Слушать аудиосказку волшебная лампа аладдина. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа Алладин и волшебная лампа вопросы

Урок литературы в 3 классе по системе Л.В.Занкова

по учебнику Н.А.Чураковой

Тема: Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цель: Познакомить с народной волшебной сказкой: продолжить формирование представлений о жанровой специфике сказки.

Задачи:

1. Расширить представление о жанровой специфике народной волшебной сказки;

2. Развивать речь, выразительное чтение, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать внимание, беглость, гибкость, оригинальность мышления;

3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к произведениям зарубежной литературы.

Оборудование: книга по литературе для 3 класса Н.А.Чураковой, таблички с именами героев: Аладдин, мать, дядя-магрибинец, высказывание А.С.Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ход урока:

I . Орг. момент.

1. Активизация цели урока в доступной форме

1.Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У – (у знавать новое)

Р – (р азвивать речь, рассуждать)

О – (о бсуждать героев)

К – (к орректировать) - излагать правильно мысль

Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок)

2. Речевая разминка

Сегодня на уроке литературы мы будем выразительно читать, четко и ясно отвечать на вопросы, а для этого мы проведем разминку.

Первый звук (У) – поиграем с ним.

Вдох, выдох на звук (У)

Второй звук (О) – произнесем этот звук радостно, грустно, тревожно, таинственно, с удивлением.

Слово УРОК произнесем в различных интонациях:

ХИТРО, ЛЖИВО, УСТАЛО, ЛЕНИВО, НАИВНО, ВОЛШЕБНО

II . Проверка домашнего задания

Как вы понимаете смысл слова ВОЛШЕБНО? Кто же совершает эти чудеса?

(Волшебники, колдуны, маги, чародеи, феи). А кто такие феи? Вы верите в их существование? Давайте прочитаем стихотворение К.Бальмонта «Трудно Фее» на с.121, 124. В чем же состоит работа феи? Это чудеса мира природы, но самыми интересными являются чудеса превращений. Где они встречаются в мире литературы? В сказках.

III . Сравнение видов сказок и их жанровых особенностей.

Давайте вспомним, ребята, какие виды сказок вы знаете?

- Кто сочиняет сказки? (писатели и народ)

В сказках о животных - главные герои - животные. В них сильный защищает слабого.

В бытовых сказках – главные герои – простые люди. В этих сказках высмеиваются плохие черты характера.

Чем отличаются волшебные сказки от других видов сказок?

В них происходит волшебство, главные герои – помощники и злодеи, есть необычные и трудные испытания, и чудеса превращения.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Вы прекрасно знаете, что такое урок. (В словаре это слово обозначает: учебный час, посвященный отдельному предмету).

Как вы понимаете слово УРОК в этой фразе?

(Урок – это нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего).

Сегодняшняя сказка тоже преподаст нам урок.

Откройте учебники на 125. Прочитайте ее название. Вам знакома эта сказка? Какая она? Она волшебная, потому что есть чудеса превращения.

IV . Чтение и анализ произведения.

Это одна из арабских сказок из сборника "Тысяча и одна ночь" , историю возникновения которого так описывает старинная арабская легенда...
Когда-то жил-был злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Скоро во всем городе осталась лишь одна девушка - Шахерезада. Отец отвел ее во дворец царя и простился с ней, обливаясь слезами, так как думал, что больше не увидит ее живой. Но, к счастью, он ошибался. Так как царь Шахрияр не мог спать по ночам, Шахерезада предложила царю рассказать ему сказку, чтобы ночь не казалась ему такой длинной и скучной Шахерезада начала рассказывать сказку, и она была такой интересной, что царь и не заметил, что за окном уже стало светать. Царю было очень интересно узнать, чем же закончится сказка, поэтому он не казнил Шахерезаду и, как только стемнело, опять позвал ее к себе, чтобы она продолжила рассказ. Так повторилось и на другую и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года рассказывала Шахерезада царю свои волшебные сказки, а когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей, что не казнит ее, даже если она не знает больше ни одной сказки.

1. Первичное чтение учащимися вслух по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот ученый в разделе «Музей».

Лексическая работа по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

Назовите главных героев в этом фрагменте сказке. Опишите их.

Характеристики этих героев нам помогут, чтобы прочитать сказку выразительно.

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки? (1) не хотел ничему учиться; 2) остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком).

Аладдин (арабск.) – возвышенная вера

На героя, каких других волшебных сказок похож Аладдин?

Верите ли вы, что магрибинец настоящий дядя Аладдина? Можно ли доверять незнакомцам.

3. Выборочное чтение.

4. Работа в парах.

-Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте сказки?

1. Герой-простак

2. Волшебник

3. Волшебный предмет

4. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира

V . Итог урока:

Вывод: узнавали новое, рассуждали, обсуждали героев, корректировали.

Доказали, что это сказка волшебная.

Давайте вспомним изречение А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок мы извлекли из фрагмента этой сказки?

«Бесплатный сыр только в мышеловке»

«Рыб ловят удочками, дураков - словами» (итальянская пословица)


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления:

В Персии жил бедный мальчик Аладдин, его поведение было очень плохим, он бездельничал и воровал фрукты в чужих садах. Когда мальчику исполнилось 15 лет, к нему пришел монах магрибинец и представился родным дядей. Он купил Аладдину дорогую одежду и угостил вкусной едой, после этого они отправились в долгий путь, к высокой горе.

В пути магрибинец угощал Аладдина различными яствами из волшебного мешка. Когда цель пути была достигнута, монах попросил Аладдина принести ему старую лампу. За это Алладину были обещаны сокровища и волшебный мешок. Отправляясь в неизвестность, главный герой принял в дар волшебное кольцо.

Аладдин прошел ряд испытаний: встретился с негром в тигровой шкуре, со свирепым львом, шипящими змеями и добродушной старушкой. Выполнив все советы колдуна, Алладин достиг главной комнаты, где взял много драгоценных камней вместе с волшебной лампой. Возвратившись к входу, он попросил дядю подать ему руку, но злой магрибинец хотел забрать только лампу. После долгих споров колдун захлопнул вход в подземелье.

Брошенный Аладдин потер волшебное кольцо и попросил появившегося джинна Дахнаша вернуть его на землю. Придя домой, юноша решил продать лампу, но его мать, потерла лампу рукой и вызвала огромного джинна Маймуна.

Вскоре, на рынке, Алладин влюбился в прекрасную царевну Будур. Он отправил мать во дворец к султану, просить руки царевны. Мать преподнесла султану богатые дары. Султан, ослепленный их красотой, согласился отдать дочь замуж, при условии приданого в сорок золотых блюд с драгоценными камнями, рабами и невольниками.

Султан получил дары и принял предложение. Аладдин перед своей свадьбой приказал джинну Маймуну построить прекраснейший дворец. У Будур и Аладдина началась счастливая жизнь.

Злой магрибинец, пребывая на родине в Ифрикии, узнал о величии Аладдина и сразу отправился в Персию. Получив лампу и власть над джинном Маймуном, колдун приказал перенести новый дворец, вместе с принцессой, в Ифрикию. Султан, потеряв царевну вместе с дворцом, повелел Аладдину найти Будур.

Юноша призвал на помощь джинна Дахнаша, из волшебного кольца, он перенес его в украденный дворец. При встрече с Будур, Аладдин узнал, что магрибинец уговаривает принцессу выйти за него замуж. Аладдин попросил Будур подсыпать снотворное злодею, и когда он уснул, отрубил ему голову. Вскоре джинн Маймун, оказавшийся во власти Аладдина, перенес дворец обратно. Аладдин и Будур стали жить долго и счастливо.

Сказка воспитывает в читателе силу характера, учит преодолевать сложности и препятствия.

Картинка или рисунок Сказка Волшебная лампа Аладдина

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Собака Пес Пеннак

    Действие с бездомной собакой протекает на парижских улицах. На пути бездомного животного попадается множество препятствий и неприятностей. Друг умирает от упавшего холодильника

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действия начинаются в 20х годах 20 века тем, что герой произведения создает колонию для беспризорных детей и несовершеннолетних преступников. Главный герой старался создать дисциплину в колонии

  • Краткое содержание Софокл Антигона

    После смерти братьев власть перешла к Креонту. Первым решением нового правителя было: Этеокла упокоить с честью, а предателя, Полоника, оставить на съедение диким зверям.

  • Одоевский

    Владимира Фёдоровича Одоевского считают властителем дум его времени. Родился он в Москве 11 августа 1804 года. Князь Одоевский музыкант, философ, писатель (им написаны сказки, мистические рассказы и повести).

  • Зощенко

    В Петербурге в 1894 году родился мальчик, которого назвали Михаилом, ему суждено было стать сатириком советского времени. Он рос в семье, идущей от дворянского рода. Его мать и отец были талантливыми людьми

Урок по литературному чтению (система Л.В. Занкова) на тему: «Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Арабская народная сказка "Аладдин и волшебная лампа"». 3-й класс

Л.Н.Капитонова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

гимназии №75 г. Казани

с этнокультурным русским компонентом

Цели урока:

    Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и западной сказки “ Огниво ”. Учить детей анализировать текст.

    Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, умение строить свои взаимоотношения на основе диалога. Развитие у детей навыков исследовательского поиска. Формирование умений делать осознанный выбор.

    Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы.

Предмет исследования: восток

Методы исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Понаблюдать (фото, рисунок)», «Получить информацию из книг, журналов, газет».

Организационный момент:

И так, друзья, внимание- ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

Учитель: Подумайте и скажите о каком жанре народного творчества пойдёт речь на уроке?

- Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

(сказка)

Учитель: Послушайте стихотворение Людмилы Кудрявской «Сказки».

Говорят, вымирают сказки,

Те, что раньше –

Из рода а род,

Те, что впитывались с коляски

И живили, как хлеб и мёд.

Век генетики, кибернетики…

Место вымыслу не дано.

Сказки бабушек нашим детям

Заменил телевизор давно…

Только что же мы замираем,

Будто там, высоко, за горой,

Не заря, горячась догорает,

А Жар – птица роняет перо?

Отчего, забывая о деле,

Мы казним себя тяжело,

Словно лебеди той не успели

Довязать из крапивы крыло?

Почему привечаем, жалеючи,

Странных чудищ, внушающих страх?

И единственного царевича

Ждём в кирпичных своих теремах?

Учитель: Какова главная мысль стихотворения?

Дети рассуждают:

    Сказки нас растят с детства, поэтому они не могут умереть;

    Все люди прошли через сказки. Их не может заменить ни телевизор, ни компьютер;

    Сказки учат удивляться, когда человека уже ничто не удивляет;

    В сказках много души, добра, любви.

Учитель: Без чего вы, дети, не представляете сказку?

Дети отвечают:

    Без занимательного сюжета;

    Без народной фантазии;

    Без чудес, волшебства;

    Без иллюстраций.

Учитель: Говорят что …

«Сказка как птица. Летит и пределов не знает. А поёт так, что всякий поймёт.» - Как вы понимаете эти слова?

Дети рассуждают:

    Сказку можно сравнить с птицей потому, что, как птице, сказке подвластны любые расстояния; на крыльях сказки можно очутиться в волшебном мире;

    Сказка не имеет границ, поэтому сказку с тем же самым сюжетом мы встречаем у разных народов, авторов;

    Люди любой страны мечтают о счастье, о справедливости, о лучшей жизни;

    В сказках разных народов добро побеждает зло;

    Сказочный сюжет понятен каждому и даёт всем надежду на лучшую долю, на удачу, на приятные повороты в жизни.

Учитель: Говорят что …

«В сказке, как в молоке содержаться, все витамины.» - А как эти слова вы понимаете?

«Ведь в сказке содержаться, как в молоке, все витамины, полезные для здоровья:

    фантазия,

    выдумка,

    ненавязчивая мораль, которая одновременно учит и забавляет,

    веселье,

    шутка,

    конечно же, чувство речи.

Учитель: Кто знает, как на Руси называли сказочников?

    Никто не знает, когда были созданы первые сказки. В более отдалённом от нас времени они назывались по – другому – «басни» - (от слова «баять» - говорить, рассказывать) . От слова « баять» , называли тогда и сказочников – « бахари», «баутчики», «баяны».

Учитель: Какие сказки вы знаете? (бытовые, волшебные, богатырские, житейские, балагурные, докучливые)

Докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла.

Учитель: - Только ли у русского народа есть волшебные сказки? (нет)

    Сказки каких народов вы читали?

Учитель: Послушайте мелодию. – Мелодия какого народа прозвучала? (восточная мелодия)

Учитель: У каждого народа свои традиции, обычаи, костюмы, песни, танцы, сказки.

Итак, мы начинаем увлекательное путешествие в мир восточных сказок. Мир, полный чудес, с самыми удивительными поворотами судьбы, мир, полный коварства и счастливого везения.

Почему сказки «Тысячи и одной ночи »называют памятником арабской народной литературы Х –Х III веков?

    Из сказок можно узнать о характере, быте, одежде, архитектуре, обычаях народов Востока того времени.

Почему сказки объединены таким названием «Тысяча и одна ночь»?

    Ребёнок рассказывает легенду, объясняющую это название.

    Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнил. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001 –ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей

Велик Багдад – жемчужина Востока

Чьи полумесяцы коснулись купала небес,

Куда спешат торговцы издалёка,

Где лавка каждая полна чудес.

И караван за караваном

Проходит в дивные врата,

И стража, расступаясь пропускает

Белобородого босого мудреца.

Там чудной музыкой полны сады султана,

Фонтаны пенятся рубиновым вином,

И девы молодые в вихре танца

Кружатся под шёлковым шатром.

И в чашу льёт шербет

Мудрейшая Шахразада,

И начинает вновь волшебный сказ,

И грозный Шахрияр, вкусив изысканного винограда,

Вновь ещё на день отлагает казнь.

И тысячу ночей – за сказкой сказка

Шахразада речь свою ведёт

О джинах, пери и Синдбаде

И о богатстве, что само собой придёт.

Волшебной сказкой вновь пленён султан жестокий,

Тончайшей вышивкой сплетается рассказ ещё один

О старой медной лампе, о красоте Будур,

О сыне бедного портного наречённым … Аладдин.

- В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают:

    чалма´ – головной убор в восточных странах – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы.

    магри´бинец – человек с запада, чужестранец

    султа´н – правитель страны

    глаша´тай – человек, который объявлял народу известия, приказы

    дива´н – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

    визи´рь – министр, советник султана

Правила чтения сказки:

    Необходимо помнить, что сказка – тонкое искусство, поэтому её содержание нужно хорошо понять, а поняв, попытаться донести понятое до слушателей;

    Чувствовать в сказках речь обыденную, бытовую и речь высокую, напоминающую песни, причитания;

    Видеть и понять смысл необычных народных слов, которые творились людьми с тонким вкусом. Про эти слова А.С.Пушкин сказал, что им присущи «какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»;

    Создавать чтением таинственный, волшебный мир сказки.

    Сказки

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

Стр. 126

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки?

          Именно его выбрал дня каких – то свойх целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком..

Веришь ли ты, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина?

          Вряд ли это так. Он ведёт себя не как обычный человек, просто родственник, и его интерес к Аладдину не совсем обычен. Зачем он повел «за город, в лес», зачем ведёт к горе? У магрибинца явно есть какая – то тайная цель.

Встречался ли тебе в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает тебя на очередное чудо? Почему?

          Волшебный мешок напоминает скатерть – самобранку из русских народных сказок. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.

Стр. 131.

Знаешь другую сказку с похожим сюжетом (спуска героя в подземелье по поручению волшебника, прохождением комнат с чудовищами, ради добычи какого – нибудь невзрачного на вид предмета?

          В сказке Андерсена «Огниво» ведьма подводит солдата к дереву и поручает ему залезть в дупло. Там герой обнаруживает подземный ход и три двери, за первой из них сундук с медными деньгами, который охраняет собака, у которой глаза, как чашки; за второй дверью – сундук с серебром, который охраняет собака с глазами, как мельничные жернова; и за третьей дверью – сундук с золотом, охраняемой собакой, у которой глаза размером с круглую башню. Солдату разрешается брать сколько угодно драгоценного металла, а для ведьмы он должен принести только старое огниво (кусок камня или металла для высекания огня из кремня).

Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: тебе уже встречались подобные?

          В подвигах Геракла. Геракл борется и со львом, и со змеями.

Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье?

          Аладдин, несмотря на юный возраст (ему всего 15 лет), способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.

Стр. 136.

Как выглядят джинны?

Джинны огромного роста. Голова как купол, руки – как вилы, ноги – как столбы, а рот – как пещера. Глаза мечут искры, а посреди лба громадный рог.

Как ты думаешь, какие именно силы природы воплощают в себе джины? Какое отношение человека к природе проявляется в образах джинов?

          Возможно, в образе джинов воплощался страх перед извержением вулканов лил перед другими стихийными бедствиями: грозой с молнией, ураганом ветре. Образы джинов воплощают в себе страх и уважение, которое вызывали у людей во все времена проявления великой и непредсказуемой Природы.

Какие волшебные металлы и предметы тебе встретились в этой сказке?

          В подземелье, куда спускался Аладдин, был камень с медным кольцом, была широкая железная дверь, над садом была протянута тонкая золотая сетка. Сама волшебная лампа – медная. Волшебные предметы – это лампа, кольцо, мешок.

Удаётся ли Аладдину жениться на принцессе Будур? Почему ты так думаешь?

          Конечно, ведь герой выдержал трудное испытание, владеет двумя волшебными предметами.

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Но тот, кто ищет мудрости, поймёт,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит.

С какой западной сказкой сходен сюжет сказки Аладдин и волшебная лампа?

5 в