8 кл однородные и неоднородные определения презентация. Презентация урока на тему: «Однородные и неоднородные определения» — Гипермаркет знаний

Однородные и неоднородные определения Урок изучения нового материала в 8 классе Старикова Т.В.,учитель МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Блиц – опрос:

  • Однородные члены – это члены предложения, которые
  • отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи).
  • Синтаксически однородные члены являются
  • одним членом предложения.
  • Однородные члены предложения относятся
  • к одному и тому же члену предложения.
  • Однородные члены предложения образуют
  • сочинительные словосочетания.
  • В предложении однородных членов может быть
  • сколько угодно.
  • Однородные члены предложения соединяются
  • интонацией и сочинительными союзами.

Признаки однородных членов

Отвечают на один и тот же вопрос.

Относятся к одному и тому же слову.

Равноправны и независимы друг от друга. т. е. связаны сочинительной связью, между ними можно поставить союз и.

Характеризуются перечислительной интонацией.

На письме однородные члены разделяются запятой

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

Почему в предложениях под № 1 стоят запятые, а в предложениях под № 2 – нет.

1) Великолепное, ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

1) За рекой росли дубовые, пихтовые леса. 2) За рекой росли густые пихтовые леса.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и ).
  • Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).
  • Определений три и больше.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
  • 3 . Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и ).
  • Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным.

Зарядка для глаз

Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении

  • Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам.
  • (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)
Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны
  • Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами.
  • (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения = страшный)
Серое, дождливое, хмурое Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами Дом был Дом был красивый, высокий, каменный. Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот
  • То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия.
  • Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна.
  • НО :
  • Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.
Нивы печальные, снегом Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) Однородные определения.
  • Купил широкий, удобный стол.
  • Купил широкий и удобный стол.
  • Вывод:
  • Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза «и».
Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными.
  • Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи.
  • Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.
Если определения стоят после определяемого слова, то их тоже следует разделять запятыми
  • По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
  • Он, преданный, покинутый, почти безоружный, был все еще страшен.
Неоднородные определения.
  • Купил удобный письменный стол.
  • Упорный осенний дождь.
  • Тихое летнее утро.
  • Вывод:
  • определения произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз «и»
Сравните примеры: На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они:
  • Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения.
  • Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой).
  • Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями Схемы соединения и разделения однородных членов предложения
  • О и О.
  • О а О. (могут употребляться союзы но, да)
  • 4. и О и О и О и О. 5. О и О О и О.
Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да, ни - ни,

не только - но и

так - как и

тоже, также

а, но, да(но), зато,

хотя, однако

или, либо,

то - то

не то - не то

или - или

то ли - то ли

Союзы при однородных членах

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

Коль союзы повторяем,

Иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые!

Это правильный совет!

Союз зато, а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье «да» ты убедись!

Двойной союз заметил ты

И оробел впервой?

Не бойся, запятую ставь

Пред частью ты второй.

1.Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: и, или.

2.Перед союзом, которой объединяет однородные члены в пары:

[ O и O, O и O ].

3. Если два однородных члена предложения, соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание (и день и ночь).

1. ДАННЫЙ ПРИЗНАК

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ

ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

1. Характеризуют предмет с одной стороны.

2.Произносятся с перечислительной интонацией.

3.Можно поставить союз И, если определения соединены

бессоюзной связью.

4. Характеризуют предмет с разных сторон.

3. УКАЖИТЕ

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Царственный дубовый лес

2. Красивые стройные деревья

3. Широкая липовая аллея

4. Узкая багровая полоса

4. УКАЖИТЕ

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Мрачная угрюмая зима

2. Глиняная деревянная посуда

3. Старый господский дом

4. Красные жёлтые флажки

Вывод: В нашей речи встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи. В предложении они играют одну и ту же роль. Такие члены предложения называются однородными.

Слайд 2

Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и

неоднородных определений в тексте, их графического изображения.

Слайд 3

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)

1.Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

2. Нет пускай послужитон в армии да потянет лямку да понюхает пороху.

3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и делмоих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.

Слайд 4

ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.

«удар мой верен был и скор»

« и помнил я кольчуги звон, и

блеск ружья, и гордый

непреклонный взор, и молодых

моих сестер»

«узнать, для воли иль тюрьмы

на этот свет родимся мы»,

«то вдруг стихал он, то сильней

он раздавался в тишине»,

«простая песня то была, но в

мысль она мне залегла»,

как будто сам я был рожден в

семействе барсов и волков».

Слайд 5

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и

опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.

Слайд 6

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
  • Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и).
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
  • Слайд 7

    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.

    Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.

    У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

    Слайд 8

    САМОПРОВЕРКА

    Однородные определения

    • черными, светлыми глазами,
    • приличной и благовоспитанной барышни,

    Неоднородные определения:

    • смугловатого круглого лица,
    • с небольшим тонким носом,
    • большими мягкими глазами,
    • мягкими курчавыми волосами,
  • Слайд 9

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

    Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями

    Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями

    Слайд 10

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)

    Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.

    (А. Толстой.)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)

    Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.

    Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.

    Объясните постановку тире во втором высказывании.

    Посмотреть все слайды

    Урок в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» .

    Выполнила: учитель русского языка и литературы

    МКОУ «УАСШ»

    Казанина Оксана Анатольевна


    Цели урока:

    • Формирование умений:
    • развивать умение различать однородные и неоднородные определения; закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями; совершенствовать орфографические навыки;
    • развивать умение различать однородные и неоднородные определения;
    • закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;
    • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
    • совершенствовать орфографические навыки;
    • Развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать;
    • Вызвать интерес к урокам русского языка.

    Разминка.

    Цель: закрепление навыков правописания – н – и – нн – в суффиксах прилагательных и причастий.

    Варе. ая свекла, кваше. ая капуста, краше. ый палисадник, рискова. ый прыжок,

    кова. ый забор, сея. ая через сито мука,

    купле. ый дом,броше. ый ребенок,

    глаже. ые брюки, поле не засея. о,ошибка исправле. а, деревя. ый письме. ый стол,

    тума. ый,безветре. ый день.


    Какие определения называюся однородными?

    Какие определения называюся неоднородными?

    В чем разница между однородными и неоднородными

    определениями?

    Расскажите о постановке знаков препинания при

    однородных и неоднородных

    определениях.


    Оъяснительный диктант (устно)

    • Было тихое летнее утро (И.Тургенев).

    2.Стал накрапывать редкий мелкий дождь (А.Чехов).

    3.Стояла светлая безлунная ночь (А.Фадеев).

    4.Она походила на молодую стройную гибкую березу.

    5. Ракета неслась на второй космической скорости.

    6.Ткань окрашена в яркие веселые тона.


    Физминутка.

    Вправо-влево, вправо-влево,

    Разрешаю видеть смело.

    Вниз и вверх, вниз и вверх, Буду четко видеть всех. Обведем глазами круг, Стану классно видеть вдруг. Резво крутим мы глазами, Без очков мы видим - сами! Нарисую я восьмерку, Вижу все теперь уж зорко!


    Упражнение 3

    1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

    2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

    3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

    4) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

    5) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).


    ТЕСТ Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.

    1. У всех было бодрое радостное настроение.

    2. Старинные каменные стены окружали крепость.

    3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

    4. Он любил сильное решительное слово.

    5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

    6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

    7. Случались веселые грустные смешные дела.

    8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

    9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

    10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.


    Проверь тест

    Ключ: 1,3,4,7,9,10


    • О чем мы говорили сегодня на уроке?
    • Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
    • Какие определения называют однородными? Неоднородными?
    • В чем их отличие?
    • Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.

    Спасибо за урок!

    • Д/З. Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме:

    Тезис.

    Доказательства:

    аргументы, примеры.

    ВЫВОД


    Упражнение 3 Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

    6) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

    7) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

    8) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

    9) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

    >> Русский язык: Однородные и неоднородные определения

    «Однородные и неоднородные определения»

    Цель урока:

    Закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении.

    Задачи урока:

    Уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
    воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям;
    развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

    Логика урока:

    Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

    Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

    Задание для первой группы:

    Ответить на вопросы, подобрать примеры:
    – Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
    – Какой член предложения называется определением?
    – Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
    – Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?
    – Слова каких частей речи согласуются с существительным?
    – Какие сочинительные союзы являются соединительными?
    – Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

    Задание для второй группы:

    Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:

    Определение однородных членов предложения.
    - В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?
    - Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?
    - Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.
    - Понятие о рядах однородных членов предложения.
    - Синтаксическая функция однородных членов предложения.
    - Задание выполнятся на конкурсной основе.

    Однородные определения
    Признаки и условия однородности

    1. Перечисляют признаки разных предметов
    2. Характеризуют предмет с какой-либо одной стороны, обозначают состояние
    3. Последующее определение поясняет, уточняет предыдущее
    4. Между определениями можно вставить союз и
    5. Стоят после определяемого слова
    6. Выражены прилагательным и причастным оборотом
    7. Выражены качественными прилагательными

    Неоднородные определения
    Признаки и условия неоднородности

    1. Характеризуют предмет с разных сторон
    2. Выражены относительными прилагательными
    3. Выражены сочетанием качественного и относительного прилагательного
    4. Между определениями нельзя вставить союз и

    Упражнение 1

    1. Стояли жаркие безветренные июньские дни.
    2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.
    3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.
    4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.
    5. Приятно возвратиться в старое испытанное место.
    6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.
    7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.

    СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7

    Упражнение 2
    1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
    2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.
    3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.
    4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

    Задания к упражнению:
    - Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.
    - Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.

    Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.
    - Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

    Домашнее задание

    1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300
    2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»�Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.

    Скачать презентацию можно кликнув на текст "Презентация " и установив Microsoft PowerPoint

    Володина Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы, бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 16»

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Однородные и неоднородные определения

    Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и): Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары. однородные определения

    1. Обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными. однородные определения

    2. Обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны; Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым. однородные определения

    3. Характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком; Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные». однородные определения

    4. В условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению. однородные определения

    5. Представляют собой художественные определения – эпитеты; Круглые, рыбьи глаза. однородные определения

    6. Образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак; Радостное, праздничное, лучезарное настроение. однородные определения

    7. За одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом; Чёрные, | гладко причёсанные | волосы. однородные определения

    Обратите внимание! а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы); б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится. однородные определения

    8. Стоят после определяемого слова; Волосы чёрные, причёсанные. однородные определения

    9. Второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно. Нормальное, мирное сосуществование государств. – нормальное, то есть мирное сосуществование государств. однородные определения

    Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения: неоднородные определения

    Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным). неоднородные определения

    1. Характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям: Большой каменный дом «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; Белые круглые облака «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; Пузатое ореховое бюро «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым; неоднородные определения

    чаще выражаются: местоимением и прилагательным; Мой старый дом. качественным и относительным прилагательными; Большой каменный дом. относительным прилагательным и одиночным причастием; Запущенный фруктовый сад. относительными прилагательными. Авторские черновые наброски. неоднородные определения

    Запомните: несогласованные определения обычно являются однородными, то есть разделяются запятыми. Однородными обычно являются сочетания согласованных и несогласованных определений. Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.

    При выяснении однородности - неоднородности определений возможна вариативность. “ Стоял жаркий солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - неоднородные обозначают разные признаки: жаркий - температура; солнечный - отсутствие облаков и освещенность

    “ Стоял жаркий, солнечный день” “ жаркий ” и “ солнечный” - однородные признаки разные, но они взаимосвязаны и взаимообусловлены: день жаркий потому, что солнечный, а если солнечный, то жаркий.

    1. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) белые голубые шары; 2) старый дубовый пол; 3) новая шелковая блузка; 4) большой чёрный камень.

    2. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) Мрачный угрюмый взгляд; 2) Глиняные деревянные игрушки; 3) Старый господский дом; 4) Красные синие флаги.

    3. Укажите пример с пунктуационной ошибкой: 1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. 2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой. 3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. 4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

    4. В каком предложении нужно поставить запятую? 1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

    5. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными? 1) старая; 2) разбитая; 3) фаянсовая; 4) белая.

    Проверь: 1. - 1) 2. - 3) 3. - 1) 4. - 4) 5. - 3)