Что в бостоне обозначается большой буквой т. Общественный транспорт городов США: как сориентироваться

Транспортная структура американских городов чрезвычайно развита, и чтобы разобраться в существующем многообразии, имеет смысл ознакомиться заранее с основными правилами проезда того или иного города в США. Предлагаем краткий обзор системы общественного транспорта американских городов.

Нью-Йорк

Нью-Йорк – оживленный многолюдный город, в котором для удобства передвижения есть все условия: круглосуточное метро, комфортабельные автобусы, бесплатные паромы и даже канатная дорога, открывающая живописные виды на город. Прежде чем воспользоваться метро Нью-Йорка, необходимо оформить так называемую MetroСard. Это пополняемая карточка, с помощью которой вы будете проходить через турникеты станций метро. Автоматы станций принимают как наличность, так и банковские карточки. MetroCard можно приобрести на одну поездку, с оплатой за совершенные поездки, но самой удобной для туристов станет карта на неограниченное число поездок. Линии метро Нью-Йорка необходимо разделять по буквам и номерам, а не по цветам. Перед каждым турникетом указано направление движения метро, поэтому, прежде чем, пройти за турникет, необходимо сориентироваться, какая линия вам нужна. После прохода через турникет, перейти на другую линию не получится. Автобусные линии также стоит идентифицировать по буквам. Вход в них возможен как по MetroCard, так и за наличность (Внимание! Автобусы принимают только монеты без сдачи).

Добраться из Манхеттена на Стейтен-Айленд можно на бесплатном пароме, его используют многие туристы, т.к. с парома открывается чудесные вид на залив и статую свободы. Паром курсирует круглосуточно. Остальные маршруты парома, в т.ч. до Нью-Джерси, являются платными. Воспользоваться канатной дорогой можно также с помощью MetroCard. Канатка движется в районе Ист-Ривер и поднимается на уровень 76 метров, так что это прекрасная возможность осмотреть город сверху.

george rex/flickr

Бостон

Общественный транспорт Бостона состоит из метро, автобусов, пригородных поездов и водных шаттлов. В целом, сеть общественного транспорта носит название Public Transit или просто Т, стоит ориентироваться именно на эту букву, а не на M, как мы привыкли. Местные жители пользуются, в основном, так называемой пополняемой CharlieCard. Туристы также могут приобрести однодневные или недельные проездные Linkpasses. Метро Бостона (или просто T) состоит из красной, оранжевой, голубой и зеленой линий. Некоторые линии являются наземными, но большинство – подземные. Цветные линии в свою очередь делятся на буквы в зависимости от необходимого направления, поэтому стоит обращать внимание не только на цвета, но и на буквенные обозначения. Автобусы в Бостоне движутся обычно несколько медленнее линий метро, но и сама поездка будет стоить дешевле.

Можно также воспользоваться автобусами-экспрессами, они не останавливаются на каждой остановке, таки образом скорость передвижения более быстрая. Во всех типах автобусов действует карта CharlieCard, но можно расплатиться и наличностью. Поскольку город находится на берегу залива, иногда туристам будет удобнее воспользоваться водными шаттлами, стоимость их не дороже наземного транспорта, зато отсутствуют пробки.

Bert Kaufmann/flickr

Вашингтон

Приятным сюрпризом для гостей столицы США является тот факт, что многие достопримечательности города находятся в пешей доступности. Тем не менее, транспортная сеть Вашингтона развита превосходно, всё, как говорится, для людей. В городе действуют метро и автобусы. Метро состоит из 6 цветных линий, есть наземные и подземные линии. Цена за проезд варьируется от дня недели и времени суток. Чтобы не путаться, будет полезно приобрести проездной на день, неделю или месяц. Проездной действует как в метро, так и в автобусах. Местные жители пользуются пополняемой карточкой SmartTrip.

Приобрести карту можно заранее онлайн или в киосках на станциях метро. Туристам также будет полезно воспользоваться автобусами типа Circulator Buses. Они ходят по 5 популярным маршрутам и соединяют топовые достопримечательности города. Билет на одноразовый проезд будет стоить 1 доллар. Конечно, в Вашингтоне есть и сеть нетуристических автобусов, так называемая сеть Metrobus, поэтому добраться до любой точки города не составит труда. Автобусы ходят туда, где не проложены линии метро.

Nicolas Raymond/flickr

Чикаго

В Чикаго действует система городского метро и автобусов, также пригородные железнодорожные и автобусные маршруты. Метро в Чикаго, в основном, надземное, именуется непривычно буквой L и имеет 8 веток. Многоразовая карта общественного транспорта носит название Ventra. Можно приобрести и одноразовые билетики, но есть проездные, которыми можно пользоваться 1,3,7 или 30 дней. Карты Ventra действуют не только в метро, но и в автобусах. Действует в городе и так называемая ChicagoCard, которая также позволяет безлимитно пользоваться и метро, и автобусами.

Если вы выбрали автобус, как способ передвижения, то будьте внимательны, чтобы выйти на нужной остановке, необходимо подать сигнал водителю, предварительно дернув за специальную веревку и убедившись, что загорелась надпись “Stop requested”. Если у вас возникла необходимость съездить в один из пригородов Чикаго, то можно воспользоваться железной дорогой Metra или автобусной сетью Pace.

Giuseppe Milo/flickr

Сиэтл

Система общественного транспорта в Сиэтле называется Metro, хотя в неё входит не только метро, но и автобусы, троллейбусы, пригородные поезда и теплоходы. Всё же самым популярным видом транспорта считается автобус. Ходят в городе как обычные автобусы, так и автобусы типа экспресс. Расплачиваться в них необходимо в начале поездки, при входе расположен специальный автомат, принимающий наличность без сдачи. Также можно воспользоваться проездным ORCA card. Это бесконтактная пополняемая карта на любое количество поездок.

Транспорт в городе начинает ходить с 5 утра и заканчивает примерно в 1.30 ночи. Метро обслуживает ограниченное количество остановок, расположенных, в основном в даунтауне (центре города). Туристам также будет небезынтересно прокатиться на водном такси, т.к. города находится на берегу залива, и с воды открывается чудесный вид на высотки, которыми и славится город. За проезд на водном такси также можно расплатиться посредством проездного ORCA.

Anupam_ts/flickr

Майами

Системы надземного метро Metrorail, автобусная сеть Metrobus, монорельсовая дорога Metromover надежно покрывают весь мегаполис Майами, поэтому проблемы с передвижением от достопримечательности к достопримечательности могут возникнуть разве что с наличием пробок, но никак не с выбором общественного транспорта. Метро состоит из 2-х веток — зеленой и оранжевой, и имеет в общей сложности 23 станции. Работает метро до полуночи. При оплате проезда необходимо пользоваться так называемой EasyCard. Приобрести можно проездные на один день, неделю или месяц. Приятная деталь – проезд по центру города на поездах Metromover – бесплатен.

Если у вас возникла необходимость съездить в пригород, то и тут необязательно пользоваться автомобилем, лучше воспользоваться одним из пригородных поездов South Florida’s Regional Transportation Authority, так можно сэкономить время, которые не придется стоять в пробках.

faungg’s photos/flickr

Лос-Анджелес

В городе ангелов есть и метро (5 веток) и автобусы (около 200 маршрутов). Для передвижения можно пользоваться проездными на один день или одну неделю. Посадка и оплата проезда в автобусах осуществляется при входе в переднюю дверь автобуса. Метро в городе частично подземное, частично наземное. Покрывает районы долины Сан-Фернандо, Голливуд, Корея-таун, Саус Бэй, Лонг Бич, Харбор Гейтэвэй, Норвок, Пасадена, восточный Лос-Анджелес, Эль Монте, ну и, естественно, ДаунТаун.

В целом, нужно сказать, что Лос-Анджелес – автомобильный город, это чуть ли не единственный мегаполис в США, в котором не особенно эффективная сеть общественного транспорта, но если вас интересует, в основном, центр города, то здесь можно обойтись транспортом по минимуму, используя пешеходную зону. Однако, если вашей целью являются более отдаленные районы города, то имеет смысл взять в аренду авто , или, на крайний случай, пользоваться такси.

Davide D’Amico/flickr

Лас-Вегас

Автобусы в Лас-Вегасе делятся на двухэтажные Deuce, которые ходят, в основном, в центре, и причудливые Express, на которых можно добраться и до спальных районов города. Самые популярные маршруты курсирует 24 часа в сутки, остальные примерно до половины второго ночи. Оплата не всегда возможна непосредственно в автобусе, поэтому лучше позаботиться о проездном заблаговременно. Для туристов будет удобно пользоваться однодневным или трехдневным проездным. Есть в центре города и монорельсовая дорога, однако она охватывает далеко не все остановки, также не ездит в аэропорт, билеты на проезд достаточно дороги, поэтому туристы пользуются монорельсом чаще всего ради единоразового развлечения, чем как способ передвигаться по городу на постоянной основе.

Moyan Brenn/flickr

Сан-Франциско

Muni – так называется сеть общественного транспорта в Сан-Франциско. Сюда входят и автобусы, и троллейбусы, и метро, и знаменитые трамваи, которые являются своеобразной визитной карточкой города. В Сан-Франциско 6 веток метро, они покрывают бОльшую часть города и включают в себя 43 станции. Если у вас возникла необходимость удалиться от центра города в пригород, то вы можете воспользоваться электричками Bart или Caltrain. Электрички скоростные, а это значит, что добраться до нужной вам точки не составит труда. Чтобы не задумываться над оплатой, лучше приобрести проездные пополняемые карточки Clipper Card. С помощью них можно расплачиваться как в системе Muni, так и в системах Bart и Caltrain. Если же предполагается, что вы останетесь в рамках города, то дешевле будет воспользоваться проездными Muni passes на 1, 3 или 7 дней.

Канатные трамваи – это скорее аттракцион для туристов, свою историю он берет аж в 1873 году, а особо любопытные могут посетить и музей трамваем Сан-Франциско и увидеть воочию, как работает в действии трамвай, крепленный канатом. Естественно, в городе есть и скоростные современные трамваи, очень удобные в использовании для повседневных поездок. По сравнению с другими городами США, общественный транспорт Сан-Франциско относительно дешев.

Dave Glass/flickr

Практичных и насыщенных Вам путешествий!

Есть на северо-востоке США область, называемая Новой Англией, а историческим центром ее считается Бостон. Хотя в тех местах каж-дый булыжник на мостовой напоминает об историческом прошлом страны – оттуда, из Новой Англии, собственно, и пошли Штаты.

Колыбель революции

Бостон – безусловно, один из самых красивых и уютных городов Америки, сохранивший аромат прошлого. Местные жители буквально холят и лелеют свои историко-революционные святыни, напоминающие о романтических временах первых переселенцев и Войне за независимость, называемой также Американской революции. Уж если лучшая марка местного пива, то непременно Samuel Adams (в честь видного деятеля той самой революции). А если лобстер в меню местного ресторанчика – то почти наверняка блюдо будет названо Old Ironsides («Старина Железнобокий»). Таково неофициальное прозвище спущенного на воду в 1795 году фрегата Constitution – на сегодняшний день самого старого действующего военного корабля в мире. Из пушек, фрегат, правда, давно не палит, но туристов по бухте катает исправно.

Бостону на роду было написано стать одной из исторических святынь Соединенных Штатов. Дело в том, что чуть южнее расположен другой знаменитый порт – Плимут, куда в 1620 году прибыли из Старого Света первые переселенцы-пуритане («отцы-пилигримы») на паруснике Mayflower. Историчнее места не придумаешь – с того момента, собственно, и началась история американской нации.

Новые хозяева здешних земель, основав «Компанию Массачусетского залива», начали активно осваивать окрестные территории. Первым был заложен город Сейлем, а в 1630 году четыре сотни переселенцев основали Бостон. За первое же десятилетие своего существования он стал домом для 20 тысяч человек – в большинстве своем людей предприимчивых и знающих толк в торговле.

Вскоре к титулу торгового центра североамериканских колоний Бостон добавил еще и звание центра культурного. Протестанты-пуритане считали неграмотных орудиями врага рода человеческого, а потому быстро построили школу – на манер знакомых британских. А в соседнем поселке Ньютауне (впоследствии сменившем имя на Кембридж и вошедшего в состав Большого Бостона) прибывший из Англии богослов и ученый Джон Гарвард основал первый в Новом Свете колледж – легендарный Гарвардский университет, кузницу звезд американской науки и политики.

Но, разумеется, для любого американца – и гражданина любой другой страны, интересующегося историей, – Бостон был, есть и, вероятно, во веки вечные останется «колыбелью Американской революции». Иначе называемой Войной на независимость.

Именно там, в историческом центре города, где ранее располагался мясной рынок – Faneuil Hall, в 1770-е годы начали тайком собираться горячие головы, которых сегодня назвали бы сепаратистами. Они замышляли отделение Массачусетса и других североамериканских колоний от британской короны, и впервые эту идею провозгласил один из самых знаменитых бостонцев в истории – упоминавшийся Сэмюэл Адамс.

Дальнейшее хорошо известно всем, кто не забыл школьных уроков. Знаменитая «бостонская бойня», во время которой английские солдаты открыли огонь по безоружной демонстрации горожан, возмущенных новыми драконовскими налогами британской короны – в частности, на чай, – послужила сигналом к не менее легендарному «бостонскому чаепитию». Так назвали устроенный местными патриотами демонстративный сброс в залив тюков с прибывшим английским чаем. Этот, на первый взгляд локальный саботаж стал, тем не менее, «залпом «Авроры» американской революции.



Чай, заваренный по-бостонски

Затем на втором Континентальном конгрессе английские колонии объявили себя Соединенными штатами (иначе говоря, суверенными государствами) и подписали сочиненную Томасом Джефферсоном Декларацию Независимости. А это в свою очередь вызвало первые вооруженные столкновения американской «милиции» с регулярными британскими войсками под соседним Конкордом. Местных патриотов о подходе карателей предупредил еще один национальный герой-бостонец – серебряных дел мастер Пол Ревир, чья ночная скачка для американцев означает примерно то же, что «поход в леса» Ивана Сусанина – для русских.

Сегодня о тех давних событиях туристу в Бостоне обязательно напомнят и не раз. Редкая экскурсия по городу пройдет мимо уникального музея – Boston Tea Party Ship & Museum, расположенного южнее главного порта. Там на борту еще одного старинного парусника вас встретят гиды в костюмах колониальных времен, а главным пунктом программы станет акт солидарности с бостонскими революционерами – вам предложат собственноручно выкинуть за борт пару тюков с чаем! А чтобы не было мучительно больно за порчу товара, в местном кафетерии предложат испить отменного чайку. Это единственное место в мире, где чай подается tax free, словно какое-нибудь спиртное ведущих брендов в соответствующих «точках» международных аэропортов!

Музей включен в маршрут самой популярной городской экскурсии – Путь свободы (Freedom Trail). Движение к свободе начинается в крупнейшем городском парке Boston Common – самом древнем на североамериканском континенте. Парк открыли в 1634 году как тренировочный армейский плац, и именно отсюда отправились в первую карательную экспедицию против бунтарей английские войска. Зимой в парке открыт популярнейший каток, на котором можно кататься, распивая на ходу продающийся тут же горячий шоколад.

Далее последует путешествие через весь «исторический» Бостон с 16-ю остановками на местах главных достопримечательностей. Последними станут остановки на месте стоянки упомянутого фрегата Constitution, а также у музея Bunker Hill, где в самом начале Войны за независимость бостонцы мужественно оборонялись от превосходящих сил англичан.

Вообще же остановок на Пути может быть и больше. В Бостоне родилось движение аболиционистов – борцов за равные права, как сейчас говорят, афроамериканцев. И был впервые исполнен национальный гимн «Америка, Америка». И зародилось мощное интеллектуальное поле, своего рода аура, созданная творчеством таких светил американской мысли и слова, как Ральф Уолдо Эмерсон, Натаниэль Хоторн и другие. Благодаря их кружку и активной образовательной деятельности за Бостоном еще в позапрошлом столетии закрепилось звание Американских Афин. Наконец, Бостон – это еще и семейная вотчина клана Кеннеди. Туристам, которым эта фамилия что-то говорит, также будет где остановиться по пути.

А для любителей не истории, а наоборот – чудес высоких технологий, – можно посоветовать провести вечер в уникальном кинотеатре Omnimax. Впрочем, сравнивать этот всех смыслах фантастический аттракцион с обычным кинотеатром – примерно то же самое, что «Звездные войны» Джорджа Лукаса – с первым киносеансом братьев Люмьер, устроенным в 1895 году на парижском бульваре Капуцинов.




Бросок на боевой утке

Однако обилие исторических достопримечательностей не превращает Бостон в рай для туристов и, соответственно, в ад для местных жителей. В отличие, скажем, от венецианцев, которым приходится жить в безнадежно прокисающем от обилия воды городе-памятнике, вместо того, чтобы любоваться им во время экскурсий. Американцы тоже любят побурчать в адрес, например, Нью-Йорка: «прошвырнуться туда – с удовольствием, но жить – Боже упаси!». Иное дело Бостон – в нем мечтают поселиться многие экскурсанты, попавшие туда впервые.

При том что город немаленький (вместе с пригородами входит в десятку крупнейших городов США), в нем мало промышленных объектов, зато рекордное число университетов и колледжей – более сотни! А американские кампусы – это, за редкими исключениями, обязательная зелень дубовых и кленовых рощ и лужаек, старинные здания, в целом интеллигентная публика (насколько уместно само это прилагательное по отношению к Штатам) и отсутствие «проблемных» этнических кварталов. Особенно красив Гарвардский университет – как и примыкающий к нему городской район под названием Кембридж (отчего возникает неизбежная путаница с оригинальным – британским – Кембриджем и тамошним одноименным университетом), но это – тема особого разговора.

Впрочем, тишины и покоя в Бостоне хватает и за территориями университетских кампусов. Самое прекрасное в городе – это любовно сохраненный исторический центр, где, как в капле янтаря, сохранено прошлое. На узких, мощеных булыжником и обрамленных рядами деревьев улочках в районе Beacon Hill теснятся кирпичные домики XVIII веков с фирменными деревянными жалюзями, а по вечерам вся эта идиллия освещается допотопными газовыми фонарями. В Европе увидать подобное – невелика редкость, но чтобы в Штатах... Это как случайно набрести на зеленый оазис после многодневных блужданий по пустыне.

Неподалеку находятся две приметные улицы – современные, но также достойные внимания. Одну из них, Commonwealth, английская королева считает красивейшей улицей в мире, а соседняя Newberry знаменита своими кафе и художественными салонами, где по вечерам собирается вся бостонская богема.


Да и в деловом центре, когда присмотришься, сразу же замечаешь редкое для американских мегаполисов явление – в бостонском Даунтауне бетон и стекло офисных небоскребов прекрасно уживаются с викторианскими особняками и церквями в псевдоготическом стиле. А асфальт так же гармонично переходит в булыжник, по которому цокают лошади, впряженные в старинные повозки. Те катают туристов, нисколько не смущаясь соседства с навороченными джипами, представительскими лимузинами и агрессивными спортивными суперкарами.

Кстати, о городском транспорте.

Бостон гордится своим метро – старейшим в Соединенных Штатах. На всех схемах оно почему-то обозначается буквой T и, если сравнивать с другими американскими «подземками», отличается большей чистотой и даже некоторым шармом. Впрочем, название «подземка» является историческим анахронизмом, поскольку сегодня большая часть линий проходит по поверхности, ничем не отличаясь от электричек или трамваев.

Одно из популярнейших летних туристских развлечений в Бостоне – это катание на армейском бронетранспортере-амфибии времен Второй мировой войны. Называется он «Утка» (Duck). Экскурсия начинается на набережной реки Чарлз, проходит по многим историческим кварталам старого города, а апофеозом этого марш-броска на бэтээре становится короткий заплыв по самой реке. Но, в основном, это развлечение для детворы – пассажиры дружно крякают в унисон водителю, который постоянно травит байки про славное прошлое «машины боевой».




По ведьминой тропе

Прекрасная панорама города открывается со смотровой площадки высотки Prudential Tower, находящейся неподалеку от самого высокого здания Новой Англии – 60-этажного небоскреба John Hancock (первого целиком «стеклянного» в США). А если вас не пугает соседство с усопшими, то еще одна удобная точка обозрения, как ни странно, расположенного на кладбище Mount Auburn в районе Watertown. Кладбище, между прочим, считается одним из самых дорогих в мире – там, по слухам, только место для урны тянет на миллион…

В бостонской гавани, кроме уже упомянутого музея одноименного чаепития, можно также посетить местный Аквариум, а также совершить увлекательные мини-круизы на любом из пришвартованных плавсредств. Только нужно иметь в виду следующее. Если круиз по островам Бостонской бухты вполне оправдывает свою цену (там самое интересное – маяки, каким-то чудом выдерживающие напор свирепого прибоя), то не менее завлекательный «Китовый круиз» может обернуться разочарованием. Китовая «тропа» вблизи Бостонской бухты действительно имеется. Но гигантских морских млекопитающих еще никто не выдрессировал настолько, чтобы они фланировали именно тогда, когда на них выбрались поглазеть заплатившие за аттракцион туристы. На мгновение мелькнувший вдалеке над поверхностью хвост или плавник – вот и все, чем часто приходится довольствоваться. Даже многим коренным жителям удавалось засечь китов лишь после нескольких бесплодных попыток – а деньги за несостоявшееся шоу администрация не возвращает.

Есть на что посмотреть любознательному туристу и в близлежащих городах Новой Англии, до которых от Бостона – всего час-два езды на автомобиле. Например, в соседнем штате Коннектикут расположен Хартфорд, где прожил последние десятилетия жизни великий Марк Твен. А любителям экзотики можно порекомендовать совершить однодневную экскурсию в расположенный в нескольких десятках миль городок Сейлем. Именно там в 1692 году прошли знаменитые процессы над ведьмами, о чем напоминает уникальный дорожный знак – ведьма на помеле и десятка, означающая 10 миль до исторического места. Сейчас на нем находится главная городская достопримечательность – уникальный Музей охоты на ведьм. Кто ж сомневался!




Практические советы

В своих предыдущих «путешествиях с Интернетом» я уже дал несколько советов, как, на чем и за сколько летать в Америку. Можно лишь добавить, что Бостон чуть ближе к нам, чем Чикаго, тем более Сан-Франциско. Прямых рейсов из Москвы тоже нет, проще всего лететь до Нью-Йорка, а оттуда до Бостона – рукой подать. В конце июня (когда я писал этот текст) на сайте http://aviarost.ru/aviabilet-moscow-boston.html самым дешевым предложением на октябрь было предложение от Delta Airlines (ru.delta.com/) – чуть более $800 (обратно – ночевка в Нью-Йорке).

Про визы и бронирования отелей – см. предыдущую статью в рубрике «Путешествие с Интернетом» (Чикаго).

Не отдыхом единым

С 17 по 20 октября в Конгресс-центре Hynes (Hynes Convention Center) состоится Конференция по встраиваемым системам Expo-Boston (Embedded System Conference Expo-Boston).

Из анонса организаторов: «Конференция, организованная компанией United Business Media plc, призвана обратить внимание участников на открывающиеся возможности в сфере встраиваемых систем. На конференции производители и потребители продуктов и услуг смогут встретиться и обменяться идеями «под одной крышей». Конференция предназначена для профессионалов сетевого бизнеса, производства и продаж бытовой электронной техники, аудио и видеооборудования, индустрии развлечений и обучения, компьютерной периферии, коммуникаций, транспорта, промышленного и медицинского оборудования, автоматики, оборудования систем безопасности и кодировки данных, Development Project Leaders, системных администраторов, инженеров и программистов».

Бостон
Бо́стон (англ. Boston ) - столица и крупнейший город штата Массачусетс в США. Бостон также является крупнейшим городом региона, известного под названием Новая Англия, а также одним из старейших, богатых и влиятельных городов в Соединённых Штатах Америки (USA). Согласно переписи население самого города, двадцатого по количеству населения в стране - около 600 тыс. Население всей области Бостона, включая Кембридж, Бруклайн, Куинси и другие пригороды, превышает 5,8 миллионов. Бостон с пригородами входит в десятку самых больших городов в США и в пятьдесят самых больших городов мира.
Изобилие музеев, исторических достопримечательностей и богатство живой природы в Бостоне объясняет, почему в город прибывает 16.3 миллиона посетителей каждый год, что делает его одним из десяти самых популярных туристических мест в стране.

Соседние города Кембридж (Cambridge) и Бруклин (Brookline) функционально интегрированы с Бостоном общественным транспортом и фактически являются частью города. Кембридж через реку Чарльз (Charles River), является домом для Гарварда, Массачусетского технологического института, местных галерей, ресторанов и баров, является важным дополнением к любому визиту в Бостон.

Районы:
Олстон и Брайтон (Allston and Brighton (Allston-Brighton)). Расположен к западу от Бостона, эти районы, в частности Брайтон, прежде всего жилые и являются домом для многих студентов и молодых специалистов.
Бикон Хилл (Beacon Hill). Тут проживают аристократы. Район освещается газовыми фонарями на многих улицах, которые вымощены оригинальными кирпичами. Также в этом районе расположен Массачусетский дом правительства.
Чайнатаун (Chinatown). Великая Азиатская кухня, великие травники и множество театров.
Дорчестер (Dorchester ("Dot")). Большой район, где проживает рабочий класс, считается самым разнообразным районом. Здесь есть библиотека JFK, и много разнообразных кафе.
Даунтаун (Downtown). Это центр туристической жизни, здесь есть такие достопримечательности как Faneuil Hall, Freedom Trail, Boston Public Garden, Boston Common. Кроме того, это центр города, магазины, предприятия и правительственные здания.
Ист Бостон (East Boston (Eastie)). Располагается на полуострове через Гавань Бостона (Boston Harbor), здесь есть аэропорт Логан (Logan). Несколько подводных туннелей соединяют Восточный Бостон с остальной частью города. Здесь проживает много латиноамериканцев.
Финансовый Район (Financial District). Бостонский финансовый и коммерческий центр. Эта область имеет множество ресторанов, баров и туристических достопримечательностей, таких как Аквариум Новая Англий (New England Aquarium).
Мишон Хилл (Mission Hill). Жилой район, здесь проживает много студентов.
Норф Энд (North End). Итальянский район с прекрасными ресторанами. Кроме того, это есть очень красивая старая церковь (Old North Church).История:
Губернатор штата Массачуссетс Джон Винтроп называл Бостон городом, сияющим на холме, ссылаясь на Иерусалим и заявления первых поселенцах о намерениях построить утопическую Христианскую колонию.
Бостон потерял известность в начале 20 века, вперед вырвались такие города как Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Но за последние два десятилетия, Бостон восстановил политическое, культурное и экономическое значение.
Бостонцы были инициаторами движения за независимость в 18 веке, и город был центром революционной активности в США в течение колониального периода. Непосредственное участие Бостона в революции закончилось после битвы при Банкер Хилл (Bunker Hill), вскоре осада города была снята Джорджем Вашингтоном. Жители горячо поддерживали независимость и назвали город Колыбелью Свободы (Cradle of Liberty).

На протяжении 19 века Бостон продолжает быстро расти, осваивая отдалённые города.
Рабочий класс увеличивался из-за миграции из Европы. Огромный наплыв Ирландцев сделал Бостон одним из крупнейших ирландских городов в мире, за пределами Ирландии. Постепенно ирландская популяция рабочих поднялась до высшего класса.
С начала двадцатого века до 1970 года значение Бостона на национальном уровне уменьшилось. Однако, в последние два десятилетия значение Бостона и его влияние возросло в связи с ростом сфер высшего образования, здравоохранения, высоких технологий и финансовых услуг.

Время посещения:
В Бостоне погода абсолютно непредсказуема, зимой становится очень холодно, существует склонность к мягкому и влажному летнему периоду. Основной туристический сезон проходит в летнее время, с конца мая до конца сентября, считается что в это время наиболее благоприятная погода, и большинство достопримечательностей открыты для посещения. В среднем температура достигает 20°С (70-80F).
Есть несколько пляжей в черте города и много пляжей для купания вне его. Однако, надо помнить, что независимо от кого как жарко на улице, вода в океане не будет тёплой.
Зимой Атлантический океан оказывает сдерживающее влияние на температуру. Средняя температура в январе 5°С (22F).Музеи:
Бостонский Детский Музей (Boston Children"s Museum). Адрес: 300 Congress St. Время работы с 10 утра до 5 вечера ежедневно. Возраст с 2 до 15 лет.
Музей Изобразительных искусств (Museum of Fine Arts). Адрес: 465 Huntington Ave (Museum of Fine Arts station, Green Line, E Train).
Коллекция Исторических Научных Инструментов (The Collection of Historical Scientific Instruments). Адрес: 1 Oxford St. Свободный вход. Закрывается только во время праздников университета. Насчитывает более 20.000 объектов, датируемых 1400 годом, и по сей день.
Гарвардский Художественный Музей (Harvard Art Museum). Адрес: 32 Quincy St, Cambridge (Harvard Square Station, Red Line). Открыт со вторника по субботу с 10 утра до 5 вечера.
Гарвардский Музей Национальной Истории (Harvard Museum of Natural History). Адрес: 26 Oxford St, Cambridge (Red Line to Harvard Square). Открыт ежедневно с 9 утра до 5 вечера. В нём можно увидеть потрясающие Стекольные Цветы. Коллекция музея была главной достопримечательностью в течение 100 лет.
Институт Современного Искусства (Institute of Contemporary Art). Адрес: 100 Northern Ave (Courthouse Station, Silver Line). Здание, построенное по проекту архитекторов Диллер + Скофидио (Diller+Scofidio). ЛЁД на Пристани (Fan Pier) на набережной Южного Бостона.Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Isabella Stewart Gardner Museum). Адрес: 280 TheFenway (MFAStation, GreenELine). Открыт со вторника по воскресенье с 11 утра до 5 вечера. Вилла, переделанная в музей эксцентричного Бостона. Здесь представлена уникальная коллекция.
Музей Массачусетского Технологического Института (MIT Museum). Адрес: 265 Massachusetts Ave, Cambridge. Открыт с 10 утра до 5 вечера. Закрывается по большим праздникам. MIT Музей это место, где рассматривают изобретения, идеи и инновации. Является домом для знаменитых коллекций в науке и технологиях, голографии, архитектуре и дизайне, морской технике и истории.
Музей науки (Museum of Science). Адрес: Science Park. Открыт с 9 утра до 5 вечера, летом до 7 вечера.
Аквариум Новой Англии (New England Aquarium). Адрес: Central Wharf (Blue Line to Aquarium). Открыт с понедельника по пятницу, с 9 утра до 5 вечера. В субботу и воскресенье с 9 утра до 6 вечера.
Пибоди Музей Археологии и Этнологии (Peabody Museum of Archeology and Ethnology). Адрес: 11 Divinity Ave, Cambridge. Открыт ежедневно с 9 утра до 5 вечера. Один из старейших музеев в мире, посвящённых антропологии и является домом одних из самых обширных записей человеческой истории в Западном Полушарии.
Семитский Музей (Semitic Museum). Адрес: 6 Divinity Ave, Cambridge.Открыт с понедельника по пятницу с 10 утра до 4 вечера, в субботу с часа дня до 4 часов вечера. В нём находится коллекция из более чем 40000 экспонатов из стран Ближнего Востока, рассказывающих о нескольких древних цивилизациях.
Музей Конституции США (USS Constitution Museum). Адрес: Charlestown Navy Yard. Открыт с апреля по октябрь, вторник-суббота с 10 утра до 6 вечера. Ноябрь-Март, четверг-суббота с 10 утра до 3.50 вечера. В нём представлены экспонаты парусных навыков и ремёсел.
Анатомический Музей Уорена (Warren Anatomical Museum). Адрес: 10 Shattuck St. Открыт с понедельника по пятницу с 9 утра до 5 вечера, за исключением праздничных дней в Гарвардском Университете. В нём можно увидеть обширную коллекцию различных паталогических экземпляров в области анатомии.Галереи:
Галерея Паноптикон (Panopticon Gallery). Адрес: 502c Common wealth Ave. Открыта с понедельника по пятницу с 10 утра до 6 вечера, в субботу с 11 утра до 5 вечера. Основана в 1971 году, галерея является одной из старейших галерей в США, посвящённая исключительно фотографиям. Галерея специализируется на фотографиях Америки 20 века, а также новых современных фотографиях.
Галерея Изобразительных Искусств Акселя (Axelle Fine Arts Galerie). Адрес: 91 Newbury St.Открыт ежедневно с 10 утра до 6 вечера. Галерея представляет выставку современных Европейских художников. Является эксклюзивным представителем таких художников как Patrick Pietropoli, Goxwa, Albert Hadjiganev, Jivko, Philippe Jacquet, Fabienne Delacroix, André Bourrié, Jean-Daniel Bouvard, Laurent Dauptain, Philippe Vasseur, Michel Delacroix, Brian Stephens, Hollis Dunlap.Магазины:
Крупнейшие торговые районы находятся в метро – Back Bay и Downtown Crossing. Кроме того. Имеются два крупных торговых центра рядом с центром города.
Галерея Кембридж сайд (The Cambridge side Galleria). Этот торговый центр включает в себя универмаг, Best Buy, магазины одежды, книжные магазины и места для питания. Галерея находится в Green Line на станции Lechmere, или на Red Line на станции Kendall/MIT.
Copley Place and Prudential Center. Эти центры связаны пешеходной дорожкой по Huntington Av. Тут находятся универмаги, магазины одежды, книжные магазины, места быстрого питания, рестораны, а также несколько крупных отелей. Центры можно найти на Green Line at Copley, на станциях Hynes/ICA и Prudential, также на Orange Line на станции Back Bay.
Newbury Street. Эта торговая улица проходит вдоль окрестностей Back Bay. Представляет собой проспект со множеством магазинов и ресторанов. Это дорогое место, но постепенно становится более доступным по мере приближения к Массачусетс Авеню (Massachusetts Avenue). Улицу можно найти на Green Line from Arlington, Copley, и станции Hynes.
Downtown Crossing или DTX. Этот торговый район находится в центре города, в нескольких шагах от Boston Common. Тут можно найти музыкальные магазины, сувениры, магазины розничной торговли и рестораны быстро питания. Улицу можно найти на Red и Orange Lines у станции Downtown Crossing. Этот район является очень популярным и во время выходных тут собирается большое количество молодёжи.
Harvard Square. Эта историческая площадь всегда активна и расположена. Тут можно найти отличные книжные магазины, большое количество ресторанов и кафе. Хороший бургер можно найти в Bartley, ориентируясь на Гарвард, фантастическую маргариту и дешёвую мексиканскую кухню можно найти в Border Cafe. Некоммерческий театр Brattle показывает классические и независимые фильмы. Площадь можно найти на Red Line около станции Harvard.
CharlesSt. Один из наиболее причудливых торговых районо в Бостоне. Найти его можно на улице Charles, станция General Hospital на RedLine.

1998.№2. С.22-23, №3. С.22-23.

И.В. Викторов-Орлов.

Еще сравнительно недавно увидеть в коллекции бониста "ходячую валюту", т.е. зарубежные банкноты, находящиеся в обращении, доводилось не так часто. Большинство коллекции состояло либо из вышедших из обращения купюр, либо из самых низ ких номиналов бумажных денег, находившихся в обращении. Иметь валюту гражданам СССР запрещалось. Возвращаясь из заграничной командировки, гражданин был обязан обменять оставшуюся у него валюту на "купоны" Внешторга или сдать в Госбанк, где иностранные деньги обменивались на советские рубли. Времена меняются, сейчас любой гражданин России и других стран СНГ может свободно приобрести иностранную валюту я делать с ней все, что пожелает. Видимо, по этой причине коллекции банкнот многих бонистов стали быстро расти, пополняясь долларами, футами стерлингов, марками и другими "ходячими деньгами". По мере формирования коллекции банкнот начали возникать вопросы, как формировать коллекцию, что считать типом купюры, ее разновидностью и вариантом. Иными словами, многие встали перед проблемой, какой принцип классификации поло жить в основу собирательства. В связи с тем, что наиболее доступной банкнотой США стала купюра достоинством в 1 доллар, многие коллекционеры пытаются понять, что изображено на этих купюрах, что обозначают буквы алфавита, различные цифры и надписи. Вот почему в данной работе автор попытался ответить па вопрос: "Как читать банкноту?" В этой работе, которую автор н азвал "пособием" или "путеводителем", рассказывается о значении тех изображений, надписей, цифровых и буквенных индексах, которые мы находим на долларовой купюре США. Прочитав это пособие, коллекционер сможет самостоятельно решить вопрос: "Что собирать?" и "Как собирать?". Выбор большой.

Первые бумажные деньги в США появились в 1812 г. Это были правительственные платежные обязательства, приносившие от 2(5 до 6% дохода. 10.1.1929 г. при президенте Тафте были введены банкноты нового образца. В отличие от старых банкнот об разца 1861 года, сменивших платежные обязательства 1812 года, новые банкноты были гораздо меньшего размера. Этот размер 155,6 х 60,7 мм был установлен для всех номиналов купюр. Идея приведения банкнот к единому размеру принадлежала секретарю Казначейства США Эндрю Мэллоии, который 20.8.1925 г. создал комиссию по разработке банкнот нового дизайна. В обращении новый тип т.наз. "малоформатных" банкнот появился 10.1. 1929 г. Первые малоформатные банкноты вышли с датой "1928", в последующие годы выпуск их продолжался вплоть до 1995 г., когда началась смена дизайна этих банкнот на новый. Первым номиналом банкнот нового дизайна стала купюра достоинством в 100 долларов. Процесс замены банкнот старого дизайна на новые рассчитан до 2002 года с ежегодной заменой одного номинала. В 1997 г. вышла банкнота нового дизайна достоинством в 50 долла ров. Все банкноты, начиная от купюр с датой 1928 г., обязательны к приему в качестве платежа в США.

Ежегодно в США печатают примерно 10 миллиардов банкнот разного достоинства, 50% из них - это банкноты достоинством в 1 доллар. Это самый распространенный номинал, поэтому именно этот номинал стал самым распространенным предметом коллек ционирования.

Дизайн купюр всех достоинств однотипен: на лиц. ст. в центре помещен портрет какого-либо государственного деятеля, по сторонам которого помещены: печать казначейства, индексы эмиссионных банков, подписи должностных лиц, а также название стра ны и название типа банкноты. На об. ст. такого единообразия нет, там изображены различные сюжеты.

1. ПОРТРЕТ. На банкнотах разного достоинства помещены следующие портреты:

1 долларпортрет Дж.Вашинггона (1732-1799) 1-го президента США (1789-1797)

2 доллара портрет Т.Джефферсоиа (1743-1826) 3-го президента США (1801-1809)

5 долларов портрет А.Лннкольна,(1809-1865) 16-го президента США (1861-1865)

10 долларов портрет А.Гамильтоиа (1757-1804) 1-го секретаря казначейства США (1789-1795)

20 долларов портрет А.Джексона(1767-1845) 7-го президента США (1829-1837)

50 долларов портрет У.С.Гранта (1822-1885) 18-го президента США (1869-1877)

100 долларов портрет Б.Франклина (1706-1790) государственного деятеля, ученого.

500 долларов портрет У.Мак-Кинли (1843-1901) 25-го президента США (1897-1901)

1000 долларов портрет С.Г.Кливленда (1837-1908) 22-го и 24-го президента США (1885-1889) (1893-1897)

5000 долларов портрет Дж.Мэдисона (1751-1836) 4-го президента США (1809-1813)

10000 долларов портрет С.Чейза (1808-1873) верховного судьи США (1864-1873)

100.000 долларов портрет Т.В.Вильсона (1856-1924) 28-го президента США (1913-1921)

2. ТИПЫ БАНКНОТ

Типы или названия банкнот менялись со временем. Существует 6 основных типов:

UNITED STATES NOTE Билет Соединенных Штагов.

SILVER CERTIFICATE Серебряный сертификат

GOLD CERTIFICATE Золотой сертификат.

FEDERAL RESERVE BANK NOTE Билет Федерального резервного банка.

FEDERAL RESERVE NOTE Билет Федерального резервного (банка)

NATIONAL BANK NOTE Национальная банкнота.

Банкноты достоинством в 1 доллар выпущены только трех типов: 1, 2 и 5.

Тип1

Тип 2

ТипЗ

Название банкноты (или ее тип) помещено на лицевой стороне вверху.

3. ДОЛЛАР 1- ГО ТОПА - UNITED STATES NOTE

Банкноты 1-го типа с датой "1928" начали печа тать в апреле-мае 1933 г. В обращение они поступили только в 1948-1949 г. Часть банкнот этого типа была выпущена в Пуэрто-Рико. На лиц. ст. в центре портрет Дж. Вашингтона, слева от портрета печать каз начейства красного цвета, справа надпись номинала буквами " ONE ". На об. ст. ;га фоне слова " ONE " надпись номинала " ONE DOLLAR ", вверху в картуше надпись: " UNITED STATES - OF AMERICA .Внизу - " ONE DOLLAR ", повторенная дважды, по углам - номинал цифрами.

ДОЛЛАР 2- ГО ТИПА - SILVER CERTIFICATE

Название банкноты - "СЕРЕБРЯНЫЙ СЕРТИ ФИКАТ" - указывает, что купюры этого типа свободно обмешгоались в банке на звонкую серебряную монету, находившуюся в обращении. Банкноты 2-го типа имеют при разновидности или подтипа.

ТИП2-А

Эти банкноты выпускались с датами "1928", "1928А", "1928В", "1928С", "1928 D ", "1928Е". Лицевая сторона идентична лицевой стороне Типа 1, но печать казначейства, слева от портрета, синяя. Оборотная сто рона такая же, как у Типа 1.

ТИП2-Б

Банкноты этого подтипа выпускались только с да той " W 34". На лиц. ст. слева от портрета стоит цифра а печать казначейства помещена справа от портрета па слове "ОДИН", в остальном детали совпадают о лиц. ст. типа 2-А. Об. ст. аналогична об. от. типа 2-А.

ТИП2-В

Банкноты этого подтипа выпускались с датами: "1935", "1935А". "1935В". "1935С", "1935 D ", "1935Е", "1935Р", "1935 G ", "1935Н". "1957", "1957А", "1957В". Лиц. ст. почти полностью сов падает с лиц. ст. типа 2-Б, за исключением того, что оправа от портрета под печатью казначейства убрано слово "ОДИН".

Дизайн об. ст. изменен полностью. В центре!/ крупным шрифтомобозначен поминал купюры: " ONE " (Один) вверху появилось название страны: "СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ", а внизу номинал словами: " ONE DOLLAR ". Справа - герб США, слева изображение пирамиды-государства со в севидящим оком". У банкнот с датой "1957" над словом " ONE " помещен девиз: " IN GOD WE TRUST " (Мы полагаем ся на Бога)

продолжение в следующем номере

ДОЛЛАР США И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Продолжение. Начало в №2

5. ДОЛЛАР 3- ГО ТИПА - FEDERAL RESERVE NOTE

Это наиболее распространенный тип, находящийся сейчас в обращении. Эта банкноты выпускались с датами: "1963", "1963А", "1963В", "1969", "1969А", "1969В", "1969С", "1969 D ", "1974", "1977", "1977А", "1981", "1981А", "1985", "1988", "1988А", "1993", "1995".

Лиц. ст. этого типа справа от портрета Имеет печать к азначейства на фоне слова "ОДИН", по печать зеленого циста. Справа от портрета помещена печать одного из 12 эмиссионных банков США. Ближе к углам располо жены цифры кода,присвоенные этому эмиссионному банку. В остальном крупных изменений нет. Об. ст. аналогична об. ст. типа 2-В. Итак, существуют три типа и три подтипа. Эти пять разновидностейснаиболеечеткимиразличительными признаками легли в основу классификации вариантов для многих коллекционеров баша ют.

Однако есть и более мелкие различия, которые учитываются бонистами при формировании своих коллекций. На примере банкнот третьего тина рассматриваются те детали, которые могут быть учтены при составлении коллекций.

6. ПЕЧАТЬ ЭМИССИОННОГО БАНКА

Двенадцати банкам, расположенным в крупнейших городах США, дано право эмиссии банкнот. Каждому банку присвоен определенный индекс, обозначенный буквой алфавита и цифрой. Эти индексы помещены на лицевой стороне купюры: буквенный - внутри печати эмиссионного банка слева от портрета и слева от серийного номера банкноты. Цифровой индекс по мещен также на лицевой стороне неподалеку от углов купюры.

А - 1 Бостон Е - 5 Ричмонд I - 9Миннеаполис

В - 2 Нью Йорк F - 6 Атланта J -10Канзас Сити

С - 3 Филадельфия G - 7 Чикаго К -11Даллас

D -9 Кливленд Н - 8Септ-Луис L -12 Сан-Франциско

Итак, 12 разновидностей индексов эмиссионных банков

7. ПЕЧАТЬ КАЗНАЧЕЙСТВА

Эта печать удостоверяет подлинность банкноты и подтверждает обязательство правительства США выплатить обладателюкупюры сумму в звонкой монете. Цвет печати различный и обозначает принадлежность купюры к тому или иному классу (типу) банкноты. До 1966 г. надпись на печати была по-латыни, позднее ее заменили на надпись по-английски, но на банкноте достоинством в 100 долларов она оставалась до 1968 г., когда надпись по-английски появилась на всех номиналах. У банкнот 3-го типа печать была зеленой до 1934 г. В 1936 г. стали употреб лять желто-зеленую краску, а в 1938 г. бледно-сине-зеленую.Существуют полутона и оттенки этих цветов. На ранних выпусках банкнот - типы 1 и 2-А - печать располагалась слева от портрета, на банкнотах остальных типов - справа.

8. СЕРИЙНЫЙ НОМЕР

Серийный номер всегда 8-значиый и расположен оправа и слева от портрета внизу (слева) и вверху (справа). Слева перед цифрами номера у банкнот 3-го типа стоит буква, являющаяся индексом эмиссионного банка США.. Печатать серию банкнот начинают с 00000001 и кончают 99999999. Первая серия купюр марки руется буквой "А" которая ставится после цифр, следующая серия имеет букву "В", затем идет серия "С" и так до конца алфавита.

9. БАНКНОТЫ-ЗАМЕНИТЕЛИ

Существуют банкноты, у которых справа от номера стоит не буква алфавита, а пятиконечная звездочка. Эти "звездные банкноты" или "купюры-заменители" выпускаются для замены банк нот, пришедших в негодность в процессе обращения: рваные, сильно помятые или испачканные. Поврежденные и дефектные банкно ты из обращения изымаются, а вместо них серия дополняется "звездными" купюрами. Банкноты со звездочкой встречаются гораздо реже, обычно их 10% от выпуска. Поэтому они являются предметом поисков для бонистов.

10. СЧАСТЛИВЫЕ НОМЕРА

За рубежом объектом поисков многих бонистов являются так называемые "счастливые" но мера. Время от времени различные газеты и журналы публикуют объявления о продаже или покупке банкнот того или иного достоинства с определенным номером. Наблюдения показы вают, что "счастливым" может быть любой номер. Так, мне встречались объявления с поиском банкнот с номером, совпадающим с годом рождения бониста: 00001923, в других объявлениях искали купюры с номером 00000001, кое-кого интересуют номера типа 10000000 и т.п. Приведенная фотография, заимствованная из газеты, иллюстрирует реализацию мечты канадского коллекционера, сумевшего подобрать банкноты долларового достоинства с номерами 11111111, 22222222, до 99999999.

11. ДАТА

До 1974 г. дата, проставленная на банкноте на лиц. ст. указывала на год, когда дизайн данной банкноты был принят и утвержден. Год на банкноте, как правило, не совпадал с годом выпуска банкноты в обращение. Например, купюры 1-го типа, как уже упоминалось выше, с датой "1928" посту пили в обращение только в 1948-1949 гг. Иногда к дате добавлена буква алфавита от "А", "В", "С" и т.д. Это делается, когда в первоначальный вариант дизайна купюры вводятся какие-либо изменения. В этом случае, первый измененный выпуск обозначается буквой "А" после цифр года, второй - буквой "В". Чаще всего эти изменения касаются смены подписей казначея и министра финансов. После 1974 г. даты на банкноте указывают на год выпуска купюры в обращение. Для многих бонистов дата на купюре является критерием формирования коллекции. Коллекционирование "по годам" очень распространено на За паде. Приведенная ниже таблица может помочь в подборке банкнот "по годам".

Год Тип 2 Тин 3

ABCDEFGH - ABC D

12. ПОДПИСИ

На лиц. ст. банкнот помещены подписи Казначея США (внизу слева) и министра финансов (внизу справа) в каталогах бон обычно указаны фамилии этих лиц, так как коллекционирование "но подписям" также широко распространено на Западе.

13. НАЗВАНИЕ СТРАНЫ И СТОЛИЦЫ

На каждой банкноте США обязательно стоит надпись с названием страны. Она помещена как на лицевой, так и на оборотной стороне. Обычно название страны на лиц. ст. расположено вверху, ниже названия купюры. На об. ст. у ранних выпусков название страны было напечатано мелким шрифтом вверху, а у по следующих выпусков - крупным шрифтом вверху.

Название столицыСША - "ВАШИНГТОН, ОКРУГ КОЛУМБИЯ" всегда стоит на лиц. ст. справа от портрета. Эта надпись может быть внизу, в середине и вверху, в зависимости от типа купюры.

14. НУМЕРАЦИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ ЛИСТОВ

Банкноты США печатают листами по 12, 18 и 32 купюры на одном листе. Банкноты достоинством в 1 доллар обычно печатают по 32 купюры на листе (четыре банкноты в ряду на 6 рядов) Процесс печатания состоит из трех этапов: сначала печатается лицевая сторона, затем печатают оборотную сторону. После этого лист разрезается на две части, и на банкноты впечатывают печати и серийный номер. Каждый лист имеет свой код в виде букв алфавита и цифр, которые помещены на лиц. ст. слева вверху.Положение каждой купюры на листе обозначается другим кодом - комбинацией буквы и цифры, который помещен на лиц. ст. справа внизу. На об. ст. банкноты оправа внизу также помещен цифровой код положения купюры на листе и помер листа.

15. БАНКНОТЫ ФОРТА УОРТ

Печатанием банкнот в США занимается Бюро гравирования и печати банкнот. В распоряжении Бюро есть две типографии: одна старейшая в стране находится в Вашингтоне, другая, новейшая - в штате Техас в Форте Уорт. Банкноты, отпечатанные в Форте Уорт, обозначаются буквами " FW " (Fort Worth ) на лиц. ст. в правом нижнем углу перед индексом положения банкноты на листе. Банкноты, у которых эта буквы отсутствуют, отпе чатаны в Вашингтоне.

16. "РУЛОННЫЕ" БАНКНОТЫ

Как уже упоминалось выше банкноты печатают на листах особой, бумаги по 32 купюры в листе. В 1988 г. были выпущены банкноты, отпечатанные на новом оборудовании непрерывного действия. Эта печатная машина подучила название " WEB FED PRESS ". В эту машину подавался рулон бумаги, и вместо 3 операций печатание проводилось в две операции: сразу печатали и лицевую и оборотную стороны. Рулонная бумага проходила между двумя цилиндрами с выгравированными на них изображениями лиц. и об. сторонами. При этом машина позволяла изготовить сразу не 32 купюры, а 96. Банкноты, изготовленные этим способом, имеют дату "1988А", а на об. ст. контрольный индекс положения купюры на листе смещен с нижней часта правой стороны в верхнюю часть. Банкноты этой разновидности также являются счастливой находкой бониста.

17. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ БАНКНОТЫ

В июне 1944 г. в США были выпущены экспериментальные банкноты достоинством в 1 доллар. Все они относятся ко 2 типу и имеют дату "1935А". В правой часта лицевой стороны около печати казначейства и над подписью министра финансов нанесены буква " R " или " S ". Тираж этих банкнот невелик и составляет 1.184.000 купюр каждой буквы. Девиз: " IN GOD WB TRUST " (мы полагаемся на бога) на банкнотах появился в 1957 г. (Тип 2-В) Однако на монетах США он появился значительно раньше, когда 22.4.1864 г. на монете достоинством в 2 цента впервые была отчеканена эта фраза. Девиз восходит к временам гражданской войны и США, с ним шли в атаку солдаты Севера и Юга.

19. ЗНАК ДОЛЛАРА

Знак доллара - перечеркнутая двумя вертикальными линиями буква " S " хотя и не употребляется на банкнотах широко из вестен во всем мире. Этот знак восходит к цифре "8", которая стояла на испанских и мексиканских монетах из серебра, находив шихся в обращении в США в 18 веке. В 1874 г. этот знак впервые использовали для банкнот США долларового достоинства.

20. БРАК

Ежегодно Резервный банк США печатает около 10 миллиардов банкнот разного достоинства, примерно 50% из них купюры достоинством в 1 доллар. Среди банкнот встречаются экземпляры с различными дефектами, и это несмотря на очень тщательный и строгий контроль. Основными дефектами являются сдвиг изображения, загнутые и непропечатанные углы купюр, сдвоенное изображение, перевернутое изображение, отсутствие подписей и других деталей и т.п. Этот полиграфический брак является предметом интенсивной охоты коллекционеров. Во многих газетах, журналах и аукционных каталогах и проспектах помещают фото графии таких дефектных купюр, при этом цены на них выражаются трех- и четырехзначными цифрами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на вопрос: "Что собирать?" и "Как собирать?" читатель найдет ответ в этой работе. Выбор за читателем. Все зависит oт интереса читателя и, конечно, от размеров его кошелька. Собирать "ходячую валюту" - дело пока дорогостоящее. Автор выражает благодарность редактору и автору "Стандартного каталога банкнот мира" Колину Брюсу и американскому коллекционеру Роберту Джулиану за помощь в сборе информации и за ответы на многочисленные вопросы автора.

И.В. Викторов-Орлов.

Уникум. 1998, №2,3.