Что такое психология коротко. Психология

Любая наука имеет в своей основе некоторый житейский, эмпирический опыт людей, но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть выдающиеся житейские психологи, но и обычный человек имеет определенные психологические знания. Поэтому выделяют пять отличий житейских и научных знаний.

1) Житейские психологические знания, конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам. Они характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Следует отметить одну особенность научных психологических знаний: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2)Житейские психологические знания носят интуитивный характер.

Это связано с особым способом их получения - они приобретаются путем практического опыты.

3)Способы передачи знаний и сама возможность их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно связано с особенность житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

4)Методы получения знаний житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и анализируется, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Таким образом, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, во-вторых, извлекает из него свои задачи, наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Длительным и противоречивым было становление психологии как науки о процессах, функциях и механизмах психики. Наиболее ранняя естественнонаучная модель психики принадлежит И.М. Сеченову (1829-1905). Он выделил три звена:

1) Начальное звено - внешнее раздражение и его преобразование органами чувств в процесс нервного возбуждения передаваемого в мозг.

2)Среднее звено - процессы возбуждения и торможения в мозгу и возникновение на их основе ощущений.

3) Конечное звено - внешние движения.

Таким образом, по Сеченову действия и поступки обусловлены внешними воздействиями: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три группы психических явлений:

1) психические процессы.

2)психические состояния.

3)психические свойства.

Психический процесс - течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда - непрерывность психической деятельности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности личности.

Следует остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии, потому что вопросы психологии длительное время изучались в рамках философии, и лишь в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии. Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии: проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личности на общество, методологические проблемы психологии. Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются вместе, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь тоже наблюдается взаимоподдержка, но уже на уровне методологии исследования. Так, например, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование. Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологии и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Так же, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило - и онтогенетическое развитие от элементарных, к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и, прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Так же следует отметить, что главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими. Человек является участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. Развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений:

1)Социальная психология - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

2)Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

3)Возрастная психология - изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

4)Детская психология - изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

5)Психология труда - рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

6)Инженерная психология - изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

7)Авиационная, космическая психология - специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

8)Медицинская психология - изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

9)Юридическая психология - изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

10)Военная психология - изучает поведение человека в условиях боевых действий.

11)Психология рекламы - занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт. 12)Психология религии - пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

13)Экологическая психология - занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. 14)Дискуссионной областью является парапсихология, которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, разветвляющий психологию на отдельные отрасли, которые нередко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики.

Основными методами получения фактов в психологии являются:

Наблюдение - древнейший метод познания. Его формой - житейскими наблюдениями - пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид - включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение складывается из процессов:

1)Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?).

2)Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3)Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4)Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5)Обработка и анализ полученной информации (каков результат?).

Наблюдение является составной частью и в двух других методов - беседа и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Они могут быть прогностические и диагностирующие, должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Психология - это наука о психике и поведении человека. Слово "психология" произошло от греческих слов "psyche", означающего дыхание, дух, душа, и "logia", означающего изучение чего-то.

Согласно медицинскому словарю Medilexicon, психология, это "профессия (клиническая психология), научная дисциплина (академическая психология) и наука (исследовательская психология), которые имеют отношение к поведению человека и животных, и к связанным с этим поведением умственным и психологическим процессам".

Хотя психология может включать в себя изучение мозга и поведения животных, в настоящей статье рассматривается исключительно психология людей.

В конце некоторых параграфов приводится введение в новые направления развития, описываемые в новостных историях MNT. Также можно воспользоваться нашими ссылками на информацию об относящихся к вопросу психических состояниях.

Психология - это выражение словами того, чего нельзя ими выразить.

Джон Голсуорси

Факты о психологии

Ниже приводятся ключевые факты-моменты, связанные с психологией.

Более детальная информация приводится в основной части статьи:

  • Психология - это изучение поведения и психики
  • Мы не способны физически видеть умственные процессы, такие как мысли, память, сны и ощущения.
  • Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику.
  • Когнитивная психология изучает внутренние психические процессы, то, как люди думают, воспринимают и общаются.
  • Психология развития изучает, как люди развиваются психологически в течение жизни.
  • Эволюционная психология изучает, как психологические изменения в процессе эволюции повлияли на поведение людей.
  • Судебная психология представляет собой применение психологии к процессу расследования преступлений и к законодательству.
  • Психология здоровья изучает влияние здоровья на поведение, биологию и социализацию.
  • Нейропсихология изучает функционирование мозга по отношение к различному поведению и психологическим процессам.
  • Психология занятости исследует, как люди выполняют работу для того, чтобы развивать и понимать функционирование организаций.
  • Социальная психология изучает влияние на поведение и мысли людей фактического или предполагаемого присутствия других людей.

Психология - наука, изучающая деятельность мозга

Мозг по своей природе весьма сложен и загадочен. Многие удивляются, как психологи вообще могут изучать такой сложный, имеющий абстрактный вид, и очень изощренный объект. Даже если ученые смотрят внутрь мозга, например, при аутопсии или во время хирургической операции, все, что они видят, это серое вещество (собственно мозг). В отличие, например, от шелушения кожи или порока сердца, просто нельзя физически увидеть мысли, познание, эмоции, воспоминания, сны, ощущения и т.п.

Эксперты говорят, что подход, применяемый в психологии, не очень отличается от других наук. Как и в других науках, в психологии разрабатываются эксперименты, которые подкрепляют или опровергают теории и ожидания. Для физика, данные для обработки во время эксперимента могут поступать от атомов, электронов, применения или прекращения нагрева, в то время как для психолога такими источниками данных является поведение человека.

Для психолога поведение человека используется в качестве свидетельства, или, по крайней мере, указания функционирования мозга. Мы не в состоянии наблюдать работу мозга непосредственно; однако фактически она оказывает влияние на все наши действия, чувства и мысли. Именно поэтому поведение человека используется в качестве источника информации для проверки психологических теорий о том, как работает мозг.

На что похожа психология по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология находится на пересечении других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, и даже история. Например, нейропсихология – направление психологии, изучающее, как различные области мозга используются в процессах памяти, в языке, в эмоциях и т. д, - является пересечением биологии и медицины.

Различные направления психологии

Существует множество направлений психологии. Как вы классифицируете их, зависит от того, в какой части мира вы находитесь, и даже от того, в каком университете или институте вы обучались.

Но можно выделить наиболее крупные направления психологии, такие как:

Клиническая психология

Клиническая психология объединяет в себе науку, теорию и практику для того, чтобы понимать, прогнозировать и облегчать неспособность пациента адаптироваться, его нетрудоспособность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, настрою и персональному развитию. Клинические психологи концентрируются на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, социальных и поведенческих аспектах поведения человека в течение его жизни, при изменении культурных, социальных и экономических уровней.

Другими словами, клиническая психология представляет собой научные исследования и применение психологии для понимания, предотвращения и устранения стрессов или нарушений (нетрудоспособность), вызванных психологическими причинами, с целью улучшения здоровья и личного развития пациента.

Основой практики клинической психологии являются психологическая оценка и психотерапия ("что такое психотерапия"). Однако клинические психологи также часто вовлекаются в исследования, обучение, судебную экспертизу и в другие области.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает такие внутренние психические процессы, как решение задач, запоминание, обучение и язык (то, как люди думают, воспринимают, общаются, запоминают и учатся). Эта ветвь психологии близко связана с другими дисциплинами, такими, как нейробиология, философия и лингвистика.

Когнитивная психология фокусируется на том, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Часто говорят, что когнитивная психология представляет собой изучение интеллекта. Практические применения когнитивных исследований могут включать в себя улучшение памяти, улучшение точности принятия решений, или изменение программ обучения для ускорения процесса учебы.

Психология развития

Психология развития представляет собой научное изучение систематических психологических изменений, испытываемых человеком в течение всей его/ее жизни. Это направление психологии часто упоминается, как психология развития человека. Ранее она концентрировалась только на младенцах и маленьких детях, но сегодня также включает изучение подростков и взрослых - всю продолжительность жизни человека.

К психологии развития относятся любые психологические факторы, действующие в течение жизни человека, в том числе такие, как моторные навыки, решение задач, понимание морали, освоение языка, формирование эмоций, личности, самооценки и идентичности.

Психология развития также изучает и сравнивает врожденные психические структуры с тем, которые приобретены в процессе опыта. Например, считается, что младенцы рождаются с LAD (врожденная способность осваивать язык).

Специалист по психологии развития будет интересоваться, как работает LAD в сравнении с развитием младенца и приобретением им опыта, и как взаимосвязаны эти два механизма. Он также будет интересоваться взаимодействием характеристик человека с факторами окружающей среды и тем, как это взаимодействие влияет на развитие.

Психология развития перекрывается с рядом других направлений в психологии, а также и с такими другими дисциплинами, как лингвистика.

Эволюционная психология

Эволюционная психология изучает влияние на поведение человека психологических изменений в процессе эволюции. В то время как биологи говорят о естественном или сексуальном отборе в процессе эволюции, эта ветвь психологии применяет психологический подход к такому отбору. Например, эволюционный психолог считает, что восприятие языка или память являются функциональным продуктом естественного отбора.

Некоторые специалисты в эволюционной психологии высказывают предположение, что освоение языка - это врожденная способность, делающая обучение языку автоматическим процессом, но не связанная с чтением и письмом. Другими словами, они уверены, что наша способность осваивать язык является врожденной, в то время как способность читать и писать является приобретенной (обучение языку осуществляется автоматически, а чтению и письму нас нужно учить). Человек, родившийся в городе, где говорят на французском языке, будет к возрасту 20 лет говорить по-французски. Однако если его не будут специально учить читать, он останется неграмотным - язык достается автоматически, если он существует вокруг вас, а чтение и письмо - нет.

Эволюционный психолог уверен, что психологические особенности человека являются результатом адаптации наших предков к выживанию в повседневной среде.

Судебная психология

Судебная психология применяет принципы психологии для расследований преступлений и для судопроизводства. Это направление практикует психологию, как науку в рамках системы осуждения преступников.

Судебная психология включает в себя понимание уголовного законодательства в соответствующей юрисдикции, чтобы взаимодействовать с судьями, адвокатами и другими специалистами юридической системы.

Судебная психология также изучает способность свидетельствовать в суде, представлять в суде психологические выводы на юридическом языке, и предоставлять данные для юридических профессионалов понятным им образом.

Судебный психолог должен понимать правила, стандарты и философию используемой юридической системы.

Психология здоровья

Психология здоровья еще называется поведенческой медициной или медицинской психологией. Эта ветвь психологии изучает то, как поведение, биология и социальное окружение оказывают влияние на болезни и здоровье. В то время как врач лечит болезнь, специалист по психологии здоровья больше концентрируется на болеющем человеке, выясняя его/ее социальный и экономический статус, предпосылки и поведение, способные влиять на болезнь (например, строгое выполнение медицинских предписаний), а также биологические основания болезни. Целью такого психолога является улучшение общего здоровья пациента при анализе болезни в контексте биопсихологических факторов. "Биопсихологический" здесь обозначает биологические, психологические и социальные аспекты в отличие от строго биомедицинских аспектов заболевания.

Специалисты по психологии здоровья обычно работают вместе с другими профессиональными медиками в клинической среде.

Нейропсихология

Эта ветвь психологии изучает структуру и функции мозга, относящиеся к поведенческим и психологическим процессам. Нейропсихология также применяется в изучении повреждений мозга, а также при записи электрической активности клеток и клеточных групп у высших приматов.

Нейропсихолог использует нейропсихологическую оценку - систематическую оценочную процедуру - чтобы определить степень любых возможных поведенческих проблем после предполагаемых или диагностированных травм мозга у пациента. После установки диагноза, к некоторым пациентам применяется индивидуальный протокол когнитивной коррекции - лечение, помогающее пациенту преодолеть свои когнитивные дефекты.

Психология занятости

Психология занятости - называемая в различных публикациях психологией организации промышленности, психологией I-O, психологией работы, организационной психологией, психологией работы и организации, психологией персонала или оценкой таланта - изучает показатели людей во время работы и обучения. Она развивает понимание функционирования организаций и поведения отдельных людей и групп людей во время работы. Специалист по психологии занятости нацелен на увеличение эффективности, действенности и удовлетворения от работы.

Согласно формулировке Британского Психологического Общества, психология занятости "имеет отношение к показателям людей на работе и во время обучения, к тому, как функционируют организации, и как отдельные люди и небольшие группы ведут себя во время работы. Целью данного направления психологии является увеличение эффективности организации, и улучшение удовлетворения работой отдельного человека".

Социальная психология

Социальная психология использует научные методы для понимания и объяснения того, как чувства, поведение и мысли людей зависят от фактического, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей. Социальный психолог изучает поведение группы, социальное восприятие, невербальное поведение, послушание, агрессию, предубеждения и лидерство. Ключевыми аспектами для понимания социального поведения считаются социальное восприятие и социальные взаимодействия.

Проще говоря, специалист по социальной психологии изучает влияние окружающих людей на поведение человека.

Психология, в общепринятом понимании, крайне простая наука.
Люди, не способные самостоятельно вбить гвоздь или срифмовать пару строчек, ни капли не сомневаются в своей способности понимать и судить других.
В крайних проявлениях это становится смыслом жизни и источником самоутверждения.
Сергей Лукьяненко. Лабиринт отражений

История психологии

В философском контексте психология уже существовала тысячи лет назад в Греции, Египте, Индии, Персии и Китае. Средневековые мусульманские психологи и врачи практиковали клинический и экспериментальный подход к психологии - они были первыми, у кого появились психиатрические больницы.

Биологическая психология была создана Пьером Кабанисом (Франция) в 1802 году. Психолог Кабанис написал известное эссе, названное "Связи физических и моральных аспектов человека" ("Rapports du physique et du moral de l"homme"). Он интерпретировал психику в соответствии со своими предыдущими исследованиями в биологии, считая, что чувствительность и душа составляют часть нервной системы.

Рождением современной психологии можно считать 1879 год. В этом году немецкий врач Вильгельм Вундт основал психологию, как полностью независимое экспериментальное направление исследований. Он открыл в университете Лейпцига первую лабораторию, в которой проводил исключительно психологические исследования. Сегодня Вундт считается отцом психологии.

В 1980 году американский психолог Уильям Джеймс опубликовал работу "Принципы психологии" (Principles of Psychology), которую в течение многих десятилетий обсуждали психологи по всему миру.

Первым психологом, начавшим изучать исключительно память, был Герман Эббингауз (1850-1909) из университета Берлина. Психолог Иван Павлов (1849-1936) сегодня известен даже среди обычных людей благодаря термину "собака Павлова". Он изучал процессы обучения, называемые "классическое обусловливание".

Психоанализ

В настоящее время в психологи появились такие направления, как бихевиоризм, психоаналитическая теория, и теория когнитивного восприятия. Психология стала намного более многоплановой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), (Австрия) разработал психоанализ - метод психотерапии ("Что такое психотерапия?"). Его понимание психики в основном было основано на интерпретации, интроспекции и клинических наблюдениях. Фрейд концентрировался на решение неосознанных конфликтов, психических заболеваний и психопатологии.

Теории Фрейда о сексуальности и подсознательной психике стали известны, вероятно, потому, что сексуальность в те времена была табуированной темой. Основной принцип теории Фрейда заключается в том, что за большинство мыслей и поведение каждого человека, а также за психические расстройства или заболевания отвечает подсознание. Фрейд оказал значительное влияние на психиатра Карла Янга (Швейцария).

Структурализм против функционализма

Е.Б.Титчнер (США), студент Вундта, был ярый сторонником структурализма. Уильям Джейм и Джон Дивей были сильными приверженцами функционализма. Структурализм занимается вопросом "что такое сознание", в то время как функционализм интересуется вопросами "для чего нужно сознание? Какие цели или функции создания составляют основу психического процесса?"

Структуралисты и функционалисты страстно расходятся во мнениях друг с другом. Большинство из них согласны, что явный победитель в их споре никогда не появится - но их дискуссия привела к быстрому распространению психологии в США, а также и в других частях мира. Первую психологическую лабораторию в США открыл Стенли Холл при университете Джона Хопкинса.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Уотсон основал новое движение, изменившее направление внимания психологии. Уотсон был уверен, что и структуралисты и функционалисты слишком сильно отошли от объективной науки. Проще говоря, Уотсон говорил, что психология должна концентрироваться на изучении поведения, так как он был убежден, что поведение представляет собой не результат внутренних психических процессов, а, скорее, является результатом нашей реакции на раздражители окружающей среды.

Бихевиоризм фокусируется на том, как люди обучаются новому поведению в окружающей среде. Это направление стало очень популярным в США, где среди последователей Уотсона можно назвать психолога Б.Ф. Скиммера.

Гуманизм

Некоторые психологи воспринимают бихевиоризм и теорию психоанализа, как излишне механистические. Вместо того чтобы быть жертвой окружающей среды или подсознания, говорят гуманисты, человек внутренне правилен, и только наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении.

Движение гуманистов высоко оценивает наши эмоции, свободную волю и субъективные восприятия ощущений.

Когнитивная теория

Это направление психологии зародилось в 1970-х годах, и считается наиболее современным философским направлением в психологии. Когнитивная перспектива намного объективнее и более вычисляемая, чем перспектива гуманизма. Однако она отличается от в том, что, в основном, концентрируется на психических процессах.

Представители когнитивной теории убеждены, что мы принимаем информацию от нашего окружения через наши чувства и затем психически перерабатываем эти данные, организуя их, манипулируя ими, и связывая их с информацией, которую мы накопили ранее. Когнитивная теория применима к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройством и снам.

Сегодняшний день

Сегодня не существует доминантных направлений, как это было в психологии раньше. Бихевиоризм, теория психоанализа, гуманизм, и когнитивное восприятие - все эти направления сейчас активно разрабатываются психологами. Психология стала намного разнообразнее (отбирая то, что кажется лучшим из каждой доктрины, направления, или философского течения).

Психология — наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Общая психология — фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума.

Путь развития психологической науки был более трудным, чем развитие других наук, например физики или химии. Понять причины этого различия нетрудно. Ведь, как хорошо известно, объекты физики, химии, других естественных наук, так или иначе видимы, осязаемы, материальны. Психология же имеет дело с субстанцией, которая, хотя и постоянно обнаруживает себя, тем не менее выступает как особая реальность высшего уровня и отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью.

Именно это различие, порождая трудности фиксации психологических явлений, и затрудняло с самого начала развитие психологического знания, его превращение в самостоятельную науку, поскольку сам объект его долгое время представлялся неуловимым, таинственным.

История психологического знания насчитывает более 2000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания.

Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология».

Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Па рубеже XX-XXI вв. существенно возросло значение психологии в связи со все большей ее включенностью в различные виды практической деятельности. Возникли такие ее отрасли, как педагогическая, юридическая, военная, управленческая, спортивная психология и т.д. Вместе с тем своеобразие объекта психологической науки породило в ее составе большое число науч- пых школ и теорий, дополняющих друг друга и нередко противоречащих друг другу.

Смысл самого слова «психология» становится понятным, если учесть, что оно состоит из двух греческих терминов:« psyche » — душа, происходящего от имени греческой богини Психеи , и« logos » - слово, понятие, учение, наука.

С момента своего появления психология стала выделяться среди других наук, поскольку она оказалась среди них единственной, которая названа именем богини.

Своим названием психология обязана греческой мифологии. Согласно одному из мифов, бог любви Эрот влюбился в простую крестьянку Психею . отличавшуюся, однако, божественной красотой. Но мать Эрота богиня Афродита была очень недовольна тем, что ее сын. небожитель, захотел соединить свою судьбу с простой смертной. Афродита стала прилагать усилия, чтобы разлучить влюбленных. Она заставила Психею пройти через множество испытаний. Но стремление Психеи соединить свою судьбу с Эротом оказалось столь велико, что это произвело сильное впечатление на богов Олимпа и они решили помочь Психею преодолеть все выпавшие на ее долю испытания и выполнить нее требования Афродиты. А тем временем Эроту удалось убедить верховного Бога — Зевса превратить Психею в богиню, сделать ее такой же бессмертной, как боги. Так влюбленным удаюсь соединиться навеки.

По сути дела, именно эта глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала — материальное и духовное. заключенная в древнем мифе, стала основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как такого свойства высокоорганизованной материи, которое воплощает в себе высший этап универсальной эволюции природы.

Именно эта идея выражена в наиболее распространенном сегодня определении психологической науки:

Психология, есть наука, объектом которой являются закономерности психики как особой, высшей формы жизнедеятельности человека и животных.

Сама же психика сегодня понимается не как нечто таинственное и необъяснимое, а как возникшая в результате длительного процесса самоорганизации природы высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения на основе информации об этом мире.

На уровне человека, выражающего высшую ступень процесса организации, упорядоченности бытия, психика приобретает качественно новый характер в силу того, что биологическая природа человека преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает обширный внутренний план жизнедеятельности — сознание, а человек становится личностью.

Однако и сегодня следует учитывать, что в течение многих веков психика обозначалась термином «душа», которая представлялась как бесплотная сущность, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, сохранившимся до наших дней, зависит не столько от процессов самоорганизации природного бытия, не столько от живого тела, сколько от внеземных, сверхприродных начал, от недоступных нашему понимианию потусторонних сил. Именно такое представление о сущности психического лежит в основе всех современных мировых религий, в том числе и христианства, а также поддерживается и некоторыми направлениями философии и современной психологической науки.

Однако, с точки зрения других психологических учений, психика является высшим продуктом процессов самоорганизации природы и выступает в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным, внешним миром, обеспечивая мощный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но так или иначе основу современной психологии составляют исторически сложившиеся представления о соответствии психического и материального миров, сосуществовании внутреннего и внешнего, душевного и телесного, субъективного и объективного бытия.

Конечно, прежде чем прийти к такому представлению о сущности психического, знание о нем должно было пройти длительный путь развития, включающего в себя ряд этапов. Знакомство с содержанием этих этапов помогает глубже понять психическую реальность и на этой основе сделать сознательный выбор между существующими поныне различными сс трактовками.

Процесс становления психологического знания был длительным и трудным. Эти трудности были не случайны. Они связаны со спецификой психического, которая порождала в прошлом и порождает сегодня немало проблем в развитии психологической науки, в частности объясняет сохранение вплоть до настоящего времени политеоретического характера этой области знания.

Трудности развития психологии связаны со следующими особенностями сферы психического:

Особое местонахождение, локализация объекта психологической науки. Физические носители этого объекта находится не вне, а внутри нас. Причем физические носители психических функций «запрятаны» внутри нас особенно надежно: в черепе, в других наиболее прочных костных структурах нашего скелета.

Эта особо надежная зашита, созданная природой для охраны психики. вместе с тем значительно затрудняет исследование тайн этой сферы.

Специфика психического мира состоит также и в том, что, будучи тесно связанным с материальным, физическим миром, с единым для всего универсума процессом самоорганизации, он вместе с тем по ряду своих свойств противоположен ему. Как уже отмечалось, психика отличается такими свойствами, как бесплотность, нематериальность, невидимость. Конечно, психические свойства иногда выходят наружу, они проявляются в словах, жестах и действиях людей и таким образом отчасти материализуются.

Однако между этими зримыми, материальными проявлениями и самими психическими явлениями всегда остается дистанция, иногда огромного размера. Недаром некоторые знатоки человеческой психики утверждают, что язык нам дан для того, чтобы скрывать свои мысли.

Из указанных особенностей сферы психического вытекает и еще одна, с которой постоянно сталкивались исследователи, - невозможность точной фиксации, физической или химической регистрации психических процессов, происходящих в нервной системе, особенно в мозге, невозможность объективного определения возникающих внутри нас мыслей и чувств. Именно поэтому предпринимавшиеся неоднократно попытки создания так называемого «детектора лжи» или хронографа оказывались неудачными, поскольку неизменно обнаруживалось. что в процессе их экспериментального использования эти приборы фиксируют лишь физиологические процессы (изменения пульса, температуры тела, давления и т.п.), с которыми связаны психические явления, но не сами эти психические явления.

И наконец, еще одна сложность познания психической реальности возникает в связи с невозможностью использования для ее изучения всего комплекса наших познавательных способностей, поскольку психические явления нельзя ни увидеть, ни обонять, ни осязать: их можно воспринять лишь опосредованно, умозрительно, с помощью нашей способности к отвлеченному мышлению, поскольку только эта наша уникальная способность и дает возможность увидеть невидимое.

Все эти особенности психической реальности делали задачу ее исследования особо сложной и привели к тому, что путь развития психологии оказался весьма длительным и противоречивым. Этот путь включал в себя ряд этапов, каждый из которых порождал свою особую форму психологического знания.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению тех или иных собственно психологических проблем, идей и представлений. Для того чтобы разобраться в них. нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Особенно важно уяснить, что психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией , учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека , ориентируются на тот или иной его образ.

В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок той или иной исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний представляет собой, хотя и сложный, противоречивый, но вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и формированием на этой основе новых объяснений его психики.

В этом процессе обычно выделяют три основных исторических этапа, которым соответствуют три формы психологического знания:

  • , или житейская, психология;

Структура психологической науки

Исторический процесс развития каждой науки связан со все более значительной ее дифференциацией, в основе которой лежит процесс расширения объекта данной науки. В результате современные науки, особенно фундаментальные, к числу которых относится и психология. представляют собой сложную многоотраслевую систему. По мере усложнения структуры науки возникает необходимость классификации составляющих ее отраслевых наук. Под классификацией отраслевых наук понимается их систематическое деление, упорядочивание научного знания путем разложения той или иной науки как родового понятия на составляющие ею родовые понятия.

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин.

Разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли и психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

генетическая, дифференциальная и возрастная психология.

Для психически грамотной организации воспитания необходимо знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психологии.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии, или педагогически запущенными детьми.

Объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются: психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик. формирования умственных действий); психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики); психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми: психология учителя).

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, как, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Предмет психологической науки

Само название психологии означает, что психология — это наука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении . Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследования и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерности формирования ощущения и восприятия, выявлены виды памяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении XX в. и западная, и советская психология исходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматривалась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого полхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концепции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предстает образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятельности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Психология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаше всего почти никак не связанных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории, ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий привело к проблеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психически управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусство врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологий?

Одни ученые считают, что психология представляет собой единую науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой особый предмет. Психология как наука занимается изучением факторов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обогащались знания о нем, какими бы терминами ею ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это наука и практика в единстве, а наука и практика в психологии понимаются по-разному. Но это означает, что психологий много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической науки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психологического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследований, ее постулирование, се благоговейное признание, постоянная необходимость соотнесения с самим фактом и целями се существования неизбежно изменят, преобразят формы и суть психологических исследований.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накопленные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глубинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Многие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовности с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми, отстающими в психическом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:

  • психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);
  • психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);
  • психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;
  • психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

Словарь

Трансперсональная психология — направление в психологии XX в., основанное американским психологом С. Грофом и рассматривающее человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, а его сознание как часть мировой информационной сети.

Советская психология — период в развитии отечественной психологии, когда мировоззренческой основой психологических исследований служила марксистско-ленинская философия.

Духовно ориентированная психология — направление в современной отечественной психологии, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающее реальность духовного бытия.

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология - наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов - ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

З адачи психологии в основном сводятся к следующим:

Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

Научиться управлять ими;

Использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния - это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками - биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой - в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1 . Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3.Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

    нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

    стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

- включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

- простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он-предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

    опрос -сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

    тесты - система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века -интеллекта, творческих способностей и пр.;

    изучение продуктов деятельности - количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Последнее обновление: 19/08/2012

Вопрос : Что такое психология?

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами - «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология - это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология - широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология - изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.