Дифференциация звуков - с графической символикой. Дифференциация звуков - с графической символикой Задания на дифференциацию букв т н

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжить учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [П] - [Т] - [К].

Познакомить ребенка с употреблением предлога по, закрепить правильное употребление в речи предлогов на, под.

Продолжать учить производить звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных.

Познакомить ребенка с употреблением вопросительного знака в конце предложения, упражнять в чтении предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации.

Задание 1 . Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребенок слушает и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:

винт - винт - бинт - винт; минута - минута - монета - минута;билет - балет - балет - балет; буфет - буфет - букет - буфет; дудка -будка - дудка - дудка.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни на два (три, четыре...) раза меньше (больше), чем я». Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на два (три, четыре...) раза больше (меньше), чем сделал это взрослый.

Задание 3. Дифференциация звуков [П] - [Т] - [К]. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Му-му-му, молока кому? (Корова)

Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Взрослый вспоминает с ребенком артикуляцию звуков [П], [Т], [К], характеристики и обозначение (см. темы № 10, 13, 19).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Закончи слово». Взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает только последний его звук (слог).

П, Т, К: самоле..., со..., су..., ма..., като..., бан..., бин..., вено..., лиф..., биле..., бале..., вени...;

КА, ТА, ПА: поч..., мар..., пар..., ли..., кас..., рубаш...

Задание 5 . Подобрать слова к первому слогу:

ПА: -ра, -роход, -ром,... ПУ: -ля, -шок,...ПЫ: -лить, -тать,...ПО: -ля, -сох,...

КА: -тя, -ша,... КУ: -рить, -рица,... КО: -ля, сы,...

ТА: -ня, -ся,... ТУ: -кан, -есок,... ТО: -ля, -ня,...

Задание 6. Повторить за взрослым серии слогов:

па-па-та, па-та-па, та-па-па, та-па-та...;

ка-та-ка, та-ка-ка, та-ка-та, ка-та-та...;

па-та-ка, ка-та-па, па-ка-та, та-па-ка...;

кта-кто-кту-кты; акт-окт-укт-икт...;

пта-пто-пту-пты; апт-опт-упт-ипт...

Задание 7 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [К], затем - звук [П], потом - звук [Т], разделить слова на слоги, определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок). Придумать с каждым словом предложение.

Задание 8. Заменить звук [К] на звук [Т] в словах. Какие слова получатся? Составить предложения с каждой парой слов:

Коля - Толя, как - ..., комик - ..., копить - ..., кочка - ..., кучка - ..., качка - ...; рок - рот, ток - ..., бок - ..., брак - ..., мак -...

Задание 9. Вспомнить загадки, чистоговорки со звуками [П], [Т], [К] (см. темы №10, 13, 19).

Задание 10 . Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П], [Т], [К]):

коса, торшер, крыша, крыса; труба, трусы, ковер,

троллейбус; паром, пар, Толя, пруды; троллейбус, трамвай, прыгун, трус.

Задание 11. Назвать первый и последний звук в словах:

кошелек, парашют, танк, кот, кубик, торт,

потолок, топот, капот, котенок, тростник.

Задание 12 . Самостоятельно подобрать слова со звуками [П], [Т], [К], разделить их на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово.

Задание 13. Выучить скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Паук под потолком, платок под колпаком.

Задание 14 . Упражнения для развития координации речи с движениями:

Тики-так, тики-так. Наклоны головы вправо-влево .

Так ходики стучат.

Туки-так, туки-так. Поочередно правой и левой рукой выпи -

Так колеса стучат. рисовать перед собой круги.

Токи-ток, ток-ток. Стучать кулачками.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток. Стучать каблучками.

Так стучит каблучок.

Задание 15 . Знакомство с предлогом по.

Взрослый: предлагает ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «По чему едет машина? (По дороге) По чему ползет муравей? (По листику.)» Взрослый обращает внимание на предлог по, объясняет его значение и графическое изображение.

Составить предложение из слов, назвать предлог:

трактор, поле, ехать, по;

Вставить в предложение нужный предлог (на, под, по):

Кот спит... тахте. Паук ползет... стене. Толя едет... коне.

Павлик сидит... тополем. Птица сидит... тополе.

Гусеница ползет... дереву. Попугай сидит... ветке тополя. Машина едет... дороге.

Задание 16 . Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных. Выкладывание схем из кружков.

кто, пихта, тапки, танк, танки, птаха, птахи, кнопка, кнопки.

Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, зрительный диктант.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации:

Кто тут? Тут птаха; Кто тут? Туг птахи. Кто тут? Тут Тима. Кто тут? Тут Том.

Шипилова Е.Н., учитель-логопед, МОУ «Каплинская СОШ», Старооскольский р-н Белгородской обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.
Отрабатывать механические навыки движения руки.
Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.
Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление.
Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ
Индивидуальные зеркала; «чудесный мешочек»; нарисованное облако; цветочная поляна; краски; свечка для написания слов на цветах; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; картинки с изображением цветов; предложения на ватмане; индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв; ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы).
* * *
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «чудесного мешочка» картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.
Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т:
Доктор Айболит
Гадкий Утенок
Кот в сапогах
Золотая Рыбка
Глупый Мышонок
Золотой Петушок
Спящая Красавица
Красная Шапочка

Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены?
Дети. Буквы п, т.
Логопед. Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Кто из вас угадает, как зовут сказочного героя, которого я держу?
Дети. Незнайка.
Логопед. Кто написал книгу о Незнайке?
Дети. Н. Носов.
Логопед. Как зовут друзей Незнайки?
Дети. Знайка, Торопыжка, … .
Логопед. Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.
Анализ букв
Логопед. Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошел тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова “три”?» «Т», – отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т – три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»
Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие.
Дети. Буква т состоит из трех элементов, а п – из двух.
Логопед. Чем они похожи?
Дети. При написании повторяется первый элемент.
Логопед. На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки.)
Дети отвечают.
Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т.
Дети выполняют.
А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.
Дети выполняют.
Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву.
Дети выполняют.
Давайте вспомним, сколько ножек у п и т. На картинках найдите эти буквы и запишите из названий цветов только буквы п, т.
Дети выполняют графический диктант.
Артикуляционная
гимнастика
Логопед. В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?
Дети. За верхними зубами.
Логопед. А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.
Мозговая гимнастика
Логопед. Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик.) Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.
Дети выполняют 5 раз.
Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки»: сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.
Дети заворачивают ушки 5-
7 раз.
Шапочку сняли. Голова устала, опустите ее на грудь, поверните влево-вправо.
Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.
Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.
Работа со слогом
Логопед. Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …
Дети. Цветочным.
Логопед. Малыши этого города очень любят цветы.
А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?
Дети. Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.
Логопед. Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу?
Дети. Не топтать, не рвать большие букеты.
Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?
Дети. Лесные, луговые, полевые.
Логопед. Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще, чтобы во-круг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (показывает карточки), но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.
Один ребенок раскрашивает цветок в правом верхнем углу.
Как ты думаешь, как он называется?
Ребенок. Василек.
Логопед. Каким цветом ты его раскрасил?
Ребенок. Синим.
Логопед. Посмотрите, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово?
Дети. Слог.
Логопед. Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки. (На кармашках написаны буквы п, т.)
Выполним следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п, т, т.е. цифры 2 и 3. Проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то все выполнено правильно.
Дети выполняют.
Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок – тюльпан. Где он находится?
Ребенок. В левом нижнем углу.
Логопед. Что написано на тюльпане?
Ребенок. Слово.
Работа со словом
Логопед. Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву.., а вместо трех – … Прочитайте слова, запишите их.
Дети выполняют.
Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п, т и подставьте в данные слова, записав их. Давайте проверим.
Дети выполняют.
Правильно, молодцы. А теперь поможем распуститься самому большому цветку – желтой ромашке. Где она находится?
Дети. В нижнем правом углу.
Логопед. А какое слово появилось?
Дети. Словосочетание.
Работа со словосочетанием
Логопед. Что такое словосочетание?
Дети отвечают.
Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания.
Тяжелая пустая
(п-т)ачка (п-т)ара
старая танцевальная
А теперь под диктовку запишите словосочетание, подчеркните п, т.
Капитан флота.
Топтал траву.
Отпустил погулять.
Плетеные лапти.
Дети выполняют.
Следующий ребенок раскрасит цветок, который находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок?
Дети. Посередине.
Логопед. Какое слово появилось?
Дети. Предложение.
Работа с предложением
Логопед. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт).
Мало (толка – полка) от лентяя.

Как понять эту пословицу? Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п, т.
Дети выполняют.
А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т.
Следующий цветок находится в нижнем ряду. Он растет в тропиках. Какое слово появилось?
Дети. Текст.
Работа с текстом
Логопед. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п, т.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
Следующий текст запишите графически, выписав только «дежурные» буквы.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овес зелеными солдатиками стоит по черному полю.
Упражнения на релаксацию
Логопед. Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнем, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо. (Вывешивает белое облако.)
Будто я лежу на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Итог занятия
Логопед. Сегодня вы изучали буквы п, т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.

О. Н. ЯВОРСКАЯ

ИГРЫ, ЗАДАНИЯ,

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей

Научный редактор

Кандидат педагогических наук Н. Н. Яковлева

ИЗДАТЕЛЬСТВО КАРО

Санкт-петербург

УДК 376 ББК 74.3 Я22

Научный редактор

кандидат педагогических наук,

зав. кабинетом коррекции развития ребенка (СПбАППО) Я. Н. Яковлева

Иллюстрации художника Л. А. Иванова

Яворская О. Н.

Я22 Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - 112с. + 24 с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

18ВМ 978-5-9925-0020-2

Дети есть дети, игровая деятельность для них - необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном про­цессе.

Предложенные в книге игры: «Улитка», «Змейка», «Путеше­ствие по предложениям», «Загадки времен года», «Паутинка» и др. - можно использовать как в работе со школьниками, у которых имеются нарушения письма, так и со школьниками, допускающими «ошибки роста» (т. е. ошибки, которые связаны с неполным усвоением правил русского языка), а также со всеми учениками для улучшения владения устной и письменной речью.

Применять игры могут логопеды школьных логопунктов, учи­теля начальной школы, родители, тифлопедагоги для работы с учащимися коррекционных (зрительных) классов. Большинство игр рассчитано на читающих детей в возрасте 7-10 лет.

УДК 376 ББК 74.3

15В,\ 978-5-9925-0020-2

© Яворская О. Н., 2007

© КАРО, 2007

Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ

Неуспеваемость младших школьников мо­жет быть вызвана рядом причин: недостаточ­ным объемом словаря детей, низким уровнем развития устной речи. Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только уст­ной речи, но и письменной. Среди наруше­ний устной речи преобладают различные де­фекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, ос­ложненная недоразвитием оптико-простран­ственных представлений, и дисграфия на по­чве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим недоразвитием.

В основе дисграфии, обусловленной недо­развитием языкового анализа и синтеза, ле­жит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги - на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях струк­туры слова и предложения.

Наиболее сложной формой языкового ана­лиза является фонематический анализ. По­этому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.

У детей могут встречаться следующие ошибки:

Пропуск гласных (собака - «сбака»; до­ма- «дма»);

Пропуск согласных при их стечении (дик­тант- «дикат»; школа - «кола»);

Перестановки букв (тропа- «прота»; окно - «коно»);

Добавление букв (таскали- «тасакали»);

Пропуски, добавления, перестановки сло­гов (комната - «кота»; стакан - «ката»).

Нарушения деления предложений на сло­ва при этом виде дисграфии проявляются:

В слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь»; в доме - «вдоме»);

Раздельном написании слова (Белая бе­реза растет у окна - «белабе заратет ока»);

Раздельном написании приставки и кор­ня (наступила - «на ступила»).

Недоразвитие оптико-пространственных представлений и замена букв по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием уст­ной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост­роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Ясно, что дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зри­тельного анализатора, имеют предрасполо­женность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Смешанный вид дисграфии, выраженной в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свой­ства, их коррекция ведется параллельно друг другу.

Развитие оптико-пространственных представлений Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности
Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного Проведение схематического анализа предложений по словам, звукобуквенный анализ и синтез
Уточнение и расширение объема зрительной памяти Проведение схематического анализа предложе­ний, уточнение количества слов
Формирование пространственного восприятия и представлений Уточнение звукобуквенного и слогового состава слова
Развитие зрительного анализа и синтеза слова Уточнение звукобуквенного и слогового состава
Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений Составление предложений с использованием за­данных слов, схематическое отображение предло­жений
Дифференциация смешиваемых на письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложе­ниях, в связных текстах) Проведение анализа предложений по словам, слогового и звукобуквенного анализа и синтеза с учетом дифференциации смешиваемых на письме букв

У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями рус­ской графики. И в печатном, и в рукопис­ном шрифтах для обозначения всех букв ал­фавита используется очень небольшой набор элементов, которые, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукопис­ном шрифте такие группы букв: г, п, т, р: и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д. у. з к другие.

Многие из приведенных в списке букв от­личаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц), разным расположением их в про­странстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре ис­чезают без применения каких-либо коррек­ционных приемов.

У детей могут быть специфические нару­шения, не связанные с письменной речью:

Нарушения зрительного восприятия;

Неточность представлений о форме, ве­личине, цвете;

Недоразвитие зрительной и слуховой па­мяти, пространственного восприятия и пред­ставлений;

Трудности оптического и оптико-про­странственного анализа, позволяющего на­ходить сходство и различие в зрительных об­разах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;

Неточность тонких движений руки.

Эти нарушения будут влиять на овладе­ние процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок ки­нетического характера останется прежним.

Неточность в изображении букв может вы­ражаться в следующем:

В не д списывании элементов букв;

В добавлении лишних элементов (у бук­вы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);

В написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы к написан последний элемент бук­вы к);

а неправильном расположении элемен­тов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Неточности в изображении букв у неко­торых детей имеют очень устойчивый харак­тер и не исчезают сами по себе, поэтому не­обходимо проведение коррекции.

Чтобы помочь детям получить положи­тельный результат в коррекционном процес­се, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них - необ­ходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Предложенные игры можно использовать не только в работе с детьми, у которых име­ются письменные нарушения, но и с детьми, имеющими «ошибки роста» (те, которые свя­заны с неприменением правил, неполным усвоением правил русского языка), а также с обычными детьми для улучшения состоя­ния устной и письменной речи. Применять игры могут не только логопеды школьных логопунктов, но и родители, учителя началь­ной школы, тифлопедагоги для работы с детьми коррекционных (зрительных) клас­сов. Так как большинство игр рассчитано на читающих детей, примерные возрастные рам­ки для использования игр - 7-10 лет.

ОПИСАНИЕ ИГР

Игра «Цветные слова»

Цели:

развивать зрительное восприятие (умение различать цвета, геометрические фигуры);

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: таблицы на каждого ребенка, а также образцы с цепочкой из цветных геомет­рических фигур.

Использование:

1) логопед раздает детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает вни­мание детей на то, что в геометрических фигурах прячутся буквы. Дети называ­ют их, выписывают в тетрадь, например, только те, которые прячутся в желтых фигурах;

2) следующим этапом работы является выделение фигур нужного цвета в по­следовательности, соответствующей схеме.

Например: в образце 4 фигуры - желтый круг, желтый овал, желтый тре­угольник и оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, на­зывают буквы, спрятанные в них, из этих букв составляют слово, называют его, при необходимости производят запись в тетрадь.

Игра «Филлворд»

Цели:

закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письмен­ные буквы;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное вос­приятие;

Обогащать словарь.

Оборудование : таблицы, внутри которых расположены поля 10 х 10 клеток, список слов для поиска.

Использование: логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет место­нахождение слова с ориентировкой: слева - справа, снизу - сверху. Найдя сло­во, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

Цели:

развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

Обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснят значения слов.

Оборудование: карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.

Использование:

дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней на рисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнить состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

Игра «Ромб»

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления (умение быстро ориентироваться по сторонам: слева - справа, вверху - внизу);

Развивать аналитико-синтетическую деятельность (звукобуквенный и сло­говой анализ и синтез).

Оборудование : таблицы с ромбами (вверху, внизу, слева, справа).

Использование: уточнив знания детей о слогах, о влиянии гласных на количество слогов, логопед дает детям инструкцию.

Например: найдите верхний ромб, укажите на букву слева. Найдите правый ромб, в нем назовите букву посередине. Мысленно проговорите полученный слог (или буквосочетание, если это две согласные). Найдите левый ромб, укажите букву снизу, присоедините ее к тому, что получилось ранее. Какое слово у вас получилось? (дети отвечают)

Условия: 1) все слова должны состоять только из 1-го слога. Усложнение содер­жится во втором варианте - в словах обязательно должен присутствовать мягкий знак; в словах третьего варианта обязательно присутствие гласной 2-го ряда;

2) анализ предложений лучше начинать не с его записи, а со схемы, отражаю­щей структуру этого предложения.

Игра «Улитка»

Цели:

развивать умение анализировать предложения на слова (определять коли­чество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последова­тельность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

Закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: игровые карточки «Улитка».

Использование:

детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине ко­торой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо схематическим способом, либо обычным).

Игра «Змейка»

Игра «Змейка» - усложненный вариант игры «Улитка», количество предло­жений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание пред­логам, союзам, однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написа­нию букв.

Цели:

совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

Развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы);

Совершенствовать умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Оборудование: «змейки» в прозрачных файлах, маркеры для каждого ребенка.

Использование:

логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри ту­ловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых со­единены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале пред­ложений, ставят точки в конце предложений), после этого записывают предло­жения (либо графически - в виде схем, либо обычным способом).

Игра «Путешествие по предложениям»

Цели:

Совершенствовать навык чтения;

Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

* активизировать слуховую память.

Оборудование: таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева), цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.

Использование:

логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координа­ты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или) их схематическое отображение.

В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив пос ледовательность слов.

С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

Игра «Загадки времен года»

Цели:

совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);

Формировать грамматически правильную речь.

Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.

Использование:

логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что пер­вое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игра «Кирпичная стенка»

Цели:

закреплять знания о предложении, его правильном написании;

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (способствовать анализу предложений по словам);

Совершенствовать оптико-пространственные представления;

Способствовать развитию грамматически правильной речи.

Оборудование: игровые карточки «Кирпичная стенка».

Использование:

получив игровую карточку, дети узнают, что неумелый строитель заложил все окна в доме кирпичами, отсюда задание: разбить кирпичи на окнах. Это, можно сделать, оставив предложения (одно, два или три), при этом на кирпи­чах не должно остаться ни одного слова.

Данная игра имеет два варианта. В первом варианте игры слова даются с правильными окончаниями, во втором варианте - слова используются в исходной форме.

Логопед обращает внимание детей на слово, написанное с заглавной буквы (оно должно быть в начале предложения), и точку (это конец предложения).

Игра «Паутинка»

Цели:

Развивать навыки слогового анализа и синтеза;

Формировать умение анализировать предложение по словам;

Совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Оборудование: карточки со слогами, соединенными линиями (слоги образуют слова).

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте - текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из полученных слов дети получают пред­ложение {текст загадки), записывают текст загадки и ответ на нее.

Игра «Соты»

Цели:

формировать навыки слогового анализа и синтеза;

Развивать оптико-пространственные представления;

Закреплять письменный навык и улучшать двигательные способности кисти руки.

Оборудование: карточки- рамки с сотами (прорезями) для каждого ребенка.

Использование: логопед раздает детям «соты» (уточняет значение этого слова), далее дети рас­сматривают их, выясняют, что под каждым окошком стоит число.

Логопед называет слова. Дети выделяют из названного слова заданный слог (например, первый) и вписывают его в окошко сот.

Данная игра имеет два варианта.

Вариант 1. Дети составляют слова из слогов в сотах (слова идут друг за другом).

Вариант 2. Дети составляют слова, используя слоги в сотах.

Игра «Сложные слова»

Цели:

закреплять знания о сложных словах;

Формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

Обогащать словарь.

Оборудование: таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.

Использование:

каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать запи­санные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.

Дети вспоминают (с помощью логопеда), что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверл с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Игра «Родственники»

Цели:

закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах;

Совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность

Закреплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в числе и в корне слова).

Оборудование: карточки с родственными (однокоренными) словами, записанными без пусков.

Использование:

детям выдается игровая карточка. Логопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга, записать их в тетрадь. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).

В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Й класс

Дифференциация звуков (п), (т)

и букв п, т в словах

Задачи.

1. Развивать психические и мыслительные операции, зрительную память.

2. Закреплять знания о звуках [п], [т] и буквах п, т, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

3. Развивать оптико-пространственные представления; тактильные ощущения.

4. Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа, анализа предложений по словам.

5. Способствовать развитию мелкой моторики.

Материал:

мнемотаблица к слову «три»,

Карточка со стилизованными изображения букв д, т,

Игра «Узнай букву на ощупь» (Буквы вырезаются из бархатной бумаги, дети должны определять их на ощупь, закрыв глаза.)

Игра «Ромб»,

Рисунок по клеткам («Петух»),

Призовые жетоны.

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие высших психических функций.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [п], [т], написания букв п, т.

2. Развитие тактильных ощущений, работа со стилизованными буквами.

3. Развитие навыков звукобуквенного анализа, чтения.

4. Анализ предложений.

5. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

IV. Совершенствование двигательных навыков пальцев рук, навыков про­странственной ориентации,

V. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент


Похожая информация.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №80»

Занятие по теме:

«Дифференциация букв, имеющих

кинетическое сходство.

Дифференциация п - т »

6. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.

Дифференциация п – т.

I Оргмомент:

1. Игра «Знакомство» (написать свое имя в воздухе).

2. Работа по таблице:

Сколько птиц летит вправо?

Сколько птиц летит влево?

Сколько птиц летит вверх?

Сколько птиц летит вниз?

(посчитавший птиц садится на свое место)

II Ход урока:

1. Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Сравнение слов по написанию и смыслу;

Работа оп опорным табличкам «три ноги» и «пара ног».

2. Анализ смыслового значения слов с буквами п и т :

точка – почка стал – спал

торт – порт топил – попил

3. Работа с таблицами:

Конструирование букв п и т;

Зачеркнуть неправильно написанные буквы и определить местоположение в таблице оставшихся букв п и т .

4. Найти место звука в слове:

[п]: пашня, апрель, лопата, капуста;

[т]: тройка, утро, лопата, закат, простор.

(использовать карточки с цифрами)

При помощи карточек с буквами п и т обозначить какой звук услышали в слове: парк, туман, утка, дупло, молоток, крепкий, конфета.

5. Игра «Муха».

(нахождение по инструкции и запись в тетрадь по слогам слов: лопата, лето, пакеты, пираты)

6. Физминутка (игра с мячом).

Меняем в словах звук [п] на [т]: почка – точка, порт – торт, пачка – тачка, спал – стал.

7. Работа со словом:

Инструкция: 2-п , 3-т.

Расшифровка и чтение слов по цепочке: 2ло3, 2ар3а, 3е2ло, 2лака3, 2у3ь, 3ро2инка, 2рос3уда.

Выполнить в тетрадях обратное задание: пакет, пальто, топор, плотина, тапочки, лопата.

8. Составить словосочетания:

Березовая

(точка, почка)

(торт, порт)

Маленькая

9. Работа с предложениями:

(вставить и обозначить сигнальными точками пропущенные буквы п и т )

челы гудя

В оле лея,

С оля иду

Медок несу.

10. Собрать рассыпавшиеся предложения:

плетет, паутину, Паучок.

пишет, Петя, листочке, на.

пирожки, тарелке, На, лежат.

последние, с деревьев, Падают, листочки.

(записать в тетради и обозначить сигнальными точками буквы п и т )

III Итог занятия:

Какие буквы различали на письме?

Какие подсказки помогут их различить?

В каком слове пословицы: «Труд кормит, а лень портит» есть звуки [п] и [т]?

Учебно- методическое обеспечение:

Наглядные пособия:

Опорные таблицы;

Сюжетные картины;

Наборы индивидуальных карточек.

Дидактические материалы:

Образцы графических упражнений (схемы);

Дидактические карточки и тексты стихов;

Оборудование:

Мяч и массажные мячики;

Шаблоны, звуковые линейки;

Список литературы:

1. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владос», 1995.

2. Селиверстов в логопедической работе с детьми. М.: Просвещение, 1987.

3. Костромина преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось - 89, 1999.

4. Кузнецова от звука к букве. Томск: ТОИПКРО, 2008.

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину Дюжину

Новых и сладких калош!

К. Чуковский

Какие сказки К. И. Чуковского ты еще знаешь?

Дифференциация Б - П

Занятие 1

Цели занятия:

§ развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;

§ развивать умение соотносить звуки Б, П с буквами Б и П;

§ развивать фонематический слух;

§ расширять словарный запас;

§ развивать внимание, логическое мышление;

§ воспитывать самоконтроль.

Материал к занятию.

1. Сколько раз в стихотворении встретился звук Б?

Хоть крутись, или вертись,

Нам без Б - не обойтись!

Только, Б, не надо якать,

Хвастаться, сердиться, плакать!

Нет великих букв, нет малых,

Важных нет иль захудалых,

Все они: от А до Я -

Алфавитная семья!

Сколько раз в стихотворении встретился звук П? Найдите слово с мягким звуком П.

П - прилежна,

П - пытлива,

Как пчела трудолюбива,

Пашет, пляшет и поет,

Как блины, слова печет.

Т. Синицина

Напоминаем!

Звук Б - звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку - чувствуется вибрация.

2. Проверь себя! Сравни звуки:

§ Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

§ Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук Б и глухой П.

3. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ба - па, па - ба, ба - па - ба, па - ба - па, ба - па - ба,