Логопедический массаж языка в домашних условиях. Логопедический массаж: эффективность в сочетании техник

Каждая мама с замиранием сердца гадает, каким будет первое слово ее ребенка. Повода переживать нет, пока малыш говорит лишь «агу». Впоследствии, когда взрослеющая личность начнет постигать речевые навыки, нередко возникают различные дефекты, ведь развитие каждого ребенка строго индивидуальное. Как раз в этот момент маленькому исследователю нужно помочь преодолеть задержку и прочие неприятности путем своевременной коррекции. Последний десяток лет специалисты успешно применяют так называемый логопедический массаж языка – метод эффективно справляется с артикуляционными и речевыми расстройствами у детей. Как разрабатывать проблемные зоны языка и улучшить артикуляцию самостоятельно, поговорим в статье.

Наука лечения человека разминанием особых точек его тела насчитывает не одну тысячу лет. Еще древние лекари поняли, что с помощью массажа можно победить многие серьезные заболевания. На этом же эмпирическом знании и основывается логопедический массаж для детей. Врач определенным образом воздействует на такие важные центры человеческого тела, как язык, губы, мочки ушей, щеки и руки.

Такой массаж показан деткам, у которых были обнаружены различные врожденные и приобретенные речевые нарушения:

  • частичная утрата или несущественное нарушение голоса;
  • разные речевые патологии;
  • состояние чрезмерного напряжения, охватывающее мышцы лица;
  • непроизвольное слюнотечение;
  • дизартрия;
  • детский церебральный паралич;
  • нарушения в развитии мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • все разновидности заикания;
  • патологическое напряжение лицевых мышц, вызывающее трудности в произношении.

Речевые дефекты у ребенка требуют обязательной и своевременной коррекции. Устранение этой проблемы – продолжительный и тяжелый труд, но руки опускать нельзя. В будущем плохое произношение станет нерушимым препятствием для различных видов деятельности, которые, возможно, захочет освоить ребенок. Массаж – самый действенный способ исправления «хромающей» артикуляции.

Какие нарушения устраняет логопедический артикуляционный массаж

Массаж для детей с проблемами речи представлен различными методиками и приемами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Круазе, Приходько. Все авторы методик путем многолетней практики добились положительных результатов. С помощью логопедического артикуляционного массажа достигаются следующие важные цели:

  1. Нормализация тонуса и моторики речеобразующего аппарата.
  2. Увеличение продолжительности и силы выдоха.
  3. Развитие и усовершенствование мелкой моторики рук.
  4. Тренировка ритмичности движений руками и дыхания.
  5. Выработка дифференцированных движений зрительного аппарата.
  6. Стимуляция кинетических движений.
  7. Улучшение эмоциональной реакции.
  8. Стимуляция развития манипуляций рук с предметами.
  9. Уменьшение выраженности заикания.
  10. Снижение проявления дизартрии.

Эффективные виды логопедического массажа для детей

Кратко рассмотрим некоторые популярные логопедические методики, при помощи которых лечат речевые расстройства у детей.

Логопедический массаж по Новиковой

Массаж зарекомендовал себя как надежный способ устранения разных нарушений речи. Методика благотворно влияет на ребенка в целом, а также затрагивает области нервной и мышечной систем, без активного участия которых речеобразующий процесс невозможен. В создании своего метода логопед Е. В. Новикова делает акцент на массаж языка, губ, щек, скул и мягкого неба с применением специальных зондов.

Несмотря на устрашающий вид инструментов, зондовый логопедический массаж довольно простой и показывает прекрасные результаты. В рабочем комплекте 8 оригинальных зондов, каждый из которых используют с определенной целью, массируя мышцы тех или иных участков речевого аппарата. Методика исправляет недостатки произношения у взрослых и детей. Малышам такой массаж показан уже с 6 месяцев.

Техника выполнения логопедического массажа зондами имеет некоторые особенности. Прежде всего, специалист осматривает артикуляционный аппарат: мимические, жевательные мышцы, мышцы губ, щек, языка и мягкого неба. Это дает возможность установить место локализации и степень дефекта. Продолжительность работы определяется тяжестью нарушения, возрастом пациента и его индивидуальными особенностями.

Зондовый массаж выполняют курсами, в среднем от 12 до 20 дней. Оптимальная продолжительность лечения составляет 15 сеансов, повторять курсы нужно с интервалом в 1,5 месяца.

Для успешного лечения важны не только опыт и навыки логопеда, но и элементарная дисциплина родителей ребенка, ведь занятия должны быть своевременными и регулярными. Качественно выполненный зондовый массаж принесет свои плоды: нормализуется речевая моторика, активируется и восстановится деятельность всех пораженных участков.

Логопедический массаж ложками

Изобретателем этой методики массажа стал доктор Рене Кох. В качестве вспомогательного инструмента на занятиях используют обычную ложку, горячую или холодную. Для массажа лица подойдут чайные ложки, а для работы с полостью рта и языком удобно использовать кофейную ложечку.

Такой массаж примечателен следующими достоинствами:

  • качественно улучшает артикуляционные движения у ребенка;
  • способствует формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата;
  • нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц;
  • развивает мелкую моторику;
  • совершенствует пространственную ориентацию.

По отзывам специалистов, логопедический массаж ложками имеет массу преимуществ:

  1. Ложки есть в каждой семье, а если нет подходящей по размеру ложки – ее нетрудно купить.
  2. Ложка не смущает и не пугает ребенка. Наоборот, столовый прибор вызывает приятные ассоциации с едой.
  3. Подавляющее большинство маленьких пациентов уже умеют обращаться с ложкой, поэтому им не составит труда выполнять задания логопеда. Более того, этот инструмент безопасен.
  4. Стерилизовать ложки не нужно, достаточно их вымыть.
  5. Занятие с ложками исключает у ребенка отрицательную реакцию на массаж руками логопеда.
  6. При самостоятельном выполнении массажа ложками дети легко запоминают названия частей лица и усваивают предлоги и предложные слова.
  7. Меняя температуру ложек, в процессе массажа легко добиться релаксационного или стимулирующего эффекта.
  8. Даже самая маленькая ложка – кофейная – воздействует на гораздо больший по площади участок, чем палец.
  9. При помощи ложки не составляет труда сделать такие массирующие движения, которые пальцами воспроизвести невозможно.
  10. Массаж ложками достаточно легкий и хорошо усваивается детьми.
  11. Выполнение заданий массажной программы ложками стимулирует развитие мелкой моторики.
  12. При выполнении самомассажа ложкой ребенок никогда не причинит себе боли.
  13. Массаж ложками могут изучить родители и успешно заниматься с ребенком в домашних условиях.

Логопедический массаж по Дьяковой

Дьякова Елена Александровна – практикующий логопед, кандидат наук, доцент логопедии, президент Международного института речевой патологии и автор более чем 60 научных и научно-практических работ по речевой патологии в целом и логопедическому массажу в частности. Специалист проводит регулярные мастер-классы для логопедов, дефектологов, массажистов речевых отделений, студентов дефектологических факультетов и небезразличных родителей. Полезные знания можно почерпнуть из библиографии автора или при личной встрече (по предварительной записи на мастер-класс).

Видео демонстрирует, как проводят логопедический массаж по Дьяковой:

Противопоказания для логопедического массажа

Массаж не делают в случае, если у пациента диагностировали следующие заболевания:

  • простуда;
  • герпес на губах или лице;
  • воспаление слизистой оболочки глаз (например, конъюнктивит);
  • воспалительная реакция в пределах полости рта;
  • ОРВИ, ОРЗ;
  • травма языка;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • повышенное ВЧД;
  • грибковое поражение кожи;
  • туберкулез в активной форме;
  • онкологическое заболевание;
  • эпилептические припадки;
  • болезни, связанные с капиллярами;
  • гематомы на участках лица и тела, которые нужно массировать.

Логопедический массаж, как и любой другой его вид, можно делать спустя 10 дней после выздоровления ребенка, если он был болен.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Дизартрия – нарушение речи неврологического характера, которое чаще всего встречается среди детей. Развивается в ответ на патологии внутриутробного развития плода или перенесенные ребенком заболевания, влияющие на становление ЦНС. Заболевание негативно отражается на фонетике, темпе, мелодичности и четкости произношения ребенка.

Лечение дизартрии базируется на выполнении разнообразных логопедических, дыхательных, физических и лечебных упражнений. Конечно, наибольшего эффекта от занятий можно ожидать, когда логопедический массаж выполняет квалифицированный логопед. В то же время есть множество причин, по которым посещать систематические занятия со специалистом не всегда возможно или удобно, поэтому определенными приемами логопедического массажа мама или другие члены семьи ребенка могут пользоваться самостоятельно.

В борьбе за здоровье ребенка родители должны быть с врачами заодно. Выполнение логопедического массажа при дизартрии в домашних условиях во многом увеличивает шансы маленького пациента на выздоровление.

Предлагаем вам ознакомиться с описанием основных упражнений, освоить которые сможет любая мама.

Простой массаж для рук

О тесном переплетении мелкой моторики рук и речевых навыков медики заявили еще в XIV веке. Движения пальцев рук напрямую связаны с работой головного мозга. К тому же каждый пальчик является ответственным за определенный орган:

  • большой палец отвечает за головной мозг;
  • указательный связан с деятельностью желудка;
  • средний палец влияет на работу кишечника и позвоночник;
  • безымянный работает за печень;
  • мизинец помогает сердцу.

Начнем с логопедической гимнастики и массажа пальцев, которые запоминаются и осваиваются с первого раза. Вы, как мама, можете не волноваться: такие действия совершенно безвредны для ребенка. Логопедический массаж практикуют даже на детках нескольких дней отроду. Перед занятиями обратите внимание на свои руки – ради здоровья ребенка придется пожертвовать длинным маникюром. Непосредственно перед проведением массажа руки моют с мылом и обрабатывают дезинфицирующим средством Стериллиум, после чего растирают в ладонях несколько капель детского масла. Начинаем разминать кисти ребенка:

  1. Помассируйте мизинец от ноготка до самого основания. Хорошо проработайте каждую фалангу. Можно одновременно массировать мизинцы на обеих руках.
  2. Слегка надавите на подушечку каждого пальца от 3 до 10 раз. Силу нажима с каждым разом немного увеличивайте.
  3. Погладьте ладошку указательным пальцем по часовой стрелке. Упражнение похоже на игру «сорока-белобока».
  4. Продолжайте совершать круговые движения, но палец ведите по спирали – от края ладони к ее центру.
  5. Возьмите кольцевой массажер и наденьте его на все пальчики поочередно. Начните с мизинца.
  6. Для этого упражнения понадобится маленький мячик с «пупырышками». Прижмите его к ладошке и перекатывайте от запястья к кончикам пальцев.

Как делать логопедический массаж языка

Регулярное выполнение точечного и кругового массажа языка стимулирует развитие артикуляционного аппарата. Нуждается ли в таком массаже ребенок, нужно выяснить у логопеда. К тому же только специалист сможет провести родителям мастер-класс, чтобы они смогли грамотно выполнять эти упражнения дома. Логопедический массаж языка в домашних условиях удобно проводить при помощи зубной электрической щетки. Для этой же цели прекрасно подойдет набор детских зубных щеток Сanpol babies.

Массаж языка базируется на чередовании круговых и точечных движений, каждое упражнение повторяют от 3 до 10 раз. А вот и сами упражнения:

  1. Сделайте точечную разминку языка: «прогуляйтесь» щеткой по левому краю, спуститесь на кончик, поднимитесь вверх по правому краю. Образно говоря, напишите английскую «U».
  2. Повторите упражнение, совершая щеткой круговые движения.
  3. Зигзагом проведите зубную щетку от основания языка к самому кончику, чередуя при этом точечные и круговые движения.
  4. Точечно обработайте щеткой левый край языка, затем перейдите на круговые движения. Точно так же помассируйте правый край.
  5. Пройдитесь щетинкой щетки по всей поверхности языка, выполняя поколачивающие движения. Сделайте то же упражнение тыльной стороной щетки.
  6. Проведите щеткой по центру языка, от основания до кончика, двигая инструмент по спирали.

Как делать логопедический массаж губ

Чтобы губы ребенка стали более упругими и подвижными, выполняйте такую гимнастику:

  1. Прижмите подушечки указательных пальцев к крыльям носа малыша. Ведите пальцы вниз по носогубным складкам так, будто энергично поглаживаете их. Повторите до 10 раз.
  2. Положите кончики указательных пальцев на ложбинку верхней губы, а затем растирающим движением несколько раз опустите пальцы в уголки губ.
  3. Такое же упражнение сделайте и для нижней губы. Повторяйте оба упражнения до 8 – 10 раз.
  4. Большим и указательным пальцем слегка пощипывайте верхнюю и нижнюю губу по очереди. Ведите пальцы от одного уголка к другому 8 – 10 раз.
  5. Постукивайте коником указательного пальца по участку над верхней, а потом под нижней губой, совершая при этом круг в направлении часовой стрелки. Упражнение требует активности и постоянного увеличения силы движений.
  6. При помощи пальцев сделайте «гармошку» сначала из верхней, а потом из нижней губы. Сделайте 8 – 10 раз.

Технику выполнения всех упражнений родителям лучше всего «подсмотреть» у профессионального логопеда. Отсутствие навыков такого рода может негативно сказаться на состоянии нежного артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица ложками

Массаж выполняют двумя ложками и еще пару ложек кладут рядом на всякий случай – вдруг рабочий экземпляр упадет на пол.

Для занятий возьмите приборы из нержавеющей стали. Обратите внимание на черенок ложки – он не должен быть перегружен выступающими украшениями, а кончик должен быть округлым и гладким.

Каждое упражнение повторяют от 6 до 8 раз:

  1. Помассируйте ребенку виски выпуклыми частями ложек. Двигайте черпаки по часовой стрелке.
  2. Легко, без нажима, погладьте выпуклостями впадины глаз: ведите ложку по надбровной дуге до внешнего уголка глаза, а затем – под глазом.
  3. Разотрите щеки малыша выпуклыми частями ложек, двигаясь по кругу.
  4. Помассируйте выпуклостями виски, выполняя ложкой движения по спирали.
  5. Выпуклыми частями разотрите участок между бровями по спирали.
  6. Погладьте боковыми частями ложек щечки по линии от подбородка к глазным впадинам.
  7. Кончиком черпака помассируйте носогубную область.
  8. Разотрите верхнюю губу кончиком ложки, выполняя несильные нажатия.
  9. Таким же образом проработайте нижнюю губу.
  10. Погладьте подбородок и скулы выступающими частями черпаков, совершая круговые движения.

Завершением всех манипуляций с лицом и языком ребенка является массаж ушных мочек. Зажмите мочку каждого ушка между большим и указательным пальцами и, выполняя круговые движения по 50 раз, разомните эти участки сначала в левом, а потом в правом направлении. После массажа обязательно похвалите ребенка за послушание и терпение. Логопедический массаж в домашних условиях должен приносить малышу только положительные эмоции.

Чтобы ребенок, имея те или иные дефекты речевого развития, научился правильно разговаривать, родителям придется немало потрудиться. Успех лечения зависит не только от опыта и мастерства специалистов, но во многом определяется регулярностью домашних занятий и целеустремленностью мам и пап.

Логопедический массаж языка помогает развивать речь у детей. Для ребёнка с явным речевым расстройством, чтобы научиться правильно произносить звуки, не хватит одной гимнастики артикуляции и дыхания. Массируя язык, вы стимулируете речевой аппарат, нервные окончания на лице и кровеносные сосуды. В точности выполняя методику массажа, тонус мышц лица увеличивается и ребенку проще научиться правильно говорить. Плюс данной процедуры – это возможность выполнять её в домашних условиях.

Если у детей замечены приобретённые или врождённые дефекты речи им назначается логомассаж. Чаще всего встречаются такие виды нарушений развития речи, как:

  • Нарушена голосовая подача или её частичная потеря;
  • Разнообразные речевые дефекты;
  • Нарушение иннервации речевого аппарата ();
  • Нарушение тонуса лицевых мышц;
  • Затруднения в развитии мышц, обеспечивающих артикуляцию;
  • Любой из видов .

Массаж языка назначается для в 100% случаев. Ведь данное заболевание вызывает у ребятишек недостатки речи, а проводимые процедуры могут положительно повлиять на восстановление нарушенных функций. Такой необходимо делать детям в комплексном лечении ДЦП, начиная с самого раннего возраста. Не поленитесь посмотреть видео, которые затрагивают данную тему.

Чем полезен?

При достижении детьми возраста, когда они начинают разговаривать, необходима чёткая постановка артикуляции. Она отвечает за то, как сформируется произношение, ведь в артикуляции задействованы лицевые мышцы.

Логопедический массаж поможет уменьшить перенапряжение мышц при формировании произношения звуков и речи у детей. Он активизирует мышцы с ослабленной способностью к сокращениям.

Методика массажа помогает волокнам мышц становиться активными и придаёт им эластичность, давая ребёнку шанс побороть имеющиеся нарушения. Главными задачами, которые стоят перед процедурой массажа, являются:

  • Исправить произношение букв и звуков;
  • Улучшить голос и связки;
  • Устранить проблемы в дыхании при разговоре;
  • Нормализовать моторику артикуляционных мышц;
  • Увеличить длительность и силу вдоха.

Такой массаж делает лучше мышцы и речевой аппарат, который влияет на качество речи у детей. Завершая курс, становится видно, как укрепились горловые рефлексы. Комплекс упражнений помогает правильно сформировать чёткую линию для движения артикуляционных органов.

Упражнения для детей дают шансы в определённой мере исправить отклонения развития речевого аппарата. Данную методику массажа применяют при отклонениях, даже не указанных в основном списке показаний.

Техника выполнения

Языка, назначающийся детям различных возрастных категорий - это упражнения, разработанные «до мелочей». При каком-то отклонении нужно применять один, точный набор упражнений, который поможет ребёнку устранить обнаруженный дефект. Причем выполнять такие упражнения могут родители совершенно свободно своими силами в домашних условиях; это очень удобно, если ребёнок еще совсем маленький. Ребятишки старших возрастов, могут выполнять самомассаж, без помощи родителей.

Подготовка к процедуре

Как показывает практика, аккуратно такие процедуры можно выполнять, когда малыш достиг двухмесячного возраста. Если у малыша наблюдается плохая речь, упражнения могут быть назначены с 2 лет.

Назначенные манипуляции выполняйте каждый день. Один сеанс не превышает 3 минуты.

Техника выполнения массажа предусматривает условия:

  • Обстановка должна быть полностью гигиеничной и удобной;
  • Нельзя выполнить процедуру детям, при обнаружении у них противопоказаний;
  • Все движения нужно выполнять маме или папе, тщательно изучившим методику профессионального массажа.

Детям младшего возраста массаж языка желательно выполнять в общении с ребёнком. Пойте детские песни, рассказывайте , и что важно: улыбайтесь. На сеанс включите красивую тихую мелодию.

Основные приемы

Техника выполнения логопедических упражнений предусматривает:

  • Общее массирование лица, переходящее на губы;
  • Постепенно массирование переходит на ротовую полость.

Выполняя данные манипуляции нужно сосредоточить внимание, ведь не каждый ребёнок положительно воспримет действия, которые проводятся у него во рту. Делать упражнения нужно так, чтобы дети заряжались положительными эмоциями и ощущениями во время проводимой процедуры. В противном случае – такие манипуляции могут привести к увеличению тонуса и повышенной чувствительности оральных областей. А также действия, проводимые вопреки желанию ребёнка, способны подтолкнуть к активности рефлекторную сферу. Ещё дитя может автоматически укусить вас или начнутся рвотные позывы. Приёмы сочетают в себе поглаживающие движения с маленькой вибрацией. Она помогает расслабить мышцы, находящиеся в возбужденном состоянии.

  1. Поглаживания нужно выполнять едва ощутимо, нежными движениями на лице, не собирая кожу в складки. Начинать нужно водя руками в носогубной области. Далее манипуляции следует слегка усиливать, воздействуя на толстые кожные слои.
  2. Углублённое поглаживание делайте ладонями или собранными как щипцы пальцами или, согнув пальцы в суставах на 90 градусов и поглаживая тыльной стороной.
  3. Беспрерывную вибрацию делают фалангами: ставят на кожный покров и начинают «сотрясать» его. Представьте, что вы просеиваете что-то ситом.
    Делайте подходы от двух до четырёх раз. Обязательно меняйте местами выполнение вибрации с поглаживанием.

Делая манипуляции дома для детей старшей возрастной группы, выполняйте их до 20-25 минут. Но изначально процедура длится не более 7, поэтапно увеличиваясь во времени. Для грудных детей период не превышает 2-3 минуты.

Массаж зубной щеткой

Выполняя массаж, используйте предметы, которые присутствуют у вас дома. Попробуйте воспользоваться мягкой зубной щеткой. Применяя их, подкладывайте под язычок салфетку и как можно чаще заменяйте её. Выполняйте движения кругами или по спирали, не прикладывая силу при надавливании. Используя зубную щётку, применяйте вибрацию.

Перечисленные манипуляции обязательно делайте в тепле, чистыми и согретыми руками.

От того, как вы выполните массаж, зависит качество исправления речи и окончательный результат процедуры. Не соблюдая правила и игнорируя противопоказания, массаж может вызвать негативную реакцию для здоровья детей и обрести непредсказуемые последствия.

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления . Среди них , далеко не всем известный, - пальчиковый массаж , способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми .

Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи , познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей . Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков , дети развивают речь , мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической , интонационной и слоговой структуры речи , внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи , помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей .

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж ) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца , а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца .

Дети любят всех зверей : (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец )

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец )

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж ) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев . На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний ) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний ) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж ) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний )

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний )

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний )

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний )

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены . Другая рука поднимает пальцы по одному . Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж ) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный , самый толстый и большой.

Этот пальчик для того , чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный , избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами . На каждую строчку – один пальчик , а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики , как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает : 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами .

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики , ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок .

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает : это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, - скажу тебе : «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы , а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова :

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри :

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре :

Раз и два, и три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

[ Скрыть ]

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.