Викторина по сказкам для начальной. Викторина по сказкам (начальные классы)

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

Описание . В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины по сказкам.

Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - всё будет сработано». (Хаврошечка.)

Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка - чьи это имена? (Гномов.)

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шу- шара.)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

Как звали отца Буратино? (Карло.)

Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

Русские народные сказки дети, скорее всего, будут слушать и читать всегда. Что-то есть в них такое, что ребята сразу их воспринимают и считают «своими». Безусловная ценность сказок признана давно. Хотя ещё в прошлом столетии некоторыми преподавателями и литературными деятелями отрицалось их положительное влияние.

Викторина на тему «Русские народные сказки» содержит 15 вопросов. На вопросы даны ответы.

Вступительное слово

А сегодня, дети, мы поговорим о русских народных сказках. Все вы знаете Машеньку и медведей, Емелю и курочку Рябу, Царевну-Лягушку и Крошечку-Хаврошечку. Часто сказочные персонажи делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают неправильно. Сегодня я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Кто знает ответы на все вопросы, тот самый главный Знаток русских народных сказок.

1. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
1) сороки-вороны
2) гуси-лебеди +
3) утки-крякушки

2. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку?
1) в барашка
2) в козлёночка +
3) в ягнёночка

3. Отгадайте загадки

«Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Значит это — …(колобок)»

«Не кувшинчик несла с квасом,
А горшочек с вкусным маслом,
В красной шапочке она,
По тропинке шла одна».
Ответ: Красная Шапочка

4. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?
1) от злой мачехи +
2) от бабы Яги
3) от Змея Горыныча

5. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?
1) петух +
2) гусь
3) индюк

6. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?
1) на деревянных
2) на курьих +
3) на железных

7. Как называется сказка, из которой песенка: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся…»
1) «Волк и семеро козлят » +
2) «Волк и три поросёнка
3) «Ненасытный Волк»

8. У петушка красивый гребешок. Какой он?
1) бронзовый
2) серебряный
3) золотой + («Петушок, золотой гребешок)

9. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка?
1) редиску
2) редьку
3) репку +

10. В сказке «По щучьему веленью» какие предметы с водой сами умели ходить?
1) вёдра +
2) кастрюли
3) чайники

11. Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?
1) медведь +
2) волк
3) чудо-юдо

12. Кто поёт льстивую песню: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка…»
Ответ: лиса

13. Какие русские народные сказки о животных вы знаете?
Ответ: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок»

14. Из какой сказки царевна?

«Как приехала на пир,
Удивила целый мир.
А Иван был очень строг.
Лягушачью кожу сжёг».
Ответ: «Царевна-лягушка»

15. Отгадайте загадку

«У старухи он родился,
На лопату не садился,
Сам он просто крошечка,
А зовут… (Терёшечка)»

Составитель викторины: Ирис Ревю

Пожалуй, невозможно найти человека, который не любил бы сказки! Они завораживают, увлекая в мир волшебства, повествуют о необыкновенных событиях, в которых хотелось бы оказаться каждому. Но если взрослые еще скептически улыбаются, слушая повествование, то маленькие детки глубоко верят в сказочки, без всякой критики относятся к ее событиям и персонажам. Вот поэтому педагоги советуют родителям воспользоваться детской непосредственностью и любовью к сказочным историям, чтобы решать многие вопросы воспитания и развития. Они утверждают, что волшебные сюжеты обогащают духовный мир ребенка, развивают творчество и фантазию. Многократное повторение текста совершенствует память, совершенствуют внимание и речь. При сопереживании героям у детей обогащаются чувства, формируется позитивный эмоциональный настрой, ведь там добро всегда побеждает. Ценны сказки тем, что их можно не только рассказывать детворе, но и с их помощью организовать увлекательные домашние развлечения - викторины.

По мнению педагогов, викторина - одно из любимых развлечений дошколят. Суть ее действия в том, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы или быстрее всех выполнять интеллектуальные задания. Обращение к истории появления этого слова помогает узнать, что оно появилось в двадцатые годы прошлого века. Его изобретателем был писатель Михаил Кольцов, который назвал викториной газетную рубрику с развлекательными вопросами, заданиями, шарадами. За рубрику отвечал сотрудник по имени Виктор Микулин (от латинского слова "victor" - победитель). Считается, что с этим именем и связано появление слова "викторина". От имени Виктор и последних букв фамилии.

Сейчас подобные развлечения часто используют педагоги в детских садах, так как они дают возможность быстро оценить и подкорректировать знания ребятишек. А родителям викторина поможет легко и просто разнообразить семейный досуг, сделать увлекательными домашние занятия с детьми. Главное - знать ее особенности для дошколят и уметь правильно организовать. Особый интерес для домашнего досуга представляет викторина по сказкам, как наиболее доступное для подготовки и проведения в условиях семьи развлечение.

Забавы для самых маленьких

Педагоги обращают внимание родителей на то, что к проведению викторин дети готовы в тот возрастной период, когда появляется стремление к соперничеству и готовность принять участие в соревновательном процессе. Вообще возраст 3 - 4 лет считается наиболее подходящим для обучения ребятишек основным правилам любой игры, так как у них начинают формироваться волевые усилия. А забавы со сказками могут стать для малышей и учебой, и игрой, как, например, в игре "Сундучок народных сказок" . Даже трехлетнему ребенку будут доступны для понимания сюжетные картинки из заветного сундучка. Он сможет правильно определить, эпизод из какой сказки изображен на карточке. Или малышу не составит труда отгадать простейшие загадки о сказочных персонажах и найти в сундучке соответствующую картинку:

  • ...не садись на пенек, не ешь пирожок... ("Маша и медведь"),
  • ...от бабушки ушел и от дедушки ушел... ("Колобок"),
  • ...снесла яичко не простое, а золотое... ("Курочка Ряба"),
  • ...дедка за репку, бабка за дедку... ("Репка"),
  • ...сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку...("Лисичка со скалочкой"),
  • ...кто сидел на моем стульчике и сломал его? ("Три медведя"),
  • ...кто, кто в теремочке живет? ("Теремок").

Заботливые родители всегда смогут придумать интересные загадки и конкурсы. А для того, чтобы придать дух соревновательности такому развлечению, взрослым надо постараться вовлечь в него нескольких детей, близких по возрасту, например:

  • на детском празднике,
  • во время семейных встреч с друзьями,
  • на даче,
  • на прогулке со знакомыми детьми и т. д.

Еще одним интересным вариантом викторины станет вечерняя игра с ребенком. Взрослый создает атмосферу таинственности и предлагает малышу вопросы или задания о любимых сказочных героях:

  • Кто ушел и от дедушки, и от бабушки? (изобрази колобка)
  • У кого была избушка лубяная? (покажи, как горевал зайчик)
  • Курочка снесла яичко простое или золотое?
  • Кто не смог улежать на окошке и покатился по дорожке?
  • Всей семьей тянули арбуз?
  • Без кого не смогли бы вытянуть репку? (изобрази мышку)
  • Вспомни, кто первый нашел теремок?
  • Козлята съели волка или он их? (покажи злого волка).

В подобных забавах маленькие детки приучаются не только припоминать текст сказки, но и активно использовать свой небольшой жизненный опыт.

Развлечения для дошкольников

Для средних и старших дошколят викторину организовать и проще, и труднее. Ведь соревноваться уже могут не только дети, близкие по возрасту, но и взрослые. Трудность заключается в том, что подготовка занимает достаточно длительный период и становится более трудоемкой. В старшем дошкольном возрасте викторины приобретают разнообразный характер, это могут быть конкурсы о растительном и животном мире, окружающей жизни, нестандартные интеллектуальные задания. Все же наиболее доступной, интересной для детей и взрослых будет викторина по сказкам. Так как сказочные события и персонажи хорошо известны всем, родителям проще подобрать игрушки, картинки, придумать загадки, вопросы, задания для такого рода развлечений.

Как правильно организовать конкурсы для детей

Часто родители думают, что самое сложное при организации детского развлечения - придумать интересные вопросы и задания для ребятишек. Однако не менее важна подготовительная работа, требования к которой следующие:

Выбирайте интересную тематику!

Напрашивается вопрос, какие сказочные произведения лучше всего подобрать для детей и как правильно их распределить: сказки одного вида (народные, например) или сказки авторские и народные вперемежку? Что важнее, интеллектуальные задания или вопросы? Педагоги советуют:

  • Старшим дошколятам доступны произведения отечественных авторов - сказочников: А. Толстой "Золотой ключик", С. Маршак "Кошкин дом", "Три поросенка", А. Пушкин "Сказка о золотом петушке", П. Бажов "Серебряное копытце", П. Ершов "Конек - горбунок", В.Гаршин "Лягушка - путешественница", С. Аксаков "Аленький цветочек", В. Катаев "Цветик - семицветик". Средним дошкольникам интересны произведения с более простым сюжетом, например, К. Чуковского "Муха - Цокотуха", "Федорино горе", "Тараканище", "Мойдодыр". Из них получится интересная литературная викторина по произведениям одного автора.

Подсказка для родителей : чтобы правильно подобрать произведение для детей по возрасту, можно обратиться к "Программе воспитания и обучения в детском саду".

  • Хорошо подойдут произведения зарубежных авторов: "Бременские музыканты" братьев Гримм, "Гадкий утенок", "Снежная королева", "Дюймовочка", "Принцесса на горошине", "Русалочка" Г.Х. Андерсена, "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Спящая красавица", "Мальчик с пальчик", "Золушка" Ш. Перро.
  • Народные сказки также отлично впишутся в сценарий домашней викторины. Это могут быть любимые всеми и хорошо известные: "Гуси-лебеди", "Два Мороза", "Снегурочка", "По-щучьему веленью", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Царевна - лягушка", "Иван Царевич и серый волк" и другие.
  • Современные дети любят экранизированные произведения или мультфильмы на основе сказочных текстов, например, такие, как "Алиса в стране чудес", "Щелкунчик и Крысиный король", "Спящая красавица", "Пиноккио", "Сказка о царе Салтане", "Морозко". Они могут отличаться от оригинала вводом дополнительных персонажей, некоторым изменением сюжетов.

Важно: при подборе произведений необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности и способности. Кроме того, не все дети обладают прекрасной памятью, внимательностью, изобретательностью, поэтому какие-то особо сложные задания или использование малозначительных деталей сказок будут сложны для воспроизведения, и интерес к развлечению теряется. Лучше устраивать викторину по хорошо знакомым и понятным деткам текстам.

Подготовьте место и форму проведения!

Педагоги обращают внимание родителей на то, что нужно заблаговременно подготовиться к развлечению в организационном плане. Это поможет поддерживать интерес деток на протяжении всего действия и избавит взрослых от излишней суеты.

  • Заранее продумать, в какой форме будет проводиться викторина, например, каждый участник играет индивидуально или это будет командная игра.
  • Хорошо подготовить подсказки для детей: сюжетные картинки, загадки, наводящие вопросы, песенки персонажей, музыкальное сопровождение, которые помогут припомнить содержание сказок.

  • Место расположения детей во время развлечения - тоже довольно важный аспект, на который стоит обратить внимание. Если развлечение проводится в небольшой комнате, а участников собирается много, например, во время дня рождения ребенка, необходимо обеспечить максимально удобное и безопасное пространство. Для этого необходимо убрать хрупкие предметы, технику, правильно расставить столы и стулья. Педагоги предлагают для экономии места воспользоваться теплым пушистым ковром, где могут расположиться ребята.

Не забудьте о наградах для победителя!

Немаловажно позаботиться о призах для детворы, так как викторина для них - соревнование, в котором должен быть победитель. Призами могут быть сладости, мелкие игрушки, настольные игры, любимые книжки, диски с фильмами со сказочным содержанием. Главное, призом должен быть отмечен каждый участник, так как вопросов и заданий готовится достаточное количество, и каждый ребенок может проявить свои знания и умения.

Викторина по сказкам с ответами (в помощь родителям)

Продумывая конкурсы, нужно учитывать, что викторина для детей - игра, а не монотонное занятие. Ребятишки теряют интерес и становятся невнимательными, если развлечение длится больше 1,5 часа, поэтому оптимально время от 40 минут до часа. Чтобы заполнить это время, понадобится придумать около 30 вопросов и заданий. Педагоги обращают внимание на чередование видов деятельности: вопросы должны сменяться заданиями, задания - действиями. Особое требование к вопросам: исключаются ответы "да" и "нет". Ребенок должен проговорить или словосочетание из сказки, или назвать действия персонажа, или повторить его монолог. Вот как примерно могут выглядеть вопросы. конкурсы и загадки для викторины по сказкам:

Вопросы по сказкам

  1. Кого слепили старики из снега? (Снегурочку)
  2. Что пообещала лиса петушку, если он выглянет в окошко? (Дать горошка)
  3. В каком домике проживает Баба Яга? (В избушке на курьих ножках)
  4. Кем стал братец, когда попил водицы из копытца? (Козленочком)
  5. На ком мчался Иван Царевич за Еленой Прекрасной? (На сером волке)
  6. Какое прозвище получил Кощей? (Кощей Бессмертный)
  7. На каком транспорте отправился Емеля к царю? (На печке)
  8. Кто помогал Хаврошечке выполнять работу? (Коровушка)
  9. Какие птицы унесли у Аленушки братца? (Гуси - лебеди)
  10. Какое прозвище у Змея в сказке? (Змей Горыныч).

Сказочные конкурсы

"Вспомни сказки"

Вспомни сказки где главный герой:

  • лиса ("Теремок", "Лисичка со скалочкой", "Лисичка-сестричка и волк", "Лиса и журавль", "Заюшкина избушка", "Лиса и журавль", "Колобок", "Кот, дрозд и петух", "Два жадных медвежонка", "Рукавичка" );
  • медведь ("Три медведя", "Маша и медведь", "Вершки и корешки" );
  • волк ("Волк и семеро козлят", "Три поросенка", "Иван - царевич и серый волк" );

и другие сказочные персонажи.

"Вспомни, сколько..."

  • братьев - месяцев грелось у новогоднего костра? (12),
  • козляток съел волк? (7),
  • животных стали бременскими музыкантами? (4),
  • животных поселилось в теремке? (7),
  • животных встретились с колобком? (4),
  • старик просил золотую рыбку? (3),
  • медведей жили в избушке? (3)

"Имя какого сказочного героя начинается на букву..."

Ведущий показывает карточки с буквами, а игроки вспоминают сказочных персонажей, имя которого начинается с определенной буквы, например:

  • "А" - Айболит, Аленушка, аленький цветочек;
  • "Б" - Буратино, Бармалей, Белоснежка, Баба Яга;
  • "В" - Водяной, Василиса Премудрая, Винни Пух;
  • т. д.

"Волшебные кушанья"

Игроки должны вспомнить как можно больше необычных сказочных кушаний, например:

  • каша из топора (из одноименной сказки);
  • пряничный домик (из одноименной сказки);
  • молочные реки - кисельные берега, ржаные пирожки ("Гуси - лебеди");
  • молодильные яблочки и живая вода (одноименная сказка);
  • пирожки из короба ("Маша и медведь");
  • манная каша ("Горшочек каши", "Лиса и журавль")
  • пирожок и горшочек масла ("Красная Шапочка")
  • горшочек меда ("Винни Пух...").

В этом конкурсе ведущий при необходимости помогает игрокам картинками с изображениями волшебных блюд.

Игра с мячом "Летает - не летает"

Проводится по классической схеме.

1 вариант:

  1. Ведущий бросает поочередно мяч с вопросом "Что летает в сказке <название сказки >".
  2. Участники вспоминают летающий предмет, например:
    • "Конек - горбунок" (конек-горбунок );
    • "Летучий корабль" (корабль );
    • "Царевна-лягушка" (стрела );
    • "Старик Хоттабыч" (ковер - самолет );
    • "Мальчик с пальчик" (сапоги-скороходы );
    • "Вещий сон" (сапоги-скороходы );
    • "Василиса Премудрая" (голубки );
    • "Гуси-лебеди" (гуси и лебеди );
    • "Марья Моревна" (ступа Бабы Яги ).

2 вариант:

  1. Ведущий называет волшебный предмет.
  2. Дети должны поймать мяч в том случае, если он летает:
    • ступа;
    • скатерть - самобранка;
    • ковер - самолет;
    • гусли - самогуды;
    • летучий корабль;
    • шапка - невидимка;
    • жар - птица;
    • молодильные яблочки;
    • волшебная дудочка;

"Нам прислали телеграмму..."

Ведущий зачитывает текст, а дети должны быстро назвать героя сказки, который мог его прислать:

  • За крота замуж не пошла, улетаю в теплые края ("Дюймовочка" )
  • Для любимой доченьки цветочек нашел аленький (Купец "Аленький цветочек" )
  • Получил травму от поросят (Волк "Три поросенка" )
  • Иду к вам в гости и несу пирожки от внучки (Медведь "Маша и медведь" )
  • SOS! Спасите! Сейчас нас съест волк! (Козлята "Волк и семеро козлят" )
  • Срочно! Петушку! Мою избушку захватила лиса! (Зайчик "Заюшкина избушка" )
  • Рыбу не поймал, только хвост отморозил (Волк "Лисичка - сестричка и серый волк" )
  • Спасите, помогите! Паука злодея зарубите! ("Муха - Цокотуха" )
  • Потеряла туфельку, прыгаю на одной ножке! ()
  • Потерялся круглый, румяный, убежал от дедушки и бабушки! ("Колобок" ).

Загадки про персонажей

Как дорога далека!
Как корзина не легка!
Вот бы сесть мне на пенёк,
Вкусный скушать пирожок! (Маша и медведь )

По тропинке идут бодро,
Сами воду тащат ведра! ()

Сестрица, где водицы мне напиться?
Нет здесь речки, нет пруда!
А вот в ямке от копытца
Очень вкусная вода! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка )

Скачет лошадь непростая -
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
И не может его сбросить!(Конек-Горбунок )

У какой сестрицы,
Унесли братишку птицы!(Гуси-лебеди )

Прилетела стрела прямо в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна - лягушка )

На лице у нее зола, целый день одни дела.
Но вот явилась фея, и стало веселее!
Не сиди одна в глуши, ты на бал поспеши!
Надень скорее бальные, туфельки хрустальные! ()

Волшебный цветок, разноцветный лепесток!
Желанья сможешь загадать, но не спеши его срывать.
Помощь может принести и больных людей спасти! (Цветик - семицветик )

Милая девочка с рыбьим хвостом,
Пена морская была ее домом.
Принц полюбился красавице морской,
От ведьминой силы вмиг стала немой.
На стройные ноги свой голос сменила.
Как имя той девочки, что принца любила? (Русалочка ).

Подобные викторины, подготовленные с творческой задумкой, всегда будут хорошим подспорьем в воспитании и развитии дошколят, обогатят общение взрослых и детей, разнообразят семейный досуг.

Ирина Хасанова
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа : чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди» , «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна» , , «Колобок» , , «Три медведя» , «Кот, петух и лиса» .

Рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок, изготовление эмблем с названиями команд.

Цели :

Формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

Развивать у детей слуховое внимание , связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.

Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок .

Вспомнить прочитанные сказки .

Развивать речь детей , расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.

Расширить знания детей о сказках ;

Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;

Способствовать развитию физических качеств : быстроты, координации, ловкости;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование : выставка книг со сказками , иллюстрации русских народных сказок , иллюстрации к сказкам , два веника, грамоты, кочки, д/и «Собери картинку из сказки » .

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке .

Ребята, а вы любите сказки ? (Ответ детей )

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети , и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества . Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными ? (Ответ детей )

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из

поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки

мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая

сказки , вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок . Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки , встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок . Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать , и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей )

Сейчас вы увидите небольшие картинки из сказок , которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки .

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

– А почему они волшебные?

– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

Сказки бывают народные , а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ . Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А . С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К . И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и объявлять результат.

– Итак, начнем!

1. Первый раунд называется «Разминка» . В этом раунде каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок .

Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку("Репка")

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил?

(Папа Карло)

У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной (туфелька)

Кто развалил теремок? (медведь)

Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)

Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

Самая крохотная девочка (Дюймовочка)

Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)

Что отпустил в прорубь герой из сказки "Лиса и волк" (хвост)

Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)

О каком сказ . герое говорят : "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)

Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка?" (из дерева)

Физразминка.

Игра "Летает, не летает".

(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)

Второй раунд :“Хорошо ли ты знаешь сказки”

Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку .

а) маша и медведь.

б) колобок

в) Волк и семеро козлят.

г) Заюшкина избушка.

д) курочка ряба

е) Кот, петух и лиса

Воспитатель :Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

Раунд 3 “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

“Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

“ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

“Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

“Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

“Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

“Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

“Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

“ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Раунд 4 Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.

Раунд 5 называется «Загадки по сказкам » . Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок .

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко :

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса» )

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» )

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

(«По щучьему велению» )

Раунд 6 “Ушки на макушке”

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

С Пяточком он ходит в гости

Любит мед, варенье просит

Это кто, скажите вслух :

Медвежонок (Винни-Пух)

Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла

Рады солнцу и дети, и курочка!

Ему не рада только (Снегурочка)

Всех грязнуль помоет быстро

Всех нерях умоет чисто

Умывальников начальник

И мочалок командир

Знаменитый (Мойдодыр)

Раунд 7 :Эстафета «Пройди через болото» .(дети по кочкам преодолевают болото)

Раунд 8“Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

9. В последнем раунде командам необходимо выполнить коллективное творческое задание собрать картинку. Команды получают по одному набору разрезных картинок к сюжету русских народных сказок . Необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название («Лисичка-сестричка и серый волк» и «Три медведя» )

10. Подведение итогов викторины . Награждение участников.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок , вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна . Стоит вам открыть сборник русских народных сказок , и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам ? (Ответ детей ) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей )

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки ? Чему они учат? (Ответ детей ) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать , что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.

Воспитатель.

В мире много сказок грустных и смешных ,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, здравствуйте! Любит ли ваш ребёнок сказки? А хорошо ли он запоминает их содержание и основных героев? В нашем сегодняшнем материале - специальная викторина по сказкам для дошкольников, которую мы и предлагаем вашему вниманию.

Викторина «В гостях у сказки»

Викторину лучше всего проводить не с одним малышом, а в коллективе. Воспользуйтесь днём рождения вашего карапуза или просто пригласите в гости ещё нескольких ребятишек. Участие в викторине создаёт у малышей игровой настрой, они проникаются духом соревнования, приобретают навыки командной игры.

Обязательно подготовьте для всех участников оригинальные призы. Это могут быть небольшие игрушки или поделки, которые вы смастерите вместе со своим малышом. Можно приготовить для ребятишек угощение, которое они с удовольствием съедят после викторины.

Позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Запишите песенки из популярных мультфильмов или детских кинофильмов.

Разделите детишек на две команды. Пусть малыши сами выберут для них названия, например, «Смешарики» и «Черепашки Ниндзя». В жюри пригласите родителей, бабушек и дедушек участников. Они должны оценивать ответы малышей и выставлять отметки по пятибалльной системе. Вам следует заранее заготовить соответствующие карточки.

Чтобы дети сразу окунулись в сказочную атмосферу, включите им песенку В. Шаинского на слова Ю. Энтина «В мире много сказок» и прочитайте стихотворение П. Николаевой:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке всё бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведёт принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

1. Разминка «Герои сказок»

Задавайте вопросы поочерёдно каждой команде. Если дети затрудняются с ответами, отвечать должны их соперники. Чтобы малышам было легче, подготовьте на каждый вопрос иллюстрации, распечатайте их и положите перед ребятишками. В разминке нужно угадать героев любимых сказок.

На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок).

Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка?
Как зовут её? (Красная Шапочка).

Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина -
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя - … (Буратино).

В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).

Он весёлый и незлобный,
Этот милый чудачок.
Вместе с ним мальчишка Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник -
Медвежонок… (Винни-Пух).

По окончании первого конкурса жюри оглашает, сколько баллов заработала каждая команда. Малыши отдыхают и слушают песенки из любимых мультиков.

2. Конкурс «Отвечай, не раздумывая»

Каждой команде задаётся подряд по 10 вопросов. Если ребята не могут быстро ответить, то они говорят: «Дальше» - и звучит следующий вопрос. Детишки из второй команды не должны подсказывать. Вот примерные вопросы для обеих команд:

  1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
  2. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
  3. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
  4. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
  5. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
  6. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
  7. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
  8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
  9. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
  10. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
  11. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
  12. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
  13. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
  14. Жених Мухи-Цокотухи. (Комар)
  15. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
  16. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
  17. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
  18. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
  19. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
  20. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

Жюри отмечает, сколько правильных ответов дала каждая команда. Для маленьких участников делается перерыв, во время которого они могут порезвиться и потанцевать под весёлую музыку.

3. Конкурс «Волшебный сундучок»

Вам нужно будет заранее смастерить красивый сундучок из картона, обклеить его цветной бумагой или раскрасить красками. В него вы положите предметы, которые принадлежат героям различных сказок. Доставайте их один за другим, а команды должны по очереди отгадывать, к каким сказкам они относятся.

  • Пропеллер - Карлсон;
  • Монетка - Муха-Цокотуха;
  • Фонарик - Комарик;
  • Корзинка - Красная Шапочка;
  • Ключик - Буратино;
  • Яйцо - Курочка Ряба;
  • Гармошка - Крокодил Гена;
  • Темные очки - Кот Базилио;
  • Туфелька - Золушка;
  • Горшочек - Винни Пух.

4. Конкурс «Волшебная буква»

В освободившийся сундучок вы кладёте несколько карточек, на которых написаны буквы. Участники викторины подходят по очереди и достают, не глядя, по одной карточке. Задание: ребёнок должен назвать сказку или сказочного героя, имя которого начинается на эту букву.

  • А - «Аленький цветочек», Алёнушка, Аладдин, Айболит;
  • Б - «Бременские музыканты», Буратино, Балда, Багира;
  • В - «Волшебная лампа Аладдина», Волк;
  • Г - Герда, Гулливер;
  • Д - Дюймовочка, Дуремар;
  • Е - Емеля;
  • Ж - Железный Дровосек;
  • К - Красная Шапочка, Карабас-Барабас, Карлсон, Каа, Колобок;
  • М - Маугли, Муха-Цокотуха, Мальчик-с-Пальчик;
  • Н - Незнайка.

Не забывайте делать между конкурсами перерывы, чтобы малыши не слишком устали. В перерывах вы можете показать им отрывки из мультфильмов или почитать весёлые стихи.

5. Конкурс «Перевёртыши»

Вы называете сказки, специально делая ошибки. Дети должны поправить вас, сказав правильное название.

  • «Иван Царевич и Жёлтый Волк»;
  • «Малыш и Карлсон, который живёт в подвале»;
  • «Всезнайка и его друзья»;
  • «Сказка о золотом индюке»;
  • «Гадкий цыплёнок»;
  • «Как солдат кашу из молотка варил»;
  • «Сестрица Настасьюшка и братец Никитушка»;
  • «Волк и пятеро козлят».

Следите, чтобы ребятишки соблюдали правила, отвечали по очереди. Малыши должны усвоить принципы проведения командных соревнований. Это дисциплинирует их и приучает к порядку.

6. Конкурс «Кто прислал телеграмму»

Покажите детям пачку листочков и скажите, что это телеграммы, которые сегодня принёс почтальон. Только ни на одной из них нет подписи. Зачитывайте телеграммы, а малыши пусть по очереди отгадывают их авторов.

  • «Спасите, нас съел серый волк». (Козлята)
  • «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко». (Мышка)
  • «Все закончилось хорошо, только мой хвост остался в проруби». (Волк)
  • «Помогите, наш дом сломан, но мы сами целы». (Звери из «Теремка»)
  • «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома». (Маша)
  • «Помогите, мой брат превратился в козлёночка». (Алёнушка)
  • «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул». (Медвежонок)
  • «Папа, моя стрела в болоте. Я женюсь на лягушке». (Иван - царевич).

После того, как все конкурсы завершились, жюри подводит итоги. Конечно, обе команды выступили одинаково хорошо, победила дружба. Всем участникам вручаются призы и раздаются угощения.

Проведение различных конкурсов и литературных викторин по детским сказкам очень полезно для детей, потому что подобные мероприятия:

  • развивают внимание и наблюдательность, тренируют память;
  • воспитывают любовь к литературе, к устному народному творчеству;
  • способствуют развитию логического мышления, разговорной речи;
  • прививают понятия о добре и зле, учат не бояться трудностей;
  • доставляют массу положительных эмоций.

Уважаемые читатели! Напишите, понравилась ли вам наша викторина, какие конкурсы вы бы в неё добавили? Мы ждём ваших отзывов и комментариев.

Всего вам самого наилучшего! До новых встреч на нашем сайте!