн между государствами разных вероисповеданий, был упразднен. Более того, была устранена иерархическая европейскими главами, по которой ведущую роль играл германский император, а короли подчинялись ему. На смену этому пришел принцип суверенитета государств. Каждый из королей получил равные права с императором Германии. Новый европейский порядок ведет свое происхождение именно отсюда. Нужно сказать, что Вестфальский мир полностью разрешил именно те проблемы и противоречия, которые и стали причиной долгой Тридцатилетней войны.

Однако это соглашение стало роковым для могущественной до этого простиравшейся в центре Европы. Император этого государственного объединения больше не был персоной номер один в Европе, а короли соседних стран получили право вести дела и заключать союзы без его соглашения с единственной оговоркой - «не во вред интересам императора». Фактически власть последнего во всей Европе, кроме Германии, была упразднена. Кроме того, страна, которой он непосредственно управлял, потеряла ряд территорий и вскоре была раздроблена на множество земель, поскольку такое деление также предусматривал Вестфальский мирный договор. Ведь право править по своему усмотрению и заключать союзы между собой получили не только короли, но и имперские чины. Фактически страна была раздроблена на мелкие независимые княжества, власть императора нивелирована, а княжеский произвол был практически узаконен. Со временем в каждом из мелких княжеств появилась своя валюта, из-за чего возникали проблемы с торговлей между этими государственными образованиями. Единство Германии было разрушено и восстановлено только в конце девятнадцатого столетия. Города Верден, Висмар и Бремен, а также устье реки Одер, и значительная часть Померании стали владением шведской короны. Кроме того, Швейцария обрела полную независимость.

Вестфальский мир стал основой для подавляющего большинства всех последующих мирных договоров, и не только между европейскими странами. Вряд ли какое-либо другое соглашение оказало такое серьезное влияние на политическую систему Европы и многих других стран. Вестфальская модель мира может рассматриваться как система взаимоотношений между странами, в которых объектами выступают независимые державы (причем суверенитет является определяющим для государства, а не правителя), и как система мироустройства, в которой действующими лицами являются независимые страны.

24 октября 1648 г. одновременно в Мюнстере и Оснабрюке были подписаны два договора, вошедшие в историю под общим названием Вестфальский мир.

По условиям Вестфальского мира Франция закрепляла за собой стратегически важные крепости вдоль своей северо-восточной границы - Мец, Туль и Верден. Она также получала права на пограничную с Империей область Эльзас и несколько городов на Рейне. К Швеции отходили важные германские территории на берегах Балтийского и Северного морей. Она устанавливала контроль над устьями рек, через которые осуществлялась внешняя торговля германских государств. Это способствовало экономическому упадку и без того разорённой Германии. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.

Вестфальский мир устанавливал полное равноправие католической и лютеранской религий на всей территории Германии. В итоге всех этих преобразований возникла так называемая Вестфальская система, создание которой отразило важнейший этап в становлении международного права.

Средневековая политическая традиция, вопло­щенная в стремлении к созданию единой общеевропейской хрис­тианской монархии , где понятия «государство» и «интересы на­ции» никак не совмещались, была связана с политикой австрийс­ких и испанских Габсбургов. Они же возглавляли католическую реакцию в масштабах Европы. Другой принцип политического раз­вития был присущ Англии, Франции, Голландии и Швеции. Он предполагал создание сильных государств на национальной основе . В названных централизованных государствах, кроме Франции, пре­обладало протестантское вероисповедание. По-разному протекало эко­номическое развитие противоположных блоков. В антигабсбургский блок входили страны, где ширился капиталистический уклад.

Главным конфликтом в политической жизни Западной Евро­пы по-прежнему было противостояние Франции и коалиции ис­панских и австрийских Габсбургов. И Габсбурги и Франция, пре­вратившаяся в могущественное абсолютистское государство в годы правления кардинала Ришелье, претендовали на особую роль в европейской политике. В интересах Франции было сохранить им­перию раздробленной и не допустить единства действий двух габс­бургских монархий. Конкретные интересы разных европейских стран и их общее стремление пресечь гегемонистские цели Габсбургов определили участие каждой из них в войне в разные ее периоды.

Взаимное истощение противоборствующих сторон, абсолют­ное разорение населения Германии, где развертывались основные военные действия, и, как следствие, невозможность жизнеобес­печения армий, наконец, нарастание социальной напряженности в самих воюющих странах привели к необходимости завершения войны.

Мир, вошедший в историю как Вестфальский, был заключен 24 октября 1648 г . одновременно в г. Мюнстере и г. Оснабрюке (Вестфалия – земля в тогдашней Германии). Он не только зафиксировал конкретные территориальные и политико-правовые договоренности, но и подвел итог столетнего конфесси­онального противостояния в Европе и привел к новой расстанов­ке сил на континенте. Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели : Франция - разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов , Швеция - добиться гегемонии на Балтике , Священная Римская империя и Испания - добиться меньших территориальных уступок.

Заключенные договоры включали вопросы территориальных изменений в Европе , политического устройства Германской им­перии, вероисповедания на ее территории, закрепления независимости Голландии и Швейцарии.

Вестфальский мир юридически закрепил политическую раздроб­ленность Германии на два века, фактически обеспечив суверенитет немецких князей. В состав империи вступила Швеция как суверен полученных имперских вла­дений с правом посылать своих депутатов в рейхстаг. Опека над ря­дом имперских городов позволяла Франции вмешиваться в дела империи.

В области религиозной Вестфальский мир уравнял в правах кальвинистов с католиками и лютеранами на территории Герма­нии, придав кальвинизму статус официально признанной конфес­сии. Была узаконена секуляризация церковных земель, проведенная до 1624 г., однако новые захваты земель церкви были запрещены.

Международное признание государственного суверенитета по­лучили Швейцарский Союз, официально выведенный из состава империи, и Республика Соединенных провинций (появились как результат борьбы в Нидерландах против Испании).

Война обернулась настоящей трагедией для Германии, особенно для народов, населявших те территории, которые были непосред­ственным театром военных действий. Она оставила после себя го­лод, разорение, опустошение целых районов. Сокращение числен­ности населения в несколько раз (например, в Чехии более чем в 3 раза, в отдельных местах Германии - в 5-10 раз), уничтожение материальных и культурных ценностей, спад и остановка произ­водства привели к длительному социально-экономическому кри­зису в Германии.

В общем, в результате войны в выигрыше оказались страны ан­тигабсбургской коалиции. Для французской монархии успешное завершение Тридцатилетней войны и войны с Испанией (окончилась подписанием Пиренейс­кого мирного договора 7 ноября 1659 г ., по которому Франция закрепила большую часть своих завоеваний в южных Нидерландах и на Пиренейской границе и обя­залась не оказывать помощи Португалии, воевавшей с Испанией) явилось стартом борьбы за европейскую гегемонию. Швеция превратилась в европейскую державу, и ее приоритет в Северной Европе стал очевиден. Окончательно утвердив независимость от Испании, Гол­ландия создала условия для экономического роста, борьбы за коло­нии и изменения своего политического веса в европейских делах. Но собственно Австрийская монархия не проиграла в войне и немецкие князья, как католические, так и протестантские, утвер­дились в полном суверенитете.

Тридцатилетняя война завершила вековой период острого кон­фессионального противостояния в Европе. Религиозный фактор перестал играть существенную роль в международных отношениях. Результаты Тридцатилетней войны доказали перспективность политического процветания централизованных национальных госу­дарств (Франции, Англии, Голландии, Швеции), но важнейшая проблема создания национальных государств на месте Священной Римской империи германской нации осталась нерешенной.

Вестфальский мир полностью изменил внешнеполитическую ситуацию в Европе, создав иной баланс сил, иные политические приоритеты и ценностные ориентиры, внес международно-пра­вовую основу в систему европейских международных отношений, определив их характер на ближайшие полтора столетия.

Религиозные споры ушли в прошлое и обнажились истинные государственные интересы, цели и взаимные противоречия стран, составляющих ранее один лагерь. На первый план вышло торгово-экономическое противоборство прежде всего молодых капиталистических стран Англии и Голландии с Францией и Испанией, а также каждой из названных стран друг с другом.

Значение Вестфальского мира в первую очередь заключалось в том, что он разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне :

    Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

    Изменение внешнеполитической ситуации в Европе, иной баланс сил

    Внес международно-правовую основу в систему европейских МО

    Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи : с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

    согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Принципы:

 приоритет национального интереса

 приоритет баланса сил

 приоритет государств-наций

 принцип и понятие государственного суверенитета

В результате Тридцатилетней войны:

Германия потеряла не менее 1/3 своего довоенного населения и была разорена. Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Испания выбыла из числа ведущих держав Европы и мира.

Ведущая роль в Европе перешла от Габсбургов к французским Бурбонам.

Швеция утвердилась в положении сильнейшего государства на Балтике и одного из самых влиятельных государств Европы.