Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых. Как развить нестандартное мышление и творческие способности Нестандартным творческим способом а также

Сегодня ценность человека определяется не только его положением, но и знаниями, которыми он обладает. Мало кто любит глупых и недалеких, предпочитая общаться с умными и развитыми людьми. И за это мы не имеем права кого-либо винить. Саморазвитие, тренировка своего мозга - задача каждого уважающего себя человека, ведь если в прошлом тысячелетии социальное положение можно было завоевать силой, став одним из величайших воинов, то сегодня, чтобы добиться успеха, необходимо обладать специфическими знаниями и навыками.

«Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не может учиться и переучиваться».
Элвин Тоффлер

Это означает, что сосредоточившись лишь на своих сильных сторонах, ты рискуешь переоценить собственные силы и потерпеть неудачу. К тому же в этот момент есть риск забыть о своих слабостях, над которыми также необходимо работать. Сегодня мы поговорим о том, как беспрестанно и эффективно можно развивать свой мозг.

1. Необходимо мыслить по-разному, чтобы мозг оставался активен

Твой мозг мыслит по-разному в зависимости от задачи, которую ему необходимо решить. Ведь в зависимости от конкретного случая, один тип мышления может оказаться гораздо эффективнее, чем другой. Используя лишь один тип мышления, ты рискуешь начать смотреть на мир очень узко и однобоко.

Эдвард де Боно создал метод «Шесть мыслящих шляп». Психолог считает, что мы должны бросать вызов нашему мозгу, чтобы найти самое эффективное решение. Ты должен учиться думать, используя каждый тип мышления, чтобы развить свой мозг: например, полагаясь не только на дедукцию, но и на инстинкты, критическое суждение, интуицию, анализ. Выбрав правильный тип мышления, активность мозга резко возрастает.

Теория о том, что для мыслительной деятельности мы пользуемся лишь одним полушарием, абсурдна, ведь для этого нам необходим весь мозг целиком.

«Мозг по своей сути является цельным».
Эд Херрманн

Нейроны по всему мозгу взаимосвязаны, и во время мыслительной деятельности он полностью активен.

В своей книге «Целостная работа мозга» Эд Херрманн и его дочь Энн описывают четыре основных стиля мышления, которыми руководствуется человек: администратор, болтун, решающий проблемы проблем, мечтатель. И все они соответствуют четырем квадрантам мозга. Большинство людей думает, что доминирует только одна.

Некоторые из нас склонны сосредоточиться на общей картине, чтобы найти нужные ответы; другие ищут подсказки в деталях: мышление каждого из нас индивидуально. Художник мыслит по-своему, детектив - иначе; поэты и философы также выработали индивидуальный тип мышления. Но что, если бы ты смог взять на вооружение тип мышления каждого из этих людей?

2. Детективы используют логику и дедукцию

«Я считаю, что мозг человека изначально похож на маленький пустой чердак, и вы должны заставить его такой мебелью, какую сами выберете».
Шерлок Холмс

Детективы в своей работе полагаются на внимательность, наблюдение и логику. Их разум должен всегда оставаться открытым для чистоты суждений, и эти люди учатся не судить, а наблюдать.

Мария Конникова - автор книги «Мастер разума: думать, как Шерлок Холмс» - объясняет, как осознанность помогла известному детективу фокусировал внимание на действительно важных деталях. Холмс наблюдал факты без каких-либо предубеждений. Детектив концентрировался на поиске связей и анализе всего, что он видел. Он применял принципы дедуктивного рассуждения.

Д-р Джеймс сказал: «Что такое детективная история? Это не убийство, а восстановление порядка». Порой тебе придется делать шаг назад, для того чтобы понять природу определенных явлений, закономерность поведения людей, причину их поступков. Чтобы мыслить как детектив, научись делать следующее:

1) Наблюдай, не судя.
2) Запиши свою гипотезу.
3) Вернись назад и позволь своему разуму создавать связь между событиями и фактами.
4) Помни о своих собственных предубеждениях.
5) Подтверди свою гипотезу строгостью, фактами и объективностью.

3. Философы - мастера вопросов

«Если вы не можете просто объяснить что-то, вы не понимаете это достаточно хорошо».
Альберт Эйнштейн

Философы, в отличие от детективов, пытаются не раскрыть преступление, а хотят понять, зачем оно было совершено. Они ищут ответы на такие абстрактные вопросы, как: «Что такое свобода?» или «Что значит жить?». Философы не боятся бросать вызов своему мозгу, начав мыслить в иной плоскости, нежели большинство людей. Каждый из нас может стать жертвой собственных стереотипов, ведь наш мозг поддерживает ту идею, с которой знаком.

В мире философии не столь важно уметь находить ответы, но необходимо правильно задавать вопросы, чтобы в итоге добраться до истины, до первоначального замысла.

Чтобы развить свой мозг в этом направлении, делай следующее:
1) Не принимай ничего как обыденное
2) Используй свой ежедневный опыт как стимул, чтобы бросить вызов своим убеждениям
3) Определи слабость в аргументе и используй ее
4) Попытайся изменить проблему перед ее решением
5) Постоянно изучай новые взгляды и гипотезы

4. Скульптор избавляется от ненужного, чтобы явить миру саму суть

«Я увидел ангела в мраморе и вырезал, пока не освободил его»
Микеланджело

Скульпторы наблюдают, но не объект, а то, во что его можно превратить. Эти люди видят не просто кусок мрамора или брус дерева, а ангела, прекрасную деву или мифическое животное. Их задача - избавляться от ненужных деталей для того, чтобы создать нечто прекрасное, извлечь суть предмета.

Микеланджело сказал: «У каждого камня есть статуя внутри него, и задача скульптора - открыть ее».

Скульптор смотрит под разными углами на камень, чтобы превратить его в шедевр. Он смотрит вглубь, умеет видеть целую картину в чем-то, на первый взгляд, уродливом. Так и ты должен научиться смотреть в глубь вещей, искать истинную суть, а не полагаться на то, что видишь глазами.

Чтобы уметь видеть суть, ты должен делать следующее:
1)Посмотри на возможности, а не на реальность
2)Сосредоточься на устранении ненужного
3)Не работай над деталям, прежде чем поймешь «сущность»
4)Извлекай необычное из общего

5. Журналисты скептичны и любознательны

«Если ваша мама говорит, что любит вас, получите подтверждение от по крайней мере двух независимых источников, прежде чем поверить ей».
Аноним

Журналисты ищут источники для проверки любых фактов. Ленивый будет довольствоваться двумя - профессионал опросит десяток человек, чтобы сделать какой-либо вывод. Журналистов обучают задавать вопросы, быть более любознательными, чем любой человек.

«Постепенно я понял, что люди будут легче глотать ложь, чем истину, как если бы вкус лжи был домашним, аппетитным».
Марта Геллхорн

Работа журналиста крайне сложна, и эти люди сталкиваются с постоянной конкуренцией. Поэтому, сообщая миру очередные новости, профессионалы хотят полагаться на факты, чтобы их сенсация не стала очередной желтухой. Поиск истины требует скептицизма и любознательности.

Чтобы мыслить как журналист:
1)Не опирайся на первые результаты поисков
2)Ищи различные источники, особенно противоположные
3)Никогда не доверяй своим источникам, сомневайся в них снова и снова
4)Факты - это не история. Есть много фактов, но только одна основная история
5)Твоя репутация - это все. Не рискуй ей для кратковременной славы

6. Писатели описывают то, что делают другие

«Когда уму недостаточно картин, он изобретает свои собственные».
Гэри Снайдер

Поэты думают образами, а не словами. Творчество писателя - это разговор со своим разумом, поиск решения на многие вопросы. Ты придумываешь ситуацию, а затем пытаешься найти из нее разумный выход. Работа писателя редко начинается с конечной идеи - обычно это процесс творчества, в котором мысли приходят в момент работы, есть лишь некий скелет одной великой идеи, на который автор нанизывает мысли.

Автор заставляет слова не просто передавать мысль, а создает в голове читателя образы, картины, заставляет думать и мыслить. Любопытство, воображение и желание придумать что-то новое могут дать твоему мозгу небывалые возможности и перспективы.

Чтобы мыслить как поэт:
1) Мысли образами, а не словами
2) Играй со звуками, рифмами и сумасшедшими образами
3) Экспериментируй со словами
4) Освободи себя; посещай необычные места, в которых раньше не был
5) Потрать время, чтобы сделать паузу и наблюдать

Итак, вас попросили найти нестандартный подход на работе, или вам нужна действительно креативная идея для вашей новой книги? Не волнуйтесь! Нестандартное мышление, как и любой навык, можно развивать, постоянно практикуясь. Чтобы начать развивать навыки креативного мышления, начинайте с шага 1.

Шаги

Часть 1

Придумывайте креативные решения

    Смените свое окружение. Важно уйти от обычной рутины, чтобы взрастить в себе креативность. Мысль о таком изменении ― это уже важный шаг к креативному мышлению. Это значит, что вам нужно либо создать специальный ритуал, связанный с креативностью, либо просто найти способ отвлечься и сделать перерыв в своей рутине.

    • Примите душ. Есть в этом что-то причудливо судьбоносное, так как у каждого возникала чудесная идея в душе (только вы забывали ее, пока наконец добирались до ручки с бумагой). Если вы под впечатлением от какой-либо идеи, идите в душ, но не забудьте взять с собой ручку и бумагу, и посмотрите, к чему это приведет.
    • Прогуляйтесь. Как и душ, что-то в пеших прогулках пробуждает креативность. Не важно, какая это прогулка ― для начала креативного проекта или уже часть его, она поможет высвободить много нестандартных решений. Стив Джобс устраивал встречи на прогулках для мозговых штурмов. Чайковский несколько раз прогуливался вокруг своей деревни перед тем, как начал работу над своим лучшим произведением.
    • Создайте психологическую дистанцию между вашей ежедневной рутиной и временем для креативности. Писательница Тони Моррисон всегда наблюдала солнечный рассвет перед тем, как начать писать. Она чувствовала, что это пробуждает в ней кративность.
  1. Устраивайте мозговой штурм. Обсуждение оттенков разных идей, особенно тех, которые кажутся немного выходящими за рамки обыденности, ― отличный способ найти действительно хорошее решение. Мозговой штурм помогает раскрыть свой разум, так, чтобы вы не были заключены в старых мыслительных рамках.

  2. Перемоделируйте проблему. Часть поиска креативных решений и идей состоит в рассмотрении проблемы под другим углом. Это дает вам возможность увидеть и другие возможные решения, которые вы раньше не принимали во внимание. К счастью, есть некоторые конкретные средства моделирования, которые вы можете использовать.

    • Переверните проблему вверх дном. Это можно сделать буквально или фигурально; переворот картинки может помочь вам лучше ее понять, так как ваш мозг на обычном для себя месте найдет другие компоненты там, где их раньше не было. Это срабатывает для большинства принципиальных проблем.
    • Например, если вы пишете книгу и вы не можете придумать, как внедрить главного героя в некоторые эпизоды всей истории, задайте себе вопрос: “А должен ли этот персонаж быть главным героем? какой была бы история с другим главным героем? Или более чем с несколькими героями?"
    • Работайте в обратном направлении. Иногда вам нужно сфокусироваться вначале на развязке, а потом исходя из этого построить действия. Например, вы работаете в отделе объявлений в газете. Газета теряет деньги, так как у нее не очень много объявлений. Начните с конца, лучший выход ― много объявлений правильного типа. Исходя из этой цели связывайтесь с теми предприятиями и людьми, которые могут дать вам самые лучшие, рентабельные объявления.
  3. Мечтайте. Мечты дают вам возможность провести связи, сформировать шаблоны и вспомнить информацию. Это ключевой момент нестандартного мышления, так как мечты могут вам помочь провести такие параллели, которые вы даже принимали во внимание. Так что ваши лучшие идеи могут прийти к вам ниоткуда, пока вы мечтаете.

    • Дайте себе время помечтать. Выключите компьютер, телевизор и телефон. Если вы периодически отвлекаетесь, вашему мозгу будет значительно тяжелее отдохнуть и связать информацию воедино.
    • Вы можете помечтать на прогулке или принимая душ (еще одна причина выделить себе время для прогулки или душа, это может привести вас к креативным мыслям). Мечтайте утром, перед тем, как встанете с постели, или ночью перед сном.
  4. Установите параметры. Когда вы ощущаете трудности с нестандартным мышлением, поставьте себе некоторые основные показатели. Может показаться, что это мешает креативности, но если вы установите себе правильные параметры, вы поймете, что благодаря этому вы можете настроиться на нужный лад.

    • Если вы поставите себе слишком объемную цель, это будет давить на вас. Например, вместо того, чтобы сказать: “Как я могу увеличить продажу объявлений” лучше спросите: “Как я могу убедить предпринимателей размещать свои объявления в нашей газете?”
    • Вам нужно ставить открытые вопросы и рассматривать множество вариантов решений, но вы должны привязать свои мысли к определенному вопросу или задаче. Это поможет вам получить более определенные идеи.
    • Другой пример: вместо того, чтобы спросить себя: “Как я могу сделать мой роман отличающимся от других на рынке?”, рассмотрите отдельные части истории: кто главный герой? главный герой такой же, как другие персонажи (белый, гетеросексуал, симпатичный, но не знает об этом)?; или если это фантастический роман, то “какая магическая система? это магия или неопределенность?”
    • Или вы можете сказать себе, что вы должны переписать эпизод в своей истории, только теперь у персонажа не будет доступа к магии. Как вы выйдете из ситуации?
  5. Продумайте самый плохой сценарий. Страх убивает креативность. Страх заставляет вас делать шаги, которые хорошо вам известны. Когда вы продумываете самые плохие сценарии, вы не только готовитесь к ним, но вы также можете убедить себя, что плохой сценарий не настолько уж и плох, что вы не должны пытаться.

    • Пример для человека, занимающегося объявлениями: вы могли бы подумать, что произойдет, если вы попытаетесь внедрить новую креативную схему, которую собираетесь предложить для долгосрочных партнеров (например, лучшее место на странице, выделение цветом, скидка и т.п.). Возможно, худшее, что может случиться, это никто не примет предложение, или вы на этом потеряете деньги. Придумайте план, что бы вы делали с таким результатом.
    • Пример для написания романа: ваш худший сценарий - издательство или агентство не захотят продавать ваш роман, так как он является клоном предыдущего бестселлера.

    Часть 2

    Поддержка нестандартного мышления в долгосрочной перспективе
    1. Смените свой распорядок. Для креативности нужно, чтобы вы не погрязали в одной и той же рутине каждый день. Даже самые маленькие изменения могут стать хорошим подспорьем для выдергивания вас из повседневности и развития нестандартного мышления.

      • Выходите из своей зоны комфорта. Делая это, особенно делая то, что не планировали, поможет вам лучше справляться с новыми ситуациями. Также это помогает открыть свой разум для новых мыслей и ситуаций, которые могут открыть в вас новые нестандартные мысли.
      • Будьте спонтанным. Делайте что, что не планировали, случайно. Это заставит вас адаптироваться к моменту и решать проблемы на лету. Вы даже сможете связать это с текущим проектом.
      • Меняйте небольшие привычки. Например, каждый день возвращайтесь домой с работы разными путями. Каждое утро ходите в разные кофейни.
    2. Изучайте другое поле деятельности. Это может показать вам, как работают люди в другой отрасли и дать возможность внедрить их идеи в вашу деятельность. Поле деятельности может совершенно отличаться от вашего, или в чем-то пересекаться с ним, но оно должно быть достаточно другим, чтобы дать вам свежий взгляд на ваше собственное.

      • Например, человек, занимающийся объявлениями может поискать темы по психологии или заглянуть особенности бизнеса, от которого он ждет объявлений.
      • Романисту следует почитать литературу не только своей выбранной области (для старшего школьного возраста, например), а посмотреть в сторону фантастики, мистики и классики для вдохновения.
    3. Познавайте новое. Чем больше вы расширяете свои горизонты, тем больше связей и аналогий ваш мозг может провести. Чем к большему объему информации у вашего мозга есть доступ, тем больше у него возможностей сгенерировать нестандартные решения.

      • Проходите обучение не по предмету из вашего поля деятельности. Это может быть что угодно ― от кулинарных курсов (если вы не повар) до кружка скалолазания. Писатель сможет использовать полученный опыт кулинарии в своем сюжете (люди, у которых есть чувство, что они знают, что делают и не пользуются инструкциями противопоставятся тем, кто тщательно следует точным указаниям инструкций).
      • Изучайте новый язык. Это не только будет поддерживать вашу остроту мышления и формировать новые связи, это также может открыть для вас новые способы мышления. Человек, занимающийся объявлениями, может использовать этот опыт, для начала раздела двуязычных объявлений, чтобы привлечь большее количество людей.

    Часть 3

    Креативное взаимодействие с другими людьми Идеи не существуют в вакууме. Даже нестандартные мыслители вроде Сальвадора Дали (например) начинали с прорисовки идей, которые они получили из более ранних источников. Если вы берете в расчет идеи других людей, это поможет вам развить свои собственные.
    • Вы увидите, как другие люди могут нестандартно мыслить. Изучение шаблонов и способов мышления других поможет вам уберечь от застоя свое собственное мышление. Вы даже можете сказать себе: "Как бы мой креативный друг-художник увидел эту проблему с объявлениями?"
    • Вы также можете посмотреть на идеи знаменитых новаторов. Изучите, какие у них были рабочие идеи, а какие идеи не сработали. Посмотрите на их практики развития креативного мышления (например, Стив Джобс, Чайковский и Тони Моррисон из первой части этой статьи) и попробуйте их практики применить.
  6. Учитесь слушать. Один из способов научиться мыслить нестандартно ― оставаться тихим и слышать, что говорят другие люди. Это отличная идея как минимум потому, что вы на самом деле можете услышать, что говорят другие люди и не презентовать те идеи, которые уже прозвучали. Это также поможет вам упорядочить свои мысли перед тем, как их озвучите.

    • Например, человек, занимающийся объявлениями, пытается продать место под объявления предпринимателю, который на самом деле ненавидит газету. Если сотрудник не выслушает возражения предпринимателя (например, он думает, что его объявления не поставили в приоритет и ему не нравится содержание газеты), он не сможет склонить бизнес к размещению объявления у него. А это предприятие затем может стать частью схемы привлечения неудовлетворенных клиентов обратно.
  7. Помните, вы будете презентовать идеи, которые могут отклоняться от “нормальных”. Это то, о чем вы должны помнить, вовлекая других людей, особенно в деловых отношениях. Иногда нестандартные идеи не являются правильными для решения задачи.

    • Также хорошо помнить, что ваши идеи могут не сработать. Это нормально! Это часть процесса обучения и поэтому вы должны принимать во внимание худшие сценарии развития событий, когда вы предлагаете свое решение.
  • Вам нужно жаждать осваивать те вещи, которые находятся за пределами вашей зоны комфорта. Это очень освежает, и вы можете найти новые интересы и встретить новых людей.
  • Почитайте что-либо не вашего обычного жанра. Например, если вы думаете, что “ненавидите” детективную литературу, почему бы вам ее не почитать? Вы можете быть приятно удивлены, и даже если нет, вы разнообразите ваш мыслительный процесс.

Уметь мыслить нестандартно и креативно сейчас должен каждый. Это касается даже тех людей, которые не относят свою профессию к творческой. Нестандартных решений и свежих, необычных идей ждут работодатели от своих подчиненных в любой сфере.
Помимо работы мы каждый день сталкивается с ситуациями, которые требуют незамедлительного принятия решения. И чаще всего именно нестандартные, непривычные и неожиданные решения положительно влияют на развитие событий.

Общая и направленная креативность

Общая креативность касается образа жизни и образа мышления. А вот направленная креативность касается определенной сферы деятельности. К примеру, работы и профессиональных качеств. Развивать нестандартное мышление можно отдельно как общее, так и профессиональное. Но все-таки, полностью их разделить невозможно. Поэтому наилучших результатов можно добиться, только развивая и общую, и направленную креативность.
5 этапов в развитии нестандартного мышления
Развивая творческое, креативное, нестандартное мышление, очень важно всегда помнить о том, что творческие способности и задатки есть абсолютно у каждого. Просто проявляются они по-разному. И степень стереотипного мышления также у всех разная.

Не бояться и не стесняться своих идей

Первое, и самая главная рекомендация заключается в том, чтобы не стесняться своих идей, даже самых глупых и нелепых. Многие люди настолько закомплексованы в этом плане, и настолько сильно боятся показаться нелепыми, что стараются погасить все свои идеи еще до их зарождения.

Выделять отдельное время для размышлений

Для того чтобы научиться мыслить нестандартно и креативно очень важно оставлять время на размышления. Мыслей в голове очень много, они меняются каждую долю секунды. И не всегда мы успеваем их обдумать, отсортировать. Именно поэтому в распорядке дня должно быть хоть немного времени, когда вы нечем не заняты, а просто размышляете, пусть даже и не о чем конкретном. Идеальный вариант если это будут прогулки на свежем воздухе в полном одиночестве. Это не должны быть прогулки от остановки до работы, это должно быть отдельно отведенное время. Когда не нужно некуда спешить и не нужно ни на что отвлекаться. Если никакие мысли в голову не лезут, то можно просто обдумать произошедшие события.

Давать волю своей фантазии

Для многих следующий совет может показаться глупым, но, тем не менее, он очень действенный. Иногда необходимо прокручивать в голове различные сценарии событий. Это могут быть фантастические события, или же реалистичные. Иногда можно придумывать сценарии с негативными событиями и стараться придумать выход из всех сложившихся ситуаций.

Записывать идеи

Для того чтобы научиться мыслить креативно необходимо все свои идеи записывать на бумаге. Для этого стоит завести отдельный блокнот, который будет посвящен идея и планам. И даже если Вы не будете его постоянно перечитывать это будет иметь эффект, так как то, что пишется ручкой на бумаге откладывается и в голове. Зачем записывать все идеи и как это повлияет на развитее мышления? Ответ очень прост.

Наш мозг не может помнить все одновременно, и некоторые вещи забываются, иногда люди забывают, что хотели сказать минуту назад. Поэтому все идеи, которые приходят в голову необходимо записывать, даже если на первый взгляд они кажутся бредовыми. Наш мозг работает даже в подсознании. И возможно, немного измененная бредовая идея станет самой гениальной.

Также помимо идей важно записывать интересные дела, которые хотелось бы сделать. Это не должен быть план работы на день или на неделю. Записывать нужно именно те дела, которые Вы не делаете в повседневной жизни, но очень хотелось бы попробовать (например рисовать или сделать определенный браслет, или испечь печенье по необычному рецепту или поиграть в бильярд или боулинг, или спрыгнуть с парашютом).

Опыт и практика

Ничего хорошего случайно получиться не может. Случайно получается только что-то плохое. А все хорошее – это результат труда и практики. Чем больше Вы будете придумывать различных идей, тем больше практики будет у Вашего мозга. Чем больше Вы будете моделировать в голове различных ситуаций, и придумывать решения (пусть даже нереальные и неосуществимые) тем больше Ваш мозг будет нацелен на решение проблем и поиска наилучшего выхода. Если коснуться профессиональной деятельности, то можно сказать что гениальные идеи не возникают с потолка, они появляются в результате длительной практики и опыта.

Несколько важных советов для развития креативности

  • Не нужно стараться придумать что-то совершенно новое, это практически нереально. Можно просто попробовать совместить несовместимые вещи. Это и будет новым;
  • Посмотрите на привычные вещи другими глазами. Придумайте стандартным вещам необычное применение;
  • Старайтесь на любую ситуацию посмотреть с другой стороны или под другим углом. Не воспринимайте нежелательную информацию категорично. Возможно, если посмотреть на нее с другой стороны она не будет столь негативна, важно просто найти правильный угол, под которым на нее смотреть;
  • Старайтесь не высказывать свое первое впечатление мгновенно. Возможно, оно ошибочно. Но запомнить первое впечатление нужно обязательно;
  • Совершайте безумные поступки, на которые Вам сложно решиться;
  • Путешествуйте, познавайте чужие народности и традиции. Это значительно расширяет стереотипные рамки, и меняет мировоззрение;
  • Очень важно иметь четкие планы и цели. Творческий беспорядок не имеет ничего общего с творческим мышлением. Обычно у творческих и креативных людей всегда есть очень конкретные и четкие планы и цели;
  • Всегда придумывайте несколько выходов из сложившейся ситуации. Анализируйте и взвешивайте каждый из них. Даже если Вам определенно нравится один, не стоит пренебрегать остальными, по крайней мере, обдумать их точно нужно;
  • Если есть возможность, наблюдайте за детьми. Дети выдают самые непосредственные идеи, они точно умеют мыслить нестандартно и креативно.

Научитесь слышать свою интуицию, и доверяйте ей. Она всегда права.

Как научиться мыслить нестандартно? Этим вопросом задается множество людей, начиная от представителей творческих профессий, ищущих оригинальные идеи для своих произведений, и заканчивая школьниками, озабоченными тем, как, не зная все темы, успешно сдать экзамен. Кто-то может сказать, что такой навык относится к числу врожденных способностей. А значит, искусственное его развитие обычно не приводит к желаемому результату.

Другие же не разделяют эту точку зрения. Большое число литературы, посвященной теме: «Как научиться мыслить нестандартно», говорит о правоте последних. Особенно много таких книг написано англоязычными авторами. В этих произведениях нередко приводится определенное количество советов (например, «21 способ мыслить нестандартно»), благодаря которым можно овладеть заветным умением.

В настоящей статье будут приведены некоторые из этих рекомендаций.

Изучение опыта известных людей

Прежде всего следует учиться на примерах из истории. За время существования человечества было немало людей, чьи оригинальные идеи повлияли на судьбы целых народов. С помощью своего нестандартного мышления им удавалось совершать великие открытия и влиять на ход истории. Можно вспомнить хотя бы блестящий план полководца Багратиона, оказавшийся спасительным для нашего отечества во время войны 1812 года. Тогда для противостояния вторгшейся в границы России многомиллионной армии Наполеона Бонапарта было направлено два войска. Одним из них командовал Багратион, а другим - Барклай де Толли.

Французский император горделиво говорил, что его военная сила встанет между двумя фронтами и не позволит противнику объединить свои усилия. Русские же войска не спешили бросаться в схватку с неприятелем. Багратион отступал до самой Москвы, не давая генерального сражения, а участвуя только в незначительных стычках, которые не могли принести ощутимых потерь его войску, но постепенно сокращали численность французской армии.

Великий полководец, будучи нестандартно мыслящим человеком, понял, что в России можно вести военные действия иначе, чем на территории какого бы то ни было другого европейского государства. Огромная территория нашей страны просто не могла быть преодолена французами без потерь.

К тому же суровый климат тоже сыграл не последнюю роль в деле противостояния неприятелю. Вершиной тактической мысли русских военачальников было отступление из Москвы. Русские открыли врагу свободный доступ в древнюю столицу, но прежде чем это сделать, они сожгли ее дотла.

Так же они поступали и с большей частью захваченной неприятелем территории. Этот метод получил название «выжженной земли». Французским солдатам пришлось в течение нескольких недель находиться в разоренном городе. Начался голод. К тому же зима того года отличалась суровостью. Ничуть не легче пришлось французам и когда они начали отступать из Москвы. На сожженных территориях они не могли найти ни убежища от ненастья, ни более или менее пригодной пищи.

В итоге, деморализованная, голодная и замерзшая горстка оставшихся в живых французов пересекала границу в обратном направлении. Это было гибелью великой армии Наполеона Бонапарта.

Как научиться мыслить нестандартно? Этим искусством можно овладеть, рассматривая подобные примеры из истории.

Анализ исторических событий

Положительное влияние на умственную деятельность может оказать и анализ той или иной неординарной идеи. Например, в рассматриваемом случае Багратион пренебрег европейскими традициями ведения войны и решил сберечь жизни солдат, предоставив борьбу с врагами природным условиям. Он смог переступить через всеобщее убеждение о том, что отдать врагу Москву - это значит погубить Россию.

Разные варианты

Другой действенный совет, благодаря которому можно научиться мыслить нестандартно, гласит: «Всегда рассматривайте несколько вариантов решения проблемы».

Существует европейская поговорка: «Даже очутившись в желудке у кита, человек имеет как минимум два выхода». Нестандартно мыслить и развить этот навык можно, используя следующее упражнение.

Нужно назвать любое существительное и придумать сто вариантов возможных действий с этим предметом. Например, взяв слово «монета», человек, как правило, в первую очередь называет такие глаголы, как «расплачиваться» и «давать в долг».

Но когда стандартные варианты исчерпаны, ему приходится изобретать более изысканные решения. Здесь можно вспомнить другую пословицу, на этот раз русскую, которая звучит так: «Голь на выдумки хитра». И действительно, при неимении какой-либо вещи человек очень часто находит ей замену, используя подручные материалы. Порой в ход идут достаточно неожиданные предметы.

Поэтому, решая задачу, иногда бывает полезно умышленно исключить все банальные варианты.

Преодолеть психологический барьер

Известно, что люди, которые мыслят нестандартно, чаще всего не любят фразы «так не принято», «все делают вот так» и подобные им.

Действовать и мыслить не по шаблону - это стиль их жизни. Так же следует поступать любому, кто хочет развить в себе умение придумывать оригинальные идеи.

Другой барьер, стоящий на пути к этому навыку, заключается в таких комплексах, как неуверенность в себе и низкая самооценка. «У меня не получится» или «так никто до этого не поступал» - эти выражения являются злейшими врагами прогресса.

Другая сторона медали

Чрезмерная самоуверенность тоже вредит всему новому и оригинальному. Плох тот начальник, который не умеет признать факт, что идея, высказанная его подчиненным, гораздо лучше его собственной.

То же самое можно сказать и о «зацикленности» на определенном образе действий. Иногда бывает полезно пойти путем, которым до этого еще не ходил. Это не значит, что нужно без разбора принимать все новое, но и с хода отвергать необычные идеи тоже неблагоразумно.

Так, в одной зарубежной компании претендентам на рабочие места предлагалось прокомментировать следующие утверждения: «Все тюрьмы нужно закрыть», «Пенсионный возраст необходимо повысить до восьмидесяти лет». Соискателям, которые сразу отвергали возможность осуществления этих планов, было отказано в трудоустройстве.

Нет эмоциям!

Кстати, такая невосприимчивость человека к нестандартным идеям часто объясняется его излишней эмоциональностью. Он слышит высказывание, которое с первого взгляда кажется ему неверным, бурно и негативно реагирует на него и из-за своей впечатлительности отбраковывает хорошую идею. Поэтому в статьях на тему: «Учимся нестандартно мыслить» часто приводится следующая рекомендация: «Никогда не говори "никогда". Всегда обдумывай любую, даже самую нелепую идею».

Решение конкретной проблемы

До сих пор в данной статье говорилось о развитии общего навыка нестандартного мышления. Но чаще всего люди сталкиваются с необходимостью новой оригинальной идеи в конкретной жизненной ситуации. Как быть, когда все существующие варианты недостаточно хороши и нужен иной способ решения проблемы?

С ног на голову

В таком случае полезно взглянуть на вопрос с другого ракурса. Вы увидите проблему в новом свете, если отвлечетесь от важных деталей и обратите внимание на второстепенные моменты. Такой метод можно также назвать «поиском бреши»- человек «атакует» проблему с разных сторон, ища наиболее удобный подход.

Физиология

Известно, что левое полушарие мозга большинства людей отвечает за творческое мышление. Стимулировать его деятельность можно следующими способами:

1. При работе за компьютером следует переложить «мышь» из правой руки в левую. Тогда и соответствующее полушарие получит необходимую разминку.

2. Также можно сформулировать задачу и написать про нее стихотворение. На первый взгляд данный способ кажется нелепым. Но он тоже основан на законах физиологии. Облекая задачу в стихотворную форму, человек четко формулирует ее (используя рациональное мышление, то есть правое полушарие) и совершает творческий акт (задействовано левое полушарие). Таким образом можно максимально активизировать мозг.

Заключение

Излишний консерватизм, как правило, препятствует тому, чтобы начать нестандартно мыслить. Поэтому, оставаясь самим собой, иногда все-таки стоит попробовать что-то новое, нехарактерное для вас. Для начала можно послушать музыку жанра, который вам никогда не нравился.

Виктория Шиманская рассказывает, как расширить границы реальности и позволить проявиться своим творческим началам.

Все хотят быть особенными

На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.

В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью. Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции. Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.

Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.

Характеристики творческой личности

  • Гибкость ума и нестандартный взгляд на вещи. Творческие люди обладают способностью мыслить вне рамок и клише. Они свободны от стереотипов и открыты к новым, пусть даже сумасшедшим идеям;
  • Оптимизм и юмор. Жизненные трудности воспринимаются творческими людьми как уроки, приносящие бесценный опыт и мудрость. А способность посмеяться над собой и ситуацией обеспечивает легкое отношение к любым возникающим проблемам;
  • Любознательность. Буквально – они любят знания, любят новые места и общение с новыми людьми. Им все интересно, все любопытно, как маленькие дети, они не прекращают задавать вопросы окружающим и самим себе, а жизнь воспринимают как возможность для самовыражения;
  • Уверенность в себе и независимость от чужого мнения. Творческие люди не боятся высказывать точки зрения, отличающиеся от общепринятых. Они не оглядываются на других с целью получения признания, они смотрят только в себя. Так, индийский математик Сриниваса Рамануджан добился колоссальных успехов в области теории чисел, не имея специального математического образования. Несмотря на специфику науки, Сриниваса не боялся творить и имел смелость сначала выдвигать теоремы и формулы и только потом вместе с лучшими профессорами Кембриджского университета в течение нескольких лет искать их доказательства;
  • Эмоциональное восприятие жизни. Творческие люди проживают жизнь ярко и эмоционально. Они осознают свои реакции и эмоции, позволяют себе испытывать любые чувства и эмоции, находятся в состоянии «здесь и сейчас».

Творческий подход применим во многих аспектах нашей жизни – от разгадывания детского ребуса до проработки стратегии развития бизнеса или решения сложной жизненной ситуации.

При каждом таком творческом акте неизменно происходит создание чего-то нового – находится новый путь решения поставленной задачи или применяется какой-то новый подход. В этом, собственно, и заключается само творчество и самореализация. При этом всегда происходит взаимодействие познавательной сферы личности и эмоционального интеллекта в единстве, где исключение одной из сторон невозможно (подробнее об этом ). А следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем свое творческое начало, которое есть у каждого без исключения.

С чего начать поиски своего «творческого начала»? Реальные методы

1. Работаем над своими психологическими барьерами

Будьте честны с самим собой и проанализируйте, что мешает вашей креативности выйти из тени предрассудков и страхов. Нередко основной причиной является боязнь показаться глупым. Руководствуясь этим страхом, человек выбирает путь наименьшего сопротивления – «быть таким, как все». Корни такой установки уходят глубоко в наше детство, когда родители, возможно, негативно реагировали на творческие порывы ребенка, гасили их или даже стыдили за них. Работаем с самооценкой и обращаем внимание на то, как мы реагируем на креатив своих детей, чтобы не наступить дважды на те же грабли.

2. Слушаем свой внутренний голос

Творчество – это реализация неповторимости и уникальности нашей личности. Искать его нужно прежде всего в самом себе: слушаем свою интуицию, доверяем своим ощущениям и осознаем свои эмоции.

Нас учат в школе, что из пункта А надо сначала попасть в пункт В и только потом – в пункт С. Череда логических последовательных выводов может приводить нас к правильным и оптимальным жизненным решениям и выборам. Но! Мы живем не в линейном мире. По последним данным теории струн, мы живем минимум в 10 измерениях, и из пункта А можно сразу попасть в пункт Z. Как? Ответ на такой трудный вопрос скрывается не вовне, а внутри нас, и основная задача – услышать его, приоткрыв рамки привычных убеждений, и дать право жить нашим самым смелым фантазиям.

3. Входим в «творческий поток»

Многие из вас испытывали так называемое «состояние потока» – состояние некого транса, когда с удивительной легкостью и за короткий промежуток времени свершаются дела, создаются произведения искусства, решаются трудные задачи. Время в таком состоянии летит незаметно, человек находится в своей высшей степени работоспособности и вовлеченности в дело.

Это состояние – не вымысел, а изученное психологическое явление, которое впервые исследовал американский психолог Михай Чиксентмихайи. Михай утверждает, что в состояние «потока» может войти каждый без исключения путем работы над восприятием действительности. Способы концентрации внимания и входа в поток у каждого свои. Вспоминаем пережитый опыт потокового состояния и привносим в свою жизнь максимум аналогичных условий для его создания. Это может быть особая музыка, созерцание прекрасных видов, поездка в одиночестве на автомобиле, общение с близкими «на одной волне» – вариантов масса, важно найти и использовать свой.

4. Развиваем творческое мышление

Важной составляющей творческого потенциала человека является способность творчески мыслить – креативить. И если вы чувствуете явный пробел в этом умении, вот конкретные упражнения, которые помогут натренировать творческого мышление:

5. «Фантазии на скорость»

Возьмите любые карточки c картинками или словарь русского языка. Наугад выберите два слова или две картинки и быстро придумайте предложение, в котором будут использованы обе картинки или оба слова. Например, находим слова «заяц» и «куст», строим предложение: «Заяц прячется под кустом». Попробуйте выполнить упражнение вместе с детьми – понравится всем!

6. «С конца до начала»

Представьте, что результат какого-либо дела, которого вы хотите достичь, уже существует. Пройдите «лабиринт» от финиша к началу – прокрутите в голове все шаги, которые были сделаны, в обратном порядке. Упражнение позволяет увидеть целостную картину и сложить воедино все действия по реализации какого-либо проекта, которые ранее никак не могли соединиться в пошаговый план.

7. «А что, если?»

Представляем себя детьми и начинаем фантазировать: «Каким бы был наш мир, если бы в сутках было 45 часов?», «Каким бы был наш мир без электричества?», «А что если бы все люди могли читать мысли друг друга?», «А что если бы все наши желания исполнялись?» – и т. д. Размышлять можно в одиночестве, с детьми или с близкими во время дружеских посиделок. Хорошее настроение гарантировано!

8. Визуализация

Вашу реальность, ваши мечты о будущем, конкретные задачи или проекты – оформляем наглядно. Берем большой лист ватмана, старые вырезки, цветную бумагу, фото, пластилин, ленточки и т. п. Правил и инструкций нет, полная свобода творчества. Удивитесь, как из полного хаоса вы сами создадите наглядную картинку любого аспекта вашей жизни.

9. Общение

Один из самых эффективных способов повышения творческой активности – это окружение себя творческими и разносторонними людьми. Выходите из тени, дискутируйте, высказывайте свое мнение, спорьте! Ведь именно в конструктивных дискуссиях знания становятся «объемными», а события и явления предстают перед нами с разных сторон.

10. Дыхательные практики

Самое простое – «техника на 5 счетов»: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох и снова остановка. Снижаем уровень тревожности, повышаем уровень осознанности: во время дыхания постепенно концентрируемся на частях тела – от кончиков пальцев ног и до самой макушки. Представляем, как воздух проходит через все наше тело, каждый орган вдыхает и выдыхает кислород, постепенно растворяясь со светом вокруг. Попробуйте!

11. Состояние «спокойной воды»

Представьте, что все ваши волнения и тревоги – это рябь на реке, которая мешает увидеть водную гладь и отражение в ней прекрасного мира вокруг. Спокойная вода – объективная реальность – такая, какая она есть.

Итак, теперь мы знаем, что творчество – это неотъемлемая часть нас самих, которую нужно найти, удержать и непременно развивать. Оно наполняет нашу жизнь смыслом, позволяет быть целостными и дает возможность самореализации. Раскрытие своего творческого потенциала – это именно то, с чего стоит начать путь поиска гармонии с собой и окружающим миром.


Самые актуальные материалы - в Telegram-канале Rusbase


Материалы