Какие качества садко сделали его былинным героем. Экранизации и постановки

Садко - молодой гусляр из Великого Новгорода, герой былин с мифологическими чертами, разбогатевший при помощи морского царя. Бытует мнение, что прообразом этого героя является известный новгородский купец Сотко Сытинич, который построил церковь в благодарность за спасение на море. По сюжету былины Садко затеял спор с другими купцами о том, что он сможет скупить все товары города и при этом все еще остаться богатым. Спор этот был проигран и гусляр обязался выплатить купцам тридцать тысяч. После этого Садко построил тридцать кораблей и со скупленным добром отправился в морское путешествие. С большой выгодой распродав новгородские товары в заморских городах и странах, он возвращался домой. Однако на обратном пути случилось странное. Все корабли встали на море, двигаться дальше не хотели. Сам морской царь не давал им дорогу.

Тогда Садко принес себя в жертву и спустился в волшебный подводный мир. Там его радостно встречал царь и просил сыграть на гуслях, а сам пустился в пляс. От его плясок море стало неспокойным и потопило много кораблей. Кораблям Садко все же удалось благополучно добраться до Новгорода, а царь все не унимался. Тогда святой Микола Можайский шепнул на ухо гусляру, что можно струны порвать и музыку прекратить. Так Садко и поступил, чтобы море успокоилось. В благодарность царь предложил ему выбрать себе невесту и остаться в морском царстве. Микола Можайский посоветовал выбирать ту, которую зовут Чернавушкой. Так он и поступил, а наутро после пиршества очнулся в Новгороде на берегу, где стояли его корабли целые и невредимые. На вырученные из морского путешествия средства Садко построил церковь в честь Миколы Можайского. Больше он в море не выходил и жил себе поживал в славном Нове-Граде.

Ответ от Примадонна Натали™[гуру]




Заснул на дощечке на дубовой,

Во синем море на самом дне.
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,

Сидит в палате царь морской.





Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:

А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,







В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Ответ от Ёер [гуру]
Черезвычайный и Полномочный представитель князя во внешних сношениях


Ответ от Ђамара Ясная [гуру]
Слабохарактерный блондин на дудочуке играющий....


Ответ от Оксана [новичек]
Ну вообще то это гусли, а не дудочка, гусли даже не духовой инструмент


Ответ от Ёережа Арьков [новичек]
грш


Ответ от 1 1 [новичек]
Садко вначале - гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден. Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на гуслях. Игру Садко слышит морской царь и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад» , что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» - купцом.
Казалось бы, судьба бывшего гусляра определилась - он вошел в состав новгородского купечества, завоевал себе место под солнцем. Но Садко не может жить «как все» , в нем есть богатырское начало - только выражается оно не в воинских подвигах. Садко противопоставляет себя Новгороду и бросает ему вызов: он готов на свою «бессчетную казну» выкупить все новгородские товары.
Начинается необычное состязание: новгородские купцы несут и несут Садко свои товары, а он скупает их. Но наступает момент, когда Садко вынужден признать свое поражение.
Садко решает совершить торговое плавание. Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Поднимается буря. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море» . Дружина спускает в море бочку с серебром и с золотом, но ничего не помогает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море» .
Заснул на дощечке на дубовой,
Проснулся Садко во синем море,
Во синем море на самом дне.
Увидел Садко - во синем море
Стоит палата белокаменная,
Заходил Садко в палату белокаменну,
Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях - и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди.
Рядом с Садко неожиданно оказывается старичок: он советует порвать струны. Старичок этот - святой Микола Можайский, которого новгородцы почитали как своего покровителя, защитника от бурь и морских бедствий. Таким образом, как бы идет скрытая борьба языческого божества, духа моря (морской царь) , с христианским святым.
Благодаря святому Садко выходит из тяжелого положения. Но на этом испытания не кончаются: он должен разгадать трудную загадку - разрешать спор между царем и царицей.
У нас с царицею разговор идет,
Злато или серебро на Руси есть дорого
Или булат-железо есть дорого?
Ответ Садко:
- У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,
Что без злата-серебра сколько можно жить,
А без булату-железа жить-то неможно.
Выбор невесты - последнее испытание для Садко. Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, - девушку Чернавушку.
Согласно одним версиям, Чернавушка - единственная земная среди невест, она вернет его на землю; по другой версии, она - воплощение реки, текущей близ Новгорода, и она вынесет его домой.
Когда Садко просыпается после бракосочетания, он видит себя лежащим на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского.
Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей - он не совершает воинских подвигов. Но Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Сад

Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

История

По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Цитаты былины

«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

Главные герои

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

Далекое прошлое оставило нам, жителям двадцать первого века, очень много преданий и легенд, сказаний и поговорок. К кладезям народной мудрости относятся и былины, которых насчитывается больше пятисот. Они разделяются по циклам: общерусские, киевские, новгородские. К последним относится и былина о гусляре, побывавшем в гостях у подводного царя. Краткое содержание «Садко» мы рассмотрим в нашей статье. Хотя настоятельно рекомендуем прочесть произведение полностью. Итак, приступим.

Былина «Садко»: краткое содержание для читательского дневника

По школьной программе, эта былина выносится на внеклассное чтение. Ученик должен на каникулах прочесть произведение и сделать запись в дневнике, описывая в нескольких предложениях его суть. Так о чем рассказывает былина «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника можно передать так.

В древнем и славном городе Новгороде живет бедный гусляр по имени Садко. Игра его искусна, поэтому его часто приглашают на праздники богатые купцы. Так он зарабатывал себе на жизнь. Но вот однажды его никуда не пригласили. Горько стало парню, и он отправился на берег озера, где начал играть сам для себя.

Даже очень краткое содержание «Садко» должно упоминать, что к музыканту выплыл сам царь морской. Он поблагодарил юношу за чудную игру и рассказал ему, как заполучить богатство. Стал Садко жить припеваючи и занялся купеческим делом. Однажды он устроил пир, на котором похвалялся о своих богатствах. Он сам предложил купцам выкупить весь их товар, чтобы доказать, что денег у него много. Спор он проиграл, поэтому выплатил по тридцать тысяч червонцев каждому купцу, загрузил все товары на корабли и отправился торговать по миру.

Что случилось посредине моря?

Продолжая раскрывать краткое содержание «Садко», стоит упомянуть, что его корабли попали в бурю, когда герой возвращался домой. Решив, что морской царь требует дань, которую он никогда не платил, гусляр приказывает высыпать бочку серебра в волны. Следом отправилась бочка золота, но шторм не утихал. Тогда Садко предложил бросить жребий и принести человеческую жертву. Несколько раз бросали жребий, и каждый раз выпадал он ему. Тогда купец составил завещание, сыграл на гуслях и отправился на дно морское.

О чем дальше идет речь в былине «Садко»? Краткое содержание для читательского дневника стоит продолжать с описания встречи героя с правителем подводного царства. Он пожурил юношу за то, что тот не платил ему дани, и приказал играть. Коснулся Садко гуслей, и полились чудные звуки, которые развеселили царя. Тот танцевал, а на море поднялась буря, тонули корабли, гибли люди. В это время к музыканту пришел святой Николай Можайский и попросил прекратить игру. Он же посоветовал ему, как объяснить свой отказ морскому владыке и как выбраться из моря.

Чем заканчивается история Садко? Краткое содержание для читательского дневника следует завершить так: следуя советам святого человека, гусляр просыпается в Новгороде, куда как раз приплывали купеческие корабли. Дружина героя очень удивилась тому, что их предводитель остался жив, но очень обрадовалась, выбежала и жена гусляра. Он дал средства на строительство храма Николаю Можайскому и больше никогда не ходил в море.

Герои былины

Краткое содержание «Садко» читателю уже известно. Теперь поговорим о персонажах былины. Главным действующим лицом является Садко - бедный юноша, который искусно играет на гуслях. Он не привык показывать свои чувства другим, поэтому в минуты горя отправляется на берег озера, чтобы поиграть, хотя его сердце сжимается от боли. Получив неожиданно подарок от судьбы, герой занимается хозяйством, у него все выходит. Но тут он начинает похваляться богатством, и это бахвальство едва не погубило его. Садко пытается отвести от себя рок, но потом смиряется. Уже на дне он прислушивается к мудрым советам, поэтому выходит сухим из воды.

Подводный царь - персонаж весьма противоречивый. Ему не чужда любовь к прекрасному, то есть к игре на гуслях, он щедро вознаграждает музыканта. Но когда Садко играет на морском дне, царь танцует, и ему не жалко кораблей и людей, которых проглатывает пучина. Владыка подводного мира осознает свою силу и ценит ум человека, поскольку негласно соглашается с выбором гусляра и позволяет ему вернуться на землю.

Опера Римского-Корсакова

В начале января 1898 года на сцене театра имени С. Мамонтова (Москва) была впервые поставлена былина «Садко» (опера). Краткое содержание ее мало чем отличается от сюжета, пересказанного нами выше. Разница только в том, что гусляра спас не святой, а некий богатырь. Да и дочку водяного царя, на которой должен жениться герой, звали иначе. Превратилась девушка морская в речку синюю, а Садко возвратился к любимой жене Любаве.

Либретто на былинный сюжет написал Николай Римский-Корсаков совместно с В. И. Вельским. Опера из семи картин до сих пор ставится в лучших театрах мира.

Илья из Мурома

Этот человек, который имеет реального прототипа (его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре), является идеальным образом народного героя. Почти два десятка сюжетов с общим героем дошли до наших дней. В них Илья борется со злом - змеем, чудищем, идолищем, разбойниками, помогает другим богатырям. Также предания рассказывают о непростых отношениях героя с князем и другими царями.

После исследования мощей, проведенного в 1988 году, было установлено, что Илья Муромец умер в возрасте 40-55 лет. Это был крепкий коренастый мужчина, кстати, не исполинского роста, каким его рисуют былины. Доподлинно известно, что в юности его конечности были парализованы, но потом он исцелился и прожил оставшиеся годы полноценной жизнью.

Сравнение двух историй

Мы не будем пересказывать все былины из цикла «Илья Муромец». «Садко», краткое содержание которой мы уже рассмотрели, имеет совсем другой сюжет. Первая история повествует о герое, который идет навстречу опасностям ради благого дела. Он защищает справедливость и слабых, не идет на компромиссы с нечистой силой. Будучи парализованным до 33 лет, он посвятил всю свою остальную жизнь служению людям и Богу.

Садко - юноша, который жил в условиях социального неравенства. Будучи бедным, он не боялся высказывать богачам правду. За это он лишился заработка, но потом был вознагражден. Зазнавшись, он снова едва не потерял богатство, и только молитвы помогли ему спастись. Садко сделал правильные выводы и не стал больше искушать судьбу.

Преданье старины глубокой

Былины «Илья Муромец», «Садко», краткое содержание которых ученики проходят в средней школе, являются народным творчеством. Первая, как уже говорилось, основывается на исторических фактах, украшенных и дополненных вымыслом. Другая считается сказкой, однако есть версии, что и она базируется на реальных событиях. Некоторые ученые видят в былине отголоски колонизации мира, его изучения, другие отожествляют Садко с Одиссеем и Синбадом-мореходом. Во французском эпосе есть история о моряке по имени Садок, чья судьба сильно напоминает долю новгородского гусляра. Но есть люди, которые считают былину вымыслом религиозных лиц: ведь чудесное спасение купца, принесенного в жертву морскому богу, приписывают христианскому святому.

Вместо послесловия

Былины - это не сказки, это быль, которая когда-то имела место быть в реальности. Конечно же, народ ее приукрасил, видоизменил почти до неузнаваемости. Сегодня мы читаем эти истории и поражаемся богатству языка, насыщенности образов, интересности сюжета. А между строк можно увидеть мудрость, которая помогает справиться с современными испытаниями. Поэтому стоит внимательно изучать народное творчество, читать былины в оригинале и полностью, а не в сокращенном варианте. Много времени чтение не займет, а вот положительные эмоции от этого занятия гарантированы.

События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой - гусляр Садко . В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

Как тут-то в озере вода всколюбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: "Ай же ты, Садке Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великия, За твою-то игру нежную". 1

Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу - золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

Устроил Садке все по-небесному: На небе солнце и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. 2

Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский - побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли не идут с места на синем море. 3

Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море - Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная… 4

Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садке сутки, играл и другие, Да играл еще Садке и третьи, И все пляшет царь во синем море. 5

Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы - покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

Святой предстал перед Садко на морском дне: Обернулся - глядит Садке Новгородский: Ажно стоит старик седатыий. Говорил Садке Новгородский: "У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гуселки яровчаты". Говорит старик таковы слова: "А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай. Скажи: "У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть: Приломалося гуселки яровчатые". 6

Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя - девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".