Ребенок-интроверт: особенности воспитания. Если ваш ребенок экстраверт, то он

Добрый день, дорогие родители!

У моего сына есть близкий друг, с которым они часто играют вместе, им всегда весело и я ни разу не слышала, чтобы ребята ссорились. Но как только в их компании появляются еще дети, как мальчишка сразу закрывается. Общение с большим количеством детей и людей для него сложно. По темпераменту он интроверт.

Жить и общаться с такими ребятами иногда довольно тяжело даже папе и маме. Они не могут точно узнать, что же чувствует их кроха, хорошо ли ему. Да и окружающие не всегда охотно принимают таких людей в компанию.

Возникают трудности в процессе посещения детского сада, школы. И вот сегодня мне бы хотелось написать статью о детках интровертах, ведь это не так уж плохо, главное найти правильные рычаги управления.

Если у вас ребенок интроверт как воспитывать такого малыша, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. За консультацией я обратилась к родителям нашего друга, ведь они, по моему мнению, очень грамотно общаются и строят отношения со своим сыном.

Прежде чем приступить к процессу воспитания, дорогие читатели, давайте разберемся: интроверт – кто это? Далеко не все знакомы с понятиями в области психологии. Сначала нужно убедиться, что ваш малыш действительно интроверт.

В психологии интровертами называют личности, которые замкнуты в себе, неохотно показывают свои эмоции, предпочитая держать их внутри и открывать свои мысли и переживания только тем, которым они на 100% доверяют.

Если ваш ребенок – интроверт, признаки будут налицо:

  • Общаются такие люди неохотно, общество для них – скорее обуза и тягость, чем причина для радости встречи.
  • От врожденной некоммуникабельности исходит и неуверенность в себе, обидчивость, порой на пустом месте. Люди называют таких «буками» и предпочитают обходить стороной.
  • В то же время интроверты мечтательны, порой изобретательные и творческие люди, их внутренний мир довольно богат, поэтому посторонние им не требуются.

Если вы замечаете за своим крохой такие особенности, он наверняка интроверт.

Часто родители, у которых в семье рождается такой ребенок, начинают ставить под сомнение его психическое здоровье:

— Все дети играют, а мой в стороне стоит!

— Разговаривает мало, часто предпочитает играть сам! Может, стоит обратиться к врачу? А если у него болезнь?

Такие мысли посещают не одного родителя, если его малыш сидит и спокойно раскладывать пазлы, смотрит картинки или сам копается в игрушках вместо того, чтобы пойти поиграть с друзьями.

Но интроверт не заболевание. Это всего лишь особенности психики.

Понаблюдайте за собой, спросите у своих родителей, как вы вели себя в детстве. Если кроха интроверт, значит, родители тоже предпочитают жить уединенно, к ним редко ходят друзья, работа не связана с публичной деятельностью и т.д.

Ребенок впитывает атмосферу семьи. Если папа и мама ведут активный образ жизни, выступают, много общаются, малышу трудно оставаться интровертом в такой обстановке!

И все же, если указанные признаки обнаружены, следует найти правильный подход к воспитанию.

Как воспитать?


Сначала уберите у себя в голове установку, дорогие родители, что ваше чадо хуже других. Она есть у вас, раз вы решили что-то изменить в воспитании и подходе к малышу!

Конечно, экстраверт, который с эмоциями повествует о своих впечатлениях, со всеми готов общаться, хватает все на лету, привлекает больше внимания и симпатий. Но с ним тоже не просто! Попробуйте усадить его и попросить что-то нарисовать, написать. Придется приложить немало усилий!

С интровертом в этом отношении легче. Такие дети очень внимательны, усидчивы, речь у него может быть богатая, если он готов выразиться. Друзей он имеет немного, два-три, но зато самых преданных.

Единственное, что дается ему с трудом, — это новые отношения. К ним следует подготовить ребенка, поскольку перемены в жизни для интроверта – стресс.

Что делать, если ребенок интроверт? Предлагаю опираться на следующие правила общения.

Относиться с вниманием

Сначала нужно признать, что личность ребенка может не соответствовать вашим ожиданиям и спокойно это принять. Родителям хочется, чтобы малыш был активным, с легкостью находил друзей. Но если это не так, не нужно ребенка подкалывать и торопить.


Вы можете добиться того, что он начнет изображать бурную деятельность, но внутренний протест приведет к еще большей замкнутости. Если вы собираетесь на прогулку или в зоопарк, ваше чадо стоит психологически к этому подготовить.

Расскажите, что и кого кроха может там увидеть, побеседуйте о том, что с другими детьми нужно знакомиться общаться. Возможно, в таких знакомствах вам придется выполнить роль посредника.

Например, подвести его к другому малышу и сказать: «Давай познакомимся. Это мой сын. Представься, сынок». Так ваш малыш будет чувствовать себя защищенно.

Как общаться?

Только в положительном аспекте. Вдохновляйте на поступок, общение с детьми. Акцентируйте внимание на его положительных качествах, чтобы привить уверенность в себе. Если малыш в чем-то провинился, обстоятельно расскажите, за что последовало наказание.

Незаметно привлекайте его к участию в общественной деятельности: попросите оплатить кассиру покупку, принять участие в детском конкурсе или утреннике, поиграть с ребенком соседки и т.д. Так незаметно вы построите фундамент для взрослой жизни и уверенности в собственных силах.

А как же в обществе?


Хорошо, если у родителей есть возможность воспитывать кроху-интроверта дома. Это позволит избежать многих психологических травм. Но если такой возможности нет, и приходится отдавать его в детсад? А затем школу?

Не стоит отчаиваться. В детском саду малыш пройдет адаптацию и в школе уже будет вести себя подготовленно.

Подготовка к детсаду интроверта имеет свои особенности. Следует рассказать ребенку, для чего он туда идет, кого он встретит, какое общение его ждет. Для малыша приход в такое место не должен быть сюрпризом. То же самое относится к школе, если ребенок-интроверт не ходил в детсад.

Если есть возможность отдавать малыша в детсад сначала на полдня или на 2-3 часа, стоит ею воспользоваться. Так адаптация пройдет гораздо лучше и безболезненно.


После пребывания крохи в обществе детей и воспитателей спросите, чем он занимался, с кем познакомился, как провел день. Малыш почувствует вашу поддержку и любовь.

Но перед тем как отдавать ребенка в детсад, разузнайте репутацию заведения, соберите отзывы мам о воспитателях, посмотрите, что пишут на форумах. Учреждение не должно славиться несчастными случаями с детьми, халатным или жестоким отношением воспитателей или детей друг к другу.

В такой садик интроверта лучше не отдавать: вы сильно рискуете его психологическим здоровьем. То же замечание относится к школе.

Еще стоит сказать о кружках. Малообщительных детей родители стараются определить сразу в несколько студий. Мол, будет среди детей, быстрее научиться реагировать, шустрее станет. Но это ошибка. Интроверты тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, для них это может стать психологической травмой.

Присмотритесь к талантам своего чада, выберите кружок, который больше ему по душе – и посещайте его на здоровье!

Помните: интроверт не диагноз, а лишь особенность личности, темперамента. Такие дети требуют к себе особого внимания. Согласитесь, ведь ваш малыш чудесный: творческая натура, усидчивый, внимательный... это же так замечательно!

До новых встреч, дорогие читатели!

Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

2. Интроверт умеет «нюхать розы»

Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

3. Дети-интроверты любят учиться

У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

4. Интроверты способны нестандартно мыслить

Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

5. Интроверты – творческие личности

Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

7. Интроверты – прирожденные собеседники

Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

8. Интровертам не скучно наедине с собой

Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

9. Интроверты отличаются скромностью

Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

11. Интроверты умеют дружить

Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.

Интроверт – личность, направленная «внутрь» себя. Интровертам свойственно поведение, связанное с творчеством, размышлениями, наблюдениями за природой, окружающими. Поэтому людям такого типа личности комфортно в одиночестве. От экстравертов их отличает пунктуальность, вдумчивость, немногословность, даже педантичность. Именно интроверты тщательно взвешивают и обдумывают полученную информацию, прежде чем принимать решение. Интровертам труднее находить новые контакты, они не любят избыток общения. Созерцательность и замкнутость – обычные черты характера интроверта.

Преимущества личностей-интровертов

Немецкий психиатр Карл Леонгард определил преимущества интровертов: экстравертам свойственно подпадать под влияние общественного мнения, своей воли у них нет, а интоверты, наоборот, обладают сильной волей и не подвержены давлению со стороны, у них есть свое мнение и свои внутренние установки.

Интровертов меньше, чем экстравертов (примерно 20-30% от всего населения). Большинство вундеркиндов - это интроверты. Чтобы добиться исключительных высот в науке или искусстве, нужно быть одержимым своей идеей, а значит, иметь сильную волю и глубокий интерес к познаниям. А это как раз черты личности интроверта. Он обладает упорством и независимостью взглядов, творческим чутьем.

Этот тип личности не подвержен изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать».

Родителям важно понять, что их ребенку нелегко находить общий язык в коллективе. Еще сложнее, если родители не видят наклонности сына или дочери и заставляют быть «как все». Это часто происходит, когда родители-экстраверты не определили интровертную природу малыша.

Родителям нужно знать, какие положительные черты характера часто присущи интровертной личности:

  • усидчивость;
  • неконфликтность;
  • внимание;
  • сосредоточенность;
  • нестандартное мышление;
  • склонность к творческим занятиям;
  • желание учиться.

Понимать и принимать ребенка

Воспитывая ребенка-интроверта, маме и папе нужно помнить, что у них в семье человек с необычайно ярким и богатым внутренним миром. Замкнутость и погруженность в себя – его обычное состояние. Так ребенок черпает силы и учится находить ответы на вопросы быстрого и порой непонятного мира. Нельзя сказать, что такой ребенок никогда не чувствует себя одиноким. Совсем без дружбы и общения ребенку трудно, но при этом ребенок-интроверт не пускает в свой внутренний мир посторонних. Родители должны мягко интересоваться, о чем думает, что переживает ребенок и какие у него желания. Навязывать свое мнение или силой заставлять что-то делать в таком случае не нужно. Можно отбить всякий интерес ребенка к общению.

Самое главное, по мнению психологов, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Ребенка-интроверта нужно поддерживать, чутко реагировать на перемены настроения. Очень важно развивать его индивидуальные способности. Нельзя направлять такого ребенка заниматься чем-то в угоду моде или популярному течению. Ничего хорошего из этого не выйдет, а ребенок может получить психологическую травму.

Будьте чуткими родителями и настоящими друзьями своему чаду, и тогда, возможно, в вашей семье вырастет гениальный писатель, художник или архитектор.

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната — идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»

Многие из нас слышали о том, что все люди разделяются на два основных типа психологии – на экстравертов и на интровертов. Кто-то является ярким примером одного типа, кто-то другого, а у кого-то в характере есть признаки обоих. Многим кажется, что это излишняя информация, что общий язык с человеком можно найти и не вдаваясь в такие подробности, не погружаясь в такие сложности и такая точка зрения имеет право на существование. Мало того, мы (родители) уже имеем много прожитых лет за спиной, имеет опыт общения с разными людьми и у каждого есть примеры того, что общий язык мы находили и без изучения психологического типа собеседника. Но разве наши дети – это очередные собеседники? Разве не хочется нам находить общий язык с ним легко и просто? Разве есть у нас возможность и время на метод проб и ошибок? Может стоит задуматься о том, что психологический тип важен и важно правильно его определить? Возможно мы, не зная этого, не думая об этом, слишком сильно давим на своё сокровище?

Определение психологического типа ребенка

Если честно, то для правильного определения типа ничего сложного делать не требуется.

Интроверт чаще всего спокоен, даже при том, что его эмоции могут быть намного сильнее, чем у экстраверта. Просто он не спешит, да и не любит их показывать. Интроверт не разбрасывается вещами, не старается окружить себя событиями, слишком частые и глобальные перемены его не привлекают. Интроверт может часами играть с одной игрушкой, тихонько бормоча себе что-то под нос и ему никогда не будет скучно дома. Если вы заметили, что большие и шумные компании слабо привлекают ваше чадо, то можете считать его интровертом. Кстати, своими друзьями он очень дорожит и менять их не любит. Такие дети очень редко шалят, чему радуются родители. Интроверты понимают все сразу, с полуслова. Если такой малыш берется за какую-то работу, то может показаться слишком медлительным, но это не так. Просто интроверт не хватается за сто дел одновременно. Своим здоровьем интроверт очень дорожит и следит за ним.

Это основные признаки двух кардинально отличающихся друг от друга психологических типа. Зная их, вы сможете максимально эффективно общаться со своим ребенком, а процесс его воспитания будет проходить безболезненно для него и для вас. Вы просто избежите множества ошибок и недопонимания, вы не будете стучаться, буквально биться головою об стену, зная о том, что её можно просто обойти. А вообще, есть ли эта стена? Может мы просто не то и не туда говорим?

Давайте представим ситуацию, что вам сегодня не понравился поступок вашего сына и/или вашей дочки. Если ребенок – интроверт, то достаточно ему просто рассказать о своих чувствах, о том, что вы испытали. Поверьте, в чем, в чем, а в чувствах он разбирается весьма хорошо. Попробуйте и с почти абсолютной уверенностью можно сказать, что он поймет вас. Нет, это не говорит о том, что интроверт исправится сразу же. Просто вы «достучитесь» до него, он четко услышит вас, без истерик, без нервов, скандалов и угроз страшными наказаниями.

С экстравертом такой фокус не пройдет. Ему лучше всего расписать все в максимально ярких красках, уделив особое внимание тому, как ужасно он выглядел в глазах окружающих. Не будет лишним добавить, что вы очень сожалеете о том, что не смогли гордиться им в этот момент. Поверьте, такой подход принесет больше пользы, чем долгие нотации, чтение морали и даже ваши истерики.

В конце хочется сказать о том, что даже правильное определение психологического типа своего чада в данный, конкретный момент не дает гарантии моментального нахождения общего языка с ним. Дети динамичны, они постоянно растут, постоянно развиваются и постоянно меняются. Нам приходится очень часто действовать «наощупь», но цель стоит любых усилий, ведь это наши дети! Не бойтесь ошибаться. Просто старайтесь делать это реже, а когда ошиблись – попросите прощения у дочки, у сына.

Больше материалов по психологии, по общению с детьми вы найдете в разделе « » нашего клуба родителей Тумми.

Экстраверт или интроверт: как определить тип ребенка? was last modified: Январь 20th, 2015 by Koskin

Публикации по теме:

    Наладить общение с ребенком, когда и мы его понимаем, и он чувствует себя комфортно в разговоре с нами, причем на...

    Взаимопонимание со своим ребенком, его желание делиться своими новостями, его доверие и вера в родителей – это те вещи, дорожить...

    Как можно понять из названия статьи, этот метод выхода из конфликтной ситуации с ребенком подразумевает более решительные действия со стороны...

    Суть этого метода заключается в том, что человеческая психика, как и организм в целом, способна самостоятельно восстанавливаться после некоторых полученных...

    Если мы слышим словосочетание «пристальное внимание», то нам сразу кажется, что речь идет о чем-то, вроде тотального контроля, о неусыпном...