Так как ее конечная цель. О конечной цели бытия

Цель задачи для человека, ее решающего, задается в понятийной форме, абстрагирующейся от непосредственного конкретного содержания предъявляемой задачи. Содержание этого понятия состоит в следующем: 1) король черных должен занимать такое положение, когда он не имеет выхода ни на одно близлежащее поле; 2) белые фигуры должны контролировать все поля, непосредственно граничащие с черным королем; 3) белые после некоторого преобразования ситуации должны оказывать угрозу королю черных (шах); 4) фигуры черных, какие бы действия с ними ни производили,не могли бы ликвидировать угрозу королю черных. Совокупность перечисленных характеристик и есть комплекс требований к множеству конечных ситуаций (в данной задаче их 11).

Следует отметить, что для принятия решения субъектом рассматриваются не все формально возможные конечные ситуации, а только часть из них, наиболее вероятные.

Одно из условий, при которых цель должна быть достигнута, также формулируется в понятийной форме: цель достигается" за два хода, включающих три преобразования ситуации (три полухода). При этом первое и третье преобразования представляют собой зависимые от решающего задачу преобразования, второе есть независимое, прогнозируемое за противника.

В рассматриваемом классе задач есть только одно объективно верное (первое) зависимое преобразование ситуации или действие, которое и подготавливает достижение конечной цели, и на каждое прогнозируемое действие за противника с необходимостью существует также только одно объективно верное зависимое преобразование, непосредственно реализующее эту цель (принцип единственности решения в шахматных задачах). Непосредственная цель деятельности субъекта при решении задачи состоит в том, чтобы наши именно такое преобразование ситуации, после которого возможно достижение конечной цели. Является ли это преобразование действительно верным, выясняется, естественно, в ходе осуществления последующих преобразований. Отсюда следует, что понятие «мат» однозначно определяет свойства второго собственного преобразования ситуации, требуется только выявить конкретных носителей этих свойств, свойства же первого (подготовительного) нужно найти, а затем уже выбрать самих носителей.



В процессе исследования условий происходит изменение формы отражения как самой цели, так и условий. Форма приобретает практический конкретный характер: мат черным следует объявить не только в два хода, но и при условии контроля поля сб, например, или при условии контролируемости остальных полей матовой зоны со стороны белых.


поиска решения задачи. Конкретное содержание, или, точнее сказать, степень полноты выявленных условий, определяет эффективность последующего поиска решения задачи. Действительно, в ходе первичного обследования ситуации испытуемым были раскрыты следующие характеристики коня е4: «он контролирует поля матовой зоны с5 и d6»; «перекрывает угрозу королю черных со стороны ферзя g2». Однако испытуемым не была раскрыта еще одна, довольно существенная характеристика этого элемента: «Конь перекрывает действие черной ладьи по отношению к Кр Ь4». Невыяв-ленность данной характеристики послужила причиной рассмотрения ошибочных (неэффективных) действий с этим элементом - перемещение коня на другое поле с целью реализации воздействия ферзем на короля черных. Такое действие является объективно ошибочным, так как осуществление его приводит к угрозе (шаху) королю белых со стороны <Ш4. Только после того как испытуемый раскрыл указанную характеристику коня, рассмотрение действий с ним в этом направлении было прекращено.

В анализе условий наблюдается определенная закономерность, вытекающая из характеристик или параметров конечной цели. Действительно, прежде всего на стадии первичного обследования испытуемый исследовал положение черного короля. Это обследование, как видно, соответствует требованию контроля всех близлежащих к черному королю полей и невозможности выхода его ни на одно поле. С другой стороны, испытуемый не выявлял на данном этапе характеристик элементов, которые бы удовлетворяли таким параметрам конечной ситуации, как осуществление угроз черному королю и возможных защит от них со стороны черных. Другими словами, в исследовательской деятельности, направленной на раскрытие реально сложившихся условий, наблюдается определенная этапность, соответствующая параметрам конечной ситуации. По-видимому, можно сделать вывод о том, что уже на стадии первичного обследования ситуации деятельность регулируется содержанием.конечной цели.

Наконец, в построении исследовательской деятельности необходимо отметить и другой немаловажный факт. Дело все в том, что характеристики элементов, образующих условия задачи по своей значимости (или ценности в аспекте достижения конечной цели), не являются равнозначными. Действительно, такой элемент, например, как конь Ь5, контролирует два поля матовой зоны (d6 и d4), а слон h2 не блокирует ни одного поля из этой зоны - под его угрозой находится сейчас ладья черных, т. е. названный элемент непосредственно не связан с достижением конечной цели.

Анализ экспериментальных материалов показал, что наиболее значимые характеристики элементов с этой точки зрения получают более высокую субъективную оценку испытуемого. В частности, такое положение подтверждается данными эмоциональной активации (из литературных источников известно, что одна из важнейших функций эмоциональной активации состоит в оценке определенных


свойств элементов или действий с ними). Так, спустя пять секунд после рассмотрения характеристик коня Ь5 («он одновременно контролирует поля матовой зоны d6 и d4») на уровне осязания и отражения их в речи возникла кожно-гальваническая реакция (КГР), равная 2,8 ком. Наличие эмоциональной оценки подтверждается также и данными речевого рассуждения («...ага-ага! ...здесь - d4, d6 - занято», т. е. блокируется конем), имеющего явно выраженный эмоциональный оттенок.

Ярко выраженную субъективную оценку получают и такие характеристики элементов, которые представляют собой определенное преобразование ситуации. Так, одно из значений черного короля «он может занять поле сб») в данной ситуации в аспекте достижения конечной цели, как видно из позиции (см. рис. 13), более значимо, нежели другие значения этого же элемента. Оказалось, что именно указанное здесь значение было эмоционально оценено (реакция, равная 2,7 ком, возникла спустя 1,5 секунды после отражения его в речи, чему предшествовало рассмотрение этой характеристики на уровне осязательной активности), в то время как ни одна из других непосредственных восьми характеристик короля черных не получила эмоциональной оценки.

Подобную картину мы наблюдали и в отношении характеристики черной ладьи («она может взять коня е4 и объявить шах королю белых»). Отсюда следует, что наиболее значимые в аспекте достижения цели характеристики элементов, выявляемые в процессе исследовательской деятельности, получают и более высокую субъективную оценку испытуемого. Значимость таких свойств элементов и соответствующая их оценка, как будет видно несколько позднее, не является случайной, напротив, играет большую роль в последующем поиске решения задачи.

Характерной особенностью деятельности на описываемой стадии является выявление таких значений элементов, которые не связаны с определенными преобразованиями ситуации (угрозы королю черных, защита последнего «своими фигурами»), т. е. в деятельности фактически отсутствуют элементы планирования «собственных» действий и действий, прогнозируемых за противника. В тех же случаях, когда все-таки такие действия рассматриваются (например, прогнозировались действия за противника: «Король может уйти на поле сб и ладья f4 может взять коня белых и объявить шах королю Ь4»), они, как оказалось, имеют довольно большое значение в организации дальнейшего поиска решения задачи. Наконец, самый процесс формирования конечной цели не заканчивается на стадии первичного обследования ситуации, а продолжается и на других стадиях, хотя обладает специфическими особенностями. Вместе с тем этот процесс на протяжении всего поиска решения протекает на двух соподчиненных уровнях: невербализованном и вербализованном. В нашем случае невербализованный уровень характеризуется данными осязательной и эмоциональной активности (непосредственно регистрируемой кожно-гальванической реак-


цией); вербализованный уровень описывается данными речевого рассуждения и также эмоциональной активностью (интонационная сторона речи, эмоциональная насыщенность ее, наличие междометий, восклицаний и др.).

Анализ литературных и данных настоящего исследования показывает различную роль этих уровней в построении деятельности по решению задач. Так, уже первичное обследование ситуации протекает в основном на осязательном уровне (на этом уровне было установлено 22 взаимодействия между элементами, тогда как в речи было отражено только 9 из них; обратного соотношения не наблюдалось; причем, эмоционально окрашено оказалось два взаимодействия, рассмотренных как на уровне осязательной активности, так и в речи). Однако осязательный поиск строится, как было показано, в соответствии с некоторыми параметрами конечной ситуации, вытекающими из поставленной цели, т. е. имеет место речевая регуляция протекания осязательного поиска. Характеристики элементов, установленные на невербализованном уровне, отраженные в речи и получившие эмоциональную оценку, как оказалось, также выступают в качестве регуляторов дальнейшего поиска решения задачи.

В связи с изложенным подвергнем анализу дальнейший процесс формирования конечной цели, осуществляющийся уже на других этапах поиска решения, этапах формирования конкретных попыток решения задачи, нахождения решения и его доказательства.

Специфика формирования одной из конечных ситуаций на стадии рассмотрения конкретных попыток решения состоит в том, что поиск, в отличие от первичного обследования, строится в соответствии с теми параметрами конечной ситуации, которые не учитывались прежде, а именно: организация конкретных угроз черному королю и прогнозирование возможных ответных действий за противника, имеющих своей целью защиту названного элемента от давления белых. Рассмотрение таких действий предполагает уже соответствующие преобразования исходной ситуации, причем эти преобразования осуществлялись во всех четырех попытках.

Необходимо сразу же заметить, что каждое рассматриваемое субъектом действие с элементом преобразует исходную ситуацию таким образом, что исследуется одна из конкретных сторон или свойств конечной ситуации, центральным элементом которой является король черных. Например, в исходной одной из характеристик ситуации является защита короля черных пешкой f5 от ладьи h5: пешка перекрывает действие ладьи по отношению к королю (эта характеристика данного элемента не была рассмотрена при первичном обследовании ситуации.) Подобного рода характеристики конечной ситуации (в нашем случае - «король защищен от воздействия ладьи белой пешкой») мы будем рассматривать в качестве опосредованных, поскольку они опосредуются конкретными элементами (здесь - пешкой f5). Эти характеристики выявляются и могут выявляться только при условии определенного преобразования ситуации. Действительно, испытуемым в первой попыт-


ке рассматривается действие с пешкой f5 (перемещение ее на поле f6), в результате чего король черных оказывается под воздействием ладьи h5. Таким действием исследуется, как видно, конкретная характеристика короля черных - оказаться под воздействием определенного элемента (взаимодействие: f5 - Kpd5 - f5 - ЛЬ5), в результате чего данная характеристика из опосредованной превращается в непосредственную. Или другой пример. Во второй попытке испытуемый рассматривает действие с пешкой с2 (перемещение ее на поле с4), где также исследуется одно из свойств конечной ситуации (король черных оказывается под угрозой - шах - пешки с поля с4 - взаимодействие: с2 - с4 - Kpd5) *. Здесь также имеет место превращение опосредованной характеристики в непосредственную. Указанная характеристика конечной ситуации опосредуется полем с4, которое наравне с фигурами рассматривается нами в качестве элемента ситуации, обладающего определенными значениями.

Формирование конечной ситуации осуществляется не только путем зависимых, определяемых субъектом преобразований ситуации, но и в результате действий, прогнозируемых за противника. Так, в приведенных выше двух случаях исследовалась одна и та же характеристика - возможность ухода короля на поле сб. Точнее сказать, оказывалась значимой характеристикой одна и та же в результате исследования нескольких значений этого центрального элемента, поскольку прогнозировались и другие действия за противника (а не только указанное), такие, например, как невозможность ухода короля на соседние поля еб, d6, e4, так как они контролируются фигурами белых.

Исследуемые в ходе преобразований ситуации объективные значения элементов выявляют соответствие или несоответствие преобразуемой каждый раз ситуации параметрам конечной ситуации. В приведенных случаях оказывалось, что получаемые ситуации не соответствуют одному из них, а именно: не удовлетворялось требование контроля полей матовой зоны. Факт несовпадения характеристик преобразованной ситуации с требуемыми характеристиками для конечной ситуации выступает в качестве механизма регуляции дальнейшего процесса формирования последней; прежде всего прекращается поиск в рассмотренных направлениях и вместе с тем определяется такое направление формирования действий, которое бы ликвидировало ранее выявленное несовпадение. В этом, по-видимому, и проявляется регулирующая функция конечной цели на стадии формирования конкретных попыток решения задачи.

Анализируемые испытуемым действия с элементами не являются одинаковыми по значимости; некоторые из них получают более

1 Профессиональные или более высокого уровня, чем наш испытуемый (1. разряда), шахматисты могут указать нам на «незаконность» действий испытуемого по рассмотрению ходов f5 - f6 и с2 - с4, поскольку каждый из них ведет непосредственно к шаху, что квалифицируется некорректным при решении шахматных задач, и он должен был бы отказаться от них как неэффективных. Однако необходимость в рассмотрении этих действий, как мы увидим позднее, вытекала из определенной цели.


Рис. 14. Возникновение эмоциональной актиьацин в ходе развития смысла элемента nf5

высокую субъективную оценку. Возвращаясь к ранее выделенным действиям, можно отметить следующее: те действия, которые по своему значению оказываются сопряженными с характеристиками конечной ситуации, вербализуются и эмоционально окрашиваются. Прежде было показано, что действие с пешкой f5 реализует одно из требований (угроза королю) указанной ситуации; именно оно (из всех выделенных значений этого элемента - пешка защищается ладьей; сама поддерживает пешку g6; может быть взятой ладьей f4) оказалось вербализованным и эмоционально окрашенным (рис. 14). Более того, такие сопряженные действия с элементами фиксируются в структуре деятельности и используются, как будет показано, в ситуациях, требующих именно выполнения этих действий.

Таким образом, характерной особенностью деятельности по формированию конечной ситуации на данном этапе поиска решения задачи является рассмотрение действий, преобразующих ситуацию. При этом всякий раз характеристики ситуации, складывающейся в результате такого преобразования, сличаются с требуемыми параметрами конечной ситуации, на основании чего и устанавливается степень соответствия преобразованной и конечной ситуации, причем до момента нахождения решения задачи всегда фиксируется определенное несоответствие, выражающееся в конкретных характеристиках отдельного элемента ситуации (неконтролируемость поля сб, например). Как показал анализ экспериментальных данных, подобного рода характеристики (или свойства ситуации) особым образом оцениваются субъектом и на этапе доказательства найденного решения подвергаются первоочередной проверке. Наконец, следует отметить и другой немаловажный факт, касающийся организации поиска по формированию конечной ситуации.

Дело в том, что процесс формирования ее на стадии рассмотрения попыток решения оказывается достаточно несистематичным:


исследуются не все возможные в предъявленной задаче действия, действительно необходимые для окончательного образования конечной ситуации и вытекающие из совокупности ее параметров, а только часть из них. Так, на этой стадии в различных комбинациях из числа объективно необходимых было проанализировано фактически три определяемых испытуемым действия с элементами и четыре действия, прогнозируемых за противника, тогда как на стадии доказательства найденного решения число тех и других увеличилось, причем три зависимых преобразования и одно прогнозируемое не рассматривались субъектом, по-видимому, по причине их несущественности или по причине неосуществимости в конечной ситуации.

Отсюда вытекает следующее: на стадии формирования попыток решения задачи, с одной стороны, рассматриваются излишние по отношению к конечной ситуации действия - они не входят в ее содержание; с другой стороны, эта ситуация не является еще сформированной полностью, поскольку не анализируется часть действий с элементами, действительно входящих в нее. Полностью сформированной конечная ситуация оказывается только на последней стадии решения задачи (доказательства найденного решения). Процесс формирования конечной ситуации здесь отличается прежде всего систематичностью в рассмотрении действий с элементами.

Непосредственным результатом первых трех попыток являлся уход черного короля на поле сб, так как предпринимавшиеся испытуемым действия по решению задачи не соответствовали одной из характеристик конечной ситуации - контроль полей матовой зоны. В этой связи испытуемым предпринимается действие, сразу же направленное на контроль указанного поля,- рассматривается ход ладьей е8 на поле с8, что и приводит к нахождению в четвертой попытке решения задачи. На стадии доказательства найденного решения испытуемым прогнозируется ряд действий за противника, которые хотя и изменяют каждый раз особым образом ситуацию, однако всегда находятся действия (за белых), приводящие к решению, они как бы вытекают из сущности прогнозируемых. (Ведь и объективно на прогнозируемое действие в ситуации найденного решения имеется только одно действие с элементом, непосредственно реализующее цель, т. е. прогнозируемое и ответное действие однозначно связаны). При этом используются действия, получившие прежде наиболее высокую субъективную оценку.

В результате таких преобразований возникают каждый раз новые ситуации, отличающиеся друг от друга характеристиками или свойствами, определяемыми конкретным действием. Вместе с тем, несмотря на их различия, все они удовлетворяют параметрам конечной ситуации.

Установление всякий раз соответствия получаемых ситуаций с требуемыми характеристиками конечной, как показал анализ экспериментальных данных, эмоционально окрашивается. При этом эмоциональная оценка имеет место независимо от того, окрашивались ранее эмоционально используемые здесь действия или нет.


Рис. 15. Возникновение эмоциональной активации в ходе изменения операционального смысла элемента ЛИ

Так, уже было показано,что ранее действия с пешками f5 и с2 эмоционально оценивались. При использовании действий с этими же элементами на стадии доказательства также возникает эмоциональная реакция, не превышающая прежней величины. Однако в тех случаях, когда испытуемым рассматриваются новые действия, необходимые для доказательства решения, эмоциональная реакция по абсолютной величине резко возрастает: зарегистрировано падение сопротивления кожи на 9 ком (рис. 15). Развитие смысла черной ладьи изменяет соответственно и сформированное субъектом содержание конечной ситуации. Действительно, если ранее, по мнению испытуемого, в конечной ситуации была возможна защита короля от действий ферзя, то в результате исследования значений ладьи эта характеристика конечной ситуации снимается. Конечная ситуация теперь включает в том числе и такие характеристики, как контроль поля еб путем перемещения коня е4 на с5, объявление мата ферзем g2. Необходимо отметить, что в факте возникновения довольно значительной по величине эмоциональной активации отражается процесс изменения содержания конечной ситуации. На всем протяжении поиска решения задачи объективное значение конечной ситуации (или требования к ней, вытекающие из


Поставленной цели,- объявление мата черному королю в Два хода) не изменяется; в ходе исследования свойств элементов и на основании развития их операциональных смыслов меняется для субъекта, как следует из анализа, смысл этой конечной ситуации.

Страница 3

Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически. Это бывает, когда, например, человек включен в коллективную деятельность. Выполняя какую-то часть общего дела, он при этом мысленно прослеживает весь процесс до конца, вплоть до завершающего результата. Даже в том случае, когда некоторые звенья этого процесса ускользают от внимания, все равно в поле зрения оказывается результат общего дела, или, по крайней мере, та его часть, на которую человек претендует заранее.

К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Так, доказательство леммы в математике составляет, несомненно, цель действия; но это еще не конечная, а промежуточная цель; конечную цель образует доказательство теоремы, ради которой лемма доказывалась. Еще примеры: художник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель; парашютист, готовясь к прыжку, тщательно укладывает парашют, в ходе чего достигает ряд промежуточных целей, в то время как его конечная цель это сам прыжок и т.п.

Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в последнюю очередь - те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Искусство построения деятельности и определяется во многом способностью человека в мысли идти от конечных к первоочередным целям, а в действии - в противоположном направлении: от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным.

Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. Особую психологическую проблему образует рождение новой цели, начинающей ряд промежуточных. Такие цели называют “надситуативными”, возвышающимися над исходными требованиями ситуации. Предлагая испытуемому ряд однотипных задач, можно видеть, как некоторые участники эксперимента, вместо того чтобы каждый раз снова решать задачу, пытаются найти общий принцип решения, образуя новую цель. Выдвижение новой цели, однако, еще не означает, что формируется новая мотивация деятельности. Речь идет лишь о расширении или углублении целевой перспективы активности при сохранении общей ее направленности.

Ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть воплощены в ее результате, если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятельность.

Инструментальная основа активности Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, - все это примеры в широком смысле инструментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете, все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.

Едва ли можно переоценить важность процесса овладения средствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие “инструментария” отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации - превращением индивида как природного существа в существо социальное. Как бы ни относиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности немыслимо вне овладения человеком социально выработанными средствами осуществления деятельности.

При использовании тех или иных инструментов человек продуманно или автоматически опирается на имеющиеся у него представления о том, как действовать с ними, применять их. Каждое такое представление может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой активности. Другим именем для обозначения инструментальной основы активности является часто используемое в последнее время слово “компетентность”; а это понятие, в свою очередь, в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как знания, умения, навыки.

Существует древняя притча: два человека на лошадях одолевают крутой подъём. Лошади устали, измучились и едва передвигают ноги. Наконец, на середине подъёма они останавливаются и уже не могут идти дальше. Одни из всадников, не долго думая, всадил своей лошади в бока шпоры. Животное рванулось вперёд и упало на колени. Второй всадник спешился и приподнял своей лошади голову, чтобы она увидела конец пути. Животное, которое до этого смотрело только на пыль и камни под ногами, увидело чистое небо и лужайку с сочной травой на вершине холма. Эта картина придала лошади силы, и она одолела подъём.

Данная притча в упрощённой и наглядной форме показывает, что преодолеть любые жизненные препятствия можно, лишь имея перед собой конкретную конечную цель . При этом нельзя уподобляться Буриданову ослу. Бедняга умер от голода, так как не мог решить, какой из двух стогов сена ему есть.

Рис. Конечная цель - а у Вас она есть?

Очень часто люди точно так же не могут выбрать что-то одно и мечутся между «кормушками». Человек любит пирожные и в то же время мечтает похудеть. Эти две установки никак не согласуются друг с другом. Если всё время есть пирожные, то о стройности и речи быть не может. Но худеть - это, значит, отказаться от любимого лакомства. Чтобы разрешить подобную ситуацию, нужно поменять одну из установок. Например, полностью отказаться от пирожных. Но чтобы такое желание сработало, необходимо иметь конечную цель. Это . Вот тогда всё должно получиться.

Чёткая и ясная цель необходима во всех областях жизни. Нужно сдать экзамен, а потом забыть материал. Или необходимо запомнить этот материал надолго, так как он пригодится в дальнейшей жизни. В каждом из этих случаев тактика обучения будет иметь характерные отличия.

Если важна лишь сдача и хорошая оценка, то во время подготовки к экзамену можно наметить лишь основные смысловые связи. При этом совсем необязательно утруждать себя мелкими фактами и деталями. Главное иметь лишь общее представление о предмете.

А вот когда сдаваемый материал будет необходим, то, соответственно, весь процесс подготовки станет уже другим. Придётся скрупулёзно вникать в каждую деталь, выяснять все нюансы и мелочи. Ведь только в этом случае можно приобрести полные и глубокие знания.

Если конечная цель далека, но сформирована вполне конкретно, то вся деятельность должна подчиняться ей. В этом случае поступки и побуждения будут осмысленными и логически выверенными. А вот жизнь без цели порождает абсолютно бесполезное существование. Человек «катится» по жизни, как перекати-поле. Месяцы, годы, десятилетия уходят в никуда.

Увы, таких людей очень много. Они живут по принципу, что кривая вывезет. Но очень часто она вывозит не туда, куда надо. Можно вообще оказаться у «разбитого корыта». Но происходит это, как правило, по прошествию многих лет. Поэтому исправить уже ничего нельзя. Упущенные годы вернуть невозможно, и остаётся лишь сожалеть о бесцельно прожитой жизни.

Чтобы такого не случилось, необходимо иметь перед собой какую-то цель. Её достижение всегда подводит итог прожитым годам. Целей может быть несколько, а следовать они должны друг за другом. Но каждая достигнутая обязана прокладывать дорогу к следующей. Только такое целеустремлённое существование способно принести .

Можно многого добиться в жизни, достигая намеченных целей. Тут главное не сворачивать с избранного пути и не сомневаться в благоприятном конце. Людей, живущих по такому принципу, не так уж и мало. В большинстве случаев они не становятся великими. Но рядом с ними даже мнительные и нервные люди успокаиваются и начинают . Происходит это потому, что от целеустремлённых личностей исходит особая аура, дающая не только им, но и окружающим.

Русский

Испанский

Арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод "конечная цель, а" на испанский

Другие переводы

Расширение компетентности само по себе должно рассматриваться не как конечная цель, а как инструмент управления и организации развития карьеры.

Un fin en sí mismo, sino como un instrumento de gestión y de promoción de las perspectivas de carrera.">

Очевидно, что Механизм еще не выполнил поставленную перед ним задачу в полном объеме: не только не завершены расследования, но и деятельность по наблюдению и сдерживанию не может быть прекращена до тех пор, пока не будет достигнута конечная цель, а именно мир в Анголе.

Es obvio que la tarea no ha concluido, ya que no sólo hay investigaciones pendientes sino que no es posible interrumpir la vigilancia y la disuasión hasta que se haya logrado el objetivo final del Consejo de Seguridad, que es la paz en Angola.

El objetivo final del Consejo de Seguridad, que es la paz en Angola.">

В этой связи избирательные процессы все чаще рассматриваются не как конечная цель, а как переход к миростроительству и устойчивому развитию.

A ese respecto, los procesos electorales están cada vez más afianzados no como un fin en sí mismo sino como un puente hacia la consolidación de la paz y el desarrollo sostenible.

Afianzados no como un fin en sí mismo sino como un puente hacia la consolidación de la paz y el desarrollo sostenible.">

Предложить пример

Другие результаты

Она предостерегает от того, чтобы временные специальные меры не рассматривались в качестве конечной цели, а служили устранению прошлой дискриминации.

Advierte que las medidas especiales de carácter temporal no están concebidas como una meta en sí mismas, sino para corregir los casos de discriminación en el pasado.

Meta en sí mismas, sino para corregir los casos de discriminación en el pasado.">

Многие участники призвали сделать акцент не на транспарентности или конфиденциальности как конечной цели, а на эффективности работы Совета.

El objetivo más importante, por encima de la transparencia o la confidencialidad.">

Этот гибкий подход оказался исключительно ценным для достижения конечной цели, а именно запрещения или ограничения применения конкретных видов оружия.

Esta interpretación flexible ha resultado muy valiosa para lograr el objetivo último perseguido : la prohibición o restricción del uso de un arma específica.

El objetivo último perseguido: la prohibición o restricción del uso de un arma específica.">

А до достижения этой конечной цели, а именно полного искоренения ядерного оружия, государства, не обладающие ядерным оружием, все-таки нуждаются в юридически обязывающих международных гарантиях.

Hasta tanto se logre este objetivo final, es decir , la erradicación completa de las armas nucleares, los Estados que no poseen armas nucleares necesitan garantías jurídicamente vinculantes en el plano internacional.">

Начнется подготовка к достижению конечной цели, а именно полностью электронной обработки документов на всех официальных языках, но это процесс, рассчитанный на гораздо более длительную перспективу.

Comenzarán los preparativos para alcanzar el objetivo final, esto es, el procesamiento plenamente electrónico de los documentos en todos los idiomas oficiales, que es un proceso a mucho más largo plazo.

El objetivo final, esto es, el procesamiento plenamente electrónico de los documentos en todos los idiomas oficiales, que es un proceso a mucho más largo plazo.">

Для всего полета должен быть установлен только один режим, предусматривающий четко определенные последствия и учитывающий назначение объекта и его конечную цель, а не то, через какое физическое пространство он перемещается.

No debiese establecerse durante todo el vuelo sólo un régimen con las consecuencias bien determinadas tomando en cuenta el fin del objeto y destino final del mismo, en vez de tomar como punto de análisis el espacio físico que transita.

Fin del objeto y destino final del mismo, en vez de tomar como punto de análisis el espacio físico que transita.">

Наша делегация разделяет абсолютно каждое беспокойство Генерального секретаря за безопасность сотрудников Организации Объединенных Наций как за одно из средств достижения нашей конечной цели, а именно - защиты гражданского населения в зонах конфликтов.

Mi delegación comparte todas y cada una de las preocupaciones del Secretario General sobre la seguridad del personal de las Naciones Unidas en cuanto vehículo para el ulterior fin de proteger a la población civil en zonas o áreas de conflicto.

El ulterior fin de proteger a la población civil en zonas o áreas de conflicto.">

Всякая попытка сделать это может поставить под угрозу конечную цель, а это повлекло бы за собой тяжкую ответственность в глазах международной общественности.

Toda tentativa en este sentido corre el riesgo de hacer fracasar el objetivo final y, por consiguiente, entrañaría una grave responsabilidad frente a la opinión internacional.

Fracasar el objetivo final y, por consiguiente, entrañaría una grave responsabilidad frente a la opinión internacional.">

Необходимость решения этой неотложной проблемы не означает, что мы должны отказаться от наших принципов или забыть о конечной цели, а , скорее, требует принятия рациональных мер и осознания того, что будет своевременным и уместным с политической точки зрения.

Objetivos de proliferación que la comunidad internacional conoce, a estas alturas, perfectamente bien.">

В настоящее время мы сосредоточиваемся, скорее, на конечных целях, а не на средствах их достижения, что подчеркивается в докладе Проекта тысячелетия.

Nos centramos ahora en los fines y no en los medios, como se destacó en el informe del Proyecto del Milenio.

Los fines y no en los medios, como se destacó en el informe del Proyecto del Milenio.">

Протокол основывается на тех же принципах, что и Конвенция, и преследует указанную в ней конечную цель, а также предусматривает аналогичный порядок группирования и классификации стран.

El Protocolo se basa en los mismos principios que la Convención y comparte con ésta su objetivo final, así como la forma de agrupar y clasificar los países.

Su objetivo final, así como la forma de agrupar y clasificar los países.">

В качестве дополнительной рекомендации правительству Ливана предлагается в безотлагательном порядке принять меры по разработке стратегического плана, который должен включать конкретные задачи и конечные цели, а также пути и средства их достижения.

Como recomendación complementaria, se sugiere que el Gobierno del Líbano impulse sin demora la formulación de un plan estratégico que incluya el propósito final y los objetivos que persigue y los medios para alcanzarlos.

Final y los objetivos que persigue y los medios para alcanzarlos.">

Поэтому мы поддерживаем мнение о том, что следует предпринять параллельные шаги по достижению конечной цели, а именно ликвидации ядерного оружия, за счет, например, таких мер, как воссоздание специального комитета по предотвращению гонки вооружений в открытом космосе.

Así pues apoyamos la opinión de que deberían adoptarse medidas paralelas para lograr esta meta definitiva, a saber, la eliminación de las armas nucleares, por ejemplo volviendo a establecer el Comité ad hoc sobre la prevención de la carrera de armamentos en el espacio ultraterrestre.

Esta meta definitiva, a saber, la eliminación de las armas nucleares, por ejemplo volviendo a establecer el Comité ad hoc sobre la prevención de la carrera de armamentos en el espacio ultraterrestre.">

Во-вторых, хотя рынок и является наиболее эффективным механизмом распределения ресурсов в условиях глобализации экономики, не следует забывать ее конечную цель, а именно защиту наиболее уязвимых членов общества.

En segundo lugar, pese a que el mercado es el mecanismo más eficaz para la asignación de recursos en un entorno económico globalizado, no se debe olvidar el objetivo final, que es la protección de los miembros más vulnerables de la sociedad.

Возможно неприемлемое содержание

Показать

Примеры предназначены только для помощи в переводе искомых слов и выражений в различных контекстах. Мы не выбираем и не утверждаем примеры, и они могут содержать неприемлемые слова или идеи. Пожалуйста, сообщайте нам о примерах, которые, на Ваш взгляд, необходимо исправить или удалить. Грубые или разговорные переводы обычно отмечены красным или оранжевым цветом.

Больше примеров

Результатов: 689833 . Точных совпадений: 4 . Затраченное время: 978 мс

    Проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной … Философская энциклопедия

    Цель - Цель ♦ But То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… … Философский словарь Спонвиля

    Конечная Причина - Конечная Причина ♦ Finale, Cause Причина – это ответ на вопрос: «Почему?» Конечная причина предполагает ответ на этот же вопрос, но с указанием цели, поэтому конечную причину называют также конечной целью. Например, как поясняет Аристотель,… … Философский словарь Спонвиля

    Толковый словарь Ушакова

    1. ЦЕЛЬ1, цели, род. мн. целей (целей прост.), жен. 1. Предмет, место, в которое стреляют или должны попасть при стрельбе, мишень. Попасть в цель. Бить мимо цели. Бить в цель (срн. бить). Стрельба по закрытым целям. 2. Тоже, что мушка2 (устар.).… … Толковый словарь Ушакова

    Цель ЮП - Конечная цель – общая с целью юридических наук: укрепление законности в государстве и обществе, спобствование построению правового государства. Специальная цель: познание юридико психологической действительности, разработка научно психологической … Энциклопедия современной юридической психологии

    цель - и; ж. см. тж. с целью, в целях, с той целью, чтобы, целевой 1) Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная цель. Движущаяся цель. Выйти на цель … Словарь многих выражений

    И; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… … Энциклопедический словарь

    Один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

    цель - высокая (Писемский); заветная (Надсон); лазурная (Ратгауз); лучезарная (Ратгауз, Надсон); лучистая (Ратгауз); сияющая (Ратгауз); светлая (Майков) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А … Словарь эпитетов

Книги

  • Закон синархии , Шмаков В. , Великий русский философ-эзотерист Владимир Шмаков более известен как автор монументального труда 171;Священная Книга Тота: Великие Арканы Таро 187;. В 171;Законе синархии 187;он… Серия: Издатель: София ,
  • Йога и религия. Сборник цитат из бесед и книг Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы , Ш.С. Бхагаван , Сатья Саи Баба говорит: "Суть, так же как и цель всех религий есть достижение чистоты ума и сердца" . В книге, состоящей их высказываний Саи Бабы, проводится сравнительный анализ основных… Серия: Учение Сатьи Саи Баба Издатель: