Формы организации общения младших школьников. Конструкция и методологические исследования формирования общения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

«Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников”.

Возникла проблема занятости учащихся в свободное время. Беру охват внеурочной деятельностью по направлениям: духовно –нравственное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, семья Внеурочная деятельность- неотъемлимая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Объединяет все виды деятельности школьников 9 кроме учебной). Является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика

Программа внеурочной деятельности общего интеллектуального направления «Умники и умницы»

Программа рассчитана на всех обучающихся, но индивидуальные особенности подготовки будут учтены при планировании каждого занятия. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, поисковая деятельность, творческие задания.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

    развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

    развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

    развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

    формировать навыки творческого мышления и развивать умение ре­шать нестандартные задачи;

    развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся;

    формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

    формировать навык применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы факультатива «Умники и умницы»

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД)

У обучающегося будут сформированы :

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям;

    интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной на внеурочных занятиях факультатива;

    понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

    этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

    представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования :

    интереса к познанию окружающего мира;

    ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

    самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

    чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

    представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

    ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

    понимания чувств одноклассников, учителей;

    представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

    принимать и сохранять учебную задачу;

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

    принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

    осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

    вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

    адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

    принимать роль в учебном сотрудничестве;

    выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

    контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

    пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами;

    строить сообщение в устной форме;

    ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

    анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

    воспринимать смысл предъявляемого текста;

    анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

    обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

    подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

    строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

    выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

    осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

    проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основани­ям (критериям) при указании и без указания количества групп;

    обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

    выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

    воспринимать другое мнение и позицию;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

    строить понятные для партнера высказывания;

    задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

    строить монологическое высказывание;

    ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать другое мнение и позицию;

    договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

    контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность дей­ствий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

    адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

    осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

Выделять существенные признаки предметов;

Сравнивать между собой предметы, явления;

Обобщать, делать несложные выводы;

Классифицировать явления, предметы;

Определять последовательность событий;

Судить о противоположных явлениях;

Обучающийся получит возможность научиться:

Давать определения тем или иным понятиям;

Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

Выявлять функциональные отношения между понятиями;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ ности оцениваются по трём уровням .

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению

«Волшебный мир книг»

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Программа «Волшебный мир книг» позволяет ориентироваться в мире детских книг, усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников.

Программа «Волшебный мир книг» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников, предназначена для реализации в отдельном взятом классе по социальному направлению и рассчитана на 3 года.

Цель и задачи курса

Цель: создание условий для формирования понимания социальной значимости чтения, укрепления в сознании и деятельности обучающихся норм морали и нравственности.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

Формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

Формировать познавательный интерес и любовь к чтению;

Развивать интерес к творчеству писателей;

Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

Обогащать нравственно–эстетический опыт ребенка.

Программа «Волшебный мир книг» построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. На занятиях используются стихи, песни, загадки, игровые моменты. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.

Программа «Волшебный мир книг» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа в 1-2 классе, 68 часов – в 3 классе. Общее количество часов – 136 часов.

Усвоение систематического круга знаний, умений и навыков, необходимых обучающимся младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении идет от класса к классу в следующей логике:

1 год обучения. Обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать те детские книги, которые им нужны и интересны.

2 год обучения. Совершенствовать подготовку обучающихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формировать у детей правильную читательскую деятельность (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения).

3 год обучения. Формировать читательский кругозор (его широту, глубину, упорядоченность) и отношение к книге как к ценности, а к самостоятельной читательской деятельности как нравственной норме юного гражданина.

Прогнозируемый результат реализации курса.

Умение работать с текстом и книгой

Оптимальное повышение техники чтения

Проявление интереса к книге

Расширение читательского кругозор.

Программа внеурочной деятельности по спортивному направлению

«Растем здоровыми и сильными»

Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации по­вышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к фи­зической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и все­го общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение прио­ритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали та­кими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современ­ной жизни.

В предлагаемой программе курса «Растем здоровыми и сильными» сделана попытка сформиро­вать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

Задачи курса:

    формировать представления об основных факторах и «за­конах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;

    подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;

    воспитывать бережное отношение к здоровью и понима­ние необходимости ведения здорового образа жизни;

    формировать компетенции в сфере безопасности жизне­деятельности.

Курс «Растем здоровыми и сильными», рассчитанный на два года - 3 и 4 классы, может реализовываться в любой группе учащихся и не требует от них специальной предвари­тельной подготовки.

Представленная программа курса «Растем здоровыми и сильными» для учащихся 3-4 классов включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, та­ких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (ра­зумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - сво­им и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

Содержание второго раздела («Законы здоровья») нацеле­но на ознакомление детей с собственным организмом и опти­мальными путями укрепления своего здоровья. На внеклас­сных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональ­ному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Предлагаемый курс выполняет не только просветитель­скую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, по­вышающими самоорганизацию школьников. Многие дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных санитарно-гигиенических требо­ваний.

В целом же изучение курса «Растем здоровыми и сильны­ми» в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спор­том, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

Младший школьник - человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство(неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.(А.А.Радугина. Психология и педагогика. М. Педагог, 2004.)

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому моменту он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлективные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно корелируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

Другое дело - школа. В класс приходит много людей и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и др. ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь - уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности

· рефлексия, анализ, внутренний план действий

· развитие нового познавательного отношения к действительности

· ориентация на группу сверстников

Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические основы развития навыков общения младших школьников 6 1.1. Особенности общения младших школьников 6 1.2. Внеурочная деятельность и ее влияние на развитие общения младших школьников 10 1.3. Средства изучения навыков общения младших школьников 20 Вывод к 1 главе 24 Глава 2. Исследование особенностей развития общения младших школьников во внеурочной деятельности 26 2.1. Диагностика сформированности общения младших школьников 26 2.2. Содержание педагогической работы по развития общения младших школьников во внеурочной деятельности 47 2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 51 Вывод к 2 главе 52 Заключение 53 Список использованной литературы 56 Приложения 61

Введение

Сейчас школьное образование в России выходит на качественно новую ступень, что обусловлено изменениями в общественной жизни. Формируются концептуальные основы национальной системы образования, рождаются новые концепции, ученые создают оригинальные учебные и воспитательные системы, апробируют новые подходы к изучению различных учебных предметов, в том числе и родного языка. Разрабатываются предметные стандарты, меняется содержание обучение. Все это свидетельствует о стремлении педагогов служить России, лелеять национальную элиту гармонично развитых, творчески мыслящих людей. Актуальность исследования. Сегодня есть насущная необходимость повышения уровня грамотности устной и письменной речи граждан РФ как государственно фактора, что требует приложения немало усилий и внимания, прежде всего, в области языкового образования начальной и средней школы. На современном этапе цель обучения родному языку состоит в формировании языковой личности, которая использует языковые средства в соответствии с ситуацией общения, то есть овладение младшими школьниками русского языка как средства общения и познания, приобщения через язык в кладовые духовности и культуры, достижений русского народа, воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания . Суть проблемы заключается в эффективном развитии речевой деятельности младших школьников. Новые знания на уроках русского языка всегда формируются на предварительно произведенных опорных умениях, таких, как умение соотносить звуки и буквы, анализировать слова по строению и связями, подбирать слова и предложения в зависимости от цели высказывания. Развитие современной методики речевой подготовки детей к школе невозможно сегодня без сочетания с последними научными данными психолингвистики, без опоры на исследования известных ученых, методистов. В трудах методистов Д. И. Тихомирова, М. А. Корфа, В. П. Вахтерова, Т. Лубнець, Б. Гринченко, П. Чепика выражается обеспокоенность развитием речи в РФ. Над исследованием этой проблемы работало много известных ученых, к которым относятся Вашуленко М. С., Савченко А. Я., Богуш А. М. Грипас Н. Я., Коваль А. П., Садовая В. С., которые глубоко изучали методику преподавания русского языка в начальных классах. Однако, низкая языковая культура многих граждан РФ обусловливает необходимость новых исследований данной проблемы. Цель исследования – исследовать речевое развитие младшего школьника во внеурочной деятельности. Объект исследования – речь младших школьников. Предмет исследования – процесс развития речи учащихся младших классов. Гипотеза исследования - процесс развития речи учащихся младших классов будет проходить эффективнее, если уделять этому внимание во внеурочной деятельности. Задачи исследования: 1. Проанализировать особенности общения младших школьников; 2. Раскрыть внеурочную деятельность и ее влияние на развитие общения младших школьников; 3. Описать методы и подходы к речевому развитию младших школьников; 4. Продемонстрировать методику на конкретных примерах. Методологической и теоретической основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.В.Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, В.А.Сластенин). Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; непосредственное наблюдение за самостоятельной деятельностью и общением детей младшего школьного возраста в целостном педагогическом процессе щколы; методы выявления представлений детей о культуре общения: беседы, обсуждение проблемных ситуаций, педагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий); контент-анализ; количественная и качественная обработка эмпирических данных. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования. Опытная экспериментальная база – МОБУ СОШ №5; 4 класс; Практическая значимость исследования – результаты исследования могут использоваться в своей работе учителями начальных классов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

В ходе курсового исследования раскрыты особенности развития речи младших школьников во внеурочной деятельности. Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой, благодаря которому происходит социализация ребенка. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент культуры мышления, речи и общения, развиваются коммуникативные способности, познавательная активность, образное творческое мышление. Именно начальная школа призвана сформировать у детей интерес к красоте и мудрости живого слова, его значимости в жизни человека. Речевая компетенция является одной из ведущих базисных характеристик личности. А своевременный и качественный развитие связной речи? важное условие полноценного речевого развития ученика. Представленные упражнения и задания во второй главе обеспечивают формирование и развитие коммуникативных компетенций личности, направленных на реализацию учеником его индивидуальных способностей и организации школьного диалога между учениками, между учеником и учителем, между учеником и книгой. В учебной деятельности доминирует поисковое, развивающее и стимулирующее обучения. Кроме усовершенствования коммуникативных компетенций, у ребенка формируется умение учиться, развивается познавательный интерес и желание творить, что особенно актуально для современной русской школы. Учителя призваны прививать детям любовь к языку, умение чувствовать и постичь ее глубокий смысл и красоту так, как писал В. А. Сухомлинский, без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры. С первых дней обучения в школе очень важно создать для детей такие условия, чтобы их желание изучать русский язык не исчезло. В дипломной работе исследована проблема речевой подготовки детей, разработана и апробирована экспериментальная методику и педагогические условия ее реализации. 1. Речевая готовность детей - это наличие в ней определенной суммы знаний и представлений об окружающей среде; достаточный лексический запас, знакомство с формулами речевого этикета, образными выражениями, пословицами, поговорками, загадками; овладение чистым и правильным звукопроизношением, грамматической правильностью речи; умение последовательно, логично и связно выражаться, пересказывать тексты, строить рассказ; овладения фонетическим восприятием и звуковым анализом слов; умение внимательно слушать ответы других, педагога, целенаправленно и точно отвечать на вопросы; замечать, исправлять речевые ошибки (сформированность оценочно-контрольных действий), дополнять ответы сверстников. 2. Коммуникативная готовность - комплексное применение ребенком языковых и неязыковых средств (мимика, жесты, движения) с целью коммуникации; умение адекватно и уместно практически пользоваться языком в конкретных учебных и социально-бытовых ситуациях; умение самостоятельно ориентироваться в ситуации общения, инициативность общения; умение принимать, решать самостоятельно речевое задание. 3. Инициируя эксперимент, были определены критерии и показатели сформированности речевой готовности младших школьников к школе: фонетическая компетенция с показателями: правильное произношение звуков, развитие фонематического слуха, выразительность речи; лексическая компетенция с показателями: словарное богатство, понимание семантики слов; грамматическая компетенция с показателями: морфологическая правильность речи, синтаксическое строение речи, наличие оценочно-контрольных действий; диамонологична компетенция с показателями: умение строить диалог с партнером, связные высказывания репродуктивного характера, связные высказывания творческого характера; коммуникативная компетенция с показателями: наличие формул речевого этикета, инициативность общения. 4. Результаты констатирующего эксперимента показали, что подавляющее большинство школьников находилась на среднем (22% экспериментальная, 42% контрольная группы) и низком (4% - экспериментальная, 24% - контрольная группы) уровнях сформированности речевой подготовлености. 5. На формирующем этапе исследования были разработаны лингводидактические модели формирования речевой готовности младших школьников. Экспериментальная модель занимала три этапа: информационно-речевой, деятельно-коммуникативный, оценочно-корректирующий. Для каждого этапа была разработана система задач, направленных на формирование речевой готовности школьников. 6. Педагогические условия формирования речевой готовности детей младшего школьного возраста выступили: коммуникативно-речевая направленность обучения; включение языка в различные виды деятельности (учебно-познавательную, учебно-речевую, художественно-речевую, театрально-игровую, коммуникативную) комплексный подход к развитию речи и обучения языку; адекватная мотивация коммуникативно-речевой деятельности; привлечение родителей к совместной работе по активизации коммуникативно-речевого развития детей. 7. Заключительный этап исследования показал положительные количественные и качественные изменения относительно уровней сформированности речевой готовности.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" / Асмолов А.Г. М.: "Просвещение" - 2011.67 с. 2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73. 3. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. - Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006. 4. Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010. 5. Бех И. Д. Воспитание личности. В 2-х книгах. - М.: Просвещение, 2003 6. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Л.Р.Болотина, Д.И.Латішина. – М.: Просвещение, 1978. – 128 с. 7. Бобчук А. Знание о тексте как система ориентиров в построении высказываний различных типов \\ Начальная школа. 2002. - № 4. 8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. сред. пед. заведений/сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999 9. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции Электронный ресурс. / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - 10. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 2006. 11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. 12. Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах / А.Г. Глущенко. – К.: Рад.школа, 1982. – 124 с. 13. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Высшая школа, 2008. 14. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2001 15. Ермаков И. Г., Пузиков Д. А. Жизненные компетенции личности. Практически ориентировано пособие. - Донецк: Каштан, 2007. 16. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе "Школа 2000…" / Под ред.Л.Г. Петерсон. - М.: Дрофа, 2010. 17. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». / под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. 2008 -151с. 18. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа: Уч-метод пособие для студентов-заочников пед.институтов / Т.Н.Калечиц, З.А.Кейлина. - М.: Просвещение, 1972. – 96с. 19. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11. 20. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С.11-12. 21. Компанець Н. М. Почитаем вместе. - М., 1997. 10.Хорошковська О. Н. Развитие речи младших школьников. - М.: Просвещение, 1995. 22. Кудина Г. Н., Новлянская С. Н. Литература как предмет эстетического цикла. - М., 1990. 23. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность / В.О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 220с. 24. Лангмейер И. Психологическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с 25. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М.: Просвещение, 1991 26. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004 27. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник нового века. - СПб.: Питер, 2002 28. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, - М.: Педагогика, 1984. - 110 с. 29. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999 30. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997 31. Неткасова, И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. - Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С.26-33. 32. Петерсон Л.Г. Деятельный метод обучения: образовательная система "Школа 2000…"/ Построение непрерывной сферы образования. - М.: Академия, 2007. 33. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/под ред. Луковой А.В. - СПб: Союз, 1997 34. Политова Н. Й. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1984. - 192 с. 35. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999 36. Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. - М.: ИНФРА-М, 2001 37. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. 38. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 2004. 39. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс, 1999 40. Сухомлинский В.А. Комната сказки //Избранные произведения в 5? ти т. ? К.,Школа, 1980. ? Т.3. 41. Талызина Н.Ф Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999 42. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1993. 43. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. - М.: Академия, 2006 44. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:ВЛАДОС, 2004 45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Педагогика, 2010. 46. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – с. 63-74. 47. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от года до семи лет. - М.: Сфера, 2008. 48. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. 49. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться/Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2010. 50. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: методическое руководство. - СПб.: Иматон, 1999

В организации формирования общения младших школьников во внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

  • 1) проектный , включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
  • 2) организационно-деятельностный , в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
  • 3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий (приложение 1). Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности.

Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения и для общения школьников».

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Не случайно, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей». Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Разумеется, предметом проектирования должна стать не просто разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей. Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнить роль системообразующего фактора.

При проектировании системы формирования общения младших школьников во внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научно-методические разработки. Например, целесообразно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».

Хорошей научно-методической подсказкой педагогам для проектирования и создания системы внеурочной деятельности учащихся могут стать разработанные учеными классификации форм воспитательной работы. В качестве основания для классификации форм исследователи используют такие признаки:

количество участников (массовые, групповые, индивидуальные );

виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности );

затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки );

способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные );

характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие );

способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива );

взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами );

способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные );

степень сложности (простые, составные, комплексные ).

Интерес для практических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы. В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

  • 1) формы, содействующие приобретению социальных знаний;
  • 2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;
  • 3) формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

На втором этапе организации формирования общения младших школьников во внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения.

Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.

Создание системы формирования общения младших школьников во внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся.

На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.

Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:

  • - включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
  • - соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
  • - ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.

Для сбора информации можно использовать специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности (см. образец), который заполняется классным руководителем один раз в четверть (триместр, полугодие).

Таблица 1 - Участие учащихся класса во внеурочной деятельности в 1 четверти 2011 года

В соответствии с содержанием образовательной деятельности принято выделять такие направления программ дополнительного образования:

  • 1) художественно-эстетическое;
  • 2) физкультурно-спортивное;
  • 3) научно-техническое (техническое творчество);
  • 4) туристско-краеведческое;
  • 5) эколого-биологическое;
  • 6) научно-познавательное;
  • 7) военно-патриотическое;
  • 8) социально-педагогическое;
  • 9) культурологическое.

Корректно заполненная таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в классных, внеклассных и внешкольных делах (так как в таблице можно использовать цветовые обозначения: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый - активного участника, красный - зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя).

Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Поэтому можно использовать следующие критерии:

гуманистическая направленность деятельности;

системность организации внеурочной деятельности;

вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;

направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;

ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.

В соответствии с перечисленными критериями необходимо подобрать или разработать соответствующие приемы и методы (методики) анализа и оценивания. К ним можно отнести педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседу, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др.

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия "умения" и "навыки". Элементарное умение - это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется субъектом. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

Навык - действие, которое совершается субъектом быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

Сложное умение - это действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе внеурочной деятельности, и в частности сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);

соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал.

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:

Согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);

Применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);

Оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

Раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;

Ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

Включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

Совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.

2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: "Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать"; "Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их".

3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например:

1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа;

2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется;

3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать;

4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнимательность по отношению к ним;

5) учись не только слушать, но и слышать.

Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются между собой - например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).