Проблемный метод обучения на уроках географии. Проблемное обучение на уроках географии

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

    начинает воспринимать себя по-иному; более полно принимает себя и свои чувства; становится более уверен в себе и автономен; ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело; становится более похожим на человека, которым хотел бы быть; начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т. к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.


География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

    наблюдения (в том числе и летнее), практических работ , просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков, сообщения учащихся, рефераты, участие в научно-исследовательской работе , использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа – пятая) – конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

В настоящее время много говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

Технология проблемного обучения может быть полностью реализована только при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.

Что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала». Из этого определения следует 2 вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть .

В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  1. Проблемное изложение.
  2. Частично -поисковый;
  3. Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне .

Характеристика методов проблемного обучения и применение их на уроках географии

Название метода Характеристика Применение
Проблемное изложение (лекция, рассказ) Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.
Сила проблемного изложения в его прогностических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждениях или строят его иначе, по – своему, проявляя тем самым творческое мышление.
Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки .
При изучении темы «Климат Австралии» предлагаю следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах».
В ходе работы с картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Но в ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами. В дальнейшем большая роль принадлежит учителю, который должен так изложить материал, чтобы ученики усвоили логику движения к решению проблемы.
«Летом в субэкваториальном поясе господствуют экваториальные воздушные массы, которые приносят большое количество влаги. В тропическом климатическом поясе круглый год господствуют тропические воздушные массы, которые по своим свойствам сухие. А так как большое количество тепла расходуется на испарение, то в экваториальном поясе, где летом повышенная влажность, средние температуры лета будут ниже, чем в тропическом поясе».
Частично – поисковый (эвристическая беседа). Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Черты:
1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы.
2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы .
Изучая тему «Климат Австралии», прошу учеников проанализировать климатическую карту Австралии и определить количество осадков в пределах тропического пояса.
* Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса? (нет).
* В какой части этого пояса выпадает осадков больше? (в восточной части выпадает 2000 – 1000 мм в год, а в центральной и западной 250 – 500 мм в год).
* В ходе изучения темы «Общие закономерности климата» мы изучали, что в пределах тропического климатического пояса преобладает область повышенного атмосферного давления. Поэтому над тропиками осадков выпадает мало. (возникает проблема).
* Какие ещё климатообразующие факторы кроме географической широты будут влиять на выпадение осадков? (горные хребты, течения, постоянные и переменные ветры и т. д.).
* Обратите внимание на карту, какой географический объект протягивается в восточной части Австралии с севера на юг? (горы).
* Как горы повлияют на распределение осадков? (они будут задерживать движение влажных воздушных масс с Тихого океана, и большая часть осадков будет выпадать на восточных склонах гор, т. е. в восточной части тропического пояса).
Вывод: таким образом, кроме поясов атмосферного давления на распределение осадков большое влияние оказывает и рельеф местности.
Исследовательский Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом . Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники, энциклопедии).
Примеры проблемных заданий:
* Почему в пустыни Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
* Отсутствие древесной растительности в степи объясняется недостаточным увлажнением, почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?

Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 6 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

Характеристика приёмов и форм проблемного обучения и применение их на уроках географии

Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», я начала планировать урок с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

В процессе решения проблемных вопросов и заданий знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными.

Основными формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные формы изложения – рассказ, объяснение, беседа.

К числу перспективных направлений в совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы:

«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему.

– В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

– Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

– Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

– Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического, целлюлозно-бумажного) или ТЭЦ. Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя, производственника, врача.

Сложной задачей стоящей перед учителем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями.

Так, при изучении темы «Металлургический комплекс» объясняю ребятам, что это «грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию, используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии – строительство автоматизированных мини-заводов. Они работают на металлоломе, экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания:

«Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?»

Анализируя работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах, где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.

Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.

Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.

Список литературы :

  1. Лернер, Г.И. Методы обучения и их специфика / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 37. – С. 22 – 27.
  2. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках биологии / Г.И. Лернер // Первое сентября. Биология. – 2004. - № 39. – С. 26 – 31.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  4. Методика обучения географии в школе /под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997. – 320 с.

Проблемные вопросы по географии

Составитель:

учитель географии

МАОУ «СОШ № 000 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Перми

Как изменить обучение школьников географии, чтобы оно не подавляло, а опиралось на естественное стремление познавать мир, в котором он живет? Как академическое знание сделать доступным, понятным, полезным каждому ученику? Хороший результат дает самих учеников в процесс построения знания.

Главным условием активизации деятельности учащихся на уроках является постановка перед ними познавательных задач. Эти задачи могут быть в виде проблемных вопросов и заданий, создающих на уроке проблемную ситуацию. Решение проблемных заданий приводит к развитию творческого мышления школьников.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, которое он не может выполнить при помощи имеющихся знаний или уже известными, прежними, знакомыми способами. Для этого он должен получить новые знания или использовать новый способ действия.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.

Проблемные вопросы и задания в своей работе использую на всех этапах урока: перед изучением новой темы, в процессе изучения нового материала, при обобщении знаний, при закреплении нового материала. Проблемных вопросов и заданий можно составить много по разным темам. Для их составления использую разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярную литературу, статьи из текущей периодической печати.


На уроках географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше, чем в экваториальном. Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» (вопрос № 19).

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе после рубки леса?» (вопрос № 14).

Задания, требующие понимания противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т. е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба (вопрос № 16).

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, объяснить черты ясной и ненастной погоды по местным признакам. Учащимся необходимо высказать свои суждения, обосновать ее научно-практическое значение (вопрос № 13).

Задания-парадоксы, например: «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?» (вопрос № 18).

Таким образом, эффективность обучения в курсе географии может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения.

Тема урока

Тип урока

Проблемный вопрос и задание

План местности

(время выполнения


«Уже прошло несколько часов, как ученики отправились в поход. Нужно сделать остановку. Но где? Юра остановился, достал какую-то бумажку и начал ее разглядывать:

– Да, за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал».

Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

План местности

(время выполнения

«Испанские моряки, впервые побывавшие на островах Океании 7 18 веке, встретив , попросили их рассказать об окружающем их мире. Те, недолго думая, нарисовали на песке разные по величине кружки, расположенные в ряд. Так они показали расположенные рядом с ними острова».

Можно ли составить план местности на глазок?

Градусная сетка

(время выполнения

Применение знаний, умений и навыков на практике

В повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на . Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.

– Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и…

– Гек Финн, разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит – на земле их нет.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

Градусная сетка

(время выполнения


У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

Географические координаты

(время выполнения

Урок усвоения новых знаний


Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SОS его находят другие корабли и оказывают помощь.

Как это удается сделать – найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?

Внутренние силы Земли

(время выполнения

Комбинированный

«…Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Бетонные блоки стен с визгом терлись друг о друга и вываливались наружу и внутрь квартир. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной» (, 1989).

Как ты считаешь, о каком геологическом процессе говорится в тексте?

Питание и режим рек

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

(время выполнения

Урок актуализации знаний и умений

Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым?

Человек и гидросфера

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений


Используя краеведческий материал, объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство .

Мировой океан

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

В каком море больше воды – в Черном или Балтийском?

Движение вод Мирового океана

(время выполнения

7-10 минут)

Урок актуализации знаний и умений

«В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную экспедицией Уилла Стигера на Северном полюсе в мае 1986 года».

Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров? Почему море редко бывает спокойным? В чем причина волнений?

(время выполнения

10-12 минут)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу».

Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого?

(время выполнения

Урок закрепления знаний

Объясните черты ясной и ненастной погоды по местным признакам:

На муравейнике бойкое движение. (Ясно) Птицы поют весело. (Ясно) Утром сухая трава. (Ненастная) Одуванчики закрываются. (Ненастная) Стрижи летают низко. (Ненастная)

Природные комплексы

(время выполнения

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Какие изменения наступают в природе после рубки леса? (Назовите не менее 5 следствий).

Рельеф Земли

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

Климат Земли

(время выполнения

Практикум контроля знаний и умений


Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?

Как изменится климат при увеличении площади мирового океана?

Природные зоны Земли

(время выполнения

Урок рефлексии


На каких материках и в связи с чем природные зоны сменяют друг друга не с севера на юг, а с запада на восток?

Рельеф Африки

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

Почему высочайшая вершина материка вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником?

Климат Африки

(время выполнения

Комбинированный

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Объясните, почему в Ю. Америке (самом материке) находится пустыня Атакама?

Назовите причины образования пустыни на побережье Тихого океана.

Список литературы:


Андреева обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Кудрявцев обучение. М., 1991 Паншечникова задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение,1992 Понурова подход в обучении географии в . – М.: Просвещение, 1991 Примерные программы по учебным предметам. География. 6 - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010 Финаров обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Проблемное обучение на уроках географии.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя - принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.

География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Что подразумевается под проблемным обучением?

1. Метод проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт -> гипотеза -> теория ->знание (истина).

Задача учителя - направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

Семинары (индивидуальная работа); - структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

Практические занятия (коллективная работа) - исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

ВИДЫ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны - благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, прошу у учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

Задания-парадоксы , например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан - имеют два паводка в год - весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии - источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

Урок-практикум на тему: «Характеристика климатических поясов Африки».

Подобные уроки возможны не только в старших, но и в седьмых классах. Они отличаются большим объемом практической работы, полностью ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых знаний и, следовательно, предполагают заключительные выводы по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делят на число групп. Равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:

Определить какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу.

Заполнить в тетради таблицу:

Выяснить:

Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе)

Почему полуостров Сомали - одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе)

Почему в пустыне Наиб, находящейся на побережье атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе)

группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

Почему в северной части Африки климат сухой, чем в южной?

Как видно. Проблемные вопросы (третьи) обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом. Названные различия связаны с географической широтой и углом падения солнечных лучей, поясами атмосферного давления. Сменой воздушных масс и господствующих ветров.

Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

Соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.

Не менее важна и групповая работа (исследовательская группа - пятая) - конструирование ответа в определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты. Приведенный пример подтверждает возможности использования разноуровнего обучения в системе урока.

Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

0 Проблемное обучение на уроках географии

Казахстан, Западно - Казахстанская область, Зеленовский район, с. Переметное
Переметнинская средняя общеобразовательная школа

Учитель географии и экологии

Ипполитова Н.Г.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы»

Проблемнаяситуация – это начальныймомент мышления, вызывающий познавательнуюпотребностьученияи создающийвнутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация может быть различной. Посодержаниюнеизвестного проблемныеситуацииделятся:неизвестнаяцель;неизвестенобъект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условиявыполнения деятельности.

По уровню проблемности:

I. возникающие независимо от приемов;

II. вызываемая и разрешаемая учителем;

III. вызываемая учителем, разрешаемаяучеником;

IV. самостоятельное формированиепроблемы и ее решение.

Повидурассогласованияинформации:неожиданности;конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

Пометодическим особенностям:непреднамеренные;целевые;проблемное изложение;эвристическаябеседа;проблемныедемонстрации;игровые проблемныеситуации;исследовательскаялабораторнаяработа;проблемный фронтальныйэксперимент;мысленныйпроблемныйэксперимент;проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методыоснованына созданиипроблемныхситуаций,активнойпознавательнойдеятельности учащихся,состоящих в поискеи решении сложныхвопросов,требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельнымифактами.

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.

На сегодняшний день существуют различные типы обучения. Приведем сравнительные черты сообщающего и проблемного обучения.

Сообщающее

Проблемное

1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу.

1. новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.

2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня.

3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.

5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Проблемное обучение в методике географии.

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного изложения и исследовательского.

Необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно. В ряде работ дидактоврассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение – и показаны пути формирования этих приёмов. Однако “познавательный вопрос” много шире, чем понятие “проблемный вопрос”. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный.

В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

  • осознание проблемы, вскрытие противоречия;
  • формулирование гипотезы исходя из данных условий;
  • доказательство гипотезы;
  • общий вывод.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

В своей практике использую следующие элементы проблемного обучения :

1.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Проблемные вопросы классифицируются на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель:

Проверяющие направленность внимания;

Направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

Помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

Помогающие находить и обобщать факты;

Направленные на подтверждение правила;

Направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

Направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

Формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

География 6 класс:

  • Почему происходит смена дня и ночи на Земле?
  • Почему планеты не падают на Солнце?
  • Для чего необходимо знать точные размеры Земли?
  • Удобно ли пользоваться на уроках глобусом? Почему?
  • Как вы думаете, воздух, окружающий нас, имеет вес?
  • Как происходит обмен веществ между внешними оболочками Земли?

География 7 класс:

  • По какой причине возникают течения в океане?
  • В каких целях используется человеком органический мир морей и океанов?
  • Какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата?
  • Почему все природные зоны располагаются с севера на юг
  • Какие государства наиболее экономически развиты – Западной или Восточной Европы?

География 8 класс:

  • Какие есть плюсы и минусы физико-географического положения Казахстана?
  • Какую роль сыграл Великий Шелковый путь в развитии экономики Государств?
  • Если раньше исследовали Земли для того, чтобы описать их с целью использования в путешествиях и торговли, то с какой целью проводятся исследования в новый период?
  • Какое значение имеют геологическая карта и геохронологическая таблица?
  • Какова роль атмосферной циркуляции в формировании климата Казахстана?

2.Предварительные домашние задания.

Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Характер таких заданий может быть различен: анализ произведений, выполнение практических действий, наблюдение и др.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях).

Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским

методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели какисточник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учительдолжен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются

учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной длядетей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования

различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегаядирективных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого

исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело

поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках

найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужнымисточникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствоватьбезнадежность своего поиска.

Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания.