Русской экспедицией открыта антарктида. Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

автора

Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Прошло всего 120 лет с начала освоения людьми континента, известного как Антарктида (1899), и без малого два столетия с той поры, когда мореплаватели впервые увидели ее берега (1820). Еще задолго до того, как состоялось открытие Антарктиды, большинство ранних исследователей были уверены, что существует большой южный материк. Они называли его Терра Аустралис инкогнита - Неведомая Южная земля.

Истоки представлений об Антарктиде

Идея о ее существовании пришла в голову еще древним грекам, которые имели склонность к симметрии и балансу. Должен быть большой континент на Юге, постулировали они, чтобы сбалансировать большой массив земель в Северном полушарии. Две тысячи лет спустя большой опыт географических исследований дал европейцам достаточно оснований для обращения внимания к Югу, чтобы проверить эту гипотезу.

XVI век: первое ошибочное открытие Южного континента

История открытия Антарктиды начинается еще с Магеллана. В 1520 году, после того как он проплыл через пролив, который теперь носит его имя, знаменитый мореплаватель предположил, что его южный берег (теперь мы заем, что это остров Огненная Земля), может быть северной окраиной великого континента. Полвека спустя Фрэнсис Дрейк установил, что предполагаемый «континент» Магеллана был лишь рядом островов вблизи оконечности Южной Америки. Стало ясно, что если действительно и есть южный континент, то он расположен дальше к югу.

XVII век: сто лет приближения к цели

В дальнейшем время от времени моряки, отнесенные штормами с курса, снова обнаруживали новые земли. Зачастую они лежали дальше на Юг, чем любые из ранее известных. Так, при попытке перемещения вокруг мыса Горн в 1619 году испанцы Бартоломео и Гонсало Гарсия-де-Нодаль отклонились от курса, только чтобы обнаружить крошечные участки суши, которые они назвали островами Диего Рамирес. Они оставались самыми южными из открытых земель еще 156 лет.

Следующий шаг на долгом пути, конец которого должно было ознаменовать открытие Антарктиды, был сделан в 1622 году. Тогда голландский мореплаватель Дирк Герритц сообщил, что в районе 64° южной широты он якобы обнаружил землю с заснеженными горами, похожую на Норвегию. Точность его расчета является сомнительной, но вполне возможно, что он видел Южные Шетландские острова.

В 1675 году судно британского купца Энтони де Ла Роша был отнесено далеко к юго-востоку от пролива Магеллана, где на широте 55° он нашел убежище в безымянной бухте. Во время своего пребывания на этом участке суши (который почти наверняка был островом Южная Георгия) он также увидел, как он думал, берег Южного континента на юго-востоке. В действительности это, скорее всего, были острова Клерк Рокс, которые лежат на 48 километров к юго-востоку от Южной Георгии. Их местоположение соответствует берегам Терра Аустралис инкогнита, помещенным на карте голландской Ост-Индской компании, в свое время изучавшей отчеты де Ла Роша.

XVIII век: за дело берутся англичане и французы

Первый действительно научный поиск, целью которого было открытие Антарктиды, состоялся в самом начале XVIII века. В сентябре 1699 г. ученый Эдмонд Галлей отплыл из Англии, чтобы установить истинные координаты портов в Южной Америке и Африке, провести измерения магнитного поля Земли и поискать загадочную Терра Аустралис инкогнита. В январе 1700 года он пересек границу зоны антарктической конвергенции и увидел айсберги, о чем сделал запись в судовом журнале. Однако холодная штормовая погода и опасность столкновения с айсбергом в тумане вынудили его повернуть снова на Север.

Следующим через сорок лет был французский мореплаватель Жан-Батист Чарльз Буве де Лозьер, увидевший неизвестную землю на 54° южной широты. Он назвал ее «Мысом обрезания», предполагая, что нашел край Южного континента, но это был на самом деле остров (теперь называемый островом Буве).

Роковое заблуждение Ива де Кергулена

Перспектива совершить открытие Антарктиды манила все новых мореходов. Ив-Жозеф де Кергулен отплыл с двумя кораблями в 1771 г. с конкретными инструкциями по поиску южного континента. 12 февраля 1772 года в южной части Индийского океана он увидел землю, окутанную туманом на 49° 40", но не смог сделать высадку из-за бурного моря и непогоды. Твердая вера в существование легендарного и гостеприимного южного континента ослепила его и заставила поверить в то, что он его реально обнаружил, хотя увиденная им земля была островом. Вернувшись во Францию, мореплаватель начал распространять фантастические сведения о густонаселенном континенте, который он скромно именовал «Новой Южной Францией». Его рассказы убедили французское правительство проинвестировать другую дорогую экспедицию. В 1773 году Кергулен вернулся к упомянутому объекту с тремя кораблями, но так и не ступил на берег острова, который теперь носит его имя. Хуже того, он был вынужден признать правду и, вернувшись во Францию, провел остаток дней в опале.

Джеймс Кук и поиски Антарктиды

Географические открытия Антарктиды в немалой степени связаны и именем этого знаменитого англичанина. В 1768 г. он был направлен в южную часть Тихого океана для поисков нового континента. Он вернулся в Англию три года спустя с разнообразной новой информацией географического, биологического и антропологического характера, но никаких признаков южного континента не обнаружил. Искомые берега снова были отодвинуты дальше к югу от их ранее предполагаемого нахождения.

В июле 1772 г. Кук отплыл из Англии, но на этот раз, по заданию британского Адмиралтейства, поиск южного континента был основной миссией экспедиции. В ходе этого беспрецедентного плавания, продолжавшегося до 1775 года, он впервые в истории пересек Южный полярный круг, открыл множество новых островов и углубился к югу до 71° южной широты, чего ранее не удавалось никому.

Однако судьба не подарила Джеймсу Куку чести стать первооткрывателем Антарктиды. Более того, по результаатм своей экспедиции он обрел уверенность, что если и существует неизвестная земля вблизи полюса, то площадь ее очень мала и не представляет никакого интереса.

Кому же посчастливилось совершить открытие и исследование Антарктиды

После смерти Джеймса Кука в 1779 году европейские страны на сорок лет прекратили поиски великого южного континента Земли. А между тем в морях между открытыми ранее островами, вблизи еще неизвестного континента уже вовсю хозяйничали китобои и охотники на морского зверя: тюленей, моржей, морских котиков. Хозяйственный интерес к приполярному региону рос, и год открытия Антарктиды неуклонно приближался. Однако лишь в 1819 году русский царь Александр I повелел направить экспедицию в южные приполярные области, и, таким образом, поиск был продолжен.

Начальником экспедиции был не кто иной как капитан Фаддей Беллинсгаузен. Родился он в 1779 году в Прибалтике. Начал свою карьеру в качестве военно-морского кадета в 10-летнем возрасте, окончил Военно-морскую академию в Кронштадте в возрасте 18 лет. Ему было 40, когда он был призван возглавить это захватывающее путешествие. Цель его состояла в том, чтобы продолжить работу Кука во время плавания и продвинуться так далеко на юг, как это вообще возможно.

Заместителем начальника экспедиции был назначен уже известный тогда мореплаватель Михаил Лазарев. В 1913-1914 гг. он совершил в качестве капитана кругосветное путешествие на шлюпе «Суворов». Чем еще известен Михаил Лазарев? Открытие Антарктиды является ярким, но не единственным впечатляющим эпизодом из его жизни, посвященной служению России. Он был героем Наваринской битвы на море с турецким флотом в 1827 году, много лет командовал черноморским флотом. Его учениками были знаменитые адмиралы - герои первой Севастопольской обороны: Нахимов, Корнилов, Истомин. Прах его заслуженно покоится вместе с ними в усыпальнице Владимирского собора в Севастополе.

Подготовка экспедиции и ее состав

Флагманом ее был 600-тонный корвет «Восток», построенный английскими судостроителями. Вторым кораблем был 530-тонный шлюп «Мирный» - транспортное судно, построенное в России. Оба корабля были выполнены из сосны. Командовал «Мирным» Лазарев, который занимался сборами экспедиции и много сделал для подготовки обоих кораблей к плаванию в приполярных морях. Забегая вперед, заметим, что усилия Лазарева не пропали даром. Именно «Мирный» показал отличные ходовые качества и выносливость в холодных водах, тогда как «Восток» был выведен из плавания на месяц раньше срока. Всего 117 членов команды имел «Восток», и 72 были на борту «Мирного».

Начало экспедиции

Она стартовала 4 июля 1819 г. На третьей неделе июля суда прибыли в Портсмут, Англия. Во время короткой стоянки Белинсгаузен отправился в Лондон на встречу с президентом Королевского общества сэром Джозефом Бэнки. Последний сорок лет назад плавал вместе с Куком и теперь снабдил русских мореходов книгами и картами, оставшимися после походов. 5 сентября 1819 г. полярная экспедиция Беллинсгаузена вышла из Портсмута, и к концу года они были возле острова Южная Георгия. Отсюда они направились на юго-восток до Южных Сандвичевых островов и провели их тщательное обследование, открыв три новых острова.

Открытие русскими Антарктиды

26 января 1820 года экспедиция пересекла Южный полярный круг, впервые после Кука, совершившего это в 1773 году. На следующий день ее журнал показывает, что моряки увидели Антарктический материк, находясь в 20 милях от него. Открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым состоялось. В течение последующих трех недель суда непрерывно курсировали в прибрежных льдах, пытаясь подойти к материку, однако совершить высадку на него им не удалось.

Вынужденное плавание по Тихому океану

22 февраля «Восток» и «Мирный» пострадали от самого сильного трехдневного шторма за все время похода. Единственной возможностью сохранить суда и команды стало возвращение на север, и 11 апреля 1820 года «Восток» прибыл в Сидней, а «Мирный» вошел в ту же гавань через восемь дней. Через месяц отдыха Беллинсгаузен повел свои корабли на четырехмесячное исследовательское плавание в Тихий океан. Прибыв обратно в Сидней в сентябре, Беллинсгаузен был уведомлен российским консулом, что английский капитан по имени Уильям Смит обнаружил группу островов на 67-й параллели, которые он назвал Южными Шетландскими и провозгласил их частью Антарктического континента. Беллинсгаузен сразу решил взглянуть на них самому, надеясь при этом найти способ продолжать дальнейшее движение на юг.

Возвращение к Антарктиде

Утром 11 ноября 1820 суда покинули Сидней. 24 декабря корабли снова пересекли Южный полярный круг после одиннадцатимесячного перерыва. Вскоре они столкнулись со штормами, отбрасывающими их к северу. Год открытия Антарктиды завершался для русских моряков тяжело. К 16 января 1821 они пересекли Полярный круг не менее 6 раз, причем каждый раз шторм заставлял их отходить к северу. 21 января погода, наконец, успокоилась, и в 3:00 они заметили темное пятнышко на фоне льда. Все подзорные трубы на «Востоке» были на него направлены, и, по мере того как светало, Беллинсгаузен убедился, что они обнаружили землю за Полярным кругом. На следующий день земля оказалась островом, который назвали именем Петра I. Туман и лед не позволили высадиться на сушу, и экспедиция продолжила путь к Южным Шетландским островам. 28 января они наслаждались прекрасной погодой, в районе 68-й параллели, когда в очередной раз была замечена земля на расстоянии примерно 40 миль на го-восток. Слишком много льда лежало между кораблями и сушей, но ряд гор, свободных от снега, был замечен. Беллинсгаузен назвал эту землю Берегом Александра, теперь она известна как остров Александра. Хотя это и не часть материка, он, тем не менее, связан с ним глубокой и широкой полосой льда.

Завершение экспедиции

Довольный, Беллинсгаузен отплыл на север и прибыл в марте в Рио-де-Жанейро, где команда оставалась до мая, делая капитальный ремонт кораблей. 4 августа 1821 они бросили якорь в Кронштадте. Путешествие длилось два года и 21 день. Только три человека были потеряны. Власти Россия, однако, оказались безразличны к такому великому событию, как открытие Антарктиды Беллинсгаузеном. Десять лет прошло, прежде чем отчеты его экспедиции были опубликованы.

Как и во всяком великом свершении, у русских мореходов нашлись соперники. Многие на Западе сомневались в том, что именно нашим соотечественникам впервые открылась Антарктида. Открытие материка в свое время приписывали англичанину Эдварду Брансфилду и американцу Натаниелю Палмеру. Однако сегодня практически никто уже не ставит первенство русских мореплавателей под сомнение.

Адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен.

Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды , адмирал Российского Императорского флота Фаддей Фаддееевич Беллинсгаузен по происхождению – остзейский немец. Он родился на острове Эзель (ныне эстонский Саарема) 9 (20) сентября 1778 года в дворянской семье; его настоящее имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен .

В 11-летнем возрасте Фабиан Готтлиб Таддеус , взявший русское имя Фаддей , поступает в Морской корпус. Морская карьера ему была предопределена судьбой. Позже он говорил о себе так: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря» .

В 1795 году Беллинсгаузен становится гардемарином, в следующем году совершает дальнее плавание к берегам Англии, а в 1797-м производится в мичманы и в течение нескольких лет служит на судах эскадры Балтийского флота.

В 1803-1806 годах мичману Беллинсгаузену посчастливилось участвовать в первом кругосветном плавании русских судов. На «Надежда» он обошёл вокруг Земного шара и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном» — так охарактеризовал его капитан «Надежды» и начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн . Кстати, большинство карт, вошедших в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» , были выполнены рукой будущего первооткрывателя Антарктиды.

Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.

По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.

В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре» . При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли» .

А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы» . Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота» , изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.

В состав антарктической экспедиции вошли два – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный» . Первым из них командовал сам Беллинсгаузен , вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

Адмирал М.П.Лазарев.

Ход первой российской антарктической экспедиции , продолжавшейся с июня 1819 года по август 1821-го, заслуживает отдельного рассказа. Здесь перечислим лишь её итоги: русскими моряками были обследованы огромные акватории мирового океана, открыты шестой континент – Антарктида, острова Шишкова, Мордвинова, Петра I – всего 29 островов и 1 коралловый риф. Впервые были произведены точные съёмки архипелага Туамоту, составлены описания и карты, собраны уникальные этнографические, ботанические и зоологические коллекции, сделаны зарисовки видов Антарктики и редких представителей фауны.

Шлюп «Восток». Художник М.Семёнов.

По возвращении в Кронштадт Беллинсгаузен был произведён в капитаны 1-го ранга, а через два месяца — в капитан-командоры. За «беспорочную выслугу в офицерских чинах 18-ти шестимесячных морских кампаний» он стал кавалером ордена Св. Георгия IV степени. О ходе беспримерной экспедиции и её результатах он написал книгу «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов» . Правда, издана она была лишь в 1831 году – через 10 лет после завершения плавания.

Книга Ф.Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света…» с приложениями.

Вся дальнейшая карьера Беллинсгаузена — многочисленные плавания, строевая служба, участие в боевых действиях. В 1822-1825 годах он занимает береговые должности, но после производства в контр-адмиралы в течение следующих двух лет командует отрядом судов в Средиземном море. В 1828 году, будучи командиром Гвардейского экипажа, он вместе со своими подчинёнными сухим путём проходит из Санкт-Петербурга до Дуная и участвует в войне с Турцией. На Чёрном море он руководит осадой Варны и других турецких крепостей, за что его награждают орденом Святой Анны I степени.

В декабре 1830 года Беллинсгаузен становится вице-адмиралом и назначается начальником 2-й дивизии Балтийского флота, ежегодно совершает с ней плавания по Балтике. В 1839 году он занимает высший строевой пост – его назначают главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Ежегодно с весны по осень он также является командующим Балтийским флотом. В 1843 году его производят в полные адмиралы, а в 1846 году награждают орденом Св. Владимира I степени.

Памятник Ф.Ф.Беллинсгаузену в Кронштадте.

Адмирал М.П.Лазарев впоследствии вспоминал о Беллинсгаузене как о «искусном, неустрашимом моряке» , который при этом был «тёплой души человеком» . Фаддей Фаддееевич обладал редкими для своего времени качествами: широким кругозором, высоким культурным уровнем, гуманным отношением к нижним чинам. Он стал основателем Кронштадтской морской библиотеки — одной из крупнейших в России. В том же Кронштадте он значительно улучшил условия жизни экипажей судов, занимался постройкой казарм и госпиталей, озеленением города, добился увеличения мясного пайка для матросов. По словам морского историка Е.Е.Шведе , после смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха» .

Подчеркнув успешность экспедиции во многих других отношениях, Кук заканчивает свой труд следующими словами: «уже одного этого будет довольно, чтобы во мнении благожелательных людей считать наше путешествие замечательным, особенно после того, как диспуты о южном континенте перестанут привлекать к себе внимание философов и вызывать у них разногласия».

Таким образом, роковая ошибка Кука имела своим следствием то, что в конце XVIII и в начале XIX в. господствовало убеждение, что Антарктиды вообще не существует, а все районы, окружавшие Южный полюс, представлялись тогда на карте «белым» пятном. В таких условиях была задумана первая русская антарктическая экспедиция.

Подготовка к экспедиции

Составление плана экспедиции. Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени – Головнина, Крузенштерна и Коцебу.

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И. Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де-Траверсе (Головнин в то время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка», из которого он вернулся уже после ухода антарктической экспедиции из Кронштадта).

В письме своем от 7 декабря 1818 г., первом по времени документе, касающемся данной экспедиции, Крузенштерн, в ответ на сообщение о намеченной посылке русских кораблей к южному и северному полюсам, просит у Траверсе разрешения представить свои соображения об организации такой экспедиции.

После этого морской министр поручил составление записок об организации экспедиции как Крузенштерну, так и целому ряду других компетентных лиц, в том числе представителю старшего поколения русских мореплавателей – знаменитому гидрографу вице-адмиралу Гавриле Андреевичу Сарычеву. Среди архивных документов имеется также записка «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции», не имеющая подписи, но, судя по ссылкам на опыт только что вернувшегося из кругосветного плавания брига «Рюрик» (пришел в Петербург 3 августа 1818 г.), принадлежащая перу командира последнего – лейтенанту О. Е. Коцебу. По некоторым данным можно полагать, что записка Коцебу является наиболее ранней из всех, и она предусматривает посылку из России только двух кораблей, причем разделение их намечалось у Гавайских островов, откуда один из кораблей должен был пересечь Тихий океан на запад – к Берингову проливу, второй – на восток, с целью попытаться приблизиться к Южному полюсу.

31 марта 1819 г. Крузенштерн послал морскому министру из Ревеля свою обширную записку на 14 страницах при сопроводительном письме. В письме Крузенштерн заявляет, что при его «страсти» к подобного рода путешествиям, он сам просил бы поставить его во главе экспедиции, однако этому препятствует серьезная болезнь глаз, и что он готов составить для будущего начальника экспедиции подробную инструкцию.

В своей записке Крузенштерн касается двух экспедиций – к Северному и к Южному полюсам, причем каждая из них включает по два корабля. Особенное внимание он, однако, уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». Это свое замечание Крузенштерн заключает следующими словами, полными патриотизма и любви к Родине и стремления к ее приоритету: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Поэтому Крузенштерн торопил с организацией этой экспедиции, считал «сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предначинаемы были… Путешествие, единственно предпринятое к обогащению познаний, имеет, конечно, увенчаться признательностью и удивлением потомства». Однако он все же «после строгого обдумывания» предлагает перенести начало экспедиции на следующий год, для более тщательной подготовки ее. Морской министр остался неудовлетворенным целым рядом предложений Крузенштерна, в частности относительно отсрочки экспедиции на год и раздельного выхода обеих экспедиций из Кронштадта (министр настаивал на совместном следовании всех четырех кораблей до определенного пункта и последующего их разделения по маршрутам).

Вошло в историю как день открытия шестого континента — Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В начале XIX века корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте "белым пятном". Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север.

Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов. Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена.

27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг. 28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков".

Пройдя еще две мили на юго-восток, экспедиция оказалась в "сплошных льдах"; вокруг простиралось "ледяное поле, усеянное буграми".

Корабль Лазарева находился в условиях гораздо лучшей видимости. В своем дневнике он записал: "Встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды.

Русские путешественники подошли менее чем на три километра к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

После довольно продолжительного плавания по Южному полярному океану корабли пришли к восточному берегу Австралии. В середине апреля шлюп "Восток" бросил якорь в австралийской гавани Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп "Мирный".

Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Порт-Джексон, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш.

22 января 1821 года глазам путешественников предстал неизвестный остров. Беллинсгаузен назвал его островом Петра I — "высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота".

28 января 1821 года в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости. Беллинсгаузен записал: "В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор". Эту сушу Беллинсгаузен назвал Землей Александра I. Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не "материк льда", как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий "земной" материк.

Завершая свою "одиссею", экспедиция подробно обследовала Южные Шетлендские острова, о которых прежде было известно лишь то, что англичанин Вильям Смит наблюдал их в 1818 году. Острова были описаны и нанесены на карту. Многие спутники Беллинсгаузена участвовали в Отечественной войне 1812 года. Поэтому в память об ее сражениях отдельные острова получили соответствующие названия: Бородино, Малоярославец, Смоленск, Березина, Лейпциг, Ватерлоо. Однако впоследствии они были переименованы английскими мореплавателями.

В феврале 1821 года, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников