Логопедическое занятие по теме предложение. Конспект логопедического занятия «Профессии

Письмо

Тема: Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения

Задачи: развивать умения составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

2. Минутка каллиграфии.

( На доске записаны буквы о, а, у, ы, и, с)

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

–Подумайте,написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

(С– , т. к. она согласная, а остальные– гласные.)

– Чем отличается гласный от согласного?

– Придумайте слово с буквой с , чтобы с неё начиналось слово.(Снег,

слон, солома, сахар).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3. Сообщение темы и цели урока.

Игра « Собери предложение».

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2– 4 слов, у каждого ученика в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой.)

Прикрепить на доску схему предложения. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов. За каждое правильно составленное предложение ученику засчитывается очко.

Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? (Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из этих слов предложение.

– Подставьте слова в схему.

Карточки со словами: выпал, утром, снег.

По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненное задание.

– Где можно встретить эти цвета? (На светофоре.)

– Что означает красный, жёлтый, зелёный цвет на светофоре?

! Рассмотреть все варианты расположения слов в предложении.

Утром выпал снег. (Красный цвет.)

Снег выпал утром. (Желтый цвет.)

Выпал снег утром. (Зелёный цвет.)

– Запишите любое предложение.

4. Составить из слов предложение.

Игра « Телефон».

Составьте предложения со словом телефон .Соберите из них стихотворение.

– Две строчки в стихотворении начинаются со слова ТЕЛЕФОН.

у нас висит весь день звонит

не достаю.

ТЕЛЕФОН На носочки я встаю

5. Работа с текстом.

На доске запись:

Наступила зима птицы улетели. В тёплые края медведь на зиму забрался! В берлогу заяц сменил шубку.

– Посмотрите, что случилось: раздул ветер все знаки препинания в предложениях. Давайте их соберём.

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знаки ли многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

– Запишите предложения в тетрадь. (По группам: 1- первое предложение, 2- второе предложение, 3- третье предложение.)

6. Физкультминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок, На носочки скок- скок- скок.

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

7. Работа над предложением.

Конкурс « Ералаш».

– Что такое « ералаш»?

Ералаш– беспорядок, путаница.

Задание: Командам раздаются карточки с вопросами полоски со словами строк. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где скрылся волк? Волк, в, скрылся, лесу.

Какая туча плыла по небу? Плыла, по, тёмная, небу, туча.

Что было на столе? Столе, на, ваза, розами.

    7. Итог.

Что вы знаете о предложении?

8. Оценивание учащихся.

Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов, ко-торые … .

В устной речи одно предложение отделяется от другого… .

На письме начало предложения обозначается… .

В конце предложения ставится… .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Логопедическое занятие по внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» в 1 классе ТЕМА: «Составление распространенных предложений». Лексическая тема: «Сказка». Подготовила: учитель-логопед Фомина Е.А.

Цели : отрабатывание умения составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Планируемые результаты:

Предметные:

– закреплять умение составлять распространённое предложение по картинке;

– закреплять умение составлять распространённое предложений по опорным словам;

– развивать все виды речевой деятельности школьников, умения читать и писать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Метапредметные:

Личностные :

    воспитывать любовь и интерес к сказкам;

    формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;

    сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.

Ожидаемый результат :

учащиеся научатся составлять распространенные предложения.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Оборудование : ПК, презентация «Составление распространённых предложений», карандаши, тетрадь, конверты со словами, индивидуальное зеркало, оценочные смайлики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Л:
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются)

Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

Л: Тогда послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

Л: Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика.

Л: Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке. «В гостях у бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)

Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)

Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

Л: Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

3. Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр .

Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

Д: (ответы детей)

Правильно. Ну а теперь приступим.

1 упр. «Шарик»

Я надул упругий шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда,

Новый шар надую я.

2. упр. «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Домик»

Соедините кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой руки. Затем наоборот. Отработайте движение с каждой парой пальцев отдельно.

6. упр. «Карандаш»

Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьмите карандаш со стола. Приподнимите и опустите его. Сделать тоже поочерёдно всеми парами пальцев. Затем сделать тоже левой рукой.

7. упр. «Пальчики ложатся спать»

4. Графический диктант.

Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

Д: внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

5. Самоопределение к деятельности.

Следующее испытание у вас перед глазами. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно придумать?

Д: предложения.

Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

Д: будем составлять предложения.

6. Проговаривание чистоговорок.

Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится.

7. Работа по теме.

Ребята, чтобы преодолеть высокий забор, вам нужно составить как можно больше правильных и красивых предложений. Какие слова можно использовать при составлении предложений?

Д: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. (Придумывают предложения по картинке)

8. Дыхательная гимнастика.

В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

Д: да. Правильное дыхание влияет на правильность речи.

1. упр. «Цветок распускается»

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Грибок»

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).

Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.

4. упр. «Травушка колышется»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Радуга, обними меня»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

9. Продолжение работы по теме.

Следующее испытание итоговое. «Составление предложения из группы слов». Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

Д: (составляют предложения в группах).

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы!
Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

11. Рефлексия .

Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

12.Заключение.

Вот и всё на сегодня. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята. Попрощайтесь с нашими гостями.

Д: До свидания.

Логопедическое занятие в 1 классе

Тема логопедического занятия :

«Составление предложений из отдельных слов, данных в беспорядке»

Посмотрели мы налево, посмотрели мы направо.

Опустили глазки вниз. А теперь подняли вверх.

Посмотрели друг на друга…..за работу принялись!

1.- Я тебе читаю четверостишие, а ты по описанию догадайся, о какой букве идёт речь и найди эту букву на столе:

Буква очень важная, воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут. Как будто нет важнее тут. / В

Буква эта как книжная полка…..кричит всем вдогонку:

Друзья, не спешите, вы книги на полку ко мне положите…»/ Е

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква …/ С

У меня про эту букву вдруг сложилась песенка:

ННННННН-получилась песенка / Н

Всем известна буква…, буква очень славная.

Да к тому же эта буква в алфавите главная/ А

- Какое слово можно составить из этих букв? / ВЕСНА

Сегодня мы поговорим о весне, выполним интересные задания с буквами и словами.

2. Характеристика звуков. Положи цветные камушки-фишки на соответствующие буквы и объясни, почему ты так положил.

Сколько букв, звуков в этом слове? Сколько слогов? На какой вопрос отвечает это слово, кто или что, почему?

3. Игра на слуховое внимание «Погреми…»

А сейчас мы поиграем, я тебе буду называть слова, если слово подходит к описанию весны, ты погремишь погремушкой, если нет - отдыхаешь: ласковая, тёплая, хмурая, солнечная, морозная, тёмная, шумная, говорливая, журчащая, голосистая, скучливая, пасмурная, снежная.

Одна из примет весны, это возвращение птиц в родные дома. И я предлагаю тебе построить скворечник. А кто будет в нём жить? (скворец)

4. Задание на развитие мелкой моторики: «Строим скворечник»

Строить скворечник будем из цветных крышек: большим пальцем и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Физ.мин. «Птички»

5. Словесная игра «Я, ты, мы, вы, они» - изменение предложения с добавлением местоимения:

Я строю скворечник. Ты строишь скворечник…….

А сейчас скажи наоборот, с передачей мяча:

Зимой снег чистый, а весной он - ….. грязный.

Зимой дни холодные, а весной - …….. тёплые.

Зимой солнце тусклое, а весной – ……. яркое.

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …….. солнечная.

6. Динамическая пауза. Коррекция зрения «Птички» /на компьютере.

7. Работа над предложением: «Составь из предложенных слов предложение».

Во мне есть много разных слов. Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих, я обязательно есть в них!

Но перепутав все слова, понять не сможешь ты меня.

Подул сильный, порывистый, весенний ветер и перепутал все слова.

(Наступила, ранняя, тёплая, весна, долгожданная.

Гнёзда , вьют, птенцов, и, птицы, высиживать)

Б) Составить схему предложения (магнитные полоски).

В) Найти главные члены, определить, на какие вопросы они отвечают, поставить соответствующие символы (м.р, ж.р, слово-действие + подчеркнуть 2 палочками, слово-признак)

8. -А сейчас минутка чистописания: дописать буквы в словах составленного тобой предложения. Прочитать предложение (напечатанного на карточке)

Какие задания на уроке были тебе интересны, а какие затруднительны?

Это тебе сюрприз от скворца в благодарность за построенный скворечник. Спасибо за занятие.

На__туп__ла до__гож__анная ве__на.

Пт__цы вьют гнёз__а и высиж__вают __тенцов.

П__иле__аю__ перелётны__ п__ицы.

С гор побе__али гово__ливы__ руч__йк__.

Фаина Колесникова
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква»

Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква.

Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично изображать предложение. Составлять предложения из двух, трёх, слов, опираясь на схему. Закрепить умение называть обобщающим словом перечисленные предметы. Дать детям понятие «сложное слово». Воспитывать самоконтроль за правильной осанкой.

Оборудование: предметные картинки, кусочки ваты для каждого ребёнка,рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Я сейчас назову помещения, а вы подумайте и скажите каким словом можно всё это назвать.

(кухня, прачечная, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда - это всё… детсад.).

Воспитатель, медсестра, повар, заведующая, дворник, сторож – это. профессии в дет. саду.

2. Развитие общей, мелкой моторики.

Переменка

Переменка! Переменка! Дети двигаются по кругу друг за другом,

Отдохните хорошенько: выполняя подскоки.

Можно бегать и шуметь, Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь, Танцуют.

Можно сесть и помолчать, Приседают.

Только – чур! – нельзя скучать!Выполняют прыжки на носочках. Руки держат на поясе.

А. Шибаев

Развитие мелкой моторики

Раным-рано поутру

Водичка, водичка, Показывают, как умывают лицо.

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, На каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках.

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. Дети имитируют стряхивание воды с ладоней.

Русская народная потешка

3. Развитие мимических мышц:

Дети изображают эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаётесь с мамой на целый день… но тут к вам подошли друзья и рассказали весёлую историю! А воспитатель пригласила играть с другими детьми и вы радостно откликнулись на её предложение.

4. Развитие артикуляционной моторики:

«Улыбка-трубочка», «лошадка», «грибок», «чашечка», «качели».

5. Работа над развитием направленной воздушной струи:

Игра «Подуй, как ветерок на тучку».

(Дети сдувают ватные шарики-тучки с ладони, стараясь не надувать щёчки).

6. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами вспомним, что такое предложение и слово, узнаем чем отличается звук от буквы.

7. Понятия «предложение» и «слово».

Логопед: Дети, за лето вы подросли, стали взрослыми. Где вы отдыхали летом? (Ответы детей)

Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (Разговариваем, общаемся.)

Когда люди общаются, то между ними происходит разговор, т. е. общение. А если говорит один человек, то это уже будет речь. Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. В предложении слова «дружат» между собой и рассказывают нам о ком-то или о чём-то. Представьте, что вы с мамой идёте по улице и смотрите вокруг. «Дождь идёт»,- сказала мама. (Получилось предложение.) «Дождь сильный», -сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

«Грязь под ногами», сказала мама. (Что получилось? Снова предложение.) «И ноги замёрзли»,- сказала дочка. (Снова получилось предложение.)

А в предложении есть слова. А если мы просто будем произносить слова, то не сможем понять друг друга. Давайте попробуем: дождь, листья, мама, идти, сапоги, около. (Ничего не понятно.) Это потому что наши слова не «дружат».

8. Составление предложений по предметным картинкам и составление схем.

9. Физкультминутка.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы руки подаём и бегаем кругом.

(Дети выполняют движения по тексту).

10. Игра «Назови одним словом»

Логопед : Если у мальчика голубые глаза, как его назвать одним словом?

Дети: Голубоглазый.

Логопед : Если у девочки длинные волосы, она какая?

Дети: Длинноволосая. И т. д.

11. Дифференциация понятий «слог», «звук», «буква».

Игра «Что я показала, что я произнесла?»

Логопед произносит звук, спрашивает: Что я произнесла?

Дети: Это звук, звуки мы слышим и произносим.

Логопед показывает карточку с буквой, спрашивает: Это звук или буква?

Дети: Это буква, буквы мы видим и пишем. И т. д.

12. Работа в тетради № 3.

13. Итог занятия.

Что мы знаем о словах, которые составляют предложение? (Они «дружат» и рассказывают нам о чём либо.) Что такое слог? Чем отличаются буквы от звуков?

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Тема: «Звук и буква О» Цель: познакомить детей со звуком и буквой О Задачи: - вспомнить артикуляцию [о], его характеристику - развивать.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Предложение

Транспорт

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям понятие о предложении.

Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки.

Коррекционно-развивающие цели . Развивать слуховое внимание и память, тонкую и общую моторику, ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сюжетные картинки, схема предло­жения, карточки с графическим изображением слов - пред­метов, действий, признаков.

I . Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет водный транспорт; воздушный, наземный.

II . Работа с предложением

1. Логопед называет предложение:

Девочка читает сказку.

– Вам понятно, что я сказала?

– Про кого вы узнали?

– Что вы узнали про девочку?

– Что она читает?

Логопед называет три слова, не связанных между собой грамматически: мальчик, ехать, автобус.

– Понятно вам то, что я хотела сказать?

– Вам было не понятно, так как я назвала три слова, между которыми не было «согласия». Эти слова не составили предложение.

– Давайте соединим эти слова так, чтобы между ними появилось согласие.

Логопед произносит предложение:

Мальчик едет в автобусе.

– О ком вы узнали?

– Что вы узнали о мальчике?

– Где едет мальчик?

– Слова стали жить «в согласии», получилось предложение. А теперь попробуйте сделать вывод. Когда получается предло­жение. (Предложение получается тогда, когда слова живут в согласии.)

2. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: Попеременно хлоп. в ладоши и ударяют кулачки

Паровоз и два коня, Загибают пальчики на обеих руках.

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе? Попеременно хлопают в ладоши и

Как узнать? ударяют в кулачки.

3. Составление предложений

– Ребята, посмотрите на картинки и составьте по ним предложения из двух слов. А потом попробуйте ответить на вопросы: что? что делает?

Например: Пароход гудит. Что? - Пароход. - Что делает? Гудит.

Работа проводится по картинкам (Самолет летит. Машина едет. Автобус стоит.)

4. Речь с движением «Самолет»

Пролетает самолет, Смотрят вверх и водят пальцем.

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел, Отводят руки попеременно и прослеживают

Посмотрел. взглядом.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу Вращательные движения перед грудью и

И внимательно гляжу. прослеживают взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу. Встают на носочки и выполняют

Возвращаться не хочу! летательные движения.

5.Дифференциация понятий «слово», «предложение»

– Послушайте, что я скажу: машина, ехать.

– Что я назвала? (Два слова.)

– А теперь я скажу по-другому: машина едет.

– Что я назвала? (Предложение.)

– Как вы догадались, что в пер­вом случае я назвала слова, а во втором - предложение? (В пер­вом случае слова не дружили. Между ними не было согласия. Во втором случае подружились и стали жить в согласии.)

6. Графическое изображение предложения Разбор предложения

Машина едет.

– Что обозначает первое слово в предложении? (Предмет.)

– Слова, обозначающие предмет, изображаем одной линией.

– Что обозначает второе слово? (действие).

– Слова, обозначающие действие, изображаем двумя линиями.

Логопед дает графическое изображение предложения на ковролине .

– Начало предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

– Уголок обозначает начало предложения. А точка обозначает конец предложения. Точка подсказывает нам, что предложение закончилось. Когда вы пишите предложение, то в конце нужно обязательно ставить точку.

– Как покажем начало предложения? (Уголком.)

– Как покажем конец предложения? (Точкой.)

Логопед предлагает составить предложение из двух слов и сделать схемы предложений на столах.

Образец: Пароход плывет. Самолет летит.

Что плывет? Что летит? И т.д.

7. Упражнение «Сложи машину

8. Упражнение «Подбери слово»

– Ребята, я буду задавать вам вопрос, а вы с помощью картинок, отвечайте.

Автобус что делает? Грузовик что делает?

Трамвай что делает? Пароход что делает?

Логопед раздает детям карточки для определения количества слогов в слове. Затем раздает маленькие картинки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах.

10. Работа в тетрадях

Дети пишут под диктовку предложение, затем читают предложения.

11. Закрепление материала

Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов.

Что изображено? (Предложение.)

– Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения - точкой.)

– Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета.)

III . Итог занятия.

– Что нового вы узнали на занятии?

– Что мы учились различать?

– Что вам помогло в составлении предложений?

– Что больше всего понравилось на занятии?