Мое отношение к рассказу человек на часах. Нравственные проблемы рассказа Н.С

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа - солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам», - не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший...»)».

Последний вариант названия рассказа - «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -- придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы - человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц - Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой - призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя - ханжи и приспособленца.

«Неполная истина не есть ложь», - утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

С. 419. Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) - генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия - гауптвахта, караульная.

Заливается - здесь: тонет.

С. 424. ...тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»...- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

С. 435. Проницательный владыко - речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

  1. Текст для читательского дневника
  2. Главная мысль рассказа
  3. Краткое содержание
  4. Краткое содержание по главам

Очень кратко

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: солдат Постников, начальник батальона Свиньин и утопающий

Солдат Постников стоял часовым, когда услышал зов о помощи. Он все думал и размышлял, стоит ли ему оставить пост и посмотреть кто в беде или же во всяком случае нужно оставаться на службе? Постников спасает утопающего в реке человека и сразу возвращается. Пострадавшего увозит инвалидный офицер. Постников был наказан за отсутствие во время службы. Его отправляют в карцер.

Очень много высокопоставленных чиновников были замешаны в истории, чтобы она не стала известна государю. Полицмейстер, после допроса инвалидного офицера и спасенного, решает наградить офицера. Тот получает за доброе дело медаль. Совершенно иная судьба ждет бедного солдата. Его из карцера вытащили, на он удостоился двумстам ударам плетью. Для солдата это наказание было не очень ужасным, поскольку тот ждал худшего решения. Священник узнает о всей правде. Он заключает, что наказание плетью стало лучшим решением для солдата, чем его вознесение и восхваление.

Главная мысль. Человеческий нравственный долг всегда превыше всего, даже если из-за правильного поступка человек может пострадать сам.

Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым в Измайловском полку, услышал странные человеческие крики и вопли. Кто-то звал на помощь. Солдата звали Постниковым. Он не знал как поступить, поскольку не мог оставить свое место караула, а человек все звал на помощь. Он все же решил бегом пойти посмотреть в чем дело. Голос шел из реки. Постников спас утопающего, вытащив его ружьем. Жизнь бедного человека все же была в опасности, поскольку он очень сильно замерз и был совершенно слабым. В этот момент солдат увидел офицера в коляске. Он сразу же вернулся на караул. Утопающего подобрал офицер и, возомнив себя спасителем, отвез его в съезжий дом.

Несколько минут отсутствия Постникова не осталось тайным. Его отсутствие заметили и отправили сразу же к офицеру Миллеру. Постникова посадили в карцер. Из-за страха, что обо всем может узнать государь, командир был вынужден обратиться за помощью к офицеру Свиньину. Дело дошло до того, что очень много людей были замешены. После обращения к Свиньину было принято решение попросить совета у обер-полицмейстера Кокошкина. Последний решил пойти на решительный шаг.

Он прежде всего посчитал необходимым встретиться с самим инвалидным офицером и с человеком, чье спасение вызвало такой переполох среди многочисленных высокопоставленных лиц. Инвалидный офицер и утопающий были как следует допрошены. В результате этого допроса полицмейстеру стало известно, что кроме часового никто иной не имеет представления о произошедшем и тот является единственным свидетелем всей истории со спасением. Инвалидный офицер опять выступил в роли спасителя. На этот раз его подвиг был оценен как следует. Его наградили медалью, предназначенной для похожих историй, когда один спасает жизнь другого человека.

Настоящий спаситель все это время находился в карцере. Он в своих мыслях уже успел передумать и попробовать предугадать любой ход событий. Его наградой за спасение бедного погибающего человека стало наказание, а именно, получить двести ударов розгой. После своего наказания солдат все же был очень доволен решением Свиньина, поскольку в мысль ему приходили гораздо тяжкие награды, чем полученные удары розгой. Об этой истории стало известно священнику. Тот подумал о произошедшем и заключил, что лучше наказать солдата за подобный подвиг, чем вознести его. Так пользы будет больше.

Краткое содержание Человек на часах по главам (Лесков)

Глава 1

Глава 2

Эта трогательная история случилась зимой в Петербурге. На карауле во дворце стояла рота, которой командовал офицер Николай Миллер. Он был очень надежным и гуманным человеком.

Глава 3

Ночь была тихая и спокойная, офицер Миллер коротал время за чтением книги. Внезапно ему докладывают, что случилась беда.

Глава 4

Оказалось, что часовой Постников, который был на карауле, услышал крик о помощи тонущего человека. Будучи человеком очень чувствительным он покинул свой пост и отправился на помощь утопающему.

Глава 5

Солдат Постников бросился на лед и вытащил человека из воды. В этот момент к ним подъехали сани. В них сидел легкомысленный и наглый офицер. Он забрал спасенного человека и отвез в полицию. В участке, желая получить награду, он сказал, что спас тонущего человека.

Глава 6

Солдат Постников докладывает Миллеру о случившемся. Миллер понимает, что всем начальствующим лицам грозят неприятности, а солдату не избежать серьезного наказания. Он отправляет записку о происшествии своему командиру Свиньину.

Глава 7

Подполковник Свиньин очень дорожил своим местом на службе. Он не терпел нарушения службы и был в этом плане строгим и неумолимым человеком.

Глава 8

Как только подполковник прочитал записку от Миллера, он тут же отправился допрашивать солдата Постникова. После допроса, пребывая в состоянии гнева и отчаяния он послал солдата под арест в карцер. Затем Свиньин принялся раздумывать о том, как скрыть случившееся от царя.

Глава 9

Подполковник Свиньин решается ехать к генералу Кокошкину. Он знает, что этот человек поможет вывернуться из любой сложившейся ситуации так, чтобы не разгневать царя.

Глава 10

Кокошкин выслушивает рассказ Свиньина и вызывает пристава, который принимал ночью спасенного, и офицера, якобы спасшего человека.

Глава 11

Они приезжают к Кокошкину вместе со спасенным человеком. Кокошкин проводит со спасенным разговор. Он понимает, что тот не помнит лица человека, спасшего его. Кокошкин уверяет спасенного, что офицер, который привез его в участок и есть его спаситель.

Глава 12

Кокошкин обещает вручить награду офицеру, который якобы спас человека. Таким образом он хочет выйти из сложившейся неприятной ситуации. Он понимает, что теперь никто не узнает о том, что солдат покинул пост и спас человека.

Глава 13

Кокошкин вручает медаль лгуну. Свиньин чувствует облегчение, он приказывает Миллеру выпустить солдата Постникова и наказать его перед солдатами розгами.

Глава 14

Миллер просит пощадить солдата, однако подполковник требует выполнить приказ. Постникова выпускают, высекают розгами и отправляют на лечение.

Глава 15

Свиньин навещает солдата в лазарете и приказывает дать ему сахара и чая. Солдат благодарит его за угощения. Он остался доволен таким исходом событий, так как рассчитывал на худшее наказание.

Глава 16

По столице начинают расползаться слухи и выдуманные небылицы о подвиге солдата Постникова. Петербургский владыка, до которого также дошли эти истории, желает выяснить как же все было на самом деле.

Глава 17

Как-то, владыка встречается со Свиньиным и узнает всю правду о случившемся инциденте. Свиньин жалуется, что его мучает совесть за то, что награду получил другой человек, а солдата наказали розгами. Владыка заверяет его, что он все сделал правильно.

Глава 18

Картинка или рисунок Человек на часах

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Медведь на воеводстве Салтыкова-Щедрина

    Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

    Первые страницы произведения показывают нам ужасную потасовку в квартире Орловых, находящейся в маленьком подвальчике дома Петунникова.

«Человек на часах» был написан в 1887 году и опубликован в журнале «Русская мысль». В первой части автор, описывая событие, положенное в основу произведения, называет его одновременно трогательным и ужасным для главного героя. Отчасти его можно считать историческим анекдотом, а вымысла «нет нисколько».

Название рассказа появилось не сразу: в письме редактору Лесков именовал свое произведение «Погибавший» или «Спасение погибавшего». Окончательный вариант придал более широкий смысл произведению. Автор не просто описывает заурядный случай из жизни большого города, упоминая исторические имена. Рассказ «Человек на часах» - постановка и своеобразное разрешение философской проблемы понимания человеком его долга.

Доблесть и воинские подвиги всегда были в чести на Руси. Многие сразу вспомнят имена русских богатырей или великих полководцев. Однако Николай Семенович Лесков переносит действие своего рассказа о подвиге русского солдата в мирное время. Возможно, поэтому так долго он описывает тишину и необычайное спокойствие, которые царили на улицах Петербурга в тот момент, когда солдат Постников в первый раз услышал крики о помощи, доносившиеся из иорданской полыньи.

Часовой испытывает внутренний конфликт: броситься на помощь пострадавшему, но для этого оставить пост, или остаться на посту, твердо зная, что человек погибнет в ледяной купели. Уйти часовому с поста означало не просто нарушить присягу. За такой проступок солдата ждало суровое наказание: трибунал, каторга, а то и расстрел. Такие жесткие правила были введены в армии во времена правления Николая I.

Постников очень долго не решается помочь тонущему: его сдерживают долг службы и страх за свою собственную жизнь. И хотя, как пишет Лесков, «караул в тогдашнее время и не представлял ничего опасного», потому что ничего особого не требовалось, кроме «точного стояния на постах», а государь Николай Павлович уже вернулся с прогулки и давно видел третьи сны, в любой момент мог появиться проверяющий, и тогда часовому было несдобровать.

Однако человечность берет верх, потому герой совсем «истерзался сердцем», и молодой солдат оставляет свой пост, чтобы не дать сгинуть человеку в ледяном безмолвии Петербурга. Солдат сбежал вниз, к иорданской проруби, протянул утопающему приклад ружья и за штык вытащил его на твердый лед. Несчастный был мокрым и обессиленным, и Постников не бросил уставшего и замерзшего человека, а вывел на набережную, чтобы передать кому-нибудь, проезжавшему мимо.

На беду, таким проезжавшим оказывается офицер придворной инвалидной команды. Постников объяснил, что этот человек тонул, офицер его посадил в свои сани и увез, а часовой, как и положено, опять стал в будку. Офицер же сказал приставу, что это он спас тонущего, чем вызывал легкое недоумение (как он мог выйти сухим из воды), поэтому стали наводить справки.

А вот Постникова ждало много неприятностей. Все уже знали, что он оставил пост ради спасения. Его непосредственный начальник Н. И. Миллер стал советоваться с более опытным - подполковником Свиньиным. Тот не был бессердечным человеком, но был «службистом», то есть ставил во главу угла дисциплину и за всякое нарушение требовал наказания. Поэтому он распорядился посадить в карцер рядового Постникова, а потом решил безотлагательно доложить обо всем обер-полицмейстеру Кокошкину, в лице которого многие военные находили себе «могущественного и усердного защитника».

Генерал отреагировал по-деловому: он отдал распоряжение встретиться со всеми участниками истории, опросил потерпевшего (но тот в беспамятстве не смог узнать своего истинного спасителя), прочитал протокол, встретился с инвалидным офицером, пообещав ему награду за спасение утопавшего. Возможно, потому что перед этим долго не спал, возможно, потому что не было необходимости «усердно защищать» обычного рядового, но Кокошкин не придал значения словам пристава о том, что не мог спаситель быть сухим, а о первоначальной информации Свиньина совсем забыл, отправив его «спокойно почивать».

На следующий день он действительно вручил медаль инвалидному офицеру, и о деле часового можно было бы наконец забыть, но Свиньин «чувствовал в нем какую-то незаконченность» и, вспомнив через три дня о томившемся в карцере бедолаге Постникове, все-таки приказал высечь его перед строем «двумястами розог».

Изумленный Миллер призвал пощадить и простить бедного солдата, но услышал упрек в «не идущей военному человеку мягкости» и получил приказ присутствовать при экзекуции лично, обещав и самому приехать. Так и получил свою «награду» несчастный часовой: был высечен «при усердном содействии новоприбывших из армии молодых товарищей». Уже лежа в полковом лазарете, Постников абсолютно искренне поблагодарил военных начальников за «отческую милость», потому что, сидя трое суток в карцере, рассчитывал, по меньшей мере, на каторгу, а то и расстрел.

Унижение человеческого достоинства и торжество произвола усиливает присутствие владыки, в образе которого современники Лескова увидели портрет митрополита Филарета Дроздова. «Владыко» уверяет Свиньина, что «неполная истина не есть ложь». Более того, он «тихо журчащей речью» заверил полковника, что наказание для Постникова было гораздо лучше награды, ведь «воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Позиция автора ясно выражена в последней главе: с иронией пишет он, что если бы ему была дана возможность проницать тайны бытия, то он мог бы знать, доволен ли бог «поведением созданной им смирной души Постникова». Но, причисляя себя к смертным, автор с уверенностью может утверждать только одно: всегда будут добрые люди, не ждущие награды за свои поступки. Именно у таких людей и нужно учиться человечности, милосердию, состраданию. И одна человеческая жизнь подчас дороже присяги, дороже любых наград и чинов.

Владыко — епископ, которому подполковник Свиньин рассказывает историю спасения утопающего часовым Постниковым. Владыко оправдывает наказание Постникова Свиньиным и лицемерно обнаруживает торжество высшей божественной справедливости, проявление провидения в отвратительной истории с Постниковым. Владыков в рассказе «Человек на часах» воплощает официозное начало в православии эпохи Николая I, освящая мерзкие действия власть имущих. Владыко — реальное историческое лицо, митрополит Московский Филарет (Дроздов), отрицательное отношение к которому высказано еще в нескольких произведениях Лескова.

Кокошкин — петербургский обер-полицмейстер; выступает как спаситель и благодетель подполковника Свиньина и его подчиненного капитана Миллера, парадоксально совмещая роль милосердного благодетеля и неправедного сановника. Желая уберечь от неприятностей Свиньина и Миллера, Кокошкин награждает за спасение утопающего не подлинного спасителя Постникова, а офицера. Кокошкин — реальное историческое лицо.

Миллер Николай Иванович — капитан Измайловского полка, ротный командир рядового Постникова, рассказывающий его историю. Гуманный Миллер противопоставлен службисту Свиньину, лишенному сострадания к несчастному Постникову. Доброта Миллера из рассказа «Человек на часах» бессильна против жестокого, железного следования букве воинского устава. Миллер — реальное лицо, знакомый Лескова, от которого писатель узнал рассказанную в «Человеке на часах» историю.

Офицер — офицер инвалидной команды, охраняющей царский дворец; свидетель спасения утопающего часовым Постниковым, он выступает в функции ложного спасителя, ложного героя. Офицер приписывает себе спасение утопающего, надеясь получить награду; однако сбивчивость рассказа вызывает недоверие у полиции. Желание подполковника Свиньина избежать недовольства государя за воинский проступок Постникова (покинувшего ради спасения человека свой пост возле царского дворца) и стремление обер-полицмейстера Кокошкина угодить государю, отличив военного, служащего в охране дворца, приводят к награждению Офицера.

Постников — рядовой Измайловского полка; после долгих колебаний между соблюдением устава и человеческим долгом спасает от смерти утопающего, покидая свой пост возле царского дворца. Выступает в парадоксальной роли военного преступника и героя одновременно. Вместо награды за спасение человека, которую получает офицер, Постников, чудом избегший жесточайшего наказания шпицрутенами, приговаривается подполковником Свиньиным к двумстам ударам розгами. История этого героя рассказа «Человек на часах» свидетельствует о жестокости и абсурдности армейских порядков в эпоху Николая I, основанных на беспрекословном исполнении всех положений воинского устава в любых ситуациях. Абсурдность ситуации усугубляется благодаря уверенности Постникова в справедливости наказания и радости, что экзекуция оказалась не столь жестокой.

Свиньин — подполковник Измайловского полка, батальонный командир, в подчинении у которого состоит Постников. Этот герой рассказа «Человек на часах» представлен в противоречивой роли одновременно спасителя и палача Постникова: желая избежать неприятностей, он скрывает проступок-подвиг Постникова, но лично отдает приказ о его наказании. Свиньин — истовый службист, в котором верность предписаниям устава подавляет доброту и сострадание.

Главные герои рассказа «Человек на часах» — простой солдат по фамилии Постников и батальонный командир, подполковник Свиньин. Действие рассказа происходит зимой 1839 года в Петербурге. В тот год случилась сильная оттепель и на Неве образовались обширные полыньи. Стоящий на ночном посту у Зимнего дворца солдат Постников услышал крики тонущего человека. Покидать свой пост солдат не имел права, а позвать еще кого-нибудь на помощь тонущему человеку не было никакой возможности.

Отличаясь душевной чувствительностью, Постников не смог равнодушно слушать крики о помощи и принял решение покинуть свой пост. Он спустился на лед и вытащил тонущего из воды. Мимо проезжали сани, в которых сидел офицер инвалидной команды, которому солдат и передал спасенного. После чего солдат вернулся на свой пост.

Позже он честно доложил своему командиру о нарушении. А командир доложил о происшествии подполковнику Свиньину. Свиньин по натуре был службистом и всегда требовал от подчиненных неуклонного выполнения обязанностей. За любые нарушения он спрашивал очень строго с провинившихся. В сложившейся ситуации главный вопрос, который беспокоил подполковника, состоял в том, что поступок Постникова, оставившего свой пост, может бросить тень на безупречную репутацию Свиньина.

Свиньин решил действовать и отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину, в ведении которого находились все городские происшествия, в том числе и спасение утопающих. Кокошкин вызвал к себе дежурного пристава, вместе с которым приехали офицер инвалидной команды и спасенный из Невы человек. И тут выяснилось, что офицер инвалидной команды решил присвоить себе лавры спасителя, в расчете на медаль за спасение утопающего. Хотя Кокошкин и Свиньин знали, что офицер говорит неправду, они решили не изобличать офицера во лжи, чтобы репутация Свиньина не пострадала.

Несмотря на благополучное для него разрешение проблемы, Свиньин по прибытии в часть распорядился наказать солдата Постникова за оставление поста. Постников получил двести ударов розгами и был отправлен в лазарет на излечение. Свиньин лично посетил его в лазарете и вручил наказанному солдату фунт сахару и четверть фунта чаю на поправку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Человек на часах» состоит в том, что в жизни случаются такие ситуации, когда приходится выбирать между исполнением служебного долга и велением совести. Солдат Постников поступил по совести, спасая человека, но при этом нарушил воинский устав, покинув свой пост. Прав ли он был, идя на это нарушение? С точки зрения общечеловеческой морали, Постников, безусловно, прав. Но у армейской жизни свои суровые законы, которые категорически запрещают делать то, что совершил Постников. И солдат с покорностью принял наказание, наложенное батальонным командиром, зная, что по армейским меркам подобное наказание в те времена считалось довольно мягким. Подполковник Свиньин не мог поступить по-другому, в офицерской среде его бы просто не поняли. Свиньин лишь максимально смягчил наказание и после него проявил определенную заботу о простом солдате.

Рассказ «Человек на часах» учит поступать по совести, невзирая ни на какие обстоятельства, даже на необходимость понести суровое наказание за нарушение своих служебных обязанностей.

В рассказе «Человек на часах» мне понравился простой солдат Постников, который не остался равнодушным к тонущему человеку, хотя имел право не оказывать ему помощь, будучи при исполнении обязанностей часового. Постников прекрасно знал, что ему грозит не только телесное наказание, но и суд, и отправка на каторгу. Тем не менее, он все-таки спас жизнь совершенно незнакомому человеку.

Какие пословицы подходят к рассказу «Человек на часах»?

Хороша та помощь, что оказана вовремя.
Долг блюсти - отлично службу нести.
Лучше хорошо поступить, чем говорить.