История нового города краткое содержание. Салтыков-Щедрин: История одного города: О корени происхождения глуповцев

Год написания:

1869

Время прочтения:

Описание произведения:

Михаил Салтыков-Щедрин написал произведение История одного города в 1869 году. Книга вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и негодование. Одним из таких негодующих был публицист Суворин, он написал статью в адрес Салтыкова-Щедрина, где обвинял писателя в глумлении над русскими, в искажении истории России, при этом не проникнув до конца в художественную суть произведения.

С другой стороны, Иван Тургенев наоборот назвал роман История одного города замечательным и даже подчеркнул, что в книге Салтыков-Щедрин хорошо отразил сатирическую историю русского общества.

Читайте ниже краткое содержание сатирического романа История одного города.

Данная повесть - «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».

«Летописец» открывается «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца». Архивариус видит задачу летописца в том, чтобы «быть изобразителем» «трогательного соответствия» - власти, «в меру дерзающей», и народа, «в меру благодарящего». История, таким образом, представляет собой историю правления различных градоначальников.

Сначала приводится глава доисторическая «О корени происхождения глуповцев», где повествуется о том, как древний народ головотяпов победил соседние племена моржеедов, лукоедов, кособрюхих и т. д. Но, не зная, что делать, чтобы был порядок, головотяпы пошли искать себе князя. Не к одному князю обращались они, но даже самые глупые князья не хотели «володеть глупыми» и, поучив жезлом, отпускали их с честию. Тогда призвали головотяпы вора-новотора, который помог им найти князя. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошёл, послав вместо себя вора-новотора. Самих же головотяпов назвал князь «глуповцами», отсюда и пошло название города.

Глуповцы были народом покорным, но новотору нужны были бунты, чтобы их усмирять. Но вскоре он до того проворовался, что князь «послал неверному рабу петлю». Но новотор «и тут увернулся: ‹…› не выждав петли, зарезался огурцом».

Присылал князь и ещё правителей - одоевца, орловца, калязинца, - но все они оказались сущие воры. Тогда князь «...прибых собственною персоною в Глупов и возопи: „Запорю!“. С этими словами начались исторические времена».

В 1762 г. в Глупов прибыл Дементий Варламович Брудастый. Он сразу поразил глуповцев угрюмостью и немногословием. Его единственными словами были «Не потерплю!» и «Разорю!». Город терялся в догадках, пока однажды письмоводитель, войдя с докладом, не увидел странное зрелище: тело градоначальника, как обычно, сидело за столом, голова же лежала на столе совершенно пустая. Глупов был потрясён. Но тут вспомнили про часовых и органных дел мастера Байбакова, секретно посещавшего градоначальника, и, призвав его, все выяснили. В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!». Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке. Сам Байбаков справиться не смог и обратился за помощью в Санкт-Петербург, откуда обещали выслать новую голову, но голова почему-то задерживалась.

Настало безначалие, окончившееся появлением сразу двух одинаковых градоначальников. «Самозванцы встретили и смерили друг друга глазами. Толпа медленно и в молчании разошлась». Из губернии тут же прибыл рассыльный и забрал обоих самозванцев. А глуповцы, оставшись без градоначальника, немедленно впали в анархию.

Анархия продолжалась всю следующую неделю, в течение которой в городе сменилось шесть градоначальниц. Обыватели метались от Ираиды Лукиничны Палеологовой к Клемантинке де Бурбон, а от неё к Амалии Карловне Штокфиш. Притязания первой основывались на кратковременной градоначальнической деятельности её мужа, второй - отца, а третья - и сама была градоначальнической помпадуршей. Притязания Нельки Лядоховской, а затем Дуньки-толстопятой и Матренки-ноздри были ещё менее обоснованны. В перерывах между военными действиями глуповцы сбрасывали с колокольни одних граждан и топили других. Но и они устали от анархии. Наконец в город прибыл новый градоначальник - Семен Константинович Двоекуров. Его деятельность в Глупове была благотворна. «Он ввёл медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа», а также хотел учредить в Глупове академию.

При следующем правителе, Петре Петровиче Фердыщенке, город процветал шесть лет. Но на седьмой год «Фердыщенку смутил бес». Градоправитель воспылал любовью к ямщиковой жене Аленке. Но Аленка ответила ему отказом. Тогда при помощи ряда последовательных мер мужа Аленки, Митьку, заклеймили и отправили в Сибирь, а Аленка образумилась. На Глупов же через градоначальниковы грехи обрушилась засуха, а за ней пришёл и голод. Люди начали умирать. Пришёл тогда конец и глуповскому терпению. Сначала послали к Фердыщенке ходока, но ходок не вернулся. Потом отправили прошение, но и это не помогло. Тогда добрались-таки до Аленки, сбросили и её с колокольни. Но и Фердыщенко не дремал, а писал рапорты начальству. Хлеба ему не прислали, но команда солдат прибыла.

Через следующее увлечение Фердыщенки, стрельчиху Домашку, в город пришли пожары. Горела Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница. Фердыщенко опять стушевался, вернул Домашку «опчеству» и вызвал команду.

Закончилось правление Фердыщенки путешествием. Градоправитель отправился на городской выгон. В разных местах его приветствовали горожане и ждал обед. На третий день путешествия Фердыщенко умер от объедания.

Преемник Фердыщенки, Василиск Семенович Бородавкин, к должности приступил решительно. Изучив историю Глупова, он нашёл только один образец для подражания - Двоекурова. Но его достижения были уже забыты, и глуповцы даже перестали сеять горчицу. Бородавкин повелел исправить эту ошибку, а в наказание прибавил прованское масло. Но глуповцы не поддавались. Тогда Бородавкин отправился в военный поход на Стрелецкую слободу. Не все в девятидневном походе было удачно. В темноте свои бились со своими. Многих настоящих солдат уволили и заменили оловянными солдатиками. Но Бородавкин выстоял. Дойдя до слободы и никого не застав, он стал растаскивать дома на бревна. И тогда слобода, а за ней и весь город сдались. Впоследствии было ещё несколько войн за просвещение. В целом же правление привело к оскудению города, окончательно завершившемуся при следующем правителе, Негодяеве. В таком состоянии Глупов и застал черкешенин Микеладзе.

В это правление не проводилось никаких мероприятий. Микеладзе отстранился от административных мер и занимался только женским полом, до которого был большой охотник. Город отдыхал. «Видимых фактов было мало, но следствия бесчисленны».

Сменил черкешенина Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии. Его отличала страсть к законодательству. Но поскольку градоначальник не имел права издавать свои законы, Беневоленский издавал законы тайно, в доме купчихи Распоповой, и ночью разбрасывал их по городу. Однако вскоре был уволен за сношения с Наполеоном.

Следующим был подполковник Прыщ. Делами он совсем не занимался, но город расцвёл. Урожаи были огромны. Глуповцы насторожились. И тайна Прыща была раскрыта предводителем дворянства. Большой любитель фарша, предводитель почуял, что от головы градоначальника пахнет трюфелями и, не выдержав, напал и съел фаршированную голову.

После того в город прибыл статский советник Иванов, но «оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного», и умер. Его преемник, эмигрант виконт де Шарио, постоянно веселился и был по распоряжению начальства выслан за границу. По рассмотрении оказался девицею.

Наконец в Глупов явился статский советник Эраст Андреевич Грустилов. К этому времени глуповцы забыли истинного Бога и прилепились к идолам. При нем же город окончательно погряз в разврате и лени. Понадеявшись на своё счастье, перестали сеять, и в город пришёл голод. Грустилов же был занят ежедневными балами. Но все вдруг переменилось, когда ему явилась о н а. Жена аптекаря Пфейфера указала Грустилову путь добра. Юродивые и убогие, переживавшие тяжёлые дни во время поклонения идолам, стали главными людьми в городе. Глуповцы покаялись, но поля так и стояли пустые. Глуповский бомонд собирался по ночам для чтения г. Страхова и «восхищения», о чем вскоре узнало начальство, и Грустилова сместили.

Последний глуповский градоначальник - Угрюм-Бурчеев - был идиот. Он поставил цель - превратить Глупов в «вечно-достойныя памяти великого князя Святослава Игоревича город Непреклонск» с прямыми одинаковыми улицами, «ротами», одинаковыми домами для одинаковых семей и т. д. Угрюм-Бурчеев в деталях продумал план и приступил к исполнению. Город был разрушен до основания, и можно было приступать к строительству, но мешала река. Она не укладывалась в планы Угрюм-Бурчеева. Неутомимый градоначальник повёл на неё наступление. В дело был пущен весь мусор, все, что осталось от города, но река размывала все плотины. И тогда Угрюм-Бурчеев развернулся и зашагал от реки, уводя с собой глуповцев. Для города была выбрана совершенно ровная низина, и строительство началось. Но что-то изменилось. Однако тетрадки с подробностями этой истории утратились, и издатель приводит только развязку: «...земля затряслась, солнце померкло ‹…› Оно пришло». Не объясняя, что именно, автор лишь сообщает, что «прохвост моментально исчез, словно растворился в воздухе. История прекратила течение своё».

Повесть замыкают «оправдательные документы», т. е. сочинения различных градоначальников, как-то: Бородавкина, Микеладзе и Беневоленского, писанные в назидание прочим градоначальникам.

Вы прочитали краткое содержание романа История одного города. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Создавая ироничную гротескную «Историю одного города» Салтыков-Щедрин рассчитывал вызвать у читателя не смех, а «горькое чувство» стыда. Идея произведения построена на изображении некой иерархии: простой народ, который не будет сопротивляться указаниям зачастую глупых правителей, и самих правителей-тиранов. В лице простого народа в данной повести выступают жители города Глупов, а их угнетатели - градоначальники. Салтыков-Щедрин с иронией подмечает, что этому народу нужен начальник, тот, который им будет давать указания и держать в «ежовых рукавицах», иначе весь народ впадет в анархию.

История создания

Замысел и идея романа «История одного города» формировались постепенно. В 1867 году писатель написал сказочно-фантастическое произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», оно впоследствии легло в основу главы "Органчик". В 1868 году Салтыков-Щедрин начал работать над "Историей одного города", закончил в 1870 году. Первоначально автор хотел дать произведению название «Глуповский Летописец». Роман был опубликован в популярном в то время журнале «Отечественные записки».

Сюжет произведения

(Иллюстрации творческого коллектива советских художников-графиков "Кукрыниксы" )

Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.

После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий - основатель города.

Главные герои

Каждый из градоначальников выполняет свою задачу в осуществлении идеи писателя посредством гротеска показать абсурдность их правления. Во многих типажах просматриваются черты исторических личностей. Для большей узнаваемости Салтыков-Щедрин не только описал стиль их правления, смешно исказил фамилии, но и дал меткие характеристики, указывающие на исторический прототип. Некоторые личности градоначальников представляют собой образы, собранные из характерных черт разных лиц истории государства российского.

Так, третий правитель Иван Матвеевич Великанов, прославленный тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам и ввел налоги по три копейки с человека, был сослан в острог за роман с Авдотьей Лопухиной, первой женой Петра I.

Бригадир Иван Матвеевич Баклан, шестой по счету градоначальник, был высокого роста и гордился тем, что является последователем линии Ивана Грозного. Читатель понимает, что имеется в виду колокольня в Москве. Смерть правитель нашел в духе того же гротескного изображения, которым наполнен роман, - бригадир был сломан пополам во время бури.

На личность Петра III в изображении сержанта гвардии Богдана Богдановича Пфейфера указывает данная ему характеристика - «голштинский выходец», стиль правления градоначальника и его исход - смещен с поста правителя «за невежество».

Дементий Варламович Брудастый прозван «Органчиком» за наличие механизма в голове. Держал город в страхе, поскольку был угрюм и замкнут. При попытке отвезти голову градоначальника для починки к столичным мастерам, она была выброшена испуганным кучером из экипажа. После правления Органчика в городе воцарился хаос на 7 дней.

Краткий период благополучия горожан связано с именем девятого градоначальника, Семена Константиновича Двоекурова. Штатский советник и новатор, он занялся внешним видом города, завел медо- и пивоварение. Пытался открыть академию.

Самым долгим правлением отметился двенадцатый градоначальник, Василиск Семенович Бородавкин, напоминающий читателю стилем правления Петра I. На связь персонажа с историческим лицом указывают и его «славные дела» - уничтожил Стрелецкую и Навозную слободы, и непростые отношения с искоренением невежества народа - провел в Глупове четыре войны за просвещение и три - против. Решительно готовил город к сжиганию, но внезапно умер.

По происхождению бывший крестьянин Онуфрий Иванович Негодяев, до службы градоначальником топивший печи, разрушил вымощенные прежним правителем улицы и поставил на этих ресурсах монументы. Образ списан с Павла I, на что указывают и обстоятельства его смещения: уволен за несогласие с триумвиратом насчет конституций.

При статском советнике Эрасте Андреевиче Грустилове глуповский бомонд был занят балами и ночными собраниями с чтением трудов некоего господина. Как и в правление Александра I, градоначальнику не было дела до народа, который обнищал и голодал.

Прохвост, идиот и «сатана» Угрюм-Бурчеев носит «говорящую» фамилию и «списан» с графа Аракчеева. Он, наконец, разрушает Глупов и решает построить на новом месте город Непреколнск. При попытке осуществления столь грандиозного проекта произошел «конец света»: солнце померкло, земля затряслась, а градоначальник исчез бесследно. Так закончилась история «одного города».

Анализ произведения

Салтыков-Щедрин с помощью сатиры и гротеска ставит цель достучаться до человеческой души. Он хочет убедить читателя, что в основе человеческого института должны лежать христианские принципы. В противном случае жизнь человека может быть деформирована, изуродована, и в конце может привести к гибели человеческой души.

«История одного города» - произведение новаторское, преодолевшее привычные рамки художественной сатиры. Каждый образ в романе имеет ярко выраженные гротескные черты, но при этом узнаваемы. Что дало повод к шквалу критики в адрес автора. Его обвиняли в «клевете» на народ и правителей.

Действительно, история Глупова во многом списана с летописи Нестора, рассказывающей о времени начала Руси - «Повести временных лет». Эту параллель автор намеренно подчеркнул, чтобы стало очевидным, кого он подразумевает под глуповцами, и что все эти градоначальники - отнюдь не полет фантазии, а реальные русские правители. При этом автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию, переиначивая ее историю на свой сатирический лад. 

Однако целью создания произведения Салтыков-Щедрин не делал насмешку над Россией. Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков. Гротеск играет огромную роль в создании художественного образа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Главная цель писателя - показать пороки людей, которые не замечаются обществом.

Писатель высмеивал безобразие общества и был назван «великим насмешником» в ряду таких предшественников, как Грибоедов и Гоголь. Читая ироничный гротеск, читатель хотел смеяться, но в этом смехе было нечто зловещее - публика "чувствовала, как бич хлещет её самое".

История одного города в назидание потомкам.

Непревзойденный мастер сатирического взгляда на все, что по-настоящему дорого, Салтыков-Щедрин попытался в этом произведении открыть глаза любезному ему народу на окружающую реальность. Хотя в названии: «История одного города» сквозила будничность, обещающая читателю спокойный рассказ о провинциальной жизни, в реальности читатель сталкивается с фантастическим гротеском. Здесь безжалостно поднимаются глобальные и сугубо национальные проблемы отношений власти и народа. По сей день актуальность этой темы, далеко не исчерпана.
Начало описанию «подлинной летописи города Глупова», положила объемистая подшивка тетрадок под названием «Глуповский летописец». Сочинения, сложенные четырьмя архивариусами, охватывали почти столетний период, начинается действо в 1731 году и заканчивается в 1825. В средневековой манере, последовательно изложены жизнеописания градоначальников, вершивших судьбы города Глупова.
Глава «От издателя» стремится подчеркнуть истинную сущность сведений, представленных летописцами. Звучит предложение рассмотреть и подлинный облик города и проследить влияние перемен в высшем городском обществе на общественное житье-бытье. Все начинается с обращения к читающей публике последнего летописца – Маслобойникова Павла.
Архивариуса заботит верное изображение умильной гармонии в меру дерзновенной власти и умеренно выражающего благодарность народа. Таким манером, «История одного города» складывается из разных историй управления поселением. Особенно занимательна линия сравнения с древним Римом, здесь мысли полет дерзновенный укладывает понятия так, что преимущества отданы описываемому городу. И это несмотря на загубленных лошадей и сломанные экипажи. Ведь по одному благочестию, а также кротости и «буйству начальства» Рим остался далеко позади.

Откуда есть глуповцы пошли

Доисторическая глава зачинает повествование об истоках этноса. Предками глуповцев историки называли «головотяпов», получивших свое название оттого, что любили стучать головами по всему, на пути встречавшемуся. Соседями у них были славные племена кособрюхих, губошлепов и прочих лапотников и рукосуев со слепородами. Не было ладу между племенами, потому как власть и религия у них напрочь отсутствовали.
Головотяпы первыми надумали объединиться под единой властью, чтобы упорядочить беспутную жизнь первобытных племен. Руководство процессом головотяпы, естественно, взяли на себя и изобрели оригинальный алгоритм продвижения своих идей. Перво-наперво замесили Волгу, толокном, потом теленка на баню втащили, сварили кашу в кошеле, затем утопили несчастного козла в тесте, свинью поменяли на бобра, а собаку вместо волка убили.
На этом бы закончить, ан нет, дальше в поисках потерянных лаптей шастали по дворам и нашли больше чем теряли на одну. Потом под колокольный звон встретили рака и согнали щуку с яиц, затем отправились за восемь верст ловить комара на носу у пошехонца, кобеля на отца поменяли, а острог блинами законопатили, сдали в солдаты беса и небо кольями подперли. Вот тогда утомились и упокоились в ожидании тог, чего из всего этого выйдет. Ничего толком не получилось, придумали искать себе князя.
Широкий поиск привел к вору-новатору, который предлагал головотяпам последовательный ряд князей, один глупее другого, но все брали самоотвод. Последний кандидат согласился, но наместником послал того самого вора-новатора. Возвратясь в свои места, головотяпы основали город и назвали его Глупов.
Первый наместник оказался недовольным смиренными подопечными, дескать, мало бунтуют! Взялся вор-новатор сам провоцировать мятежи и тут же их подавлять. Забава стала традицией и при последующих наместниках, ставших подлинным наказанием для горожан. Вора сменял сластолюбец, а его непомерный садист и так они изгалялись над горожанами, что прознавший о том свет князь ясно солнышко явился в Глупов собственной персоной, пугая всех криком: «запорю!» Так и начались, с этого слова исторические времена.

История градоначальства

Опись градоначальникам для пущей важности повествование предваряется перечислением сановных особ города, непосредственных участников конкретных сцен, развернутых в описываемых ниже событиях. Некоторым из них посвящены отдельные главы, а кое-кто не удостоился такой чести. Среди них, сделавший карьеру на макаронах, бироновский ставленник Клементий Амадей Мануйлович. Без ума отважный Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев, штурмом взявший город Глупов. Не оставивший в анналах имени и отчества грек Лавмрокакис, жестоко заеденный клопами радетель классического образования и другие. Более подробное жизнеописание выдающихся городничих начинается с Органчика.
Органчик Брудастый Дементий Варламович явился в Глупов августом 1762 года. Он неприятно поразил горожан своей нелюбезностью, угрюмостью и молчанием, изредка прерывавшимся криками: «разорю!» и «не потерплю!» Потрясение глуповцев своим градоначальником вызвал рассказ некоего письмоводителя, вошедшего с докладом к Дементию Варламовичу. Там он узрел странную картину, тело начальника сидело за столом, а пред ним на столе лежала пустая голова.
За справками обратились к местному, часовых и органных дел мастеру Байбакову, имевшему тайный доступ в высокий кабинет. Тот пояснил, что в голове Брудастого есть уголок, а в нем помещен органчик с программой на два, всем известных вышеуказанных крика. От сырости механизм пришел в негодность, на месте не управились и просили Петербург о содействии. Там пообещали помочь, но чего-то заволокитили высылку другой головы. Пока «суд да дело», в Глупове началось безначалие и закончилось оно тем, что в город явились одновременно два начальника. Конкурент встретились, оценили друг друга взглядами и не произнеся ни слова, разошлись в разные стороны. По такому казусу прибыл губернский рассыльный и увез самозванцев с собой, а горожане незамедлительно ударились в анархию.
Всю последующую неделю в Глупове менялись градоначальницы. Метания горожан от одной к другим соискательницам власти в Глупове были основаны на непоманимании того, чей аргумент на притязание более силен. То ли у Ираиды Палеологовой, объяснявшей свои намерения кратким сроком пребывания городничим ее муженька, то ли помпадурши Штокфиш, не говоря уже о Дуньке-толстопятой или Матренки-ноздри.
Схватки случались нешуточные, а расправы бывали жестокими. Такое беззаконие утомило обывателей. Но вот прибыл в город настоящий городничий – Двоекуров Семен Константинович. Его деятельное правление показалось всем чрезвычайно полезной. По его наущению глуповцы освоили пивоварение и научились изготавливать медовуху, к тому горчица и лавровый лист при нем стали активно употребляться в приготовлении блюд. Хотел было открыть в городе академию, да не случилось.
Сменил «академика» Петр Петрович Фердыщенко, на шесть лет обеспечивший процветание Глупову. Но в седьмой год нашла блажь на управителя, влюбился Фердыщенко в Аленку - жену ямщика Митьки, а та возьми да и ответь ему отказом. Поплатился за то Митька, он с клеймом отправился в Сибирь, а образумившаяся Аленка в палаты к городничему. Но не прошел даром произвол градоначальника. Его грех обернулся засухой, голодом и последующим за ними мором людей.
Взволновались глуповцы, отправили ходока, да без возврата и письмо челобитное не помогло. Тогда отловили Аленку, да шмякнули ее с колокольни. А Фердыщенко не унимался и все пытался вытребовать себе помощь от начальства. В хлебной помощи ему отказали, но солдатскую команду прислали. Продолжил свои любовные утехи Петр Петрович со стрельчихой Домашкой, только вот через нее стал Глупов бедствовать пожарами, пришлось выдавать обществу и эту зазнобу. А покончил с правлением сердешный гастрономическим путешествием, где на третий день помер от объедания.
Преемственность от Фердыщенки перенял некий Бородавкин Василиск Семенович. Примером себе он избрал Двоекурова, исторические достижения которого были позабыты до того, что горожане перестали даже горчицу высевать. Оплошность Бородавкин поправил, да с лихвой добавил масла прованского.
Но общество не поддалось и тогда Василиск, пошел походом на стрелецких слобожан. Войско не сразу справилось со смутой, пока не стали раскатывать на бревна избы в слободе. Видя это, глуповцы сдались на милость победителя. Военный пыл Бородавкина только распалился, бился он еще не раз за просвещение. В конце концов, военные затеи разорили городскую казну, но к окончательному оскудению Глупов привел следующий градоначальник Негодяев.
На такие руины пришел Микеладзе. История гласит, что общегородскими мероприятиями он себя не запятнал и делами административными не отягощал. Увлекся черкешенин, заботой о женской части городского населения, да так дело обставил, что к окончанию его правления, число жителей Глупова удвоилось, а сам Микеладзе почил от истощения. В остальном город получил отдохновение.
Потом правил Беневольский, любитель строчить законы в краткой и назидательной форме. Отозвавшись, на просьбу разлюбезной купчихи Распоповой градоначальник отписал Наполеону приглашение посетить подведомственный Беневольскому город. За такую измену городничий поплатился местом.
Глупов принял Прыщ, в чине подполковника. Его кредом стала политика невмешательства в дела города достославного Микеладзе. Никому не мешая и все разрешая, Прыщ открыл путь к обогащению глуповцев. Те же, получая обильные доходы, щедро одаряли городничего подношениями. Странностью подполковника был сон на леднике и аппетитный аромат от головы. Выяснилось, что у градоначальника череп был фарширован трюфелями. Предводитель местного дворянства был истым гурманом и не в силах сдержать позывы напал на Прыща и скушал начинку его головы.
На пусто место прибился малорослый статский советник по фамилии Иванов. Но размеры градоначальника были столь ничтожны, что вместить нечто пространное было никак невозможно. Следующим начальником в истории города стал весельчак де Шарио, иноземный виконт, на деле оказавшийся натуральной девицей. Этакая срамота, была немедля выслана за пределы державы.
На смену стыдобе объявился статский советник Грустилов Эраст Андреевич. Те времена в Глупове уже были отмечены безверием и идолопоклонничеством. Градоначальник всячески содействовал погружению горожан в пучину лени и разврата. Народ не пахал и не сеял, а у Грустилова на уме были только каждодневные балы, пока немка-аптекарша не наставила его на праведный путь. Вслед за градоначальником глуповцы раскаялись, но поля не засеяли. Еретические колебания Грустилова стали известны начальству и городничего сместили.
Пост занял последний властелин города, идиот Угрюм-Бурчеев. Его «голубой мечтой» было преобразования Глупова в Непреклонск, в честь Святослава Игоревича – киевского князя-воина, оставившего за собой в истории достославные победы. Градоначальник начертал строгий план нового поселения с унифицированными улицами и домами. Дело пошло, старый город разрушили, площадки расчистили, но стройке помешала непокорная река. Пришлось найти новое место и пошло строительство.
Но тут случились странности, о которых сведений в сохранившихся тетрадках не сохранилось. Отрывочные известия гласили о том, что «оно пришло», под земную тряску и меркнувшее солнце. Прохвост Угрюм-Бурчеев «испарился в воздухе» во мгновение ока, а история свое течение прекратила.
Завершают повествование назидательные сочинения разных градоначальников, озабоченных оправданием своих глупостей перед потомками.

По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)

От издателя

Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города (или края) в данный период времени, но разные обстоятельства мешали этому предприятию. Преимущественно же препятствовал недостаток в материале, сколько-нибудь достоверном и правдоподобном. Ныне, роясь в глуповском городском архиве, я случайно напал на довольно объемистую связку тетрадей, носящих общее название «Глуповского Летописца», и, рассмотрев их, нашел, что они могут служить немаловажным подспорьем в деле осуществления моего намерения. Содержание «Летописца» довольно однообразно; оно почти исключительно исчерпывается биографиями градоначальников, в течение почти целого столетия владевших судьбами города Глупова, и описанием замечательнейших их действий, как-то: скорой езды на почтовых, энергического взыскания недоимок, походов против обывателей, устройства и расстройства мостовых, обложения данями откупщиков и т. д. Тем не менее даже и по этим скудным фактам оказывается возможным уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах. Так, например, градоначальники времен Бирона отличаются безрассудством, градоначальники времен Потемкина — распорядительностью, а градоначальники времен Разумовского — неизвестным происхождением и рыцарскою отвагою. Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всем положились на их отвагу. Такое разнообразие мероприятий, конечно, не могло не воздействовать и на самый внутренний склад обывательской жизни; в первом случае, обыватели трепетали бессознательно, во втором — трепетали с сознанием собственной пользы, в третьем — возвышались до трепета, исполненного доверия. Даже энергическая езда на почтовых — и та неизбежно должна была оказывать известную долю влияния, укрепляя обывательский дух примерами лошадиной бодрости и нестомчивости. Летопись ведена преемственно четырьмя городовыми архивариусами и обнимает период времени с 1731 по 1825 год. В этом году, по-видимому, даже для архивариусов литературная деятельность перестала быть доступною. Внешность «Летописца» имеет вид самый настоящий, то есть такой, который не позволяет ни на минуту усомниться в его подлинности; листы его так же желты и испещрены каракулями, так же изъедены мышами и загажены мухами, как и листы любого памятника погодинского древлехранилища. Так и чувствуется, как сидел над ними какой-нибудь архивный Пимен, освещая свой труд трепетно горящею сальною свечкой и всячески защищая его от неминуемой любознательности гг. Шубинского, Мордовцева и Мельникова. Летописи предшествует особый свод, или «опись», составленная, очевидно, последним летописцем; кроме того, в виде оправдательных документов, к ней приложено несколько детских тетрадок, заключающих в себе оригинальные упражнения на различные темы административно-теоретического содержания. Таковы, например, рассуждения: «Об административном всех градоначальников единомыслии», «О благовидной градоначальников наружности», «О спасительности усмирений (с картинками)», «Мысли при взыскании недоимок», «Превратное течение времени» и, наконец, довольно объемистая диссертация «О строгости». Утвердительно можно сказать, что упражнения эти обязаны своим происхождением перу различных градоначальников (многие из них даже подписаны) и имеют то драгоценное свойство, что, во-первых, дают совершенно верное понятие о современном положении русской орфографии и, во-вторых, живописуют своих авторов гораздо полнее, доказательнее и образнее, нежели даже рассказы «Летописца». Что касается до внутреннего содержания «Летописца», то оно по преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещенное время. Таков, например, совершенно ни с чем не сообразный рассказ о градоначальнике с музыкой. В одном месте «Летописец» рассказывает, как градоначальник летал по воздуху, в другом — как другой градоначальник, у которого ноги были обращены ступнями назад, едва не сбежал из пределов градоначальства. Издатель не счел, однако ж, себя вправе утаить эти подробности; напротив того, он думает, что возможность подобных фактов в прошедшем еще с большею ясностью укажет читателю на ту бездну, которая отделяет нас от него. Сверх того, издателем руководила и та мысль, что фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения, и что опрометчивая самонадеянность летающего градоначальника может даже и теперь послужить спасительным предостережением для тех из современных администраторов, которые не желают быть преждевременно уволенными от должности. Во всяком случае, в видах предотвращения злонамеренных толкований, издатель считает долгом оговориться, что весь его труд в настоящем случае заключается только в том, что он исправил тяжелый и устарелый слог «Летописца» и имел надлежащий надзор за орфографией, нимало не касаясь самого содержания летописи. С первой минуты до последней издателя не покидал грозный образ Михаила Петровича Погодина, и это одно уже может служить ручательством, с каким почтительным трепетом он относился к своей задаче.

Меню статьи:

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». В период, когда писатель начала писать роман, Салтыков-Щедрин работал над циклом текстов, озаглавленным «Помпадуры и помпадурши». «История одного города» во многом повторяет мотивы вышеназванного цикла.

Произведение Салтыкова-Щедрина приняли остро: общество расценило роман как насмешку писателя над образом жизни российского населения, поэтому «История одного города» вызвала множество негативных откликов.

Роман-сатира: характерные черты сатиры

Сатирой называется разновидность комического произведения. Однако в отличие от юмора или иронии, сатира острее обличает пороки. Название сатира получила от персонажей древнегреческой мифологии. Для сатиры характерна резкая отрицательная критика предмета интереса, однако при этом обязательно должен присутствовать положительный объект изображения. На фоне сравнения с этим положительным объектом и проявляются негативные черты того, что описывается.

Дорогие любители классики! Предлагаем вашему вниманию Михаила Салтыкова-Щедрина.

Что обличает Салтыков-Щедрин? Прежде всего, писатель обращается к тематике самодержавия, критикую власть, а также раскрывая пороки населения самодержавного общества. Автор использует в тексте не только сатирические приемы, но также отдает предпочтение гротеску, иронии, так называемому эзоповому языку (названному в честь античного баснописца Эзопа) и иносказанию. Автор сочиняет сатиру, обличающую недостатки исторических личностей, правителей и градоначальников Российской империи. Народ изображен абсурдно покорным на фоне своеволия и произвола представителей власти. Удивительно, насколько актуальным произведение Салтыкова-Щедрина остается в наши дни, ведь наше общество до сих пор не искоренило изображенные в романе русского писателя пороки.

Главные герои романа “История одного города”

Персонажи романа – это градоначальники, которые по очереди отличаются определенными делами в обустройстве города с красноречивым названием Глупов. На самом деле, Салтыков-Щедрин описывает огромное количество градоначальников – всего 21 личность, управлявших Глуповым:

Амадей Мануйлович Клементий

Он был градоначальником в 1731–1734 годах. Прежде, до этой должности, герой жил в Италии, где работал кулинаром. У повара Амадея Мануйловича получались прекрасные макароны.

Герцог Курляндский привез кулинара в Российскую империю. Позже повар поднялся по карьерной лестнице и стал заправлять Глуповым. Старая привычка готовить макароны у Амадея сохранилась и на новом посту. Более того, герой тщательно заставлял жителей Глупова тоже готовить это блюдо. В 1734 году Амадей сместился градоправителем Березовым.

Фотий Петрович Ферапонтов

Ранее герой служил простым бригадиром, но в 1734 году стал градоправителем Глупова. Также Фотий Петрович занимал почетное место парикмахера герцога Курляндского. Ферапонтов поставил себе за цель борьбу с гражданами, не платящими налоги. Также у градоправителя имелась слабость: Фотий был падкий на зрелища, любил смотреть на наказание розгами. В 1738 году судьба сыграла с героем злую шутку: Ферапонтова растерзали собаки во время охоты в лесу.

Иван Матвеевич Великанов

Он сменил предыдущего градоправителя в 1738 году. Герой продержался на посту всего 2 года и в 1740-м покинул пост. Точнее, Великанова отстранили за то, что мужчина вступил в отношения с некой госпожой Лопухиной. Иван Матвеевич прославился тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам в реке. Вообще, Великанову была свойственна жестокость. Герой часто избивал подчиненных, а также капитанов-исправников. Кроме того, Великанов взимал налог с каждого человека: получаемые 3 копейки с души градоправитель клал в свой карман.

Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев

Он правил городом в 1740–1745 годах. До этого герой служил на посту капитана-поручика. Маныла отличала храбрость и отвага. Градоправитель во время службы в лейб-гвардии осаждал Глупов и захватывал город. Но с поста Кильдибаев ушел громко, со скандалом, будучи уволенным.

Ламврокакис

Продержался на посту достаточно долго: с 1745-го по 1756-й год. Герой представлен беглым греком, который не имел имени или звания. До того, как Ламврокакис занял пост градоначальника, герой продавал на одном из рынков в Нежине греческое мыло, губки и орехи. Ламврокакис почитал классическое образование, но в 1756 году градоправителя нашли в спальне: чиновник умер, а тело его уже успели изъесть клопы.

Иван Матвеевич Баклан

Занял пост градоправителя Глупова в 1756 году. Баклан ранее служил бригадиром и славился неестественно высоким ростом – больше двух метров. Гордость для героя представляла родословная Ивана Матвеевича: считалось, что род Бакланов тянется от самого Ивана Великого, прямым потомком которого герой себя и расценивал. Однако судьба и этого градоправителя закончилась трагически: в 1761 налетевший на город ураган переломил высокого мужчину пополам.

Богдан Богданович Пфейфер

Правил в период с 1761-го по 1762-й год. Пфейфер служил в качестве сержанта, а потом стал градоправителем. Однако из-за отсутствия образования и невежества герой на осту долго не продержался.

Дементий Варламович Брудастский

Он отличался крайне категоричным характером. Время правления героя – 1762 год. Персонаж удивляет тем, что на месте мозга в черепе Брудастого был инструмент, напоминающий орган. За это качество герой и получил прозвище «Органчика». Градоправителя отличала усердная работа и трудолюбие. Категоричность и принципиальность Брудастого вгоняла в ужас и трепет все население Глупова. Когда Дементий Варламович покинул пост, в городе на неделю воцарился беспорядок, хаос, анархия и войны между разными группами населения.

Семен Константинович Двоекуров

Он занимал пост градоначальника в 1762–1770 годах. Двоекуров прославился деятельностью, активностью в развитии города и новаторством. Чиновник занимался обустройством города, выкладывая новые дороги, ремонтируя улицы. При правлении Двоекурова в Глупове открылись пивоварни и медоварни. Градоправитель заставлял жителей города заниматься выращиванием горчицы и лаврового листа, а также употреблением этих продуктов в пищу. Двоекурова заботили вопросы образования, поэтому герой попытался открыть академию. Между тем, характер у Семена Константиновича отличался жесткостью и принципиальностью: жители города нередко получали наказание розгами. В 1770-м году Двоекурова настигла смерть от старости.

Маркиз Антон Протасьевич де Санглот

Он правил в 1770–1772 годах. Как видно из фамилии героя, происхождение маркиз вел из Франции. Легкий, ветреный градоправитель был несерьезен, любил развлечения, пение песен, в том числе крайне непристойного характера. Пост герой покинул вследствие увольнения.

Петр Петрович Фердыщенко

Герой возглавлял Глупов в 1772–1779 годах. Когда-то мужчина служил бригадиром, а до этого – обычным солдатом. У князя Потемкина Фердыщенко числился денщиком. Правление Петра Петровича длилось 6 лет и отличалось крайним спокойствием и размеренностью. Тишь да гладь царили в Глупове, когда бразды правления держал в руках Фердыщенко. Но потом градоправителя словно поразил какой-то странный недуг. Герой стал спесив и своеволен. Фердыщенко и так отличался небольшим умом и невеликой сообразительностью, а теперь стал невыносим. Глупость, легкомысленность, сластолюбие, избалованность, косноязычие – характерные черты Петра Петровича на этом этапе правления городом.

Дорогие ценители творчества Михаила Салтыкова-Щедрина! Предлагаем ознакомиться с который по праву считают премьерой в области сатирических сказок.

Налогами градоправитель не интересовался, хозяйственные дела запустил. Под конец правления Фердыщенко в голоде царил хаос, в Глупове случился пожар, а потом население охватил голод. Градоправитель ездил осматривать окрестности владений, однако путешествие это было нелепым. Объевшись во время одной из поездок, градоправитель умер.

Василиск Семенович Бородавкин

Его правление было самым продолжительным и длилось с 1779 года до 1798-го. Кроме длительности, время, когда Бородавкин находился у власти, принесло Глупову наилучшие результаты. Город процветал. Градоправитель тщательно следил за уплатой налогов, страстно и яростно боролся с теми, кто не платил налоги в казну. В этой борьбе Бородавкин уничтожил 33 села, собрав с населения при этом всего два с половиной рубля. Василий Семенович любил играть в ламуш и ввел на эту игру моду. Также Бородавкин ввел в широкий обиход прованские масла. Одна площадь была замощена, а вторая – обсажена деревьями.

Градоправитель интересовался уровнем образования в городе, собирался создать учебное заведение – академию. Но предложение Бородавкина об основании академии не получило поддержки, поэтому вместо этого градоправитель заложил съезжий дом – здание для пребывания арестованных людей. Прославился же Бородавкин тем, что во время правления героя прошли 4 войны, которые велись за просветительскую деятельность, и 3 войны против этой деятельности. Как римский император Нерон, Василиск Семенович хотел спалить Глупов, однако этой задумке помешала кончина градоправителя в 1798 году.

Онуфрий Иванович Негодяев

Годы правления Глуповым – 1798–1802 года. Негодяева писатель не зря наделил такой «говорящей» фамилией. Онуфрий Иванович происходил из обычных крестьян, а до градоправительства топил печи в городишке под Петербургом. Придя к власти, герой уничтожил улицы, вымощенные предшественниками. Камень, который раньше лежал в виде брусчатки, послужил материалов для изготовления монументальной скульптуры.

Глупов постепенно приходил в упадок, разрушался. Население города утеряло признаки цивилизованности, покрывшись шерстью и одичав. С поста Негодяев ушел через 4 года – нерадивого градоправителя уволили.

Ксаверий Георгиевич Микаладзе

Правил в период с 1802-го до 1806-го года. Судя по фамилии, Ксаверий Георгиевич происходил из черкесов. Микладзе, который до того как занял пост градоправителя был князем, происходил из рода княгини Тамары. Княгиня вошла в историю сладострастным характером и горячим темпераментом. Между тем, Микеладзе правил ласково и кротко. Впервые жители Глупова ощутили уважительное отношение со стороны градоправителя.

Микеладзе не любил ругаться, вел себя вежливо и спокойно. Кроме того, градоправитель проводил много времени в женской компании, любил красивых девушек, и сам отличался внешне привлекательными чертами. Глупов расцвел, а количество населения увеличилось почти в два раза. Иронично, что Ксаверий Георгиевич скончался от истощения. Однако точная дата смерти градоправителя неизвестна: то ли это 1806 год, то ли же 1814-й.

Феофилакт Иринархович Беневоленский

Время пребывания героя на посту градоправителя Глупова – 1806–1811 года. До того как стать градоправителем, Беневоленский служил в звании статского советника при дворе. У Феофилакта Иринарховича имелись и влиятельные покровители: среди них – коллега героя по семинарии Сперанский. Во время начальствования Беневоленского население Глупова жило хорошо, а жители стали очень толстыми. Градоправитель любил сочинять законы и разнообразные правила. Беневоленский завел роман с некоей Распоповой. Женщина – купчиха, которая подавала Беневоленскому каждую субботу вкусные пироги. Когда у градоправителя появлялось свободное время, он тратил его на сочинение проповедей, которые произносились местными священниками. Знаток языков, Беневоленский перевел с латыни произведения Фомы Кемпийского.

Градоправитель снова заставил жителей Глупова выращивать и употреблять в пищу горчицу, прованские масла и лавровый лист. Откупы Беневоленский обкладывал данью, получая за это 3 тысячи рублей годовой прибыли. Правление героя завершилось в 1811 году, когда Беневоленского уличили в сговоре с Наполеоном Бонапартом.

Иван Пантелеич Прыщ

Его правление которого заняло несколько лет, начиная с 1811 года. Ранее герой служил офицером. Жители Глупова получили свободу, а сам градоправитель уделил все время и все силы управлению городскими делами. Население стремительно богатело, а количество людей, живущих в достатке и богатстве, увеличилось в 4 раза. Однако у Прыща нашли небольшой и странный изъян – фаршированную голову. Жизнь Ивана Пантелеича закончилась внезапно: градоправителя убил предводитель местного дворянства.

Никодим Осипович Иванов

До этого он служил статским советником. Герой начал править Глуповым где-то между 1811-м годом и 1819-м. Умом градоправитель не отличался. Низкорослый Иванов не сочинял законов и не понимал законодательства. Смерть настигла градоправителя, когда тот пытался понять указ.

Виконт Ангел Дорофеевич дю Шарио

Он находился у власти Глупова в 1811–1821 годах. Как свидетельствует фамилия героя, дю Шарио приехал из Франции. Любовь к женским нарядам, вкусной еде, деликатесам вроде лягушачьих ножек, привлекла внимание к полу градоправителя. Как и следовало ожидать, дю Шарио оказался девушкой. В 1821 году градоправитель уехал из России.

Эраст Андреевич Грустилов

Он правил Глуповым приблизительно в 1815–1825 годах. Также ранее служил статским советником, приходился другом Карамзину. Грустилов не зря получил такое имя: героя отличала склонность к меланхолии, однако темперамент у градоправителя оказался страстным, сластолюбивым и развращенным. Глупов, как в эпоху эллинизма, погрузился в сладострастие и разврат. Жители города поклонялись пантеону богов. В 1825 году градоправителя настигла смерть: Грустилов умер, сраженный меланхолией.

Угрюм-Бурчеев

Он оказался сущим идиотом. Глаза героя выдавали безнравственную, глупую, бессовестную натуру. Старый Глупов при Угрюме-Бурчееве разрушается под корень, а на новом месте возводится поселение, названное Непреклонском. Градоправитель отличался странными привычками: например, герой всегда засыпал на голом полу. Город при правлении Угрюма-Бурчеева превратился в военный поселок, жители ходили в военной форме, маршировали и соблюдали строгую дисциплину. В один прекрасный день градоправитель просто исчезает.

Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский

Военный, ставший градоправителем, вошел в Глупов торжественно. Архистратиг приехал на белоснежном жеребце. Академия была сожжена, а науки – упразднены.

Анализ произведения

В сатирическом романе «История одного рода» не трудно увидеть пародию на политическое устройство Российской империи. Жители Глупова (России), по мнению автора, весьма неплохие люди. Однако огромное количество пороков, таких, как лень и неорганизованность, мешают глуповцам жить хорошо. Градоначальниками в этом населённом пункте становятся или любители праздности и развлечений, или «самодуры», пытающиеся внедрить свои собственные никому не нужные новшества. Ни от тех, ни от других нет никакой пользы. Будущее России кажется Салтыкову-Щедрину более чем безрадостным. К власти рано или поздно придёт правитель, который захочет изменить страну до неузнаваемости, разрушить старое, чтобы создать новое. Автор полагает, что такой подход не приведёт ни к чему хорошему: ничего нового создано так и не будет, старое же может быть утеряно навсегда.