Проблематика в правописании словарных слов проблема. Формирование навыка правописания словарных слов как актуальная проблема теории и методики преподавания русского языка в начальной школе

«Запоминаем словарные слова. Сегодня проблема формирования орфографической зоркости приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность...»

Запоминаем словарные слова.

Сегодня проблема формирования орфографической зоркости приобретает всё

большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается,

несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы

и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как

быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на

последнюю страницу учебника в словарь.

Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.



Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "пальто" и "работа"?

Работа по правописанию словарных слов продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Из огромного списка словарных слов можно выделить, следующие группы по способу запоминания: полногласие, словообразование, ассоциативный метод, метод этимологической справки, проверка по сильной и слабой позициям, механическое запоминание.

Полногласие.

Воробей Молоко Солома Ворона Молоток Смородина Город Мороз хорошо Горох Около Дорога Огород корова Скоро + карандаш Словообразование.

Воробей = вор + бей + интерфикс –оДевочка = суффикс –очкМедведь =мёд + вед(ать) – знать – слияние основ Мальчик = суффикс –чикНарод = приставка на- + род (Родина, родник, урожай, родители) Родина = род + суффикс –инСмородина = смород + суффикс – инПраздник = праздн + суффикс -никПриветливо = суффикс –ливРусский = Русь + суффикс –скУчитель = суффикс – тельПроверка.

Весело – весёлый До (скорого) свидания – свидимся Жёлтый - ж[и]лтеть Здравствуйте – здоровье Земляника – земли Коньки – кони Запад - падать Столица - престол Каток – катит Лисица – лисы Отец – отчий, Отчизна Петух – петь Ученик – учение, учёный. Учебник Чёрный - ч[и]рнеть Ассоциация Арбуз – алый Месяц – ясный Берёза - белая Облако - вата Вместе – и пишется вместе Пенал – перья Девочка – косы, мода Праздник – подарки, радость Дежурный - мел Пшеница – мельница, тесто, хлеб Деревня – строили из дерева Ребята - дети Дятел – дерево долбит Рисунок – лист, кисти Завтрак – каша, чай, масло Сахар – сладко Иней – снег Север – снег, олени Картина – рама, краски Собака – хвост, сторож Кровать - сон Солдат – бой, форма Лагерь – лето Синица – крылья отливают синим цветом Лестница – ступеньки, перила Улица – лица Лимон – кислый Хоккей – гол Лопата – крот Язык - ябеда Малина – маленькие части Морковь, яблоко, помидор - сок

Этимология(от латинского «этимос» - истина, начало)

Слово Язык заимствования Перевод Дополнительные слова Запад Славянский (падати) Быстро опускаться вниз Земляника Славянский Ниц- книзу, никнуть к земле Капуста Латинский (капут) Голова Капитан капюшон Капрал Карандаш Тюркский Чёрный камень Каракули карга Картина Итальянский (хартия) Тонкая изящная бумага Картон (толстая бумага) Корабль Греческий (кора, кожа) Челнок из прутьев, обтянутый кожей Корыто Корзина Коробка коромысло Лопата Славянский (лоп) Широкий лист Лопух Минута Греческий (минус) Промежуток времени, который меньше часа Москва Старославянский (моцкая) Маленькая, мелкая Мошкара моська Около Славянский (коло) Круг Колесо Колобок Кольчуга Колея Кольцо Коляска Облако Латинский Оболочка, обволакивать со всех сторон Платок Славянский (плат) Кусок ткани Платье заплатка Посуда Славянский (судно) Посуда делалась виде судна, отсюда:судок. Раскладывать по судам Сахар Индийский (Сахара) Песок, мелкие частицы твёрдых минералов Солдат Итальянский (сольдо) Человек, который за службу получает деньги (сольдо) Спасибо старославянский Спаси тебя Бог Тетрадь Греческий (тетрас) Лист, сложенный вчетверо Четверг Четыре Топор Славянский Топать, стучать, бить Улица Древнерусский (уль) Пустой, похожий по форме на трубу улитка Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически:

заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

1. читаем слово, проговариваем его по слогам;

2. объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

3. ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

4. подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

5. записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке. Этот метод является наиболее действенным, так как словарные слова остаются в памяти ребёнка надолго.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму. Для этого записываем словарное слово, выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании.

Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

–  –  –

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

Можно использовать стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно воспользоваться специальной литературой, которая поможет разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Литература:

1. Агеева И. Д. Занимательный словарик. С-П., 1999.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

3. Успенский Л. В. Слово о словах. М., 1954.

4. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь

Похожие работы:

«Социально-личностное развитие ребенка третьего года жизни Куделина Е.М., кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики, Россия В настоящее время задачи социально-личностного развития решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психиче...»

«Центр дистанционного образования "Прояви себя" свидетельство о регистрации сетевого издания (СМИ) ЭЛ № ФС 77 61157, выдано Роскомнадзором Сборник педагогических идей выпуск №013 от 01 июля 2016 года proyavi-sebya.ru/sbornik013.pdf г. Томск, 2016 год Сборник педагогических идей ЦДО "Прояви себя", вы...»

« литературы ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ дисциплины "Русский язык для специальных целей" для студентов специальностей 5В010100 Дошкольное...»

«МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей Методическая разработка классного часа "Ваше здоровье в ваших руках" Классный руководитель 7б класса Балакина Людмила Павловна 2010 г. Цель: формировать у учащихся здоровый образ жизни. Ход классного часа Учитель: Многие задают себе вопрос: "Как прожить, чтобы не старе...»

«АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ № 11" Рассмотрено на заседании МО Согласовано УТВЕРЖДАЮ учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБОУ "Гимназия №11" Протокол № 1 от 26.08.2016г. Г.Н.Шустрова А.В.Мартинюк Руководитель МО Приказ № 1...»

«в целях оптимизации профессионально ориентированной деятельности по­ средством определения социальных, дидактических и психологических основ использования информационной технологии в учебном процессе, обеспечения направленности подготовки на формирование информацион­ ной основы деятельности на базе учета выявленных психоло...»

«Формирование коммуникативной компетенции у студентов логопедов Жулина Е. В.1, Барабанова Л. Б.2 Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena Victorovna кандидат психологических наук, доцент; Барабанова Лариса Борисовна / Barabanova Larisa Borisovna – магистрант, к...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь - это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов и деятельности индивида в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу школьников - одна из главных проблем совершенствования системы развития речи.

Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

а) обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.);

б) создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;

г) вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;

д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;

е) развивать не только речь-говорение, но и аудирование.

Важно учитывать различия устной и письменной речи. Письменная - принципиально новый вид речи, которым ребенок овладевает в процессе обучения. Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику. Развитие речи требует долгой, кропотливой систематической работы младших школьников и учителя. Развитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности определяют и новообразования его личности: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексию (самооценку своих действий на основе соотнесения с замыслом). Завершая характеристику психологии младшего школьника, считаем необходимым напомнить, что главным новообразованием этого возраста является овладение учебной деятельностью. В современных условиях мы бы отметили и важность формирования основ широкого использования компьютерных средств, развития экологической и экономической его культуры. Об актуальности этих проблем свидетельствует то, что они обсуждаются на международном уровне и реализуются в практической работе с детьми.

Согласно исследованиям отечественных ученых (И.А. Зимняя, А.И. Крупнов, Р.Т. Фульга и др.), успешность развития речевой деятельности зависит во многом от речевой активности, который соотносится с общей психической и интеллектуальной активностью и характеризуется с трех сторон- результативной, содержательной и динамической; при этом активность речевой деятельности понимается не только как мера деятельности, но и как состояние, позволяющее планировать речевое поведение, собственно речевую деятельность и контролировать эффективность взаимодействие. Обучение младших школьников русскому языку как средству общения предполагает овладение процессами поражения и восприятия речи на родном языке (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, А.А. Деонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковаи др.)

Понятие «навык правописания» в настоящее время четко зафиксировано в целом ряде нормативных документов, прочно вошло в педагогическую практику. В то же время в понимании сущности данного понятия нет единого мнения, что затрудняет его научную разработку и использование в образовательном процессе. Навык правописания ввиду многоаспектности этого понятия следует считать:

1) ценностью;

2) процессом;

3) результатом;

4) системой (Б.Г. Гершунский).

Мы рассматриваем процесс формирования у младших школьников умений навыка правописания как инструмент поликультурного развития обучаемых, который непосредственно влияет на формирование такой языковой личности, который русский язык нужен «для жизни», «для общения в реальных ситуациях» и которая будет в состоянии осуществлять эффективное общение. Такая постановка вопроса фокусирует внимание на содержательных аспектах речевосприятия и речепорождения, на умении достичь желаемого результата за счет взаимопонимания всех участников речевого общения.

Процесс овладения навыком правописания имеет сложную психофизиологическую структуру и включает слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложные механизмы координации и регуляции движений. При этом учащиеся должны правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и правильно записывать.

Навык - это «действие, сформированное путем повторения,* характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».

В формировании навыка выделяются три основных этапа :

I этап - аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеет не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия.

IIэтап - условно назван синтетическим - соединение отдельных элементов в целостное действие.

IIIэтап - автоматизация - фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность), возникающая как естественный результат формирования навыка. Когда говорят о формировании навыка, чаще всего считают, что основное - это упражнение и тренировка, тренировка и упражнения. Без упражнений навык сформировать нельзя, но упражнение лишь целесообразно на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа - это осознанная деятельность, (а не механические упражнения). До тех пор пока ребенок не осознал алгоритм действия (например, - «откуда начать писать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действий (например, зрительный образ буквы), «упражнять» ребенка бессмысленно и вредно. «Перескок» через первые два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.

Первый этап формирования навыка имеет чрезвычайно сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка.

Историография постановки и поисков путей решения любого исследовательского вопроса представляет интерес как в плане выявления истоков основных дидактических концепций, так и для объективной оценки новинок в практике образовательного процесса. В связи с этим нами выявлены периоды развития навыка правописания, ибо метод периодизации дает возможность установить исторические тенденции проблемы, зафиксировать уже познанные её стороны, а также малоизученные аспекты.

"Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Много хлопот она доставляет учителям. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению.

Любая педагогическая система не возникает на пустом месте, а является результатом уже достигнутого в педагогической науке и практике. В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка с использованием мультимедиа.

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. Труды отечественных психологов Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, педагога К.Д. Ушинского посвящены работе со словом. В частности, Федор Иванович Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более понимания учащимися значения слов через зрительное восприятие. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных и зрительных способностей.

Так же проблемой формирования навыков написания словарных слов с использованием мультимедиа, созданием словарей для младшего школьника занимались и продолжают заниматься наши ведущие учёные Д. Н. Ушаков, А. Н. Тихонов, М. Р. Львов и многие другие.

Принимая во внимание мнения учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний установилось, что у каждого из них представлены отдельные направления работы. Так, например, Н.Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания, П.П. Иванов рекомендует учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. В.В. Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам и все эти приемы используются с помощью мультимедиа-технологий; О. Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на мультимедиа.

Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой, использование мультимедиа при работе со словарными словами помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и формированию навыков написания словарных слов, но считается, что работа ученых психологов и методистов прошлого не достаточно глубоко изучили проблему формирования навыков написания словарных слов средствами мультимедиа, что и обусловило выбор данной темы.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Она должна основываться на визуальном и слуховом восприятии новых слов. У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, а мультимедиа технологии позволяют изучать новый материал наглядными образами, поэтому предполагается использование ИКТ на уроках эффективным.

Т.о., уже методисты прошлого подразумевали использование ИКТ для повышения грамотности учащихся, в частности, при работе со словарными словами.

Учитель-логопед Надежда Александровна Баландина

МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой.Пуровского района

Ямало-Ненецкого автономного округа

Консультация для родителей и педагогов.

Проблема: ребёнок не может запомнить словарные слова.

На протяжении многих лет основные методические принципы обучения правописанию оставались неизменными и предполагали в первую очередь четкое и ясное усвоение правил, исключений из них, запоминание трудных и неподдающихся проверке слов и упорную многочасовую отработку практических навыков (упражнений, диктантов).

Все эти традиционные методики положительно влияли на грамотное написание слов потому, что ребенок не только писал, но и много читал, запоминая зрительно трудное слово. Не секрет, что современные дети мало читают (книгу вытеснили телевизор, компьютер). Их лексический запас ограничен. В последние годы проблема бесчисленных ошибок, имеющихся в школьных тетрадях, на так называемые словарные слова, приобрела особую остроту.

С учетом этой необходимости для таких слов в школе заводятся специальные словари. Даже если эти слова и заучиваются ребенком, то, как показывает опыт, сама цель заучивания при этом как бы смещается. Ребенок помнит, что это словарное слово, но не может вспомнить букву, которая должна быть в нем написана. А ведь только из-за этой буквы заучивалось слово! Следовательно, вольно или невольно, но цель заучивания здесь сводится к отделению словарных слов от всех прочих, а не к запоминанию правил написания тех букв, которые являются в этих словах сомнительными.

Как же преодолеть эти трудности?

С целью улучшения запоминания слов, целесообразно проводить занятия в игровой, занимательной форме, чтобы этот механический процесс прописывания не являлся насилием над ребенком, а развивал любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

Словарный диктант – один из самых сложных видов работ. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать. Прежде всего, следует сказать, что запоминание словарных слов – это работа и ребёнка, и взрослого.

Начиная работать над заучиванием словарных слов, следует вспомнить первое правило педагогики, на котором основаны все методики: системность и ещё раз системность. В применении к словарным словам нужно воспользоваться алгоритмом запоминания независимо от того, какое слова – лёгкое или трудное, короткое или длинное, независимо от того, какого возраста и роста ваше чадо. Этот алгоритм действует всегда!

Алгоритм запоминания словарных слов (информация для взрослых).

  • Объяснить значение слова. Это необходимо! Не пренебрегайте этим пунктом алгоритма. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить написание. Например, кто уверен в том, что ваш ребёнок знает, что такое апелляция, эпатаж или валеология? А это – школьные словарные слова! Объяснять значения трудных слов лучше всего в несколько этапов. Сначала ввести общее понятие, например, валеология – это наука (предложить сравнить со строением слова био лог ия, гео лог ия и т.д.) После того как ребёнок усвоил это слово в общем, дополняем определение яркими запоминающимися деталями: валеология – это наука, рассказывающая, как жить в гармонии с природой. И где здесь детали? Надо дополнить.
  • Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не к а рабль , не кораб о ль, а именно к О ра БЛ ь.
  • Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным карандашом или фломастером). Так мы постепенно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе мы «работаем» сразу на два типа детей визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).
  • Записать по памяти.
  • Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно

Исправить их, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом ещё

Раз прописать слово, проговаривая его.

Способы, облегчающие запоминание словарных слов.

Образное представление словарного слова: картинка, картинка в графическом оформлении слова, семантическая карта.

Сначала надо объяснить ребёнку, как надо рисовать картинку и на что обращать внимание. Вот после этого ребёнок пусть сам фантазирует! Следует оговорить, что легко дети рисуют слова с конкретным значением (берёза, фонтан, лимон), сложнее даются слова с абстрактным значением (мороз, народ).

ТЕАТР ФОНТАН КОЛОННА БЕРЕЗА

Одновременно подробное рисование является хорошим способом введения новых

Слов в активный словарный запас ребёнка (дельфин, маршрут, коллектив, интеллигент).

Конечно, не всегда и не все слова можно нарисовать. В таком случае можно привлечь аудиальную «подсказку», то есть связать слово с так называемым мнемоническим представлением. К изучаемой единице надо подобрать такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом.

Например, Кост я в кост юме. Ко стя в ко ричневом костюме. Ко стя в коричневом костюме идёт по ко ридору. Ка тя у ка литки. На Ка тином платье ка рман. Пе ссимист Пе тя. Ди летант Ди ма. Ка тя на ка ртине. О ля на п о ртрете. Бе лая бе рёза.

Г О Р И ЗОНТ

Г о ры и звести на г о р и зонте.

Если слово русское по происхождению, то проще всего обратиться у его этимологии. Происхождение слова объясняет его написание. Вот несколько примеров.

Рябина. Круглый год украшают рябины наши леса, сёла, города. В любом сквере красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому?

Вишня, яблоня и многие другие деревья в пору цветения белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые» - говорили в народе.

По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.

Платье. Платок. Что общего между этими словами и почему они стоят у нас рядом? Дело в том, что в основе этих двух слов лежит древнерусское слово «плать», что означает «кусок материи»

Обоняние и обаяние. Мы знаем, что обоняние – это способность человека различать запахи, а обаяние – способность человека нравиться. Такие разные слова и так похожи в написании! Но если мы будем помнить, что в древнерусском языке слово «вонь» обозначало «запах», «обоняние» - умение различать запахи, то оно уже никогда не спутается со словом «обаяние», которое образовалось от слова «баять», что означает «красиво говорить».

Облегчает и вносит разнообразие в запоминание словарных слов их тематическая группировка. Например, можно предложить такие темы:

Деревья: берёза, рябина, каштан, сирень, осина, тополь, яблоня.

Животные и птицы: корова, собака, баран, щенок, цыплёнок, заяц; ворона, жаворонок, воробей, синица, дятел, ласточка, соловей.

Квартира: квартира, адрес, лестница, коридор, комната, кровать, диван, кресло, табурет, мебель, предмет, порядок, шифоньер, стеллаж, картина, портрет, коллекция.

Кухня, овощи, фрукты, ягоды: кастрюля, сковорода, посуда, тарелка, стакан, молоко, сахар, салат, арбуз, абрикос, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, овощи, капуста, морковь, горох, огурец, картофель, помидоры, редиска, орех, ягода, малина, земляника, смородина.

Магазин: магазин, витрина, касса, чемодан, рисунок, фломастер, карандаш, альбом, пенал.

Одежда: одежда, пальто, варежки, свитер, карман, ботинки, сапоги, валенки, платок, комбинезон, костюм.

Офис: холл, вестибюль, кабинет, компьютер, директор, коллектив.

Транспорт: транспорт, автобус, трамвай, троллейбус,

Улица: улица, аллея, фонтан, здание, завод, фабрика, аптека, библиотека, метро, памятник, канава, песок, овраг.

квартира, поход, океан, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия. Затем составляем рассказы по уже изученным словам.

В этом упражнении дети могут составлять рассказы самостоятельно или родитель составляет рассказ и читает, а дети должны выписать только те слова, которые учили.

Для примера можно привести текст, составленный по теме:

«Офис».

«Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю. Перед нами кабинет директора . Директор сидит за столом перед компьютером и мечтает сегодня сделать миллион дел: подавить восстание, нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок . За окном поёт жаворонок, но директор его не слышит, потому что был включен магнитофон и журчал декоративный серебристый фонтан».

В силах взрослого помочь ребёнку запомнить словарные слова, распределив их по схожести орфограмм: удвоенные согласные, слова, в корне которых нужно запомнить букву «о», «а», «е», «и»; слова, которые пишутся слитно и т. д.

Способы запоминания и проверки словарных слов.

Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.

Кроме того, существует несколько игр и упражнений, разработанных специально для запоминания словарных слов. При запоминании словарного слова рассматривается картинка, обозначающая само слово, и обыгрывается в нём запоминаемая буква, выделенная на картинке. При этом методе графической ассоциации картинка хорошо запоминается и легко вспоминается. Разные игры, использующие образно-графические и звуковые ассоциации, помогают детям без напряжения и многократного прописывания освоить грамотное написание словарных слов.

«Отгадай, какая буква спряталась на картинке».

Б е г е мот

В о р о на С о р о ка Кр о к о дил

К о лбаса

К о л о к о л Хр и з а нтема Мешок

В дополнение к изложенной методике для лучшего запоминания ребенком зрительно-ассоциативным образом, к словарному слову можно подбирать стихи-загадки. Отгадкой является запоминаемое словарное слово, а слово-образ обязательно звучит в контексте самой загадки, поэтому его легко запомнить, а также в кроссвордах, где словарное слово объединяется со словом, обозначающим ассоциативный образ, путем пересечения данных слов через сомнительную орфограмму.

Стихотворные загадки создают ребенку положительный настрой, процесс запоминания проходит в полезной, развивающей, творческой игровой форме.

С о бака

С хозяином – дружит, Живёт под крылечком,

Сторожем служит, Свернувшись колечком.

К о ра бл ь

Волны носом разрезаю, Из одной страны в другую

Все дороги в море знаю, Без колёс людей везу я.

Повар зовет всех на обед.

Чтоб до вечера трудиться, ПОЛДЕНЬ
Нужно в полдень подкрепиться,
Б
Целый час работы нет -
Е

Все собрались на....(обед). Д

Сердце Родины стучит Р

В этом древнем городе, МОСКВА

Его знают малыши в Воронеже и Вологде. Д Каждый день здесь новый дом, И Этажей с десяток в нем. Н
В длинный ряд дома стоят - десять, двадцать, сто подряд,
А
И квадратными глазами друг на друга все глядят.

Дети читают слова, показывая буквы. Затем опускают головы на сложенные руки, вспоминают с закрытыми глазами, только что прочитанные слова. Картинки переворачиваются.

Ребёнок или несколько детей записывают слова в тетрадь или на листочек. Проверку осуществляют самостоятельно, если есть ошибки, исправляют.

Запоминание слов по сетке.

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

В О К З А Л

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать буквы, можно вразброс.

«Устный кроссворд».

Предложите ребёнку узнать слова. Вы называете определение, а ребёнок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъёма или спуска пешком. Что это? (Лестница).

При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.

«Древнерусское письмо».

Если вы уже распределили слова по схожести орфограмм, то следующее упражнение позволит вам в игровой форме проверить то, как ребёнок их запомнил. Предложите написать письмо под диктовку, но только согласными (вы диктуете слова, в которых нужно запомнить написание согласных), или гласными, если нужно запомнить слово с проблемными гласными. Например, еоие – велосипед, аоаоия – лаборатория, оио – горизонт, еуаы – мемуары; прфсср – профессор, трртр – территория, ссцц – ассоциация.

Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется.

Составьте словосочетания, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Задание имеет смысл, когда используется несколько словарных слов на разные буквы. Например:

Шофёр; шустрый;

Салют; сияет;

Жонглёр; Жора;

Футбол; французский.

Затем закройте левый столбик и попросите, чтобы ребёнок вспомнил словарные слова, опираясь на слова правого столбика и воспроизводя тот образ, который был им создан.

Часто в качестве домашнего задания ребёнку предлагается выучить словарные слова целым списком, и тогда запоминание бывает затруднено только по причине объёма. В этом случае можно воспользоваться известным «методом Цицерона». После того, как ребёнок напишет слова в тетрадке и прочитает их орфографически (проговаривая каждую букву), предложите расставить слова по комнате. Например, в углу комнаты – концерт, на диване – гости в костюмах, посреди – озеро, на полке стакан, под столом – берлога и т. д. Через некоторое время (1 – 1,5 часа) пройдите по комнате вместе с ребёнком и «соберите» слова, проговаривая их орфографически.

Для запоминания словарных слов можно использовать игры, которые требуют хоть и небольшой, но дополнительной подготовки. Со стороны взрослого. Если вы не пожалеете времени, то приготовленные вами игры превратят семейный досуг в полезное времяпровождение, станут доброй традицией. Кроме того, мы, взрослые, знаем, что любая игра позволяет легко развивать внимание, умение концентрироваться, отрабатывает механизм переключения с одного действия на другое и даже воспитывает характер.

Словарное лото.

Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.

«Парочки».

Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка – 2 карточки с одинаковыми словами) карточек небольшого размера. В игре могут участвовать от 2 игроков любого возраста. Карточки раскладываются на столе написанными словами вниз рядами по 6 – 8 штук или в беспорядке. Если на них написано одно и то же слово, играющий берёт их себе и открывает другую пару карточек. Если же 2 карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберёт больше парочек.

«Трудные слова».

Попробуйте изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться, на первом этапе их может быть 10, а затем и 100. Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесёт. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.

Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами. Затем любым способом определяется, кто будет первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, чётко проговаривая написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у тебя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, и положить её сверху, также чётко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами.

Ещё раз хочется напомнить: чтобы необходимая работа по запоминанию словарных слов не превратилась для ребёнка в непомерно тяжёлый труд, ему нужен не только наставник, но и партнёр по игре.


Толкование

Маленькая птичка с серо-черным оперением, живущая обычно близ жилых строений.

◊ Этимология

Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» - это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают иначе. Слово воробей восходит к древней основе вор-. От нее образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного «вор». Та же основа и в несохранившемся «ворк», на базе которого образовалось «ворковать», т. е. «издавать переливчатые звуки». Воробей – слово-помощник для первой безударной гласной «о» – вор, ворк – «воркует, издает переливчатые звуки».

Воробей – воплощение оптимизма, терпения.

☻ Однокоренные слова

Воробушек, воробышек, воробьенок, воробьиный, воробьиха, воробьишко.

☺ Фразеологизмы

Стреляный воробей – опытный, бывалый человек, которого трудно обмануть, провести.

С воробьиный нос или короче воробьиного носа – очень маленький.

С воробьиный шаг – мелкий, короткий шаг.

Воробьиная ночь – короткая летняя ночь, а также ночь с непрерывной грозой и зарницами.

Стрелять из пушки по воробьям – о бесполезном деле.

◙ Пословицы и поговорки

1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

2. Воробей и на кошку чирикает.

3. Старого воробья на мякине не проведешь. (Мякина – остатки колосьев, стеблей)

? Загадки

1. В теплый край я не летаю,

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый …

2. На лету хватает крошки

И боится только кошки.

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет,

Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имен существительных.

Мален..кий мал..чишка в сером армячишке по дв..рам шныряет, крохи подбирает.

(Армячишко – кафтан из толстого сукна.)

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Определите спряжение глаголов.

Что сказать про жизнь мою?

Жаловаться не люблю:

Пью пою клюю и сплю

Гнезд не вью и слез не лью

С вороною воюю,

В общем, не горюю. (А.Усачев)

Прочитайте стихотворение С. Черного о воробье. Какой образ воробья возникает после чтении? Найдите средства выразительности в тексте.

Воробей мой, воробьишко!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прочитайте текст. Что вы узнали нового о жизни воробьев?

На дорожке около забора собираются воробьиные выводки. Когда большие воробьи улетают за добычей, то присматривать за молодыми остается старый воробей. Воробышки чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самой высокой ветке и зорко смотрит, не покажется ли хищная птица. (М. Пришвин)

Прочитайте рассказ И.С. Тургенева, озаглавьте его. Ответьте на вопросы к тексту.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасть, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

▪ Какова тема и основная мысль текста?