Эрнест генри шеклтон автономное существование. Великие открытия и путешествия: история чудесного спасения изо льдов Антарктики экспедиции Эрнеста Шеклтона

Шеклтон (Shackleton) Эрнест Генри (1874-1922), английский исследователь Антарктики. В 1901-1903 участник экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 руководитель экспедиции к Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минут 19 секунд ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 руководитель экспедиции к берегам Антарктиды.

Шеклтон Эрнст Генри - исследователь Антарктики. В 1901-1903 годах участвовал в экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 годах руководил экспедицией к Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минуты ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 годах руководил экспедицией к берегам Антарктиды.

Шеклтон - отпрыск старинной ирландской фамилии - родился в Килки-хауз в семье врача. Его юность прошла в море. Узнав о желании сына стать моряком, Шеклтон-старший не стал противодействовать. Когда Эрнст окончил школу, отец использовал свои знакомства, чтобы устроить сына юнгой на 1600-тонный клипер "Хогтон Тауэр", отправлявшийся в дальнее плавание. В последних числах апреля 1890 года "Хогтон Тауэр" покинул берега Англии и направился через Атлантику вокруг южной оконечности Америки мыса Горн в чилийский порт Вальпараисо.

Плавание на "Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно кругосветное.

По возвращении из кругосветного плавания Шеклтон смог без особого труда сдать экзамен на младшего штурмана и получить место третьего помощника на пароход "Монмоусшайр" Уэльской регулярной линии, совершавший рейсы в Японию, Китай и Америку.

В 1901 году младший лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической экспедиции, организованной для исследования полярных стран. Возглавлял экспедицию капитан Р. Скотт.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон отправились на трех собачьих упряжках к полюсу. Две недели их сопровождала вспомогательная партия, но 15 ноября она возвратилась назад, а полюсная партия продолжала путь на юг. Последний день 1902 года застал группу Скотта на 82°15" южной широты, в восьми милях от Западных гор, против долины, прорезавшей хребет в западном направлении. Скотт назвал ее - проход Шеклтона. Путь к горной цепи преградил ледяной обрыв.

Группа Скотта вынуждена была возвращаться. У всех троих обнаружились признаки цинги. Шеклтон кашлял кровью. Состояние здоровья Шеклтона вынудило Скотта отправить его в Англию. То, что Шеклтон посчитал неудачей, принесло ему славу, о которой недавний штурман "Карисбрук кастл" и не мечтал: он первым поведал миру об открытиях экспедиции Скотта; ему достались первые лавры. Шеклтон получил звание лейтенанта флота и новое назначение - руководить подготовкой вспомогательной экспедиции для освобождения прочно вмерзшего в лед "Дискавери". Шеклтон отлично справился: экспедиция была снаряжена и отправлена в срок. Позже она вызволила "Дискавери" из ледяных оков, и экспедиция Скотта возвратилась на родину.

Друг Шеклтона - Бирдмор (позже лорд Инвернэйрн) - предложил Шеклтону прилично оплачиваемую должность секретаря технического комитета в Глазго. Это было нечто вроде экспериментально-конструкторского бюро, которое занималось созданием новых типов экономичных газовых двигателей.

Спокойная, размеренная служба в техническом комитете не удовлетворяла Шеклтона, поэтому мысль о новом походе к Южному полюсу все больше разжигала его честолюбие.

Шеклтон выступил с проектом новой экспедиции в газетах, а затем в "Географическом журнале". Вызов был брошен.

10 марта 1908 года Дейвид, Моусон и четверо других спутников Шеклтона впервые поднялись на вершину Эребуса (3794 метра) и достигли края действующего вулкана. Весной (в конце октября) Шеклтон начал поход к Южному полюсу. Однако, находясь менее чем в 180 километрах от полюса, 9 января 1909 года отряд вынужден был повернуть обратно из-за нехватки припасов и сильнейших ветров. По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 километров. Географические результаты похода оказались весьма значительными: открыто несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей протяженностью более 900 километров, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник Росса.

14 июня 1909 года Англия встретила Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Однако, сколь ни значительны были достижения Шеклтона и Скотта, победа норвежцев, первыми достигших Южного полюса, ударила по национальному самолюбию британцев. Чтобы вернуть "обиженному" английскому флагу былую славу, требовался подвиг, который удивил бы мир и позволил бы Англии застолбить именем короля новые пространства ледового материка. За это взялся Шеклтон.

Он перехватил идею Брюса и Фильхнера и выступил с проектом трансантарктической экспедиции. Огромная популярность, поддержка правящих и финансовых кругов Англии помогли Шеклтону сравнительно легко получить нужные средства, и в конце 1913 года он занялся снаряжением новой экспедиции.

Экспедиция разделялась на два самостоятельных отряда. Главный отряд Шеклтона отправлялся на парусно-паровом судне "Эндьюрэнс"" в море Уэдделла. Судно должно было высадить сухопутную партию Шеклтона с собачьими упряжками и запасом продовольствия на Берег принца Луитпольда. Отсюда партии предстояло совершить переход через материк: до полюса - по абсолютно девственным местам, дальше, уже на север, знакомой дорогой - по плато короля Эдуарда VII, леднику Бирдмора, ледяному щиту Росса к проливу Мак-Мёрдо. К тому времени вспомогательный отряд, отправлявшийся в море Росса на судне "Аврора", должен был устроить базу на мысе Хижины или мысе Эванс и расставить склады продовольствия от базы до ледника Бирдмора.

Но удача отвернулась от Шеклтона. Сначала отплытие "Эндьюрэнса" из Англии чуть не сорвала начавшаяся первая мировая война. Затем по пути на юг выяснилось, что судно не столь уж прочно, как казалось при покупке, а часть команды, завербованной в связи с войной из белобилетников, оказалась мало пригодной для полярного плавания. Но главные испытания ждали Шеклтона впереди.

В октябре 1915 года "Эндьюрэнс" был раздавлен льдами и затонул. Люди высадились на лед, разбили лагерь. Льдина продолжала дрейфовать к северу. Пока хватало продуктов, спасенных с раздавленного судна, пока удавалось охотиться на тюленей, жизнь на льдине была довольно сносной. С приближением зимы положение экспедиции ухудшилось.

Только 15 апреля они добрались до острова Мордвинова (Элефант). Но было ли это спасением? Надежды на помощь извне не было, следовало полагаться лишь на самих себя. Перед Шеклтоном встала дилемма: либо отправить на Южную Георгию, где находился поселок китобоев, шлюпку с опытными людьми, чтобы они добились присылки на остров спасательной экспедиции, либо всем оставаться здесь, уповая на волю Божью. Шеклтон избрал первый, наиболее трудный вариант, и взялся сам его осуществить.

Его блестящий проект трансантарктического похода явно провалился. Только в начале 1917 года Шеклтону удалось разыскать и забрать семь последних участников вспомогательно отряда экспедиции на мысе Эванс.

Несмотря на все неудачи, постигшие Шеклтона, его экспедиция в целом сделала немало полезного для науки, пополнив знания о метеорологическом и ледовом режиме, глубинах морей Уэдделла и Росса.

Шеклтон обратил свои взоры на американский Север и начал переговоры с канадским правительством об организации экспедиции, которая обследовала бы море Бофорта.

Его предложение послать океанографическую экспедицию для обследования побережья Антарктиды в африканском квадрате - от Земли Котса до Земли Эндерби нашло поддержку у лордов Адмиралтейства. А 24 сентября 1921 года экспедиционная шхуна "Квест" уже отплыла из Плимута на юг. В далекий путь с Шеклтоном отправились его старые друзья Уайлд, Уорсли, Маклин и Мак-Ильрой, метеоролог Хуссей.

4 января 1922 года "Квест" бросил якорь в бухте Гритвикен у знакомого поселка китобоев. Шеклтон сошел на берег, чтобы повидать своих старых друзей, принимавших такое живое участие в спасении экспедиции "Эндьюрэнса". Вечером он вернулся на судно, оживленный, довольный тем, что кончились все приготовления и что утром можно отправляться на юг. Перед сном Шеклтон по обыкновению сел писать свой дневник. "С наступлением сумерек я увидел одинокую, поднимавшуюся над заливом звезду, сверкающую, как драгоценный камень" - записал он последнюю фразу и лег спать... А в 3 часа 30 минут 5 января он скончался от приступа грудной жабы.

С согласия вдовы покойного тело Шеклтона было погребено в Гритвикене, на оконечности вдающегося в море мыса. А когда "Квест" на обратном пути из Антарктики снова зашел на Южную Георгию, друзья Шеклтона воздвигли на его могиле памятник - крест, увенчивающий вершину холма, сложенного из гранитных обломков.

Перепечатывается с сайта

Сэр Эрнест Генри Шеклтон (англ. Ernest Henry Shackleton, 15 февраля 1874, Килки-хаус, Килдэр, Ирландия - 5 января 1922, Грютвикен, Южная Георгия) - англо-ирландский исследователь Антарктики, деятель героического века антарктических исследований. Участник четырёх антарктических экспедиций, тремя из которых командовал.

Первый опыт полярных исследований получил в экспедиции «Дискавери», участник первого похода к Южному полюсу (достигнута широта 82° 11’), после которого был эвакуирован по состоянию здоровья. В 1907 году Шеклтон возглавил собственную экспедицию «Нимрода», в ходе которой достиг 88° 23" ю. ш., не дойдя до Южного полюса 97 географических миль (180 км). За свои достижения был возведён королём Эдуардом VII в рыцарское достоинство.

После достижения Южного полюса Амундсеном (14 декабря 1911 года) и Скоттом (17 января 1912 года), Шеклтон заявил, что пересечение всего Антарктического материка осталось «единственной крупной целью антарктических путешествий». В 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию. Поход завершился катастрофой: не достигнув берегов Антарктики, экспедиционное судно «Эндьюранс» было зажато льдами в Море Уэдделла и затонуло. Шеклтон сумел спасти всю команду, при этом не погиб ни один человек, однако его героизм и профессиональные качества не были оценены в Британии на фоне Первой мировой войны. В 1921 году он возглавил экспедицию Шеклтона - Роуэтта, однако ещё до начала её работы в Антарктиде скончался от сердечного приступа в возрасте 47 лет и был похоронен на острове Южная Георгия.

Шеклтон был разносторонней личностью, пытался баллотироваться в британский Парламент, организовывал коммерческие предприятия, но ни в одном из них не добился успеха. После кончины он оказался на некоторое время забыт, но в середине ХХ века произошёл всплеск интереса к наследию Шеклтона, сначала в США, а затем и в Великобритании. В 2002 году во время проведения национального опроса «100 величайших британцев» Шеклтон занял 11-е место, тогда как Роберт Скотт - лишь 54-е.

Семья. Детство и юность

Эрнест Генри Шеклтон родился в баронии Килки-Хаус, примерно в 48 км от Дублина, где его отец был землевладельцем. Эрнест был вторым из десяти детей и первым сыном в семье. Отец - Генри Шеклтон (1847-1920), англо-ирландского происхождения (потомок квакеров из Йоркшира), мать - Генриетта Летисия София Гэвэн (1845-1929), происходила из графства Керри, её семья - нормандского происхождения, они поселились в Ирландии с XIII века. У Шеклтонов с 1600 года были собственный герб и девиз «Стойкостью победим» (лат. Fortitudine vincimus, англ. By endurance we conquer). Одним из отдалённых предков Шеклтона был знаменитый мореплаватель Мартин Фробишер. Младший брат Э. Шеклтона - Фрэнк (1876-1941) - в 1907 году был арестован по обвинению в похищении Коронных знаков отличия ордена св. Патрика, но оправдан.

В 1880 году Генри Шеклтон решился изменить свою жизнь; покинув разорившееся поместье (в Ирландии тогда наблюдался общий упадок сельского хозяйства), он перевёз семью в Дублин, где стал изучать медицину в Тринити-колледже. В 1884 году Шеклтоны покинули Ирландию и переехали в пригород Лондона, где глава семейства надеялся найти богатую практику (всего Г. Шеклтон проработал врачом более 30 лет). Журналист и историк Роланд Хантфорд предположил, что свою роль в переезде могло сыграть и англо-ирландское происхождение Шеклтонов, поскольку в 1882 году ирландские националисты убили лорда Кавендиша, министра по делам Ирландии, что привело к обострению национальных противоречий.

Эрнест Шеклтон рано пристрастился к чтению, которое стимулировало интерес к приключениям. До 11-летнего возраста он получал домашнее воспитание и образование, а далее был отдан в приготовительную школу в Вест-Хилле, Далвич, к юго-востоку от Лондона. В 13 лет он поступил в Далвичский колледж, причём никогда не блистал успехами в учении. Он отличался спокойным нравом, но охотно вступал в драки, если однокашники пытались говорить что-то о его происхождении или высмеивали ирландский акцент. Позднее он вспоминал, что учиться ему было скучно, и утверждал, что из школьного курса географии он не вынес почти ничего, а изучение литературы сводилось к чтению и анализу отрывков из национальных поэтов и прозаиков. Тем не менее, Шеклтон выпустился пятым по успеваемости в классе из 31 человека.

Шеклтон Эрнст Генри - исследователь Антарктики. В 1901-1903 годах участвовал в экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 годах руководил экспедицией к Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минуты ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 годах руководил экспедицией к берегам Антарктиды.

Шеклтон - отпрыск старинной ирландской фамилии - родился в Килки-хауз в семье врача. Его юность прошла в море. Узнав о желании сына стать моряком, Шеклтон-старший не стал противодействовать. Когда Эрнст окончил школу, отец использовал свои знакомства, чтобы устроить сына юнгой на 1600-тонный клипер "Хогтон Тауэр", отправлявшийся в дальнее плавание. В последних числах апреля 1890 года "Хогтон Тауэр" покинул берега Англии и направился через Атлантику вокруг южной оконечности Америки мыса Горн в чилийский порт Вальпараисо.

Плавание на "Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно кругосветное.

По возвращении из кругосветного плавания Шеклтон смог без особого труда сдать экзамен на младшего штурмана и получить место третьего помощника на пароход "Монмоусшайр" Уэльской регулярной линии, совершавший рейсы в Японию, Китай и Америку.

В 1901 году младший лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической экспедиции, организованной для исследования полярных стран. Возглавлял экспедицию капитан Р. Скотт.

2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон отправились на трех собачьих упряжках к полюсу. Две недели их сопровождала вспомогательная партия, но 15 ноября она возвратилась назад, а полюсная партия продолжала путь на юг. Последний день 1902 года застал группу Скотта на 82°15" южной широты, в восьми милях от Западных гор, против долины, прорезавшей хребет в западном направлении. Скотт назвал ее - проход Шеклтона. Путь к горной цепи преградил ледяной обрыв.

Группа Скотта вынуждена была возвращаться. У всех троих обнаружились признаки цинги. Шеклтон кашлял кровью. Состояние здоровья Шеклтона вынудило Скотта отправить его в Англию. То, что Шеклтон посчитал неудачей, принесло ему славу, о которой недавний штурман "Карисбрук кастл" и не мечтал: он первым поведал миру об открытиях экспедиции Скотта; ему достались первые лавры. Шеклтон получил звание лейтенанта флота и новое назначение - руководить подготовкой вспомогательной экспедиции для освобождения прочно вмерзшего в лед "Дискавери". Шеклтон отлично справился: экспедиция была снаряжена и отправлена в срок. Позже она вызволила "Дискавери" из ледяных оков, и экспедиция Скотта возвратилась на родину.

Друг Шеклтона - Бирдмор (позже лорд Инвернэйрн) - предложил Шеклтону прилично оплачиваемую должность секретаря технического комитета в Глазго. Это было нечто вроде экспериментально-конструкторского бюро, которое занималось созданием новых типов экономичных газовых двигателей.

Спокойная, размеренная служба в техническом комитете не удовлетворяла Шеклтона, поэтому мысль о новом походе к Южному полюсу все больше разжигала его честолюбие.

Шеклтон выступил с проектом новой экспедиции в газетах, а затем в "Географическом журнале". Вызов был брошен.

10 марта 1908 года Дейвид, Моусон и четверо других спутников Шеклтона впервые поднялись на вершину Эребуса (3794 метра) и достигли края действующего вулкана. Весной (в конце октября) Шеклтон начал поход к Южному полюсу. Однако, находясь менее чем в 180 километрах от полюса, 9 января 1909 года отряд вынужден был повернуть обратно из-за нехватки припасов и сильнейших ветров. По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 километров. Географические результаты похода оказались весьма значительными: открыто несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей протяженностью более 900 километров, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник Росса.

14 июня 1909 года Англия встретила Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Однако, сколь ни значительны были достижения Шеклтона и Скотта, победа норвежцев, первыми достигших Южного полюса, ударила по национальному самолюбию британцев. Чтобы вернуть "обиженному" английскому флагу былую славу, требовался подвиг, который удивил бы мир и позволил бы Англии застолбить именем короля новые пространства ледового материка. За это взялся Шеклтон.

Он перехватил идею Брюса и Фильхнера и выступил с проектом трансантарктической экспедиции. Огромная популярность, поддержка правящих и финансовых кругов Англии помогли Шеклтону сравнительно легко получить нужные средства, и в конце 1913 года он занялся снаряжением новой экспедиции.

Экспедиция разделялась на два самостоятельных отряда. Главный отряд Шеклтона отправлялся на парусно-паровом судне "Эндьюрэнс"" в море Уэдделла. Судно должно было высадить сухопутную партию Шеклтона с собачьими упряжками и запасом продовольствия на Берег принца Луитпольда. Отсюда партии предстояло совершить переход через материк: до полюса - по абсолютно девственным местам, дальше, уже на север, знакомой дорогой - по плато короля Эдуарда VII, леднику Бирдмора, ледяному щиту Росса к проливу Мак-Мёрдо. К тому времени вспомогательный отряд, отправлявшийся в море Росса на судне "Аврора", должен был устроить базу на мысе Хижины или мысе Эванс и расставить склады продовольствия от базы до ледника Бирдмора.

Но удача отвернулась от Шеклтона. Сначала отплытие "Эндьюрэнса" из Англии чуть не сорвала начавшаяся первая мировая война. Затем по пути на юг выяснилось, что судно не столь уж прочно, как казалось при покупке, а часть команды, завербованной в связи с войной из белобилетников, оказалась мало пригодной для полярного плавания. Но главные испытания ждали Шеклтона впереди.

В октябре 1915 года "Эндьюрэнс" был раздавлен льдами и затонул. Люди высадились на лед, разбили лагерь. Льдина продолжала дрейфовать к северу. Пока хватало продуктов, спасенных с раздавленного судна, пока удавалось охотиться на тюленей, жизнь на льдине была довольно сносной. С приближением зимы положение экспедиции ухудшилось.

Только 15 апреля они добрались до острова Мордвинова (Элефант). Но было ли это спасением? Надежды на помощь извне не было, следовало полагаться лишь на самих себя. Перед Шеклтоном встала дилемма: либо отправить на Южную Георгию, где находился поселок китобоев, шлюпку с опытными людьми, чтобы они добились присылки на остров спасательной экспедиции, либо всем оставаться здесь, уповая на волю Божью. Шеклтон избрал первый, наиболее трудный вариант, и взялся сам его осуществить.

Его блестящий проект трансантарктического похода явно провалился. Только в начале 1917 года Шеклтону удалось разыскать и забрать семь последних участников вспомогательно отряда экспедиции на мысе Эванс.

Несмотря на все неудачи, постигшие Шеклтона, его экспедиция в целом сделала немало полезного для науки, пополнив знания о метеорологическом и ледовом режиме, глубинах морей Уэдделла и Росса.

Шеклтон обратил свои взоры на американский Север и начал переговоры с канадским правительством об организации экспедиции, которая обследовала бы море Бофорта.

Его предложение послать океанографическую экспедицию для обследования побережья Антарктиды в африканском квадрате - от Земли Котса до Земли Эндерби нашло поддержку у лордов Адмиралтейства. А 24 сентября 1921 года экспедиционная шхуна "Квест" уже отплыла из Плимута на юг. В далекий путь с Шеклтоном отправились его старые друзья Уайлд, Уорсли, Маклин и Мак-Ильрой, метеоролог Хуссей.

4 января 1922 года "Квест" бросил якорь в бухте Гритвикен у знакомого поселка китобоев. Шеклтон сошел на берег, чтобы повидать своих старых друзей, принимавших такое живое участие в спасении экспедиции "Эндьюрэнса". Вечером он вернулся на судно, оживленный, довольный тем, что кончились все приготовления и что утром можно отправляться на юг. Перед сном Шеклтон по обыкновению сел писать свой дневник. "С наступлением сумерек я увидел одинокую, поднимавшуюся над заливом звезду, сверкающую, как драгоценный камень" - записал он последнюю фразу и лег спать... А в 3 часа 30 минут 5 января он скончался от приступа грудной жабы.

С согласия вдовы покойного тело Шеклтона было погребено в Гритвикене, на оконечности вдающегося в море мыса. А когда "Квест" на обратном пути из Антарктики снова зашел на Южную Георгию, друзья Шеклтона воздвигли на его могиле памятник - крест, увенчивающий вершину холма, сложенного из гранитных обломков.

Истории великих открытий и путешествий зачастую заканчиваются достаточно печально: достаточно вспомнить гибель экспедиции Роберта Скотта на обратном пути от Южного полюса, Руаля Амундсена при поиске экспедиции Умберто Нобиле , историю с пропавшей экспедицией Франклина .

Были и некрасивые истории — такие, как покорение северного полюса не то Пири, не то Куком.

Но были и потрясающие победы — та же экспедиция Руаля Амундсена к Южному полюсу, пересечение на лыжах Гренландии Фритьофом Нансеном.

А я сегодня хочу рассказать историю, которая в детстве потрясла меня. Это история об экспедиции, которая только чудом окончилась хоть и без ожидавшегося результата, но практически без человеческих жертв. И рассказать о ней меня натолкнула статья, на которую я недавно случайно наткнулся. Здесь я приведу ее краткое изложение, ну а со всеми деталями, и более чем 50 фотографиями можно ознакомиться . Итак, Имперская трансантарктическая экспедиция сэра Эрнеста Шеклтона.

В 1914 году Эрнест Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление следующего содержания:

«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха - честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон»

Южный полюс был достигнут за несколько лет до этого Роальдом Амундсеном, поэтому Шеклтон поставил перед собой более амбициозную цель: высадка на Антарктиде и пересечение всего Антарктического материка — 1800 миль по всему континенту через Южный полюс.

Экспедиция включала два отряда на кораблях «Эндьюранс» и «Аврора». Группа Шеклтона на «Эндьюранс» должна была подойти к побережью моря Уэдделла, перезимовать в заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. Второй отряд, базируясь на о. Росса в проливе Мак-Мёрдо, должен был заложить склады для успешного возвращения отряда Шеклтона.

Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000, в том числе и от женщин. В конечном итоге в команде было 56 человек, по 28 на каждый отряд, причём некоторые вошли в состав экспедиции в последний момент - в Буэнос-Айресе и Сиднее.

21 февраля 1915 года «Эндьюранс» оказался в самой южной точке своего пути - 76° 58′ ю. ш. Судно Шеколтона столкнулось с неожиданно высокой плотностью льдин. После более чем двух месяцев борьбы «Эндьюранс» был безнадежно скован льдами, затем начал дрейфовать на север.

27 октября 1915 года судно был сжато до предела и Шеклтон дал приказ покинуть «Эндьюранс». На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C. Фотографу Херли удалось спасти с корабля свои фотопластины, однако ему пришлось оставить только 120 лучших из них.

После непродолжительной попытки похода, экипаж построил лагерь на льду, продолжая извлекать запасы и спасательные шлюпки из «Эндьюранса», пока, наконец, 21 ноября корабль полностью не затонул.

После неудавшегося второго похода был основан «Лагерь Терпения», в котором команда прожила более 3 месяцев. Вскоре начала ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было оставлено в Океанском лагере. Харли и Маклин были отправлены за продовольствием. 2 февраля 1916 года Шеклтон направил большой отряд, чтобы забрать побольше запасов и третью шлюпку, которую было бросили. Основой рациона стала тюленина и пингвинятина.

Но из-за наличия множества собак мяса отчаянно не хватало. Поэтому 2 апреля начальник распорядился пристрелить всех оставшихся ездовых животных.

8 апреля 1916 года льдина, на которой расположился лагерь, раскололась надвое, и Шеклтон приказал садиться в спасательные шлюпки.

Пятидневный морской переход по забитым льдами водам привёл команду к о. Элефант, населенного только пингвинами и тюленями, от места крушения «Эндьюранса» команду отделяли 346 миль. Дрейф и переход по льдам длились 497 дней. 14 апреля они достигли юго-восточного побережья острова, но не смогли высадиться из-за крутых скал и обрывистых ледников. 15 апреля Шеклтон добрался до северного побережья и обнаружил узкий галечный пляж, на который смогли высадиться люди со всех шлюпок. Вскоре выяснилось, что в этих местах очень высокие приливы и гавань не гарантирует безопасности. 16 апреля Уайлд с командой «Стэнкомба Уиллса» исследовал побережье в поисках подходящей гавани, которая и была обнаружена всего в 7 милях (11 км). Новый лагерь получил название Point Wild («Мыс Дикий» и одновременно «Мыс Уайлда»).

Остров Элефант был бесплодным и необитаемым местом, расположенным вдалеке от судоходных трасс. Даже если британское правительство – а в военное время у него забот по горло – пошлет спасательную экспедицию, вряд ли кто-нибудь будет искать потерпевших кораблекрушение на затерянной среди льдов скале необитаемого острова. Поиски вначале начнутся в бухтах моря Уэдделла, а тем временем… Шеклтон не сомневался, что поисковым отрядам даже не придёт в голову туда заглянуть; это означало, что дело спасения с этого момента становится задачей самой команды. Перезимовать же на острове было можно: хотя и лишённый растительности, он имел вдоволь пресной воды, а также тюленей и пингвинов как главного источника пищи и топлива.

– Оставаться здесь нельзя, – сказал Шеклтон. – Ближайшая обитаемая земля лежит в восьмистах милях к северо-западу, то есть полторы тысячи километров. Это Южная Георгия. Там почти всегда зимуют китобои. Но всем вместе нам не уйти: слишком малы шлюпки. Несколько человек отправятся вместе со мной на вельботе, а за остальными мы вернемся на китобойце.

Это расстояние предстояло достичь на одиночной шлюпке в условиях приближающейся полярной зимы. В случае везения, если море будет свободным ото льда и выживет шлюпочная команда, Шеклтон рассчитывал добраться до помощи примерно за месяц.

Если быть точным, то еще более близким обитаемым местом был Порт-Стэнли , до которого было 540 морских миль (1000 км), но преобладающие западные ветра делали его фактически недостижимым.

Из четырех шлюпок „Эндьюренса“ три слишком малы для столь долгого плавания. В единственную более-менее подходящую шлюпку загрузили припасы, предназначенные для трансантарктического похода: галеты, пищевые концентраты, сухое молоко и сахар. Пресную воду залили в две 18-галлонные бочки (одна из которых была повреждена во время погрузки). Пищу готовили на двух примусах. Шлюпка «Джеймс Кэйрд» представляла из себя китобойный вельбот, лишенный палубы. Длина его достигала 6,9 м. Плотник Макнишу сделал шлюпку более мореходной, располагая только тем имуществом, которое было у экспедиционеров. Он надстроил борта и сделал из парусины чехол, заменивший палубу.

Для достижения водонепроницаемости швы были обработаны тюленьей кровью в смеси с масляной краской. С «Дадли Докера» (еще одной шлюпки) сняли мачту и сделали из неё фальшкиль, как для увеличения остойчивости, так и чтобы сделать корпус более крепким. Для улучшения остойчивости в шлюпку положили «длинную тонну» (1016 кг) балласта.

С собой Шеклтон брал пятерых человек - Уорсли (капитана Эндьюранс), Крина (ветерана Антарктики, проверенного в экспедициях Скотта), Генри (Чиппи) Макниша, Тима Маккарти и Джона Винсента. Начальником отряда на о. Элефант остался Ф. Уайлд:

которому Шеклтон дал детальные инструкции. В случае, если Шеклтон не вернётся до весны, команде предстояло попытаться добраться до о. Десепшен, также необитаемого, но находящегося ближе к мореходным путям и ждать помощи там.

– По местам! До скорого. Команда отплыла 24 апреля 1916 года при благоприятном юго-западном ветре.

Вельбот на веслах огибает мыс, затем на мачтах поднимаются паруса. Оставшиеся на берегу машут вслед уходящему суденышку.

Выйдя в море, судну пришлось уклониться от прямого курса, в связи с наличием ледяных полей. За первые сутки при 9-балльном шторме удалось пройти 45 морских миль (83 км). Из-за шторма команде приходилось бодрствовать, были трудности со сменой вахт, а полярная одежда не была приспособлена для морского плавания и её невозможно было высушить. 29 апреля погода резко ухудшилась, упала температура, а волны грозили опрокинуть шлюпку. На 48 часов пришлось лечь в дрейф, при этом снасти и «палубу» пришлось непрерывно очищать ото льда. К 4 мая они были уже в 250 морских милях от Южной Георгии.

Вельбот – устойчивое морское судно с превосходными мореходными качествами. Двухпарусное суденышко Шеклтона взбирается по откосам водных громадин, от вида которых человека, далекого от моря, берет жуть; когда оно оказывается на гребне волны, его днище наполовину обнажается, и кажется, что вельбот вот-вот опрокинется. Но нет, корма оседает, вельбот садится на волну и скользит вниз, словно по ледяной горке. И вновь взбирается вверх. Вельбот с легкостью минует рифы – либо увлекаемый водоворотами, либо проходя над ними на гребне волны. Через некоторое время люди, сидящие в вельботе, не то чтобы успокаиваются, а просто начинают понимать, что у них есть возможность выдержать любые невзгоды.

Но на вельботе нет палубы. Водяные брызги – а то и весь гребень волны – обрушиваются внутрь, и через час все промокают насквозь. Кроме того, в течение всего путешествия, и днем и ночью, надо вычерпывать воду. Провизия подмокла – вымокшие люди едят пропитанную водой пищу. Есть и пить на этих качелях не так уж приятно, а отправление естественных нужд ставит моряков просто в опасное положение – друзьям приходится держать вас крепче крепкого, чтобы вы не выпали за борт. На звания никто внимания не обращает. „Давайте, капитан. Я держу вас“. Тогда авторитеты и уважение не страдали во время путешествий.

День сменяется ночью, которая больше похожа на ревущий черный хаос. Люди по очереди вычерпывают воду и спят. Человек обладает удивительной приспособляемостью. После трех-четырех бессонных ночей, проведенных в тревоге, разбитые от усталости люди иногда бросают вычерпывать воду, ложатся на дно и в насквозь мокрых одеждах, прижимаясь друг к другу, чтобы сохранить малейшую частицу тепла, забываются в крепчайшем сне. От ярости стихий они словно тупеют – мысль становится тяжелой и неповоротливой; лишь брезжит сознание, что ты еще жив, а шлюпка идет в нужном направлении. Думаю, что каждый моряк возносит тайные молитвы, которые уносит яростный ветер.

Шеклтон спит меньше других, вернее, почти совсем не спит. В его повествовании об этом плавании („Юг, история последней экспедиции Шеклтона“) мало подробностей о том, как ему удалось сохранить правильное направление. В редкие минуты просветления он сумел провести астрономические наблюдения и рассчитать свое местонахождение. Вельбот прошел по прямой от острова Мордвинова (остров Элефант) до западной оконечности Южной Георгии. И наконец продрогшие моряки увидели на горизонте заснеженную вершину.

Команда находилась в 280 км от китобойной базы (если плыть вдоль побережья), однако, судя по состоянию шлюпки, преодолеть это расстояние было невозможно. Винсент и Макниш были на грани жизни и смерти, поэтому Шеклтон, Уорсли и Крин решили идти за спасением через горы - к китобойной базе Стромнесс.

18 мая три человека двинулись в горы - это было первое в истории пересечение внутренних районов Южной Георгии. Поход был очень тяжёлым ещё и потому, что у путешественников не было карт, и постоянно приходилось обходить ледники и горные обрывы. Без всякого снаряжения, без сна они за 36 часов достигли Стромнесса, причём выглядели, по словам Уорсли, «как трио страшных чучел». Когда они увидели Грютвикен с его темными хижинами, дымами, грубоватыми парусниками на серой воде, им показалось, что они попали в рай. Норвежцы встретили их радостно, и в честь удачного завершения похода было выпито немало водки. В тот же день, 19 мая, норвежцы отправили моторный катер, чтобы эвакуировать Маккарти, Макниша и Винсента и забрать «Джеймса Кэйрда».

Но на острове Мордвинова ждали двадцать два человека с запасом провизии всего на несколько недель.

Любой капитан был готов отправиться на выручку. Уже через три дня после прибытия в Стромнесс Шеклтон на борту китобойца The Southern Sky предпринял попытку выручить оставшуюся на о. Элефант команду. В мае поле паковых льдов не позволило приблизиться к острову ближе чем на 110 км, а китобоец не был приспособлен для плавания во льдах. Шеклтон отступил и отбыл в Порт-Стэнли.

Шеклтону удалось заручиться поддержкой английского посла в Уругвае, и получить от правительства страны траулер, на котором 10 июня предпринял вторую попытку пробиться к о. Элефант, вновь безуспешную. Тогда Шеклтон, Крин и Уорсли отплыли в Пунта-Аренас, в Чили, где встретились с британским судовладельцем Макдональдом. 12 июля на шхуне Макдональда «Эмма» была предпринята третья попытка спасти команду: паковые льды и на сей раз не пустили судно к побережью.

К тому времени - середине августа - Шеклтон уже более трёх месяцев не имел сведений о своей команде. Правительство Чили предоставило в распоряжение полярника паровой буксир Yelcho , уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции в качестве вспомогательного судна.

Потерпевшие кораблекрушение, намерзшиеся и наголодавшиеся на острове Мордвинова надежды не потеряли. Они знали: капитан не бросил их на произвол судьбы. И были уверены, что он не погиб: его знания, энергия, силы говорили за него. Он всегда знал, что делал, и уже не раз избавил их от смерти в этой экспедиции; для них он был сверхчеловеком. Шеклтон должен прийти за ними даже во тьме антарктической ночи – они верили в него, как в Бога. 25 августа началась четвёртая попытка. И когда на горизонте над серым, усеянным айсбергами морем (это было 30 августа 1916 года) показался дым, они поняли, что не обманулись в своих ожиданиях: все участники зимовки на о. Элефант перешли на борт Yelcho . Вся команда прибыла в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года.

Намного сложнее оказалось положение людей команды моря Росса.

Зимние штормы унесли шхуну «Аврора», которая 312 дней дрейфовала во льдах и с большим трудом вернулась в Новую Зеландию (разошлись швы обшивки, был сломан руль). Оставшиеся на острове Росса люди чуть было не повторили судьбу Скотта - заложив склады до Горы Надежды, на обратном пути они были остановлены снежной бурей на небольшом удалении от склада припасов. Тем не менее, участникам партии хватило мужества добраться до него и спастись, проведя в поле 198 дней (команда Скотта в 1912 году погибла на 144-й день в полном составе). Эта операция стоила жизни одному участнику команды - Э. Спенсеру-Смиту, который умер в пути от цинги и истощения. Начальник партии Э. Макинтош и её участник Виктор Хейворд, предположительно, провалились под лёд в мае 1916 года, уже на зимовочной базе. Подробнее же о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, и оказавшимися еще более трагичными, чем у первой команды — можно прочитать в Вики .

Командиром спасателей назначили Джона Кинга Дэвиса, служившего в экспедиции Моусона и отказавшегося от предложений Шеклтона участвовать в Имперской экспедиции. Дэвис, тем не менее, взял Шеклтона сверхштатным офицером и вышел в море 20 декабря 1916 года, достигнув острова Росса 10 января 1917 года.

Команда на мысе Эванса ожидала увидеть Шеклтона с другой стороны света, люди были разочарованы тщетностью усилий и смертей. 20 января «Аврора» ушла в Новую Зеландию, увозя на борту семерых выживших. 9 февраля все вернулись в Веллингтон.

К сожалению, в отличие от Фритьофа Нансена, тоже великого путешественника и исследователя, посвятившего себя служению миру и справедливости, ничем особым в дальнейшем Шеклтон не отличился, скорее наоборот. Впоследствии, ему дали временный чин майора и отправили — сначала на Шпицберген для исследования возможности британской аннексии архипелага: миссия проводилась под видом геологической экспедиции; а затем — в составе военной миссии в Мурманск. Служба на вторых ролях не удовлетворяла его, в одном из писем он жаловался, что «не может найти себя, если не находится среди бурь в диких землях». В феврале 1919 года Шеклтон вернулся в Лондон с проектом освоения природных ресурсов Северной России в кооперации с местным белым правительством. Провал иностранной интервенции привёл к крушению и этих планов. Однако за участие в интервенции он был возведён в достоинство офицера Ордена Британской империи.

И тем не менее, ещё в 1921 году Эпсли Черри-Гаррард, сопровождавший Роберта Скотта, в предисловии к своим мемуарам «Самое ужасное путешествие» написал об организации идеальной антарктической экспедиции:

В области науки и географических исследований мне нужен Скотт, для путешествия полярной зимой - Уилсон, для молниеносного рывка к Полюсу - Амундсен; но если я окажусь в пасти у дьявола и захочу из неё выбраться, я без колебаний призову Шеклтона.

Люди, способные на такие свершения — всегда не от мира сего. Не всем быть Нансенами и Хейердалами, да и у них — своих тараканов хватало, если уж разобраться. Но уважения и вечной людской памяти за свои свершения — они заслуживают навсегда.

Ровно сто лет назад, 27 октября 1915 года, команда британского путешественника Эрнеста Шеклтона высадилась на льды Антарктики. Корабль затонул, но люди предприняли отчаянную попытку спастись - и выжили. Полную историю этой экспедиции можно узнать из книг «Затерянные во льдах» и «Лидерство во льдах» . Несколько фактов из них:

8 августа 1914 года Эрнест Шеклтон со своей отважной командой отправился в путь, собираясь пересечь бескрайние снега Антарктиды. Этому путешествию суждено было стать последней экспедицией золотого века полярных исследований.

Шеклтон планировал достичь Антарктиды и пройти через Южный полюс, однако 18 января 1915 года корабль, не дойдя до цели, увяз в плотном скоплении ледяных обломков

Экипаж пытается расчистить путь для корабля.

Постепенно льдины накренили корабль на тридцать градусов. В какой-то момент одна из льдин пробила корпус судна, в трюм хлынула вода. Оставаться на корабле было небезопасно. Приказ высадиться на лед прозвучал 27 октября 1915 года в пять часов вечера, хотя большинству участников экспедиции к этому времени и так уже было понятно, что корабль затонет. Люди боролись за него - и проиграли.

Корабль ушел под воду 21 ноября. Членам команды пришлось привыкнуть к новой реальности, состоящей из постоянных неудобств, бесконечной сырости и неизбежного холода. Новым домом путешественникам стал лагерь «Океан», который они разбили неподалёку от корабля. Путешественники, почти год назад покинувшие Южную Георгию, остались дрейфовать на льдине.

Команда тащит спасательную шлюпку по льду после гибели корабля.

23 декабря Шеклтон и его команда упаковали снаряжение и оставили лагерь «Океан» в поисках более надёжного льда. Следующие три с половиной месяца команда провела в лагере «Терпение» на льдине, которая дрейфовала на северо-запад. Однако льдина с каждым днём становилась всё более ненадёжной, и 9 апреля членам команды пришлось пересесть в спасательные шлюпки. Через неделю они высадились на безлюдный остров Элефант.

Шеклтон взял с собой нескольких человек и отправился на лодке за помощью. Через 16 дней им удалось достичь китобойной базы на острове Южная Георгия. Еще три месяца потребовалось, чтобы добраться до острова Элефант и эвакуировать оставшихся членов команды.

Прочитать больше о героической экспедиции Эрнеста Шеклтона и мужественных людях, сумевших выжить в экстремальных условиях, можно в этих книгах: «Затерянные во льдах» и «Лидерство во льдах» .

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.