Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе. Система работы по формированию рефлексивных умений в учебной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы

Загулина Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №10 Санкт-Петербурга

Актуальность проблемы

Существенным моментом современного урока становится рефлексия, причем не только рефлексия учителя, но и рефлексия учащихся.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в учебный процесс, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел - не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная - формирование реальной самооценки, беседа с ребенком по результатам самооценки - почему выбран тот или иной уровень;

б) групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2. Рефлексия деятельности

Приемы рефлексии.

Рефлексия эмоционального состояния:

1. Рисунок «Мое настроение» (образная рефлексия). Детям нужно сравнить своѐ настроение с образом какого-либо животного, растения, цветка и т.д.

2. «Солнышко» (1-ый вариант) Нужно закончить предложение «Моѐ настроение похоже на»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

3. «Солнышко» (2-ой вариант) На доске вешается солнышко. Каждый ребенок прикрепляет лучик к солнышку. Количество лучиков соответствует количеству детей в группе. Лучик - косичка с бантом на конце. Цвет бантика соответствует настроению ребѐнка (выбор цвета на усмотрение педагога).

4. «Ёлочка настроения» Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своѐ настроение. А затем прикрепляют на елку.

5. «Состояние моей души» Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своѐ название: 1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребѐнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

6. «Одним словом» Детям необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно предают их состояние на занятии: - Раздражение - Скука - Злость - Тревога - Радость - Покой - Равнодушие - Уверенность - Удовлетворение - Неуверенность - Вдохновение - Наслаждение

7. «Цветик-семицветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок (выбор цвета лепестков на усмотрение педагога).

8. «Радуга»: ученикам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок?». Значение цветов радуги может быть следующим:
. оранжевый- радостное, восторженное настроение;
. красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
. синий цвет - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
. зелёный цвет - активность;
. жёлтый цвет - цвет радости;
. фиолетовый цвет - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

9. «Гномики» . Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент (изображения гномиков педагог выбирает на свое усмотрение). Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния.

Рефлексия деятельности:

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

1. «Благодарю…» : В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираю тех ребят, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
2. «Комплимент»: Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

3. «Оценочная лесенка»: использую для развития умений критериального оценивания. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко или нарисовать человечка на той ступеньке, на которую он поставил бы себя при выполнении данных заданий.

4. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

5. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки - шарик остался возле ёлки.

6. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки.

7. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

8.«Поляна» . На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока - (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Телеграмма»: После завершения занятия каждый ученик заполняет бланк телеграммы, учитель выдаёт при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание - телеграмму ».
3. «Анкета»

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе

При планировании занятий педагогу необходимо понимать, над какими умениями нужно работать тому или иному ребенку и соответственно через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Предметному содержанию отводится роль второго плана. Это материал, на котором будет разворачиваться ситуация взаимодействия - опосредованного, через текст, или непосредственного общения с другим: учения, обучения, совместного изучения, обсуждения и т.д. Таким образом, планируя учебный процесс, учитель должен видеть качество каждого ребенка с точки зрения рефлексивных умений и планировать для него соответствующие ситуации, а не предметное содержание, которое необходимо освоить.

Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создаёт и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию.

Заключение

Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.

Формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста

(по материалу доклада Мурадян Н.С. Формирование рефлективных умений учащихся начальной школы)

Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.

Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.

Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

· рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;

· рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;

· рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;

· рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

Умение - это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

· адекватно воспринимать себя;

· ставить цель деятельности;

· определять результаты деятельности;

· соотносить результаты с целью деятельности;

· определять наличие ошибок в собственном поведении;

· описывать прожитую ситуацию.

Рефлексия не становится психологическим новообразованием спонтанно. Сначала она развивается в совместной, коллективно распределенной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания.

Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:

· включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую педагогом;

· самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе

рефлексивный самоконтроль школьник начальный

В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержания школьных учебных предметов и предметных умений к содержанию образования, которое включает в себя: универсальные способы мыследеятельности (например: рефлексивные умения); общие умения коммуникации; навыки коллективного труда; знания, умения и навыки; общественно-признанные нормы поведения.

В сегодняшней школе педагог, планируя занятия, обращается к программе соответствующего предмета, где дан перечень тем, их последовательность, примерное время изучения. Целью обучения является, прежде всего, освоение ребенком предметных знаний, умений и навыков. Этой цели подчиняется и методика преподавания, и конкретное содержание, и структура занятия, и содержание учета и контроля, и учебно-методические средства, которыми пользуется учитель.

Если главными компонентами содержания образования являются надпредметные умения и навыки, руководством к действию для учителя становится, в первую очередь, программа формирования таких надпредметных умений, в нашем случае - рефлексивных умений. Эта программа должна содержать, во-первых, некоторое обобщенное качество ребенка с точки зрения рефлексивных умений, которое необходимо получить на выходе из школы, во-вторых, перечень микроумений и этапы их освоения.

Если рассмотреть необходимость формирования рефлексивных умений, то принципиально меняются цели, содержание и средства деятельности учителя в учебном процессе. Для учителя, перед которым стоит задача формирования у ребенка рефлексивных умений, радикально меняется смысл учебного процесса.

При планировании занятий педагогу необходимо понимать, над какими умениями нужно работать тому или иному ребенку и соответственно через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Предметному содержанию отводится роль второго плана. Это материал, на котором будет разворачиваться ситуация взаимодействия - опосредованного, через текст, или непосредственного общения с другим: учения, обучения, совместного изучения, обсуждения и т.д. Таким образом, планируя учебный процесс, учитель должен видеть качество каждого ребенка с точки зрения рефлексивных умений и планировать для него соответствующие ситуации, а не предметное содержание, которое необходимо освоить.

Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, созда?т и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию, является организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.

Ученик может осваивать программу формирования рефлексивных умений, только активно действуя в конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия. То есть рефлексия каждого учащегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы, поскольку лишь выходя в рефлексивную позицию, ребенок может осознать, что ему недостает для успешного действования в ситуации, а чему он уже научился. Это может быть и, по-видимому, должна быть рефлексия двух видов: ситуативная, организованная прямо в учебном процессе, и регулярная, плановая рефлексия в постоянной группе, где обсуждаются образовательные дефициты, потребности каждого реб?нка и оформляются его образовательные задачи.

Учитель организует рефлексивную ситуацию ни только в случае проблематизации («тупика») учащегося, но и в случае успеха. Ребенок с помощью учителя анализирует действия, приемы, техники, которые использовал в ситуации (успеха или неудачи). И совместно с учителем находит возможные действия по выходу из сложившейся ситуации или пониманию какие его качества и действия позволили ему быть успешным.

Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию. Для того чтобы видеть ситуацию и организовать ситуативную рефлексию, педагогу необходимы разные игротехнические средства, прежде всего, он должен обладать приемами проблематизации и схематизации (процесса, ситуации, содержания текста).

Очевидно, что если вся деятельность педагога имеет своей целью формирование у ребенка рефлексивных умений, принципиально иными должны стать содержание и средства контроля.

Для организации учебного процесса учителю необходимы специальные средства. Место классного журнала и планов уроков должны занять табло планирования и учета рефлексивных умений, программы некоторых видов занятий, приемы работы учащихся, особым образом оформленные учебные тексты, алгоритмы.

Таким образом, чтобы формировать рефлексивные умения учащихся необходимо:

1. Сделать рефлексию одним из компонентов содержания образования.

2. Предоставлять возможность учащимся активно действовать в каждой конкретной ситуации, а затем осознавать свои действия.

3. Учителю самому владеть техниками организации понимания и выведения в рефлексивную позицию.

4. Постоянно использовать специальные средства для организации учебного процесса.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Отличительной особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.
Для развития рефлексивных умений необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.
Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
- рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
- рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
- рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т. е. активность, ответственность;
- рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно ребёнку дать возможность не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого – быть в позиции учителя.
Умение – это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний.
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.
Для формирования рефлексивных умений учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:
- включение каждого учащегося в коллективную рефлексию;
- самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.
Для формирования рефлексивных умений ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трёх последовательных этапов: проектирование своей деятельности, её реализация и рефлексия деятельности. На этапе проектирования своей деятельности учащийся прогнозирует и планирует свою учебную деятельность.
На этапе реализации поставленных задач важно включить учащихся в парную или групповую работу. В условиях учебного диалога у учеников появляется возможность для формирования умения встать на место другого, понять причины действий другого человека, адекватно воспринять себя и принять ответственность.
При формировании рефлексивных умений используются следующие приёмы:
Приём 1. «Зеркало». На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы, рядом крепится маркер. Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:
- одобряю, критикую, предлагаю, сделал;
- понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других.
В ходе рефлексий можно использовать написанное для обсуждения.
Приём 2. Нормы социальной жизни. Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым, они оформляются для всеобщего обозрения в учебном кабинете, для того чтобы в нужный момент можно к ним обратиться:
говори, не мешая другим (в паре – шёпотом, в группе – не отвлекай других лишними вопросами; задавай вопросы по существу;
слушай, не перебивая другого человека;
принимай мнение других членов группы;
уважай других;
корректно исправляй ошибки других людей;
согласовывай свои дела с другими.
Пространство для осуществления рефлексии на третьем этапе, как и пространство учебного процесса, необходимо специально организовывать: определить место, время и задачу для каждого ученика. Рефлексивный процесс специально организуется учителем, он направлен на объективизацию учебных потребностей, постановку учебных задач. В ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы; понимает, почему в деятельности у него что-то не получалось, находит причины проблем и достижений. Это позволяет ученику осознать свою ответственность в позиции ученика.
На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащимся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить неоконченные предложения, проанализировать пословицы:
- восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;
- подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;
- определи свою деятельность по шкале успеха, нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.
Шкала успеха:

· Я мог бы работать и лучше.
Сегодня я понял, чего мне не хватает для успешной работы.

· Сегодня я работал в полную силу, у меня всё получилось.

· Я очень старался, но у меня не всё получилось.
Я сегодня плохо работал.
Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.
Можно предложить проанализировать пословицы: Под лежачий камень вода не течёт. Чем больше науки, тем умнее руки. Что одному не под силу, то легко коллективу.
Можно использовать и другие вопросы или неоконченные предложения:
- Какова цель выполнения заданий?
- Какими имеющимися умениями сегодня воспользовался?
- Какие задания показались трудными? Чем вызваны эти затруднения?
- Что ты делал, чтобы преодолеть затруднения?
- Какие новые умения появились?
- Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что...
- Наиболее трудным мне показалось...
- Я думаю, это потому, что...
- Самым интересным было...
- Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее: ...
- Я бы хотел попросить своего учителя...
Такие задания позволяют фиксировать границы своего знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути получения результата. Для их выполнения необходимо много времени, чтобы процесс мышления по поводу самого себя развернулся полноценно.
Таким образом, формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы может задаваться с помощью образцов деятельности, различных методических или дидактических средств, через последовательности выполняемых действий, особенности организации учебного занятия или иной единицы учебного процесса.
15


Приложенные файлы

Классификация

Одним из инструментов формирующего оценивания, широко применяемым в профильном обучении и известным в разных модификациях, является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. То есть портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию обучающимся своих образовательных результатов.

Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений обучающегося в какой-либо конкретной области, предмете или в ходе обучения в целом. Портфолио позволяет решить две основные задачи:

    проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;

    оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

    поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

    формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

В качестве возможной модели, хорошо структурированной и в то же время обладающей большим резервом подвижности и вариативности, может быть предложена комплексная модель портфолио . Комплексный портфолио включает разделы, позволяющие представить как текущие работы ученика, так и его наивысшие достижения, а также содержит рефлексивный блок, в который помещены разнообразные материалы по самооцениванию, планированию учеником собственной образовательной траектории и выбору профессии, полученные им отзывы и рекомендательные письма. Данная модель портфолио и сопровождающих документов дана в приложении.

Помимо комплекного портфолио могут быть рекомендованы и другие модели, положенные в его основу. Они позволяют регулярно фиксировать достижения ученика, просты в применении и могут быть легко освоены обучающимися и учителями.

Рабочий портфолио включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс обучающегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

Показательный портфолио позволяет лучше всего оценить достижения обучающегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями обучающегося, обосновывающими выбор представленных им работ.

Портфолио процесса позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как обучающийся интегрирует специальные знания и навыки и овладевает предметными и ключевыми учебными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии обучающимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

Внутришкольный мониторинг, охватывающий различные сферы достижений обучающихся (собственно учебные, социальные, личностный рост) и использующий разнообразный набор оценочных инструментов, позволяет построить индивидуальный профиль ученика. Индивидуальный профиль показывает комплекс индивидуальных достижений учащегося, а также их динамику на определённом этапе обучения, например, за два последних года или весь период обучения в основной школе; на старшей ступени и т.д.

Инструменты мониторинга стандартизируются на уровне школы, и уровень индивидуальных образовательных достижений и их прогресс может рассматриваться в контексте системы внешних требований, а также учебных целей и ожиданий школы. То есть, актуальные образовательные достижения оцениваются относительно:

    прежних достижений данного ученика;

    уровня (среднего, высшего, низшего) достижений данного класса;

    стандарта образования;

    уровня требований школы, определённых её уставными документами, программой развития и т.п.

Освоение новых для учителей оценочных техник может проходить как в рамках межшкольного и внутришкольного обмена опытом, так и в ходе специальных тренингов и курсов в рамках повышения профессиональной квалификации.

Структура комплексного портфолио

Комплексный портфолио включает три блока:

а) «Портфолио документов »– портфель документированных индивидуальных образовательных достижений. Предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Таблица 1. Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов

Компоненты

Результаты (баллы)

Олимпиады

Городская:

победитель

призёр

Районная:

победитель

призёр

Школьная (победитель)

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по предметам

Школьные и межшкольные научные общества

Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

от 1 до 5

Итоговая оценка этого блока может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов двух блоков, либо по одному из каждого, либо как-то иначе.

б) «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный блок портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Возможна и количественная оценка работ, размещённых в данном разделе, которая требует разработки чёткой критериальной базы, стандартизированной, по крайней мере, на уровне данной школы. Работы представлены в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

в) «Портфолио отзывов » – включает в себя резюме, написанное школьником, краткосрочные и долговременные образовательные планы, а также характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, предоставленные учителями, работниками системы довузовского и дополнительного образования, профориентации и др. Этот раздел может быть представлен в виде рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Он не подлежит оцениванию и не отражается в итоговом документе. Его задача – формировать у школьника способность к рефлексии и планированию. Работа такого рода может быть продолжена студентом и полезна при планировании профессиональной карьеры.

Итоговый документ портфолио может быть оформлен в виде таблиц, с приложением резюме, отчётов, работ и других материалов и заверен подписью директора школы либо руководителя иного образовательного учреждения, реализующего программу работы с портфолио.

Индивидуальный учебный документ

Полезным документом, который облегчает ученику накопление и систематизацию материалов в портфолио, может быть творческая (зачётная) книжка старшеклассника, особенно нужная тогда, когда он обучается по индивидуальному учебному плану. Подобный документ позволяет полностью аккумулировать информацию о школьных и внешкольных образовательных достижениях ученика, которая позже будет компактно представлена в итоговом документе портфолио. Кроме того, личная зачётная книжка помогает школьнику самостоятельно следить за своими успехами и контролировать выполнение учебных планов.

Зачётная книжка имеет следующую структуру:

Титульная (паспортная) страница фиксирует фамилию, имя, отчество (если имеется) обучающегося, наименование общеобразовательного учреждения, класс, дату выдачи документа. Заверяется подписью обучающегося, подписью заместителя директора и печатью образовательного учреждения.

Курс по выбору – указывается название курса и фамилия педагога, руководившего курсом, а также фиксируются номера и даты текущих либо итоговых заданий, выполненных учеником и их результаты. Каждая запись подтверждается подписью педагога. Внизу страницы помещается итоговая отметка.

Дневник проекта – имеет структуру , аналогичную предыдущей. На странице размещается та же таблица, что и на странице «Курс по выбору». Кроме этого делаются следующие записи: оценка работы над проектом, оценка продукта проектной деятельности, оценка презентации, итоговая оценка и подпись педагога.

Замечания педагога страница предназначена для комментариев и рекомендаций руководителя проектной работы обучающегося.

Олимпиады и конкурсы; практики – на этой странице размещаются две таблицы, фиксирующие информацию об участии ученика в олимпиадах и конкурсах различного уровня как внутри, так и вне школы, а также о пройденных им различного вида практиках.

Индивидуальный учебный план – на странице размещены две таблицы, фиксирующие инвариантную и вариативную часть (включая проекты) индивидуального учебного плана ученика.

В таблице указаны: название предмета, число часов в год, оценки по полугодиям и итоговая оценка.

Информация заверяется подписью классного руководителя

В случае отсутствия у школьника индивидуального учебного плана соответствующая страница в зачётной книжке отсутствует.

Предлагаемая зачётная книжка совмещает функции дневника достижений и индивидуального учебного журнала. Она позволяет собрать воедино и представить полную информацию об учебной деятельности конкретного обучающегося, которая фрагментарно отражена целым рядом школьных документов, не покрывающих, тем не менее, всего ассортимента учебных курсов, имеющих профильную направленность.

Таким образом, зачётная книжка не только значительно облегчает мониторинг учебных достижений ученика, но и компенсирует дефициты школьной документации, возникающие при введении профилизации.

Предлагая данный поход к использованию портфолио и возможные варианты его оформления, надо ещё раз подчеркнуть, что в ходе освоения конкретным образовательным учреждением представленная модель должна адаптироваться к его особенностям и нуждам и может подвергаться модификациям, усовершенствованиям.

Первоначально введение портфолио было, по преимуществу, мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников IX класса и вопросами оптимизации механизмов формирования X профильных классов. Реальная практика показала, что портфолио может выступать не только в качестве составляющей суммарного рейтинга ученика наряду с результатами экзаменов, но и быть многофункциональным средством отслеживания, презентации и оценивания индивидуальных образовательных достижений.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика.
Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Итоговый результат усвоения предмета обозначается:
- красным цветом - высокий уровень обученности и развития учащихся;
- зеленым – достаточный уровень обученности и развития учащихся;
-зеленым - необходимый уровень обученности и развития учащихся;
- желтым - низкий уровень обученности и развития учащихся;
- черным - недопустимый уровень обученности и развития учащихся

Качественная характеристика знаний , умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных (контрольных) работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:


- высокий уровень - 90-100%;
- достаточный уровень- 70-89 %;
- необходимый уровень - 40-69 %;
- низкий уровень - 30-39 %;
- недопустимый уровень - менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.
Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

Формы сохранения результатов

учебной и внеучебной деятельности учащегося

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

1) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

2) презентации, фиксации результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы), полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

3) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка - соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Опираясь на современные тенденции развития образования, целью своей педагогической деятельности ставлю становление основ учебной деятельности младших школьников. Я работаю в начальных классах, поэтому можно говорить только об основах учебной деятельности. Исходя из цели, строю свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы она была направлена на формирование у младших школьников умений, входящих в состав учебной деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

Для формирования деятельностной компетенциия строю изучение учебного материала таким образом, чтобы в ходе его усвоения учащиеся смогли “пережить” все этапы деятельности: постановка цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

Весь учебный материал делю на блоки – темы. Первые уроки в теме посвящены постановке учебной задачи и изучению нового способа действия. Здесь учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно или совместно с учителем (в зависимости от сложности изучаемого материала) отделили известное от неизвестного, выявили проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали её, “открыли” новый способ действия, замоделировали его (построили алгоритм “нового” способа действия).

Третьим и последним звеном в теме являются уроки контроля, оценки и индивидуальной работы. К этим урокам я отношусь особенно серьёзно, поскольку именно здесь индивидуально выявляются и решаются проблемы каждого ученика. На мой взгляд, рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно длительное время. Я строю формирование рефлексии поэтапно в совместной деятельности с учеником.

1 этап формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе в период обучения грамоте. Основной целью своей деятельности на данном этапе ставлю разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы я использую “волшебные линеечки”, напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивает свою работу. В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих “волшебных линеечек” можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объясняю первоклассникам, что на самом верху “линеечки” может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу этой “линеечки” - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося, я ставлю свой крестик на той же “линеечке”. Несоответствие оценки ученика и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны. По этому я веду достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку за время своей работы с детьми заметила, что для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.

На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Целью своей деятельности на данном этапе ставлю организацию выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа. Этот этап начинается в конце 1 класса после периода обучения грамоте и продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру “правильность” (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.

Показываю разворачивание этого этапа на примере темы “Умножение многозначных чисел”. Последовательность изучения этой темы представлена системой знаний и умений, позволяющих поставить и решить задачу на конструирование способа письменного умножения многозначных чисел. Способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций:

  1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.
  2. “Прикидка” - определение переполненных разрядов.
  3. Определение количества цифр в произведении.
  4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.
  5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

Эти выделенные операции (отдельные “шаги”) и станут критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая “линеечка” будет оценивать отдельную операцию (отдельный “шаг”).

Оценив свои действия по данным “линеечкам”, ребёнок увидит, как овладел способом, какие действия он уже умеет делать, а какие ещё вызывают затруднения.

Нахождение суммы неполных произведений.

Теперь при нахождении произведения многозначного числа и двузначного (или трёхзначного) ребёнок рисует шкалу, на которой показаны все “шаги”, и, выполняя каждый “шаг”, делает пометку на шкале. Этим он, во-первых, каждый раз восстанавливает способ действия, а, во-вторых, далее проводя рефлексию собственных действий, сможет, опираясь на способ, точно выделить свои трудности. В момент самооценки на данном этапе я не вмешиваюсь. Разговор по этому поводу состоится после проведения диагностической работы, которая составляется таким образом, что каждое задание направлено на проверку усвоения каждого шага способа.

После усвоения способа действия организовывается целостная рефлексия по поводу усвоения способа действия. Учащимся даются диагностические работы, составленные в виде тестов или самостоятельных работ таким образом, чтобы ребёнок мог, выполняя данные ему задания, чётко определиться по шагам алгоритма и ещё раз проверить себя по поводу выполнения всех шагов и произвести оценку своих действий. Эта самооценка после диагностической, самостоятельной и проверочной работы заносится в рефлексивную табличку. Например, таблица “Мои достижения по теме: “Умножение многозначных чисел” (4 класс):

Дата или номер урока по теме.

Диагн. работа Самост. работа Провер. работа
1 Запись действия умножения в столбик. + + +
2 Определение количества цифр в произведении. ? + +
2 Нахождение одного неполного произведения. + + +
3 Нахождение более одного неполного произведения. ? + +
4 Запись неполных произведений. ? + +
5 Сложение неполных произведений. + + +
6 Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль. ? ? +

Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение в теме. Вчера я ещё не мог разобраться, как найти неполное произведение, а сегодня я это понял! И т.д. О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами, но так, чтобы знаки, которыми они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик могли понять друг друга. Это могут быть значки: +, -, ? или дети будут закрашивать клеточки на столько, на сколько посчитают нужным.

По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с “Дневником достижений”, куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои “Дневнички успехов”. Данный “Дневник достижений” составлен для учащихся 4 класса на основе стандартов 1998 года и требований программы. Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В настоящее момент я веду только уроки русского языка, математики и литературного чтения в начальных классах, по этому дневник достижений представлен только по этим предметам для учащихся 4 класса.

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

Мои умения по математике.

Я умею месяцы 9 10 11 12 1 2 3 4 5
1 Читать и записывать многозначные числа.
2 Сравнивать многозначные числа.
3 Решать простые уравнения.
4 Складывать (устно) числа до 100.
5 Вычитать (устно) числа до 100.
6 Знаю таблицу умножения.
7 Знаю таблицу деления..
8 Делить числа с остатком.
9 Умножать и делить числа на 10, 100, 1000
10 Складывать (“в столбик”) многозначные числа.
11 Вычитать (“в столбик”) многозначные числа.
12 Умножать (“в столбик”) многозначные числа.
13 Делить (“в столбик”) многозначные числа.
14 Знаю порядок выполнения действий.
15 Решать простые задачи.
16 Решать составные задачи.
17 Решать задачи на движение.
18 Записывать условия задач в виде схемы или таблицы.
19 Измерять отрезки разними измерительными приборами.
20 Находить периметр прямоугольника.
21 Находить площадь прямоугольника.
22 Строить геометрические фигуры.
23 Сравнивать и преобразовывать единицы длины.
24 Сравнивать и преобразовывать единицы времени.
25 Сравнивать и преобразовывать единицы массы.
26 Сравнивать и преобразовывать единицы площади.
27 Работать с логическими рядами чисел (продолжать ряды, упорядочивать числа по возрастанию или убыванию).

Мои умения по русскому языку.

9 10 11 12 1 2 3 4 5
1 Списывать текст.
2 Выполнять звукобуквенный разбор слова.
3 Разбирать слово по составу.
4 Разбирать слово как часть речи.
5 Разбирать предложение.
6 Писать изложения.
7 Писать сочинения.
8 Писать под диктовку без ошибок:

Пропуск, замена букв.

Перенос слова.
Оформление предложения на письме.
Большая буква в именах собственных.
Буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ь – показатель мягкости.
Буквосочетания: К, чн, щн, нщ
Слитно-раздельные написания.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый знак.
Проверяемый безударный гласный в корне
Непроверяемый безударный гласный в корне
Парный согласный.
Непроизносимый согласный.
Удвоенный согласный.
Правописание приставок.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце глаголов 2 лица ед.ч.
Соединительные гласные в сложных словах.
Безударные падежные окончания существительных.
Безударные окончания прилагательных.
Безударные окончания глаголов.
Запятая при однородных членах предложения.
Запятая в сложном предложении.
9 Выполнять работу над своими ошибками.

Мои умения по чтению.

Я умею 9 10 11 12 1 2 3 4 5
1 Читать (вслух) по слогам
Читать (вслух) по слогам и целыми словами
Читать (вслух) целыми словами.
2 Скорость чтения вслух.
3 Скорость чтения про себя.
4 Правильность чтения.
5 Выразительность чтения.
6 Осознанность чтения.
7 Чтение наизусть.

Мои общие учебные умения.

Я умею месяцы 9 10 11 12 1 2 3 4 5
1 Озаглавливать текст.
2 Пересказывать текст (устно или письменно).
3 Отвечать на вопросы к тексту.
4 Составлять вопросы к тексту.
5 Составлять план текста.
6 Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог).
7 Участвовать в диалоге.
8 Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.
9 Строить схемы.
10 Заполнять таблицы.
11 Пользоваться словарями.
12 Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями)
13 Подбирать литературу по теме.
14 Работать с планами, географической и исторической картой.
15 Оценивать свою работу.
16 Работать в группе (договариваться, распределять работу).

Таким образом, мои ученики постоянно вынуждены рефлексировать по поводу своей деятельности. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дала свои ощутимые результаты. В диаграмме, представленной ниже, показана динамика формирования рефлексивной самооценки своих действий у моих учащихся на протяжении 4 лет обучения. При диагностике данной способности бралось за основу совпадение оценки своих действий учеником и оценки этих же действий учителем. Если рефлексивные оценки совпадали, то считалось, что данная способность у ученика сформирована. Если не совпадали, то рассматривался род несовпадений. Если ученик всегда занижает или завышает оценку своих действий, то способность считалась несформированной. Некоторое повышение процента несформированности рефлексивных способностей в 4 классе произошло из-за прихода в класс нового ученика, которому было сложно включиться в данный процесс обучения.

Результаты своей деятельности я отслеживаю, заполняя мониторинговые таблицы на класс и на каждого ребёнка, где помещены все умения по предметам, которыми должен овладеть ученик начальных классов, а также общеучебные умения и навыки. Заполнение их после различного вида диагностических, проверочных и контрольных работ, помогает чётко проследить продвижение и проблемы каждого ученика в отдельности и класса в целом. Исходя из этого, намечаю и провожу как индивидуальную коррекционную работу с отдельными учащимися, так и с классом в целом.

В конце 4 класса я смогла убедиться, что рефлексивные способности стали проявляться у большинства детей, хотя с небольшой группой ребятишек ещё приходится работать совместно. Могу отметить, что мои нынешние выпускники сильно отличаются от тех, которых выпускала ранее тем, что они более осознанно относятся к процессу обучения, т.к. большинство из них понимает, на что направлена их деятельность в данный момент. Они, “пережив” все этапы учебной деятельности совместно с учителем, к четвёртому классу начинают пробовать осуществлять эту деятельность самостоятельно. Это проявилось в активном участии моих учеников в научно-исследовательской и проектной деятельности. Участие моих учеников в школьных олимпиадах всегда приносит призовые места. Я думаю, что систематическая работа над формированием рефлексии не только помогает “выращивать” самостоятельность в ребёнке, но и способствует сохранению его психологического здоровья. Моим ученикам не знаком страх перед контрольными работами. Дети не боятся высказывать своё мнение, даже если оно потом будет ошибочным. Учащиеся открыты взрослому и активно включаются в совместную деятельность с ним. Несомненно, эту работу нужно также систематически проводить и дальше в средних и старших классах, поскольку в начальной школе закладывается только основа детской самостоятельности, основное её формирование и становление происходит в средней и старшей школе.