Учимся вместе. Учимся вместе Время егэ по химии

Курысева Надежда Геннадьевна
учитель химии высшей категории, МОУ СОШ №36 г. Владимир

На факультативных занятиях, в основном, отрабатываются задания части С.

Для этого мы предлагаем подборку заданий из вариантов открытых КИМов прошлых лет.

Можно отрабатывать умения, выполняя задания части С в любой последовательности. Однако мы придерживаемся следующего порядка: вначале решаем задачи С5 и выполняем цепочки С3. (Подобные задания выполнялись учащимися в X классе.) Таким образом закрепляются, система-тизируются и совершенствуются знания и умения учащихся по органической химии.

После изучения темы «Растворы» переходим к решению задач С4 . В теме «Окислительно-восстановительные реакции» знакомим учащихся с методом ионно-электронного баланса (метод полуреакций), а затем отрабатываем умение писать окислительно-восстановительные реакции заданий С1 и С2.

Предлагаем на конкретных примерах посмотреть выполнение отдельных заданий части С .

Задания части С1 проверяют умение составлять уравнения окисли-тельно-восстановительных реакций. Сложность состоит в том, что некото-рые реагенты или продукты реакции пропущены. Учащиеся, логически рас-суждая, должны их определить. Предлагаем два варианта выполнения таких заданий: первый - логические рассуждения и нахождение недостающих ве-ществ; второй - написание уравнения методом ионно-электронного баланса (метод полуреакций - см. приложение №3), а затем составление традицион-ного электронного баланса, т.к. это и требуется от экзаменующегося. В раз-ных случаях учащиеся сами определяют, каким способом предпочтительнее вос-пользоваться. Для обоих вариантов просто необходимо хорошо знать ос-нов-ные окислители и восстановители, а также их продукты. Для этого пред-лагаем учащимся таблицу«Окислители и восста-новители», знакомим с нею (приложение №3).

Предлагаем выполнение задания с использованием первого способа.

Задание. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции P + HNO 3 NO 2 + … Определите окислитель и восстановитель.

Азотная кислота - сильный окислитель, следовательно, простое вещество фосфор - восстановитель. Запишем электронный баланс:

HNO 3 (N +5) - окислитель, Р - восстановитель.

Задание. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции K 2 Cr 2 O 7 + … + H 2 SO 4 I 2 + Cr 2 ( SO 4 ) 3 + … + H 2 O . Определите окислитель и восстановитель.

K 2 Cr 2 O 7 -окислитель, т. к. хром в высшей степени окисления +6, H 2 SO 4 - среда, следовательно, пропущен восстановитель. Логично предположить, что это ион I - . Запишем электронный баланс:

K 2 Cr 2 O 7 (Cr +6) - окислитель, KI (I -1) - восстановитель.

Наиболее сложные задания С2. Они ориентированы на проверку усвое-ния знаний о химических свойствах неорганических веществ, взаимосвязи веществ различных классов, об условиях необратимого протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций и наличия навыков составления уравнений реакций. Выполнение этого задания предусматривает анализ свойств неорганических веществ различных классов, установление генетиче-ской связи между заданными веществами и применение умений составлять уравнения химических реакций с соблюдением правила Бертолле и окисли-тельно-восстановительных реакций.

  1. внимательно проанализировать данные в задании вещества;
  2. используя схему генетической связи между классами веществ, оценить взаимодействие их друг с другом (найти кислотно-основные взаимодейст-вия, обменные, металл с кислотой (или щелочью), металл с неметаллом и др.);
  3. определить степени окисления элементов в веществах, оценить, какое веще-ство может быть только окислителем, только восстановителем, а ка-кое - и окислителем и восстановителем. Далее составить окислительно-вос-становительные реакции.

Задание. Даны водные растворы: хлорида железа (III ), иодида натрия, бихромата натрия, серной кислоты и гидроксида цезия. Приведите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.

Среди предложенных веществ есть кислота и щелочь. Записываем первое уравнение реакции: 2 CsOH + H 2 SO 4 = Cs 2 SO 4 + 2H 2 O.

Находим обменный процесс, идущий с выпадением осадка нераство-римого основания. FeCl 3 + 3CsOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3CsCl.

В теме «Хром» изучаются реакции превращения бихроматов в хроматы в щелочной среде.Na 2 Cr 2 O 7 + 2CsOH = Na 2 CrO 4 + Cs 2 CrO 4 + H 2 O.

Проанализируем возможность протекания окислительно-восстанови-тельного процесса. FeCl 3 проявляет окислительные свойства, т.к. железо в высшей степени окисления +3, NaI - восстановитель за счет йода в низшей степени окисления -1.

Используя методику написания окислительно-восстановительных реак-ций, рассмотренную при выполнении заданий части С1 , запишем:

2FeCl 3 + 2NaI = 2NaCl + 2FeCl 2 + I 2

Fe +3 + 1e - →Fe +2

2I -1 - 2 e - →I 2

Работа состоит из из двух частей:
- часть 1 - задания с кратким ответом (26 - базового уровня, 9 повышенного),
- часть 2 - задания с развернутым ответом (5 заданий высокого уровня).
Максимальное число первичных баллов осталось прежним: 64.
Вместе с тем будут внесены отдельные изменения :

1. В задания базового уровня сложности (бывшая часть А) будут включены:
а) 3 задания (6,11,18) с множественным выбором (3 из 6, 2 из 5)
b) 3 задания с открытым ответом (расчетные задачи), правильным ответом здесь будет служить результат вычислений, записанный с заданной степенью точности ;
Как и другие задания базового уровня, эти задания будут оцениваться в 1 первичный балл.

2. Задания повышенного уровня (бывшая часть B) будут представлены одним типом: задания на установления соответствия . Оцениваться они будут в 2 балла (при наличии одной ошибки - 1 балл);

3. Из заданий базового уровня в повышенный перенесен вопрос по теме: "Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов ".
Вместе с тем, вопрос по азотсодержащим соединениям будет проверяться на базовом уровне.

4. Время проведения единого экзамена по химии будет увеличено с 3-х часов до 3,5 часа (со 180 до 210 минут).

Для сдачи выпускных экзаменов в школе. Его нужно будет сдавать для поступления в вузы по следующим направлениям: химия и химическая технология, медицина, строительство, биотехнология и другие. На общем фоне экзамен не очень популярный – только один ученик из десяти выпускников выбирает химию.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. Вариант КИМ ЕГЭ 2019 имеет некоторые отличия от прошлого года: 1) в часть 2 добавили задание высокого уровня сложности с развернутым ответом, 2) по четырем вопросам пересмотрели уровень сложности и максимальный первичный балл (по всему тесту максимальный балл не изменился), 3) для более четкого распределения заданий по тематическим блокам разработчики незначительно поменяли их порядок следования в части 1.

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по химии хотя бы на тройку, достаточно было набрать 37 первичных баллов. Их давали, например, за правильно выполненные первые 15 заданий теста.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл за весь тест остался прежним, скорее всего не изменится и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий.

  • Часть 1: 29 заданий (1–29) с кратким ответом (цифрой или последовательностью цифр);
  • Часть 2: 6 заданий (30–36) с развернутым ответом, полное решение заданий записывается на бланке ответов 2.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по химии, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут аналогичны демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.
  • Ознакомьтесь с основными формулами для подготовки к экзамену, они помогут освежить память перед тем, как приступить к выполнению демонстрационных и тестовых вариантов.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 33
2010 33 56,04 83 544 6,2 275 180
2011 32 57,75 77 806 8,6 331 160
2012 36 57,3 93 181 11 365 180
2013 36 67,8 93 802 7,3 3220 180
2014 36 55,3 180
2015 36 56,3 180
2016 36 180
2017 36 180
2018

Вариант № 1357842

ЕГЭ по химии - 2016. Ос­нов­ная волна (Часть С).

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответом на задания 1-29 является последовательность цифр или число. За полный правильный ответ в заданиях 7-10, 16-18, 22-25 ставится 2 балла; если допущена одна ошибка, - 1 балл; за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие - 0 баллов.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:

Определите окислитель и восстановитель.

Оксид меди (II) нагрели в атмосфере водорода. Образовавшееся твёрдое вещество растворили в концентрированной серной кислоте. Полученная соль прореагировала с йодидом калия, а выделившийся газ смешали с хлором и пропустили через раствор гидроксида калия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Напишите урав­не­ния реакций, с по­мо­щью ко­то­рых можно осу­ще­ствить сле­ду­ю­щие превращения:

При на­пи­са­нии урав­не­ний ре­ак­ций ис­поль­зуй­те струк­тур­ные фор­му­лы ор­га­ни­че­ских веществ.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Нагревали нитрат цинка. Некоторая часть разложилась, и выделилось 5,6 л смеси газов. Твёрдый остаток массой 64,8 г растворили в строгом количестве 28% раствора гидроксида натрия (то есть достаточном для растворения и без избытка). Определите массовую долю нитрата натрия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ-2017

В 2016 году в экзамене по химии приняли участие 75 096 выпускников, то есть примерно столько же, сколько и два предыдущих года.

Не перешагнули установленный минимальный порог по количеству набранных баллов (менее 34) – 13,2%, удовлетворительно сдали (до 60) – 47,3%, хорошо (до 80) – 33,7%, отлично (до 100) – 5,8%.

Всего в работе было 40 заданий: 35 с кратким ответом составляли первую часть, пять с развернутым ответом – вторую.

В экзаменационную работу по химии в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) были внесены изменения в шесть заданий. Вместо выбора одного ответа нужно было выбрать 2-3 либо дать ответ в виде числа с заданной степенью точности. В двух заданиях повышенной сложности (34 и 35) вместо множественного выбора требовалось установить соответствия между элементами двух множеств. К сожалению, эти изменения повлекли низкие результаты выполнения перечисленных заданий.

Задания повышенной сложности оказались слишком трудными для экзаменующихся, и процент тех, кто с ними справился, небольшой. Таким было, например, задание 39. Выяснилось, что проводить вычисления по уравнениям реакций умеют только отдельные отлично подготовленные выпускники. Даже из ребят, имеющих хорошую подготовку, смогли справиться с этой задачей всего лишь 19,6%. По-видимому, тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ-2017, нужно обратить особое внимание на такие задания и отработать алгоритм их выполнения.

В то же время другое задание повышенной сложности (номер 36) по окислительно-восстановительным реакциям на основе электронного баланса, выполнили 61,5% экзаменуемых.

В 2017 году в экзамене по химии планируется внесение некоторых изменений. Это вызвано стремлением более объективно проверить успешность освоения предмета.

Ожидается меньшее количество заданий: вместо 40, как в 2016 году, всего 34. Первичный балл с 64 в 2016 году снизится до 58-60.

Выпускникам нужно быть готовыми продемонстрировать не только успешное усвоение общеобразовательной программы по предмету, но и умение применять полученные знания, умения, навыки в учебных ситуациях. Например, классифицировать органические и неорганические вещества, описывать их химические свойства. В задании, возможно, надо будет из перечисленных веществ указать номера кислот, то есть надо показать знание признаков данного класса веществ – присутствие в качестве катионов только ионов водорода. Или, к примеру, такое задание: с каким из перечисленных веществ будут реагировать фосфор и магний (главное здесь вспомнить, что эти два вещества могут быть восстановителями, а значит могут реагировать с веществом-окислителем).

Будут задания и на установление соответствия между двумя группами предложенных веществ. Например, определить, какие вещества из одной группы могут реагировать с веществами из другой.

По этим примерам видно, что ничего сверхтрудного, сверх школьной программы от выпускника требовать не будут, однако знания должны быть системные, а не отрывочные – это основной фактор успешной сдачи любого экзамена, не только по химии.

Ознакомьтесь с размещенными на сайте ФИПИ кодификатором проверяемых элементов содержания и спецификацией, пусть ребенок попробует выполнить демонстрационную версию ЕГЭ. После этого вместе честно оцените шансы положительно сдать данный очень нелегкий экзамен. Его за один присест не одолеешь даже на минимальный балл. Если выполнил демоверсию на низкий балл, возможно, стоит поискать другие варианты продолжения обучения, а следовательно, выбрать и иные дисциплины, баллы по которым являются проходными во вновь выбранный уже с учетом реальных способностей и полученного багажа знаний, вуз.

Да, высокие баллы по ЕГЭ по химии откроют двери многих престижных учебных заведений. Однако в данном случае прежде чем отрезать, то есть решиться на сдачу химии, не то что семь раз нужно отмерить, а семьдесят семь. Ведь от успеха на экзамене зависит будущее ребенка. Как говорится, на что учился, на то и сгодился. В одиннадцатом классе поздно начинать изучать «с нуля» этот сложнейший предмет. Повторять – да, а учить как полностью новую, совершенно незнакомую дисциплину – нет. Будьте реалистами.

Но если уж ребенок все-таки выбрал сдачу ЕГЭ по химии, необходимо приложить все усилия для прочного освоения образовательной программы по данному курсу, что вознаградится получением максимального количества баллов, поступлением в выбранный вуз и успешным обучение в нем.