Морфогенетические поля и "поля сознания". Морфогенетические поля и поля сознания Морфогенное поле

МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

1) области зародыша, в к-рых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем. Напр., М- п. (или просто поле) зачатка конечности - территория, в пределах к-рой данный зачаток развивается как в норме, так и после удаления значит, части его материала, при подсадке чуждого индуктора или др. недетерминированного чужеродного материала и др. эксперим. воздействиях. 2) Векторные (градиентные) поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития. 3) Векторные поля в фазовом пространстве, имеющие зоны структурной устойчивости (см. КРЕОД), разделённые неустойчивыми «прослойками». Все интерпретации М. п. основаны на данных о регуляционном, структурно-устойчивом характере развития организма и о зависимости судьбы его частей от положения в целом. М. п. следует рассматривать как теоретико-математич. конструкции (иногда как математич. модели), задача к-рых - дать возможно более общее и адекватное описание осн. закономерностей морфогенеза.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Смотреть что такое "МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ" в других словарях:

    - (англ. Rupert Sheldrake, родился 28 июня 1942) британский биохимик и психолог, выдвинувший теорию морфогенетического по … Википедия

    - [нэ], а; м. [от греч. on (ontos) сущее и genēs происхождение, возникновение] Биол. Совокупность преобразований, претерпеваемых животным или растительным организмом от момента его рождения до конца жизни. ◁ Онтогенетический, ая, ое. О ое… … Энциклопедический словарь

    Структурно устойчивый путь развития живых систем. Понятие К. введено К. Уоддингтоном (1940) для описания одного из осн. свойств развивающихся систем способности сохранять типичный ход (или результат) развития при наличии существенных естеств. или … Биологический энциклопедический словарь

    - (Thorn) Рене Фредерик (р. в 1923) французский математик и философ, создатель математической теории катастроф. Т. профессор Университета Страсбурга, член Парижской Академии наук с 1976. Основные направления научных интересов алгебраическая… … История Философии: Энциклопедия

Руперт Шелдрейк начал свои исследования с наблюдения за обучаемостью синичек. Было установлено, что если предыдущие поколения синичек овладели неким навыком, то у последующих поколений синичек на восстановление этого навыка уходило гораздо меньше времени.

Позднее эксперименты были поставлены на людях, на крысах и на других животных. Во всех экспериментах было подтверждено, что если какая-то группа представителей вида выполняла определенную работу, то в последствии тот же навык осваивался значительно быстрее.

Руперт Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было просто набором слов, вернее, иероглифов, второе ‒ сочинением незначительного современного автора, а третье ‒ классическим образцом японской поэзии, известным в Стране восходящего солнца так же хорошо, как у нас "Я помню чудное мгновенье". Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений ‒ классика, какое ‒ новосочиненный опус, а какое и вовсе бессмыслица!

Вот после этого-то эксперимента, повторенного не однажды, Шелдрейк и предположил, что существует некое поле образов, общее для всех людей. В этом поле наряду со множеством прочих содержится и образ старинного японского четверостишия, оно известно многим, а потому его образ прочно "впечатан" в поле и более доступен, чем, к примеру, образ только что сочиненного стиха. Образами такого поля может стать что угодно: информация, чувство или модель поведения. Более того, подобные поля есть не только у людей, но и у животных, насекомых, растений и даже у кристаллов (вы не задумывались, почему тот или иной кристалл принимает строго определенную, а не произвольную форму?!). Шелдрейк назвал поля образов морфогенными, то есть такими, которые влияют на структуру или форму вещей.

Помимо эксперимента со студентами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о других любопытных опытах. Книга Шелдрейка имела огромный успех, и ряд исследователей провели исследования, которые подтвердили правоту.

Очень похожие эксперименты провел биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл, который пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Полученные в результате "долгоиграющего" эксперимента были ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К еще более сенсационным результатам привел повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы сразу же (!) находили выход из лабиринта!


Во время другого эксперимента наблюдения велись уже не за животными, а за людьми. Психолог из США Арден Мальберг предложил добровольцам выучить два одинаковых по сложности варианта азбуки Морзе. Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе, а другой ‒‒ подражанием ей. Все без исключения испытуемые быстрее и легче заучивали стандартную версию кода, хотя не ведали о подвохе и не знали, что лишь один вариант азбуки истинный.

Еще один пример. В начале 60-х годов Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они реальные исторических личностей. Способности, открывавшиеся у "уверовавших", были феноменальны! Так, одна девушка студентка художественного института, которую "убедили", что она Рафаэлем, превосходно рисовала. Владимир Райков исследовал влияние гипноза и на молодых студентов консерватории, задал испытуемому установку, что он великий русский композитор и исполнитель Глазунов; молодой человек исполнял музыку Глазунова не хуже автора. Более подробно с опытами Райкова можно посмотреть в фильме «Семь шагов за горизонт».

Согласно теории Руперта Шелдрейка ‒ мозг человека или животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний. Зато все это в избытке есть в морфогенных (формообразующих) полях. И мозг, в случае необходимости, настраивается на определенное морфогенное поле так же, как радиоприемник на радиоволну. «Поймать» в морфогенном «эфире» собственную память, разумеется, намного проще, чем память других людей. Но теоретически при умелой «настройке» становится доступной память любого человека или социума.

Похожая идея возникла и у Карла Прибрайма. Он изучал мозг с целью найти соответствующие участки, в которых происходит запоминание той или иной информации. В результате он сделал вывод о нелокальности работы мозга. Мало этого он пришел к выводу, что мозг работает по принципу голограммы, а если к этому добавить выводы Дэвида Бома о голографическом строение вселенной, то выводы Руперта Шелдрейка окажутся совершенно логичными и морфогенные поля можно будет представить, как частный случай теории Бома-Прибрайма и согласиться с тем, что у морфогенных полей существует совершенно реальная физическая основа.

Интересно, что работа Шелдрейка редко упоминается в научной литературе, но и не подвергается критике, как лженаука.

Коллеги ученые-консерваторы наверняка подвергли бы теорию Руперта Шелдрейка жесткой критике, если бы не авторитет ученого. Бывший научный сотрудник Королевского общества при Кембриджском университете, директор лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолог с мировым именем - такой человек не может пороть чушь! Хотя соблазн откреститься от теории Шелдрейка был велик, ведь он выдвигал очень смелые идеи. Именно по этому эту теорию стараются просто замалчивать.

С другой стороны можно предположить, что Р. Шелдрейку просто повезло. Достаточно обратиться к истории науки, и мы найдем множество примеров гонения на ученых, осмелившихся мыслить категориями новой парадигмы (см лекцию «Ошибки науки»). Механизмы неприятия новых идей прекрасно раскрыты в монографии Т. Куна (Т.Кун. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975, с.43).

Сам Р. Шелдрейк так объясняет нежелание официальной науки видеть очевидные факты. «С самого начала, с тех пор, как она была предложена Декартом, механистическая теория жизни была внутрен­не противоречивой. В 20-е гг. XX в. ей была противопос­тавлена другая школа биологии, известная как витализм. Витализм утверждает, что живые организмы являются живыми в полном и точном смысле слова, а в механисти­ческой теории нет места для такой категории. Сторонники витализма утверждали, что в основе жизни лежат принципы, которые не могут быть извест­ны химикам и физикам, изучающим неживую материю. Их оппоненты в свою очередь заявляли, что такие объек­ты, как «жизненная сила» или «живительная энергия», в природе не существуют, и даже если сейчас феномен жизни пока невозможно объяснить с точки зрения совре­менных физики и химии, в не столь отдаленном будущем это обязательно станет возможным.

Только с развитием теории информации природных систем мы стали понимать, что при возникновении иерархических структур у них появляются новые качества, которые невозможно ожидать при простом сложении нижестоящих компонентов новой структуры. Это относится и к информационной композиции и ее реализации в веществе. Поэтому неудивительно, что ни физики, ни химики, ни биологи на определенном этапе развития науки не могли объяснить появления новых качеств, превосходящих ожидания при развитии структуры».

Далее в своей монографии Р. Шелдрейк пишет: «Отстаивая свои позиции, сторонники механистиче­ской теории часто прибегают к аргументу, известному как «бритва Оккама». Этот принцип был впервые исполь­зован Уильямом Оккамом, средневековым философом оксфордской школы. Его суть в том, чтобы отбросить все теоретические построения, для которых не находится рационального объяснения. Так как «бытие не терпит излишнего усложнения», правильными следует признать наиболее простые объяснения. Но когда сторонники ме­ханистической теории используют «бритву Оккама», пытаясь оправдать имеющиеся на данный момент орто­доксальные научные воззрения, они пренебрегают фило­софским смыслом этого положения. Они исходят из того, что механистическое объяснение феномена жиз­ни - самое простое по определению. В действительнос­ти же любая попытка следовать этой логике - к приме­ру, предсказать поведение муравья, исходя из структу­ры его ДНК, - требует проведения невероятно сложных расчетов, в настоящее время просто неосуществимых. Любые поля, силы и принципы, признанные нематериаль­ными, отвергаются безо всяких объяснений, если их су­ществование еще не подтверждено физикой».

Однако следует уточнить понятие «материальный». Для этого необходимо вернуться к материалу первой лекции и посмотреть определение материи. Материя – триединая структура, включающая в себя вещество, энергию и информацию… Нельзя воспринимать материю только как вещество. Любое физическое поле, энергия и тем более информация – все это компоненты материи. Любая другая трактовка материи – неправильна.

В свое время В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм. М.: Издательство политической литературы, 1984» дискутировал по поводу материальности мысли с Марковым. Ленин никак не мог согласиться с материальностью мысли, однако сегодня мы точно знаем о существовании мыслеформ, их способности влиять на другую материю, поэтому хотим мы того, или нет, но нам стоит признать, что и мысль также материальна, как любое проявления в нашей Вселенной.

«Тем, кто не интересуется историей науки, - писал Р. Шелдрейк - эти дав­ние противоречия могут показаться несущественными и далекими от жизни. Но, к сожалению, они актуальны и по сей день. Биологи, агрономы врачи, все те, кто занимается изучением вещества в отрыве от других компонентов материи, как пра­вило, твердо уверены в том, что механистическая тео­рия жизни знаменует победу разума над суевериями, от которых истинная наука должна защищаться любой ценой. Но необъяснимые для них явления никуда не исчезли. Животные продолжают ве­сти себя непредсказуемым образом. Результаты работы врачей все чаще заставляют говорить о парадоксальности медицины, а иногда даже уже возникает мысль о кризисе современной медицины».

Более подробно о подобных тенденциях можно прочитать в монографии Луи Броуэра «Фармацевтическая и продовольственная мафия. Последствия ее деятельности: дискредитация аллопатической медицины и серьезные проблемы состояния здоровья населения Запада». (2004).

«Все больше и боль­ше внимания начинают привлекать к себе области ме­дицины, которые не укладываются в рамки ортодок­сальных схем. В обществе появляется все больше сомнений в эффективности традиционной академиче­ской науки применительно к животноводству, лесовод­ству, земледелию. Перспективы, которые сулит генная инженерия, скорее ужасают, чем вдохновляют. Не­смотря на неимоверные усилия сторонников неодарви­низма, механистическая теория эволюции, в основу которой положены слепая случайность и естествен­ный отбор, окончательно потеряла свою привлекатель­ность в умах и сердцах людей.

Все это заставляет биологов переходить к обороне и с большой неохотой все-таки признавать, что опреде­ление жизни может оказаться намного сложнее, чем оно представляется современной физике.

Пока академическая биология оставалась на позици­ях трехсотлетней давности, другие науки давно уже вышли за пределы механистической теории бытия. На­чиная с 60-х гг. XX в. космос рассматривается как не­прерывно развивающийся организм, который никак нельзя отождествлять с простым механизмом; по мере этого развития связи внутри него постоянно усложня­ются и принимают новые формы. Физика отошла от строгого детерминизма и признала элемент случайнос­ти неотъемлемой частью окружающего мира - за счет неопределенности на квантовом уровне и в термодина­мике неравновесных процессов, а также в свете теорий хаоса и сложных систем. В космологии получило при­знание своего рода «космическое бессознательное» - так называемое «темное вещество», природа которого совершенно неясна, но которое, по всей видимости, со­ставляет примерно 90-99% всей массы Вселенной. Одновременно квантовая теория выявила такие стран­ные и парадоксальные свойства природы, как феномен нелокальности, когда системы, входившие прежде в со­став более крупных систем, сохраняют между собой необъяснимую связь, даже будучи удалены друг от друга на многие километры.

Подавляющее большинство биологов пользуются давно устаревшими физическими теориями. Они спе­циалисты именно в биологии, и ориентироваться в кван­товой механике и других областях современной физики им трудно. В результате такие узкие специалисты пытаются объяснить жизнь посредством тех физических кон­цепций, от которых сами физики уже давно отказались.

Исходя из всего вышеизложенного, несложно по­нять, почему, в частности, необычные способности жи­вотных так мало интересуют профессиональных иссле­дователей и почему в целом глобальные вопросы оста­ются без ответа. Но в мою задачу не входит объяснение или оправдание тех или иных теорий. Современное научное мировоззрение слишком ограни­чено и узко, природа сама подскажет нам верный путь познания».

Намертво «впечатанные» в морфогенное поле и доступные буквально всем образы Шелдрейк называет «привычками».

Морфогенные поля есть не только у человечества в целом, но и у каждого человека. Эти поля образуют наши мысли, чувства, эмоции, поведение и, наконец, тело. При этом все, что когда-либо было в поле зрения морфогенного поля - не исчезает бесследно, а остается в нем навсегда.

В 50-е годы ХХ столетия французский физик Алан аспект проводил опыты с парными частицами, разделяя их тна специальных линзах. Затем каждая из частиц направлялась по своей части ускорителя. После торможения одной из частиц другая частица исчезала в тоже мгновение и эта реакция не зависила от расстояния между частицами. Полученные результаты смутили Аллана Аспекта, т.к. они противоречили теории Эйнштейна о предельной скорости света, а следовательно и любой другой частицы.

Лишь двумя десятилетиями позже Дэвиду Бому удалось объяснить этот феномен, но ему пришлось ввести понятие голографического строения Вселенной.

С развитием квантовой физики это явление стало более понятным: если две частицы отрываются от одного атома, то, каким бы большим ни было расстояние между ними, все, что воздействует на одну, также воздействует и на вторую.

Другое дело, что Руперт Шелдрейк впервые предложил считать единым целым не только тело человека или атом, но все, что можно объединить по какому-либо признаку. К примеру, домашние животные и их хозяева, согласно Шелдрейку, - целое, следовательно, нет ничего удивительного в том, что, когда это целое распадается, его части продолжают считывать информацию с морфогенных полей друг друга. Многие замечали, что собаки и кошки словно "чувствуют" своего хозяина. Они поджидают хозяина у двери, даже если тот возвращается домой в неурочный час, угадывают хозяйское намерение покормить их или вывести на прогулку, да и вообще улавливают малейшее изменение в настроении владельца. Подобное поведение не всегда можно объяснить острым слухом и обонянием (к примеру, в случае, когда питомцы «догадываются» о предстоящей разлуке с хозяевами, когда те еще только размышляют, не пойти ли им прогуляться, оставив пса или кошку дома). Единственное достойное толкование данного феномена, по мнению Шелдрейка ‒ морфогенные поля!

Таким образом, можно говорить о том, что биокоммуникация может основываться не только на текущем обмене информацией между живыми объектами, но и использовать «информационную память», которую назвали морфогенным (структурообразующим) полем.

Термин «морфогенетические поля» был введен австрийским ученым П. Вейсом. В биологическом энциклопедическом словаре приведено следующее определение морфогенетического поля:

1. Области зародыша, в которых происходит развитие зачатков тех или иных органов или их систем. Например морфогенетическое поле зачатка конечности - территория, в пределах которой данный зачаток развивается в норме.

2) Векторные (градиентные) поля в пространстве, порождаемые развивающимися зачатками и определяющие их морфогенетические движения в ближайший период развития.

3) Векторные поля в фазовом пространстве, имеющие зоны структурной устойчивости, разделённые неустойчивыми «прослойками». Все интерпретации морфогенетического поля основаны на данных о регуляционном, структурно-устойчивом характере развития организма и о зависимости судьбы его частей от положения в целом. Морфогенетические поля следует рассматривать как теоретико-математические конструкции (иногда как математические модели), задача которых - дать возможно более общее и адекватное описание основных закономерностей морфогенеза. Иными словами, существует некое поле, которое «управляет» развитием этого эмбриона..

Ввел это понятие в биологию австрийский ученый П. Вейс. Он предположил, что вокруг эмбриона, или зародыша, образуется некое поле, которое он назвал МОРФОГЕНЕТИЧЕСКИМ, которому подчиняются пассивные клетки. Оно как бы лепит из клеточного материала отдельные органы и целые организмы. Именно оно определяет последовательность образования отдельных клеток в пространстве и времени. В тридцатые годы ХХ века взгляды П. Вейса были развиты нашими соотечественниками А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Продолжаются исследования в этом направлении и в наше время, в частности они проводятся Ю.Г.Симаковым. В последней редакции концепция морфогенетического поля выглядит следующим образом. Каждая клетка организма обладает индивидуальным морфогенетическим полем , которое несет в себе всю информацию обо всем организме и программы его развития. Поля отдельных клеток объединяются в единое морфогенетическое поле, которое обволакивает и пронизывает весь организм, находится в постоянной связи с каждой клеткой и управляет всеми операциями по формированию и функционированию как каждой клетки, так и всего организма в целом. По этой концепции носителем наследственной информации является уже не ядро клетки, а ее морфогенетическое поле, а ДНК только отражает информацию, которую несет поле. Морфогенетическое поле постоянно меняется, отражая динамику развития организма. Таким образом концепция морфогенетических полей строится на тезисе внеклеточной информации, причем, предполагается "объемный" характер этого поля, поскольку оно должно охватывать все клетки организма.

Признание существования внеклеточной информации, как единого целого для всего организма, осуществляющей взаимосвязь со всеми его элементами и генетической памятью, является еще одним аспектом биокоммуникации.

Теория морфогенетического поля предполагает, что кроме химических факторов дифференциации клетки, существует и полевой фактор.

Нечто подобное есть и у П. Горяева в его теории волнового генома.

Всякое поле подразумевает использование информационных взаимодействий.

Все выше описанное так же относится к сфере биокоммуникации и является одним из механизмов реализации принципов биокоммуникации в природе.

Концепция морфогенетического поля в какой-то степени может объяснить и механизм хранения громадных объемов вновь приобретенной и воспроизведенной информации, которые сохраняются в течение жизни, а также такие, казалось бы совершенно невероятные явления, как сохранение памяти у человека, при почти полной утрате коры головного мозга (например, случай с Фенеасом Гейджем).

«Поля более фундаментальны, чем материя»,
они — «области влияния в пространстве и времени.
Их природа более напоминает модификации в пространстве,
чем что-либо, истекающее из материи или творимое ею»
(Sheldrake R. Habits of Nature // One Earth. 1988, № 3, с 30).

«В 1922 году Уилльям Огбёрн и Дороти Томас обнаружили 148 научных открытий, которые историки науки называют «многократными». Многократное открытие, как считается, происходит, когда историки науки обнаруживают, что определённое научное достижение происходило во множестве географических мест либо одновременно, либо в один и тот же период, но независимо друг от друга.

Следующие факты - это лишь немногие из примеров таких «многократных» открытий:
Джоуль, Колдинг, Томсон и Гельгольц одновременно сформулировали закон сохранения энергии независимо друг от друга в 1847 году.
По всей видимости, было по меньшей мере шесть различных человек, которые изобрели термометр.
Девять человек утверждали, что изобрели телескоп.
Многочисленные изобретатели из США и Великобритании создали печатную машинку, причем независимо друг от друга.
Фултон, Жуффруа, Рамси, Стивенс и Симингтон независимо друг от друга утверждали эксклюзивное право на то, чтобы быть изобретателем парохода.
Математический анализ был открыт не только Лейбницем, но и Ньютоном.
Концепция десятичных дробей была развита тремя разными математиками независимо друг от друга.
Карл Вильгельм Шееле открыл кислород в Швеции в 1773 году, а Джозеф Пристли независимо от него открыл кислород в Англии всего год спустя.
Шарль Кро и Луи Артюр Дюко дю Орон, учёные из Франции, изобрели цветную фотографию независимо друг от друга.
Галилей в Италии, Фабрициус в Голландии, Хэрриотт в Англии и Шайнер в Германии независимо друг от друга открыли солнечные пятна в 1611 году.
Эти наблюдения, а также множество других исследований, открытий и даже духовных текстов, не упомянутых в данной статье, рисуют образ совместно разделяемого информационного поля, с которым все мы можем тонко синхронизироваться. Этот утончённый, зачастую бессознательный или интуитивный взаимный резонанс (между полем и организмом), по всей видимости, помогает нам познавать мир, в котором мы живём».

Морфические поля очень важны для понимания информационных структур. Прочитайте эту статью и, может быть, что-то новое откроется Вам. То, что не очень было понятно, не до конца ясно.
Если возникнут вопросы, пишите.

Что такое морфическое поле?
«Слово «морфический» происходит от греческого «morph», что значит «формообразующая структура». Придание формы действительно при этом для всех живых организмов, независимо от того, идет ли речь о человеке, животном или растении. По мнению британского биолога Руперта Шелдрейка, морфическое поле является всеобъемлющим. Оно сохраняет всю информацию обо всех людях и связывает их друг с другом. В нем заключается созидающая сила, которая есть во всех нас.
Каждый человек окружен своим собственным полем, в котором хранится вся информация об этой личности .
Существует возможность с помощью расширенного мировосприятия проникнуть в морфическое поле другого человека. С согласия читаемого (исследуемого) можно получить всю информацию о нем с помощью определенных целенаправленных вопросов. Таким образом, читающий получает доступ к личной зоне хранилища, содержащего информацию. У читающего есть возможность задать вопрос, касающийся любого аспекта жизни читаемого, и получить ответ на него. С помощью этой техники можно считать не только информацию о настоящем и прошлом, но и заглянуть в будущее примерно на полгода.

Можно ли прочитать себя самостоятельно?
Вопросы к самому себе проходят в форме монолога, где задающий вопросы и получающий ответы - одно лицо. Особенно этот метод хорош для ответов на спонтанные вопросы».

«Морфическое поле (знающее поле, информационное поле)
Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake) - британский биолог, биохимик и психолог выдвинул теорию морфогенетического поля, организующего развитие любых структур в материальном мире.
Единожды возникнув, такая структура, по мнению Шелдрейка, может воспроизводиться в подобные формы в будущем, преодолевая при этом пространственное разграничение.

В книге «Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности», опубликованной в 1981 году, Шелдрейк изложил теорию, объясняющую, как обучаются живые существа и как они изменяют форму. Его гипотеза состоит в следующем:
если то или иное поведение повторяется достаточно часто, оно отпечатывается в неком «морфогенетическом поле» (морфическом поле).
«Феномен сотой обезьяны
Японские ученые в течение тридцати лет изучали колонии обезьян на ряде отделенных друг от друга островов. Чтобы легче было наблюдать за поведением животных, исследователи регулярно раскладывали для них на берегу моря сладкий картофель, он был их любимым лакомством. Обезьяны брали этот картофель и ели его, отряхнув от земли и песка. Однажды полуторагодовалая обезьянка по имени Имо попробовала перед едой помыть картофель в море. Имо поделилась своим открытием с другими. Со временем все больше и больше обезьянок мыли картофель перед едой. Вначале научились друг у друга малыши, малышам стали подражать их родители, а затем и взрослые стали учиться друг у друга. когда количество чистюль превысило сто, на соседних островах обезьяны начали мыть картофель, при этом острова не имели сообщения.
Здесь мы видим подтверждение теории Шелдрейка – данный феномен может объяснить существование морфогенетического поля».

Морфическое поле обладает кумулятивной памятью, и хранит информацию обо всем, что происходило с данным видом за все время его существования.
Представители каждого вида настроены на свое отдельное морфогенетическое поле, которое простирается во времени и пространстве, проявляясь посредством морфического резонанса.
Известно, что голубые синицы в 1920-1930-е годы научились открывать молочные бутылки. Они живут три года и мигрируют всего на три мили, однако семилетний перерыв производства (во время войны) бутылочного молока не помешал всей голландской популяции вновь овладеть этим умением всего за год.

Теория морфогенетических полей имеет много общего с теорией резонанса.
Теория Шелдрейка демонстрирует, каким образом могут произойти фундаментальные изменения человеческой психики .
На первых порах изменение в поведении или отношениях происходит с большим трудом, но по мере того, как новую модель поведения перенимает большее количество отдельных индивидуумов, новым представителям становится проще измениться, даже без прямого влияния извне.
Согласно теории Шелдрейка,
посредством морфического резонанса люди настраиваются на новую модель в морфическом поле, и начинают испытывать все более сильное влияние со стороны этой новой модели.
На ее основе легко объясняется живучесть и важность традиций и ритуалов. Она помогает объяснить такие явления как мода, массовый гипноз и телепатия.
Именно поэтому со временем перемены происходят легче.

Сам Шелдрейк пишет: «Предлагаемые мною идеи близки теории Юнга о коллективном бессознательном. Главное отличие состоит в том, что теорию Юнга применяют главным образом в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти. А я предполагаю, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике».
Существует предположение, что существует глобальное информационное поле (мировой банк данных), в котором хранится вся информация о прошлом, настоящем и будущем».

Некоторые признаки морфического поля:
(По материалам книги Ю.В. Чайковского)
Первый, химический : если вещество с данной формулой может давать несколько форм кристаллов, то при первых попытках его получения образуется смесь разных форм, но вскоре устанавливается единая форма — даже в лабораториях, осуществляющих кристаллизацию впервые.

Второй, морфологический : развитие зародыша объясняют через последовательную смену морфогенетических полей. Про эти поля можно рассказать в терминах физики (излучений, концентраций веществ). Шелдрейк объясняет морфогенез как реализацию памяти вида.

Третий, этологический (нрав, привычка, обычай) : если животные чему-то научились, то это научение быстро передается необученным — даже при полном отсутствии контактов.

Четвертый, социально-психологический : феномен «коллективного бессознательного» (так швейцарский психолог Карл Юнг называл господствующие в обществе неосознанные «архетипы», т.е. образцы мышления) является памятью общества не в переносном, а в прямом смысле. Ярким образцом социального архетипа служит для Шелдрейка «Дарвинизм». (Действительно, он распространился в европейском сознании почти мгновенно и стал восприниматься почти всеми на уровне бессознательного).

«Р. Шелдрейк считает что космос наполнен жизнью в том смысле, что живы и наделены сознанием планеты, планетные системы, галактики и галактические скопления. Наряду с остальными жива и наша планета Земля — Гея.

Пространство морфических полей первично по отношению к физическому, а потому их влияние осуществляется вне рамок нашего пространства-времени, причем, как бы без затрат энергии.

Р.Шелдрейк полагает, что человеческая память хранится не внутри мозга , как это принято считать. Ее организация не имеет ничего общего с памятью компьютера. Эта разница особенно заметна благодаря тому, что мозг чрезвычайно активен всегда, и днем, и ночью. Такое поведение совершенно не характерно для хранилища данных, которое должно пребывать в покое до момента его пополнения или появления запроса к нему.

Мозг есть устройство настройки на внешнюю морфическую память, а не ее хранилище.
Благодаря морфическому резонансу создаются одноименные и однотипные связи сквозь пространство и время.
Степень влияния зависит от степени схожести. Так как человек мало изменяется, скажем, за пять минут, то его саморезонанс стабилизирует морфическое поле и помогает организму сохранять форму несмотря на то, что в каждой клетке происходит масса химических процессов. Аналогично, благодаря саморезонансу поддерживаются привычные стереотипы поведения

Также показано, что мозг является только координирующим центром поведения.
Памятью о мире служит сам мир в его моменты прошлого (Глава 15).
Эта память реализуется в форме тонкоматериальных пространственных структур микрокосмоса, обычно пребывающих в покое. Их конфигурация сложилась в тот момент, когда через этот участок микрокосмоса проходила волна энергии, с которой наша психика связывает свое чувство “сейчас”. Эффект воспоминания возникает при возбуждении этих структур, чем моделируется присутствие сознания в том самом моменте прошлого, о котором нужно вспомнить.

Ведь согласно Шелдрейку, наш мозг является не только «приемником», но и «передатчиком» информации, которая остается в своеобразном общем поле даже после исчезновения физического источника».
«Десятилетиями раньше Шелдрейка психиатр и терапевт Карл Густав Юнг подготовил почву для исследований в этом направлении, подтвердив теоретически и терапевтически существование того, что некоторые философы и даже парапсихологи называли коллективным бессознательным, эфиром, или эгрегором».

«Молекулярная теория причин болезней представляется теперь в ином свете
Мы видим, что на атомном уровне никакие изолированные изменения невозможны. Вся информация, согласно теории Шелдрэйка, переносится морфическими полями. Причины болезней, которые нам ранее казались ясными и конкретными, теряют свою убедительность в бесконечной цепи перекрещивающихся событий. Как нет отдельно существующих тел, так и нет в них и четко различимых причин заболевания.
Так как современная концепция медицины не рассматривает тело как просто объект, то должно измениться и представление о пациенте. Он не может больше оставаться объектом, которому врач оказывает услугу. Врач и пациент образуют единство, и ориентированная на пациента терапия сходна бумерангу, который возвращается терапевту. Лечение пациента становится самолечением. Лечить другого человека — значит так же лечить себя».

Существует много видов энергий, свободных и структурированных, тесно связанных друг с другом. Информация – это тоже один из видов энергии. Изменение одной, ведет к изменению всех или собственной временной изоляции. Это потрясающая система саморегуляции позволяет существовать всем видам энергии и воплощаться в материальном Мире.
Память Цивилизаций, память Земли хранит в себе образы тех, кто был первыми с учетом всех изменений за все это время.
По мнению многих, человеческая сущность есть ни что иное, как энергетический комплекс с разумной частицей внутри – Душой, облаченный плотной биологической оболочкой – телом. Мы привыкли понимать окружающий нас Мир, как само собой разумеющееся, как естественную среду, где мы рождаемся и умираем. Мы проходим реинкарнацию — исправляем ошибки, сделанные в одной жизни, в другом воплощении и выполняем короткие программы, даваемые на одну жизнь, позволяющие уменьшать отклонение в сторону от основной цели развития. Но теперь этого недостаточно! Так как негативная информация стала стойкой и агрессивной, мы должны прикладывать больше усилий в работе с информацией.
Вы, наверно, уже заметили, что данная проблема за последние годы затронула весь Мир и все больше и больше телевизионных программ, книг, статей и научных материалов открыто это публикуют.
Работая в своей информационной зоне и со своей информацией, Вы помогаете не только себе, но и всему Миру. И чем чаще Вы работаете и самосовершенствуетесь, тем лучше становится Ваше состояние и Мир вокруг Вас.


УПРАЖНЕНИЕ

«Устранение системной Порчи»
Порча – это не только насильственное внедрение в энергоинформационное поле человека негативной программы, ориентированной на разрушение, с целью преднамеренного нанесения вреда, но и допущенное с согласия самого себя разрушающее поле (участие в чем-то негативном: разговоры, ритуалы, действия…). Простыми словами – это то, что Вас портит, ослабляет, убивает. Порчу насылают как осознанно (на здоровье, на бизнес, месть, зависть и т.д.), так и неосознанно (мысли, разговоры, прикосновения, еда, секс и т.п.). Основным деструктивным инструментом порчи является потеря человеком его энергетических сил, воли, угасание и смерть.
Самое простое и легкое представление порчи в информационной зоне выглядит как «восьмерка».
Инструкция по избавлению от порчи была представлена в упражнении «Как убрать единичную порчу» в Лекции №28. Там «восьмерка» кладется на бок (наклоняя ее на 45 град., постепенно доводим до 90 град.; при резком укладывании «восьмерки» набок происходит резкое падение информационного столба, поля разлетаются в стороны, и собрать их очень трудно) и сдавливается с концов до состояния, когда она начнет быстро испаряться.
Как правило, порча встречается не одна. Либо их несколько независимых, либо одна вытекает из другой или следует одна за другой, либо одна или несколько поддерживают и питают одну главную порчу. Но существует и системная Порча. Это связка нескольких зон, в каждой из которых может находиться множество «восьмерок», связанных невидимой сетью-паутиной.

Чтобы упростить задачу с идентификацией и устранением порчи, дальнейшее чтение информации и отработка будут вестись через специальный запрос (приведен ниже).
В информационной зоне «восьмерок» может быть очень много. Данное скопление «восьмерок» ограничивается определенной зоной (в информзоне). Как описывалось выше, порча может быть и не одна, также, как и зон воздействия. Множественное скопление активных зон с «восьмерками» образуют «смертельный БАРАН» — такое явление называют жертвоприношением. Между зонами есть пространство, как правило бледно-голубое с «управляющей восьмеркой» и очень маленькой «восьмеркой» за ней. Эта маленькая «восьмерка» – центральная. Если ее испарить, то все остальные «восьмерки» исчезнут, испарятся вместе с зонами их присутствия.

Запрос:
«Нужно сверить САТАК ХАМА с СТАIIISSS»

Появится пространство между зонами с центральной «управляющей восьмеркой». За ней стоит маленькая «восьмерка» голубого цвета. Она и есть основная. Положите ее на бок (наклоните ее на 45 град., постепенно доведите до 90 град.) и сдавите (сплющьте) с концов.
Все порчи испарятся вместе с многочисленными зонами их присутствия.

ЖИВАЯ МАТЕРИЯ НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / Эрнст Мекельбург /«Аналитическая газеты «Секретные исследования», №6, 2009 Перевод с немецкого Андрея Ладыженко