Дипломная работа: Профилактика детского травматизма в школе. Причины и профилактика детского травматизма Профилактика школьных заболеваний и травматизма

Доклад

«Профилактика травматизма в школе»

на общешкольном родительском собрании

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».

Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.

Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40% .

Одновременно с ростом травм среди детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести.

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18-20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка . Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

    механические (ушибы, переломы, раны и др.);

    тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

    химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

    электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением).

В зависимости от условий и обстоятельств , при которых происходит травма, и характера травмирующего агента все случаи травм можно сгруппировать по ряду общих объединяющих признаков, например, травматизм детский уличный, школьный, бытовой, производственный, спортивный и др.

Несчастными случаями в школе являются:

травма, в том числе нанесенная другим лицом;

острое отравление;

тепловой удар;

ожог;

обморожение;

утопление;

поражение электрическим током, молнией, излучением;

укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными;

повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разруше¬ния зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

занятий по физической культуре от 20 до 17%;

экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.

Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.

Анализ источников, посвященных изучению травматизма, обнаружил некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.

Для анализа психофизиологических особенностей травмированных детей школьного возраста важны частота повторных травм и их взаимосвязь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, по-видимому, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети менее приспособлены к новым условиям, в том числе относительно сложным физическим упражнениям

Большинство отечественных исследователей считают, что личностные качества развиваются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или, наоборот, его склонности к опасности является не столько врожденным качеством, сколько результатом развития этих личностных качеств.

Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

Экономия сил - свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.

Экономия времени - стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена ребенком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния ученика заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Перечисленные психологические причины травматизма должны учитываться при разработке организационных мероприятий по предупреждению детского травматизма. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.

Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести профилактическую работу. Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых – неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе – далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактике детского травматизма.

Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива. Приведем пример обязанностей педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса на примере нашей школы. Работа по профилактике детского травматизма ведется в двух основных направлениях:

1) гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

2) работа по созданию безопасной среды обитания детей.

Мероприятия по профилактике травматизма включаются в план воспитательной работы, который контролируется заведующими учебной и воспитательной частью, и директором школы.

Планированию работы помогает строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. В школе разработан механизм взаимодействия между участниками несчастного случая, который отражается в локальных актах.

Несчастные случаи фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися и журнале регистрации извещений и сообщений. Журналы установленной формы пронумерованы и прошиты. Сравнив результаты состояния травматизма за последние 5 лет, можно с уверенностью сказать, что в последние годы идет тенденция к снижению травматизма. Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся . Учителями-предметниками химии, физики, биологии, информатики, технологии, физкультуры проводятся вводные инструктажи, первичные инструктажи, инструктажи на рабочем месте с учащимися на первых уроках каждого учебного полугодия. Перед проведением лабораторных работ, практических работ, лабораторных практикумов, тренингов, практических занятий учителями-предметниками обязательно проводятся инструктажи в соответствии с инструкциями по видам деятельности с записью под роспись в журнале проведения инструктажей. Для проведения инструктажей каждый учитель по своему предмету имеет Программу проведения вводного инструктажа и инструкции по видам деятельности на уроке.

Классными руководителями в сентябре, а также перед походами, экскурсиями проводятся инструктажи с учащимися класса с записью под роспись в журнале проведения инструктажей по 7 направлениям:

Пожарная безопасность;

Электробезопасность;

Правила безопасного поведения на дорогах, транспорте, соблюдение ПДД;

Соблюдение мер безопасности при проведении спортивных мероприятий, экскурсий, туристских походов, нахождении на спортплощадке;

Безопасное поведение на воде, у водоема, в бассейне, на льду;

Профилактика негативных криминогенных ситуаций во дворе, на улице, дома в общественных местах;

Правила поведения при нахождении взрывоопасных предметов, правила обращения со взрывоопасными предметами, веществами.

Также в целях профилактики детского травматизма в школе регулярно проводится следующая работа:

Беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших, средних классов в коридорах школы;

Систематическая индивидуальная работа педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины.

Таким образом, рекомендации по профилактике детского травматизма в школе составлены и выполняются. Но проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо и дальше регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы. Вопрос о травматизме детей и подростков заслуживает существенного внимания не только со стороны работников школы, учителей, врачей, но также родителей.
Спасибо за внимание.

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

  • 1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
  • 2. Коллектив (школа, детское учреждение).
  • 3. Семья. Непосредственно личность.

Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

Теоретические основы детского травматизма. Понятие и классификация детского травматизма

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных случаев); тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах).

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты за амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 5 основных:

  • 1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).
  • 2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
  • 3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.
  • 4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.
  • 5. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы:

1. Бытовой, или домашний травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов), отравления, укусы животных и утопления.

В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

  • 2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной уличных травм у детей являются падения с высоты (до 28%, включая падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.
  • 3. Транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.
  • 4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.
  • 5. Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаев дети погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время транспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в свою очередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеру повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

  • 6. Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1%).
  • 7. Спортивный травматизм (до 10%).
  • 8. Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в том числе родовой).

Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно из 10000 новорожденных более 700 погибают по различным причинам, из них около 480 - мертворожденные, выкидыши, 80 - погибают непосредственно при родах и 170 - в возрасте до года.96% детей при рождении имеют оценку ниже 10 баллов (норма) по Международной шкале Апгара-Аршанского функциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многие из тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины (около 2% всех случаев) или несчастные случаи (утопления, отравления и др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм:

  • 1. Утопления (в 47% случаев страдают дети около 11 лет из-за неумения плавать).
  • 2. ДТП (дают 25% всех смертельных случаев).
  • 3. Падение с высоты (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).
  • 4. Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар и т.п.).
  • 5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего дети травятся лекарствами из домашней аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, так как при этом в 85% наблюдается смертельный исход.
  • 6. Повреждение электрическим током.
  • 7. Огнестрельные ранения.
  • 8. Прочие.

Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций:

  • * Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).
  • * Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).
  • * "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.
  • * При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.
  • * Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).
  • * Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).
  • * Ребенок в автомашине (при торможении).
  • * Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

  • * Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросать снежок в упор и не целить в голову.
  • * Катание со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших).
  • * Несовершенство рукотворных горок (падение с верхней стартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).
  • * Катание с гор на санках, с природных холмов, с трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.
  • * Катание на лыжах с гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимо учить детей технике катания, безопасного падения.
  • * Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!
  • * Обморожения (открытые части тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую картину детского травматизма можно проиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги около 6000 детей, 25 из них - погибают (Москва по населению составляют приблизительно 1/17 часть России).

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

  • 1. "Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.
  • 2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.
  • 3. Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники - бензин в костер, курение возле канистры с бензином).
  • 4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных "экспериментаторов").
  • 5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).
  • 6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная:

  • 1. Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).
  • 2. Катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).
  • 3. Качели "тарзанка".
  • 4. Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!
  • 5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.
  • 6. Неисправная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).
  • 7. Травмы "неосознанного садизма":
    • а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);
    • б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);
    • в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);
    • г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (может привести к повреждению сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи избиения старшими младших детей.

Таким образом, анализ травм этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

  • 9. Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.
  • 10. Уроки физической культуры в спортзале (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

11. Травма моды (роликовые коньки и другие "экстремальные" виды спорта). Профилактика - защитные атрибуты, отдельные от городского транспорта трассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

VI группа включает укусы животных.

Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна группа инфекционных заболеваний. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в нашей стране увеличилось число собак с больной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации:

  • а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки);
  • б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);
  • в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка.

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

детский травматизм недисциплинированность несчастный

Для того, чтобы показать, каким образом первичные и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам:

обучение и выработка соответствующих навыков;

пропаганда использования средств безопасности;

оказание поддержки путем домашних посещений;

коррекция условий окружающей среды;

повышение безопасности предметов потребления;

законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Заключение

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма:

  • 1) бытовой;
  • 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
  • 3) школьный;
  • 4) спортивный;
  • 5) прочий.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;

2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся .

Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется директором школы. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.

Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий.

Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха.

Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.

Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.

Детский травматизм в школе

Школьный травматизм

Давайте будем предельно точны и под термином «школьный травматизм» станем рассматривать только те случаи, которые происходят с ребенком, перешагнувшим порог школы. На школьную травму приходится около 5% детского травматизма. Мы не включаем сюда повреждения, происшедшие на уроках физкультуры, относя их к спортивной травме. Происшествия чаще всего случаются на переменах. Из уроков наиболее «опасны» (после физкультуры) занятия трудом, физикой и химией. Любопытно, что ребята, помогающие родителям дома по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, поэтому у них реже бывают травмы. Имеются в виду ушибы молотком, ссадины и порезы стамеской, напильником. Более серьезные варианты — взрыв колб с химикалиями, электротравмы во время опытов. Иногда виной несчастного случая бывает неисправная аппаратура, электропроводка, инструментарий. Но, повторяю, это случается очень редко.

П еремена: травматическая эпидемия

Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку.

Как ведут себя дети на переменах? Наиболее спокойны девочки. Солидно держат себя старшеклассники: они уже тренированы долгими годами школьной жизни. А малышей разве остановишь?

Им необходимо движение. Если дежурные не дают побегать по коридору, ребята без всякой нужды стремятся десятки раз подняться и спуститься по лестнице.

Какие же происшествия случаются на перемене!

Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

Зина, 12 лет, шла по лестнице. Мальчик толкнул ее в спину. Диагноз: «Перелом обеих костей левой голени», пролежала 6 дней. В школу смогла пойти спустя 2 месяца.

Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

Перечисленные случаи — это в основном результат шалостей, недисциплинированности или хулиганства ребят. В связи с этим хочется еще раз напомнить о воспитании в семье.

Правильно воспитанному ребенку гораздо легче привыкнуть к школьной обстановке и подчиниться всем школьным правилам и дисциплине.

Безопасность ребенка в школе

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

    Безнаказанность (физическая и социальная) - отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

    Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск - благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

    Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

    Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

    Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

    Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

    Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

    Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

    Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

    первичный;

    повторный;

    внеплановый;

Вводный инструктаж – самый первый. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа - ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа - напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    при введении в действие новых правил;

    при изменении технологического процесса;

    при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

    Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

    Перед работой проверь исправность инструментов.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

    Следи за движением лезвий во время работы.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперед.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

    Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

    Храни иглу всегда в игольнице.

    Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

    Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

    Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

    Не втыкай иглу в одежду.

    До и после работы проверь количество игл.

    Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

    Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

    Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

    Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

    После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

    Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

    Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

    Сними рабочую одежду.

    Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

    Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

    К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

    Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

    Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

    На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

    После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

    Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

    Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

    При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.


^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза – очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.