О евангелии иуды. «Подлежат перевоспитанию за колючей проволокой»

Дахау - милый баварский городок в 16 километрах к северо-западу от Мюнхена. Дахау - символ и прототип фашистских концлагерей, место страдания и гибели тысяч людей.

Существует легенда, что во время выборов 1933 года почти всё население немецкого города Дахау проголосовало против Гитлера. Придя к власти, фюрер построил здесь концлагерь с учётом розы ветров так, чтобы дым от труб крематория как можно чаще доносил запах сгоревшей плоти в сторону Дахау…

22 марта 1933 г. 77 лет назад в Дахау начал действовать первый концентрационный лагерь в фашистской Германии.

Концентрационный лагерь Дахау был первым, который построили нацисты для «перевоспитания». Он открылся всего через 2 месяца после их прихода к власти в 1933 году.

За время 12-летнего существования лагеря, согласно имеющейся информации, его узниками стали более 200 000 человек со всей Европы. Погибло более 43 000 заключенных. Выжившие узники были освобождены американскими войсками 29 апреля 1945 года. В 1965 году по инициативе и по планам выживших узников при поддержке правительства Баварии был учрежден музей - мемориал Дахау.

Дахау предназначался поначалу для людей, считавшихся по разным причинам «загрязняющими» арийскую расу. Это были политические противники нацистского режима, прежде всего коммунисты, социалисты, оппозиционные режиму священнослужители, а также евреи, цыгане, душевнобольные, проститутки, наркоманы и др. Во время войны Дахау приобрёл зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились медицинские эксперименты над заключёнными.


Административное здание: хозслужбы, пищеблок и т.д.


Один из нескольких сохранившихся бараков для заключенных


Надпись внутри хозблока - “Курить запрещено”


Станок для наказания заключенных


Слева лагерная тюрьма с карцерами и пыточными камерами внутри


За дверцами в коридоре - тюремные камеры

Лагерь, рассчитанный на 6 тыс. человек, был постоянно переполнен, условия содержания в нём стали особенно катастрофическими к концу войны. За время его 12- летнего существования через лагерные ворота прошло не менее 200 тысяч заключённых.


Реконструированная обстановка в бараке. Нары.


Тополиная аллея, посаженная узниками Дахау на месте “главной улицы” лагеря, которая проходила между бараками, снесенными из-за ветхости.


Граница лагеря: ров и проволока под напряжением.


Лагерный крематорий. “Подумайте, как мы умирали здесь”.


Лагерный крематорий


Печи для сжигания трупов.


Дверь в газовую камеру. Надпись - “Душевая”.


Внутри.


Печи


Заключенные концентрационных лагерей должны были носить на одежде нашивки в виде цветных треугольников. У политзаключенных они были красными, у евреев - желтыми, у «уголовников» - зелеными, у «асоциальных элементов» - черные, у цыган - коричневыми, а у гомосексуалистов - розовыми. Могли эти метки быть и комбинированными.

«Подлежат перевоспитанию за колючей проволокой»

77 лет назад пришедшие к власти нацисты создали первый концлагерь - Дахау. От Мюнхена до этого маленького городка всего десять минут на электричке. Живописный баварский ландшафт за окном вдруг сменяется серой звукоизоляционной стеной. На привокзальной площади плакат: «Добро пожаловать в Дахау». Чего больше в этом режущем глаз «Добро пожаловать» - кощунственного недомыслия или стремления заявить о возможности нормально жить рядом с ТАКОЙ памятью? Здесь же приглашение в близлежащий «Макдоналдс» и указатель - «К мемориальному комплексу». Шесть километров по отличному шоссе - и вот ворота первого нацистского концлагеря, открытого как «образцовый» в 1933 году. Узники покинули его в апреле 1945-го.

Школа убийств

Тридцатого января 1933 года Гитлер стал канцлером Германии, а руководимая им националсоциалистическая партия (НСДАП) уже в марте стала крупнейшей фракцией в рейхстаге. После марта 1933 года выборы на многопартийной основе в стране больше не проводились: в течение нескольких месяцев законодательство рейха «избавило» Германию от многопартийной системы. Всеобщая растерянность, слабая Веймарская республика, унизившие Германию версальские законы и, как следствие, тоска по «сильной руке» подарили Германии Гитлера. Многие с оптимизмом наблюдали за устранением безработицы, строительством дорог и подъемом производства. Обескровленная Первой мировой, изнуренная безработицей и инфляцией страна, как казалось многим, воскресала. Большинство приветствовало «оздоровление нации». Роспуск парламента и запрещение партий? Расистский душок? Закрытие оппозиционных газет? Неприятно, конечно, но это лишь временные перегибы при «строительстве нового общества». Еще один шаг - перевоспитание «чуждых элементов» в условиях изоляции. Нация поначалу проглотила и это. А потом было уже поздно: жестокое преследование и систематическое устранение политических противников началось стремительно и безостановочно.

Третьего марта 1933 года, за два дня до выборов в рейхстаг, один из ближайших соратников фюрера Генрих Гиммлер стал главой полиции Мюнхена, родины немецкого национал-социализма. Уже 20 марта на пресс-конференции он сообщил о создании концлагеря Дахау. На следующий день печатный орган НСДАП газета «Фолькишер беобахтер» («Народный обозреватель») сообщила: «В среду поблизости от городка Дахау будет создан первый концлагерь, рассчитанный на 5 тысяч человек. Сюда будут направлены все коммунистические и социалдемократические функционеры и, если будет необходимо, преступники, угрожающие безопасности государства».

Старая фабрика боеприпасов, простаивавшая со времен Первой мировой войны, стала местом для арестованных со всей Германии и «образцовой школой» убийств. 11 апреля 1933 года лагерь был передан из ведения баварской полиции под контроль СС. С этого момента заключенные лишились всех гражданских прав.

Место для стажировки

Барак-приемная: голые оштукатуренные стены, цементный пол, из окон видны «жилые» бараки и площадь для переклички. Сейчас в этом длинном холодном помещении стоят музейные витрины, в которых размещены нехитрые экспонаты: старые семейные фото, пенсне, бумажники, рецепты на лекарства, удостоверения личности, медальоны, расчески. Это последние атрибуты нормальной жизни, последние вещицы, благодаря которым человек сохраняет связь с внешним миром, оставшимся по ту сторону колючей проволоки, связь с домом, с семьей. Это все, что осталось в Дахау от тысяч узников. Под надзором эсэсовцев, который сопровождался обязательными «мерами устрашения» - избиениями и бранью, - изымались личные вещи. Все это в официальном лагерном распорядке дня цинично именовалось «Приветствие СС». В июне того же года комендантом лагеря стал Теодор Эйке, занявшийся «отлаживанием механизма» уничтожения людей - уничтожения морального и физического. Поминутная, детальная регламентация всего лагерного существования должна была лишить узников воли, свести их с ума, действовать сильнее изнурительной работы. Ибо содержались в Дахау изначально только политические противники. Коммунисты, монархисты, социал-демократы, которые до 1933 года боролись друг с другом, в этой мелочной борьбе пропустили главную опасность. И теперь оказались за колючей проволокой.

Стрижка наголо и полосатая лагерная роба, номер вместо имени и фамилии - так арестант переставал быть человеком, он становился двуногим существом, которому надлежало лишь подчиняться командам, затем, дойдя до полного истощения, попасть в газовую камеру. Будни - каторжная работа, голод, усталость и страх… За особые успехи на «экспериментальной площадке» Дахау Эйке уже в 1934-м стал начальником всех концлагерей. Дахау стал образцом и моделью «учреждений перевоспитания», которые должны были внушать ужас населению и принудить инакомыслящих к молчанию. Все эсэсовцы, отправлявшиеся на службу во вновь создаваемые концлагеря, проходили обязательную стажировку в Дахау.

Превращение национал-социализма из человеконенавистнической теории в кровавую практику обкатывалось именно в Дахау.

Опыты «доктора» Шиллинга

Вначале власть объясняла нации, что лагеря создаются для изоляции тех, кто угрожает безопасности государства. Однако вскоре в умы стала активно внедряться «гуманистическая» версия - о перевоспитании в лагерях заблудших. Для подкрепления версии о «перевоспитании» в Дахау, а затем и в другие концлагеря стали доставлять и уголовных преступников. И СС делала «социально близких» начальствующим персоналом над «социально чуждыми».

В течение Второй мировой войны Дахау стал «географической картой»: после аншлюса Австрии здесь появились заключенные австрийцы, после вторжения фашистов в Судеты - судетские немцы, после оккупации Чехословакии - граждане этой страны, затем в Дахау пошли транспорты из Польши и России… Половина людей, загруженных в вагоны для скота, прибывала в Дахау уже трупами.

В Дахау, которому надлежало быть «первым во всем», были впервые - с санкции Гиммлера - разрешены опыты над живыми людьми1. И «подопытными кроликами» стали заключенные. Так называемые эксперименты должны были выявить методы, с помощью которых можно было, например, «повысить выносливость и духовную стойкость» немецких солдат в условиях войны, эффективность излечения «раненых арийских солдат». «Доктор» Клаус Шиллинг начал работу в Дахау в 1942 году, он создал там малярийную лабораторию. Для «изучения возможности эффективной иммунизации» были инфицированы более тысячи узников. Лихорадка лечилась, а процесс заболевания четко фиксировался. Еще были туберкулезные лаборатории, лаборатории сепсиса и флегмоны. Шиллинг продолжал свои опыты до апреля 1945 года, пока Гиммлер не приказал свернуть «производство».

Целью опытов в вакууме или разреженном воздухе было «изучение нагрузок, с которыми могли столкнуться немецкие пилоты на больших высотах или при десантировании при неожиданном падении давления и снижении содержания кислорода». Унтерштурмфюрер СС «доктор» Зигмунд Рашер в письме к Гиммлеру 15 мая 1941-го поставил вопрос об использовании в несущих смерть экспериментах «профессиональных преступников», так как «добровольцев на эти опыты нет». Гиммлер идею одобрил и лично контролировал ход экспериментов. Испытуемые направлялись в вакуумные помещения и подвергались воздействию условий, в которых могли оказаться пилоты. Только с середины марта до середины мая 1942 года около 200 узников, в основном политзаключенные и священники, были подвергнуты этим преступным опытам. Рашер докладывал Гиммлеру: «Подопытные после процедур с воздушной эмболией до возвращения сознания доведены до смерти». Опыты с переохлаждением должны были выяснить, «как можно помочь арийским пилотам, выброшенным в море, избежать последствий переохлаждения». Подопытные по нескольку часов лежали в бассейнах с ледяной водой, затем на них опробовали «различные методы отогревания». Результаты были доложены на совещании в санатории Люфтваффе в докладе «Об опытах охлаждения на людях». К этому времени «доктора» Хольцленер и Финке приостановили работу в Дахау, так как «эксперименты не принесли никаких открытий».

Рашер планировал перевезти свою «лабораторию» в Освенцим и там продолжить огромную серию опытов по охлаждению при свободном падении. В его донесении к Гиммлеру от 12 февраля 1943-го говорится: «Освенцим для подобного рода экспериментов лучше приспособлен, нежели Дахау, так как там природные условия естественно более холодны и из-за большей территории лагеря к эксперименту будут привлекать меньше внимания стоны заключенных подопытных, когда они будут замерзать». Душевнобольные и инвалиды уничтожались в Дахау (и с начала Второй мировой войны - в других лагерях) не в «экспериментальных», а в «гуманистических» целях: Гитлер санкционировал «очищение расы от неполноценных», назвав это преступление «смертью во избавление».

Про опыты Рашера писано-переписано. В двух словах выдержка из его доклада: «Третий опыт проводился в условиях отсутствия кислорода, соответствующих высоте 29400 футов (8820 метров). Испытуемым был еврей 37 лет в хорошем физическом состоянии. Дыхание продолжалось в течение 30 минут. Через четыре минуты после начала испытуемый стал покрываться потом и крутить головой. Пять минут спустя появились спазмы; между шестой и десятой минутами увеличилась частота дыхания, испытуемый стал терять сознание. С одиннадцатой по тридцатую минуту дыхание замедлилось до трех вдохов в минуту и полностью прекратилось к концу срока испытания… Спустя полчаса после прекращения дыхания началось вскрытие».



До, во время и после эксперимента (фото на стенде в Дахау):



Из той же серии опытов

Не дороже памяти

К апрелю 1945-го в Дахау находилось более 30 тысяч человек. Американские войска, освободившие Дахау 29 апреля 1945 года, обнаружили на въезде в лагерь товарный поезд, полный трупов.

Уже после окончания войны стало известно, что Гиммлер лично разработал план уничтожения всех узников лагерей - бомбардировками или ядами. 14 апреля 1945-го он направил телефонограмму комендантам лагерей: «Ни один заключенный не должен попасть живым в руки врага». 26 апреля семь тысяч узников Дахау были отправлены «маршем смерти» в горы. В тот же день двое бежавших добрались до американских войск, наступавших на Мюнхен, и сообщили им о лагере и оставшихся там тысячах заключенных. Американцы отказались от плана немедленного взятия столицы Баварии, и их танки 29 апреля вошли на территорию Дахау. В лагере - мертвая тишина. Несколько выстрелов в воздух - и ликующий крик на английском и немецком, мгновенно повторенный на многих языках: «Вы свободны!»

Из 200 тысяч, прошедших через Дахау за все время его существования, погибли почти 32 тысячи человек - это при том, что Дахау, в отличие от Освенцима, Треблинки, Собибора и многих других, официально не был лагерем уничтожения.

Иду по пустынной территории лагеря. «Мы скоро закрываемся, если хотите поставить свечку, я открою вам часовню», - предлагает высокий голубоглазый старик в шапкеушанке, завязанной под подбородком. Он работает здесь сторожем. «Я нашел это место, когда меня по возрасту уволили с фабрики, где я проработал много лет. Сначала никак не мог привыкнуть, все сопротивлялось внутри: приходить в такое ужасное место каждое утро. А потом подумал: и такая работа нужна. Привык». Ему явно хочется поговорить: «Откуда вы приехали?» - «Из Петербурга». Сторож широко улыбается: «О, знаю, мой отец был там». Спрашиваю, почему-то предчувствуя ответ и потому сразу напрягшись: «Когда?» - «В 1943-м». - «Там он не был, не мог быть - Ленинград никогда не был оккупирован!» - уже клокоча реагирую. «Он был на Ленинградском фронте. Волхов, Луга… Он ненавидел войну. Он был только солдатом, ефрейтором». Прощаемся, напоследок спрашиваю: «Мемориалы на месте бывших концлагерей есть по всей Германии. Как вы считаете, они нужны сейчас или лучше оставить какой-то один, а остальные снести?». Ответ следует немедленно: «Нужны обязательно. Все. Я знаю, что такое война, от своего отца, мой сын - от меня. Но он должен видеть, что это такое, что это за ужас - война. Теперь у нас иногда говорят, что-де содержать такие мемориалы дорого. Ничего. Не дороже памяти».


Поезд смерти Дахау


Мертвые охранники Дахау


Освобождение. 29 апреля 1945 года













Наказание узников в Дахау


КЛ Дахау с воздуха


Наиболее плачевной была судьба советских военнопленных, которых с первых дней войны с Советским Союзом в Дахау свозили тысячами. Как правило, их использовали в качестве живых мишеней для обучения стрельбе эсесовцев-новобранцев. За время войны в Дахау было расстреляно свыше 7 000 советских пленных. Те же из советских, кому удалось избежать смерти от голода и пыток, на тренировочном эсесовском полигоне, в медицинском кабинете или в газовой камере, после освобождения из концлагеря американскими войсками в апреле 1945 года были переданы советской стороне, и направлены на Родину – снова в лагеря, уже как враги своего народа…


Русских военнопленных в Дахау расстреливали у стены крематория.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Клаус Шиллинг
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

В 1936 году переехал в Италию. Там он по поручению властей Италии, обеспокоенных вспышками малярии в итальянских войсках во время второй итало-эфиопской войны , изучал процесс иммунизации . Шиллингу дали возможность проводить эксперименты на заключённых психиатрических лечебниц Вольтерры и Сан-Никколо ди Сьена . Правительство Германии частично финансировало его исследования .

В 1941 году вернулся в Германию. В начале 1942 года Шиллингу по приказу Гиммлера была предоставлена лаборатория по исследованию малярии, расположенная в Дахау . Количество заключённых над которыми проводились эксперименты составило около одной тысячи человек, из них умерли, по разным данным, от 300 до 400 человек .

После войны был арестован. 13 октября 1945 года Шиллинг был приговорён к смертной казни через повешение. Он был казнён 28 мая 1946 года в Ландсбергской тюрьме .

Напишите отзыв о статье "Шиллинг, Клаус"

Примечания

Отрывок, характеризующий Шиллинг, Клаус

– Она не отсюда, – тихо сказал человек. – Она издалека...
Это абсолютно и полностью подтверждало мою сумасшедшую догадку, которая появилась у меня мельком и, сама себя испугавшись, сразу исчезла...
– Как – издалека? – не поняла малышка. – Дальше ведь нельзя? Мы ведь дальше не ходим?..
И тут Стеллины глаза начали понемножко округляться, и в них медленно, но уверенно стало появляться понимание...
– Ма-а-мочки, она что ли к нам прилете-е-ла?!.. А как же она прилетела?!.. И как же она одна совсем? Ой, она же одна!.. А как же теперь её найти?!
В Стеллином ошарашенном мозгу мысли путались и кипели, заслоняя друг друга... А я, совершенно ошалев, не могла поверить, что вот наконец-то произошло то, чего я так долго и с такой надеждой тайком ждала!.. А теперь вот, наконец-то найдя, я не смогла это дивное чудо удержать...
– Да не убивайся так, – спокойно обратился ко мне Фабий. – Они были здесь всегда... И всегда есть. Только увидеть надо...
– Как?!.. – будто два ошалевших филина, вытаращив на него глаза, дружно выдохнули мы. – Как – всегда есть?!..
– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

В 1936 году переехал в Италию. Там он по поручению властей Италии, обеспокоенных вспышками малярии в итальянских войсках во время второй итало-эфиопской войны , изучал процесс иммунизации . Шиллингу дали возможность проводить эксперименты на заключённых психиатрических лечебниц Вольтерры и Сан-Никколо ди Сьена . Правительство Германии частично финансировало его исследования .

В 1941 году вернулся в Германию. В начале 1942 года Шиллингу по приказу Гиммлера была предоставлена лаборатория по исследованию малярии, расположенная в Дахау . Количество заключённых над которыми проводились эксперименты составило около одной тысячи человек, из них умерли, по разным данным, от 300 до 400 человек .

После войны был арестован. 13 октября 1945 года Шиллинг был приговорён к смертной казни через повешение. Он был казнён 28 мая 1946 года в Ландсбергской тюрьме .

Напишите отзыв о статье "Шиллинг, Клаус"

Примечания

Отрывок, характеризующий Шиллинг, Клаус

Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.

Клаус Карл Шиллинг

Шиллинг (Schilling) Клаус Карл (5.7.1871, Мюнхен - 28.5.1946, Ландсберг-на-Лехе), врач, специалист по тропической медицине. Учился у Роберта Коха в Берлине, с 1898 специализировался на борьбе с малярией. Некоторое время работал врачом в немецких колониях в Африке. С 1920-х гг. проводил эксперименты по серологии в итальянских клиниках. В Риме познакомился с Л. Конти, который от имени Г. Гиммлера предложил Шиллингу продолжить свои исследования по малярии в концлагере Дахау . С февраля 1942 проводил эксперименты на заключенных концлагеря Дахау. Более 1000 человек заразил малярией, разрабатывая новую вакцину. Полученный синтетический препарат он испытал на 2516 заключенных (в основном поляки, русские, итальянцы). Около 30 человек умерли в ходе эксперимента, 300-400 - от его последствий. После войны арестован американцами. На процессе Американского военного трибунала в Дахау 31.12.1945 приговорен к смертной казни. Повешен.

Залесский К.А. СС. Самая полная энциклопедия / Константин Залесский. – М., Яуза-пресс, 2012, с. 578.

Далее читайте:

Германия в XX веке (хронологическая таблица).

Вторая мировая война 1939-1945 гг . (хронологическая таблица).

1. НЕДАВНО ОТКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ИУДЫ – СОЧИНЕНИЕ КАИНИТОВ?

Некоторые отцы церкви упоминают раннехристианскую группу, называвшуюся каинитами. Считается, что они обладали Евангелием Иуды, в котором Иуда был описан не как предатель, а как лучший из учеников.
Эта группа почитала тех, кто был опорочен в Ветхом Завете – Каина, а также Исава, содомитов, Корея и др., осуждая положительных героев Танаха.
Каиниты прославляли Иуду как сознательного сотрудника в деле спасения, когда Иисуса было необходимо предать архонту мира сего ради окончательной победы над этим архонтом. С другой стороны, Иуду почитали за то, что он не позволил Иисусу раскрыть слишком много тайн.
Содержание принадлежавшего каинитам Евангелия Иуды практически неизвестно. А.-Ш. Пюэш произвольно связал каинитов с Маркионом, поскольку ересиологи сообщают, что Маркион представлял Христа сходящим в ад и освобождающим Каина и других "грешников" Торы, но оставляющим "праведников" там, где они и были – в аду. Это становится понятным в свете общего отрицания Танаха многими христианскими группами. Почитателей демиурга считали одурманенными и неспособными познать истину Христа. Описанная Ипполитом группа ператов демонстрировала схожие протестные экзегетические приёмы. Известно, что уже Филон Александрийский знал о группе антиномистов, םינימ, считавших своим прародителем Каина (De poster.Cain.). Эти каиниты, сифиане, офиты (наассены) могли быть предшественниками христианства.
Недавно в египетской пустыне была найдена древняя рукопись, озаглавленная "Евангелие Иуды", и теперь она постепенно становится доступной общественности в переводе Родольфа Кассера. Новый кодекс содержит и два писания, ранее бывшие известными в составе библиотеки Наг Хаммади – Откровение Иакова (V,3) и Послание Петра к Филиппу (VIII,2).
Некоторые страницы рукописи уже опубликованы, переведены и стали предметом дальнейшего исследования.
Один отрывок описывает предательство как в канонических евангелиях, с некоторыми отклоняющимися подробностями. Не сообщается, сколько денег получил Иуда, и инициатива исходит не от него, а от жрецов и книжников. Жрецы считают Иуду доверенным учеником Иисуса, но не ясно, согласен ли с этим автор. Нужно исследовать ещё много страниц. Очень важным является упоминание Аллогена ("инородца", "чужака"). В библиотеке Наг Хаммади есть откровение, озаглавленное этим именем и обычно приписываемое сифианской группе. Латинский эквивалент слова Άλλογενής – Peregrinus, и сатирическое сочинение Лукиана, описывающее конец некоего христианского еретика (может быть, Маркиона?), озаглавлено "Proteus Peregrinus". Само понятие широко представлено в гностической мысли, и означает, что гностики чужды миру, а их родной дом трансцендентен и непостижим для мирского понимания. Евангелие Иуды разъясняет это понятие: сатана отвержен, поскольку гностик не принадлежит порождению сатаны (то есть материальному миру), но принадлежит "иному роду". Сатана также назван Сакласом (Саклой, то есть дураком); в гностических писаниях это имя часто применяется к демиургу, божеству Танаха – см. библиотеку Наг Хаммади II,1; III,2; XIII,1; все эти писания считаются сифианскими. Хотя это и указывает на сифианское авторство, следует помнить, что названия "сект" и их отличия от других групп обычно упоминаются, и даже были сочинены, только позднейшими полемистами. Едва ли они являлись самоназваниями.
Остаётся ждать дальнейших публикаций.

2. ИУДА В ЕВАНГЕЛИЯХ

Иуда относительно редко упоминается в Евангелиях. Марк не называет предателя по имени. Ни Марк, ни лука не сообщают, что произошло с Иудой после предательства. Сообщение Матфея о самоубийстве Иуды не согласуется с Деяниями апостолов, и попытки согласования бесполезны.
Иоанн сообщает об Иуде больше, чем синоптики.
Многие исследователи исключают Иуду из оригинального предания Марка. Шмитальс и Фолькмар находят много доводов в пользу интерполяции. Помимо чисто текстологических доводов, эти отрывки вызывают трудности богословского осмысления. Предположение, что для ареста Иисуса иудейские жрецы нуждались в предателе, совершенно не соответствует реальности. Жрецы предпочли провести арест ночью только из боязни общественного возмущения. Уже арестованный, Иисус не обращает внимания на Иуду. Ранее Рашке уже отмечал, что предположение, будто бы ученики не могли предотвратить предательства, просто глупо.
Несмотря на отмеченные противоречия, Шмитальс продолжал считать Иуду исторической личностью. Предатель является исторической личностью даже без своего предательства. Несмотря на все противоречия, Шмитальс полагал упоминания Иуды в евангелиях и Деяниях доказательствами его историчности. Он считал, что один из учеников донёс на общину после Пасхи, а Марк перенёс это событие на период до Пасхи. Но конкретных доводов в пользу чего-либо подобного в евангелиях и Деяниях нет. Патристическая литература вплоть до Иринея не упоминает об Иуде-предателе. Ириней сообщает о "еретическом" учении, согласно которому Иуда – двенадцатый эон. Здесь же Ириней демонстрирует знакомство с образом Иуды в канонических евангелиях.
Ориген знал "еретическое" предание, согласно которому Иисуса предал не только Иуда, но значительно большее число учеников. Сам Ориген не считал Иуду совершенно погибшей личностью. Вероятно, это было апологией против возможного обвинения, что если даже ученики не были послушны и не понимали, значит, учение Иисуса было направлено против писаний Ветхого Завета.
Цельс считал всю историю психологически абсурдной, тем более, что Иисус заранее знал о предательстве и открыто сказал об этом Своим ученикам.
Таким образом, имеет смысл предположить, что образ Иуды-предателя был внесён в евангелия позднее, возможно, около 160 года. Вероятно, это стало искажением раннего гностического предания, которое пытались опровергнуть таким способом.
Канонические евангелия, особенно Евангелие Иоанна, сохранили следы Иуды, не бывшего той падшей личностью, какую сделали из него расхожие христианские представления. Если Иисус избрал Иуду, заранее зная, что Иуда предаст Его, значит, Он поощрял его поступить так… Хотя многие считают, что еретики просто пересмотрели церковную оценку Иуды наряду с отрицательными персонажами Ветхого Завета, следует всё же предположить, что переоценку Иуды произвела именно церковь, поскольку протестный экзегетический антиноминализм независим от Нового Завета. Более того, именно церковь, восхвалявшая Ветхий Завет и иудаизм, была вынуждена очернить Иуду. Этим увенчалось разделение с "еретиками"-антиноминалистами.
Связанные с концом Иуды несообразности показывают постепенное развитие истории Иуды. Образцом для его очернения послужил ветхозаветный Ахитофел.

3. ИУДА В ПИСАНИЯХ НАГ ХАММАДИ

Хотя в писаниях Наг Хаммади Иуда Искариот не упоминается, выдающуюся роль в них играет Иуда или Иуда Фома, которого мы, впрочем, не видим в роли предателя в ночь перед распятием.
С другой стороны, в одном из писаний Наг Хаммади, Мысли нашей Великой Силы (VI,4), присутствует безымянный предатель, предающий Спасителя в руки правителей (архонтов). Кажется, переводчик-копт плохо понял оригинал, и перевод очень труден для понимания. Заголовок заставляет вспомнить рассказ о Симоне Волхве в канонических Деяниях апостолов. Впрочем, предположить симонианский оригинал трудно, сомнительна и датировка текста, хотя вводящего обрезание антихриста можно предположительно отождествить с Бар Кохбой. Безымянный предатель действует в значительно более мифологическом контексте, чем Иуда в канонических евангелиях. Труды Спасителя (чудотворение и проповедь) посрамили архонтов и самого Господа тьмы. Они не могли узнать Спасителя и потому нуждались в предателе. Вознаграждением за предательство стали девять медяков, а не тридцать сребреников. О Спасителе, не узнанном архонтами и побеждающем их, говорится в 1Кор 2:7 и у Игнатия, Еф 19, но там нет предателя. Плоть Спасителя описана докетически, как чуждая архонтам. Предатель здесь не считается злым, даже более, он способен к познанию, гностическому самоопределению. Он не корыстолюбив, вознаграждение достаётся не ему, а следовавшим за ним архонтам. Вместо исторических образов Нового Завета (Пилата, Каиафы, Ирода) действуют власти космоса.
Трудно предположить, что этот сюжет развился из новозаветной истории страстей. Легче представить каноническую историю страстей как результат "облачения мифа о Спасителе в историческую одежду" (формулировка Рашке). В евангельской истории архонты мифа стали иудейскими жрецами и римскими администраторами. Тридцать сребреников появились для согласования с пророчеством Захарии. Предательство (πρόδοσις) близко к доносу (παράδοσις), и это позднее пригодилось. Само понятие "таинство предательства" может указывать на некий богослужебный/культовый элемент, сходный с "таинством брачного чертога" в валентинианском учении. Но здесь мы вынуждены признать, что из-за неудовлетворительного состояния текста в Наг Хаммади оказались уже на спекулятивном пути. Но всё же это позволяет считать Иуды скорее мифологическим, чем историческим персонажем.

Перевод выполнен Дм. Алексеевым.