Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц. Институт древнеславянской письменности и древнеевразийской цивилизации - иддц Новый подход к изучению Пушкина

Между «до» и «после»

(Эротический элемент в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»)[*]

Среди вопросов, которые возникают при анализе поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», один из самых сложных - это вопрос об организующем принципе. Проблема, в первую очередь, связана с определением жанра, к которому принадлежит поэма. Сразу после ее публикации в 1820 году этот вопрос стал главным предметом споров, хотя, кажется, эти споры не дали никакого результата. Со своей стороны, мы не собираемся разрешить эту задачу, но кажется небесполезным напомнить, что в поэме представлена удивительная смесь разных жанров и что эта смесь как раз и является главным ее своеобразием. Основным материалом являются, конечно, мотивы русского фольклора - старинных сказок и былин. В русской литературе тем же материалом пользовался В. А. Жуковский в балладе «Двенадцать спящих дев». Из общеевропейских источников необходимо упомянуть прежде всего «Неистового Роланда» Л. Ариосто, «Орлеанскую девственницу» Вольтера и «Оберон» К. М. Виланда. К этому надо еще прибавить влияние эротической поэзии, в частности Э. Парни, некоторые стихи которого переложены почти буквально в «Руслане и Людмиле». Каждый из этих возможных источников заслуживает отдельного разговора, но, повторяем, интереснее задуматься над тем, как Пушкин их синтезировал, преобразуя в свою оригинальную систему.

Подход Пушкина к проблеме жанра в «Руслане и Людмиле» показывает, что он играет в некоторую литературную игру: блестящее чередование сказочного и эпического, волшебного и лирического, средневекового и современного является самым большим достоинством поэмы. Всякая попытка свести ее только к одной из этих характерных черт обречена на неудачу.

Интрига также требует некоторых предварительных замечаний, поскольку она связывает «Руслана и Людмилу» с целой традицией европейского литературного наследия, а именно со средневековым рыцарским романом. Мотив похищения жены, невесты или любимой женщины очень распространен в ирландском и бретонском циклах. Стоит упомянуть роман XII века Кретьена де Труа «Рыцарь телеги», в котором герой Ланселот разыскивает свою любовницу, королеву Джиневру. Еще ближе поэма Пушкина оказывается к некоторым старинным ирландским сказкам. Можно упомянуть довольно известную «Любовь к Этайн», но еще более «Руслан и Людмила» походит на другую ирландскую сказку - «Этна новобрачная»: героиня со своим супругом, также как и пушкинская пара, только что поженились, и во время праздника в замке она вдруг глубоко засыпает; немного спустя ее похищает король-волшебник Финварра. Как и в поэме Пушкина, она спит очень долго и просыпается благодаря чудесному предмету. Нужно назвать еще лэ «Сэр Орфео», в котором королева Юродис, также после долгого летаргического сна, в котором она видит предшествующие события, похищена магической силой и насильственно водворена в очень богато обставленный дворец. Можно также напомнить сказку «Супруга Бальмачизского Владельца», в которой у героя похищают жену и подменяют ее двойником, или «Мэри Нельсон», которую волшебная сила уносит в ту ночь, когда она должна рожать, и т. д. Мотив восходит к греческой мифологии: вспомним исчезновение жены Орфея Эвридики, которое, кстати говоря, является источником вышеупомянутого лэ «Сэр Орфео». Однако у Пушкина движение фабулы подчиняется известным правилам построения, восходящим к средневековым рыцарским романам (вызов, блуждания, поиск, препятствия, сражения, куртуазная любовь и т. п.), хотя очевидно, что здесь присутствует пародийный момент: на самом деле эти правила постоянно нарушаются и составляют, в конце концов, лишь условную псевдосредневековую рамку.

Фабула не изменена: королеву или княжну похищает какая-то сверхъестественная сила (Бог или нечисть), и доблестный герой должен освободить эту женщину, но на его пути возникают препятствия (волшебства, обольщения, соперники, бои и т. д.), которые нужно мужественно преодолеть. «Руслан и Людмила», по-видимому, вписывается в старинную традицию. Однако нельзя не заметить, что Пушкин уходит от героического аспекта, сосредоточиваясь почти целиком на последствиях похищения - на неудовлетворенности сексуального желания и дальнейшем вынужденном воздержании героя. Этот параметр присутствует, конечно, и в рыцарском романе, но на периферии сюжета. Известны в «Рыцаре телеги» томления Ланселота, который забывает все, вплоть до собственного имени, ибо мысль о королеве Джиневре переполняет его существо. После расставания с Говеном он впадает в такое же бессознательное состояние, что и Руслан после расставания с соперниками - Фарлафом, Ратмиром и Рогдаем. Оба, во власти неотвязной мысли, «бросают узду» и представляют лошади выбирать дорогу самой:

<Рыцарь> телеги замечтался, как человек без сил и без защиты перед Любовью, владеющей им. И в своих мечтах он достиг такой степени самозабвения, что уж и не знал, есть ли он или нет его. Своего имени он не помнит и не знает, вооружен он или нет. Не знает, ни откуда приехал, ни куда едет, ничего не помнит, кроме одной вещи, только одной, которой ради все остальные канули для него в забвение. Только о ней он и думает, и так много, что ничего не видит и не слышит. Однако его быстро уносит конь, не отклоняясь от прямого пути.

Руслан томился молчаливо,

И смысл и память потеряв.

Что делаешь, Руслан несчастный,

Один в пустынной тишине?

Людмилу, свадьбы день ужасный,

Все, мнится, видел ты во сне.

На брови медный шлем надвинув,

Из мощных рук узду покинув,

Ты шагом едешь меж полей,

И медленно в душе твоей

Надежда гибнет, гаснет вера.

Этот мотив у Пушкина занимает тем больше места, что, в противоположность рыцарям Средневековья, которые почти беспрестанно сражаются с врагами, Руслан проводит намного больше времени, вздыхая и мечтая об удовлетворении своего желания, чем совершая отважные поступки. Такие поступки немногочисленны и, вдобавок, поданы гротескно (сражение с головой, с Черномором, с печенегами). Становится очевидным, что в поэме главное - игра эротической тематикой. На эту особенность, впрочем, обратил внимание еще в 1821 году «благонамеренный» критик, пожалев, что «перо Пушкина, юного питомца муз, одушевлено не чувствами, а чувствительностью». Как бы то ни было, если прочесть «Руслана и Людмилу» с этой точки зрения, поэма становится особенно забавной.

Такое прочтение мы и хотим предложить в настоящей статье, исходя из трех постулатов. Во-первых, нам кажется, что основной замысел Пушкина состоит в игре. Эта игра столько же стилистическая (жанровая смесь), сколько тематическая. Во-вторых, тот факт, что герой проводит больше времени в бездействии, вздыхая, ожидая, словом, претерпевая события, вместо того чтобы их подчинить себе, показывает, что произведение выходит за рамки жанра, к форме которого восходит поэма Пушкина (рыцарский роман). Тут драматическая динамика зависит почти исключительно от любви в крайнем выражении ее куртуазного варианта, то есть секса. Как мы увидим, самое главное для Руслана, у которого похитили жену в брачную ночь, в самый разгар его желания, в самом начале полового акта, и даже, по всей видимости, во время его, цель поиска очень проста и даже прозаична: он хочет закончить то, что начал, то есть удовлетворить свое желание. Есть, видимо, некое наслаждение в задержке сексуального удовлетворения, но есть также наслаждение, связанное с выражением этой затяжки, и это третий важный момент: существует прямая связь между желанием и процессом писания. Последний зависит от первого, и можно сказать, что вся поэма развивается в крайнем напряжении, которое представляет собой такое обострение желания. Мы увидим, что Пушкин тут утрирует другой старинный прием рыцарского романа.

Начиная с «Посвящения», поэма поставлена под знак эротизма, поскольку рассказчик утверждает, что он сочиняет стихи для красивых женщин, и для них исключительно:

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал.

Как мы увидим в дальнейшем, цель рассказчика - не изложить отважные поступки храброго рыцаря, а возбудить в душе слушательниц любовное волнение. Причем с самого начала установлено динамическое отношение желания (писания). В первых же строках признается далекий от добродетели характер этого «труда игривого»:

Ничьих не требуя похвал,

Счастлив уж я надеждой сладкой,

Что дева с трепетом любви

Посмотрит, может быть, украдкой

На песни грешные мои.

Проследим теперь за ходом приключений Руслана и Людмилы.

Рассказ начинается совершенно традиционным в рыцарских романах образом - с пира во дворце царствующего короля, в данном случае - Владимира-Солнца, в честь своей дочери, которая выходит замуж за Руслана. Однако последний отнюдь не веселится: «храбрый Руслан» (13) томится в ожидании того момента, когда он останется один на один со своей красивой супругой:

Но, страстью пылкой утомленный,

Не ест, не пьет Руслан влюбленный;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья.

Первое появление героя не очень героическое: на самом деле, он собой не владеет.

Неудовлетворенность усиливается еще тем, что присутствуют все три соперника героя, и особенно хан Ратмир, «полный страстной думы» (14) и уже обнимающий Людмилу в своих мечтах (18). Следует отметить, что одного лишь Ратмира ведет исключительно сексуальное желание, без всякого духа соперничества, который воодушевляет остальных. Отметим также, что желание Ратмира направлено на эротическое наслаждение вообще, а не на Людмилу как таковую; при первой возможности он этому наслаждению и предастся, усугубляя «фрустрацию» Руслана. К этому мы еще вернемся.

Пир наконец окончен, и Руслан оживляется:

И все глядят на молодых:

Невеста очи опустила,

Как будто сердцем приуныла,

И светел радостный жених.

Все уходят, и Руслан воспламеняется. Однако все остается воображаемым (как это будет, впрочем, в течение всей поэмы):

Жених в восторге, в упоенье:

Ласкает он в воображенье

Стыдливой девы красоту.

В конце концов наступает самый момент, когда ведут «невесту молодую» на «брачную постель» и начинаются первые любовные ласки, изображаемые через клише из эротической поэзии Э. Парни:

Свершились милые надежды,

Любви готовятся дары;

Падут ревнивые одежды

На цареградские ковры.

Поэт настаивает на этих предварительных ласках, подчеркивая мотив ожидания (см. слова «готовятся» в этой цитате, «заране» в следующей), чтобы потеря вышла еще болезненнее. Следует отметить, что похищение происходит после «последней робости», то есть уже после начала акта (см. слово «настали»):

Вы слышите ль влюбленный шепот

И поцелуев сладкий звук

И прерывающийся ропот

Последней робости ?.. Супруг

Восторги чувствует заране ;

И вот они настали… Вдруг.

Что потом - известно: Людмила пропала, «похищена безвестной силой», а бедный Руслан, который уже в этой цитате получил звание «супруга», становится опять только «женихом», к тому же - женихом «испуганным», так же как Людмила, называвшаяся до сих пор «невестой», становится в следующей строфе «минутной супругой». На самом деле, термин «супруг» оказался предвосхищением несостоявшегося акта. Это лексическое колебание вполне вписывается в логику напряжения между «до» и «после», на которой строится вся поэма. В этих строках следует еще отметить мастерское употребление Пушкиным переноса, передающего нетерпение Руслана. Герой должен еще потерпеть, и это состояние воздержания будет его долей в течение всей поэмы. Поэтому переносов немало, когда речь идет о Руслане и в основном - о его действиях или перемещениях. Например:

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей (20).

Выходит вон. Ногами стиснул

Руслан заржавшего коня (28).

Привычной думою стремится

К Людмиле, радости своей (33).

Померкла степь. Тропою темной

Задумчив едет наш Руслан

И видит (51).

И мщенье бурное падет

В душе, моленьем усмиренной (55).

Зима приблизилась - Руслан

Свой путь отважно продолжает (66).

Князь карлу ждет. Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен (72).

………………………………………Ходит он

Один средь храмин горделивых

Супругу милую зовет (74).

«Быть может, горесть… плен угрюмый…

Минута… волны…» В сих мечтах

Он погружен (75).

Накинув тихо покрывало

На деву спящую, Руслан

Идет, и на коня садится (83).

И очутился в два мгновенья

В долине, где Руслан лежал

В крови, безгласный, без движенья (93).

Сказал, исчезнул. Упоенный

Восторгом пылким и немым,

Руслан, для жизни пробужденный,

Подъемлет руки вслед за ним… (94).

Ликует Киев… Но по граду

Могучий богатырь летит (97).

Но вернемся к первой песне. До сих пор у Руслана нет ничего, кроме неудачи. Далее, гротескным образом махнув руками («Хватает воздух он пустой»; 16), он - «испуганный» (16), «несчастный» (16, 19), «уныньем как убит» (17) и т. п. Но сразу становится понятно, что неудача Руслана - только оставшееся неудовлетворенным сексуальное вожделение. Это констатируется в первом из примерно двадцати лирических отступлений, которое следует за похищением, и показывает, что именно волнует рассказчика, который предпочел бы умереть, чем быть лишенным в решительную минуту предмета своего желания:

Но после долгих, долгих лет

Обнять влюбленную подругу,

Желаний, слез, тоски предмет,

И вдруг минутную супругу

Навек утратить… о друзья,

Конечно, лучше б умер я!

К счастью, Руслан остался жив, благодаря чему поэма может продолжаться: «Однако жив Руслан несчастный» (16). Он слишком приземлен, чтобы от этого умереть, так же как Людмила (как мы увидим) слишком приземлена, чтобы покончить жизнь самоубийством. Итак, Руслан жив, но в течение всей первой песни герой совершил только одно: неудачно провел брачную ночь и вздыхал. Это далеко от привычных принципов построения рыцарского романа.

То же самое происходит дальше, когда Руслан встречается с финном. С одной стороны, этот персонаж играет в структуре повествования ту же роль, что «прюдоны» в средневековых романах: этой встречей герою сообщается необходимая информация (у Пушкина - место заключения Людмилы), подготавливающая дальнейшие эпизоды, но с другой стороны, здесь подчеркивается исключительно эротический характер страданий Руслана. Гог с радостью узнает, где находится его жена и что украл ее «красавиц давний похититель» (20) Черномор, но у него сразу же возникает мрачное подозрение, что волшебник, возможно, обесчестил ее. Однако финн успокаивает его, сообщая, что старый карлик - импотент:

Вновь ожил он; и вдруг опять

На вспыхнувшем лице кручина…

«Ясна тоски твоей причина;

Но грусть не трудно разогнать, -

Сказал старик, - тебе ужасна

Любовь седого колдуна;

Спокойся, знай: она напрасна

И юной деве не страшна.

Он звезды сводит с небосклона,

Он свистнет - задрожит луна;

Но против времени закона

Его наука не сильна.

Он только немощный мучитель

Прелестной пленницы своей.

Вокруг нее он молча бродит,

Клянет жестокий жребий свой…»

Вторая часть первой песни целиком состоит из рассказа финна о своей любви к Наине в молодости. Руслан здесь опять-таки остается вне действия, но надо отметить, что эта история, которая занимает огромное (по сравнению с главной фабулой) место в поэме, - опять-таки история о неудовлетворенном желании, рассказанная знакомой лексикой («мучительная тоска», «горесть», «тайная кручина» и т. п.). Тема как бы раздваивается с появлением новых персонажей и приобретает дополнительный оттенок: борьба молодости и старости и, соответственно, силы и бессилия. Оба злых старика, Черномор и Наина, - неудовлетворены, именно поэтому они и гротескны. Поэтому же оба ненавидят Руслана: у него есть «сила», которой у них больше нет:

Колдунья старая, конечно,

Возненавидит и тебя.

Слово «конечно» объясняется как раз их общим конфликтом между старостью и молодостью: на первый взгляд у Наины нет никакой причины ненавидеть Руслана.

В конце первой песни герой уезжает, «душа надеждою полна» (28), как обычно, когда ему кажется, что цель недалека.

Итак, если подвести итоги этой песни, надо отметить, что герой поэмы вял и пассивен, большую часть времени он лишь вздыхает и томится отсутствием желанной женщины. Его энергия будет обнаруживаться только по мере приближения момента удовлетворения желания: самый отважный (и чуть ли не единственный) подвиг его - битва с печенегами, то есть когда цель уже практически достигнута.

Эротический элемент разлит по всей поэме. Мотивировка поступков соперников Руслана отнюдь не состоит в желании блистать рыцарскими доблестями. «Фарлаф, / Все утро сладко продремав» (30) моментально выходит из игры, ужасно испуганный Рогдаем, и вступает в соглашение с ведьмой (переходя тем самым в лагерь старых импотентов, где и останется, когда, подло похитив Людмилу, уже не будет в состоянии разбудить ее). Чувственный хан Ратмир тоже выходит из игры, как только его привлекает «красавиц рой» (62), и решает скорее предаться наслаждениям жизни, чем опасному разыскиванию Людмилы. Что касается Рогдая, самого решительного из всех, то он скончается после боя с Русланом в объятиях русалки (44).

Между тем герой продолжает поиски, подталкиваемый в основном «дремлющим желанием» и сожалением, что Людмила останется девственницей, если он ее не найдет:

……………………Найду ли друга?

Иль суждено, чтоб чародея

Ты вечной пленницей была,

И, скорбной девою старея,

Я рассказал, как ночью темной

Людмилы нежной красоты

От воспаленного Руслана

Сокрылись вдруг среди тумана.

Физиологический (сниженный) характер разлуки усиливается еще и последующим, находящимся на грани вульгарности, сравнением, с бедным петухом, который «сладострастными крылами / Уже подругу обнимал» (35) и у которого коршун крадет курицу прямо во время соития. Отметим, что на эту «пошлость» обратил внимание еще Абрам Терц в «Прогулках с Пушкиным».

Людмилу тоже мучает желание, и когда она просыпается у Черномора, несмотря на «смутный ужас», она «Душой летит за наслажденьем, / Кого-то ищет с упоеньем» (35). Как и Руслан, она живет своим желанием - естественной потребностью молодости. Уже цитировались строки, где рассказчик утверждает, что предпочел бы смерть похищению «минутной супруги», - в противоположность Руслану, который, несмотря ни на что, остается в живых («Однако жив Руслан несчастный»). С Людмилой происходит то же самое. Сначала она весьма картинно решает покончить жизнь самоубийством, но без объяснений отказывается от этого намерения:

В унынье тяжком и глубоком

Она подходит - и в слезах

На воды шумные взглянула,

Ударила, рыдая, в грудь,

В волнах решилась утонуть -

Однако в воды не прыгнула

И дале продолжала путь.

«Дале» она оказывается вдруг перед роскошным обедом и произносит страстный внутренний монолог о бесполезности в отсутствие друга земных благ, но жизнь побеждает еще раз:

«Мне не страшна злодея власть:

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров -

Не стану есть, не буду слушать

Умру среди твоих садов!»

Подумала - и стала кушать.

Жизнь сильнее всех превратностей, и жизнь - это плотские наслаждения (если не любовь, то хотя бы еда).

Но поспешим: рукой их нежной

Раздета сонная княжна;

Прелестна прелестью небрежной,

В одной сорочке белоснежной

Ложится почивать она.

И в этой эротической атмосфере впервые появляется Черномор. Появление его одновременно торжественно и гротескно, поскольку прежде его входит в комнату борода Черномора, в которой он запутывается самым смешным образом. К этому мы еще вернемся.

До сих пор супруги в основном занимались тем, что вздыхали и беспрестанно мечтали закончить начатое. Фабула развивается под влиянием напряженной паузы между пробуждением желания и его удовлетворением. В начале третьей песни рассказчик поддерживает это напряжение упоминанием, что колебался, назвать ли Людмилу «княжной» (социальная функция) или «девой» (природное качество), и завистливый критик упрекнул его:

Зачем Русланову подругу,

Как бы на смех ее супругу,

Зову и девой и княжной?

Как и в посвящении, рассказчик утверждает стихами в манере Парни, что обращается к девушке, можно сказать, ко всем девушкам, которые одни могут его понять, то есть понять причину томления любовников:

Но ты поймешь меня, Климена,

Потупишь томные глаза,

Ты, жертва скучного Гимена…

Я вижу: тайная слеза

Падет на стих мой, сердцу внятный;

Ты покраснела, взор погас;

Вздохнула молча… вздох понятный!

Эта третья песнь, где Людмила издевается над Черномором, играя с ним в прятки в шапке, которую она у него украла и благодаря которой становится невидимой и центральным эпизодом которой является борьба Руслана с головой, не добавляет ничего нового к эротическому плану поэмы.

В четвертой песне большое место занимает история Ратмира, которого окружает «красавиц рой» (62), или же «девицы красные толпою» (63), и чувственность которого заставляет его сразу забыть о Людмиле и отдаться эротическим наслаждениям. Удовлетворенность его выявляет еще ярче неудовлетворенность Руслана, который вскоре становится даже невольным зрителем сладкой жизни молодого хана. Историю последнего следует прочесть параллельно с историей Руслана, поскольку Ратмир проходит через те же самые страдания от ожидания:

Томится сладостным желаньем,

Бродящий взор его блестит,

И, полный страстным ожиданьем,

Он тает сердцем, он горит.

В его случае ожидание будет довольно коротким, но испытания одинаковы. Желание мучает его, но он должен сначала поесть («Садится за богатый пир»; 64). Затем в описании, которое рассказчик сам ставит под знак поэзии Парни (в противоположность Гомеру), Ратмир ложится в постель и, «воспаленный», «вкушает одинокий сон». Он видит эротический сон:

Его чело, его ланиты

Мгновенно пламенем горят;

Его уста полуоткрыты

Лобзанье тайное манят;

Он страстно, медленно вздыхает,

Он видит их - и в пылком сне

Покровы к сердцу прижимает.

Красивая девушка приближается к его постели и ложится рядом с ним. Он хочет проснуться (отметим тут намек на Руслана: «Проснися - дорог миг утраты»), что и случается: сон его прерывается «лобзаньем страстным и немым» (65) уже реальной женщины. Итак, в противоположность тому, что происходит с главным героем поэмы, сон Ратмира продолжается в действительности. Все это, конечно, очень нравится рассказчику, но героем поэмы является немолодой хан, и «Руслан должен нас занимать». Оказывается, в тот момент, когда его соперник «одинокий вкушает сон», Руслан «сладостный вкушает сон», но, проснувшись, видит всего лишь, как «сияет тихий небосклон» (66). Для него поиск продолжается. Отметим, что традиционные и детально описываемые в рыцарских романах бои здесь лишь упоминаются («То бьется он с богатырем, / То с ведьмою, то с великаном…»: 66): очевидным образом, не они составляют сюжет поэмы. Главная деятельность героя - погружение в собственные неотвязные мысли. Сказано, что «в его душе желанье дремлет» (66), и это спасает его от несущих гибель русалок.

Эпизод с Ратмиром заканчивается интересным отступлением:

Но, други, девственная лира

Умолкла под моей рукой;

Оставим юного Ратмира.

Рассказчик объясняет свое решение сдержанностью или скромностью и в то же время обязанностью рассказать о главном герое, но можно толковать его и как невозможность продолжать после того, как желание удовлетворено: вдохновение существует только во время «страстного ожидания». Это касается и Руслана, который как бы спасает повествование тем, что не поддался обольщениям русалок.

Затем мы возвращаемся к Людмиле, названной уже «моей княжной», «моей прекрасной Людмилой» (67), что показывает растущее вмешательство повествователя в рассказываемую им историю. Так же как и «супруг», она в основном «о друге мыслит и вздыхает» (67). Ее до сих пор спасает черноморова шапка, которую она, впрочем, употребляет с известным кокетством, являясь иногда взорам тех, кто ее разыскивает, и крича им: «сюда, сюда!». Как и Руслан, она думает только об одном:

На ветвях кедра иль березы

Скрываясь по ночам, она

Минутного искала сна -

Но только проливала слезы,

Звала супруга и покой.

Если бы Руслан стал супругом в полном смысле этого слова, она бы нашла покой. Но, обреченная на муки ожидания, она в том состоянии, которое выражают очень сильные переносы такого же типа, с какими мы встречаемся в рассказе о Руслане, например в этом отрывке («…она / минутного искала сна»), или немного дальше, когда, вследствие волшебства Черномора, ей кажется, что она видит мужа: «И стрелой / К супругу пленница летит» (69).

Со своей стороны, Черномор тоже жертва этого ожидания, несмотря на то, что он импотент. В страшной ярости, «жестокой страстью уязвленный» (68), он решает поймать Людмилу любой ценой. Его желание тоже носит сексуальный характер: последний эпизод этой песни может внушить сомнение, в самом ли деле карла ни на что не способен:

Что будет с бедною княжной!

О страшный вид: волшебник хилый

Ласкает дерзостной рукой

Младые прелести Людмилы!

Ужели счастлив будет он?

Как в рыцарских романах, в которых попытка изнасилования молодой девушки является сквозным мотивом, Руслан приезжает в последний момент, чтобы отстоять то, что хочет сделать сам, а Черномор, в свою очередь остановленный, должен покинуть предмет желания и выйти на бой, как сказано в последнем стихе этой песни, «закинув бороду за плечи».

В пятой песне встречаются все упомянутые до сих пор мотивы и даны ключи к пониманию поэмы. Сначала идет отступление, показывающее, что рассказчик все больше и больше усваивает сексуальный аппетит своего героя, отождествляя себя с ним:

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав ее всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена… так что же?

Еще милее тем она.

Ее улыбка, разговоры

Во мне любви рождают жар.

Людмила - его княжна, поскольку она является его литературным созданием, и это позволяет еще раз установить связь между желанием и процессом писания. Пока рассказчик горит этим «жаром любви», то есть пока он испытывает такие же чувства, какие испытывает Руслан, читатель может быть уверен, что ему предоставится возможность следить дальше за приключениями героев. Зато как только Руслан закончит свое дело, рассказчик, покинутый вдохновением, оставит перо. «Да, впрочем, дело не о том», - говорит он и начинает рассказывать о бое Руслана с Черномором. Бой комичен: герой «за бороду хватает» старого карлу и улетает, держа ее в руках. Он не отпускает его, «щиплет волосы порой» до тех пор, пока волшебник не сломится. Сила юноши, удесятеренная желанием, побеждает силу старика, который просит пощады и говорит: «нет мочи боле». Мы уже видели, что у Черномора вся сила в бороде:

В его чудесной бороде

Таится сила роковая.

Поскольку сексуальная тематика занимает большое место в поэме, можно истолковать бороду как метафору полового члена. С этой точки зрения стоит перечитать первое появление Черномора во второй песне:

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет.

Сцена становится бурлескной, когда Черномор, получив от Людмилы удар по голове и оглушенный ее пронзительным криком, «Хотел бежать, но в бороде / Запутался, упал и бьется» (42) или же когда в начале следующей песни он сидит «сердито на кровати» и «Вокруг брады его седой / Рабы толпились»: они «нежно» расчесывают ее и льют на его «бесконечные усы» восточные ароматы (46). Предлагаемая интерпретация функции бороды Черномора становится, по-моему, бесспорной в пятой песне, когда в конце полета Руслан, отсекши у Черномора роковую бороду, обессиливает его окончательно:

Тогда Руслан одной рукою

Взял меч сраженной головы

И, бороду схватив другою,

Отсек ее, как горсть травы.

Затем он спрашивает его: «…где твоя краса / Где сила?». Без бороды Черномор лишь бессильный карла, и его способность обольщать сводится на нет после этой сцены, походящей на бурлескную кастрацию.

Но Руслан еще не добился своего (как показывает перенос: «…Ходит он / Один средь храмин горделивых» (74): Людмилу не найти. Тогда он теряет контроль над собой и, став «неистовым» (furioso как Орландо), разрушает все вокруг. В конце концов, случайно найдя ее, Руслан опять должен отложить исполнение желания, потому что Людмила глубоко спит:

Нежданным счастьем упоенный,

Наш витязь падает к ногам

Подруги верной, незабвенной,

Целует руки, сети рвет,

Любви, восторга слезы льет,

Зовет ее - но дева дремлет,

Сомкнуты очи и уста,

И сладострастная мечта

Младую грудь ее подъемлет.

Руслан с нее не сводит глаз,

Его терзает вновь кручина…

Таким образом, бедный Руслан в очередной раз лишен того, ради чего боролся. Предсказание финна о том, что колдовство закончится по приезде в Киев, его немножко утешает, но желание Руслана тем не менее опять подвергнуто тяжелому испытанию. Любовники снова физически достаточно близки, но оба предаются сладким мечтам независимо друг от друга:

Любовь и тайная мечта

Русланов образ ей приносят,

И с томным шепотом уста

Супруга имя произносят…

В забвенье сладком ловит он

Ее волшебное дыханье,

Улыбку, слезы, нежный стон

И сонных персей волнованье…

Еще раз удовлетворение желания отложено до неопределенного момента. В новом авторском замечании рассказчик даже сомневается в том, что герой выдержал очередное испытание и удовольствовался целомудренным созерцанием возлюбленной:

Еще далек предел желанный,

И дева спит. Но юный князь,

Бесплодным пламенем томясь,

Ужель, страдалец постоянный,

Супругу только сторожил

И в целомудренном мечтанье,

Смирив нескромное желанье,

Свое блаженство находил?

Во всяком случае, монах, сохранивший это предание, утверждает, что между ними ничего тогда не произошло. Рассказчик решает, что этому можно поверить, поскольку «без разделенья / Унылы, грубы наслажденья». Он вспоминает при этом собственный житейский опыт - «первый поцелуй любви», который дал женщине, вкушавшей «лукавый сон», и который оказался недостаточным, чтобы разогнать ее «дремоту терпеливую» (78).

Однако, несмотря на самоотверженную способность сдерживаться, Руслан мучится и опять вздыхает. И все же есть в этих муках некое наслаждение:

Руслан на луг жену слагает,

Садится близ нее, вздыхает

С уныньем сладким и немым.

В этот момент он видит, как Ратмир, ставший рыбаком, обнимает обольстительную «младую деву». В описании ощутимо вожделение, но непонятно, чье это вожделение - Руслана или рассказчика:

………………………стройный стан,

Власы, небрежно распущенны,

Улыбка, тихий взор очей,

И грудь, и плечи обнаженны,

Все мило, все пленяет в ней.

После этой встречи герой продолжает путь. Ночью, сидя у кургана «с обычною тоскою / Пред усыпленною княжною» (84), он засыпает и видит вещий сон, как Людмила исчезает в «бездну глубинную» и опять появляется во дворе Владимира-Солнца в сопровождении Фарлафа (85). В действительности предатель в этот момент подкрадывается к уснувшему Руслану, вонзает меч в его грудь и убегает со спящей Людмилой. Героиня вторично похищена.

Шестая, и последняя, песнь начинается отступлением, которое еще раз устанавливает связь между процессом писания и страстями любви. Здесь рассказчик, обращаясь к женщине, которая дарит его своей благосклонностью, говорит сначала, что больше не может петь «старинные были» и отдаваться поэзии, потому что он жертва своей чувственности:

Твой друг, блаженством упоенный,

Забыл и труд уединенный,

И звуки лиры дорогой.

От гармонической забавы

Я, негой упоен, отвык…

Как видно, у рассказчика та же навязчивая идея, что у Руслана:

Меня покинул тайный гений

И вымыслов, и сладких дум;

Любовь и жажда наслаждений

Одни преследуют мой ум.

И то, что Руслан совершит мечом, рассказчик совершит своим пером. Только любовь к слушательнице заставляет его продолжать рассказ:

Ты, слушая мой легкий вздор,

С улыбкой иногда дремала;

Но иногда свой нежный взор

Нежнее на певца бросала…

Решусь; влюбленный говорун,

Касаюсь вновь ленивых струн.

Что потом - известно: Фарлаф приезжает в Киев со спящей Людмилой, весь город говорит, что «Младой супруг свою супругу / В светлице скромной забывал», а Руслан чудесным образом оживает, поднимается «бодрый, полный новых сил, / Трепеща жизнью молодою» (94). Но и эта молодость, и эти силы бесполезны - нет у них «получателя»:

Но где Людмила? Он один!

В нем сердце вспыхнув замирает.

Финн - носитель благой вести - объявляет Руслану, что его «ожидает блаженство», то есть - удовлетворение желания. Как в начале поэмы, ободренный этой новостью, «упоенный / Восторгом пылким и немым» (94; отметим перенос), Руслан бросается в путь, в Киев - к предмету своего желания. Теперь темп резко ускоряется.

Если прочитать конец поэмы с предложенной точки зрения, то он оказывается очень забавным: Руслан будит Людмилу «заветным кольцом», и кажется, что «какой-то сон / Ее томил мечтой неясной / И вдруг узнала - это он!» (98). Наконец наступил долгожданный момент, и поэтому безусловно производит комический эффект риторический вопрос рассказчика: «Чем кончу длинный мой рассказ?» Причем он хитро добавляет: «Ты угадаешь, друг мой милый!» (99). Однако сказано очень мало: читатель узнает, что Владимир-Солнце успокоился, что Фарлафу простили предательство, что «лишенного сил» Черномора приняли во дворец, а относительно влюбленной пары сказано только, что их пригласили на… пир:

И, бедствий празднуя конец,

Владимир в гриднице высокой

Запировал в семье своей.

Все возвращается к исходной ситуации поэмы, и бедный Руслан, который столько времени воздерживался, должен, прежде чем утолить свое желание, пройти еще через испытание пиром, которое было ему так невыносимо еще в начале поэмы.

Можно сказать, что тема любви Руслана и Людмилы разработана так же, как тема Святого Грааля в артуровских легендах. В этих преданиях герой никогда не достигает цели, и тайна никогда не открывается для читателя: повествование иссякает без того, чтобы стало известно содержимое чаши; также и поэма Пушкина заканчивается прежде, чем осуществляется то, за что боролся герой. В этом обнаруживается не только желание авторов придать повествованию таинственность (в случае Грааля) или накинуть на него покров скромности (в случае Руслана). Предмет желания должен оставаться вдали, чтобы гарантировать продолжительность процесса писания. Мы видели, что желание Руслана является не только фабульной мотивировкой, но и источником вдохновения рассказчика. Руслан не должен встретить никаких новых препятствий к завершению того, что он так неудачно начал в первой песни, - и поэтому вдохновение покидает рассказчика. Тот, совпадая с фигурой самого изгнанного Пушкина, объявляет в конце эпилога:

Но огнь поэзии погас.

Ищу напрасно впечатлений:

Она прошла, пора стихов.

Пора любви, веселых снов ,

Пора сердечных вдохновений!

Восторгов краткий день протек -

И скрылась от меня навек

Богиня тихих песнопений…

Интересно, что подобные случаи известны и в западной средневековой литературе. В качестве примера приведем роман Артурова цикла «Прекрасный незнакомец» (XIII век). Молодой рыцарь Генглен получает от короля Артура поручение спасти Уэльскую королеву. Его приключения все более невероятны, он проходит различные стадии всевозможных посвящений, в том числе - посвящения в куртуазную эротику, которая означает, как и для Руслана, обострение желания. Он встречает фею, и та открывает ему жестокость желания, страдание в воздержании и сублимацию (то есть все стадии, через которые проходит герой поэмы Пушкина): она играет рыцарем, то возбуждая его, то отталкивая. Но если прекрасный незнакомец узнает в конце концов радости любви, для рассказчика дело обстоит иначе. Так же как и рассказчик в «Руслане и Людмиле», он пишет, чтобы добиться любви женщины, и его первые слова таковы:

Для нее, которая держит меня в своей власти, которая уже вдохновила меня на одну песнь о верной любви, собираюсь я написать рассказ о прекрасных приключениях. Для нее, которую я люблю чрезмерно, начинаю я эту повесть.

На последней странице он обрывает свой рассказ и просит даму отдаться ему поскорее, угрожая, в противном случае, оставить своего героя, над которым у него абсолютная власть, в полной сексуальной прострации:

По Вашей прихоти он <рассказчик. - Ж.-Ф. Ж. > будет продолжать свой рассказ, или же замолчит навсегда. Если Вы согласитесь удостоить его благосклонным приемом, он сделает для Вас так, чтобы Генглен нашел свою потерянную подругу и сжал ее, нагую, в своих объятьях, но если Вы заставите его ждать, Генглен будет страдать и никогда не обретет снова свою подругу. Другого средства отомстить нет, и, к самому большому несчастью Генглена, эта месть падет на него: я никогда не буду говорить о нем больше, пока меня не удостоят благосклонного приема.

Как видно, проблематика та же: писательская работа тесно связана с желанием любить. К тому же тема ожидания занимает центральное место в повествовании: на нее опирается вся фабула. Прекрасный незнакомец доведен до высшей степени желания, а затем половой акт резко обрывается, что, хотя и в совершенно других обстоятельствах, оставляет его в таком же состоянии, как Руслана:

Миловидная и красивая молодая женщина направилась к нему быстрым шагом и, откидывая плащ, чтобы высвободить руки, наклонилась над ним. Их взоры встретились с удовольствием. Ее шея и грудь были белы, как боярышник; она прижалась к нему, шепча: «Милый друг, если бы вы знали - спаси меня Господи! - как мне хочется быть с Вами». Она прижимала свою грудь к груди молодого человека, оба были почти нагие, их разделяла одна рубашка. Она его щедро одаряла ласками. <…> Незнакомец посмотрел на нее с нежностью и попытался украсть у нее нежный поцелуй. Тогда дама откинулась назад:

«Ни в коем случае! Какое неприличие! Я Вам не отдамся, будьте уверены, но как только вы на мне женитесь, я буду Вашей».

Жертва нестерпимого желания, молодой человек, как Руслан, видит эротические сны:

Любовь терзает и мучит его, но он так устал, что засыпает. Во сне он увидел ту, ради которой бьется его сердце до смерти: он держал красавицу в объятьях. Всю ночь он видел во сне, как обнимает ее, и это продолжалось до самого утра.

Затем будут многочисленные вариации этого мотива, до того момента, когда молодой человек сможет удовлетворить свое желание:

И дама лежала в кровати - в самой красивой и богатой кровати, которую видел свет. Ох! я бы с удовольствием описал ее без прикрас и без ошибки, но для того, чтобы ускорить счастье, которого Генглен жаждет, я не хочу изображать его кровать: то была бы слишком долгая работа.

На сей раз Генглену повезет больше, даже если рассказчик объявляет странным и забавным образом: «Я не знаю, сделал ли он ее своей любовницей - меня там не было, я ничего не видел, но вблизи своего друга она потеряла имя „девушки“» (вспомним лексические колебания в поэме Пушкина). Мы узнаем, что «в эту ночь они утешились после долгого ожидания ». Но теперь, когда Генглен «получил все, что хотел, и обладает тем, что раньше было для него причиной беспрестанных страданий», читателю дается понять, что рассказчик поведал всю историю, чтобы выразить свою собственную боль ожидания - боль, которая, однако, сопровождается неким наслаждением:

И поэтому я не жалею, что люблю и что я верен своей подруге: в один день она может вознаградить меня больше, чем я мог бы заслужить когда-нибудь. И надо любить страстно ту, которая может так неожиданно дать столько счастья. Тот, кто хочет служить женщине, даже если он страдает долгое время, пусть не отступает: власть дам такова, что, когда они хотят вознаградить, они заставляют забыть все испытанные страдания.

Конечно, на уровне фабулы, случай с Русланом совершенно иной, поскольку речь идет не об отказе со стороны возлюбленной. Зато на уровне повествовательной динамики оба текста функционируют одинаково, и в обоих случаях обнаруживается желание писателя поиграть , показывая, каким образом можно манипулировать повествованием. Именно в этом, по нашему мнению, своеобразие обоих произведений.

Анализ эротического элемента в поэме «Руслан и Людмила» позволяет выявить некоторые особенности, которые определяют не только оригинальность этого произведения, но и его организующий принцип. Оказывается возможным несколько иначе посмотреть на проблему вероятных источников поэмы. Конечно, не будь «Неистового Роланда», «Двенадцати спящих дев» или же «Орлеанской девственницы», - не было бы и «Руслана и Людмилы».

Конечно, желание Пушкина пародировать неоспоримо: это даже самый главный источник комического. Но еще больше, нам кажется, желание поэта выбрать определенные черты рыцарского романа и утрировать их, довести до семантического предела, чтобы выявить их настоящее значение. Так обстоит с мотивом похищения любимой женщины. Конечно, Пушкин придал ему довольно резкий сексуальный оттенок, но надо отметить, что и в средневековой литературе эта черта была тоже подчеркнута. Пушкин только выдвинул на первый план именно этот мотив в ущерб всем остальным (например, отважные поступки, которые у него описываются редко и совсем неубедительно): это его интерпретация, игровая обработка. Так же обстоит дело с соотношением между поиском предмета желания и процессом писания - другой характерной чертой средневековых произведений: Пушкин развивает ее, подчиняя движение повествования, одновременно, сексуальной неудовлетворенности героя и вожделению рассказчика к его слушательнице.

Игра с повествовательной техникой существовала уже в Средние века, но только в XX веке она стала постоянной величиной в литературе (см., например, французский «Новый роман»), В своей поэме Пушкин, как никто другой, играет с традицией и тем самым преодолевает понятие «жанра». В этом качестве, часто отмечавшемся критикой, «Руслан и Людмила» представляет собой произведение совсем иное. Но игрой с эротическим элементом поэт пошел еще дальше: он обнажил те приемы повествовательной техники, которые лишь в наши дни станут привычным явлением в художественной литературе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Поэма «Руслан и Людмила» писалась Пушкиным в пророческий период 1817-1820 гг. Кстати, он себя сам сравнивает с Вещим Баяном, певцом-пророком; это так и есть, ниже мы в этом убедимся. Странное произведение во многих отношениях! Почему не сказка, а поэма, ведь позже он пишет именно сказки? Этим поэт подчёркивает важность и серьёзность этого труда.

А.С.Пушкина называют пророком России. Случайно?

Только, прочитав поэму «Руслан и Людмила», можно дать окончательный ответ на этот вопрос. Там поэт открыто даёт ключ к поэме, с первых строк… имеющий глаза, да увидит...

Возьмите и поверните шапку своих мыслей «задом наперёд», от хлеба насущного, от всех идей этого материального мира, от эгоизма цивилизации и посмотритесь, как Людмила, в «высокие зеркала» А.С.Пушкина. Там Великий Дух, там… Русский дух, там Русью пахнет… Это – код к тайному завещанию Александра Сергеевича Пушкина.

Образы используют для передачи духовных истин!

Посмотрите на Лукоморье (около моря вселенной) сегодняшнего дня. Сразу отметим, что все уровни познания истины в этой работе раскрыть не удастся. Но, читая поэму, вы сможете сами выбрать уровень познания и подумать, как Пушкин описывает развитие земной цивилизации; как он описывает историю страны Россия; как он описывает человека, в единстве духа, души и тела. Несомненно, вы узнаете больше, чем можно описать словами на бумаге. Читая и перечитывая поэму, вы ощущаете, как у вас открываются духовные очи на мирозданье, цивилизацию и происхождение человека, и на его предназначение в мире, и на многое другое. Поэма так же расширяет понятийный аппарат, описывая Бытие. Для этого Александр использует русские сказки и сказания, легенды и мифы древней Греции, Библейские истории.

На наш взгляд, у Пушкина имеются такие метафоры: Дуб зеленый – народы Руси, Златая цепь – это золото, товарно-денежная система, которыми повязана Россия и вся цивилизация; Кот ученый – закрытая верхушка, мифотворцы, сочиняющие сказки- мифы и песни-идеи, управляющие нами; идеи по религии, истории, политике и экономике; Всякая нечисть – это способы управления народами (страшилки); Русалка – химера блеска страстей и удовольствия на ветвях русского народа, Ступа с бабою Ягой – искус техническим прогрессом, видения, чудеса – голливудская иллюзия жизни.

Но тридцать витязей, во главе с дядькой их, как символ времени, приносит неизбежные изменения в этот мир. С этого момента, королевич (мимоходом) пленяет грозного царя, управляющего этим царством мрака; Колдун несет богатыря, дух Руси - это истекают последние минуты колдовства, идет бой за этот мир перед народом (который не видит этого потому, что бой в духе, в облаках).

А пока душа мира в темнице (царевна, Россия) ей служит СЕРЫЙ ВОЛЧАРА (это суть наших «слуг народа»). Но царь Кащей над златом уже чахнет, заканчивается его время вместе со златом. Там пришло время, Святому духу Русскому… Святой Русью пахнет…! Именно, всё происходящие в мире нужно рассматривать через этот код различения событий и ход мирового движения станет вам понятным.

Это зеркала, которые отражают события по глобализации мира, они происходят на наших глазах, казалось бы… Однако исход этой борьбы проходит через каждую душу человека, в том числе через тех, кто читает сейчас эти строки. Поэтому через этот код Духа, желающий сможет понять смысл тех или иных событий лично с ним. Возможно, исследование, описанное в данном труде, поможет вам «с надеждой, верою веселой идти вперёд, не унывать…» Да будет так!

Вот образы, данные Л.С.Пушкиным в поэме, сложив которые воедино «в Духе», получим голографическую картину происходящего с каждым из нас, со страной – Рассея, а так же с этим миром в целом. Владимир Красно Солнышко – Отец Небесный, Провидение Божественное. Людмила – Душа Матери Земли, русского народа, душа русского человека. Руслан – Дух, предназначенный Людмиле свыше, Отцом; Мессия, Дух Святой Руси. Рогдай – Дух борьбы, силовой путь развития, путь человеческого своеволия. Ратмир – Дух христианства, церковь земная, где Пастушка-паства церкви, дух фанатической веры человека в любой религии. Фарлаф – Дух материальности в мире иллюзий, жидовства, иудейства. Финн – Дух прапредков славян – Ариев, русов, дух ведического знания о мироздании, пророк и предтеча прихода Мессии – Руслана. Наина – Душа жидовствующего, уклонившаяся в оккультный мир воздействий, колдовство, душа жида, душа иудейства. Карла – т. е. король мира сего, а его борода – это весь мир удовлетворения бесконечных желаний душ наших, всяческими благами. Арапы - это мы, все, кто рабы материальных благ, помогающие нести бороду карле. Пустынные рыбари - ведическое жречество предков славян – Ариев. Голова - Ум земной, его своеволие, гордыня. Конь – материальная оболочка, скафандр, души и духа, т.е. физическое тело человека.

Итак, она звалась… Людмила. Божественное создание, душа, предназначенная свыше для Руслана, Русь как таковая. Она похищена карлой в этот мир иллюзий. Все её желания исполняются карлой, стоит только ей захотеть или даже подумать. Но быстро пресыщается всем. Теперь её мысль лишь о Руслане. Встреча с Черномором пугает её. Шапка-невидимка делает её скрытой для мирского глаза. Несмотря на это, желания красоваться в зеркалах (конечно, теперь только высоких материй), любить Руслана, остались. Она тоскует. Так и мы, создав образ любимого (ой), думаем, что любим именно самого человека. Потом узнаём, что образ не соответствует реальному любимому человеку; ошиблись и страдаем душою. Это, желание исполняет (отражает в своём зеркале) Черномор. Превратившись в Руслана, он обманывает Людмилу и достигает своей цели (обладать). Но последнее разочарование усыпило Людмилу для этого мира и для Черномора. Спящая Людмила, в шапке-невидимке – образ созревшей души, готовой к встрече с миром Отца. Однако эта встреча смогла произойти тогда, когда Руслан сразился с головой и получил Меч Различения Истины. Именно Различение помогает победить карлика, сокрушить мир его и сбить шапку-невидимку со спящей Людмилы. Однако Людмила проснётся только у Отца, от силы перстня любимого как символа силы БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ.

Вся поэма написана как заповеди о том, как похищает этот мир душу, которая зреет, а затем изживает иллюзии этого мира. Затем, чтобы в мире Отца воскреснуть, встретиться и соединиться с Русланом в одно целое навеки. РУСЛАН – рус алан, русский богатырь, венец развития духа, свет, Сын Божий. Однако ему предстоят испытания прежде, чем он найдет Людмилу. Не пройдя этот путь, он не сможет встретить её нигде и никогда. Дух его проходит фазы томления, уныния, надежды, борьбы, различения, засыпания и смерти для этого мира, а так же – неизбежного воскресения.

По материалам статей Шершнева.

" Пушкин … унёс с собою … великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем".
Ф.М. Достоевский

«Весь вопрос в том: коллективный разум управляет вами или вы, беря полную ответственность за управление своим разумом, восстанавливаете управляемость Богом-РОДом коллективным разумом ».
НовостиСвета

«Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант».
С.А. Есенин

«Только остерегайтесь лжи, распущенной Пушкинским Домом о Пушкине » .
Предостережение И.М.Рыбкина, хранителя личного архива Пушкина

" А.С. Пушкин - не просто выдающийся стихотворец, а, прежде всего - пророк, великий учёный и основоположник современных русских: языка, искусства и законо-познавательных наук. Поэтому его можно считать одним из мудрейших людей в мире ",
"Он //А.С.Пушкин // обладал различными способностями : дипломат (сношение с иностранными государствами), разведчик, психолог (душевед - изучающийдушевный склад) , философ (постигающий истину расчленением целого на части, а затем соединением частей попарно в целое), хирург , физиолог, юрист, идеолог, филолог, математик, хозяйственник, правитель, стихотворец, сказитель и провидец Боян, пророк, бытописатель и вообще - многогранный Русский Человек, постигший истину ",
"
Пушкин написал поэму "Руслан и Людмила" лишь как переложение на русский лад «Откровения Иоанна //Ивана // Богослова»".
"Рыбкин по поводу радиопередачи "В мире слов”, прозвучавшей 11.4.1982, пишет: "РУСЛАН И ЛЮДМИЛА” - основной научный труд, который не понят : ни теперь, ни тогда. И оставлен для тех, кто будет жить в ХХI веке”.
Лобов В.М., пушкинец

" Величие Пушкина, как руководящего гения, состояло именно в том, что он так скоро, и окружённый почти совсем не понимавшими его людьми, нашёл твёрдую дорогу, нашёл великий и вожделенный исход для нас, русских, и указал нам на него. Этот исход был - народность, преклонение перед правдой народа русского .
Не понимать русскому Пушкина, значит, не иметь права называться русским. Он понял Русский Народ и постиг его назначение в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто..."
.
Ф.М. Достоевский

" Лан - поле . Все выражение: Русское поле ". Сергей Лесной "Русь, откуда ты? " .

ушкин … проектировал будущее России на уровне второго смыслового ряда своих произведений, и, как мы убедились, анализируя болдинский период его творчества, сумел защитить матрицу перехода к этому будущему иносказательностью. Творчество Пушкина ясное, светлое, совершенное и загадочное. Поэтому прочесть и понять Пушкина, разгадать его загадки - не каждому по силам ",

"Мы серьезно относимся к проблеме признания и непризнания посланных Богом, тем более, что вся история свидетельствует, что нет для общества, того или иного народа худшего зла, как отвергнуть того, кто пришел указать путь истинный, равно, как и нет худшего зла, пребывая в заблуждении, увлечься новым заблуждением, возведенным в ранг действительного наставления Свыше на путь истинный. Но эта двуликая проблема не разрешается от писаний и традиций, а разрешается только от души; как, впрочем, не разрешается она тоже - только от души ",
"Гений потому и гений, что в состоянии трансформировать свою благонамеренность в БЛАГОДЕЯНИЕ ",
"В духовно здоровом обществе... активно проявляет себя фактор отражения, психологического отбрасывания всех проявлений зла. Пользование им в принципе доступно каждому человеку при соответствующей тренировке и при наличии неразрушенной цельности мировосприятия. ... нужна длительная подготовка, точно такая же, которую проходит художник, готовясь к творчеству, к высшему полету своей души, когда как будто извне приходит великое интуитивное понимание. Войти в это состояние художник может лишь последовательно проходя три этапа: от отрешения через сосредоточение к явлению познания. Состояние отрешения необходимо для живого созерцания , сосредоточение - для осмысления многообразия фактов жизни посредством абстрактного мышления . Явление познания завершает весь процесс, давая возможность практически реализовать творческий замысел ",
"То, что многие и в прошлом, и в настоящем пытались прочесть Пушкина применительно к своему пониманию действительности, - беда невелика. Плюрализм мнений допустим, однако Мир познаваем и целостен, следовательно, истина всегда одна. Время - лекарь добросовестный; с его помощью ложные мнения отваливаются от живого тела истины, как отболевшая и омертвевшая короста, и тогда ложное прочтение пушкинских творений - это всего лишь беда "непонимающих ". Но то, что Пушкина полтора столетия искажают в угоду конъюнктуре момента, - это уже не беда, а вина "непомнящих родства своего " ",
"Настала пора духовного возрождения не только "малых", но и "больших" народов. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Клюев, Рубцов, смело поднимавшие голос против "кочевых демократов" при жизни, снова поднимаются в бой за возрождение русского народа. И в этой борьбе Пушкин по-прежнему Первый Поэт России. Пришло время снять завесу с его острополитического творчества, которую десятки лет искусно плели советские пушкинисты ",
"С точки зрения древнеегипетских жрецов Пушкин был иерофантом, т.е. человеком, владеющим тайной познания будущего. Но он еще был и величайшим художником и потому отображал свое понимание будущего в художественных образах. Настоящим художником-мастером (писателем, поэтом, композитором, скульптором, живописцем, архитектором и т.д.) может быть только тот, чьи произведения способны жить в любое время, т.е. они как бы вне времени, и воды Леты перед ними бессильны. При этом использование языка образов помогает художнику донести новым поколениям основные понятия, особенно в нравственной сфере, цельными. И чем богаче язык общения, которым владеет художник, тем надежнее защищена цельность этих понятий, тем сложнее интерпретаторам - "подставным", а не "почтовым" лошадям просвещения осуществлять нужную им подмену понятий ",
"Пушкин бессмертен. Он живет в своем народе и, не сомневаюсь, что скоро явит себя, поскольку, как предсказал Н.В.Гоголь, "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа : это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет" ".
КОБ

"Я - ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ. ДА БУДЕТ ТАК".
Пушкин писал В.Ф. Вяземской из Михайловского

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

Пушкин А.С. "Пророк". Ист.15, с. 339

Приветствую, возлюбленные мои, я есмь Иисус Христос (Пророк Александр), приходящий снова и снова к вашему вниманию, всплывающий из бессознательной части вашей Души в вашу сознательную часть, ту которую может обозревать ваше Сознательное Я. Потому что поистине, ваши бессознательные части, то, что я называю эмоциональным, ментальным и эфирным телами разума, содержат множество иллюзий. И их преодолеть возможно только вашему Сознательному Я, только когда вы их осознаете. Никаких других способов для этого нет. Все духовные методы, которые вы можете использовать – это только вспомогательное средство для вашего Сознательного Я, чтобы обнаружить иллюзию и принять решение быть Более, чем эта иллюзия, быть в большей идентичности, в большем мировоззрении, в большем миропонимании. Никакой внешний учитель, никакие Пророки не сделают это за ваше Сознательное Я. Вся ответственность за иллюзии ваших тел разума лежит только на вас. И окончательное решение жизни вечной и заключается в том, что вы поистине берете всю полноту своей ответственности за постоянное само-превосхождение - постоянное превосхождение всех имеющихся иллюзий. Поистине, ваше подсознание содержит не только ваши личные иллюзии, но также все коллективные иллюзии, в которые входят родовые, эгрегриальные, племенные, народные, коллективные иллюзии всего человечества .

Вы все – Одно, вы все являетесь клеточками Единого Тела Бога . И у всех вас есть общая часть в коллективном эмоциональном, ментальном и эфирном телах планеты. Причем эта часть влияет на каждого воплощенного жизне-потока. Справедливо и обратное, что есть возможность у любого воплощенного жизне-потока влиять на это общее пространство коллективного разума. И весь вопрос в том: коллективный разум управляет вами или вы, беря полную ответственность за управление свои разумом, восстанавливаете управляемость Богом коллективным разумом . Вы, возможно, сталкивались с организациями, когда вы видите, что её лидер как бы плывет по течению, безвольно следуя за сложившимися когда-то традициями. Это фактически пример, когда Эго-регор организации побеждает Жизнь, побеждает живую часть в своем лидере, делает его слепым инструментом для собственного выживания, фактически зомби-биороботом. И крупные транснациональные корпорации, органы государственной власти сейчас фактически «живут» своей жизнью, по умолчанию выполняютавтоматическую программу любого коллективного эго – выжить любой ценой и привлечь как можно больше ресурсов для своего выживания .

Вы понимаете, что в этом случае речи быть не может о гармонии с Природой. И последние техногенные катастрофы являются ярким тому примером. Конечно, у человечества, народов планеты стоит задача восстановления управляемости всеми организациями, гармонизация своих отношений между собой и с Природой. Но фундаментальный принцип для каждой следующий – изменять окружающий мир мы можем ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СЕБЯ. И ключи для этого у вас внутри. «Царство божие внутри вас есть». Только преодолевая в своем разуме иллюзии, являющиеся частью коллективного поля иллюзий, вы поистине делаете вклад по преодолению коллективных иллюзий человечеств а . Вынимайте бревна из своих глаз, что даст возможность другим быстрее и легче последовать вашему примеру.

Выходом из современной биосферно-экологического кризиса только один – преодоление основной причины его проявления – иллюзии отделенности от Бога-РОДа. Причем коллективное воссоединение своей связи с Богом возможно только через отдельных жизне-потоков, ставших на путь Христо-Буддо-бытия . Только посредством принципов авто-синхронизации (эффект "сотой обезьяны") возможно коллективное преодоление иллюзий. Коллективное сознание обычно очень инерционно. И требуется «критическая масса» воплощенных духовных искателей, которые способныускорить коллективное сознание за рамки сил гравитации, являющихся следствием дуального сознания, сознания разделения. Как я уже упоминал, такой критической массой являются 1/64 части первых духовных людей Руси. Образ именно такой критической массы первых 1/64 части духовных людей Руси, от которых зависит Счастье и Процветание Народа (Люда Милого - Людмилы) показан персонажем Руслана в известной поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» . В одноименной аналитической записке КОБ дана красивая интерпретация второму смысловому ряду этой поэмы.


Поистине, каждое произведение искусства Мастера Своих Талантов, коим безусловно являлся А.С.Пушкин, который является нашим братом, содержит выражение своего миропонимания в понятных большинству лексических формах. Поистине Мастер находится в единстве со всей жизнью, обладает целостным мозаичным мировоззрением и может видеть общий ход вещей за рамками пространства и времени . Именно поэтомушедевры Мастеров со временем, как правило, становятся все более популярными и актуальными . Потому что Настоящий Мастер способен войти своим сознанием в совершенный образ коллективного сознания и "заякорить" его в своем Творчестве. И поистине, каждый такой якоречек дает возможность все большему количеству людей восстановить связь с этим совершенным образом, что ускоряет проявление этого совершенного образа в физический мир. Именно в этом состоит суть пророческой деятельности – изложить совершенный образ и указать на возможные препятствия на пути его достижения .Во времена Пушкина велся строгий контроль, цензура со стороны элиты власти за всеми материалами талантов, могущими стать угрозой для их «элитарного» положения. Поэтому А.С. Пушкину приходилось шифровать,маскировать истинные образы в глубоких смысловых слоях своих работ.

"Ах если бы меня под лёгкой маской
Никто в толпе забавной не узнал,
Когда бы за меня своей указкой
Другого строгий критик пощелкал
".
А.С.Пушкин, Предисловие к "Домик в Коломне".

Сейчас вы вошли в удивительное время, когда множество людей получили возможность доставлять и получать информацию из коллективного сознания, минуя всяческих цензоров, внешний контроль – через интернет. Это дает возможность смелее всем называть вещи своими именами.



Поистине Голова отражает те местные элиты власти – Государственные и Церковные иерархии – внешние учителя, которые поставили себя между Народом и Богом, скрыв под собой меч-кладенец – тот самый Меч Истины, которые я принес более 800 лет назад - Меч Христо- и Проницательности. Поставив себя между Народом и Богом, они остались без Тела .


Финн – это древне-славянское жречество, хранящее древнюю мудрость Русского Народа.


В целом, с учетом этих уточнений, интерпретация КОБы является адекватной. Поистине Счастье и Радостная жизнь Люда Милого – Русского Народа возможна только с воссоединением с возрожденным Русским Духом - Русланом, овладевшим мечом-кладенцом – Истины - Различением и Заветным Кольцом – Принципами Жизни Вечной в Божественной Любви,- о постоянном Всей-Жизни-превосхождении во всех сферах жизнедеятельности , часть этих принципов отражена в КОБовских Конституционных Принципах. Именно это способно пробудить Русский Народ к обретению само-властья, который как раз сейчас находится в том самом сне Людмилы, когда рядом с нею находится князь Владимир, которых сторожит Фарлаф . Междоусобные войны с печенегами – это образ всех вооруженных конфликтов, идущих на планете, Чечня, конфликт с Грузией, НАТО, в Египте, Ливии, Корее, - всех глобальных соседей Русского Народа .



Окрапление мертвой водой Финном – сборка , окрапление живой водой – схождение Русского Духа в передовых 1/64 часть духовных людей, когда те становятся воплощенными .



Поистине вы все сейчас в стадии пробуждения от долгого сна иллюзий . И сейчас как раз стадия , чтобы «прикоснуться заветным кольцом к челу Людмилы». Потому что более глубокое понимание печенегов – это коллективные Иллюзии, вследствие которых и идут междоусобицы на физическом плане . Частью этого коллективного процесса победы, -печенегов и соединения оЖивлённого Русского Духа с челом Людмилы (ментальным телом) Русского Народа и является настоящийсайт и подобные ему . Поистине мировоззренческая основа этого Заветного Кольца – « » . Когда Русский Народ поистине войдет в единство с Русским Духом (когда ), тогда он и станет глобальным наместником Бога на Земле , являя пример достижения истинного духовного единства, способного победить мировое закулисье (Черномора), безнравственную концепцию жизнеустройства и обрести поистине народное правление, полностью независимое от внешних врагов.

Интегрированный урок литературы и музыки в 5-м классе

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

(по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)

Цели урока:

  1. Обобщить представление учащихся о героях поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
  2. Показать многогранность образов поэмы через средства выразительности в разных видах искусства: литературе, музыке.
  3. Развивать эмоциональную сферу обучающихся через понимание языка разных искусств.
  4. Воспитывать чувства любви и гордости к культурному наследию, русской земле.

Оборудование: декорации, костюмы сказочных героев, выставка работ учащихся, музыкальные произведения («Марш Черномора», увертюра к опере «Руслан и Людмила»).

ХОД УРОКА

1.Проверка готовности к уроку.

2.Вступительное слово учителя литературы.

Учитель литературы: Добрый день, ребята и уважаемые гости. Мы приглашаем вас на урок. Урок не совсем обычный. Всегда приветствовала я вас одна, а сегодня нас двое учителей: Я, ваш учитель литературы, и Галимуллина Сурия Хаматовна -учитель музыки. И работать мы будем вместе.

Учитель литературы: Ребята, мы завершаем работу над поэмой «Руслан и Людмила».

Кто её написал?

Ученики: А.С.Пушкин.

Учитель литературы: Позади у нас интересная работа: мы внимательно прочитали произведение с непростым сюжетом, познакомились с героями, переживали за них, кого-то осуждали. Мы рисовали иллюстрации к поэме, готовили декорации, шили костюмы. Одним словом, провели интересную творческую работу. И сегодня мы с вами еще раз обобщим представление о героях поэмы через средства выразительности разных видов искусств.

3. Работа по теме урока.

Учитель литературы: Скажите, пожалуйста, ребята, почему, изучая поэму «Руслан и Людмила», мы обращаемся к другим видам искусства? Что это дает нам с вами?

Ученики: Слушая музыку, мы лучше понимаем характер и чувства героев, а рисунок нам помогает сделать образ более зрительным, ярким, запоминающимся.

Учитель литературы: Правильно, ребята. Каждый вид искусства по-своему воздействует на нас, выполняет определенную функцию, обогащает образ. Созвучье муз - созвучье вдохновения, творчества. Созвучье музыки и слова поэтического. А.С. Пушкин написал замечательную поэму «Руслан и Людмила», а гениальный композитор Глинка - величайшую русскую оперу с одноименным названием.

Учитель музыки: Да, действительно, на уроках музыки мы познакомились с одноименной оперой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Пять с лишним лет длилась работа над этим произведением. И опера не только удалась, а стала одной из лучших в русском оперном искусстве. Только в один сезон оперу прошла 32 раза. Прослушаем фрагмент. (Слушаем фрагмент)

Учитель музыки: С чего начинается опера?

Ученики: C увертюры.

Учитель музыки: Что означает это слово?

Ученики: В переводе с французского «открывать». Увертюра – музыкальное вступление к опере.

Учитель музыки: Верно. Увертюра была написана после завершения всей оперы и содержит обобщение всех идей автора. В ней нет ни одной мелодии, которая бы затем не использовалась в опере. Давайте представим, что мы в театре. Занавес еще закрыт, постепенно гаснет свет, и мы слышим музыку. О чем же она нам расскажет?

ПРОСЛУШИВАНИЕ «УВЕРТЮРЫ»

Ученики: Музыка кратко нам передала содержание всей оперы. Мы понимаем, что добро победит зло.

Учитель музыки: Какие же средства выразительности использовал автор?

Ученики: Звучит много инструментов, опера написана в мажоре, написана как будто в стиле русских песен.

Учитель музыки: Правильно. Для чего в опере нужна увертюра?

Ученики: Она настраивает нас на восприятие оперы.

Учитель музыки: Верно. Но вернемся к поэме «Руслан и Людмила». А есть ли увертюра в поэме Пушкина? Как она называется?

Ученики: Пролог.

Учитель литературы: Молодцы, ребята. Открывается поэма прологом – вступительной частью, в которой представлены герои многих полюбившихся вам сказок. Давайте перенесёмся в сказочный мир Лукоморья.

УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЧИТАЕТ ПРОЛОГ,

ДЕТИ ВЫХОДЯТ В КОСТЮМАХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Учитель литературы : У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо -песнь заводит,

Налево -сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил…

Учитель литературы : Ребята, поэма называется именами главных героев – Руслан и Людмила. Кстати, первоначальное название произведения «Людмила и Руслан». Почему Пушкин изменил название? Почему на первое место был поставлен Руслан?

Ученики: Потому что Руслан - защитник, герой.

Учитель литературы : Как автор описывает Руслана?

Ученики: Доблестный Руслан, храбрый князь, витязь наш, верный Руслан, могучий богатырь.

Учитель литературы: Какое средство выразительности помогает нам ярко представить Руслана?

Ученики: Эпитеты.

Учитель литературы: Что такое эпитет? (дети дают определение эпитета)

Учитель литературы. Ребята, сейчас вы послушаете монолог Руслана. Каким здесь показан Руслан? Какие качества героя вы можете назвать? Слушаем внимательно.

Ученик читает: Найду ли друга?

Где ты, души моей супруга?

Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?

Иль суждено, чтоб чародея

Ты вечной пленницей была

И, скорбной девою старея,

В темнице мрачной отцвела?

Или соперник дерзновенный

Придет?...Нет, нет, мой друг бесценный

Еще при мне мой верный меч,

Еще глава не пала с плеч».

Учитель литературы : Итак, какие качества Руслана раскрываются в этом отрывке?

Ученики: Твердость духа, богатырская сила, мужество, верность в любви…

Учитель литературы: С каким героем можно сравнить Руслана?

Ученики: С былинным богатырем.

Учитель литературы: Правильно, а почему….

Учитель литературы : Ребята, я сейчас зачитаю вам отрывок из поэмы. Какие средства выразительности можно выделить в данном тексте?

Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана…

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч

И с воплем строй на строй валится…

По граду могучий богатырь летит;

В деснице держит меч победный;

Копье сияет как звезда;

Струится кровь с кольчуги медной.

Ученики: (Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола)

Учитель литературы: Ребята, а вот если бы мы убрали перечисленные средства выразительности из текста, то что бы было? Какова их функция?

Ученики : Стало бы неинтересно читать.

Учитель литературы: Правильно! Средства выразительности придают оценочность, эмоциональность, экспрессивность образу, создают яркий образный фон, значит, их роль велика в произведении! А теперь давайте посмотрим, как изображают художники главного героя. (Смотрим иллюстрации)

Учитель литературы : Людмила… Как Пушкин изображает героиню? Как к ней относится?

Ученики: Милая моя княжна, она чувствительна, приветлива, жизнерадостна, беспечна, скромна, любви супружеской мила, немножко ветрена, Людмила нежной красоты, золотые кудри, светлы очи, моя прекрасная Людмила, свежа, как вешняя заря..

…ей судьба послала дар обворожать сердца и взоры; ее улыбка, разговоры во мне любви рождают жар. Поэт называет ее «меньшей дочерью», относится к ней с нежностью, с любовью, с ласковой иронией, восхищается ее красотой.

Учитель литературы: Какие средства выразительности помогают нам представить героиню?

Ученики: Эпитеты, сравнения, метафора.

Учитель литературы прикрепляет на доску таблички с названиями средств выразительности по ходу ответов.

Учитель литературы: Молодцы, ребята, вы очень внимательно читали произведение.

Сейчас вы прослушаете монолог Людмилы. Какой она показана в этом отрывке?

Читает ученица: Вдали от милого, в неволе,

Зачем мне жить на свете боле?

О ты, чья гибельная страсть

Меня терзает и лелеет,

Мне не страшна злодея власть!

Людмила умереть умеет!

Не нужно мне твоих шатров,

Ни скучных песен, ни пиров-

Не стану есть, не буду слушать,

Умру среди твоих садов!»

Ученики: Героиня любящая, верная…

Учитель литературы: А кого напоминает нам Людмила? (героинь народных сказок)

Учитель литературы: В поэме Пушкина нет подробного описания внешнего облика Людмилы. Но на своих рисунках вы изображаете героиню. Что помогает вам это сделать?

Какие средства выразительности помогли вам создать образ Людмилы?

Ученики: изображая Людмилу, я хотела показать образ нежной, скромной русской красавицы. Для передачи характера героини использовала неяркие светлые тона…….

Учитель литературы: В поэме А. С. Пушкина добро торжествует над злом. Кто в поэме является олицетворением зла? (Одним из таких героев является Черномор - коварный, злой похититель Людмилы.)

Учитель музыки: В опере у главных героев есть свои сольные партии. Как они называются?

Ученики: Арии.

Учитель музыки: Действительно. Ария есть у Руслана, есть у Людмилы. А вот Черномор – немой герой. Он не поёт, как же автор раскрывает нам образ Черномора?

Ученики: Звучит марш Черномора.

Учитель музыки: Давайте его послушаем. (Слушаем «Марш Черномора»)

Учитель музыки: Каким же композитор нарисовал нам Черномора?

Ученики: Злым, коварным.

Учитель музыки: Какие средства выразительности он для этого использовал?

Ученики: Регистр – сочетание низких инструментов и высоких. Тембр инструментов – духовые, ударные и колокольчики, звуковедение – отрывистое.

Учитель музыки: А для чего здесь колокольчики?

Ученики: Чтобы образ Черномора был более сказочным, фантастическим.

Учитель музыки: На столе перед вами, ребята, лежат небольшие карточки разных цветов. Выберите одну их них, ту, цвет которой наиболее подходит к характеру только что прослушанной музыки, и магнитом, пожалуйста, прикрепите этот цвет к доске. (Дети прикрепляют к доске таблички – цветные карточки).

Учитель музыки: Посмотрите на доску. Цветовое пятно получилось тоже темным и мрачным. Посмотрите как музыка и цвет точно передают характер.

Учитель литературы: Ребята, мы рассмотрели несколько образов с двух сторон – с точки зрения литературы и музыки. Давайте еще раз обратим свое внимание на изобразительно-выразительные средства, которые помогли сделать эти образы многогранными, яркими.

Учитель литературы: Ребята, скажите, пожалуйста, чем интересны такие не совсем обычные уроки?(Благодаря двум только видам искусства, литературе и музыке, нам удалось глубже вникнуть в содержание произведения, получить более полное представление о героях, характерах. Каждое средство выразительности в различных видах искусства дополняет образ, вносит новые краски, обогащает, делает его многогранным и незабываемым. «Руслан и Людмила» -замечательное произведение. Неслучайно, наверное, оно привлекло внимание знаменитого композитора.)

Поэма «Руслан и Людмила» заканчивается счастливо, добро побеждает зло. Мудрый финн говорит Руслану: « Любви и чести верен будь». И наш герой остался верен этим словам, сохранил чувство собственного достоинства, мужество, русский дух.

Ребята, мы назвали наш урок «Там русский дух, там Русью пахнет». Русский дух-это светлое, доброе начало в поэме, это Русь. А.С. Пушкин - великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, потомкам.

4.Подведение итогов урока

Учитель литературы: Сейчас я предлагаю вам написать синквейн на тему «Сказка».

Вспомним, что такое синквейн? Из скольких строчек состоит это короткое произведение?

Ребята, наше сказочное путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с героями А. С. Пушкина. Мы надеемся, что урок вам понравился и запомнится надолго. Всем спасибо. Особое спасибо вашим родителям за такие интересные костюмы!

5.Домашнее задание: 1) напишите мини-сочинение «Моя любимая сказка Пушкина»;

2) определите, к какой группе изобразительно-выразительных средств относятся выделенные в тексте слова:

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. эпитет

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде , по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш . Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая .

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит-разгорается .

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло