Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики. Подводный флот немцев во времена второй мировой Кригсмарине военно морской флот третьего рейха

Подводный флот в составе кригсмарине Третьего рейха был создан 1.11.1934 и прекратил свое существование вместе с капитуляцией Германии во Второй мировой войне. За время своего относительно недолгого существования (около девяти с половиной лет) германский подводный флот сумел вписать себя в военную историю в качестве самого многочисленного и смертоносного подводного флота всех времен и народов. Германские субмарины, внушавшие ужас капитанам морских судов от мыса Нордкап до мыса Доброй Надежды и от Карибского моря до Малаккского пролива, благодаря мемуарам и кинофильмам уже давно превратились в один из военных мифов, за пеленой которого часто становятся незаметными реальные факты. Вот некоторые из них.

1. В составе кригсмарине воевали 1154 подводные лодки, построенные на германских верфях (включая подводную лодку U-А, которая изначально строилась в Германии для ВМС Турции). Из 1154 субмарин 57 подводных лодок были построены до войны, а 1097 – в период после 1 сентября 1939 года. Средние темпы ввода в строй германских подводных лодок во время Второй мировой войны составляли 1 новая подлодка каждые два дня.

Недостроенные немецкие подводные лодки типа XXI на слипах №5 (на переднем плане)
и №4 (справа вдали) верфи AG Weser в Бремене. На фото во втором ряду слева направо:
U-3052, U-3042, U-3048 и U-3056; в ближнем ряду слева направо: U-3053, U-3043, U-3049 и U-3057.
Справа вдали – U-3060 и U-3062
Источник: http://waralbum.ru/164992/

2. В составе кригсмарине воевал 21 тип подводных лодок германской постройки со следующими техническими характеристиками:

Водоизмещение: от 275 тонн (подлодки типа ХХII) до 2710 тонн (тип Х-В);

Скорость в надводном положении: от 9,7 узла (тип ХХII) до 19,2 узла (тип IХ-D);

Скорость в подводном положении: от 6,9 узла (тип II-А) до 17,2 узла (тип ХХI);

Глубина погружения: от 150 метров (тип II-А) до 280 метров (тип ХХI).


Кильватерная колонна немецких подводных лодок (тип II-A) в море во время маневров, 1939 год
Источник: http://waralbum.ru/149250/

3. В состав кригсмарине входило 13 трофейных подводных лодок, в том числе:

1 английская: «Seal» (в составе кригсмарине – U-B);

2 норвежские: В-5 (в составе кригсмарине – UС-1), В-6 (в составе кригсмарине – UС-2);

5 голландских: О-5 (до 1916 года – британская подлодка Н-6, в составе кригсмарине – UD-1), О-12 (в составе кригсмарине – UD-2), О-25 (в составе кригсмарине – UD-3), О-26 (в составе кригсмарине – UD-4), О-27 (в составе кригсмарине – UD-5);

1 французская: «La Favorite» (в составе кригсмарине – UF-1);

4 итальянские: «Alpino Bagnolini» (в составе кригсмарине – UIT-22); «Generale Liuzzi» (в составе кригсмарине – UIT-23); «Comandante Capellini» (в составе кригсмарине – UIT-24); «Luigi Torelli» (в составе кригсмарине – UIT-25).


Офицеры кригсмарине осматривают британскую подводную лодку «Сил» (HMS Seal, N37),
захваченную в проливе Скагеррак
Источник: http://waralbum.ru/178129/

4. В ходе Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14528570 тонн. Самый результативный капитан подлодок кригсмарине – Отто Кречмер, потопивший 47 судов общим тоннажем 274333 тонны. Самая результативная подводная лодка – U-48, потопившая 52 судна общим тоннажем 307935 тонн (спущена на воду 22.4.1939, а 2.4.1941 получила тяжелые повреждения и больше в боевых действиях не участвовала).


U-48 - наиболее успешная германская подлодка. На снимке она находится
почти на половине пути к своему конечному результату,
как это показано белыми цифрами
на рубке рядом с эмблемой лодки («Трижды черный кот»)
и персональной эмблемой капитана подлодки Шульце («Белой ведьмой»)
Источник: http://forum.worldofwarships.ru

5. За время Второй мировой войны германские подводные лодки потопили 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца. Самый крупный из уничтоженных кораблей – линкор «Royal Oak» (водоизмещение – 31200 тонн, экипаж – 994 человека) – потоплен подводной лодкой U-47 на собственной базе Скапа-Флоу 14.10.1939 (водоизмещение – 1040 тонн, экипаж – 45 человек).


Линейный корабль «Royal Oak»
Источник: http://war-at-sea.narod.ru/photo/s4gb75_4_2p.htm

Командир немецкой подводной лодки U-47 капитан-лейтенант
Гюнтер Прин (Günther Prien, 1908–1941) раздает автографы
после потопления британского линкора «Royal Oak»
Источник: http://waralbum.ru/174940/

6. Во время Второй мировой войны германские подводные лодки совершили 3587 боевых походов. Рекордсменом по количеству боевых походов является подлодка U-565, совершившая 21 поход, в ходе которых потопила 6 судов общим тоннажем 19053 тонны.


Немецкая подводная лодка (тип VII-B) во время боевого похода
подходит к кораблю для обмена грузами
Источник: http://waralbum.ru/169637/

7. В ходе Второй мировой войны безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка. Первой потерянной подводной лодкой является субмарина U-27, потопленная 20.9.1939 британскими эсминцами «Fortune» и «Forester» западнее берегов Шотландии. Последней потерей является подлодка U-287, подорвавшаяся на мине в устье Эльбы уже после формального окончания Второй мировой войны (16.05.1945), возвращаясь из своего первого и единственного боевого похода.


Британский эсминец HMS Forester, 1942 год

…Мы делали все возможное, но скользкая черная смерть шла впереди нас.


Мы ввели конвойную систему, но это лишь подстегнуло их азарт – они собирались в стаи и еще сильнее преследовали нас. Днем они исчезали. Но едва сгущались сумерки, цепкие лапы хватали за горло и увлекали на морское дно.

Злобные рыбины проведали о наших секретах и сменили тактику – теперь, обнаружив конвой, они всплывали и следовали с ним параллельным курсом, ориентируясь по дымам судов. Бешено стрекотала «Энигма», невидимые электрические молнии пронизывали радиоэфир – через час в район стягивались другие твари, постепенно окружая нас и выходя нашим кораблям наперерез. А потом они бросались на нас, и начиналось ужасное…

Мы создали радиолокатор сантиметрового диапазона для тотального контроля поверхности океана. Их ответом стал «мальтийский крест» - чуткий антирадар, засекавший излучение наших РЛС задолго до того, как операторы начинали видеть на засветку от крупного надводного объекта. Когда патрульный «Сандерланд» выходил в заданный квадрат, черная смерть успевала погрузиться и бесследно исчезнуть в толще морской воды.

Мы выставили 76 000 морских мин на подходах к их базам в Северном море и Ла-Манше, заминировали Кильский канал, проливы Скагеррак и Каттегат. В опасных рейдах было потеряно 500 самолетов-постановщиков, но все напрасно – за всю войну лишь тридцать две из них стали жертвами наших мин, остальные 800 умело обошли заграждения и ушли в океан заниматься разбоем.

Мы регулярно бомбили их базы и верфи, где рождались хищные рыбины, сбросив в совокупности 100 000 тонн бомб. Все тщетно – их потери оказались минимальны. Всего 59 стальных демонов. Остальные, переждав налет, немедленно вылезали из своих железобетонных укрытий и расползались по всей Атлантике.

Мы наращивали количество эскортных сил, построили за два года 350 корветов типов «Хант» и «Флауэр», ставшие нашими «Т-34» на просторах Атлантики. Мы вооружали транспортные и промысловые суда, привлекали к борьбе с подводной угрозой крейсера и эсминцы Королевских ВМС. Морское командование реквизировало у судовладельцев 1240 яхт, траулеров и китобойных судов, превратив их в охотников за черной смертью - с комплектом гидроакустической аппаратуры и запасом глубинных бомб на борту.


Каталина!


Мы создали гидролокатор – АСДИК, способный просвечивать морские глубины и вычислять крадущихся тварей. Увы, стиснув зубы, они, как и прежде, настигали караваны судов и упрямо душили Британию, оставляя нас без самого необходимого. Кровь хлестала с обеих сторон, но их ярость оказалась сильнее высоких технологий.

Подводные киллеры смело рвались вперед, не опасаясь наших приборов – они знали, что примитивный АСДИК имеет слишком малый угол захвата, а его эффективная дальность в режиме эхолокации не превышает одной мили и стремительно уменьшается с ухудшением погоды и увеличением скорости противолодочного корабля. На 16 узлах сонар становился полностью глухим.
Едва начав преследование, мы немедленно теряли с ними контакт.

Мы разрабатывали новые шумопеленгаторы и ультразвуковые приборы наблюдения, установили береговые гидроакустические станции при входе в устья рек, каждый порт и военно-морскую базу… все напрасно!

Скользкие черные чудовища тоже непрерывно совершенствовались. Они уменьшили уровень собственных шумов, применив амортизацию механизмов и средства для создания помех в работе нашей гидроакустической аппаратуры. Они научились быстро изменять глубину погружения, сделав наше противолодочное и глубинные бомбы неэффективными.

У них появилось новые опасные игрушки – приборы маневрирования FAT и LUT для торпедного оружия, простейшие механизмы, позволявшие атаковать конвои из любой позиции. А потом появились акустические самонаводящиеся торпеды Т4 «Фальке» и Т5 «Цаункёниг». Любой наш корабль, рискнувший вступить в открытый поединок со стальной рыбиной, в любую минуту мог сам попасть под удар.

Мы оснастили свои корабли буксируемыми шумовыми ловушками, но они тут же создали помехозащищенную систему наведения для акустических торпед.

Мы чувствовали, буквально ощущали своей просоленной кожей, что на подходе новая угроза – на верфях Германии зачаты новые, еще более грозные подводные чудовища…

«Электроботы». Тип XXI и XXIII. Лодки, рассчитанные на постоянное нахождение в подводном положении. Оптимизированные обводы и увеличенное количество аккумуляторных батарей позволяли им разгоняться под водой до 15 узлов – их преследование нашими противолодочными кораблями было практически невозможно, на такой скорости АСДИК не работал. Оснащенные шноркелями, они могли неделями не показываться на поверхности; а совершенный комплекс гидроакустики обеспечивал им исключительные возможности для контроля над морской обстановкой.

Тогда мы всего этого не знали. Было лишь гнетущее ощущение опасности и бессилья.
Британия готовились к худшему…

Дойчланд штольц

…да, 1942 год удался на славу. Доблестным морякам-подводникам удалось в три раза превысить достижения всех предыдущих лет войны, потопив за год 1149 кораблей и судов противника, общим тоннажем 6,2 миллиона брутто регистровых тонн. Фантастиш!

В списках побед числится пара знатных трофеев – авианосец «Игл» (потоплен 11.08.1942 подлодкой U-73) и крейсер «Эдинбург» с грузом золота на его борту (подстрелен 2.05.1942 в Баренцевом море подлодкой U-473). Кроме того, «морские волки» загрызли легендарный конвой PQ-17, провели в Карском море операцию «Вундерланд», потопили еще 2 крейсера и 13 эсминцев противника. Зер гут.


Пролив Кирк-Саунд, Скапа-Флоу, Шотландия. Здесь, в темную ночь с 13 на 14 октября 1939 года, пролезла, едва не царапая корпусом дно, лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина. Как он это сделал? Дас ист фантастиш. Тем не менее, для линкора "Ройал Оук" и 833 человек его экипажа эта ночь оказлась последней. Учинив погром в гавани самой защищенной британской базы, U-47, под грохот зениток, выбралась тем же путем и благополучно вернулась домой.
Во избежание повторения следующего "Перл-Харбора" с немецким акцентом, англичане срочно перегородили пролив каменной дамбой.

За яркими событиями скрываются серые будни войны. Наши подводники имеют четкие указания – по возможности не трогать военные корабли, сосредоточив свое внимание на судах торгового флота. Субмарине невыгодно гоняться за быстроходным эсминцем – слишком подвижная и маневренная цель, эсминец способен увернуться от выпущенных торпед и сам нанести контрудар.

Законы морской войны далеки от распространенных заблуждений о «дыме морских сражений». Люди не живут в открытом океане. Сине-зеленую водную гладь нельзя захватить или разрушить. Океан используется лишь как транспортная артерия, по которой Британия получает критически важные для нее товары, сырье и оборудование.

А раз так - тогда зачем лодке так долго и тщательно прицеливаться, вступать в бесполезную и опасную дуэль с эскортными силами конвоя? Гораздо эффективнее и полезнее расстрелять тихоходные танкеры и транспорты с самолетами, танками, машинами, механизмами, грузами руды и каучука, обмундированием и продуктами питания…

Пусть потом быстроходный эсминец носится по кругу, а его командир рвет на себе волосы – в воду погружаются обломки транспортов, задача провалена. По прибытию на базу экипажу эсминца окажется нечего есть, а эсминец, оставшись без топлива, самостоятельно встанет на прикол. Истощенная Британия рано или поздно подпишет капитуляцию.

Вот он, верный путь к победе! И мы продолжали наращивать удары в выбранном направлении…

Американский приговор Кригсмарине

…Мы будем строить корабли быстрее, чем их сможет топить противник. Мы будем ЕЖЕДНЕВНО спускать на воду по два боевых корабля основных классов (авианосец, линкор, крейсер, эсминец, или подлодку) и вводить в строй по три транспорта.

Следует немедленно развернуть производство противолодочной техники – тысячи охотников и корветов, эскортных авианосцев на базе транспортных судов и базовой морской авиации – гидросамолетов «Каталина», дальних морских разведчиков PB4Y-1 и PB4Y-2 «Прайветир» (модификация «Летающих крепостей»).

Мы разместим десятки аэродромов и гидроакустических станций в северной части Атлантики – на побережье Гренландии, Исландии и Фарерских островов.

Мы компенсируем ЛЮБЫЕ потери торгового флота – количество построенных транспортов типа «Либерти» к концу войну превысит значение 2700 единиц. Как бы ни зверствовали немецкие подводники, наши союзники (в первую очередь - Британия) гарантированно получат свою норму товаров, техники и сырья для продолжения войны.

Мы «накачаем» противолодочной техникой флот Её Величества, передав британским морякам несколько десятков эскортных авианосцев, сотни эсминцев и тысячи патрульных кораблей. Перевооружим британскую морскую авиацию «Каталинами» и «Прайветирами».


Военно-промышленный анекдот: "Янки идут на войну". Собственно, это объясняет, почему у немцев с 1943 года начались крутые проблемы


Опираясь на американскую промышленную мощь, Британия воспрянет и продолжит развивать собственную авиацию и флот. Действуя сообща, мы завалим океан противолодочной техникой. И пусть пока американские сонары все еще уступают британским образцам – количество рано или поздно перейдет в качество. «Волчьи стаи» гросс-адмирала Дёница захлебнутся в стылой воде, без возможности всплыть на поверхности - воздух будет гудеть от авиации союзников, а морская гладь будет расписана узорами противолодочных корабельных групп.

Так все и случилось. Перелом в Битве за Атлантику произошел весной 1943 года – грозным предупреждением для немецких моряков стал «черный май» - за месяц Кригсмарине потеряло 43 субмарины. Дальше было только хуже. Результаты боевой работы лодок за 1943 год стали полным разочарованием для немецкого руководства – всего 2,5 миллиона тонн потопленных грузов.


U-134 приходит конец


В 1944 году ситуация приняла катастрофический оборот: потери, по сравнению с 1940 годом, выросли в 11 раз! Лодки массово гибли, подчас не успевая даже приблизиться к конвоям. Были потеряны базы подлодок на побережье Франции. Кригсмарине осталось без целеуказания – использование дальних морских разведчиков «Кондор» и «Гриф» стало невозможным ввиду абсолютного превосходства союзников в воздухе. Перебои с поставками топлива и запчастей, взломанные военно-морские шифры, непрерывные налеты стратегических бомбардировщиков … результат оказался закономерным – в 1944 году тоннаж потопленных U-ботами судов составил «всего лишь» 765 000 бр. рег. тонн.

К этому времени американский промышленный монстр полностью вышел из под контроля и продолжал молотить технику в совершенно паранормальных количествах. Средний темп постройки транспортов «Либерти» составлял всего 24 дня (рекордсмен - «Роберт Е. Пири», с момента его закладки и до того, как 135-метровое судно встало под погрузку, прошло 4 дня и 15 часов).

«Либерти» - не единственные коммерческие суда, строившиеся в тот период. Параллельно, янки спустили на воду 534 транспорта типа «Виктори», порядка 500 танкеров типа «Т2» и т.д. и.т.п. При необходимости, американцы готовились отливать корпуса судов целиком из железобетона (concrete ship) – дешево и сердито. А главное – чрезвычайно массово.

Фрицы были обречены – у них просто не хватило бы торпед на такое количество врагов.

130 эскортных авианосцев, 850 эсминцев, 2710 транспортов «Либерти» … ради смеха, янки проводили «идеологические диверсии» на территории Германии, разбрасывая с самолетов листовки со статистическими данными о собственной промышленности. Американский юмор оказался непонятен жителям Старого Света – нацистская пропаганда уверенно объявила эти цифры «бредом».

Семеро одного не боятся

Потери немецких подводников за годы войны составили 768 потопленных и уничтоженных лодок. Более 20 000 человек оказались заперты в стальных гробах на дне Атлантического, Северного Ледовитого и Индийского океанов.

Не менее пугающе выглядят потери союзников – более 2700 потопленных судов общим тоннажем 14,5 МИЛЛИОНОВ ТОНН

Кроме того, подводники Кригсмарине уничтожили 123 боевых корабля, среди которых оказались 2 британских линкора, 3 ударных и 4 эскортных авианосца, 8 крейсеров и 33 эсминца (остальные потери – противолодочные корветы, фрегаты, шлюпы, подлодки и флотские танкеры).

Битва за Атлантику отчетливо разделяется на два периода:

Первый период (сентябрь 1939 - конец 1942 года) – уверенная победа Германии. Великолепный британский флот оказался бессилен перед подводной мощью Кригсмарине, ни одна из принятых мер технического и организационного характера не могла спасти британцев от разгрома, на каждую британскую «хитрость» у немцев находился собственный ответ.

Британским «морским волкам» крупно повезло, что у них нашелся союзник в лице Соединенных Штатов (а могло ли быть иначе? как-никак братья-англосаксы). Также стоит учесть, что основная головная боль Рейха была все-таки связана с Восточным фронтом – флот Её Величества и могучие ВМС США получили немалый тайм-бонус на развитие собственных противолодочных средств. Очевидно, что в «честной борьбе», один на один, немецкие лодки могли полностью истребить британский флот и задушить Британию уже в начале 1940-х годов.

Весна 1943 года стала изломом для моряков Крисмарине – отныне лодки утратили инициативу, в перспективе фашистский флот ожидал неминуемый разгром.

Но кто же был истинным бойцом Битвы за Атлантику? Ответ покажется вам несколько странным: например, вот эта молодая чернокожая девушка, работница судостроительной верфи в Ричмонде, штат Вирджиния.

Битва за Атлантику стала очередным подтверждением известной мудрости «семеро одного не боятся». Не было никаких супер-кораблей, гениальных тактик и чудо-оружия - те же самые хлипкие корветы и патрульные гидросамолеты, с теми же самыми радиолокаторами и Асдиками, которые регулярно проигрывали подлодкам в 1939-1943 годах, внезапно обрели силу, зажали в тиски немецкий флот и разодрали его в клочья. Парадокс имеет простое объяснение: противолодочных кораблей и самолетов стало больше в 10 раз.

Только абсолютное количественное превосходство союзников в кораблях, самолетах и ресурсах позволило им удержаться под ударами немецких подлодок. Войну на море выиграла американская промышленность – янки просто раздавили Кригсмарине своим громадным количеством техники, как паровой каток раскатывает по асфальту беспомощную лягушку. Грубая сила и ничего более.

Эпилог

15 января 1945 года британский эскортный авианосец HMS Thane был торпедирован в устье реки Клайд – повреждения оказались настолько тяжелы, что корабль отправили на слом.
7 мая 1945 года немецкие подводники добились своей последней победы – «Электробот» U-2353 грохнул одним залпом два судна - норвежское «Sneland I» и британское «Avondale Park» прямо в заливе Ферт-оф-Клайд.

Удивительно, но даже в условиях абсолютного господства союзников на море и воздухе, взломанных шифров, нескончаемых бомбежек, перебоев в снабжении и прочих неблагоприятных обстоятельств, немецкие подлодки действовали прямо под носом у противника и продолжали наносить ему чувствительные удары – прямое подтверждение фантастической скрытности и высочайшей боевой устойчивости подводного флота.


U-218 покидает Киль


Пленный экипаж U-175 на борту корабля береговой охраны США USCGC Spencer

http://www.libma.ru/
http://tsushima.su/
http://www.kriegsmarine.ru/
http://www.u-boote.ru/

Статистические данные взяты из монографии «Действия немецких подводных лодок во Вторую мировую войну на морских сообщениях», Вершинин, Д. А., Еремеев Л. М., Шергин А. П., Воениздат, 1956

За свою относительно недолгую для крейсера боевую службу (чуть более 13 лет) «Лейпциг» трижды исключался из состава флота и уже на восьмом году службы был переведён в разряд учебных кораблей. Фактически крейсер оказался ненужным во время Второй мировой войны, а появление подобных кораблей в немецком флоте можно объяснить инерцией мышления тогдашних флотоводцев, прошедших Первую мировую войну

Лёгкий крейсер «Лейпциг» вместе с крейсером «Нюрнберг» принадлежали к серии германских крейсеров типа «Е», представлявшей собой следующий этап развития крейсеров серии «К» – эталонных боевых кораблей середины 1920-х годов. Крейсер, получивший литерное обозначение Kreuzer «E» и условное название «Ersatz Amasone» (нем. – «замена «Амазонки»), обусловленное политическими целями (Германия старалась представить постройку нового корабля как замену крейсера «Амазонка», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле Военно-морской верфи в Вильгельмсхафене 16 апреля (по другим данным – 14 апреля) 1928 года. 18 октября 1929 года (в очередную годовщину Битвы народов под Лейпцигом) крейсер спустили на воду и назвали «Лейпцигом»

Спуск крейсера «Лейпциг» на воду, 18 октября 1929 года
Источник:
vetrabotnik.narod.ru

Технические характеристики

В ходе своей относительно непродолжительной службы крейсер неоднократно модернизировался, что привело к разнице в данных о его тактико-технических характеристиках в различных источниках. Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:

Силовая установка крейсера существенно отличалась от устанавливавшихся на предыдущих крейсерах. Корабль был спроектирован трёхвальным и имел две силовые установки: основную и установку экономичного хода. Основная силовая установка состояла из двух турбин суммарной мощностью 60 000 л.с. и шести котлов. Установка экономичного хода носила экспериментальный характер (в её составе впервые в истории немецкого кораблестроения были использованы дизельные двигатели), состояла из четырёх дизелей MAN суммарной мощностью 12 600 л.с. и была смонтирована на среднем валу (при подключении турбин средний вал разобщался с дизелями). Силовые установки обеспечивали «Лейпцигу» максимальную скорость хода в 32 узла или экономичную скорость в 16,5 узлов.

Данные о дальности хода корабля и численности его экипажа довольно противоречивы. Вероятнее всего, приводимые данные относятся к различным периодам службы корабля.


Схема крейсера «Лейпциг»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Система броневой защиты крейсера «Лейпциг» существенно отличалась от систем защиты его предшественников. При проектировании крейсера конструкторы вернулись к так называемой системе «пояс+скос». Главный броневой пояс имел угол наклона 18 градусов, с заметным уменьшением толщины брони от середины пояса к корме и носу. Броневая палуба в середине корабля была плоской, а к бортам закруглялась и соприкасалась с нижней кромкой пояса. Протяжённость броневой цитадели составляла около 70% от общей длины корабля, при этом на крейсере «Лейпциг» впервые была применена улучшенная броня марки Wh. Данные о толщине брони в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также несколько разнятся:

Источники времён войны вообще имели тенденцию к завышению толщины брони главного пояса и занижению толщины брони башен и боевых рубок. Можно предположить, что подобная тенденция могла быть результатом дезинформации со стороны немецкой разведки.

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано прогрессивным способом и состояло из артиллерии главного калибра, размещённой в башнях, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения «Лейпцига» в различных источниках практически идентичны. Артиллерия главного калибра состояла из девяти орудий калибра 150 мм (длина ствола – 55 калибров, дальность стрельбы – 120 кабельтовых, масса снаряда – 45,3 кг, скорострельность – 10 выстрелов в минуту), установленных в трёх трёхорудийных башнях, одна из которых располагалась на носу, а две – на корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями. В процессе эксплуатации состав зенитного артиллерийского вооружения «Лейпцига» неоднократно изменялся. Первоначально на крейсере были установлены четыре одинарных зенитных орудия калибра 88 мм. Однако опыт их эксплуатации и развитие авиации потребовали усиления ПВО. В 1936 году на «Лейпциге» установили 88-мм орудия системы С32 – первоначально смонтировали две, а затем добавили ещё одну двухорудийную установку. На аналогичном крейсере «Нюрнберг» установили четыре двухорудийные установки, что приводит к ошибочному указанию рядом источников восьми орудий калибра 88 мм в составе вооружения «Лейпцига». В результате модернизаций зенитная артиллерия крейсера стала состоять из шести универсальных орудий калибра 88 мм (длина ствола – 76 калибров, дальность стрельбы – 94 кабельтовых, масса снаряда – 9 кг), восьми зенитных автоматов (четыре спаренных установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и четырёх зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия (расположенные треугольником в кормовой части) и зенитные автоматы (располагались по периметру) обеспечивали практически круговой перекрёстный огонь, при этом единственной уязвимой зоной был нос корабля, но воздушная атака из этой зоны считалась маловероятной. Летом 1943 года на крейсере была установлена радиолокационная станция FuMO-22.


Крейсер «Лейпциг»
Источник: wunderwaffe.narod.ru

Минно-торпедное вооружение

Первоначально «Лейпциг» вооружили двенадцатью 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных установки, по две на каждый борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппаратов. Однако последующий боевой опыт немецких кораблей показал, что острой необходимости в подобном вооружении нет. В марте 1941 года с крейсера сняли два трёхтрубных торпедных аппарата и установили их на линкоре «Гнейзенау», а к 1944 году демонтировали и оставшиеся два аппарата. Лёгкие крейсеры изначально рассматривались немецкими адмиралами как универсальные корабли, поэтому для использования «Лейпцига» в качестве минного заградителя была предусмотрена возможность принятия на борт 120 мин.

Авиация

В 30-х годах в ВМС ведущих стран мира существовала мода на морские самолёты-корректировщики. Не миновала эта мода и Германию: после отмены ограничений Версальского договора в стране усиленно создавалась военная авиация, поэтому в декабре 1935 года «Лейпциг» получил авиационное вооружение, состоявшее из катапульты и крана для подъёма самолётов, располагавшихся около дымовой трубы. По штату авиагруппа корабля включала два гидросамолёта. Сначала на крейсере базировались бипланы Не-60С, а затем на вооружение крейсера поступили гидросамолёты Ar-196.


Крейсер «Лейпциг», 1936 год. На крейсер уже установлен гидросамолёт
Источник: Сергей Патянин «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

Боевая служба

Испытания «Лейпцига» начались 8 октября 1931 года и проводились в Северном и Балтийском морях. В целом они прошли успешно, и 18 декабря крейсер вернулся на «родную» верфь для устранения замечаний приёмной комиссии. К 12 февраля 1932 года работы были завершены, корабль прошёл испытания и приступил к боевой подготовке. 18 августа того же года крейсер зачислили в состав разведывательных сил флота. В мирное время «Лейпциг» как символ возрождающегося немецкого военно-морского флота участвовал в торжествах по случаю памятных дат и спусков на воду новых кораблей, а также занимался демонстрацией флага, посещая иностранные порты.

Особняком стоит участие крейсера в гражданской войне в Испании. В ходе войны крейсеры «Лейпциг» и «Кёльн», сменяя друг друга, несли патрульную службу у побережья Испании, обеспечивая контроль транспортных потоков, сопровождая суда, следовавшие в порты франкистов, а также собирая информацию о судах, следующих в порты, контролируемые республиканцами. 15 и 18 июня 1937 года крейсер «Лейпциг» был атакован неизвестными подводными лодками. Большинство историков считают, что эти атаки были проведены подводной лодкой испанских республиканцев – возможно, под руководством советского специалиста. Упоминание этого факта в советских источниках отсутствует, что подтверждает вероятность случайной атаки крейсера подводной лодкой франкистов или итальянцев. В результате этой атаки крейсер повреждений не получил. В процессе эксплуатации «Лейпцига» командование кригсмарине столкнулось с невозможностью использовать его по прямому назначению. Использование крейсера в качестве разведчика для эскадры было невозможно по причине отсутствия самой эскадры. Атаки же вражеских океанских конвоев, как показал опыт Первой мировой войны, не представлялись возможными без наличия военно-морских баз за рубежом, поэтому использование крейсера для атак на океанские конвои исключалось. Весь 1938 год экипаж крейсера провёл, отрабатывая навыки по выполнению альтернативных боевых задач, таких как постановка мин и использование корабля в качестве базы для эскадренных миноносцев (производились опыты по перегрузке топлива в открытом море).


Крейсер «Лейпциг», 1939 год
Источник: Роберт Джексон «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха»

23 марта 1939 года «Лейпциг» в составе эскадры принял участие в присоединении к Германии города Мемеля (ныне Клайпеда), в ходе Польской кампании участвовал в блокаде побережья Польши, а в ночь с 19 на 20 сентября 1939 года – был флагманом миннозаградительного соединения, устанавливавшего заграждение «Марта-4» (часть оборонительного минного заграждения Westwall («Западный вал»), прикрывавшего подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии).

В период с 18 ноября по 13 декабря 1939 года крейсер «Лейпциг» являлся флагманом соединения разведывательных сил, которое сначала прикрывало уход шедших в Атлантику линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а с 22 ноября приступило к поиску вражеских и нейтральных судов с контрабандой – сначала в Северном море, а затем и в Балтийских проливах.

13 декабря 1939 года в 11 ч 25 мин крейсер был торпедирован британской подводной лодкой «Сэлмон». Взрыв прогремел около 89-го шпангоута, в результате чего корпус получил пробоину – 13 метров в длину и 5–6 метров в высоту, что привело к затоплению котельных отделений №2 и №1. Также вышли из строя оба гирокомпаса, дальномер, отказало рулевое управление. «Лейпциг» стоял с креном в 8 градусов на левый борт, его положение было критическим (корабль принял 1700 тонн воды), но не безнадёжным (из-за удачного деления корпуса на отсеки). В 12 ч 25 мин команде корабля удалось запустить дизель, и повреждённый крейсер пошёл на базу Свинемюнде. 14 декабря в 12 ч 30 мин «Лейпциг» и его охранение было атаковано британской подводной лодкой «Урсула» – с лодки был произведён четырёхторпедный залп. Сам крейсер не пострадал, но одна (а возможно, и две) торпеда поразила сторожевой корабль F-9.

После ремонта, в связи с невозможностью использования «Лейпцига» по прямому назначению, 27 февраля 1940 года его исключили из списков флота, но практически сразу приняли решение восстановить его в составе кригсмарине как учебный крейсер. С «Лейпцига» сняли 4 котла (вместо них оборудовали кубрики для курсантов), поэтому скорость хода корабля упала до 24 (по другим данным, до 14) узлов. 1 декабря 1940 года «Лейпциг» вернулся в состав флота и был приписан к артиллерийской и торпедной школам. В апреле 1941 года он привлекался для проведения боевой подготовки линкора «Бисмарк» : участвовал в учениях и артиллерийских стрельбах.

Использование крейсера в Норвежской кампании свелось к его кратковременному участию в переброске войск второго эшелона в уже захваченный Осло в период с 11 июня по 7 июля 1940 года.

В сентябре 1941 года крейсер был включён в состав немецкого Балтийского флота, предназначенного для предотвращения прорыва советских кораблей в нейтральную Швецию. Учитывая низкую скорость корабля, его, скорее всего, предполагалось использовать в качестве плавучей батареи для прикрытия минных заграждений. В дальнейшем «Лейпциг» вместе с крейсером «Эмден», 8-й флотилией эсминцев и 2-й флотилией миноносцев был привлечён к артиллерийской поддержке немецких войск, ведущих бои на Моонзундских островах. Участие крейсера в боях за Моонзундские острова свелось к двум эпизодам: обстрелам 26 и 27 сентября 1941 года позиций советских войск на полуострове Сырвесяар (Сворбе) острова Сааремаа (Эзель). 26 сентября в 6 часов утра немецкие корабли (крейсеры «Лейпциг», «Эмден» и 3 миноносца) впервые обстреляли позиции советских войск и береговую батарею №315. Из-за плохой видимости самолёт-корректировщик использовался только для противолодочного патрулирования, что снизило точность стрельбы. Обстрел продолжался до полудня, после чего немецкие корабли отошли (крейсер «Лейпциг» израсходовал 377 снарядов). Данные об ответном огне батареи №315 отсутствуют. Более драматичным и результативным оказался бой 27 сентября, вошедший в советскую историю как бой в бухте Лыу.

Этот бой, не имевший для кригсмарине большого значения, является одним из наиболее крупных боевых столкновений советской береговой обороны с военными кораблями противника за всю историю её существования. Благодаря этому ход боя описан весьма авторитетными источниками – в частности, такими как:

  • Ю. Чернов «Война погасила маяки»;
  • А. И. Матвеев «В боях за Моонзунд»;
  • С. И. Кабанов «На дальних подступах».

Несмотря на кажущееся обилие информации, история боя в бухте Лыу содержит в себе целый ряд загадок.

Силы сторон

Германия

Первой загадкой боя является состав немецких сил – как это ни странно, но все советские источники называют различный состав немецкой эскадры, участвовавшей в бою:

  • Ю. Чернов («Война погасила маяки»): крейсер и 6 эскадренных миноносцев;
  • А. И. Матвеев («В боях за Моонзунд»): «вспомогательный крейсер, эскадренный миноносец типа «Ганс Людеман», пять миноносцев типа «Леберехт Маас» и два больших торпедных катера»;
  • С. И. Кабанов («На дальних подступах»): вспомогательный крейсер и 6 эсминцев.

Вспомогательный крейсер, упомянутый в книге А. И. Матвеева «В боях за Моонзунд», – это однозначно «Лейпциг», уже официально ставший к тому времени учебным кораблём. С составом же кораблей эскорта ситуация выглядит неоднозначно. Все советские источники говорят о наличии шести эскадренных миноносцев (миноносцы типа «Леберехт Маас» в немецкой номенклатуре обозначаются как «эсминцы типа «1934», так что у Матвеева явная ошибка), что полностью противоречит немецким данным. По немецким данным в состав Балтийского флота кригсмарине в сентябре 1941 года входили: 8-я флотилия эсминцев (эсминцы Z-25, Z-26 и Z-27 типа «1936А») и 2-я флотилия миноносцев (миноносцы Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935»). Вероятнее всего, с немецкой стороны в бою участвовали крейсер «Лейпциг», один эсминец типа «1936А» водоизмещением 3079 тонн, пять миноносцев (Т-2, Т-5, Т-7, Т-8 и Т-11 типа «1935») водоизмещением 844 тонны и, возможно, два торпедных катера типа «S-26» водоизмещением 112 тонн.

СССР

Советская береговая оборона в районе бухты Лыу состояла из 315-й батареи (командир – капитан Стебель) и батареи 25-А (командир – старший лейтенант Букоткин). Если 315-я батарея представляла собой капитальное сооружение, имевшее на вооружении четыре 180-мм орудия, расположенных в башнях, то батарея 25-А была типичным временным сооружением, имевшим на вооружении одно расположенное на открытой площадке 130-мм орудие (в перспективе планировалась установка ещё двух орудий). Кроме артиллерии советское командование располагало четырьмя торпедными катерами (№67, №83, №111 и №164 под командой лейтенантов Б. П. Ущева, Н. П. Кременского, А. И. Афанасьева и В. Д. Налётова) под общим руководством старшего лейтенанта В. П. Гуманенко.

1919 года Германии было позволено иметь в составе флота следующие корабли:

Тип Водоизмещение, т Главный калибр В строю В резерве
Линкоры 10 000 280-мм 6 2
Лёгкие крейсера 6 000 150-мм 6 2
Миноносцы 800 12
Миноносцы 200 12

Дополнительно к этому разрешено было некоторое количество малых вспомогательных судов. Подводные лодки и авиация были под запретом.

Июль 1937 г. - Германия присоединяется ко Второму лондонскому морскому соглашению (1936 г.) (англ.) .

Прочее

Лёгкие крейсеры

  • Тип «Эмден»:
    • «Эмден» - введён в строй в 1925 г., потоплен в 1945 г.
  • Тип «K»:
    • «Кенигсберг»
    • «Карлсруэ» - введён в строй в 1927 г., потоплен в 1940 г.
    • «Кёльн» - введён в строй в 1928 г., потоплен в 1945 г.
  • Тип «Лейпциг»:
    • «Лейпциг» - введён в строй в 1929 г., затоплен в 1946 г.
    • «Нюрнберг» - введён в строй в 1934 г., в 1945 г. передан СССР.

Вспомогательные крейсеры

С началом войны в состав флота вошло большое количество гражданских транспортных судов. С начала войны 11 из них были переоборудованы во вспомогательные крейсеры (ещё пять готовились, но так и не вступили в строй) . Причём суда для переоборудования выбирались не из наиболее быстроходных судов, как правило являвшихся пассажирскими, а из торговых транспортов. Максимальная скорость рейдеров лежала в районе 17-18 узлов. 10 из 11 рейдеров принимали участие в боевых действиях, общий тоннаж захваченных и потопленных ими судов, включая подорвавшихся на поставленных ими минах, за весь период их активных действий (1940-1943) составил приблизительно 950 000 брт. Маскируясь под суда нейтральных стран, они использовались как рейдеры, в основном в Индийском и Тихом океанах. Каждое судно помимо названия, которое могло меняться, имело свой уникальный номер.

Учебно-артиллерийские корабли

Эсминцы

К началу войны в строю находился 21 эсминец, в ходе её введены в строй ещё 19.

Кроме того кригсмарине имел транспортные суда, суда снабжения, прорыватели блокады и большое количество малых кораблей - тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров и других.

Kriegsmarine по сравнению с Royal Navy к началу войны

  • 15 линкорами и линейными крейсерами (ещё 5 строились),
  • 7 авианосцами (5 строились),
  • 66 крейсерами (23 строившихся),
  • 184 миноносцами (52 в строительстве) и
  • 60 подлодками.

Действия флота

  • Присутствие в водах вокруг Испании во время гражданской войны - 1936-1939.
  • Битва за Атлантику (1939-1945)
    • U-29 топит HMS Courageous (1916) - сентябрь 1939 г.
    • U-47 топит линкор HMS Royal Oak (1914) - октябрь 1939 г.
    • Битва у Ла-Платы , «Адмирал граф Шпее» затоплен - декабрь 1939 г.
    • Датско-Норвежская операция , «Блюхер» потоплен - апрель-июнь 1940 г.
    • «Шарнхорст» и «Гнейзенау» топят HMS Glorious (1916) - июнь 1940 г.
    • «Бисмарк» топит HMS Hood (51) и гибнет сам - май 1941 г.
    • Противодействие арктическим конвоям :
      • Операция «Цербер» - февраль 1942 г.
      • Немецкие эсминцы и U-456 наносят роковые повреждения HMS Edinburgh (C16) - май 1942 г.
      • Операция «Ход конём» - июнь-июль 1942 г.
      • Операция Вундерланд - август 1942 г.
      • Бой в Баренцевом море - декабрь 1942 г.
      • Операция «Цитронелла» - сентябрь 1943 г.
      • Бой у Нордкапа , «Шарнхорст» потоплен - декабрь 1943 г.
    • «чёрный май» , Германией потеряно 43 подлодки - май 1943 г.
    • «Тирпиц» потоплен - ноябрь 1944 г.
  • Балтийское море
    • «Вильгельм Густлофф» потоплен - январь 1945 г.
  • Средиземноморский театр : до мая 1944 г.
    • U-331 топит HMS Barham (1914) - ноябрь 1941 г.
    • U-81 топит HMS Ark Royal (91) - ноябрь 1941 г.
    • U-557 топит HMS Galatea (71) - декабрь 1941 г.
    • U-73 топит HMS Eagle (1918) - август 1942 г.
  • Рейдерство вспомогательных крейсеров:
    • «Корморан» уничтожает HMAS Sydney и гибнет от полученных повреждений - ноябрь 1941 г.
  • Ликвидация флота
    • «Гнейзенау» , «Адмирал Хиппер» , «Лютцов» , «Граф Цеппелин» затоплены экипажем, «Адмирал Шеер» потоплен - март-май 1945 г.
    • Операция «Регенбоген» (1945) - затопление флота.

Всего подлодками потоплено 2759 торговых судна и 148 кораблей союзников, в том числе 2 линкора, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца. В боевых походах погибло 630 подлодок кригсмарине, 123 - в германских водах, 215 было уничтожено собственными командами, 38 списано из-за повреждений и износа, 11 переданы за границу, 153 достались союзникам.

Надводными кораблями кригсмарине были потоплены, среди прочего, один авианосец и один линейный крейсер Royal Navy.

Звания

  • Гроссадмирал (Großadmiral )
  • Генерал-адмирал (Generaladmiral )
  • Адмирал (Admiral )
  • Вице-адмирал (Vizeadmiral )
  • Контр-адмирал (Konteradmiral )
  • Командор (Kommodore )
  • Капитан моря (Kapitän zur See )
  • Капитан фрегата (Fregattenkapitän )
  • Капитан корвета (Korvettenkapitän )
  • Капитан-лейтенант (Kapitänleutnant )
  • Старший лейтенант (Oberleutnant zur See )
  • Лейтенант моря (Leutnant zur See )
  • Старший прапорщик моря (Oberfähnrich zur See )
  • Прапорщик моря (Fähnrich zur See )
  • Морской кадет (Seekadett )
  • Штабс-обер-боцман (Staboberbootsmann )
  • Обер-боцман (Oberbootsmann )
  • Штабсбоцман (Stabsbootsmann )
  • Боцман (Bootsmann )
  • Обер-маат (Obermaat )
  • Маат (Maat )
  • Матрос-обер-штабс-ефрейтор (Matrosenoberstabsgefreiter )
  • Матрос-штабс-ефрейтор (Matrosenstabsgefreiter )
  • Матрос-гаупт-ефрейтор (Matrosenhauptgefreiter )
  • Матрос-обер-ефрейтор (Matrosenobergefreiter )
  • Матрос-ефрейтор (Matrosengefreiter )
  • Матрос (Matrose )

Флаги кораблей и судов ВМС Германии

Флаги должностных лиц ВМС Германии

    Kriegsmarine OF9-Generaladmiral-Flag 1945 v1.svg

    Флаг генерал-адмирала ВМС Германии

    Kriegsmarine OF8-Admiral-Flag 1945 v2.svg

    Флаг адмирала ВМС Германии

    Kriegsmarine OF7-Vizeadmiral-Flag 1945 v1.svg

    Флаг вице-адмирала ВМС Германии

    Kriegsmarine OF6-Konteradmiral-Flag 1945.svg

    Флаг контр-адмирала ВМС Германии

См. также

Напишите отзыв о статье "Кригсмарине"

Примечания

Литература

  • Залесский К. А. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. М.: Яуза, Эксмо, 2005. ISBN 5-699-10354-6
  • Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха. Эксмо, 2009. ISBN 5-699-29857-6 , 978-5-699-29857-0
  • Патянин С., Морозов М., Нагирняк В. ВМС Гитлера: полная энциклопедия Кригсмарине. Эксмо, 2012. ISBN 978-5-699-56035-6
  • Портен, Э. фон дер
  • Руге Ф.
  • Дёниц К.
  • Редер Э.
  • Ассман К. Война на море. Годт Э. Подводная война В кн.: Итоги второй мировой войны. М.: Издательство иностранной литературы, 1957. Стр. 156-195

Ссылки

  • , и кригсмарине на drittereich.info
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (нем.)
  • (нем.)
  • , и (нем.)
  • - фотографии операций по постановке мин а также кораблей кригсмарине различных типов.

Отрывок, характеризующий Кригсмарине

– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г"афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г"афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво"ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п"ощайте, г"афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.

На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.
Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте.
Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».
Всё в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение.
– Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку, вот для них, – сказал смотритель, входя в комнату и вводя за собой другого, остановленного за недостатком лошадей проезжающего. Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами.
Пьер снял ноги со стола, встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги. Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухого. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера. Ему захотелось заговорить с проезжающим, но когда он собрался обратиться к нему с вопросом о дороге, проезжающий уже закрыл глаза и сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы, неподвижно сидел, или отдыхая, или о чем то глубокомысленно и спокойно размышляя, как показалось Пьеру. Слуга проезжающего был весь покрытый морщинами, тоже желтый старичек, без усов и бороды, которые видимо не были сбриты, а никогда и не росли у него. Поворотливый старичек слуга разбирал погребец, приготовлял чайный стол, и принес кипящий самовар. Когда всё было готово, проезжающий открыл глаза, придвинулся к столу и налив себе один стакан чаю, налил другой безбородому старичку и подал ему. Пьер начинал чувствовать беспокойство и необходимость, и даже неизбежность вступления в разговор с этим проезжающим.
Слуга принес назад свой пустой, перевернутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего.
– Ничего. Подай книгу, – сказал проезжающий. Слуга подал книгу, которая показалась Пьеру духовною, и проезжающий углубился в чтение. Пьер смотрел на него. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение. Пьер смотрел на него и не успел отвернуться, как старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру.
Пьер чувствовал себя смущенным и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе.

– Имею удовольствие говорить с графом Безухим, ежели я не ошибаюсь, – сказал проезжающий неторопливо и громко. Пьер молча, вопросительно смотрел через очки на своего собеседника.
– Я слышал про вас, – продолжал проезжающий, – и про постигшее вас, государь мой, несчастье. – Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье». – Весьма сожалею о том, государь мой.
Пьер покраснел и, поспешно спустив ноги с постели, нагнулся к старику, неестественно и робко улыбаясь.
– Я не из любопытства упомянул вам об этом, государь мой, но по более важным причинам. – Он помолчал, не выпуская Пьера из своего взгляда, и подвинулся на диване, приглашая этим жестом Пьера сесть подле себя. Пьеру неприятно было вступать в разговор с этим стариком, но он, невольно покоряясь ему, подошел и сел подле него.
– Вы несчастливы, государь мой, – продолжал он. – Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам.
– Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера.
– Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой.
– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.
– Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон?
– Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.
– Я боюсь, – сказал Пьер, улыбаясь и колеблясь между доверием, внушаемым ему личностью масона, и привычкой насмешки над верованиями масонов, – я боюсь, что я очень далек от пониманья, как это сказать, я боюсь, что мой образ мыслей насчет всего мироздания так противоположен вашему, что мы не поймем друг друга.
– Мне известен ваш образ мыслей, – сказал масон, – и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
– Точно так же, как я могу предполагать, что и вы находитесь в заблуждении, – сказал Пьер, слабо улыбаясь.
– Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, – сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи. – Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога, – сказал масон и закрыл глаза.
– Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.