Иностранные свидетельства о русском войске XVI века.
Нет под солнцем людей столь привычных к суровой жизни, как русские; никакой холод их не смущает, хотя им приходится проводить в поле по два месяца в такое время, когда стоят морозы и снега выпадает более чем на ярд. Простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного, чтобы защитить свою голову. Если пойдет снег, то воин отгребает его, разводит огонь и ложится около него. Так поступает большинство воинов великого князя за исключением дворян, имеющих особые собственные запасы. Однако такая жизнь в поле не столь удивительна, как их выносливость, ибо каждый должен добыть и нести провизию для себя и для своего коня на месяц или на два, что достойно удивления. Сам он живет овсяной мукой, смешанной с холодной водой, и пьет воду. Его конь ест зеленые ветки и т.п., стоит в открытом холодном поле без крова и все-таки работает и служит ему хорошо. Я спрашиваю вас, много ли нашлось бы среди наших хвастливых воинов таких, которые могли бы пробыть с ними в поле хотя бы месяц? Я не знаю страны поблизости от нас, которая могла бы похвалиться такими людьми и животными.
Самым могущественным христианским государям было бы не под силу бороться с русским государем, принимая во внимание степень его власти, выносливости его народа скромный образ жизни, как людей, так и коней и малые расходы, которые причиняют ему войны, ибо он не платит жалованья никому, кроме иностранцев. Последние имеют ежегодное жалованье, но небольшое. Подданные великого князя служат каждый на свой собственный счет; только своим стрельцам он дает некоторое жалованье на порох и снаряды. Кроме них никто во всей стране не получает ни одного пенни жалованья. Однако если человек имеет большие заслуги, то великий князь дает ему поместье или участок земли, за что получивший обязан быть готовым к походу с таким количеством людей, какое назначает князь; он же должен соображать в своем уме, что может дать этот участок, и соответственно этому он обязан поставлять что положено, когда во владениях великого князя ведутся войны. В этой стране нет ни одного земельного собственника, который не был бы обязан, если великий князь потребует, поставить солдата и работника со всем необходимым.
Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о пинадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, написанная Ричардом Ченслером. XVI век.
Каждые два или три года государь производит набор по областям и переписывает детей боярских с целью узнать их число и сколько у каждого лошадей и слуг. Затем он определяет каждому жалованье. Те же, кто может по своему имущественному достатку, служат без жалованья. Отдых дается им редко, ибо государь ведет войны то с ливонцами, то со шведами, то с татарами, или даже если он не ведет никакой войны, то все же ежегодно по обычаю ставит караулы в ме-стностях около-Танаиса и Оки числом в двадцать тысяч для обуздания набегов и грабежей со стороны перекопских татар.
Обыкновенное их оружие - лук, стрелы, топор и кистень. Саблю употребляют те, кто познатнее и побогаче. Хотя они дежат в руках узду, лук, саблю, стрелы и плеть одновременно, однако ловко и без всякого затруднения умеют пользоваться ими. Некоторые из более знатных носят панцырь, латы и наручи, весьма у немногих есть шлем.
Разбивая стан, они выбирают место попросторнее, где более знатные устанавливают палатки, прочие же втыкают в землю прутья в виде дуги и покрывают плащами, чтобы прятать туда седла, луки и остальное в этом роде и чтобы самим защититься от дождя.
В Москве есть крепость, выстроенная из кирпича, которую с одной стороны омывает река Москва, а с другой Неглинная. Она вытекает из каких-то болот и перед городом, около высшей части крепости, до такой степени запружена, что разливается в виде пруда, вытекая отсюда, она наполняет рвы крепости, на которых находятся мельницы, и наконец, под самой крепостью соединяется с рекой Москвой.
Крепость же настолько велика, что кроме весьма обширных и великолепно выстроенных из камня хором государевых, в ней находятся хоромы митрополита, а также братьев государевых, вельмож и других весьма почитаемых лиц. К тому же в крепости много церквей, так что своей обширностью она почти как бы напоминает вид города.
Укрепления и башни этой крепости, вместе с дворцом государя, выстроены из кирпича на итальянский лад итальянскими мастерами, которых государь за большие деньги вызвал из Италии.
Народ в Москве, как говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих и в особенности вереломен при исполнении обязательств; они и сами отлично знают про это обстоятельство, поэтому всякий раз, как вступают в сношение с иноземцами, притворяются, будто они не московиты, а пришельцы, желая этим внушить к себе большее доверие.
С. Герберштейн Записки о московских делах. XVI век.
Каждый татарин, отделяющийся от своей орды, имеет при себе мешок из козлиной кожи, наполненный пшеничною мукою, замешанною на меду, наподобие теста, и деревянную чашку. Сверх того они стреляют на пути дичь, которой в в степях водится множество и которую татары мастера убивать из своих луков. Тесто, выше мною описанное, размешивают они с небольшим количеством воды и таким образом приготовляют себе похлебку, которою и питаются в пути. Кроме вышепомянутых яств татары питаются еще в степях кореньями, травами и всем, что только можно употреблять в пищу. Самое необходимое вещество для них есть соль, ибо от недостатка оной зарождаются между ими болезни, от которых они они нередко и умирают.
Татары имеют в обозе своем бесчисленное множество повозок о двух колесах, которые по строению своему гораздо выше наших; их обивают собачьими шкурами, войлоками и сукном, смотря про состоянию хозяев. На некоторых из таковых повозок нагружены татарские домы, которые строятся следующим образом. Взяв деревянный круг, в полтора шага диаметром, ставят над ним несколько полукругов, связывая их между собою в самой средине, потом на эти палатки набрасывают собачьи шкуры, которые прикрывают войлоком или сукном, также смотря по состоянию каждого. Избрав для себя место жительства, они снимают эти домы с повозок, ставят на землю и поселяются в них.
Воины татарские так неустрашимы и храбры, что многие из них заслужили в отличие имя Талу-бо-гатырей, что в переводе значит: иступленные храбрецы. Во время сражения многие из них, не ставя ни во что жизнь и презирая явными опасностями, бросаются вперед, подвергаются без нужды неприятельским ударам и примером своим внушают мужество самым даже робким своим товарищам.
Переправа через Танаис, продолжавшаяся двое суток, совершена была в большом порядке и столь же спокойно, как бы на сухом пути. Несколько человек посланы были вперед по распоряжению начальников, для приготовления деревянных плотов из леса, растущего в большом количестве по берегам Та-наиса. Сверх сего заготовлено было также множество фашинника из хвороста и тросника. Фашинник этот подвязали под плоты и повозки, к которым припрягли нужное число лошадей; потом пустили этих лошадей вплавь по реке, под управлением нескольких человек (вовсе нагих), и таким образом перевезли повозки и плоты с одного берега на другой...
За Коломною в расстоянии трех дней пути течет значительная река Москва, на которой стоит город того же имени. Замок расположен на холме и со всех сторон окружен рощами. Изобилие в хлебе и в мясе здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру.
Путешествие в Тану Иосафата Барбаро, венецианского дворянина. XVI век.
Москвитяне вообще - роста среднего и телосложения здорового и весьма крепкого, имеют голубые глаза, длинную бороду, короткие ноги и огромное туловище. Они ездят верхом с поджатыми ногами и стреляют весьма искуссно, так что будучи даже обращены в бегство, метко стреляют через себя назад стрелы.
Московский царь может выставить в поле до 150000 всадников, которые разделяются на полки, каждый полк имеет свое знамя и своего воеводу. Пехота в обширных татарских пустынях почти бесполезна, как по неудобности длинной, простирающейся до самых пят одежды воинов, так и потому, что татары более выигрывают внезапным нападением и быстротою своих коней, нежели фронтовою битвою или схваткой.
Лошади московские ниже среднего роста, но крепки и весьма быстры. Всадники вооружены саблями, пиками, железными булавами, стрелами, а некоторые и мечами. Оборонительное же оружие состоит из щитов, частию больших, как у азиатских турок, час-тию же малых, угловатых, с выпуклой поверхностью, как у греков. Кроме того, они защищаются панцырями и покрывают голову пирамидальными шлемами. Василий III учредил отряд конных стрельцов и устроил также у себя конную артиллерию - в Московской крепости видно много медных пушек, вылитых искусством итальянских мастеров и поставленных на колеса. Караульную же стражу несет верное городское население. При этом всякий квартал города загражден воротами и рогатками, и ночью не позволяется без дела бродить по городу; во всяком случае необходимо иметь при себе светильник. При наступлении войны войско набирается из ветеранов и рекрут, для чего в каждом городе воевода обязан вести счет молодым людям и способных к оружию вносить в список.
Паоло Джовио Новокомский. Книга о московит-
ском посольстве. XVI век.
Москва вся деревянная, а не каменная, имеет много улиц, притом где кончается улица, не сразу начинается другая, а в промежутке бывает поле. Дома также разделены заборами, так что непосредственно не примыкают друг к другу.
Замок, находящийся на равнине в середине города, хороший, каменный, такой же величины, как Буда в Венгрии, имеет всего семнадцать больших башен, покрытых черепицей, но стена там всего одна. В этом замке шестнадцать церквей. Из них три каменных, остальные из дерева. Княжеский дворец в этом замке каменный, выстроен по итальянскому образцу, новый, но тесный и небольшой. Три здания советов знати тоже из камня, другие же дома построены из бревен.
Московиты высокого роста и сильного сложения. Пьют они воду, а также мед и квас, то есть напитки, приготовленные на закваске. Они часто употребляют горячительные пряности или перегоняют их в алкоголь, например мед и другое. Так, из овса они делают жгучую жидкость и пьют, чтобы спастись от озноба и холода, иначе от холода они замерзли бы.
Монета у них серебрянная, чистого серебра, называется "деньги", бывает продолговатая, четырехугольная, а не круглая, не полированная и дурно выровненная.
Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях.
Собственно так называемая Московия, снабжающая великого князя, по требованию его, нужным количеством воинов, и где, сверх того, добровольно вписываются в воинскую службу многие благородные всадники, именуемые боярами и всегда готовые на брань по первому призыву государя своего, имеет до 600 немецких миль в длину и разделена на множество обширных княжеств я областей.
Москва, столица княжества и всего государства, замечательная по своей обширности, но строения в ней все деревянные, кроме одной крепости, которая находится посередине в виде отдельного довольно большого городка и окружена твердыми стенами и башнями.
В Московском княжестве считается до 30000 бояр или дворян, вписанных всадниками в воинскую службу и всегда готовых к бою по воле великого князя. Сверх того государь может всякий раз, когда только пожелает, собрать 60 и 70 тысяч пехоты из молодых людей, мужественных и уже совсем вооруженных.
Московия, несмотря на обширность свою, весьма хорошо населена и так тщательно защищена на границах, что не только никто из служителей или рабов, но даже поселяне и вольные люди не могут покинуть пределы государства или войти в оные без особенной великокняжеской грамоты. Сему весьма способствуют обширные леса и болота, которые, заграждая повсюду сообщения, вынуждают каждого держаться больших дорог, весьма бдительно охраняемых княжескою стражей.
Великий князь ведет беспрерывные войны с соседями своими, как для внушения им должного страха, так и равно и для распространения своих владений.
Впрочем, он никогда не употребляет воинов чужеземных, а набирает рать свою из собственных подданных, которыми повелевает с неограниченной властью, имея полное право располагать жизнью и имуществом их. Никто из москвитян не смеет в чем-либо противоречить воле государя, и сей последний властен даже переводить их с места на место и назначать им жительство по своему усмотрению.
Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением; прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки; противоестественные пороки совершенно неизвестны; а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно.
Алберт Кампанезе. Письма к папе Клименту VII о делах Московии. XVI век.
Здешний царь очень могуществен, ибо он сделал много завоеваний как у лифляндцев, полков, литвы и шведов, так и у татар и у язычников, называемых самоедами, и тем очень расширил свои владения.
Свой народ он держит в большом подчинении;
все дела, как бы незначительны они не были, восходят к нему.
Войны влекут за собой мало расходов для царя, но вся тяжесть ложится на бедное население.
Русские употребляют седла, сделанные из дерева и сухожилий; деревянный остов седла украшается узорчатым рисунком, а сидение покрывается сукном, иногда парчой, а чаще всего стеганным сафьяном. Они употребляют маленькие барабаны, прикрепленные у луки седла; от их звука лошади бегут скорее.
Русский человек одевается следующим образом:
его верхняя одежда состоит из парчи, шелка или сукна; она очень длинная, до земли, и застегивается большими серебрянными пуговицами или же шелковыми шнурками, застегнутыми булавками; рукава очень длинные; ее носят собранной кверху. Под верхней одеждой - другое длинное одеяние, застегивающееся на шелковые пуговицы с высоким стоячим цветным воротником; это одеяние шьется узким. Далее идет тонкая рубашка, вышитая красным шелком или золотом, с воротником, вышитым жемчугом. Под рубашкой полотняные штаны, а на ногах пара носков без пяток и сапоги из красной или черной кожи. На голове он носит белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней, а под ним шапку из черной лисицы, сильно расширяющуюся кверху.
Когда русский едет верхом в поход или в какое-нибудь путешествие, он надевает саблю турецкого образца и такой же лук со стрелами. В городе он не носит оружия, а только две или три пары ножей, с рукоятками из зубов рыбы, называемой моржом.
Антоний Дженкинсон. Путешествие из Лондона в Москву. XVI век.
Великий князь Московский может долго содержать большое число войска, ибо воинам своим он не дает жалованья, а жалует их в награду за службу землями. Набранные воины, являясь поодиночке к Великому князю, дают ему по одной монете, называемой деньгой, которую, возвратясь с войны, берут у него обратно; деньги же убитых государь оставляет у себя, и таким образом узнает, сколь велико число таковых.
Удивительна, беспримерна покорность русских дворян, вельмож и чиновников государю своему! Нужно ли им находиться при дворе, или на войне, или отправляться с посольством - они исполняют все это, служа на своем иждивении. Когда великий государь повелевает какому нибудь боярину или другому почетному лицу идти на войну, то отправляет ему указ. Когда нарочный, посланный с оным от государя, явится к тому, к кому он отправлен, то сей последний, обедает ли он, ужинает ли, спит ли - тотчас, получивши указ, встает из-за стола, или с постели, и в глазах посланного вооружившись садится на лошадь, объявляя, что он исполнит приказание государя своего. Таким образом всякий, кто может, находится в военной службе на своем содержании.
Великий князь повелевает в каждой области переписать детей бедных дворян, дабы узнать число как их самих, так и их рабов и лошадей, и назначив небольшое жалованье, приказывает им отправляться на войну.
Дворяне, на своем содержании находящиеся в военной службе, редко имеют покой, ибо государь часто ведет войну то с литовцами, лифляндцами и шведами, то с перекопскими татарами, турками и другими соседними народами. Сверх того в крепостях, смежных с крь:; "скими, перекопскими и нагайскими татарами, находятся каждогодне до 20000 человек и более. Наконец, все как получающие жалованье, так и служащие без оного, из одной царской милости, идут на войну на своем иждивении. Оно нетаково у москвитян, как у нас, ибо каждый дворянин имеет б служителей и 6 лошадей, из коих одна назначена для возки жизненных припасов: мешков с крупой, горохом, свининой, мешочков с солью, у более достаточных смешанною с перцем, сковород, медных горшков и чашек, привязанных к седлу. Когда нужно, они разводят огонь, наливают большой горшок водою, кладут в него ложку крупы и посоливши варят. Кто хочет получше поесть, тот кладет в горшок небольшой кусок свинины и сей пищею довольствуется иногда господин с шестью слугами, если же он очень беден, то рабы его постятся иногда дни по два и по три. Сверх того русские всегда имеют у себя муку, мелко смолотую из овса, которую положивши в чашку несколько ложек и разведши небольшим количеством воды - едят как кашу. Когда же есть чеснок или лук, то легко обходятся без гороху. Вожди войска и прочие начальники живут гораздо пышнее, и приглашают к столу своему бедных дворян.
Москвитяне, лет за сорок пред сим, ни пушек ни пехоты не употребляли; ныне же действуют пушками весьма часто и искусно, научившись тому от итальянских, немецких и литовских выходцев, и весьма хорошо умеют осаждать крепости. Сражающиеся с москвитянами должны весьма умеючи действовать оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками и всем телом. Они столь сильны, что без всякого оружия, надеясь на одну силу свою, часто отваживаются сражаться с свирепыми и неутомимыми медведями, и схвативши их за уши, дотоле утомляют их, доколе сии последние не упадут на землю.
Вот главные оружия, употребляемые московитами на войне: колчан со стрелами, лук, топор, копье, долгие ножи, употребляемые вместо кинжалов, рукавицы. Многие, особенно пешие имеют долгие копья, а конные короткие, не похожие на венгерские и польские. Надевают длинные панцыри, иногда двойные, запястья, нагрудники и шлемы. Лошади у них малые, без подков, узды самые нарядные, седла такого рода, что сидящие на них без всякого препятствия могут повертываться во все стороны и действовать луком, на лошадях сидят согнувши ноги, от чего не могут выдержать ни одного копейного удара. Весьма немногие употребляют шпоры. Платье у них вообще длинное, простирающиеся до пят, сшитое из бумажной или льняной ткани. Для лагерей выбирают места самые обширные, укрепленные по крайней мере природою;
ограждают оные не телегами, но деревьями. Лучшие из воинов ставят палатки свои в середине стана, наподобие стены, прочие же делают из молодый деревьев шалаши, или нагнувши вершины дерев, наподобие лука, покрывают оные одеждами; лошадей гоняют на пастбище, и для того-то стан распологается очень раздельно. Во время сражения имеют большое количество трубачей, кои впрочем трубят очень несогласно, от чего происходит чудный и необыкновенный звук.
Замки и все крепости защищают мужественно и весьма упорно.
Все - и вельможи и чиновники, и светские и духовные, сердечно уверены и торжественно признают, что воля государева есть воля Божия, и чтобы государь не делал, все делает по воле Божией. Посему и царь, когда просят его о чем-нибудь, дает ответ обыкновенно такой: если будет угодно Богу, или если велит Бог, то я сделаю это. Посему, если спросишь у кого-либо о чем- нибудь неизвестном или сомнительном, то он обыкновенно отвечает: знает про то Бог и Великий государь, или, так угодно Богу и Великому государю. На пирах, стоя один перед другим, прежде всего пьют за здоровье великого князя, называя бего по имени, вычисляя названия всех земель его, и желая ему всякого блага и счастья. Того же желают ему прел обедом и посое обеда.
А. Гваньини. Замечания о военных походах русских. XVI век.
Москвитяне среднего роста, плечистый весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища; они очень долго могут ездить верхом.
Царский двор всегда полон разного рода князьями, послами разных государей и солдатами; они являются сюда во всякое время, чтобы почтить двор и находиться в свите царя.
Молодежь упражняется в разнообразных играх, весьма близких, однако, к военному искусству; они состязаются, например, в бегании взапуски, кулачном бою, верховой езде, стрельбе.
Их лошади ниже среднего роста, сильны и быстроходны. На них обыкновенно сражаются копьем, железными палицами, луками и стрелами. Войска были раньше немногочисленны, воины носили оружие за спиной, а тело хорошо покрывали круглым или четырехугольным щитом, подобно туркам, а значит, и грекам, Их манера сражаться состояла в том, что они, подобно скифам, спасаясь, ранили неприятеля; они считали постыдным побеждать врага обманом, скрытой хитростью и из засады; сражались же храбно и как на поединке. Они выказывали известного рода великодушие и презирали ту храбрость, которая вытекала из каких-либо преимуществ, не признавая победу полной и настоящей, раз она одержана обманом и хитростью. Такой способ победы они называли боязнью, трусостью и предательством, тогда как умение и искусство начальника они видели в захвате прежде всего мест для стоянки войск, которые должны были не выходить из повиновения и не покидать поле сражения без приказания начальника, никогда не сражаться на неудобном месте, совершенно не двигаться, когда их вызывают на бой, и совсем не прятаться в засаду. Все такие приемы они осуждали и победу, одержанную посредством хитрости и уловок, не считали настоящей.
Войско свое царь Иван Васильевич устроил по примеру французов и из Татарии выписал превосходных скакунов, которые по величине и дикости не уступают лошадям других стран. Государь, поощряя обыкновенно истинную доблесть, не забывает и в военное время щедро и достойно награждать заслуженных солдат, но не обнаруживших на войне этих качеств он клеймит вечным позором.
Юношей, способных сражаться, у них много, так что московитяне превосходят всех других численностью людей и лошадей; и я в непродолжительное время своего пребывания здесь видел два конных войска, каждое по 100 тысяч человек, что, хотя и может показаться невероятным, однако это чистая правда.
Царь обладает теперь многочисленной артиллерией на итальянский образец. Она в достаточном количестве снабжена бомбардирами, превосходно устроена, обучена и постоянно упражняется, получая известные награды и отличия. Она снабжена всевозможными боевыми снарядами, какие имеются в настоящее время и у других государей.
Марко Фоскарино. Рассуждение о Московии. XVI век.
Жители в общем очень сильны; привычны к всяким невзгодам и нужде, а также к войне и ее трудам, так как постоянно приучаются к этому государем.
В мирное время царь держит конницу в Астрахани, Казани и Вятке для защиты границ от татар, нога-ев и других соседей его государства с этой стороны, а равным образом в Калуге, для предотвращения набегов прекопитов - крымских татар. Конницы этой бывает то больше, то меньше, в зависимости от необходимости, но в общем число ее не превышает 15 или самое большее 20 тысяч.
Во время войны царь выставляет в поле много людей: при взятии Казани и Астрахани было, кроме конницы, какую он держал против прекопитов и в других местах, более 100 тысяч конных, он мог бы выставить и 200 тысяч конных, и немалое число пеших сверх вышесказанного.
Во время правления отца нынешнего герцога (Василия III) впервые появился у московитов отряд конных аркебузьеров и некоторое количество пехотинцев, и то неопытных и плохо вооруженных. Теперь конные и пехотинцы в довольно хорошем порядке.
Каждые два или три года герцог (Иван Грозный - авт.) делает в своих областях перепись всем наиболее годным к военному делу людям; среди них отмечаются сыновья знатных людей с числом находящихся при них слуг и лошадей. Он образовал большой отряд в 15 тысяч пехотинцев, которыми пользуется так же, как турецкий султан янычарами, давая им плату, как обычно.
И конница и пехота целиком состоят из его подданных, но также пользуется он и иностранными солдатами, а больше всего пехотинцами-немцами. Он разрешил им полстроить для жительства довольно большой деревянный город, недалеко от Москвы, который дает ему более восьми тысяч аркебузьеров.
Конница из более знатных и богатых одевается в панцирь из тонких и хорошо закаленных металлических пластинок и островерхий шлем, равным образом сделанный из пластинок; причем все это производится в Персии. Эти конники в большинстве действуют копьем, прочие же все вместо лат носят толстые стеганые кафтаны, очень плотно набитые хлопком, они хорошо противостоят ударам, особенно стрелами. Среди них есть большой отряд аркебузьеров, а все другие действуют луком. Общим для всех оружием является меч и кинжал, а немногие выделяются железными палицами.
Лошади у них малорослы, но весьма приспособлены к воинскому труду и всяким невзгодам, а сверх всего и к холоду.
Пехота носит такие же кафтаны, и немногие имеют шлемы. Прежде они все обыкновенно были вооружены луками, но теперь по большей части владеют аркебузом. Они не носят ни копий, ни другого оружия, кроме меча и кинжала.
Нынешний герцог превосходит всех своих предшественников как численностью войска, так и тем, что в мирное время тщательно обучает его, а чтобы делать это лучше, он дал у себя приют многим иностранным солдатам и предоставил им жилища в своем государстве. Теперь во многих местах, а главным образом в Москве при помощи их и других московиты по праздникам обучаются стрельбе из аркебузов по германским правилам и, став уже весьма опытны, изо дня в день совершенствуются во множестве.
Он также пригласил из Германии и Италии инженеров и литейщиков, пушкарей, при помощи которых укрепил по-итальянски Казань, Астрахань и другие места, а также отлил большое количество пушек.
В Москве есть длинный ряд мастерских, где делают аркебузы в большом количестве.
В 1552 году Иван IV лично с громадным войском напал на Казанское царство и, разбив прекопитов, пришедших на помощь казанским татарам, силою оружия покорил его целиком, а всед за этой победой отнял у татар и Астраханское царство.
Немного спустя, послав войска против прекопитов и нанеся им ряд поражений между Доном и Днепром, принудил их отступить на их полуостров, где они при помощи турок и рва, отделяющего их от материка, нашли защиту от московитов, не дав им войти в Крым. Тут эти последние, появившись внезапно на множестве вооруженных судах и лодках из устьев Дона и Днепра, захватили в Черном море и Азовском три больших турецких грузовых корабля и много малых судов, а после этого безуспешно пытались взять город Азов, но были отозваны царем.
Франческо Тьеполо. Рассуждения о делах Мос-ковии. XVI век.
Они постоянно ходили войной - особенно против извечного врага русской земли, царя крымского. Для того ежегодно из их среды избирались пять особых военначальников.
Пятый полк в середине был главным над че-тыьмя остальными и этот большой полк представлял собою особу великого князя. Когда на них нападал враг, то каждый из этих пяти полков оставался при своем начальнике. Выступая против врага, один полк становился впереди, другой - по правую; третий - по левую руку; четвертый полк был последним, или самым задним. Какой бы из этих полков ни натыкался на врага, он становился передовым - по приказу воеводы, посылавшего туда голову. А все остальные, посылая начальнику передового полка, буду нужно, помощь людьми, сохраняли свои места, чтобы враг не смог сломить боевого порядка с флангов или с тыла или чтобы воевода большого полка не потерпел обиды.
Генрих Штаден О Москве Ивана Грозного.
После того, как инженеры царя предварительно осмотрели место, подлежащее укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений. Затем после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со знаками, позволяющими разобрать и распределить их в постройке, спускают бревна вниз по реке, а когда они дойдут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, передавая из рук в руки. Разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, и в то же время являются и их гарнизоны.
Донесение Фульвио Руджери папе Римскому.
Меня уверяли немцы, москвитяне и поляки, оставшиеся на службе при великом князе, что он может в течение сорока дней собрать 300 тысяч отличных стрелков, что хотя это кажется невероятным, однако же они клялись мне в этом.
Рассказывали мне также, что на четырех местах своего государства он имеет до двух тысяч пушек и множество других орудий, из коих некоторые изумительно длинны и столь широки и высоки, что самого высокого роста человек, входя в дуло с надлежащим зарядом, не достает головой до верху.
Донесение посла при московском дворе Иоганна Пернштейна императору Моксимилиану II. XVI век.
Крепости московского князя и способ их защиты во время осады.
Крепости и укрепления, существующие в настоящее время у московитов, довольно значительно отличаются от тех, что были в прежние времена. Укреплены они не одним и тем же способом. Некоторые сложены из камня и кирпича: к ним относятся две крепоста в Москве. Другие же состоят из земляного вала и плетней, спрессованных до твердого состояния. И в самой Москве есть сооружения из земляных стен, возведенных после татарского пожара.
Остальные крепости, сложенные из бревен, скрепленных четырехугольником с землей или песком внутри, выдерживают натиск и удары, но не выносят огня. Поэтому их иногда обмазывают глиной. Но вообще у них нет вынесенных вперед укреплений.
Антонио Поссевино. Московия. XVI век.
Военные в России называются детьми боярскими, или сыновьями дворян, потому, что все они принадлежат к этому сословию, будучи обязаны к военной службе по самому своему званию. В самом деле, каждый воин в России есть дворянин, и нет иных дворян, кроме военных, на коих такая обязанность переходит по наследству от предков, так что сын дворянина, рожденный воином, всегда остается дворянином и вместе с тем воином и не занимается ничем другим, кроме военной службы.
Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12000 человек, называемых стрельцами.
Вооружение ратников весьма легкое. У простого всадника нет ничего, кроме колчана со стрелами под правой рукой и лука с мечем на левом боку. Их сабли, луки и стрелы похожи на турецкие. Убегая или отступая, стреляют они также, как татары, и вперед и назад.
Стрельцы, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча на боку.
Каждый обязан иметь с собою провиант на четыре месяца и в случае недостатка может приказать, чтобы добавочные припасы были ему привезены в лагерь от того, кто обрабатывает его землю или из другого места. В поход они обыкновенно берут сушеный хлеб, называемый сухарями, и несколько муки, которую мешают с водою и таким образом делают небольшой комок теста, что называют толокном и едят сырое вместо хлеба.
Д. Флетчер О государстве Русском. XVI век.
Перекопские татары, очень хорошо зная, что Московия некогда платила их предкам дань, многими вторжениями причиняют неприятность великому князю. В 1571 году от Рождества Христова они ворвались в его владения, в самый день Вознесения Христова на небо, сожгли город Москву с великим множеством людей и овладели большой добычей. Так как Московский князь, для которого это нечаянное нападение случилось сверх всякого ожидания, не мог защитить города, не окруженного ни стеной, ни рвом, то, оставив все, он бежал в замок, находившийся у Белого озера. В 1575 году Татарин, отправив посольство, требовал снова этой старинной дани, а в случае неполучения ее страшно грозил ему. Московский же князь, притворяясь очень бедным, одевшись в самые плохие одежды и посадивши по обычаю около себя сына, принял посла и отказал снова в дани и отлично осмеял. Кроме того, он приказал объявить их повелителю, что он нисколько не смущается его угрозами, потому что он, как скоро позволит время года, придет к нему сам и отомстит военным походом за нанесенные до сих пор ему обиды.
Иоанн хотя ведет постоянно войны, однако не делает больших издержек, потому что все так называемые дворяне принуждены находиться в военной службе на свой счет, но коль скоро они истощатся, их отпускают домой, чтобы они снова занимались хозяйством, на их же место назначают других новых.
Тем, которые вели себя мужественно на войне, великий князь оказывает свою милость, которая у них называется особенным именем "жалованье", либо назначает известную часть полей, либо же увеличивает годовое содержание. Татары, помощью которых он очень часто пользуется в войнах по причине очень необычайного мнения, которое он получил о них, живут, довольствуясь небольшой частью полей и добычей, которая для них не ограничена. Однако очень многим, особенно начальникам, кроме того положено и содержание. Немецких воинов он предпочитает всем остальным, и по тому, если выходит на войну, особенно много заботится об их наборе и не щадит никаких издержек.
Вместо герба московские князья в продолжение долгого времени употребляли образ святого Георгия воина, поражающего копьем дракона. А Иоанн Васильевич, приобретши два царства. Казанское и Астраханское, по собственной воле выбрал себе двуглавого орла с распущенными крыльями, около которого написано его имя с главными областями, а у орла на груди помещен образ Георгия.
Следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых иностранным государям. Этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образрм, словно ежедневные молитвы:
"Божиею милостию, Государь, Царь и Великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский, Великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, Новгорода Нижнего, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кандийский и всей земли Сибирской и Северной, испоконь наследственный Государь Ливонии и других многих стран".
К этому титулу он часто прибавляет название Монарх, что на русском языке очень удачно переводится словом самодержец, который один держит правление. Символом Великого князя Ивана Васильевича было: "Я никому не подвластен, разве Христу, Сыну Божию".
Воля Великого князя для всех закон: если он зовет в военный поход, то ему повинуются без всякой отговорки.
Никто не въезжает в Московию, чтобы об этом тотчас не было донесено Великому князю: если кто-нибудь прибудет без дозволения, тот подвергает себя величайшим опасностям и некоторым образом задерживается как пленник до тех пор, пока не узнают точнее, какое он имеет намерение.
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила принца из Бухова. XVI век.
О начале и происхождении Российского Дворянства.
Любовь и верность к престолу царей - была и есть отличительною чертою дворянства - сего знаменитого сословия Государства Российского. Оно издревле было опорою Трона, защитником Отечества, защитником Веры. К нему всегда обращались российские самодержцы и своими благоволениями, щедротами, милостями - и за блистательные заслуги, в отличие перед другими сословиями, даровали ему величайшие выгоды, права и преимущества.
Предки наши, с самого начала их бытия политического, имели различные чиносостояния. Народ Русский уже в глубокой древности разделялся на бояр и людей. Бояре, известные тогда под названием мужей, отличались от прочих сословий знатностью породы и богатством, люпинами же и людьми именовались вообще все граждане свободные.
Почти все молодые граждане, получа от родителей свободу, стремились за честию на поле брани, входили в службу к князьям и боярам; составляли их ратоборные дружины; получали от них одежду и пищу, или участок земли, под именем поместья, с коего доход служил вместо жалованья. В мирное время сии дружины умножали великолепие князей и бояр, а во время войны охраняли их, сражались пред их глазами, разделяя с ними опасности и славу. Из добычи военной получал князь или боярин для себя половину; а прочее разделялось дружиною его по равным частям. Преданность и покорность к своему начальнику была неограниченной. Князь или боярин составлял первый, единственный предмет, для которого служившие ему посвящали свою храбрость, верность, усердие и жизнь. Сии-то люди, составлявшие дружины княжеские, названы в последствие времени - дворянами, от слова двор: ибо они находились при их дворе, а из дружин боярских произошли дети боярские, которые наконец смешались с дворянами в одно сословие. Название же дворянин находим мы уже в законах великого князя Владимира Мономаха, изданных в 1114 году. Оно всех чинов древнее, кроме достоинства боярского.
Дворяне, в древние времена России составляли шестую ступень русских чиновников: они следовали после бояр, окольничих, думных дворян, стольников и сстряпчих, которы е в достоинство сие производимы были из московских дворян и жильцов. В средние времена России дворянином назывался уже тот, кто в сей чин пожалован по указу государеву лично - и сие достоинство даваемо было только на особу; в род же и к детям не переходило. Следовательно, в тогдашнее время дворянство составляло чин, а не звание.
Старинные дворяне разделялись на московских и городовых. За доблести же в военных походах городовые дворяне производились в московские. Преимущество сие было столь велико, что иногда московских же дворян за некоторые преступления исключали из Московского списка и записывали в городовые; что называлось записать по городу. Московские дворяне употребляемы были в разные вольные должности: из них избирались комнатные дворяне, которых отличительное право состояло в том, что они были допускаемы во внутренние покои государевы. Некоторые из дворян московских в малых городах бывали воеводами; в нужное время отправлялись к иностранным дворам в звании посланников; иные определяемы были головами, в десятники детей боярских, и ими предводительствовали, иногда составляя особенные полки дворянские. Московские дворяне получали поместные оклады от 25 до 1500 четвертей земли, денежные - от 15 до 210 рублей. Сие различие происходило от заслуг, за которые награждались они прибавкою земли и денежных окладов.
Городовые дворяне исправляли должности по званию своему только в бытности государя в каком-либо городе. Они разделялись на выборных, дворовых и городовых. Главное различие имели в списках, где означались они по старшинству один после другого. Все городовые дворяне в мирное время состояли в ведомстве начальника того города и уезда, в котором они имели поместья. Сии начальники могли употребить их во всякую службу по своему благоусмотрению. Приезжавшие в Россию послы от самого въезда своего в пределы Российского государства, получали приставов из городовых дворян, которые от одного города до другого провожали их; в военное же время они, как рядовые, служили в полках.
Царь Иоанн Васильевич Грозный разделил дворян сверстных и младших. Из дворян и детей боярских, стряпческих и стольнических некоторые жили в Москве и были всегда готовы к войне; почему и назывались жильцами или нарочитыми детьми боярскими. Хотя они и почитались за охранное московское войско, однако многие из них употребляемы были для разных поручений, а равно и в дальние походы. Обыкновенная их должность была развозить царские грамоты или указы. Жильцы получали также в поместья земли от 350 до 1000 четвертей; а денежный оклад был от 10 до 80 рублей.
Все жильцы состояли в ведомстве Разряда, в коем хранились список им и окладная роспись. Из жильцов также некоторые производились в воеводы малых городов, в головы, в знаменщики. Император Петр I в 1701 году повелел более жильцов не набирать, а из оставшихся комплектовал гвардейские полки - Преображенский и Семеновский.
Детьми боярскими назывались те, которые происходили от бояр; дети боярские разделились на пол-клвых, станичных, вожей, ездоков и прочих. Каждый из детей боярских получал, смотря по способностям, определенный оклад земли, с которого они должны были содержать себя и людей, вооруженных ими для службы военной. Дети боярские, поселя на пожалованных им землях крестьян, сделались помещиками.
В древние времена России чиновников под именем дворян было чрезвычайно много. Иные из них хотя никаких должностей не отправляли, но всегда имели свободный вход во двору и при царских торжествах обязаны были, для большего великолепия, являться во дворец в наилучшей одежде или в светском платье.
Царь Иоанн Васильевич Грозный, соединя под единодержавие удельные княжества, включил в число их и удельных князей, а потомки их остались в числе простого дворянства. Некоторые из князей, прищед в бедность, записались в дети боярские, оставя титул княжеский. Но когда царство Казанское и Астраханское подпали под Российскую державу, тогда татарское дворянство или мурзы, опасаясь, чтобы их не сравняли с простолюдинами, просили царя Ивана о дозволении именоваться князьями. Многие получали сие название для отличия от простых дворян.
Сверх сего должно заметить, что все те россияне, которые отправляли какую-либо службу государственную, могли получить поместья и оными владеть, а через сие входили в сословие помещиков или дворян.
Отечественные записки. N 69. СПБ, 1826.
А.Р. Андреев Неизвестное Бородино. Молодинская битва 1572 года. Сражение русского войска под началом князей Воротынского и Хворостинина с войском крымского хана Девлет Гирея под Серпуховом. Документальная хроника XVI века. Москва., Издательство Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997.
Финансирование издания: Сергей Шумов Оформление: Сергей Воробьев, Владимир Ярилов
Издание осуществлено в честь 425-летия победы русских войск в Молодинской битве
Электронная версия книги воспроизводится с сайта http://iwolga.narod.ru/
Оформление, гипертекстовая разметка и иллюстрации исполнены в соответствии со стандартами ХРОНОСа.
Здесь читайте:
Молодинская битва 1572 г. (справочная статья).
Девлет-Гирей (? -1575) - один из самых известных Крымских ханов
Ливонская война 1558 - 1583 гг.
Крымское ханство . (справочная статья).
Судбищенское сражение (Нашествие Девлет-Гирея, 1555).
Бог наш Троица, прежде всех времен бывший и ныне сущий, Отец и Сын и Святой дух, не имеющий ни начала, ни конца, которым мы живем и движемся, именем которого цари прославляются и властители пишут правду... Мы же хвалим бога за безмерную его милость, ниспосланную нам, чтобы не допустил он доныне, чтобы десница наша обагрялась кровью единоплеменников, ибо мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитались и возмужали, и божиим повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прародителей своих и родителей, а чужого не возжелали. Этого истинно православного христианского самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного христианства и нашего самодержавия боярину, и советнику, и воеводе, ныне же – отступнику от честного и животворящего креста господня и губителю христиан, и примкнувшему к врагам христианства... князю Андрею Михайловичу Курбскому, изменнически пожелавшему стать Ярославским князем , – да будет ведомо...
Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от бога: тот, кто противится власти, противится божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти – противится богу; а кто противится богу – тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн. Задумайся же над сказанным, ведь мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится богу! Тот же апостол Павел говорит (и этим словам ты не внял): «Рабы! Слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». «На это уж воля господня, если придется пострадать, творя добро. Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?»...
Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова ? Он ведь сохранил свое благочестие, перед царем и перед всем народом стоя, у порога смерти, не отрекся от крестного целования тебе, прославляя тебя всячески и вызываясь за тебя умереть. Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: ты из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих предков, – ибо по божьему изволению бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завещали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда...
Писание твое принято и прочитано внимательно... совершенно ослеп ты в своей злобе, не способен видеть истину: как мнишь себя достойным стоять у престола всевышнего, и всегда служить с ангелами, и своими руками заклать жертвенного агнца для спасения мира, когда все это вы же попрали со своими злобесными советниками, нам же своим злолукавным коварством многие страдания принесли? Вы ведь еще со времени моей юности, подобно бесам, благочестие нарушали и державу, данную мне от бога и от моих прародителей, под свою власть захватили. Разве это и есть «совесть прокаженная» – держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать? Это ли «против разума» – не хотеть быть под властью своих рабов? И это ли «православие пресветлое» – быть под властью и в повиновении у рабов?
Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть всем известного попа и под ваше злодейское управление. А это по твоему рассуждению «нечестие», когда мы сами обладаем властью, данной нам от бога, и не хотим быть под властью у попа и вашего злодейства. Это ли мыслится «сопротивно», что вашему злобесному умыслу тогда – божьей милостью, и заступничеством пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и родительским благословением – не дал погубить себя? Сколько зла я тогда от вас претерпел!...
Вспомни опять о том, кто сотворил подобно тебе, – если любишь Ветхий Завет, – с ним и сравним тебя: помогла ли военная храбрость Авениру, когда он бесчестно поступил со своим господином, соблазнил Риццу, наложницу Саула, и, уличенный в этом сыном Саула Иевосфееи, разгневался, изменил Саулу и так погиб. Ты подобен ему своим злобесным нравом, от гордости возжелав незаслуженных почестей и богатства. Как Авенир посягнул на наложницу своего господина, так и ты посягаешь на богом данные нам города и села, подобно тому бесчестию, беснуясь, поступаешь... Видишь, что бранная храбрость не помогает тому, кто не чтит своего господина... Так было раньше, так бывает и теперь...
Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели же ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать споры своих подданных?...
Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время пасхи! А ведь они причислены к святым. А как же Давид, возлюбленный богом, как повелел тот Давид, чтобы всякий убивал евусеев – и хромых, и слепых, ненавидящих душу Давидову, когда его не приняли в Иерусалиме? Или и тех причтешь к мученикам, хотя они не захотели принять данного богом царя? Как же ты объяснишь, что такой благочестивый царь обрушил силу свою и гнев на немощных рабов? Но разве нынешние изменники не совершили такого же злодейства? Они еще хуже. Те только попытались помешать царю вступить в город, но не сумели этого сделать; эти же, нарушив клятву на кресте, отвергли уже принятого ими, данного им богом и родившегося на царстве царя и сколько могли сделать зла – сделали: словом и делом и тайным умыслом. Почему же эти менее достойны злейших казней, чем те? Немало и иных найдешь царей, которые спасли свои царства от всяческой смуты и отразили злодеяния и умыслы злобесных людей. Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще сыпал сорных трав, и сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь, и ходите, в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой- предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей.
Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось – того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову!...
В этом-то причина и суть всего вашего злобесного замысла, ибо вы с попом решили, что я должен быть государем только на словах, а вы бы с попом – на деле. Потому все так и случилось, что вы до сих пор не перестаете строить злодейские козни... Не видишь разве, что власть священника и управителя с царской властью несовместима? Это из ветхозаветной истории; то же бывало и в Римском царстве, и во времена новой благодати, в Греческом царстве случилось так, как хотели бы вы по вашему злобесному умыслу...
Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии и многовластии, ибо там цари были послушны епархам и вельможам, и как погибли эти страны! Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?... И разве достойно царя, если его бьют по щеке, подставлять другую! Это совершеннейшая заповедь. Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священникам подобает смирение. Пойми же поэтому разницу между царской и священнической властью! Даже у отрекшихся от мира встретишь многие тяжелые наказания, хотя и не смертную казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!
Так же неприемлемо и ваше желание править теми городами и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители, и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом: «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу, которым управляют многие!». Разве ты не видишь, что власть многих подобна женскому неразумию? Если не будет единовластия, то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не подчинятся единой власти. Ибо так же как женщина не способна остановиться на одном желании – то решит одно, то другое, так и при правлении многих – один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и замыслы разных людей подобны женскому неразумию. Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством помимо царей. Это могут понять все разумные люди.
А мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали; если же ты говоришь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят.
Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев, ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола господня, сбережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и право предстоять с ангелами у престола господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя Священному писанию. Так как я знал из божественного писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению...
Поп Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: вместо духовных, стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли. Мало-помалу это зло окрепло, и стали вам возвращать вотчины, и города, и села, которые были отобраны от вас по уложению нашего деда, великого государя, и которым не надлежит быть у вас, и те вотчины, словно ветром разметав, беззаконно роздали, нарушив уложение нашего деда, и этим привлекли к себе многих людей. И потом ввели к нам в совет своего единомышленника, князя Дмитрия Курлятева, делая вид, что он заботится о нашей душе и занимается духовными делами, а не хитростями; затем начали они со своим единомышленником осуществлять свои злые замыслы, не оставив ни одного места, где бы у них не были назначены свои сторонники, и так во всем смогли добиться своего. Затем с этим своим единомышленником они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как им заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, – все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников. Если мы предлагали даже что-либо хорошее, им это было неугодно, а их даже негодные, даже плохие и скверные советы считались хорошими.
Так было во внешних делах; во внутренних же, даже малейших и незначительнейших, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем на давали воли: все было по их желанию, на нас же смотрели, как на младенцев. Неужели же это «противно разуму», что взрослый человек не захотел быть младенцем? Потом вошло в обычай: если я попробую возразить хоть самому последнему из его советников, меня обвиняют в нечестии, как ты сейчас написал в своей нескладной грамоте, а если и последний из его советников обращается ко мне с надменной и грубой речью, не как к владыке и даже не как к брату, а как к низшему, – то это хорошим считается у них...
Мы, расследовав измены собаки Алексея Адашева и всех его советников, нестрого наказали их за все это – на смертную казнь не осудили, а разослали по разным местам, поп Сильвестр, видя, что лишились всего его советники, ушел по своей воле, мы же его с благословением отпустили, не потому, что устыдились его, но потому, что я хочу судиться с ним не здесь, а в будущем веке, перед агнцем божьим...
О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем...
Бессмертным себя я не считаю, ибо смерть – общий удел всех людей за Адамов грех... Я же верю в Страшный суд господень, когда будут приняты души человеческие с телами, с которыми совместно творили, и судимы будут за свои дела и все вместе и нераздельно – и цари, и последние из рабов, словно братья, будут спрошены, каждый за свои поступки. А когда ты писал, что я не хочу предстать перед этим неподкупным судом, то ты, приписывая ересь людям, сам впал в злобесную манихейскую ересь! Как они суесловят, что небом обладает Христос, землей – самовластный человек, а преисподней – дьявол, так же и ты проповедуешь будущее судилище, а божьи кары за человеческие грехи на этом свете презираешь. Я же знаю и верю, что тем, кто живет во зле и преступает божьи заповеди, не только там мучиться, но и здесь суждено испить чашу ярости господней за свои злодейства и испытать многообразные наказания, а покинув этот свет, в ожидании праведного господнего суда, претерпят они горчайшее осуждение, а после осуждения – бесконечные муки. Так я верю в Страшный суд господень. Также и то знаю, что Христос владеет небом, и землей, и преисподней, живыми и мертвыми, и все в небе, на земле и в преисподней существует по его воле, по наставлению Отца и благоволению Святого духа... Верю, что мне, как рабу, предстоит суд не только за свои грехи, вольные и невольные, но и, за грехи моих подданных, совершенные из-за моей неосмотрительности.
Глава 16. О военной силе, главных военачальниках и жалованье их
Военные в России называются детьми боярскими или сыновьями дворян, потому что все они принадлежат к этому сословию и обязаны к военной службе по самому своему званию. В самом деле, каждый воин в России - дворянин, и нет иных дворян, кроме военных, на коих такая обязанность переходит по наследству от предков, так что сын дворянина, рожденный воином, всегда остается дворянином и вместе с тем воином и не занимается ничем другим, кроме военной службы. Как скоро они достигают того возраста, когда в состоянии носить оружие, то являются в Разряд и объявляют о себе; имена их тотчас вносят в книгу, и им дают известные земли для исправления их должности, обыкновенно те же самые, какие принадлежали их отцам, оттого что земли, определенные на содержание войска, владение коими условливается этой повинностью, все одни и те же, без малейшего увеличения или уменьшения. Но если царю покажется достаточным число лиц, состоящих на таком жалованье, ибо все земли на всем пространстве государства уже заняты, то часто их распускают, и они не получают ничего, кроме небольшого участка земли, разделенного на две доли. Такое распоряжение производит большие беспорядки. Если у кого из военных много детей и только один сын получает содержание от царя, то остальные, не имея ничего, принуждены добывать себе пропитание несправедливыми и дурными средствами ко вреду и угнетению мужиков, или простого народа. Это неудобство происходит вследствие того, что военные силы государства содержатся на основании неизменного наследственного порядка. <…>
Если встретится надобность в большем числе войска, что, впрочем, редко случается, то царь берет на службу боярских детей, не получающих жалованья, сколько ему нужно, а если и их недостаточно, то дает приказание дворянам, коим пожалованы их поместья, выставить каждому в поле соразмерное число рабов, называемых холопами и обрабатывающих землю, со всей амуницией, смотря по количеству всего набираемого войска. Эти ратники по окончании службы немедленно снимают с себя оружие и возвращаются к своим прежним рабским занятиям.
Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 000 человек, называемых стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни находился царь, и 2000, называемых стремянными стрельцами, при самой его особе, принадлежа дворцу или дому, где он живет. Прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по 7 рублей в год сверх 12 мер ржи и столько же овса. <...>
Флетчер Дж. О государстве русском // Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов). – М.:Междунар.отношения,1991. – С. 77,79
находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе… Прочие размещены
в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей
в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений… Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь… Они… сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.
2)Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.
3) 4)Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье
в натуральной и денежной форме.
Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.
6)Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.
Ответить