Что изучает история? Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники) план-конспект урока по истории (5 класс) на тему Источники знаний о прошлом края.

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Урок 3

Тема: Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Цели урока:

  • формировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы;
  • развивать умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников, оценивать действия людей;
  • воспитывать уважение к традициям народа, к культурному наследию.

Основные понятия: исторические источники; группы источников: письменные, вещественные, устные; документ, музей, архив, библиотека, историческая память.

Основные вопросы урока:

  1. Исторические источники.
  2. Группы источников.
  3. Архивы, музеи, библиотеки.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа

Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся):

Уметь:

  • объяснять значение понятий: исторический источник, раскопки, Древний мир;
  • определять значение исторических источников

Информационно-методическое обеспечение:

  • презентация,
  • понятийные карты

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Измерение времени»
  • Фронтальный опрос
  • Индивидуальный опрос
  1. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

  1. Вступление. Сообщение темы и целей урока.

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях*, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на кинопленку важнейшие события.

В любой семье хранят свою историю: старые письма, документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история это прошлое, сохранившееся в памяти человечества.

Всё то, что мы храним, и, благодаря чему, узнаем о прошлом, называется ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ.

Введение темы (Слайд 1) – запись в тетрадь

Сегодня нам предстоит узнать, на какие группы делятся исторические источники и каково их значение.

Постановка цели (Слайд 1)

2. Как гибнут памятники старины.

Какие природные явления могут стать причиной уничтожения исторических свидетельств.

Однако нельзя винить во всём только природу. Человек своими непродуманными действиями тоже наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов сносились церкви, которые были построены не одну сотню лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.

Слайд 2 - ??? Какие ещё события, происходящие по вине человека, могут привести к гибели памятников старины

3. Исторические источники.

Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землей остались фундаменты строений, множество предметов, принадлежавших людям. В древнем монастыре сохранилась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных вещей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Всё, что когда-то было создано людьми, называют историческими источниками.

Слайд 3 – Исторические источники - (в тетрадь)

Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берет начало ручеек, который впадает в речку, та – в большую реку, впадающую в море. Значит, источник – это начало.

Источником называют всё, что дает начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга – источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены из достоверного источника, то есть от человека осведомленного, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.

Слайд 3 – ??? Давайте вместе составим определение понятия «Исторические источники» - (в тетрадь)

4. Группы источников

В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Ученые-историки делают свои выводы только на основе исторических источников. Чаще всего источники делят на группы: устные, вещественные, письменные.

Слайд 4 – (запись в тетрадь)

Устные источники – это сказания, былины, пословицы, поговорки, песни. Они передаются от одного поколения к другому. Их изучение позволяет узнать обычаи, обряды, правила поведения и многое другое

К вещественным источникам относятся сооружения, предметы быта, оружие, украшения, то есть самые разнообразные вещи (или их фрагменты), созданные когда-либо человеком.

С появлением письменности возникли письменные источники : записи на деревянных дощечках, бересте*, папирусе*, камне, глине, бумаге. Развитие науки и техники привело к появлению звуковых записей, фото- и кинодокументов.

Слайд 5 – Задание – Определите группу источников.

  • Вещественные
  • Письменные
  • Вещественные
  • Вещественные

Исторические источники называют также памятниками. Слово «памятник» известно всем. Это скульптурная группа, статуя, бюст, колонна, надгробие, триумфальная арка. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, героев прошлого. Пройдет много лет, а памятник будет напоминать потомкам о славных делах предков

Слайд 6 – Исторические памятники (запись в тетрадь)

  • Большой Сфинкс , Древний Египет, третье тысячелетие до н.э.
  • Парфенон , Древняя Греция, V век до н.э.
  • Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. XVII век
  • Почтовая станция в Екатеринбурге , XIX век (подобные станции служили средством сообщения между российскими городами, здесь путешественники могли поменять лошадей и отдохнуть)
  • Ветряная мельница, Голландия , город Роттердам, XVIII век (памятник истории развития техники).

Памятник – это напоминание о прошлом. Поэтому в науке памятником называют любую дошедшую до нас частичку прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная картина, древняя рукопись, надпись на камне, древние сказания – это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники прошлого охраняются законом.

5. Архивы, музеи, библиотеки.

Дошедшие до нашего времени памятники прошлого ученые стараются сберечь. Для этого создаются специальные учреждения.

Документы хранятся в архивах . Это слово произошло от греческого «архейон», что означает «учреждение».

Слайд 7 – Архив (запись в тетрадь)

В архивах находятся старинные рукописи, планы городов, письма выдающихся людей, договоры между руководителями государств и другие ценнейшие свидетельства истории прошлого. Но архивами пользуются не только историки. Например, чтобы восстановить разрушенное когда-то здание, строители обращаются в архив за хранящимися там чертежами данного исторического памятника.

***Если время позволит можно обсудить вопрос о создании домашнего архива (сканировании документов, создании электронной версии архива)

Учреждение, которое собирает, хранит и выставляет для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекции, называется музеем, в переводе с греческого – «храм муз».. Греки относили историю к искусству.

Слайд 8 – Музей (запись в тетрадь)

***Покровительницами искусств были богини – музы. Муза Клио считалась покровительницей истории. Обычно её изображали с рукописями в руках. Иногда рядом находились солнечные часы – с их помощью она наблюдала за порядком времени.

В каждом городе есть музеи. Они бывают художественными, историческими, этнографическими, зоологическими, литературными и т.д.

По слайду: сейчас вы видите различные музеи мира. В них собраны произведения великих мастеров искусства. Их называют шедеврами. Это слово переводится с французского, как «лучшее произведение». Возможно в некоторых из этих музеев бывали и вы.

Записки путешественников, летописи, воспоминания участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукописными и печатными. Они представляют для историков большую ценность.

Слайд 9 – Библиотека (запись в тетрадь)

Нет такого исследователя прошлого, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» - книга, «тека» - хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? Какую помощь они оказывают в изучении прошлого?

Как мы уже знаем, источники могут быть устными, вещественными и письменными. Письменные источники историки называют документами. С латинского языка слово «документ» переводится как «свидетельство».

Изучая документы и вещественные источники, ученые восстанавливают исторические события. Но на этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно определить, что было до и после изучаемых событий, установить связь между ними. И, наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. А значит нарисовать целое историческое полотно. И краски для него нам и дают исторические источники.

Домашнее задание: Слайд 10

***Встречали ли вы у себя дома какие-либо исторические источники?

Приходилось ли вам работать в архивах?

Какие музеи и библиотеки нашего города вы знаете?


Класс: 5

Предмет: История Древнего мира

Учитель : истории и обществознания

Сергеева Саргылана Алексеевна

Тема урока:«Что изучает история »

Цели урока:

    Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

    Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

    Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

    Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

    Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

    Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

    Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

    Определить значение исторического прошлого для современности;

    используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

    продолжать развитие речи через ответы на вопросы;

    продолжать развитие текстовых умений и навыков

    осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);

    развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

    воспитывать любовь к Родине;

    чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

    развитие познавательного интереса к предмету;

    с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

    давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;

    приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;

    уметь соотносить дату и век;

    знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;

    сформировать умение заполнять таблицу;

    определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;

    решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне ВасилияИвановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III . Изучение нового материала.

1. Что такое история.

- Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарьИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

1. Архив

2. Библиотека

3. Музей

1. Архив

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

2. Библиотека

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

3. Музей

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

- проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

То, что я знал

Не понятно, вызывает сомнение

Хочу узнать

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант.Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант.Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа.Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

4. одежда.

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

- какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. –метрология

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

    Лист старинной книги – палеография.

    Медаль – фалеристика.

    Герб – геральдика.

    Монета – нумизматика.

    Печать – сфрагистика

    Родословное древо – генеалогия.

    Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

    Совок – археология

    Гиря – метрология

4. Хронология – наукао времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

    Новый Год;

    Праздник Весны и Труда;

    День Защитника Отечества;

    Рождество Христово;

    День Победы;

    День народного единства;

    День независимости России;

    Международный женский день.

2. Самостоятельная работа в тетрадях, у доски.

Напиши века римскими цифрами.

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

- какие государства Древнего мира вы изучали?

- я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.


Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!

Вводный урок истории в 5 классе « Что изучает история»

Урок открытия новых знаний

Цели: Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества.

Задача:

1.Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

2. Развивать познавательный интерес к предмету.

3.Сделать открытия в области, что изучает история.

4. Воспитывать интерес к прошлому человека.

Оборудование: доска, ПК, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски: тема « Что изучает история»

Метапредметные УУД

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию.

Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Регулятивные - определять цель и задачи урока.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Мотивационно - целевой этап урока

На экране коллаж

Какая наука изображена в коллаже?

Что вам здесь знакомо?

Какие темы из истории вам запомнились из курса «Окружающий мир» в 4 классе?

Чему можно научиться на уроках истории?

Почему важно изучать историю?

Попробуйте сформулировать тему урока?

Тема: «Что изучает история»

Сможете сразу полностью ответить на вопрос «Что изучает история?»

Поэтому мы с вами сегодня на уроке будем открывать новые знания, чтобы ответь на данный вопрос.

А что нужно для этого знать?

План урока

1. Что такое история

2. На какие вопросы отвечает история.

3. Какая история бывает.

4. С помощью чего изучается история.

5. Что помогает подробнее изучать историю.

Это задачи нашего урока, которые мы будем осуществлять с помощью открытий.

III . Работа по теме

1. Первое открытие «Что такое история»

А знает ли из вас, кто создал историю и для чего?

Посмотрите на слайд и попробуйте отгадать, кто это?

Это, ребята, муза истории Клио.

Клио муза истории — одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Иногда атрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени.

Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню. Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.

Клио записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.

Как вы думаете, что такое история?

История - это наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура.

Запишите определение в тетрадь.

Какое первое открытие мы сделали?

2. Второе открытие «Дерево предсказаний»

На карточках обучающиеся заполняют схему

Знать историю

Для чего? ?

Главные

вопросы? ? ?

Проверяем, для чего нужно изучать историю?

Какие вопросы ставит история?

Знать историю

Для чего Знать историю своих предков Для развития общества

Главные вопросы Когда? Где? Почему?

Какое второе открытие вы сделали?

3. Третье открытие «Какая история бывает»

Назовите мне прилагательные к существительному «история».

В игре «100 к 1» был задан вопрос "Какая бывает история?".

Ответы были следующими:

Древняя

Отечественная

История России

Интересная

Новая

Грустная

Всеобщая

Страшная

Выберите правильные ответы.

На самом деле история делиться на всеобщую и отечественную, предположите, что они изучают?

Что нового в этом открытии вы узнали?

4. Четвертое открытие «Исторические источники»

Откуда мы узнаем о прошлом человека?

Как они называются?

Посмотрите на слайд, какие источники бывают?

Распределите источники по группам. (задание на слайде)

С помощью чего изучается история?

5. Пятое открытие «Вспомогательные исторические дисциплины»

А можно по источникам сразу описать события древности?

А что помогает изучить некоторые источники?

Источников с каждым годом все больше и больше, поэтому возникли вспомогательные исторические дисциплины, которые помогают изучать прошлое человека.

А это открытие вы сделаете дома.

IV . Домашнее задание

Определить, что изучают данные дисциплины:

Палеография, нумизматика, геральдика, топонимика, хронология, археология, этнография, генеалогия, ономастика, фалеристика, метрология, текстология.

V . Подведение итогов

Придумайте слоган к открытиям, которые были сделаны сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

VI . Рефлексия

Поднимите руки те, кому из вас захотелось изучать историю?

Встаньте те, кто хочет больше узнать о жизни человека в прошлом?

Желаю вам успешного изучения истории и новых открытий.

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу :

  • история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.
  • древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.
  • средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
  • новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
  • новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории :

  • экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.
  • военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.
  • историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.
  • историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук :

  • археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.
  • этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп

1. по типу фиксации информации:

1.письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

А) официальные , например :

  • законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи: «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)», «Собрание Второе. 12декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».
  • летописи - Лаврентьевская, Повесть временных лет, Воскресенская, Никоновская и др.
  • дипломатические и военные документы – 1323 г. – Ореховский мир (Нотебергский мир), 1582 г. – Ям-Запольский мир, 1792 г. – Ясский мир, 1812 г. – Бухарестский мир.
  • статистико-экономические материалы – Е. Зябловский «Статистическое описание России» (1808), К.Арсеньев «Начертание статистики российского государства» (1818).

Б) неофициальные , например , дневники, воспоминания, мемуары и др.

2. вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

Например :

  • орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др.
  • оружие – доспехи (стеганка, бурка, чешуйчатый панцирь, кольчуга), шлем, копье, алебарда, арбалет и др.
  • ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.

3. кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

4. изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

Например :

  • иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.
  • парсýны – «Андрей Бесящий», «Яков Тургенев».

II. с точки зрения изучения какой-либо наукой:

1.этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

Например , сведения об обрядах – «святках», масленице, празднике Ивана Купалы, свадебных, похоронных церемониях.

2.фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

Например :

  • былины – «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Добрыня и Змей».
  • сказки – русские народные, народов севера, белорусские, украинские, народов Востока и др.
  • песни – русские народные (святочные, семейные обрядовые) и др.
  • предания – Предание о Жанне д" Арк, предание об Иване Грозном, Церковное предание.

3.лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Например :

  • сведения о происхождении географических названий – Украина, Черное море, Новгород, река Ловать, Куликово поле и др.
  • сведения о происхождении личных имен – Иван Калита, Рюрик, Ярослав Мудрый и др.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты исторических источников занимается наука - источниковедение.

2. Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.