Упражнения на тему конфликт поколений. Проблема взаимоотношений поколений и пути её решения

Введение

В любом сообществе живых субъектов можно выделить три основных поколения: старшее, зрелое и молодое.

Конфликт между поколениями - нормальная постоянная составляющая взаимоотношений "старших" и "младших". Такие взаимоотношения обусловлены самим устройством биологической жизни. В природе на смену старого приходит новое, и этот процесс не останавливается в пространстве-времени. В человеческом сообществе естественную смену поколений следует рассматривать как постоянное воспроизводство культурных различий. При этом стороны конфликта разделяет способ, с помощью которого то или иное поколение проходит стадии взросления и обретает дееспособность. Современное в культуре может сохранять себя, лишь подвергаясь постоянному риску устаревания. Традиционное в культуре сохраняется благодаря непрерывному обновлению.

Конфликты поколений в семье

Всякий раз говоря о конфликте между поколениями, между "детьми" и "отцами", мы переходим к рассмотрению проблемы на микроуровне. То есть, в конечном счете, исследуем проблемы взаимоотношений в семье. Отношения в любой семье представляют собой актуальную модель конфликта поколений (хотя бы и скрытого). На примере семьи открываются типичные противоречия поколений, существующие в социуме. Взаимоотношения поколений в некотором множестве семей можно типизировать по определенным признакам, именно таким способом социология и конфликтология изучают возрастную и ценностную структуру всего социума. И так, обобщая результаты и делая выводы, мы можем исследовать конфликты каждого нового поколения с предыдущим на макроуровне.

В любом обществе на разных этапах его бытия - развития можно выделить группы, наиболее склонные к различным формам проявлениям конфликтности на разных уровнях. Также можно выделить и наиболее бесконфликтных представителей поколения, условно объединяя их по определенным ценностным, культурным и психологическим признакам. Каждое новое поколение характеризуется особым мировоззрением, духовным обликом, интересами, отношением к статусному положению в обществе.

Взаимоотношения в обществе в ХХ в. (особенно во второй половине) характеризовалось заметной конфликтностью молодых. То есть, доминирующую роль в инициации и развитии перемен в социуме играла молодежная культура (так, впрочем, было и ранее). Основное отличие этого процесса в ХХ в. и в настоящее время состоит в том, что культура "молодых" определяют вовсе не мейнстрим поколения, а различные андеграундные формы, то есть молодежные субкультуры. Вообще, конфликты поколений и молодежные субкультуры - объект постоянного изучения для современной культурологии, конфликтологии, социологии и социальной психологии.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • - преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • - приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • - передача собственности по наследованию;
  • - степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • - государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • - соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • - понижение социального статуса пожилых людей;
  • - изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно-технического прогресса;
  • - обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • - распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом) установки в массовом сознании.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60 - средний возраст; 60-75 -пожилой возраст; 75-90 - старческий возраст; свыше 90 - долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что "все великие эпохи прогресса человечества совпадают - более или менее непосредственно - с эпохами расширения источников существования". Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • - в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • - представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие "отцов и детей". Его смело можно отнести к вечным. В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции. Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Очень часто те, кто приветствует демократию в семейных отношениях вскоре наблюдают ее снисхождение к либерализму. Современное общество, в силу действия на каждого его члена информационных технологий, все чаще наталкивается на проблему бездействия родителей и снижения авторитета старших членов семьи перед детьми.

Очень часто в таких семьях возникают конфликты между представителями разных поколений. Что же является тому причиной?

Во-первых, информационные технологии и широко доступные средства массовой информации все больше популяризируют детский демократизм, который характеризуется позволением отстаивать свои права в любых ситуациях.

Во-вторых, родители в нынешнем обществе придерживаются материального направления в существовании семьи. Это значит, что их главной целью есть заработок денег, как средство, с помощью которого будут удовлетворены базовые потребности детей в продуктах питания, одежде и досуге.

В-третьих, современное общество все меньше принимает участие в жизни каждой семьи (органы местного самоуправления не вправе указывать семье на прямую что и как делать, так как это было в СССР). И, наконец, детям все больше открывается мир их прав, но при этом забывается о их обязанностях.

Что же привело к такому падению бывших приоритетов и ценностей? Ради чего это было сделано? Наше общество делится на несколько групп людей: одни приветствуют падение приоритета семейных ценностей. Другие же кардинально отличаются от первых тем, что ценят понятие семейных, родственных взаимоотношений и семейного очага. И есть группа тех, кто в своих семьях вводит смешанный тип взаимоотношений, при котором сохраняются некоторые традиции, но, вместе с тем, приветствуется современный уклад жизни, который характеризуется долей вольности предоставленной детям (на семейных советах учитывается их мнение, с ними вместе решаются некоторые вопросы).

Смещение жизненных приоритетов, по мнению исследователей, случилось в тот момент, когда возникла борьба за лучшую жизнь, соревнования за высший материальный достаток и, в результате, сравнение людей между собой не по личностным качествам, а материальному достатку. А вот духовный разлад в семейных отношениях и возникновение конфликта поколений настало потому, что в одной семье проживают люди, которые жили в разные времена, когда ценили разные качества: время социалистического союза (главная ценность – духовное единение) и времена демократии (ценность – материальные блага).

Конечно же, из каждого правила есть исключения, и поэтому твердить, что нынешнее общество главной ценностью считает деньги, не имеет смысла. Каждая семья ценит свое, а конфликт поколений имеет место быть там, где нет взаимопонимания и уважения между членами семьи.

За всю историю человечества отцы и дети сменяли друг друга почти незаметно, но если раньше отец был наставником для сына в любой профессии (столярном, кузнечном деле, строительстве и т. д.), то современный школьник сам учит родителей открывать аккаунт в соцсетях и разбираться с навороченным айфоном...

Проблема отцов и детей стара, как наскальные рисунки, но каждое поколение проходит эту историю с нуля. И если кто-то ворчит: «В мое время молодежь такой не была», значит, он переходит в разряд «отцов» и начинает морально устаревать.

Если серьезно, давайте проанализируем, чем нынешние отцы и дети отличаются от поколений в прошлом, позапрошлом веке? Нуждаются ли сегодняшние дети в наставничестве так же, как 20–50 лет назад?

Опытные отцы и дети из другого мира

За всю историю человечества отцы и дети сменяли друг друга почти незаметно, но если раньше отец был наставником для сына в любой профессии (столярном, кузнечном деле, строительстве и т. д.), то современный школьник сам учит родителей открывать аккаунт в соцсетях и разбираться с навороченным айфоном.

Разрыв огромен, мы действительно живем в разных мирах. «Троллинг», «селфи» и «чекинг» такие же непонятные слова для многих взрослых, как для их детей «мажор», «самиздат» и «рыбный день».

В демографии, общественных науках, маркетинге широко применяется классификация поколений:

  1. Поколение Х - люди, рожденные в период 1965–1982 гг.
  2. Их дети - поколение Y, поколение Миллениума, рожденные до 2000 года.
  3. Поколение Z - нынешние дети и подростки.

Иксы воспитывались и росли на ценностях Советского Союза. Их становление пришлось на период распада страны, когда все вчерашние морально-нравственные ориентиры потеряли значение. В каком-то смысле символом этого поколения стал персонаж из мультфильма дядя Федор, который обосновался в деревне, завел хозяйство, стал почти самостоятельным фермером и вполне мог быть отцом для своих неприспособленных родителей. Можно сказать, что отцы и дети поменялись ролями.

Иксы не чувствуют связи с культурными идолами прошлых поколений, хотя их ценности (семейственность, стабильность, преданность) перекликаются с ценностями предыдущих поколений. В работе они преданы руководителю, делу, ценят стабильность, для них важна хорошая семья, уют и достаток.

Игреки, выросшие в любви и достатке, демонстрируют большую уверенность в себе, они энергичны и непоседливы, открытые и легкие - быстро учатся, легко адаптируются. Они легко меняют место работы, среди них много фрилансеров, в личной жизни предпочитают легкие отношения без обязательств.

Иногда игреков именуют поколением «ЯЯЯ», иногда - детьми индиго, пряча за этим термином полную неспособность понять сущность этого поколения.


Зеты, нынешние дети, вырастают еще более гибкими, открытыми, свободными, однако часто инфантильны, за что их именуют поколением памперсников.

Причины такого резкого различия отцов и детей ясны и понятны всем, кто живет на территории бывшего Советского Союза: страна развалилась, на ее осколках выросли люди с другими ценностями. Технический прогресс и развитие информационных технологий еще сильнее изменили качество жизни и повлияли на жизненные ориентиры вновь подрастающего поколения.

Однако европейские и американские эксперты разграничивают поколения примерно так же, хотя с европейскими странами ничего подобного не происходило. Разница в нравственных ориентирах отцов и детей в разных источниках объясняется пиками и спадами культурных течений или уровнем рождаемости - демографический спад, а затем демографический взрыв и снова спад. Так в чем же причина?

Системный взгляд на историю отцов и детей

Делать выводы всегда сложнее, чем собрать материал для анализа, и вовсе не потому, что эксперты что-то не учитывают, а потому, что иногда вывод находится в другой плоскости, как, впрочем, и причины отличий.

Для тех, кто знаком с системными знаниями, отличия поколений предельно ясны.

Базовое понятие, которым оперирует системное мышление, - это понятие вектора. Вектор определяет направление желаний человека, его способности и таланты. На физическом уровне вектор выражается эрогенной зоной.

Всего векторов восемь: четыре нижних, которые определяют либидо человека, а именно мышечный, анальный, кожный, уретральный, и четыре верхних вектора, определяющих интеллект человека, - зрительный, звуковой, оральный и обонятельный.

Подробнее о свойствах, которыми векторы наделяют человека, их взаимодействии, развитии и возможностях можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. В контексте проблемы «отцы и дети» нас интересует два вектора - анальный и кожный, которые, кстати, подробно разбираются уже на бесплатных вступительных лекциях.

Итак, знаменитый . Носители анального вектора в хорошем состоянии обладают такими качествами, как надежность, порядочность, аккуратность, преданность делу, семье, работе, уважение. Они пугаются новшеств, для них новое - это хорошо забытое старое в лучшем случае.

Кожный вектор дает своим обладателям гибкость, приспособляемость, адаптивность; кожники - новаторы, склонные к изменениям. Не сидят на месте, боятся «покрыться пылью», их природная задача - охота и добыча (в наше время денег).

Легко заметить, что характеристики векторов практически полностью совпадают с основными характеристиками поколений. Иксы обладают свойствами анального вектора, игреки - ребята, проявляющие свойства . Хотя набор векторов каждого конкретного человека может быть любым, но общие тенденции в поведении поколений отслеживаются явно.

Человечество развивается от простого к сложному, проходя стадии одну за другой. Если рассматривать эпохи развития сознания, то, согласно системным знаниям, после мышечной доисторической эпохи, когда нарабатывалось количество человек вида Homo, последовала анальная историческая эпоха.

Ознаменовалась эта эпоха образованием этносов, народов, семей. Ценности анального вектора были в чести у всего человечества. Люди гордились принадлежностью к семье, клану, народу. Ценили спокойствие, стремились к стабильности, передавали знания от отца к сыну.

Но ничто не стоит на месте - человек изменяет мир, а мир меняет человека. Стремительный прогресс и скачок информационных технологий обусловил переход в другую, кожную эпоху развития человечества, а поколения X и Y как раз и оказались на границе двух эпох.


Иксы, впитавшие в себя опыт человечества длиною в две тысячи лет, вынуждены жить в другом измерении, в другой эпохе. Игреки вобрали в себя атмосферу кожной эпохи и соответствуют ей больше, чем иксы.

Сегодня нам крайне необходимо быстро учиться, хорошо ориентироваться, много коммуницировать, и это норма. Обычный менеджер в день выполняет гораздо больше работы, чем еще 20 лет назад выполнялось за неделю.

А дети, как лакмусовая бумажка, отражают особенности сегодняшнего дня, уже не говоря о том, что рождаются они с большим потенциалом, гораздо большим, чем их родители. Все воспитатели и психологи отмечают, поколение Z имеет врожденное чутье к гаджетам, на раз осваивает программы, с пеленок впитывая информацию из Интернета с родительских айфонов и планшетов. Однако есть и другая сторона медали: когда в детской игре возникает ситуация, где нужно договориться, то дети теряют всякий интерес к игре, уходят от проблемы.

Поколение Z не зря именуют памперсниками. С точки зрения поколения X (анального вектора), они не готовы заводить семью и скрупулезно изучать свою профессию; с точки зрения поколения Y (кожного вектора), у них нет желания охотиться, зарабатывать деньги и пробиваться по карьерной лестнице.

Кто же они, современные дети, отрицающие наши ценности, слова, образ жизни? Каким будет мир во времена поколения Z и какими будут их дети?

Но вернемся к дню сегодняшнему. Что мы можем сделать прямо сейчас? Родителям необходимо с особым вниманием относиться к детям, которые в какой-то момент перерастают взрослых, и не ломать ростки, а помогать им пробиться; преподавателям нужно попытаться догнать своих учеников в освоении современных технологий и не стесняться у них учиться, а работодателям - учитывать то, что нынешнее поколение хочет заниматься интересным делом.

И в первую очередь, всем нам необходимо понимать себя и причины процессов, проходящих в скрытом психическом каждого человека.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.

В общем смысле причина конфликта - это то явление, которое предопределяет его появление. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).

Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности:

1. Научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства, но не будем останавливаться на этой, хотя и очень важной, причине возникновения конфликта «отцов» и «детей», так ранее она (причина) была рассмотрена нами.

2. Пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. К сожалению, представители более молодых поколений не всегда стремятся прислушиваться к «рецептам» стареющей цивилизации и учитывать ее опыт, порой они абсолютно отвергают уже существующий жизненный опыт и не хотят учиться на прошлых ошибках. Другими словами, молодежь стремится показать свою самостоятельность и способность «творить» свою собственную историю без оглядки па прошлое.

3. Тип воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры «баловня», «наследника», которого кроме самого себя и удовлетворения своих собственных желаний и потребностей не интересует ничего. Свой умственный и нравственный уровень он считает более чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, а о том, чтобы заботиться, о ком-то, тем более представители старшего поколения не может идти и речи.

4. Отсюда вытекает еще одна причина межпоколенных трений - изменение отношений к старшим (старикам) и непочтение к возрасту. Однако нужно отметить, что эта причина возникла не так давно и является, пожалуй, наиболее характерной для современного общества, в котором абсолютно, как нам кажется, утрачено чувство сплоченности и коллективизма, а на первый план выходит личная выгода.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин (проблем).

Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями, выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей .

Межпоколенный конфликт -- часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы.

Межпоколенные конфликты в семье -- это, прежде всего, конфликты между родителями и детьми, прародителями и внуками. Очевидно, что к межпоколенным можно отнести конфликты между родительской и молодой семьями (в том числе по линиям «свекровь-сноха», «теща-зять» и т.п.), а также между членами семьи, которые постоянно или на определенный срок юридически приравнены к кровным родственникам, например, между усыновителями и усыновленными, приемными родителями и детьми.

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от:

1. Совместимости ценностных ориентаций

2. Основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей»

3. От возможности адекватной, успешной социализации молодежи

4. От условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями

5. От соответствия личности требованиям возрастного социального статуса .

Выделим причины конфликта между молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Например, это могут быть несовместимость интересов сторон, материальные проблемы, аморальное поведение членов семьи, жилищно-бытовые неурядицы, разница в социальном положении поколений, удаленность проживания «отцов» и «детей», особенности культуры поведения, взросление детей, разные ценности молодого и старшего поколений, борьба за власть и влияние в семье и т.д.

Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особой роли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и они не могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместо этого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.

Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения:

1. Положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по образцу своего воспитания.

2. Критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости .

В индивидуально-психологическом плане для молодого поколения характерно не всегда осознанное желание избавиться от внешнего контроля, увеличенная эмоциональность, возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений, максимализм, а также зыбкость нравственных позиций, которая нередко сформирована на восприятии негативных явлений общества. Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются не только из деятельности общественных институтов и целенаправленного воспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, существующие в обществе.

Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности, фамильных ценностей. Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п. Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.

О причинах возникновения межпоколенных конфликтов, можно говорить бесконечно, так как их огромное множество. Так, помимо тех причин, о которых мы говорили выше можно выделить еще целый ряд, например, различия в ценностных ориентациях представителей разных поколений, причем эта причина находит свое отражение во всех сферах жизнедеятельности людей (семья, работа, обучение и т.д.); социально-экономические изменения в стране, которые, как мы прекрасно знаем, оказывают не последнее и весьма значительное влияние как на общество в целом, так и на отдельных его представителей.

К примеру, проблема межпоколенных конфликтов показана в фильме режиссера Фреда Скеписи «Семейные ценности». Это семейная мелодрама в центре которой преемственность поколений. Фильм повествует о семействе Громберг, члены которого -- очень разные люди (от преуспевающего юриста до юного бунтаря), которые имеют разные понятия жизни и разное отношение к ней, разные ценности, из-за чего собственно и происходят конфликты между поколениями и недопонимания. Громбергам порой бывает очень непросто найти общий язык. Тем не менее, они пытаются это делать. Суть фильма хорошо показана в фразе одного из героев, которая в последствии стала слоганом кинокартины: «Некоторые семьи могут пережить все что угодно. Даже друг с другом» .

В качестве второго примера конфликта между поколениями, может послужить фильм режиссера Карла Франклина «Истинные ценности» - глубочайшая и трогательная драма, которая балансирует между жизнью и смертью, обязанностями и долгом, любовью и амбициями, обидами и прощением, непониманием и принятием. Проблем в фильме поднимается очень много. Кратко это можно описать так: отношения людей с самыми близкими и родными. Когда в семью Гальденов приходит беда, Кэтрин и Джордж просят о помощи дочь Эллен -- амбициозную журналистку престижного нью-йоркского журнала. Мы видим обычную семью, но в каждой семье есть свои маленькие тайны и взаимоотношения между родителями и детьми. Мы видим, что у дочери с мамой нет ничего общего, и с детства дочка хотела быть похожа на своего отца и непохожей на свою мать. Девушке приходится переехать из большого города обратно домой, ведь у ее мамы нашли рак и теперь за ней нужен уход, а отец семейства - человек, который не хочет смириться с болезнью жены, не хочет ничего менять в своей жизни и пытается жить как раньше, «вешая» все проблемы на свою дочь, и ей приходится все эти трудности переносить одной и забыть про свою карьеру.

Изначально, имея свои принципы и идеалы героиня не могла понять мать, почему та, несмотря ни на что продолжает делать все для своей семьи, для мужа. На протяжении всей картины мы видим духовное преображение героини. Она становится добрее, искреннее, порядочней. Ей открываются истинные ценности. Для чего нужна блестящая карьера, если не кому тобой гордится? Для чего тебе много денег, если не с кем будет их потратить? Эллен из амбициозной журналистки превращается в понимающую дочь. После смерти матери вся семья осознает, как нужно правильно расставлять приоритеты, что действительно важно в жизни, а что нет, что может подарить настоящее счастье, а что -- лишь обещание его. Задумывается над тем, что же такое -- истинные ценности и как уберечь их, как сохранить в душе тепло и любовь и успеть подарить их близким, пока не станет слишком поздно. Отец понял, как был не прав по отношению к своей жене, которая посвятила свою жизнь ему и семье: «Она была моей единственной истинной ценностью…». Эллен же сожалеет, что не успела пожить в той настоящей семье, с заботливой матерью, которая у нее была всегда, но она этого не принимала, а когда поняла, было поздно. Она наконец-то понимает и принимает слова матери: «Важно полюбить то, что ты имеешь, а имеешь ты так много…» Этот фильм о жизни, о том, как она коротка и бесценна. Этот фильм о сложных человеческих отношениях, в которых так трудно разобраться .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликт поколений это весьма сложное и неоднозначное социальное явление, в основе которого лежит огромное множество причин.