Биография. Изяслав Мстиславич, великий князь Киевский: годы жизни и правления Начало правления изяслава ярославича

Изяслав (в крещении Димитрий) родился в 1024г. Годы правления: 1054-1078 гг.

Его отец - великий князь Киевский Ярослав Мудрый , мать - шведская принцесса Ингегерда (в крещении Ирина). При жизни отца Изяслав получил Туровскую землю, а после смерти старшего брата Владимира в 1052 г. стал князем Новгородским.

В 1054 г. по завещанию отца Изяслав получил великое Киевское княжение, а его сын Мстислав – Новгород.

Правление Изяслава Ярославича происходило в союзе с братьями – Черниговским князем Святославом и переяславским князем Всеволодом . Они пересмотрели «Русскую правду» и приняли «Правду Ярославичей», учредили отдельные митрополии в княжествах. Историки назвали их систему триумвиратом Ярославичей. Также братья вместе в 1055 и 1060 гг. разгромили торков.

В 1064 г. князь Изяслав Ярославич отразил вторжение половцев. В 1067 г. киевский князь с братьями разорили г. Минск в отместку за ограбление Новгорода Всеславом Брячиславичем, Полоцким князем. И в том же году во время мирных переговоров Всеслав был схвачен и заточен в киевскую тюрьму.

В 1068 г. братья Ярославичи были побеждены половцами на р. Альте. Отказ Изяслава I Ярославича выдать оружие киевлянам для защиты от половцев вызвал народное восстание против него. Киевляне освободили Всеслава Брячиславича и провозгласили его своим князем, а Изяслав Ярославич был вынужден бежать в Польшу просить помощи у своего племянника, князя Болеслава II.

В 1069 г. Изяслав I Ярославич вернулся в Киев с польским войском и вернул себе престол, учинив расправу над виновниками своего изгнания.

В 1073 г. младшие братья, Святослав и Всеволод, вступили в заговор против киевского князя Изяслава, в результате чего в 1075 г. Изяслав снова бежал в Польшу, а Святослав Черниговский захватил киевский престол.

Но Изяслав I Ярославич был изгнан и из Польши, т.к. польский князь вступил в союз со Святославом и Всеволодом. Тогда Изяслав отправился в Германию за помощью к императору Генриху IV, но и там получил отказ.

Скитания Изяслава закончились в 1076 г., когда внезапно умер Святослав Ярославич, и он снова вернул себе власть. А Всеволод, помирившись с братом, удалился в Чернигов в 1077 г.

В 1078 г. против Изяслава и Всеволода Ярославичей восстали их племянники, тмутараканский князь Олег Святославич и князь-изгой Борис Вячеславич. В битве на Нежатеной Ниве за Черниговское княжество Олег бежал, Борис был убит. Ярославичи победили, но Изяслав от полученной раны умер. Гибель Изяслава и Бориса упоминается в «Слове о полку Игореве».

Похоронен Изяслав I Ярославич в соборе Святой Софии в Киеве.

Во время княжения Изяслава был построен Димитровский монастырь в Киеве, выделена земля для Киево-Печерского монастыря.

Князь Изяслав был женат на дочери польского короля Мешко II Ламберта, Гертруде (в крещении Елена).

Дети: Ярополк (князь Волынский и Туровский), Святополк II Изяславич (князь Полоцкий, Новгородский, Туровский, а затем и великий Киевский), Мстислав (князь Новгородский).

Князь Изяслав

Насколько человек побеждает страх, настолько он - человек.

Т. Карлейлъ

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Киевский, а также Новгородский престол достались его старшему сыну Изяславу. Остальные области были распределены между четырьмя братьями. Так, Святослав получил в свое управление земли Чернигова, Мурома и Тмутаракани. Всеволод правил в Переяславе, а также всеми поволжскими землями. Вячеславу достались смоленские земли, а Игорь правил Владимиром-Волынским. В Полоцке же правил Всеслав, сын Изяслава – старшего брата Ярослава Мудрого, который стал виновником новой междоусобной войны в Киевской Руси.

Новая междоусобная война

Причиной новой междоусобной войны стала запутанность системы наследования трона. Князь Изяслав наследовал трон согласно пришедшей в Русь Византийской системе, согласно которой наследовать престол мог только прямой родственник (сын после отца и т.д.), миную всех других. Князь Изяслав был старшим сыном Ярослава, и, согласно, пришедшей в Русь Византийской системы наследования был единственным наследником Киевского престола. Системой же наследования древней Руси было прямое наследование старшим в роде, когда наследство получал не сын, а старший брат. Именно этим и воспользовался Всеслав и объявил, что он имеет больше прав на Киевский престол, чем кто-либо другой.

Всеслав организовал поход с целью захвата власти. Цель его пала на Новгород. Объединенное войско Ярославичей, в которое входили князь Изяслав Ярославович, Святослав и Всеволод разбили войско Всеслава. После битвы Изяслав пригласил к себе в шатер Всеслава для ведения переговоров. По ходу переговоров Всеслава арестовали. Арестант был отправлен в Киев и посажен в темницу. Пробыл Всеслав там не долго. В 1067 году князь Изяслав в битве с половцами был разбит. Поражение было тяжелым. Киевский народ требовал от своего государя, чтобы тот раздал оружие людям и отправился с ними в новый поход на половцев. Правитель Киева отказался от этого. Горожане восприняли этого, как малодушие и трусость. В результате в Киеве вспыхнуло восстание, в результате которого жители города освободили Всеслава и объявили его своим князем.

Восстановление власти

Изяслав после этого был вынужден бежать из столицы. Бежал он в Польшу, где просил помощи у польского короля Болеслава 2-го. Польский монарх, который всегда выказывал желание влиять на Киевскую Русь, не только выделил войско Изяславу, но и лично возглавил его. Польская армия была очень мощная. Всеслав собрал русское войско и выдвинулся навстречу неприятелю, но увидав огромное количество польских воинов, бежал, оставив свою дружину. Так Болеслав второй и Изяслав подошли к Киеву. Горожане не спешили открывать ворота города и готовились к битве с врагом. Они, возможно, и были готовы признать тот факт, что князь Изяслав Ярославович законный правитель Киева, но вид польского войска не давал им этого сделать. В памяти многих были свежи те зверства, которые устроили в Киеве отец нынешнего короля Польши Болеслав первый, а также Святополк Окаянный. В надежде избежать кровопролития киевляне отправились к князьям Святославу и Всеволоду, которых звали в Киев для защиты города. Крепки был братские чувства. Князья, не желая ссорится со старшим братом, отправились на переговоры с ним. Изяслав после этих переговоров согласился въехать в Киев и стать его правителем.

Князь Изяслав Ярославович после восстановления своей власти, решил наказать захватчика Всеволода и отправился на него. Он захватил Полоцк и посадил в нем княжить своего сына. Несколько раз город Полоцк после этого переходил из рук Изяслава в руки Всеслава и наоборот, пока в 1077 году вблизи города Чернигова князь Изяслав Ярославович не был убит в одной из междоусобных войн , оставив после себя трех сыновей: Святополка, Мстислава и Ярополка.

- (1024 78) великий князь киевский (1054 68, 1069 73, 1077 78). Изгонялся из Киева (восстанием 1068 и братьями в 1073); возвращал власть с помощью иностранных войск. Участвовал в составлении Русской правды (Правды Ярославичей) … Большой Энциклопедический словарь

- (в крещении Димитрий) вел. кн. киевский, сын Ярослава Владимировича, род. в 1024 г., убит 3 октября 1079 г. По завету отца Изяслав, как старший, должен был быть для младших братьев вместо отца; он получил Киевский стол и Новгород, в котором… … Большая биографическая энциклопедия

- (1024 1078), великий князь киевский (1054 68, 1069 73, 1077 78). Сын Ярослава Мудрого. Изгонялся из Киева восставшими горожанами (1068) и братьями (1073); возвращал власть с помощью иноземных войск. Участвовал в составлении Русской правды… … Энциклопедический словарь

- (1024 3.10.1078) князь туровский, с 1054 великий князь киевский, старший сын Ярослава Мудрого. И. Я. один из трёх составителей «Правды Ярославичей». В результате народного восстания в Киеве был свергнут (1068) и бежал в Польшу. В 1069 с… … Большая советская энциклопедия

- (1024 1078) князь туровский, с 1054 вел. кн. киевский, старший сын Ярослава Мудрого. В результате нар. восстания был свергнут (1068); не раз обращался за помощью к герм. императору, польск. королю и к папе римскому, в 1077 снова захватил киевский … Советская историческая энциклопедия

Изяслав Ярославич - (1024 78) вел. князь Киевский, ст. сын Ярослава Мудрого. Один из трех составителей Правды Ярославичей. До 1054 княжил в Турове. По ряду отца получил Киев и старшинство над братьями (1054). В первые годы княжения И. союз с братьями сохранялся. Но … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Изяслав Ярославич - ИЗЯСЛÁВ ЯРОСЛÁВИЧ (1024–78), великий князь киевский в 1054–68, 1069–73, 1077–78. Сын Ярослава Мудрого. Изгонялся из Киева восставшими горожанами (1068) и бр. Святославом и Всеволодом (1073). Участвовал в составлении Русской… … Биографический словарь

Запрос «Изяслав Ярославич» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий, родился:1024, Новгород † 3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) великий князь киевский в 1054 1068, 1069 1073 и с 1077 … Википедия

Изяслав Ярославич (умер в феврале 1196) сын Ярослава Изяславича, правнук Мстислава Великого. Умер в феврале 1196 и погребён в киевской церкви святого Феодора. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря… … Википедия

Изяслав Ярославич сын Ярослава Владимировича, князя новгородского. Посланный отцом в 1197 г. княжить в Великие Луки, в следующем году скончался … Биографический словарь

Книги

  • История государства Российского в 12 томах (DVDmp3) , Карамзин Николай Михайлович. Издание содержит знаменитую "Историю государства Российского", написанную выдающимся русским поэтом, прозаиком и историком членом Российской академии (1818 г.), почетным членом Петербургской…

Изяслав I Ярославич фотография

Отец - Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович (Изяслав - его старший сын).

Мать - жена Ярослава, Шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина).

Изяслав I Ярославич родился в 1024 г. Получил Великое Киевское княжение по завещанию отца, сразу после его смерти в 1054 году. Тогда же в соответствии с волей отца поделил земли со своими братьями: Святославом II Ярославичем, князем Черниговским, получившим Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволодом I Ярославичем, князем Переяславским, получившим Ростов, Суздаль, Белоозеро и Поволжье, и Игорем Ярославичем, получившим Владимир.

Первые десять лет правления Изяслава можно назвать относительно спокойными, по крайней мере они не омрачались никакими внутренними раздорами.

Отношения с внешними соседями были несколько хуже. Изяслав ходил походом против латышей и голядов; оба похода были удачными.

В 1061 году половцы, степные кочевники, появившиеся на юго-восточных границах Руси и вытеснившие из этих мест печенегов еще в 1055 году, впервые напали на территории, принадлежавшие Киевской Руси, и разбили войско Всеволода I Ярославича, князя Переяславского, брата Изяслава. С этого времени набеги повторялись постоянно, принося опустошение на Русь.

Н. М. Карамзин писал, что до этого времени. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 42.)

Лучшие дня

Но эта идиллия продолжалась недолго и закончилась очередной междоусобицей. Зачинщиком смуты стал Всеслав, князь Полоцкий. Его дед Изяслав Владимирович был старшим сыном Владимира I Святославича. Таким образом Всеслав приходился правнуком Великому князю Киевскому Владимиру и считал, что имеет законное право претендовать на Киевское княжение. В 1067 году Всеслав захватил и разграбил Новгород, являвшийся законным владением Изяслава. Князь Изяслав призвал на помощь своих братьев, и все вместе они выступили войной против Всеслава. Битва произошла на берегу Немана; победа осталась за братьями, но сам князь Всеслав спасся. Изяслав вступил в переговоры с мятежным князем Всеславом: поклявшись, что не причинит ему никакого зла, пригласил к себе в шатер. И, как это уже случалось в русской истории, как только Всеслав вошел в шатер Изяслава, его и его двух сыновей тут же схватили и отправили в киевскую тюрьму.

В 1068 году, во время очередного набега половцев, войско Изяслава и его братьев было разбито на берегах реки Альты. Великий князь Изяслав с остатками войска возвратился в Киев. Его воины тяжело переживали свое поражение: они желали сражаться и требовали (надо сказать очень непочтительно), чтобы князь снабдил их оружием и конями. Изяслав был возмущен и оскорблен (не столько самим требованием, сколько нахальством и даже, по его мнению, наглостью, с которыми это было проделано). В результате он отказался выдать что-либо. Отказ вызвал мятеж. Первым делом мятежники освободили из тюрьмы Полоцкого князя Всеслава и провозгласилиго. Изяслав был вынужден бежать из Киева.

Князь Изяслав отправился в Польшу, где был прекрасно принят, поскольку в Польше в то время правил король Болеслав II Польский, сын княжны Марии, дочери Великого князя Владимира и, следственно, близкий родственник Изяслава.

В 1069 году Изяслав вместе с Болеславом II и польским войском вернулся на Русь. Они беспрепятственно дошли до Белгорода и только тогда Всеслав выступил с войсками из Киева им навстречу. Но сражаться он так и не пожелал, возможно испугавшись превосходящих сил противника или не надеясь на верность киевлян. Поэтому одной прекрасной ночью он снялся с места и ушел к себе в Полоцк, бросив свою армию на произвол судьбы. Киевлянам тоже не оставалось ничего делать, кроме как вернуться назад в Киев.

Естественно, что они (киевляне) опасались гнева законного князя, которого они самым непочтительным образом выгнали из города, а еще больше они опасались поляков, которые уже имели возможность похозяйничать в Киеве еще во времена Ярослава, отца Изяслава. Поэтому киевляне обратились с просьбой о заступничестве к братьям Изяслава Святославу и Всеволоду, сказав, что признают свою вину перед Великим князем, будут рады вновь видеть его в Киеве, но только если он придет с. Святослав и Всеволод выступили в роли посредников, и в итоге Изяслав снова воцарился в Киеве.

Первым делом Изяслав поспешил отомстить Всеславу и приступом взял Полоцк. Всеслав, в свою очередь, попытался захватить Новгород, но не сумел. Эта бессмысленная война продолжалась некоторое время с переменным успехом, активное участие приняли в ней и сыновья Изяслава. В итоге Всеслав сумел вернуть себе Полоцк.

В это самое время (1071 год), когда Великий князь Киевский был занят местью, половцы без всякого препятствия грабили деревни, расположенные по берегам Десны. Н. М. Карамзин писал, что. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 46.) Но эта дружба продолжалась недолго. Святослав, князь Черниговский, видимо, устал довольствоваться малым. Во всяком случае, он доказал Всеволоду, что их старший брат Изяслав за их спинами сговаривается против них с Всеславом Полоцким. Всеволоду этих объяснений показалось достаточно, и он объединился со Святославом против Изяслава.

В 1073 году испуганный этим Изяслав вновь бежал в Польшу.

На этот раз Болеслав II не спешил ему помогать.

Изяслав отправился дальше, к германскому императору Генриху IV в Майнц. Генрих, кажется, рад был помочь и даже послал в Киев посла с требованием возвратить престол законному князю и с угрозой в противном случае начать войну. Но, с одной стороны, Святослав, захвативший власть в Киеве, так задарил посла и самого императора, что оба были в полном восторге, а с другой стороны, реальной возможности у Генриха послать на Русь войско просто не было: слишком далеко, да и своих собственных проблем немецкому государю хватало. Изяслав, однако, на этом не остановился и просил заступничества у самого Папы Римского, а взамен был готов принять латинскую веру и даже светскую власть папы.

Папа Григорий VII, прославившийся своими властолюбивыми амбициями, был очень заинтересован и написал формальное письмо польскому королю Болеславу II с просьбой или, скорее, приказом поддержать Изяслава.

Но покровительство Папы Римского Изяславу не понадобилось: в 1076 году умер его брат Святослав, собственно и выгнавший его из Киева. Изяслав с небольшим количеством поляков (по словам летописца, их было несколько тысяч) вернулся на Русь. Он встретился с оставшимся в живых братом Всеволодом в Волыни в 1077 году. Всеволод предложил заключить мир, что и было сделано.

Так Изяслав вернулся в Киев, а его брат Всеволод стал князем Черниговским. Но правление Изяслава и на этот раз было недолгим.

Междоусобная смута продолжалась: следующее поколение князей, племянники Изяслава, не хотели дожидаться, пока старшее поколение просто состарится и умрет, и тоже искали власти.

В 1078 году князь Олег Святославич, сын Святослава II Ярославича, вместе с Борисом Вячеславичем, нанял половцев, перешел границы Черниговского княжества и разбил войска Всеволода. Всеволод бежал в Киев к Изяславу. Изяслав поспешил прийти на помощь брату, снарядил войска и отправился в Чернигов. Сражение произошло под стенами Чернигова. В нем и погиб Великий князь Изяслав.

Изяслав сделал дополнение к, сборнику гражданских законов, введенных в употребление его отцом Ярославом. Это дополнение носит название. В соответствии с ним на Руси была упразднена смертная казнь.

Во время правления Изяслава был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь, действующий и поныне.

Летописец Нестор писал, что Изяслав был. (Цит. по: Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 52.)

На это Н. М. Карамзин заметил, что. (Карамзин Н. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 52.)

Жена: королевна Польская Мечислава, вторая сестра Польского короля Казимира.

Дети: Мстислав, Михаил, Ярополк и Юрий.

Изяслав Ярославич (в крещении Димитрий 1024-3 октября 1078, Нежатина Нива, близ Чернигова) - князь туровский (до 1054), новгородский князь (1052-1054), великий князь киевский (1054-1068, 1069-1073 и 1077-1078).
Родился в 1024 году. Его отцом был , а матерью жена Ярослава - Ирина (шведская принцесса Ингигерда), он был их вторым сыном после Владимира.
Получил от отца стол в Турове. После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына). 20 февраля 1054 года, после смерти отца, стал великим князем киевским.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.

9. Изяслав I Димитрий, сын Ярослава , родился в 1025-м, великий князь после отца; два раза изгнан, первый от киевлян в 1067-м, но вскоре снова сел; во второй изгнан братьями в 1072-м, сел после смерти Святослава в 1077-м; убит в битве с черниговскими в 1078-м года. Супруга кто была, неизвестно, только умер в 1107-м. Его дети: Святополк Михаил, великий князь; Ярополк владимирский, убит от раба в 1087-м; Мстислав полоцкий, умер в 1072-м; дочь Праскевия, или Пракседис, за маркграфом Удоном в 1072-м, потом за цесарем Гендриком IV в 1088-м, умерла в 1109-м.

Из “Повести Временных Лет”.

Начало княжения Изяслава в Киеве.
Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и заключил мир с ними Всеволод, и возвратились половцы назад, откуда пришли.
В год 6565 (1057) . Преставился Вячеслав, сын Ярослава, в Смоленске, и посадили Игоря в Смоленске, выведя его из Владимира.
В год 6566 (1058) . Победил Изяслав голядь.

голядь – балтийское племя, населяло бассейн р. Протвы между землями вятичей и кривичей; ассимилировано восточными славянами.

   В год 6567 (1059) . Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба, где сидел он 24 года, взяв с него крестное целование; и стал он чернецом.
В год 6568 (1060) . Преставился Игорь, сын Ярослава. В том же году Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав собрали воинов бесчисленных и пошли походом на торков, на конях и в ладьях, без числа много. Прослышав об этом, торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, – так и перемерли в бегах. Божиим гневом гонимые, кто от стужи, кто от голода, иные от мора и судом Божиим. Так избавил Бог христиан от поганых.
В год 6569 (1061) . Впервые пришли половцы войною на Русскую землю; Всеволод же вышел против них месяца февраля во 2-й день. И в битве победили Всеволода и, повоевав землю, ушли. То было первое зло от поганых и безбожных врагов. Был же князь их Искал.
В год 6571 (1063) . Судислав преставился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия. В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город.
В год 6572 (1064) . Бежал Ростислав, сын Владимиров, внук Ярославов, в Тмутаракань, и с ним бежали Порей и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского. И, придя, выгнал Глеба из Тмутаракани, а сам сел на его место.
В год 6573 (1065) . Пошел Святослав на Ростислава к Тмутаракани. Ростислав же отступил из города – не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять. Святослав же, придя в Тмутаракань, вновь посадил сына своего Глеба и вернулся назад. Ростислав же, придя, снова выгнал Глеба, и пришел Глеб к отцу своему. Ростислав же сел в Тмутаракани. В том же году Всеслав начал войну.
В год 6574 (1066) . Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, – он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей». Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы.
В год 6575 (1067) . Поднял рать в Полоцке Всеслав, сын Брячислава, и занял Новгород. Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Минску, и минчане затворились в городе. Братья же эти взяли Минск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3-й день; и был снег велик, и пошли друг на друга. И была сеча жестокая, и многие пали в ней, и одолели Изяслав, Святослав, Всеволод, Всеслав же бежал. Затем месяца июля в 10-й день Изяслав, Святослав и Всеволод, поцеловав крест честной Всеславу, сказали ему: «Приди к нам, не сотворим тебе зла». Он же, надеясь на их крестоцелование, переехал к ним в ладье через Днепр. Когда же Изяслав первым вошел в шатер, схватили тут Всеслава, на Рши у Смоленска , преступив крестоцелование. Изяслав же, приведя Всеслава в Киев, посадил его в темницу с двумя сыновьями.
В год 6576 (1068) . Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог поганых за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы…
Но возвратимся к своему повествованию. Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав – в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. Изяслав в это время на сенях совет держал с дружиной своей, и заспорили с князем те, кто стоял внизу. Когда же князь смотрел из оконца, а дружина стояла возле него, сказал Тукы, брат Чудина, Изяславу: «Видишь, князь, люди расшумелись; пошли, пусть постерегут Всеслава». И пока он это говорил, другая половина людей пришла от темницы, отворив ее. И сказала дружина князю: «Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом». И не послушал того князь. Люди же закричали и пошли к темнице Всеслава. Изяслав же, видя это, побежал со Всеволодом со двора, люди же освободили Всеслава из поруба – в 15-й день сентября – и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжий разграбили – бесчисленное множество золота и серебра, в монетах и слитках. Изяслав же бежал в Польшу.
Впоследствии, когда половцы воевали по земле Русской, а Святослав был в Чернигове, и когда половцы стали воевать около Чернигова, Святослав, собрав небольшую дружину, вышел против них к Сновску . И увидели половцы идущий полк, и приготовились встретить его. И Святослав, увидев, что их множество, сказал дружине своей: «Сразимся, некуда нам уже деться». И стегнули коней, и одолел Святослав с тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч; и так их побили, а другие утонули в Снови, а князя их взяли в 1-й день ноября. И возвратился с победою в город свой Святослав.

В год 6585 (1077) . Пошел Изяслав с поляками, Всеволод вышел против него. Сел Борис в Чернигове месяца мая в 4-й день, и было княжения его восемь дней, и бежал в Тмутаракань к Роману. Всеволод же пошел против брата Изяслава на Волынь; и сотворили мир, и, придя, Изяслав сел в Киеве, месяца июля в 15-й день, Олег же, сын Святослава, был у Всеволода в Чернигове.

В год 6586 (1078) . Бежал Олег, сын Святослава, в Тмутаракань от Всеволода, месяца апреля в 10-й день. В этом же году убит был Глеб, сын Святослава, в Заволочье. Был же Глеб милостив к убогим и любил странников, радел о церквах, горячо веровал, был кроток и лицом красив. Тело его было положено в Чернигове за Спасом, месяца июля в 23-й день. Когда сидел вместо него в Новгороде Святополк, сын Изяслава, Ярополк сидел в Вышгороде, а Владимир сидел в Смоленске, – привели Олег и Борис поганых на Русскую землю и пошли на Всеволода с половцами. Всеволод же вышел против них на Сожицу, и победили половцы русь, и многие убиты были тут: убит был Иван Жирославич и Тукы, Чудинов брат, и Порей, и иные многие, месяца августа в 25-й день. Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские.

Всеволод же пришел к брату своему Изяславу в Киев; поздоровались и сели. Всеволод же поведал о всем происшедшем. И сказал ему Изяслав: «Брат, не тужи. Видишь ли, сколько всего со мной приключилось: не выгнали ли меня сначала и не разграбили ли мое имущество? А затем, в чем провинился я во второй раз? Не был ли я изгнан вами, братьями моими? Не скитался ли я по чужим землям, лишенный имения, не сделав никакого зла? И ныне, брат, не будем тужить. Если будет нам удел в Русской земле, то обоим; если будем лишены его, то оба. Я сложу голову свою за тебя». И, так сказав, утешил Всеволода, и повелел собирать воинов от мала до велика. И отправились в поход Изяслав с Ярополком, сыном своим, и Всеволод с Владимиром, сыном своим. И подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе, Олега же и Бориса там не было. И так как черниговцы не отворили ворот, то приступили к городу. Владимир же приступил к восточным воротам от Стрижени, и захватил ворота, и взял внешний город, и пожег его, люди же вбежали во внутренний город. Изяслав же и Всеволод услышали, что Олег с Борисом идут против них, и, опередив их, пошли от города против Олега. И сказал Олег Борису: «Не пойдем против них, не можем мы противостоять четырем князьям, но пошлем с смирением к дядьям своим». И сказал ему Борис: «Смотри, я готов и стану против всех». Похвалился он сильно, не ведая, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, чтобы не хвалился сильный силою своею. И пошли навстречу, и когда были они у села на Нежатиной ниве, соступились обе стороны и была сеча жестокая. Первым убили Бориса, сына Вячеслава, похвалившегося сильно. Когда же Изяслав стоял среди пеших воинов, неожиданно кто-то подъехал и ударил его копьем сзади в плечо. Так убит был Изяслав, сын Ярослава. Сеча продолжалась, и побежал Олег с небольшой дружиной, и едва спасся, убежав в Тмутаракань. Убит был князь Изяслав месяца октября в 3-й день. И взяли тело его, привезли его в ладье и поставили против Городца, и вышел навстречу ему весь город Киев, и, возложив тело на сани, повезли его; и с песнопениями понесли его попы и черноризцы в город. И нельзя было слышать пения из-за плача великого и вопля, ибо плакал о нем весь город Киев, Ярополк же шел за ним, плача с дружиною своею: «Отче, отче мой! Сколько пожил ты без печали на свете этом, много напастей приняв от людей и от братьи своей. И вот погиб не от брата, но за брата своего положил главу свою». И, принеся, положили тело его в церкви святой Богородицы, вложив его в гроб мраморный.

Был же Изяслав муж красив видом и телом велик, незлобив нравом, ложь ненавидел, любя правду. Ибо не было в нем хитрости, но был прост умом, не воздавал злом за зло. Сколько ведь зла сотворили ему киевляне: самого выгнали, а дом его разграбили, – и не воздал им злом за зло. Если же кто скажет вам: «Воинов порубил», то не он это сделал, а сын его. Наконец, братья прогнали его и ходил он по чужой земле, скитаясь. И когда вновь сидел на столе своем, а Всеволод побежденный пришел к нему, не сказал ему: «Сколько от вас натерпелся?», не воздал злом на зло, но утешил, сказав: «Так как ты, брат мой, показал мне любовь свою, возвел меня на стол мой и нарек меня старейшим себя, то не припомню тебе прежнего зла: ты мне брат, а я тебе, и положу голову свою за тебя», – как и было. Не сказал ведь ему: «Сколько зла сотворили мне, и вот теперь с тобою случилось то же», не сказал: «Это не мое дело», но взял на себя горе брата, показав любовь великую, следуя словам апостола: «Утешайте печальных». Поистине, если и сотворил он на свете этом какое прегрешение, простится ему, потому что положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду. О таких-то Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13). Соломон же говорил: «Братья в бедах помогают друг другу» (Притч. 18:19). Ибо любовь превыше всего. Также и Иоанн говорит: «Бог есть любовь; пребывающий в любви – в Боге пребывает, а Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16). Так совершается любовь, чтобы имели мы что в день судный, чтобы и мы на свете этом были такие же, как он. Боязни нет в любви, настоящая любовь отвергает ее, так как боязнь есть мученье. «Боящийся не совершенен в любви. Если кто говорит: «Люблю Бога, а брата своего ненавижу», это – ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от Него, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:18-21). В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных; взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князь сей пролил кровь свою за брата своего, исполняя заповедь Господню.