Научные исследования которые обобщают данные оригинальных исследований. Классификация научных исследований

1. Наука и научное исследование.

2. Методологические принципы научного исследования.

3. Виды научного исследования.

4. Структура и этапы научного исследования.

1. Наука и научное исследование.

Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется: полнотой, достоверностью, систематичностью. Научным признаётся такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе экспериментальной проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Научная деятельность – творческая деятельность, направленная на получение знаний о природе, человеке, общности и на использовании научных знаний для разработки новых способов их применения.

Цель науки – постижение истины, а способ познания истины – научное исследование.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели и задач исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, заключающийся в выработке научных знаний, направленных на установление научной истины.

2. Методологические принципы научного исследования.

1. Принцип детерминизма

2. Принцип системности

3. Принцип развития

1. Принцип детерминизма

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Принцип детерминизма – общенаучный – организует различное построение знания в конкретных науках.

2. Принцип системности

Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

От научной мысли требуется, чтобы знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину – это принцип системности .

3. Принцип развития

Любое явление может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии . Принцип развития – может и должен рассматриваться в единстве с двумя другими принципами построения научного исследования – детерминизма и системности.

3. Виды научного исследования.

1. По направлению исследования различают:

Эмпирические

Теоритические

Хотя разграничение это условно. Большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

2. По характеру исследования делят на:

    фундаментальные исследования, направленные на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний;

    прикладные исследования проводятся в целях получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретных практических задач;

    монодисциплинарные исследования, проводимые в рамках одной науки;

    междисциплинарные исследования, требующие участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин;

    комплексные исследования, проводимые с помощью системы методов и методик, по средством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности;

    однофакторные (аналитические) исследования, направленные на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

3. По цели проведения исследования можно разделить на несколько типов:

1 тип. Поисковые исследования – попытка решения проблем, которые никто не ставил или не решал подобными методами;

2 тип. Критические исследования – проводятся в целях опровержения существующих теорий, моделей, гипотез, законов или для проверки того какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность;

3 тип. Уточняющие исследования – их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание;

4 тип. Воспроизводящие исследования. Их цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.

Результаты любого исследования должны повторяться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другими научными работниками, обладающими соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики возникает множество воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящие исследования основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт лингвистики»

Факультет Лингвистики и международного менеджмента

по учебной дисциплине «Основы научных исследований»

Типы научных исследований

Работа выполнила

студентка 1 курса

заочного отделения

Горишная Эмма

Город Москва 2015

Введение

1. Научное исследование

2. Виды и типы научных исследований

2.1 Эмпирические, теоретические и теоритико-эмпирические

2.2 Фундаментальные, прикладные и исследовательские проектно-конструкторские разработки в науке

2.3 Поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие типы

Заключение

Список использованной литературы, интернет ресурсы

Введение

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Начало нашего века совпало с развертыванием цепи событий, приведших к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией (НТР).

Ныне проблемам НТР уделяется много внимания, о них охотно пишут и спорят. Правда, споры больше идут о хронологии и относительной важности различных достижений. Этот отнюдь не главный аспект проблемы. Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное значение достижениям в области атомной энергетики, на нашу жизнь оказывает большое влияние процесс автоматизации производства и управления. Все это так. Но великие открытия были всегда, в любую эпоху развития науки. И каждый раз не менее значительные для своего времени. То, что наиболее типично именно для эпохи современной НТР, неразрывно связано с превращением науки в производительную силу общества. Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины -- основных принципов развития общества -- включает вопросы научно-технического прогресса (НТП). В настоящее время не только сам процесс открытий и не только процесс доведения этих открытий до приемлемой практически реализуемой формы, но и процесс передачи и освоения результатов НТП требует участия науки. И многие другие проблемы жизни общества, которые ранее решались на базе интуиции или здравого смысла, на опыте поколений, сейчас требуют активного и целенаправленного вмешательства, участия науки. Ни один серьезный вопрос в современных условиях нельзя эффективно решить, не опираясь на науку. Особенностями НТР являются возрастающая роль науки; возможность автоматизации не только физического, но и умственного (не творческого) труда; бурный рост и обновление научно-технической информации; быстрая смена материалов, конструкций, машин, технологических процессов; резкое увеличение разновидностей инженерных решений; повышение уровня комплексной механизации и автоматизации, а также систем управления. Развитие НТП сказывается на совершенствовании высшего образования. Он предъявляет новые возросшие требования к знаниям студентов, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения; хорошо ориентироваться в отборе научной информации; ставить и решать различные принципиально новые вопросы. Выполнение поставленных задач возможно в случае вооружения молодых специалистов новейшими знаниями в области научных исследований. Это обязывает высшую школу широко привлекать студентов к проведению научных исследований. Таким образом, научная подготовка студентов в вузах -- одна из главнейших программ обучения.

1. Научное исследование

Наука - это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей. Науку можно рассматривать в различных измерениях: 1) как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний; 2) как процесс познания закономерностей объективного мира; 3) как определенный вид общественного разделения труда; 4) как один из важных факторов общественного развития и как процесс производства знаний и их использование. Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. Цель науки -- познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может лишь описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предсказать. Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. Но хотя факты -- это воздух ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде. Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы, отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий. Наука включает в себя также методы исследования. Под методом понимают способ теоретического исследования или практического осуществления какого-либо явления или процесса. Метод -- это инструмент для решения главной задачи науки -- открытия объективных законов действительности. Метод определяет необходимость и место применения индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения теоретических и экспериментальных исследований. Любая научная теория, объясняя характер тех или иных процессов действительности, всегда связана с определенным частным методом исследования. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего надо начинать исследования, как относиться к фактам, как обобщать, каким путем идти к выводам. В настоящее время все большее значение приобретает в качестве общего математический метод исследования, т.е. метод количественного изучения явлений и процессов. Это обусловлено бурным развитием кибернетики, вычислительной математики и ЭВМ.

Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом. Цель научного исследования -- определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете, методология -- это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи. Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой. Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические. Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом. Наблюдение -- это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения. Эксперимент -- это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования и т. д. Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок. Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

2. Виды и типы научного исследования

Научное исследование бывает: Теоретическое Эмпирическое

Теоритико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на

Фундаментальные

Прикладные

Исследовательские проектно-конструкторские разработки

Монодисциплинарные и междисциплинарные

Аналитические и комплексные

По цели исследования:

Поисковые

Критические

Уточняющие

Воспроизводящие

2.1 Эмпирические, теоретические и теоретико-эмперические исследования в науке

Различают эмпирические и теоретические исследования:

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с использованием логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема -- это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы неизвестные.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза -- это предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным. Потребность в гипотезе возникает в науке, когда неясна связь между явлениями, причина их, хотя и известны многие обстоятельства, предшествующие или сопутствующие им, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого или на основе прошлого и настоящего сделать вывод о будущем развитии явления.

Сама гипотеза требует проверки и доказательства предположения о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствие фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с уже имеющимся научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т. е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т. е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза -- это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза -- это предположение о причинно следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза -- это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

Теория -- это логически обобщенное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной

мыслительной деятельности.

2. Теория -- это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т. д.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Эмпирическое обобщение -- это логический процесс перехода от единичного к общему, от общего к более общему знанию. Например, переход от понятия “теплота” к понятию “энергия”, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К.Маркс писал, что “преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы”.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

2.2 Фундаментальные, прикладные, исследовательские проектно-конструкторские разработки и др. типы научных исследований

Типы научных исследований - это различные стадии движения науки к практике:

Фундаментальные;

Прикладные;

Исследовательские проектно-конструкторские разработки;

Монодисциплинарные и междисциплинарные;

Аналитические и комплексные

Фундаментальные исследования:

Фундаментальные исследования направлены на получения нового знания о явлениях и законах действительности. Не преследуют никаких практических задач. Исследователя интересует истина ради самой нее самой, и он ее ищет, не зная какую пользу он принесет.

Фундаментальные исследования делятся на:

Свободные (поисковые) - носит индивидуальный характер, ученый работает в режиме свободного поиска, обладает свободой в выборе методов и направлений своей деятельности. Новые его идеи могут изменить весь ход поиска.

Целенаправленные - направление научного поиска твердо определено, как правило выполняется коллективно, в рамках определенной организации, (создаются специальные научные группы, лаборатории, отделы,) так как путь достаточно ясен, можно говорить о планировании затрат на технические и материальные средства.

Прикладные исследования:

Их особенность в том, что они прямо нацелены на получение нужного для решения практических задач знания. Речь о решении некоторого класса практических задач в общем виде. Научный работник не имеет право откланяться в сторону для исследования др.возможностей, даже если они обещают дать интересные результаты.

Обычное условие финансирования прикладных исследований - предоставление планов и графиков работы и регулярных отчетов об их выполнении.

Исследовательские проектно-конструкторские разработки:

В отличии от прикладных исследований они имеют своей целью выполнение конкретного технического задания. Например, создание проекта какого либо аппарата, подготовка технологических схем производства и т.д. Не направлены на поиск новых научных знаний, базируются на результатах Фундаментальной и Прикладной науки. Для решения конкретных проектно- конструкторских задач.

Дело не в том, что бы нечто открыть, сколько в том, что бы нечто изобрести.

Если ученый в фундаментальных и прикладных исследованиях стремиться описать и объяснить что-то существующее, но неизвестное, то разработчик должен придумать и создать что-то ранее не существовавшее. В первом случае - «как вещь устроена?», во втором - «как вещь построить?».

Исследовательские разработки имеет особое место в системе наук.

С одной стороны - это специфический вид научной деятельности, с другой - инженерная деятельность, состоящая в решении технических и технологических задач на основе «готовых» научных знаний.

Фундаментальные исследования в области аэродинамики направлены на выяснение закономерностей движения газов и тел в газовой среде (ученый стремится понять сущность аэродинамических процессов, строит модели и теоретические схемы….)

Прикладные исследования ведутся с целью построения теории исследования решения определенных практических задач (теория крыла, теория винта, динамика самолета и т.д.)

Исследовательские разработки связаны с проведением исследований, направленных на решение технических задач, которые встают при создании проектов конкретных летательных аппаратов (здесь уже привлекают данные не только из аэродинамики, но и других наук, пример химия)

Фундаментальные и прикладные исследования и исследовательские разработки не разделены жесткими границами и тесно переплетены между собой. (рис.1)

Рис. 1. Путь соединяющий науку с производственной практикой

Монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные (проводятся на стыке нескольких научных дисциплин). Аналитические /однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности).

2.3 Поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие типы

По цели проведения все научные исследования можно разделить на несколько типов: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие.

Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка »: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области).

Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента).

Уточняющие (их цель -- установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание).

Воспроизводящие (его цель -- точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование -- основа всей науки).

Заключение

Роль науки отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.

Список использованной литературы, интернет ресурсы

наука эмпирический прикладной исследовательский

1.Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия» М.:Проспект, 2000

2.Новая философская энциклопедия. 1-4 т. М.: Мысль. 2001.

3.Алабужем П.М., Геронимус В.Б., Минкевич и др. Теория подобия и размерностей. Моделирование. -- М.: Высш. шк., 1968. -- 320 с.

4. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика. -- М.: Статистика, 1975. -- 264 с.

5.Шкляр М.Ф. «Основы научных исследований» Дашков и К°, 2012

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития научного познания. Общая классификация методов научных исследований. Структура и содержание исследовательского процесса. Применение логических законов и правил аргументирования. Оформление результатов научно-исследовательской работы.

    курс лекций , добавлен 16.02.2011

    Научная проблема: понятие, тема, критерии качества. Метод: сущность и понятие. Классификация методов исследований и их краткая характеристика. Требования, предъявляемые к научным методам. Преимущества маркетинговой информации и исследований в туризме.

    лекция , добавлен 02.10.2013

    Понятие и основная функция метода научного исследования. Подходы к его классификации в зависимости от сферы применения и других признаков. Сущность и типы методологии, общая схема ее структуры, основные уровни. Общенаучные методы научного познания.

    презентация , добавлен 23.06.2011

    Методологические подходы к изучению глобализации и локализации в эпоху постмодерна. Переход к плюралистической интерпретации социальной реальности и модели региональных научных исследований. Геопространственный подход в региональных исследованиях.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2016

    Теория как основа научного исследования. Осуществление предсказаний, научных предвидений будущего на основе теоретического объяснения и познанных законов. Типология научных теорий. Основные типы научных теорий как элементы современных научных систем.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Категориальный аппарат генезиса теорий. Стандартная концепция научной теории. Практика научных исследований. Сущность и логика формирования теории. Интерпретация исходных понятий, принципов. Познавательный статус теории. Обоснование рациональности выбора.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятия метода и методологии. Классификация видов исследований и факторы их качества. Цели и виды рандомизации, маскирования (заслепления), контроля. Характеристика методов исследования в структуре общенаучной методологии: теоретические, эмпирические.

    презентация , добавлен 15.05.2017

    Предметное познание. Эмпирические основы. Теоретические основы. Методологическое познание. Роль методологии в развитии познания. Обеспечение исследовательской деятельности в науке и практике. Решение научных и практических задач.

    лекция , добавлен 22.06.2007

    реферат , добавлен 26.06.2012

    Необходимость методологических исследований в современной философии. Сущность и принципы интуитивистской эстетики Бергсона, Кроче, Рида. Изучение теории Теодора Адорно. Проблемы философской интеграции конкретно-научных знаний в эстетическом исследовании.

Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассматривания этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле - это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь за тем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Существуют несколько классификаций научных исследований: по способу их финансирования, длительности, применяемым методам, целям и предметам.

По способу финансирования научно-исследовательские работы делят на госбюджетные, финансируемые из государственных средств, и хоздоговорные, финансируемые организациями-заказчиками на основе заключаемых между ними и исполнителями договоров. В последние годы много исследований выполняется по грантам при поддержке специальных фондов РФФИ, РГНФ и т.д.

По длительности выделяют долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые за один год.

Рассмотрим виды научно-исследовательской работы в зависимости от применяемых методов исследования. В одном случае основой накопления эмпирического материала является эксперимент, в другом - сравнительное изучение объектов, в третьем - изучение и обобщение историко-научного материала и т.д. Даже в одной работе можно применить различные виды накопления материала и освещения фактов. В любом исследовании центральной задачей является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, обработка и обобщение их, а главное - анализ и объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

Выделим следующие виды научно-исследовательских работ: экспериментальные, методические, расчетно-аналитические, описательные, историко-биографические, смешанного типа.

Экспериментальное исследование подразумевает использование апробированных методов выяснения важных частных вопросов темы; разработку оригинальных устройств для выполнения поставленных задач; лабораторное испытание нового метода; его производственную проверку; анализ и обобщение материалов; выводы. Основой накопления фактов служит эксперимент. Здесь важно его обоснование, характеристика средств и методики, оценка погрешностей измерений, оценка достоверности полученных результатов.

В последнее время приобрел большую популярность особый вид экспериментального исследования - тестирование. Тест представляет собой специальное задание или систему заданий для изучения умственных способностей, уровня усвоения знаний и т.д. Сама процедура проста и не требует сложного оснащения. Результаты решений теста допускают количественное выражение и открывают возможности их математической обработки.

Наряду с тестированием может проводиться собеседование или анкетирование. Беседа для учителя, как правило, имеет цель уточнить данные о знаниях учащегося, определенные в ходе контрольной работы или тестирования, выявить умение выражать собственные мысли, обосновывать предположения или действия. Собеседование предполагает личный контакт испытателя с испытуемым, на одного учащегося отводится 10-15 минут, в это время другие учащиеся отсутствуют. Вопросы составляются заранее, в случае затруднения с ответом можно задать один или два наводящих вопроса.

Достоинством анкетирования является возможность быстрого получения материала. Анкеты также подготавливаются заранее, вопросы должны быть четкими, ясными, исключающими неоднозначные ответы.

Вопросы анкет и тестов могут быть открытого (требующие самостоятельного ответа испытуемого) или закрытого (в которых ответ выбирается из предложенных) типов.

Целью методического исследования является улучшение способов изготовления продукции в производстве, добычи полезных ископаемых; применение новых технологий в педагогике; усовершенствование процесса образования; изучение определения качества метода и повышение его точности при изучении природы, общества или процесса познания; выявление качественно новых методов. Эмпирическим базисом могут служить данные эксперимента или анализа предыдущего материала. К особенностям можно отнести выявление новых характеристик метода и доказательство в их пользу; объективную оценку конкретного метода или методики; разработку нового и обоснование его преимуществ; историческую преемственность предлагаемого метода; экономическое обоснование.

Расчетно-аналитическое исследование является прикладным. В ходе его проведения используются методы измерения, экспериментирования, моделирования. Г. Галилей утверждал: "Надо измерять все соизмеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению". Особенностями такого исследования считаются: получение экспериментальных данных как точных и достоверных научных фактов; математическое осмысливание процессов и результатов исследования; изучение точности и погрешности расчетов с учетом применения на практике.

В философии, математике, социальных науках, реже в геологии, медицине, астрономии, биологии выполняется описательное исследование. Это объясняется своеобразием и сложностью изучаемых объектов, процессов и явлений, а также невозможностью проведения эксперимента в силу их абстракции. Эмпирический базис составляют первоисточники, исторические факты. Из методов исследования широко применяется аналогия, сравнение, рассмотрение под новым углом зрения и т.д. Характерные черты - точное, документальное описание научных фактов и первоисточников (существующих, но не изученных); раскрытие сути фактов, идей во взаимосвязи и выявление законов их развития; анализ, обобщение фактического материала, определение выводов; раскрытие качественных проявлений фактов, сущности вещей на основе всестороннего анализа материалов, определения закономерностей явлений.

В описательном исследовании имеют значение первичные источники, объективно существующие, но еще не открытые для практики, не в полной мере познанные. Они разнообразны и требуют всесторонней оценки их важности, надежности и достоверности. Исследователи не могут ограничиваться анализом и обобщением лишь крупных явлений. Необходимо тщательно изучать и анализировать отдельные факты, которые играют определяющую роль в изучении проблемы. К требованиям конкретных социологических исследований относятся наблюдение в заданных условиях места и времени.

Из ряда описательных исследований в отдельную группу выделяются историко-биографические в силу своеобразия задач и методических приемов разработки материала. По содержанию они подразделяются на научные биографии; исследования о мировоззрении и творчестве; анализ и обобщение исторической роли замечательных людей; исследования о приоритете открытий и т.д. В таких исследованиях воссоздается фактическое содержание развития понятий и идей, их историческая обусловленность; выясняются характер и особенности, вклад различных народов, отдельных ученых; выявляется влияние личности, а также экономической и социальной структуры общества на содержание понятия, науки; определяются возможные перспективы.

Разновидностью историко-биографического исследования является методологическое, цель которого заключается в отыскании закономерностей развития объекта. Под развитием понимают накопление новых фактов и качественное изменение, обогащение содержания понятия, теории.

В последнее время изменилось отношение к истории науки, отчасти в связи с возникновением и развитием науковедения. При этом трансформировалось как понимание науки в целом, так и понимание предмета, целей отдельных дисциплин, изучающих развитие науки и ее различных аспектов, в том числе истории математики. Наиболее важной задачей истории науки считается раскрытие закономерностей движения науки и историко-научная реконструкция, основой которой является исследование первоисточников.

Исследование научных знаний прошлого начинается с историографического описания эмпирического базиса, к которому относятся материалы архивов, автобиографии, учебные пособия прошлых лет, монографии, воспоминания современников и т.д., в дальнейшем требующие критического осмысления. Основной источник - совокупность научных текстов, в которых зафиксированы характерные для исследуемого периода человеческие знания о мире. Сюда относятся тексты древних папирусов, глиняных табличек, каменных стел, научных статей, учебных курсов, личная переписка ученых, архивные сведения и т.д. Проблемами их истолкования и классификации занимается специальная научная дисциплина - источниковедение.

В ходе историко-биографического и историко-научного исследования субъект всегда имеет дело с научным или научно-философским текстом. Придание историческому тексту четкого смысла, означающее его интерпретацию или истолкование - сложный мыслительный процесс. Исследователь должен отразить как внутреннее содержание - авторскую концепцию, "систему" мыслителя, абстрагировавшись от прошедшей в последующем эволюции исследуемой системы или учения, так и внешнюю - историческую, выходящую за рамки трудов автора историческую традицию, включая его предшественников. Таким образом реализуется один из методологических принципов - историческое и логическое. Кроме того, в XX в. сформировался особый вид интерпретаций, связанный с социальными, экономическими, политическими институтами, религией, литературой, искусством.

При рассмотрении развития понятия, теории важно учитывать не только факты, но и причины их возникновения, законы, логику развития. Характерной чертой многих исследований является охват знания как целостной, исторически развивающейся системы, для этой цели обычно вводят периодизацию истории объекта.

Научные исследования классифицируют по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования. Рассмотрим две из них более подробно.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.

В области товароведения и экспертизы это могут быть исследования, связанные с повышением эффективности работы торгового предприятия, организации труда товароведов и других работников торговли, повышение культуры обслуживания и т.д.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки (рис. 1).

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

К фундаментальным исследованиям в товароведении можно отнести изучение материальной природы товаров, исследование процессов; протекающих в товарах при хранении; изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на потребительские свойства товаров на всех этапах товародвижения. Фундаментальные исследования в области экспертизы - это разработка научных основ товарной экспертизы, способов обнаружения фальсификации и т.д.

Фундаментальные исследования в товароведении часто проводятся на стыке с другими науками. Для товароведения продовольственных товаров это в первую очередь естественные науки - биохимия, химия, микробиология; а также экономика и другие науки.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований - установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

  • - поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;
  • - в результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;
  • - целью опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

Учебная исследовательская работа студентов и научная исследовательская работа студентов в области товароведения и экспертизы в основном носит характер прикладных исследований или разработок. Прикладные исследования могут быть поисковыми (по установлению факторов, влияющих на товар на различных этапах товародвижения; могут быть направлены на отыскание путей создания новых технологий производства пищевых продуктов на основе результатов фундаментальных исследований и др.), научно-исследовательскими (направленные на создание новых технологий, опытных установок и т.п.). Разработки могут быть направлены на создание новых пищевых продуктов, технологий их производства; создание и утверждение нормативной документации на новые продукты, организацию выпуска опытной партии нового продукта и т.д.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки :

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового , на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Научное исследование характеризуется систематичностью : здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель , непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Различают:

1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.

2. Теоретическое исследование:некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.

По характеру исследование различают:

Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное - проводят в рамках нескольких наук.

Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.

Комплексное - ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.

По цели проведения:

Поисковые - проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.

Критические - проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.

Уточняющие - направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.

Воспроизводящие - основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.

Еще выделяют:

Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.

Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.

Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.

Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное (опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное (сбор, анализ+ объяснение).

Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.

Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.

Этапы научного исследования

Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.

1. Постановка научной проблемы

Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Виды научных проблем:

Проблема описания явления

Проблема выявления закономерностей

Проблема объяснений

Проблема предсказания.

Этапы постановки проблемы:

1)обнаружение дефицита инфо

2)осознания потребности устранения этого дефицита

3)описание проблемной ситуации на естественном языке

Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.

На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.

Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:

Описание нового факта или явления;

Выявление взаимосвязи психич явлений;

Изучение динамики псих явления;

Обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.

Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.

Существует 2 подхода определения объекта:

1)Объект- конкретные психическое явления

2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.

Объектом исследования могут быть:

Индивид, диада, группа.

Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.

Можно выдвинуть предварительную гипотезу.

2. Теоретический анализ проблемы

Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.

3. Формулировка гипотез исследования

Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:

Адекватность проблеме

Правдоподобность

Проверяемость

4. Планирование исследования.

Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.

5. Проведение исследования оп намеченному плану

Осуществляется фиксация результатов

6. Анализ и интерпретация полученных данных.

Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.

7. Формулирование выводов.