Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях вс рф. О военно-исторической работе в вооруженных силах российской федерации Военно историческая работа в вооруженных силах

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации


В целях организации военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2015 года прилагаемое Положение о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу с 1 марта 2015 года приказы Министра обороны Российской Федерации 2001 года N 265 и 2005 года N 259.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение. Положение о военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет направления, содержание, формы и организацию военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации*, задачи органов военного управления и организаций Вооруженных Сил в области военно-исторической работы, а также порядок планирования и контроля этой работы.
________________
* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; военно-историческая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации - военно-исторической работой.

2. Военно-историческая работа является составной частью научной работы, проводимой в Вооруженных Силах, и представляет собой деятельность по исследованию актуальных проблем военной истории и внедрению полученных результатов в теорию и практику военного (военно-морского) дела, использованию знаний истории войн и военного искусства, истории строительства вооруженных сил и развития военной мысли, истории развития вооружения и военной техники в интересах обучения и военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил, а также граждан Российской Федерации.

3. Нормативную правовую базу военно-исторической работы составляют: Конституция Российской Федерации , акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, а также настоящее Положение.

Методическую базу военно-исторической работы составляют: совокупность общенаучных и специальных методов военно-исторического исследования, накопленный положительный опыт использования военно-исторических знаний в практике строительства и подготовки Вооруженных Сил, обучения и воспитания военнослужащих, методические рекомендации по организации и проведению военно-исторической работы в Вооруженных Силах.

Источниковой базой научно-исследовательской работы в области военной истории являются документы государственных, федеральных и ведомственных архивов, фонды музеев и библиотек, научные труды и разработки в области военной истории в целом и специальных отраслей военной истории: военной историографии, военно-исторического источниковедения, военной археографии, военной археологии и военной статистики.

4. Основными направлениями военно-исторической работы являются: военно-исторические исследования, реализация их результатов, использование военно-исторических знаний в обучении военнослужащих и военно-патриотической работе.

Военно-исторические исследования выполняются в установленном порядке специализированными научно-исследовательскими организациями**, военными образовательными организациями высшего образования (далее - военно-учебные заведения), научными подразделениями музеев и других организаций Вооруженных Сил в целях получения новых знаний в области военной истории. Порядок организации и проведения военно-исторических исследований, их оформления, отчетности, приемки и реализации определяется Положением о научной работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
________________
** Здесь и далее в тексте настоящего Положения под научно-исследовательскими организациями понимаются научно-исследовательские институты Министерства обороны (центры).


Использование военно-исторических знаний в обучении военнослужащих проводится в целях углубления их военно-исторических знаний, способствующих расширению их кругозора, целенаправленному формированию чувства патриотизма.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров по военно-историческим специальностям осуществляется в установленном порядке в докторантуре, адъюнктуре, а также путем прикрепления к военно-учебным заведениям и специализированным научно-исследовательским организациям для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

5. Военно-историческая работа включает:

разработку проектов документов по организации и ведению военно-исторической работы;

проведение исследований в области истории войн, истории военного искусства, истории военной мысли, истории строительства Вооруженных Сил, истории создания вооружения и военной техники, по проблемам зарубежной военной истории;

проведение мероприятий по внедрению результатов военно-исторических исследований в практику строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил;

организацию обучения военнослужащих военной истории;

формирование системы и разработку программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в области военной истории, планирование и проведение мероприятий, направленных на повышение их военно-исторических знаний;

разработку учебников по военной истории, истории войн и военного искусства для военно-учебных заведений и учебных пособий для войск (сил);

пропаганду военно-исторических знаний, истории и традиций Вооруженных Сил;

подготовку рекомендаций по обновлению действующих и созданию новых экспозиций военных музеев и комнат воинской славы с учетом новых исторических фактов, введенных в научный оборот;

обобщение и распространение передового опыта военно-исторической работы;

разработку военно-исторических трудов, обзоров и очерков по истории Вооруженных Сил, видов и родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил и учреждений;

ведение исторических формуляров (журналов, справок);

подготовку предложений по совершенствованию системы и методов работы органов военного управления, ответственных за организацию научной работы, в части выполнения мероприятий военно-исторической работы Вооруженных Сил;

взаимодействие в установленном порядке с организациями, проводящими и обеспечивающими военно-исторические исследования в интересах обороны страны.

6. Основными формами военно-исторической работы являются:

выполнение научно-исследовательских работ по военной истории, разработка военно-исторических, военно-теоретических и научно-справочных трудов, монографий, учебников и учебных пособий, написание диссертаций, подготовка лекций, статей, докладов, сообщений, рецензий и заключений, исторических справок и материалов;

проведение научных конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий по военно-исторической проблематике;

проведение учебных занятий;

проведение полевых (морских) военно-исторических поездок (походов) и экскурсий, походов по местам боев, сборов, юбилейных торжеств, ритуалов, тематических вечеров, встреч с ветеранами, посещение музеев, мемориалов, комнат воинской славы и других памятных военно-исторических мест;

публикация статей, очерков, архивных документов, репортажей в средствах массовой информации, создание кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач на военно-исторические темы, организация выставок и экспозиций, участие в работе военно-исторических общественных организаций;

работа в архивах (библиотеках) по изучению боевых и других документов, работа с источниками в музейных фондах;

установление и развитие творческих связей с военно-историческими организациями стран ближнего и дальнего зарубежья.

II. Организация военно-исторической работы, задачи органов военного управления и организаций Вооруженных Сил в области военно-исторической работы

7. Общее руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах осуществляет Генеральный штаб (Военно-научный комитет Вооруженных Сил).

Военно-историческая работа в установленном порядке организуется органами военного управления, ответственными за организацию военно-научной работы, и проводится военно-учебными заведениями и специализированными научно-исследовательскими организациями.

8. Организационно-методическое руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах в целом, а также научно-методическое руководство проведением военно-исторических исследований осуществляет Военно-научный комитет Вооруженных Сил.

9. Научно-методическое руководство военно-исторической работой в Вооруженных Силах осуществляют:

Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил - в части государственно-патриотического воспитания военнослужащих;

Архивная служба Вооруженных Сил - в части архивной и справочной работы;

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил - в части методологии военно-исторических исследований, а также координации научной работы по проблемам военно-исторических исследований.

10. В видах Вооруженных Сил, военных округах, родах войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления общее руководство военно-исторической работой осуществляют соответствующие штабы (управления). Организационно-методическое руководство военно-исторической работой осуществляют военно-научные отделы (группы) видов и родов войск Вооруженных Сил, подразделения научной и военно-исторической работы военных округов.

Особенности организации военно-исторической работы регламентируются положениями и инструкциями, утверждаемыми соответствующими командирами (начальниками).

11. Военно-научный комитет Вооруженных Сил:

разрабатывает проекты руководящих документов по организации и проведению военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

организует планирование военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

осуществляет оценку качества военно-исторических исследований и контроль практической реализации полученных результатов;

представляет начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации результаты контроля за проведением военно-исторической работы в итоговом докладе о состоянии научной работы в Вооруженных Силах;

осуществляет подготовку предложений по совершенствованию военно-исторической работы;

организует подготовку научных конференций, совещаний и других мероприятий по военно-исторической проблематике, проводимых в установленном порядке под руководством Министра обороны Российской Федерации и его заместителей.

12. Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил:

организует изучение военной истории личным составом Вооруженных Сил в системе общественно-государственной подготовки;

планирует и организует в установленном порядке выполнение мероприятий по пропаганде военной истории в средствах массовой информации;

разрабатывает и доводит до органов военного управления и войск (сил) методические рекомендации по организации проведения мероприятий в дни воинской славы (победные дни) России;

организует методическое обеспечение военно-исторической деятельности военных музеев, образований музейного типа и комнат воинской славы;

организует в установленном порядке взаимодействие с ветеранскими организациями, Российским военно-историческим обществом и военно-историческими клубами;

организует создание и выпуск кинофильмов и видеоматериалов, посвященных героическим традициям Вооруженных Сил;

внедряет в практику работы с личным составом Вооруженных Сил результаты военно-исторических исследований;

вырабатывает рекомендации по применению исторического опыта в укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах;

участвует в мероприятиях по разоблачению фальсификации военной истории.

13. Архивная служба Вооруженных Сил:

организует использование архивных документов в интересах военно-исторической работы и обеспечивает работу исследователей;

готовит по указанию Министра обороны Российской Федерации и его заместителей обобщенные справочные материалы на основе архивных документов;

организует выставки архивных документов;

исполняет на основе архивных документов запросы и письма, поступающие в адрес Министерства обороны и Генерального штаба;

осуществляет выдачу архивных справок, копий и выписок из архивных документов.

14. Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил в установленном порядке:

выполняет научные исследования в области военной истории, осуществляет подготовку военно-исторических, военно-теоретических и научно-справочных трудов, статистических и документальных сборников, учебных и методических материалов по военной истории и военно-исторической работе в Вооруженных Силах;

проводит по планам Министерства обороны (Генерального штаба) научные конференции, совещания и другие мероприятия по военно-исторической проблематике;

осуществляет научно-методическое обеспечение мероприятий военно-исторической направленности, проводимых органами военного управления;

осуществляет оказание научно-методической помощи органам государственной власти, субъектам и регионам Российской Федерации в проведении военно-исторических мероприятий;

выполняет задачи по научной информации в Вооруженных Силах в части истории войн и военного искусства;

осуществляет подготовку и аттестацию научных кадров по военно-историческим специальностям;

осуществляет международные научные связи по проблемам военной истории;

организует работу по обобщению исторического опыта ведения боевых действий войск (сил);

проводит работу по разоблачению фальсификаций военной истории;

организует и проводит научную экспертизу учебников, пособий, других трудов по военно-исторической тематике, памятных дат образования органов военного управления и организаций Министерства обороны;

осуществляет сбор, обобщение, систематизацию и отражение в военно-энциклопедических изданиях совокупности знаний в области отечественной и зарубежной военной истории;

участвует в определении основных направлений и проблематики научных исследований в области военной истории;

осуществляет научно-методическое руководство подготовкой и проведением военно-исторических олимпиад (в том числе международных).

15. Военно-учебные заведения:

организуют в установленном порядке изучение исторического опыта ведения боевых действий войск (сил), истории войн и военного искусства (военной истории) слушателями, курсантами и постоянным составом;

осуществляют обучение слушателей, курсантов и постоянного состава методике организации и проведения военно-исторической работы в Вооруженных Силах;

участвуют в разработке учебников и учебных пособий по истории войн и военного искусства;

осуществляют подготовку научных и научно-педагогических кадров в области военной истории;

участвуют в проведении военно-исторических исследований;

организуют и проводят в установленном порядке военно-исторические конференции, военно-исторические полевые поездки, семинары и другие мероприятия на военно-исторические темы.

16. Главные штабы видов (штабы родов войск) Вооруженных Сил:

разрабатывают руководящие документы по организации и ведению военно-исторической работы в подчиненных войсках (силах);

разрабатывают предложения в план военно-исторической работы Вооруженных Сил;

внедряют результаты военно-исторических исследований и выводов из опыта прошлых войн в практику оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, повседневной деятельности органов военного управления и войск (сил);

проводят организационно-методические мероприятия по совершенствованию военно-исторической работы в подчиненных войсках (силах);

организуют силами подчиненных военно-учебных заведений и специализированных научно-исследовательских организаций проведение военно-исторических конференций, совещаний, семинаров;

участвуют в разработке, редактировании и рецензировании военно-исторических трудов, исторических очерков, статей по военно-исторической тематике;

принимают участие в определении научной, исторической и практической ценности документов архивных фондов по вопросам истории развития видов и родов войск Вооруженных Сил, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;

осуществляют отбор и передачу в архивы Вооруженных Сил на длительное хранение документов, имеющих практическую, научную и историческую ценность.

III. Планирование и контроль военно-исторической работы

17. В Вооруженных Силах осуществляется годовое планирование военно-исторической работы.

Цели и практическая направленность военно-исторической работы по строительству, совершенствованию подготовки и применению Вооруженных Сил, созданию вооружения и военной техники, развитию военного образования, улучшению обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил определяются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации.

18. Планирование осуществляется по всему объему военно-исторической работы.

План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации на очередной год разрабатывается Военно-научным комитетом Вооруженных Сил на основании задач подготовки Вооруженных Сил в очередном году и утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации до 1 декабря года, предшествующего планируемому.

Предложения в План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляются в установленном порядке органами военного управления до 1 октября года, предшествующего планируемому.

В План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации включаются планируемые к проведению военно-исторические исследования, военно-исторические конференции (круглые столы, семинары), выставки, сборы, поездки по вопросам военно-исторической работы.

Тактико-технические задания на планируемые к включению в План военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации научно-исследовательские работы утверждаются в срок до 15 ноября года, предшествующего планируемому.

Планы военно-исторической работы органов военного управления и организаций Вооруженных Сил утверждаются соответствующими руководителями до 31 декабря года, предшествующего планируемому. После утверждения указанных планов их копии в месячный срок представляются в Военно-научный комитет Вооруженных Сил.

19. Контроль за проведением мероприятий военно-исторической работы в Вооруженных Силах организуется в целях проверки качества и своевременности выполнения запланированных военно-исторических исследований и мероприятий, обобщения и распространения опыта организации военно-исторической работы, выявления и устранения недостатков.

Контроль за проведением мероприятий военно-исторической работы в Вооруженных Силах осуществляется органами военного управления, на которые возложено организационно-методическое и научно-методическое руководство военно-исторической работой, в рамках проверки состояния научной работы с периодичностью один раз в год.

20. Главные штабы видов (штабы родов войск) Вооруженных Сил в отчет о научной работе включают раздел об итоговых результатах контроля выполнения мероприятий военно-исторической работы. В разделе указываются:

общие показатели выполнения Плана военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации;

результаты выполнения мероприятий военно-исторической работы;

основные недостатки, выявленные в ходе проверок за отчетный период, причины их возникновения, меры по их устранению;

выводы и предложения по улучшению состояния военно-исторической работы.

21. Результаты выполненных военно-исторических исследований (труды, монографии, учебные пособия, сборники документальных материалов), имеющие общественно значимый интерес и практическое значение для войск, штабов, управлений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций, могут в установленном порядке размещаться на официальном сайте Министерства обороны в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и представляться авторами на соискание различных премий.

Временно
исполняющий обязанности
Председателя Военно-научного
комитета Вооруженных Сил
Российской Федерации полковник
С.Попов



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

15.1 Дни воинской славы и памятные дни училища.

15.2 Отечественная история как фактор воспитания военнослужащих.

- 15.1 Дни воинской славы и памятные дни училища.

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Федеральный закон « О днях воинской славы (победных днях) России» принятый Государственной Думой 10 февраля 1995 года подтверждает значимость для всех народов нашей страны тех подвигов совершенных российским воинством, которые на долгие годы закрепят славу русского оружия. Которые всегда будут являться примером для подражания будущих поколений.

Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы рус­ского оружия - дни воинской славы (победные дни) России (далее - дни воинской славы России).

Днями воинской славы являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Статья 1. Дни воинской славы России

В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России;

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое по­боище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 Год);

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина иДмитрия Пожар­ского от польских интервентов (1612 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской побе­ды русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русски­ми войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командова­нием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра(1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французскойармией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (I853 год):

23 февраля - День победы Краснойармии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества;

5 декабря - День начала контрнаступления советскихвойск против немецко-фашистских захватчиковпод Москвой (1941 год.);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

9 мая - День Победы советскогонарода в Великой Отечест­венной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).

В статье 3. Организация проведения дней воинской славы России говорится, что Правительство Российской Федерации организует:

Разработку планов и программ военно-исторической работы;

Проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России;

Пропаганду дней воинской славы России;

Установку мемориальных сооружений и объектов, создание мемориальных музеев и выставок, посвященных дням воинской славы России;

Разработку проектов международных договоров Российской Федерации по обеспечению сохранности мемориальных сооруже­ний и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, ко­торые находятся на территориях иностранных государств, а также участие в реализации указанных международных договоров:

Согласование с соответствующими организациями ино­странных государств, на территориях которых находятся указанные мемориальные сооружения и объекты, мероприятий по их сохране­нию и благоустройству;

Обеспечение общественного порядка при проведении дней воинской славы России.

Кроме общегосударственных дней воинской славы каждая войсковая часть имеет свои памятные дни. Одним из таких дней является день части – дата связанная с днем образования части.

Введение

РАЗДЕЛ 1. Историография и источники проблемы 23

РАЗДЕЛ 2. Теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах 82

РАЗДЕЛ 3. Организация военно-исторической работы в армии и на флоте Советского государства 141

РАЗДЕЛ 4. Военно-историческая деятельность в сфере военной науки 200

РАЗДЕЛ 5. Военно-историческая работа в процессе обучения кадров Вооруженных Сил 259

РАЗДЕЛ 6. Военно-историческая деятельность в воспитании военно служащих 318

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 377

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 412

ПРИЛОЖЕНИЯ 446

Введение к работе

Процесе развития Российского государства, его военной организации невозможен без обращения к истории. Научное осмысление прошлого, правдивое его освещение позволяют нам воспринимать и использовать на современном этапе лучшее, глубже осознать ошибки и избежать их в будущем. Непреходящее значение и глубокий смысл имеют слова русского историка Н. Карамзина о том, что история есть завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего 1 .

В нынешних условиях успешное строительство Вооруженных Сил России невозможно, в определенной мере, без развития военно-исторической работы в военной сфере государства, постоянного совершенствования содержания и организации данной деятельности 2 .

По мнению автора, военно-историческая работа в Вооруженных Силах - это разносторонняя творческая и организаторская деятельность по глубокому изучению военной истории и распространению военно-исторических знаний с целью более эффективного выполнения задач, стоя-

См.: Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. -М.: Наука, 1989. -Т. 1. -С. 13.

2 Диссертант рассматривает понятия «работа» и «деятельность» как синонимы, исходя из имеющихся определений: Работа - 1) работать, заниматься каким-либо делом, трудиться; 2) определенный вид деятельности, труда, круг занятий, обязанностей (научная, воспитательная и др. работы по специальности), (см.: Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 1054); 1) нахождение в действии, деятельность, 2) процесс превращения одного вида энергии в другой, 3) занятие, труд, 4) целенаправленная деятельность, 5) продукт труда, готовое изделие. (См.: Энциклопедический социологический словарь / Ин-т социально-политических исследований РАН. Общ. ред. Г.В. Осипова. -М, 1995. -С. 620); Деятельность - работа, занятие кого-либо в какой-либо области (педагогическая, научная, общественная деятельность) (См.: Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 256); целесообразное изменение и преобразование окружающего, процесс включающий цель, средства и результат. Формы деятельности: научная, образовательная, воспитательная и др. (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 172).

щих перед военной организацией, в интересах строительства Вооруженных Сил, обучения и воспитания военнослужащих, достижения готовности их и всех граждан России к защите Отечества 2 .

Специфика военно-исторической работы заключается в том, что она объединяет интегрирующие направления военно-социальной деятельности, связанные с военной историей, проведением научной военно-исторической деятельности, применением военно-исторических знаний в обучении военнослужащих и воспитании личного состава.

На взгляд соискателя, обращение к военно-исторической работе в Вооруженных Силах Советского государства актуально по ряду причин. К числу наиболее важных относятся следующие:

    Необходимость утверждения преемственности в проведении военно-исторической работы в целях сохранения военно-исторического наследия армии и флота нашей страны (опыта военного и военно-морского строительства, ведения военных кампаний и операций, воспитания воинов-патриотов и др.) в интересах развития военной сферы современного государства.

    Жизненность расширения исследовательского поля за счет введения в научный оборот новых архивных и документальных источников, неизвестных ранее широкой научной общественности и представляющих теоретико-методологический интерес для специалистов в области организации и проведения военно-исторической работы; рост интереса к опыту постановки целей и решения первоочередных задач в области военной истории в советский период, к анализу идей и подходов военных историков к содержанию данной работы, разработанным ими методам научного познания военно-исторических явлений и процессов.

См.: Кривенко A.M. Военная организация государства: социально-философский анализ. -М.:ВУ,2001.

2 См. глоссарий (прил. 11).

    Важность освоения на нынешнем этапе развития военной сферы Российского государства как положительного, так и отрицательного прошлого опыта, для определения путей совершенствования военно-исторической работы с учетом современных требований к строительству вооруженных сил, для выявления объективных закономерностей и тенденций этого процесса, анализа современных проблем, влияющих на военное дело, прогнозирования с помощью научных методов тенденций работы в области военной истории.

    Потребность в использовании опыта военно-исторической работы рассматриваемого периода в целях повышения как профессиональной подготовки, так и общего развития военных кадров. В современных условиях этот опыт представляет собой ценнейший материал для совершенствования системы распространения военно-исторических знаний среди офицеров, развития форм и методов выработки специальных качеств военных специалистов, таких как боевая способность и боевая готовность кадрового военнослужащего решать боевые задачи. Изучение процесса военно-исторической работы в Вооруженных Силах Советского государства представляет неоспоримый научный интерес, позволяет извлечь исторические уроки и сделать научные и практические выводы относительно дальнейшего строительства военной организации Российского государства.

    Обязательность возрождения величия былой России, истоки достижения которого лежат в героическом прошлом государства. Конструктивное решение данной проблемы требует объективного анализа важнейших направлений, форм и методов проведения военно-исторической работы в армии и флоте Советского государства, может внести ощутимый вклад в процесс формирования исторического сознания россиян, усиления патриотического воспитания личного состава современных Вооруженных Сил России. Эта проблема становится особенно актуальной в наши дни, особенно в период утверждения идей государственности среди различных слоев населения России.

Именно военно-историческая работа может в значительной степени способствовать совершенствованию системы патриотического воспитания военнослужащих.

Хронологические рамки научного труда (1918 - 1991 гг.) определены, исходя из периода существования Советских Вооруженных Сил 1 , возможности целостного обобщения и анализа военно-исторической работы в рамках единого этапа исторического развития.

Период существования Советского государства отмечен определенными достижениями в области военно-исторической работы. Всестороннее изучение накопленного опыта этой работы в годы советской власти представляет большой интерес для исторической науки, для практики военного строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Степень научной разработанности проблемы . Осуществленный диссертантом анализ показал, что по избранной проблеме имеется незначительное количество научных исследований, дающих фрагментарные представления о военно-исторической работе 2 .

Советские Вооруженные Силы существовали с 15 (28) января 1918 г. до момента их преобразования в Вооруженные Силы Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.).

2 См.: Золотарев В.А., ТюшкевичС.А. Опыт и уроки отечественной военной истории. -М.: АРБИЗО, 1995; Литвинов А.В. Военно-историческая работа - дело каждого // Ветеран границы. -1997. -№ 1. -С. 43-48; Опыт военно-исторической работы в частях и соединениях: (Обобщенный материал по ряду военных округов) // Воен.-ист. журн. -1976. -№ 9; 1979. -№ 2; 1980. -№ 12; 1986. -№ 2, 11; 1987. -№ 1, 11; 1988. -№ 2-5; 1989. -№ 3, 7; Очерки советской военной историографии / А.И. Бабин, В.Е. Быстрое, П.А. Жилин и др. -М., 1974; Панов Б.В., Португальский P.M., Суденок И.Я. Методика организации и проведения полевой военно-исторической поездки по изучению опыта Великой Отечественной войны. -М.: ВАФ, 1979; Португальский P.M. Методологические основы военно-исторического исследования: Учеб.-метод. пособие. -М.: ВАФ, 1992; Его же. Методика организации и проведения военно-исторической работы в войсках и военно-учебных заведениях. -М.: ВАФ, 1990; Португальский P.M., Хорьков А.Г. Военно-историческая работа. -М.: Воениздат, 1990; Серебрянников В.В., Карноухов В.А. Воспитывать историей // Воен.-ист. журн. -1989. -№ 7; Уткин Б. Опыт использования военной истории в воспитании воинов // Воен.-ист. журн.-1981.-№5.

В целом эти научные труды раскрывают прикладной опыт лишь по некоторым направлениям организации и осуществления военно-исторической работы как части военной науки. Нет завершенной картины о деятельности органов военно-исторической работы в советский период отечественной истории в области военной науки, периодической печати армии и флота; не показана роль военной истории в обучении военных кадров Советских Вооруженных Сил, не определено место военно-исторической деятельности в воспитании военнослужащих. Поэтому для более полного охвата вышеуказанных проблем потребовалось более глубокое и всестороннее их изучение.

Актуальность темы, недостаточный уровень ее разработанности в современной науке стали для автора побудительным мотивом для ее научного исследования.

Объектом исследования является военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства.

Предметом исследования выступают основные направления, методы, формы и средства осуществления военно-исторической работы органами военного управления и структурами, созданными для изучения военной истории, ее использования в строительстве Вооруженных Сил Советского государства, повышении их боеготовности и боеспособности, обучении и воспитании военнослужащих.

Цель диссертации заключается в том, чтобы, опираясь на достигнутый уровень изученности проблемы, осуществить ее комплексное исследование, дать объективную оценку военно-исторической работе в исследуемый период, выработать практические рекомендации по творческому использованию опыта военно-исторических органов, специалистов и должностных лиц при совершенствовании организационной, содержательной и познавательной сторон работы в области военной истории.

    Оценить степень разработанности проблемы в историографии.

    Проанализировать теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах Советского государства.

    Исследовать структуру организации военно-исторической деятельности в Советских Вооруженных Силах.

4. Рассмотреть военно-историческую деятельность в области военной
науки и ее отражение в военной сфере государства.

    Определить степень влияния военно-исторической работы на системы образования и воспитания военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота.

    Обобщить опыт, сделать выводы и выработать рекомендации по повышению эффективности военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Теоретико-методологические основы исследования . При написании диссертационной работы автор руководствовался научными принципами и методами исторического познания, и в первую очередь диалектической методологией, развитой в трудах представителей научной мысли.

Исследование проблемы осуществлялось с помощью общенаучных принципов. В первую очередь использования принцип научности 1 как главного принципа общенаучного анализа и историко-теоретического исследования. Принцип научности в данном случае, по мнению автора, представляет собой описание, объяснение и прогнозирование исторических событий на основе выявленных научных законов. Критериями применения данного

Принцип научности - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (исторических событий) на основе открываемых научных законов. (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Энциклопедия. -М., 2001. -С. 1027; Советский энциклопедический словарь. -3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1984.-С. 863).

принципа стали такие его составляющие, как объективность, всесторонность, независимость в оценке и критике, использование современных отечественных и зарубежных источников.

Деятельность в области военной истории в советский период развития государства была неотъемлемо связана с господством коммунистической идеологии, ее внедрением в сознание военнослужащих. Это предопределяло применение при анализе проблемы принципа историзма 1 .

Универсальное значение имеет реализация принципа историзма. В той или иной мере данный принцип применялся как представителями общественных демократических течений в России, так и идеологами марксизма-ленинизма 2 .

Руководствуясь принципом историзма, диссертант понимает под ним ориентацию на изучение внутренних законов военно-исторической проблемы, выявление главных ее особенностей на разных стадиях развития, рассмотрение исторического события в непрерывном единстве с другими событиями, каждое из которых может быть понято в соотнесении не только с прошлым, но и с будущим, учитывая тенденции их изменения.

Принцип историзма - залог научной объективности 3 исследования. В историографии он предполагает диалектический подход при анализе концепций

Принцип историзма - подход к действительности (природе, обществу, культуре, истории) как становящейся (изменяющейся) и развивающейся во времени. (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Энциклопедия. -С. 599; Советский энциклопедический словарь. -3-е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1984.-С. 510).

2 Так в письме к И. Арманд В.И. Ленин сформулировал краткое определение принципа
историзма: «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рас
сматривать лишь исторически; лишь в связи с другими; лишь в связи с конкретным опытом
истории». (См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. -Т. 49. -С. 329).

3 Объективное - то, что принадлежит самому объекту, предметное, не зависящее от субъ
ективного мнения и интересов (от субъекта, существует вне и независимо от сознания чело
века). (См.: Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. -М.: Большая Российская Эн
циклопедия. -С. 1098; Советский энциклопедический словарь. -С. 911).

историков, выявление как положительных, так и отрицательных сторон их теоретических построений.

Предпринимая исторический анализ, автор исходил из того, что проблема военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах раскрывалась исследователями на каждом этапе развития исторической науки по-разному, в зависимости от конкретной исторической обстановки, уровня профессиональной подготовки исследователей, источниковой основы, политического климата в стране и других объективных и субъективных факторов, влияющих на исследовательскую практику.

Использование общенаучных принципов в данном исследовании означает, что в ходе работы автор стремился рассматривать все стороны проблемы.

Современный историк в своей работе вряд ли сможет обойтись без теоретических положений, получивших детальную разработку в русле представляемой методологии. Среди них: учение об историческом процессе, его сложном и противоречивом характере, о зависимости функционирования армии от состояния и уровня развития материальной и духовной жизни общества, типа и структуры доминирующих в ней политических и социальных отношений, от решающей роли народных масс в защите Отечества и др.

Исследователь не может не учитывать вклад политических деятелей, ученых-историков марксистской направленности в разработку некоторых важных методологических проблем связанных с историографией, источниками и предметом исторического исследования, со значением факта в историографическом труде, критериями научности историографического анализа и другими. Перед современными историками

1 См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. -М., 1956. -Т. 2. -С. 332; Ленин В.И. Поли. собр. соч. -Т. 2. -С. 4, 178; Т. 30. -С. 351; Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов. -М., 1933. -Вып. 2. С. 98; Нечкина М.В. История истории // Историография СССР. -М., 1965. -С 123-147; Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. -1990. -№ 5. -С. 3-14 и др.

стоит задача критического, но объективного осмысления марксизма, использования его позитивных методологических приемов.

Автор как патриот своего Отечества в исследовании актуальной проблемы считает своей обязанностью критически рассмотреть основной методологический опыт советского прошлого по утверждению с помощью военно-исторической работы в стране «государственности», исходя из важности укрепления государственной власти в России, с учетом имевшихся недостатков. Современные историки не должны пренебрегать историческим наследием своих предшественников, в том числе и представителей военной школы, которые исследовали вопросы развития государственности независимо от партийности политического строя, через призму диктатуры «правового» государства 1 .

Рассматривая методологию не только как совокупность определенных принципов, но и как систему соответствующих методов и подходов в изучении поставленной научной проблемы, автор использовал ихвсвоем исследовании.

Среди общенаучных методов , приоритет отдается логическому, проблемному, классификационному, из специальных исторических методов автор выделяет прежде всего синхронный и диахронный, актуализации и экстраполяции, а также проблемно-хронологический подход и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки 2 .

1 Из исторических концепций, унаследованных исторической наукой XIX в., особенно
важную роль в творчестве как русских, так и советских историков играла государственная
теория (школа), которой придерживались такие советские историки, как М.М. Богослов
ский, С.Ф. Платонов, М.А. Дьяконов, Ю.В. Готье, СВ. Бахрушин, Б.Д. Греков и др. (См.:
Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года: Учеб. пособие. -СПб.:
Культура, 1993).

2 См.: Жуков Е.М. Очерки методологии истории. -2-е изд., испр. / Отв. ред.
Ю.В. Бромлей. -М.: Наука, 1987; Иванов В.В. Методологические основы историче
ского познания. -Казань, 1991; Ковальченко И.Д. Методология исторического иссле
дования. -М., 2004; Санцевич А.В. Методика исторического исследования. -2-е изд.,
перераб. и доп./Отв. ред. Ф.П. Шевченко. -Киев: Наукова думка, 1990 и др.

Одним из важных методов анализа исторических источников по проблеме является классификационный (систематизации) метод 1 . Классификация используется как средство для установления связей (системы) между соподчиненными понятиями в исследуемой области, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих фактов.

Классификационный метод фиксирует закономерные связи между одинаковыми событиями с целью определить место конкретного события в системе, которое указывает на его свойства. По мнению автора, классификация (систематизация) выражает систему законов, присущих отображенному в ней событию истории и обусловливающих зафиксированные в методе свойства и отношения объектов. В то же время при использовании систематизации необходимо учитывать, что в жизни нет строгих разграничений и переходы от одного класса к другому - неотъемлемое свойство действительности. Это находит отражение в специальных приемах: использование, например, в большинстве классификаций отсылок («смотри», «смотри также») и размещение одного и того же понятия в различных местах классификации.

В ходе исторического исследования последовательно применяется про-блемно-хронологический подход. Проблемность исследования, как считает

Классификация (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) как систематизация -1) система подчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов; 2) общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти области распределены на основании их сходства в определенных свойствах. (См.: Российский энциклопедический словарь. 2001. -С. 688; Новая философская энциклопедия. -М.: Мысль, 2001. -Т. 2. -С. 255).

2 Проблема (от греч. problema - задача) - все, что требует изучения и решения; проблемный - заключающий в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-либо проблемы, 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес; проблемный подход - в научном познании способы разрешения проблем, совпадающие с общими методами и приемами исследования. (См.: Новая философская энциклопедия. -Т. 3. -С. 356); Хронология (от «хро-но» и «логия») - 1) последовательность исторических событий во времени, 2) вспомогательная историческая дисциплина, направленная на изучение различных систем летоисчисления в целях более точного установления дат старых событий и времени. (См.: Новейший энциклопедический словарь. -М.: ACT, 2004. -С. 1339).

диссертант, состоит в том, что исторические события рассматриваются через противоречие между имеющимся знанием о их развитии и возможными результатами их реализации.

Для отображения исторических событий в развитии автор использовал хронологию, которая представляет собой, по его мнению, процедуру рассмотрения исторических событий во временной последовательности, в движении и изменениях. Необходимость сосредоточения внимания в диссертационном исследовании на определенных особенностях исторического развития анализируемой деятельности потребовала определения ее исторических рамок.

Применение в ходе исследования проблемно-хронологического метода дает возможность выделить как общее, так и отличительное, особенное в происходящих одновременно исторических событиях. Наиболее выразительно этот метод проявляет себя при составлении хроник событий, которые обычно между собой связаны тематически и генетически.

Диссертация построена главным образом с использованием проблемно-хронологического метода изложения материала, что дает возможность проследить зарождение, становление и развитие военно-исторической работы в период с 1918 по 1991 г., проанализировать ее на всех этапах развития Вооруженных Сил Советского государства.

Диссертант выделил в общих частей проблемы составляющие компоненты и каждый компонент рассмотрел в хронологической последовательности, с учетом относящихся к нему исторических фактов.

В представляемом исследовании применяются и междисциплинарные методы, такие как контент-анализ, структурно-системный, а также статистический.

Наиболее активно в исследовании используется контент-анализ, так как он позволяет дать интерпретацию содержания исследуемых источников через количественные показатели. В авторском понимании контент-анализ - это количественно-качественный анализ содержания текстового массива историографии и источников в исследовательских целях. Он дает возможность выявить скрытые элементы содержания текстов, которые могут ускользнуть при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа. С помощью контент-анализа возможно установление скрытых мотивов исторических персоналий и авторов и даже исторических причин свершения определенных событий истории.

Названные принципы, методы и подходы, разумеется, не охватывают всей методологии, а выражают по своей сути лишь стратегию исследования, которой руководствовался автор.

Исходя из изложенного, автор представляемого научного исследова-ния выдвигает концепцию проблемы диссертации , которая диктуется современными условиями развития военной организации государства. Автор считает, что, исходя из принципа конструктивности 3 , военно-историческая работа в Вооруженных Силах - это комплексно-

Контент-анализ (от англ. content - содержание) - исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности (в частности, источника текста сообщения). (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 299-301).

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различного вида деятельности. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 624).

Конструктивный - такой, который можно положить в основу чего-либо, плодотворный (Современный словарь иностранных слов. -2-е изд. стереотип. -М.: Изд-во «Русский язык», 1999. -С. 303); создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный, результативный (Большой толковый словарь. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 450).

синтезированная 1 деятельность как теоретического (исследовательского),
так и прикладного (практического) характера. Она входит в различ
ные сферы жизнедеятельности видов и родов Вооруженных Сил, го
сударственных структур и общества и одновременно включает в
себя в различной степени научно-теоретическую (теоретико-
методологическую) и научно-исследовательскую (познавательно-
методическую) работу в области военной истории (в том числе
военно-научную работу как часть образовательного процесса по обу
чению военных кадров в военно-учебных заведениях), воспитатель
ную работу с военнослужащими через патриотическое (военно-
патриотическое), идейно-политическое (идеологическое) воздействие 2 ,
посредством культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской
работы, деятельности военных средств массовой информации 3 .

Источниковую базу диссертации составили документы и материалы ряда российских архивов, фундаментальные коллективные труды советских и российских историков, справочные и статистические издания, отечественная историческая литература по исследуемой проблеме.

Аналитическая работа по указанной теме проводилась на базе изучения соответствующих материалов ряда архивов: Российского Государственного военного архива (РГВА), Центрального архива Министерства обороны Рос-

1 Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность, сочетание предметов, явлений, действий или свойств, составляющих одно целое. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 613). Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. (См. Советский энциклопедический словарь. -С. 1206).

Воспитание воинское (воинское воспитание) содержит общественно-гуманитарное, патриотическое, правовое, нравственное, физическое и другие виды воспитания. (См.: Военная энциклопедия: В 8 т. -М.: Воениздат, 1994. -Т. 2. -С. 281-282).

3 См.: глоссарий (прил. 11).

сийской Федерации (ЦАМО), Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации (ИВИ МО РФ), Военно-мемориального (Военно-исторического) центра Вооруженных Сил Российской Федерации (ВМЦ ВС РФ), Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (ОВА ВС РФ) и Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (ВУ МО РФ).

В ходе работы над диссертацией автор особое внимание уделял анализу аналитических публикаций российских историков, которые в той или иной мере отражали исследуемую тему. В их числе - докторские и кандидатские диссертации, авторефераты и научные (научно-теоретические) работы и статьи. Для изучения проблемы использовались также материалы советской, партийной и военной периодической печати того времени, воспоминания, дневники и мемуары военачальников и полководцев изучаемого периода.

При анализе источниковой базы исследования работы в области военной истории автор диссертации опирался на разработанную отечественными учеными-историками методику современного исторического источниковедения 1 . Исходя из этого, в работе представлено, согласно современной методологии, строгое изложение фактов и собы-

См.: Гареев М. Истины и заблуждения исторической науки // Свободная мысль. -1992. -№ 6; Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. -1991. -№2; Жилин П.А. Марксистско-ленинская методология военной истории. -М.: Наука, 1976; Елисеев Н.В. Теоретические проблемы исторических исследований. -М., 1998; Историческая наука: Вопросы методологии. -М., 1986; Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. -Казань, 1991; Келле В.Ж., Коваль-зон М.Н. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. -М., 1987; Клягин СВ. Новый образ науки в военно-специальных исследованиях. -М., 1997; Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований: Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. -1995. -№ 1; Кудрявцев В.Н. Об особенностях методологии социальных и гуманитарных наук // Новая и новейшая история. -1993. -№ 3; Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. -М., 1987 и др.

тий в соответствии с исторической действительностью, определение их объективной ценности, установление связей между ними и образование комплексов источников, необходимых для получения совокупности научных сведений.

По мнению автора, технология 1 данного исследования заключается в
комплексном, целостном использовании источников, историческом и
теоретическом анализе вопросов, изучаемых в научных трудах. В
соответствии с этим представляется правомерным осуществлять
историографический и источниковый анализ в единстве объективного и
субъективного, возможного и действительного, закономерного и
случайного, массового и единичного, социального и индивидуального,
применяя методы общенаучного характера (исторический и логический),
специально-исторических наук (проблемный, хронологический,

ретроспективный), смежных наук (статистические, социологические) и др. Научная новизна исследования вытекает как из самой постановки проблемы, так и из ее содержания. Она определяется недостаточностью разработанности темы, результатами проведенного анализа и состоит в следующем.

Во-первых , в отечественной исторической науке впервые проводится комплексный научный анализ, который предоставляет возможность увидеть в целом военно-историческую работу в советский период истории Отечества.

Подразумевается социальная технология, представляющая собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование объекта, достижение заданного результата. (См.: Энциклопедический социологический словарь. -С. 823).

Во-вторых , в научный оборот в новом рассмотрении вовлекается значительное количество имеющихся и вводимых автором источников и литературы по данной проблематике.

В-третьих , глубокому анализу подвергаются основные направления, формы и методы военно-исторической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, ее успехи и неудачи в ходе строительства военной организации Советского государства.

В-четвертых , научная новизна представленной диссертации состоит в том, что в ней впервые проанализированы основополагающие теоретико-методологические положения о военно-исторической работе в военной сфере общества.

В-пятых , в результате исследования предлагаются практические рекомендации, позволяющие по-новому взглянуть на перспективы развития военно-исторической работы с учетом современных приоритетов строительства военной организации Российского государства.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, возникает научная проблема , представляющая собой историческое исследование военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах, формулирование на основании полученных результатов научного анализа ответов на комплекс теоретических вопросов и нахождение решений практических задач, имеющих на сегодняшний день актуальное значение.

В отличие от ранее опубликованных работ, в которых раскрывалась историография лишь отдельных этапов исследуемого периода или часть вопросов рассматриваемой проблемы, в данном исследовании дается полная картина военно-исторической работы в заданных хронологических рамках.

На защиту выносятся:

    Результаты комплексного анализа военно-исторической работы в Советских Вооруженных Силах в 1918-1991 г. и ее влияния на повышение боеготовности личного состава армии и флота.

    Общие методологические выводы о целях, содержании, особенностях и принципах военно-исторической деятельности в рамках Вооруженных Сил СССР.

    Научные оценки итогов военно-исторической работы в области организации (управления), генезиса (развития), науки (теории), печати (публицистики), обучения (образования) и воспитания (педагогики) военной сферы государства, а также исторические уроки, вытекающие из них.

    Обобщающие суждения 1 о роли военной истории и ее использовании в развитии (реформировании и строительстве) Вооруженных Сил в советский период.

    Сформулированные исторические уроки, практические рекомендации, определяющие понимание целесообразности и рациональности действий руководства Вооруженных Сил в отношении органов военно-исторической работы и их деятельности.

6. Обобщающие выводы и предложения, которые, по мнению автора,
могли бы способствовать возрождению и развитию лучших традиций военно-
исторической работы в новых исторических условиях и укреплению на этой
основе морально-психологического состояния личного состава Российских
Вооруженных Сил.

Суждение, 1) то же, что высказывание; 2) умственный акт, регулирующий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. (См.: Советский энциклопедический словарь. -С. 1281).

Научная значимость диссертации заключается:

в разработке одной из значимых проблем отечественной истории в широких хронологических рамках;

рассмотрении теоретико-методологических основ военно-исторической работы, прежде всего методологической функции, а также целей и задач деятельности в области военной истории;

исследовании основных направлений и составных частей военно-исторической работы, таких как научно-исследовательская, научно-просветительская и военно-историографическая деятельность, сбор, обобщение и распространение военно-исторической информации при обучении военных кадров и воспитании военнослужащих;

создании историко-теоретической и фактической базы для научной концепции военно-исторической работы в военной организации государства.

Практическая значимость исследования состоит:

в новом представлении большого количества архивных материалов и исторической литературы, обобщающей характеристике источников по основным группам, показе их сильных и слабых сторон в освещении военно-исторической работы советского периода истории Отечества;

современном осмыслении практической работы военно-исторических органов, специалистов в области военной истории и должностных лиц по использованию своих знаний и опыта в деле подготовки военнослужащих к защите Отечества;

потенциальной возможности использования сделанных в нем обобщений, выводов и предложений для развития военно-исторической работы в Вооруженных Силах России, подготовки кадров военных историков, в учебной, практической и научной деятельности;

создании теоретической базы для дальнейших исследований в области военно-исторической работы в годы ближайшего исторического прошлого и

повышения с их помощью эффективности данной деятельности в современных Вооруженных Силах.

Рассмотрение изучаемого периода в исторической последовательности дает возможность сделать более обоснованные научные выводы, касающиеся осуществления военно-исторической деятельности, и, исходя ИЗ "ЭТОГО, провести ее корректировку, для достижения высокой результативности И эффективности; показать, что данная работа имеет комплексную сущность, т.е. является направлением военной науки, частью военной (военно-политической и военно-социальной) истории Отечества, что находит свое отражение в армейской и флотской печати, процессах обучения кадров и воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил России.

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Рассматриваемые вопросы объединены во введение, 6 разделов и заключение. Диссертация имеет список источников и литературы, а также одиннадцать приложений и перечень сокращений.

Апробация исследования была проведена с учетом имеющихся теоретико-методологических положений, выводов, обобщений и практических рекомендаций по военно-исторической работе и получила положительную оценку научной общественности и практикующих специалистов в области военной истории и данной работы.

Диссертация обсуждалась на кафедрах истории и истории войн и военного искусства, в научно-исследовательском отделе, ее положения неоднократно освещались в научных докладах и сообщениях на теоретических конференциях и семинарах, в учебных и публичных лекциях.

Положения диссертационного исследования использованы в учебно-методической деятельности и практической работе автором и другими преподавателями Военного университета.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

    Русское Военно-историческое Общество, его роль в развитии исторической науки: Учеб. пособие -М.: ГАВС, 1993. В соавт. с А.В. Винокуровым. -4,0 п.л.

    Императорское Русское Военно-Историческое Общество: Научная статья // Независимое военное обозрение. - 1997. -№ 39 (66). -0,3 п.л.

    Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: Теоретико-методологические аспекты, современное состояние, перспективы // Сборник научных трудов. -№ 3. -М.: ВУ, 1999. -1,0 п.л.

    Обращение к истокам: Российской армии нужна военно-историческая служба. Независимое военное обозрение. -1999. -№ 3 (126). В соавт. с А.В. Кирилиным. -0,5 п.л.

    Военно-историческая работа в Вооруженных Силах Советского государства (1918 - 1991 гг.): Монография. -М.: ВУ, 2003. -9,7 п.л.

    Организация и состояние военно-исторических исследований в СССР // Вопросы истории. -2005. -№ 4. -1,0 п.л.

    Военно-историческая работа в процессе патриотического воспитания военнослужащих Советских Вооруженных Сил // Военно-исторический журнал. -2005. -№4.-1,0 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследований - около 20 п.л.

Историография и источники проблемы

Исследование военно-исторической работы предполагает анализ историографии по данному процессу. Исходя из того, что проблема диссертации сама является частью военной истории, то автор проводит свой анализ через ее специальную отрасль - военную историографию1.

Осуществляя анализ историографии проблемы, автор преследовал цель: охарактеризовать процесс накопления знаний о военно-исторической работе; установить круг вопросов по проблеме диссертации, которые получили отражение в литературе; проследить уровень разработанности названной проблемы в исторической литературе; определить основные направления исследования данной темы.

В целом проанализировать процесс становления и развития историографии военно-исторической работы в советский период, углубления и расширения круга научных изысканий, определив при этом, какие вопросы изучены с наибольшей полнотой, какие решены неполно, трактуются неоднозначно, противоречиво и ошибочно, какие стороны проблемы мало или совсем не изучались;

Выяснить, в какой степени в имеющейся литературе освещается роль государственных органов, общественно-политических организаций, и в первую очередь Коммунистической партии, крупных исторических деятелей в становлении и развитии военно-исторической работы в советский период отечественной истории;

Объективно оценить и проанализировать идейно-теоретический, научный и фактологический уровень исследований, посвященных историческому анализу деятельности государственных и военных органов по обеспечению действенности военно-исторической работы; широту и многообразие их ис-точниковой базы.

Осуществляя историографический анализ избранной проблемы в широких хронологических рамках (с начала осуществления военно-исторической работы в Советском государстве и до сегодняшнего дня), автор исходит из реалий экономического, социально-политического, духовного состояния общества и развития собственно военной организации государства в указанные годы. Во-первых, это были десятилетия созидания принципиально нового общества, как бы к нему ни относиться и как бы его ни оценивать, с его позитивными и негативными сторонами. Во-вторых, руководящей силой общества и его военной организации в эти годы была Коммунистическая партия. Ее политика определяла экономический, социально-политический и культурный облик советского общества на всех этапах его развития, облик Вооруженных Сил. Она направляла всю деятельность в стране на укрепление своего положения в армии и народе, в том числе и через патриотическое воспитание на основе истории.

Теоретико-методологические и организационные основы военно-исторической работы в Вооруженных Силах

Одной из основных составляющих обучения и воспитания воинов - важнейшего фактора укрепления боевого потенциала Вооруженных Сил, частью деятельности командиров, органов воспитательной работы, всех офицеров любого уровня является военно-историческая работа. Эффективность этой ра-боты непосредственно зависит от актуальности ее содержания, понимания ее значения, соответствия форм и методов запросам личного состава, уровню их образованности, от профессиональных, национальных, психологических особенностей, умения организаторов воспитательной работы опираться на достижения науки, передовой опыт, учитывать новые тенденции развития военного дела, конкретные задачи частей и кораблей.

Теоретические основы военно-исторической работы Успешное решение задач военного строительства, результативность деятельности командования и штабов, соответствующих структур воспитательной работы, выполнение прямых служебных обязанностей командирами и начальниками всех степеней зависят в немалой степени не только от проведе-ния военно-исторической работы, но и от понимания ее сущности.

Какой исторический опыт военно-исторической работы советского периода пригоден для её организации и проведения в современных условиях, выработки требований, форм, способов ее ведения, реализации соответствующими должностными лицами своих обязанностей в данной области? Для того чтобы ответить на этот вопрос, автор проанализировал сущность, научно-теоретического понимания военно-исторической работы, ее основных направлений, выявил закономерности и существенные связи работы с действительностью в указанных хронологических рамках, определил основные пути повышения ее эффективности с учетом решения задач обучения и воспитания личного состава, строительства Вооруженных Сил.

Анализ всевозможных источников показал, что появление термина «военно-историческая работа» и его определение можно отнести ко второй половине 20-х гг. Первое теоретическое обоснование «военно-исторической работы как творческой исследовательской деятельности специалистов», предложил А.А. Свечин1. В те годы какого-либо дальнейшего научно-методологического рассмотрения военно-историческая работа не получила".

В конце 50-х - начале 60-х гг. термин «военно-историческая работа» стал использоваться как обобщающее понятие любой деятельности, связанной с военной историей3.

Развитию понимания военно-исторической работы как социального процесса дала толчок научно-техническая революция, под воздействием которой объединялись в единое целое близкие по своему содержанию виды деятельности, в том числе и в военной сфере.

Организация военно-исторической работы в армии и на флоте Советского государства

Уровень и достижения военно-исторической работы в Вооруженных Силах России на всех этапах ее развития определялись многими факторами, прежде всего наличием организации1 военно-исторической работы, как объекта ее осуществления. Объект военно-исторической работы включает, во-первых, систему органов по ее руководству и во-вторых совокупность учреждений, заведений, подразделений, специалистов и общественных объединений, проводящих данную работу. Именно эта зависимость предопределила важную роль военно-исторической деятельности в армии и на флоте и то большое внимание, которое ей уделялось.

Сегодня представляет большой практический интерес история организации и осуществления военно-исторической работы в прошедшие годы. При этом немаловажным для понимания ее значимости является исторический срез всей системы организации работы в прошлом и настоящем.

Еще при зарождении российской государственности многие летописцы, желая сохранить в памяти народной главные деяния предков, описывали основные военные события, в которых принимали участие русские воины. И здесь велико значение Указа Петра I о сохранении полковых историй. Петр заложил основу военно-исторической работы. Намерение увековечить самобытность каждого полка выразилось в так называемых полковых сказках. В них различные чины излагали по памяти («сказывали»), эпизоды из истории полка и свое прохождение службы, тем самым оставляя потомкам драгоценный исторический материал. Этот материал стал базой для военно-исторического анализа, позволил определить принципы военного искусства, создать основу теории и практики подготовки и ведения боевых действий. «Без светильника истории, - говорил А. Суворов, - тактика - потемки».

По мере развития военного дела стала очевидной необходимость организации целенаправленной военно-исторической работы1. Первые органы, занимавшиеся ею, появились в 1802 г. вместе с образованием Военного министерства, в штате которого был создан Архив при канцелярии. В 1812 г. был сформирован Архив инспекторского департамента Главного штаба. Архивы стали не только центрами хранения документов, представлявших историческую ценность, но и предшественниками органов военно-исторической работы.

Позднее с 1832 г. архивной работой стало заниматься 6-е отделение Военно-топографического депо Генерального штаба и 1-е отделение штаба Канцелярии генерал-квартирмейстера Главного штаба Его императорского Величества, а исторической работой - 3-е отделение штаба Канцелярии (отделение военной статистики, топографическое и историческое).

К середине XIX в. была создана довольно стройная система органов, занимавшихся военно-исторической деятельностью. В нее входили Военно-ученый отдел, Отдел по размещению и передвижению войск, Отделение канцелярии и Инспекторский департамент Генерального штаба, в обязанности которых входило совершенствование исторического образования командного состава армии.

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 1994 году Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации изучено выполнение Приказа министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207 "О совершенствовании военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, некоторых округах, на флотах, в военно-учебных заведениях, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации.

Не все командующие, командиры (начальники) проявляют требовательность, а штабы - необходимую настойчивость и распорядительность при проведении военно-исторической работы.

Военно-историческая подготовка офицеров и военно-учебных заведениях все еще остается на низком уровне, продолжается сокращение количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства (Военная академия бронетанковых войск, Военная артиллерийская академия и другие).

В войсках и на флотах военно-историческая работа проводится недостаточно целеустремленно. Комнаты информирования и досуга личного состава во многих частях не соответствуют предъявляемым требованиям, жизнь подразделений в них не отражается.

Документы по истории видов Вооруженных Сил, объединении, соединений и вузов, изданные 20 - 30 лет назад, не обновляются. Исторические справки, формуляры ведутся нерегулярно.

При организации и проведении мероприятии оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов не в полной мере учитывается военно-исторический опыт.

В целях дальнейшего совершенствования военно-исторической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, группой войск и флотами, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Начальникам военно-учебных заведений, учреждений и научно-исследовательских организаций Министерства обороны Российской Федерации глубоко проанализировать состояние дел по этому вопросу, рассмотреть на заседаниях военных советов округов, флотов, армий, флотилий и принять необходимые меры по улучшению военно-исторической работы в подчиненных органах военного управления и войсках (силах).

Активизировать военно-исторические исследования теории и практики военного строительства в интересах научного обоснования реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Шире проводить теоретические изыскания в области искусства применения сил и средств видов Вооруженных Сил и родов войск в прошлых войнах и военных конфликтах. Смелее и аргументированнее давать отпор разного рода фальсификаторам истории России и второй мировой войны.

Военно-историческую подготовку в военно-учебных заведениях, войсках и на флотах проводить в интересах патриотического воспитания военнослужащих, расширения оперативно-тактического кругозора и развития творческого мышления командиров всех степеней. Не допускать сокращения количества учебного времени, отводимого на изучение истории войн и военного искусства.

Улучшить подготовку военных историков на базе военных академий, Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации в соответствующих группах, адъюнктурах, докторантурах. Больше внимания уделять подготовке военных ученых историков.

Создать до 1 июня 1995 г. в составе оперативных управлении (отделов) штабов за счет существующей численности видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск следующие органы: в главных штабах видов Вооруженных Сил Российской Федерации и штабе Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - военно-исторические группы численностью 4 человека, в штабах округов, флотов, родов войск - военно-исторические группы численностью 2 человека, в армиях (на флотилиях), в корпусах (эскадрах), в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации ввести штатные должности офицера - историка. В соединениях и воинских частях, в управлениях и отделах штабов, в самостоятельных управлениях и отделах Министерства обороны Российской Федерации, научно-исследовательских организациях, учреждениях Министерства обороны Российской Федерации иметь нештатных офицеров - историков, предварительно прошедших необходимую подготовку.

Возложить на созданные органы планирование и организацию проведения в порядке, установленном Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 207, мероприятий по военно - исторической работе в соответствующих органах военного управления и войсках (силах) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласовано Утверждаю

Командир в/ч Директор МБОУ «СОШ № 4»

__________ _____ __________

«___» ___________ 201 г. «___» ___________ 201 г.

План совместной работы

с войсковой частью

по военно-патриотическому воспитанию

ЦЕЛЬ: воспитание социально-активной личности обучающегося, гражданина и патриота с чувством гордости, и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1.Совершенствовать формы и методы по военно-патриотическому направлению.

2.Совершенствовать традиции образовательного учреждения по военно-патриотическому воспитанию.

3. Вовлекать старшеклассников в мероприятия военно-спортивного направления.

4.Поддерживать связи с Советом , музеями, общественными организациями, семьями обучающихся с целью совершенствования работы по военно-патриотическому воспитанию.


Мероприятие

Ответственные

Экскурсии в музей Боевой Славы в/ч

январь-февраль

Классные руководители, представитель в/ч

Участие в праздничной программе, посвященной Дню рождения части

Зам. директора по ВР,

Педагог-организатор ОБЖ

Совместное проведение месячника военно-патриотического воспитания «Есть такая профессия-Родину защищать!»

Зам. директора по ВР,


День открытых дверей в в/ч

2. Конкурсно-спортивная игра «А ну-ка, парни!», посвященная празднованию «Дня защитника Отечества»

3.Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я - спортивная семья!»

4. Военно-спортивная игра «Зарничка»

Военно-спортивная игра «Меткий стрелок»

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Проведение сборов призывников (по отдельному плану)

Зам. командира по работе с ЛС

Педагог-организатор ОБЖ

Уроки Мужества на базе музея в/ч

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС


Подготовка к празднованию Дня Победы

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ,

классные руководители, родители

Митинг, посвященный Дню Победы

Совместное проведение праздника «День защиты детей»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС -педагог-организатор ОБЖ

Митинг к празднику День России.

Митинг в День памяти и скорби, возложение цветов в Аллее Героев

Зам. директора по ВР,

«День Знаний» - торжественная линейка.

сентябрь

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Совместное проведение «День независимости»

Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС

Уроки мужества

День неизвестного солдата

День Героев Отечества

День Защитника Отечества


Зам. директора по ВР,

Зам. командира по работе с ЛС,

Выступление офицерского состава части перед обучающимися ОУ на уроках Мужества

в течение года

Проведение спортивных мероприятий на территории спортивного городка в/ч

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Методическая помощь в проведении занятий по строевой и физической подготовке

в течение года

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Посещение юношами образовательного учреждения войсковой части, ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих

Зам. командира по работе с ЛС, -педагог-организатор ОБЖ

Выступление курсантов военных ВУЗов перед старшеклассниками

В период стажировки

Зам. командира по работе с ЛС,

Педагог-организатор ОБЖ

Составили

Заместитель директора по ВР

Педагог-организатор ОБЖ