Сколько стоит учеба в нидерландах. Экспертная помощь с поступлением на магистерские программы в лучшие мировые университеты и бизнес-школы

Магистратура в Голландии является первой ступенью послевузовского обучения. Программы голландской магистратуры достаточно гибкие и вариативные, они включают длительные стажировки и учебу по обмену. Обучение ведется на голландском или английском языке, причем число англоязычных программ ежегодно растет. Благодаря этому растет и популярность Голландии как образовательного направления: в 2016-17 годах каждый десятый студент приехал в страну из-за рубежа.

Вузы страны делятся на несколько больших групп. Интерес для иностранных студентов магистратуры представляют две из них - исследовательские университеты и университеты прикладных наук. Магистерские программы в вузах этих типов различаются по целям, содержанию и длительности.

Обучение в Голландии платное, но его стоимость существенно ниже, чем в Великобритании, США или Канаде. На уровне магистратуры студентам предлагается больший выбор стипендий , чем на первом высшем, - особенно это касается исследовательских вузов. Кроме того, прикладные вузы поощряют работу по специальности во время учебы, так она позволяет сразу применять полученные знания на практике.

Исследовательская магистратура Голландии

Исследовательские вузы совмещают академическую деятельность и фундаментальные научные исследования, что позволяет им участвовать в международных рейтингах , ежегодно занимая высокие позиции. Цель программ, предлагаемых вузами данного типа, - подготовка будущих ученых и специалистов во всех предметных областях, обладающих глубокими теоретическими знаниями и основательным научным кругозором.

Исследовательские программы магистратуры длятся 1-3 года в зависимости от выбранной предметной области и полученного в бакалавриате образования. Самые долгие исследовательские программы и самые высокие учебные нагрузки – в сферах инженерное дело, сельское хозяйство, математика, естественные науки, медицина, стоматология, ветеринария, фармацевтика.

Студентам не обязательно получать второе высшее по специальности, которую они приобрели в бакалавриате - можно выбрать смежную, довольно близкую к первому образованию область, а можно и поменять специализацию, но в этом случае учеба может продлиться дольше.

Прикладная магистратура Голландии

Университеты прикладных наук ориентированы на карьеру, цель разработанных ими программ - подготовка специалистов-практиков. Прикладные университеты не ведут фундаментальные исследования и не участвуют в международных рейтингах, из-за чего могут быть менее известны иностранным студентам. Основное преимущество их программ - обязательные длительные стажировки, которые позволяют студентам получить профессиональный опыт непосредственно во время учебы.

Длительность прикладных программ зависит от предметной области и предыдущего образования и составляет от одного до двух лет, но некоторые программы, например, по архитектурным специальностям, могут длиться до 4-х лет. Зачастую в учебный план прикладных программ включен дополнительный иностранный язык, поскольку в Голландии высоко ценятся специалисты, владеющие несколькими языками, хорошо понимающие культурные особенности разных стран, способные качественно работать в команде и имеющие развитые коммуникативные навыки. Конечно, изучение голландского языка также поощряется, и несмотря на то, что почти все население страны говорит по-английски, работодатели скорее отдадут предпочтение кандидату, знающему голландский язык.

Методы обучения в голландской магистратуре

В системе высшего образования Голландии принят проблемно-ориентированный подход к обучению, который сильно отличается от российского, и на начальном этапе может представлять определенные сложности для студентов из россии и СНГ.
Подробнее узнать об особенностях обучения в Голландии в сравнении с Россией можно в здесь.

Степени голландской магистратуры

Исследовательские программы ведут к степеням MA (Master of Arts) в гуманитарных или социальных областях, MSc (Master of Science) - в инженерных и технических областях.

Прикладные программы также ведут к степеням MA или MSc, но кроме этого в Голландии широко распространены магистерские степени с указанием предметной области – например, M.Aarch.

Образование, полученное за рубежом – это всегда престижно. Диплом ведущего вуза мира дает возможность работать в крупных компаниях на руководящих должностях и получать достойную заработную плату.

Достойное место среди мировых высших учебных заведений занимают вузы Голландии. Ежегодно в Нидерланды приезжает более пятидесяти тысяч студентов из разных уголков мира, чтобы получить качественное образование и начать успешное продвижение по карьерной лестнице.

Среди преимуществ магистратуры в Нидерландах можно выделить:

  1. — прохождение обучения на английском языке, который уже стал для местных жителей практически родным;
  2. — высокое качество образования;
  3. — небольшая цена.

Собираясь поступать в магистратуру в Нидерландах, следует самостоятельно позаботиться о жилье. Учебные заведения не предоставляют для студентов общежитие. Приходится снимать квартиру или комнату рядом с вузом. Однако в поиске и выборе недорогого жилья вуз поможет.

Выбираем программу для поступления

Условно они делятся на университеты:

  • — прикладных наук;
  • — исследовательские.

В университете прикладных наук студент углубит свои знания и повысит уровень профессиональной подготовки. Преимущество такого обучения – возможность совмещать с работой. Как правило, программа подготовки по такой системе длится до двух лет. По окончанию обучения выпускнику часто предлагают выгодные условия трудоустройства и продолжения работы по специальности.

Магистратуру в исследовательских университетах выбирают абитуриенты, которые хотят получить теоретические знания и развить аналитическое мышление. Вузы предлагают программы, полностью ориентированные на научную деятельность или с подготовкой к будущему трудоустройству. Здесь же можно получить образование, чтобы в дальнейшем вести преподавательскую деятельность. Обучение длится от одного до трех лет.

Собираем документы и открываем визу

Чтобы поступить в магистратуру в Голландии, необходимо предоставить диплом о высшем образовании и сертификат, подтверждающий владение иностранным языком. Прием на обучение осуществляется по результатам тестирования, на котором абитуриент демонстрирует уровень знаний. Поскольку обучение длится с сентября по июль, получить студенческую визу не составит проблем.

Сколько стоит обучение

Стоимость обучения зависит от престижности вуза, а также от выбранной специальности. Однако образование здесь немного дешевле, чем в Англии, при должном уровне качества. Ориентировочно годовое обучение обойдется в десять тысяч евро.

Научно-исследовательские университеты предоставляют некоторым иностранным студентам право получать стипендию, которая позволяет покрыть расходы на обучение или их часть. Для российских студентов действует государственная программа – стипендия Гюйгенса.

Что после обучения

Студенты, успешно сдавшие выпускные экзамены и получившие звание магистра, имеют право устроиться на работу по специальности. По официальным данным Голландия считается страной с одним из самых низких уровней безработицы в мире. Здесь хорошо развиты бизнес-услуги, развивается фармацевтическая отрасль. Кстати, студенты имеют право подрабатывать и во время обучения. После получения диплома можно продолжить карьеру в выбранной организации.

Магистратура в Нидерландах – отличная возможность получить качественное образование в ведущем вузе мира по приемлемой цене.

Магистерские программы предлагают как прикладные, так и исследовательские вузы Голландии. Длительность обучения варьируется от 1 года до 3 лет. Как правило, самые короткие программы по гуманитарным и социальным наукам. Два года проводят за обучением специалисты технических и естественных областей: химики, физики, биологи. Магистратура в области медицины, фармдела, ветеринарии и архитектуры самая длительная: менее чем за 3 года получить степень не получится.

Стоит отметить, что университеты прикладных наук нацелены главным образом на практическое применение знаний, а также получение студентами навыков управления. Исследовательские вузы сосредоточены на научной работе: обучение здесь чаще выбирают те, кто мечтает построить карьеру ученого или стать преподавателем.

Обучение во всех вузах Нидерландов идет в «голландском стиле», нацеленном на развитие критического мышления и творческого подхода к задачам. Занятия во многом проходят в форме диалога, когда студенты-магистры активно принимают участие в обсуждении изучаемых тем. Завершается обучение в голландской магистратуре написанием научной работы объемом около 120 страниц.

Как поступить в магистратуру в Нидерландах?

Каждый вуз Голландии имеет свой перечень требований к абитуриентам. Но в большинстве случаев для зачисления необходимо предоставить следующие документы:

  • Диплом о высшем образовании;
  • Выписку из диплома с указанием изученных предметов, оценками и количеством часов;
  • Сертификат о прохождении языкового теста (IELTS от 6.0 баллов). Если обучение на голландском - тест NT2 или CNaVT (не ниже уровня B2).
  • Рекомендации от преподавателей;
  • CV (резюме) и эссе, в котором абитуриент пишет о своих научных планах.

Обратите внимание: поступление в магистратуру возможно с российским дипломом бакалавра. Однако менять предметную область не рекомендуется: в этом случае вы можете получить отказ от приемной комиссии.


Стоимость обучения в магистратуре в Голландии

Цены на учебу в магистратуре Нидерландов варьируются от 7000 до 20 000 € в год. При этом для талантливых студентов открыты широкие перспективы для получения грантов и стипендий: их выделяют как сами вузы, так и различные организации. Среди россиян одной из самых востребованных является стипендия Huygens Scholarships Programme (HSP), которая позволяет покрывать расходы на обучение на срок до 24 месяцев.

Rotterdam School of Management – одна из ведущих бизнес-школ Европы, регулярно занимающая место в десятке сильнейших школ в международном рейтинге Financial Times и национальном рейтинге Elsevier . Это также один из трех наиболее значимых исследовательских центров Европы, который объединяет более 250 всемирно известных научных сотрудников.

RSM входит в 1% мировых бизнес-школ, имеющих тройную аккредитацию (Triple Crown Accrediation) — это исключительный показатель высочайшего качества бизнес-образования, исследовательского потенциала и профессиональной репутации.

Ксения Одинцова, закончившая магистерскую программу по HR менеджменту в RSM, рассказала об особенностях учебы в Голландии, о том, как устроен учебный процесс, какие возможности дает учеба в ведущей бизнес-школе Европы, про культуру Нидерландов и дружелюбие голландцев.

Как сложилось твое поступление на магистратуру в Голландии?

На самом деле, по довольно личным причинам) Я закончила факультет международного менеджмента в ВШМ СПбГУ, и во время обучения по обмену ездила на семестр в Австрию (WU). Это был третий курс, там я встретила своего молодого человека из Голландии. Он тоже приезжал на учебу в Австрию по обмену. Когда я вернулась, наши отношения продолжались, но, собственно, мне нужно было закончить университет, и ему тоже. И поэтому когда я закончила учебу, то оставила на тот момент свою работу в Citibank и переехала я в Голландию в марте (на следующий год после окончания университета). Всё это время я немного работала, помогала с проектами друзьям. Остальное время я учила голландский язык, потому что мне нужно было сдавать экзамены для получения вида на жительство.

И после переезда в Голландию ты сразу решила подавать документы в магистратуру?

На самом деле, все как-то ‘сложилось’ – еще до переезда в Голландию я начала искать работу, но год был довольно сложный (2009). У друзей Питера, моего молодого человека, были большие проблемы тогда с поиском работы. Мне, конечно, приходилось смотреть на какие-то маленькие компании, которые работают с Россией, такого рода трудоустройство. То есть, найти что-то было реально сложно на тот момент. И конечно, я понимала, что найти работу в Европе только с бакалаврским образованием очень непросто. Конечно, еще вопрос языка – тогда голландский у меня был на недостаточно высоком уровне.

Когда я приехала в Голландию, мне кажется, я еще недели 2-3 ‘промучилась’ — не очень хотела возвращаться к учебе (потому что на бакалавриате это требовало очень больших усилий), и я думала, что не хочу опять учиться, а хочу работать.

Но потом меня все-таки убедил Питер, сказал, чтобы я поступала в магистратуру. Он сам учился в Эразмусе на магистерской программе по финансовой экономике.

На тот момент, когда я начала рассматривать программы в Erasmus, то оставался примерно месяц и две недели до подачи документов. Я стихийно, на самом деле, приняла решение, буквально 2-3 дня думала над тем, на какую программу поступать, в итоге выбрала HR Management. То есть, решение о том, поступать в университет или нет, у меня было принято на молниеносной скорости, потому что я понимала, что это явно повысит мои шансы на рынке труда в Голландии.

По каким принципам ты выбрала программу именно по HR ?

Во-первых, я в любом случае хотела оставаться в рамках бизнеса. Это было мое базовое образование, и в магистратуру поступить, даже в несколько другом направлении бизнеса, было не так сложно. Плюс, смотрела, какие вообще университеты есть, но, что касается бизнеса, в Амстердаме, конечно, тоже есть университеты, но Erasmus University является самым старым университетом Голландии. Я остановилась на нем. Из всех факультетов, меня привлекали факультет экономики и бизнеса и сама бизнес-школа (Rotterdam School of Management). На факультете экономики и бизнеса я рассматривала магистратуру по маркетингу – единственную, которая могла быть в какой-то степени связана с тем, что я до этого изучала. Я ее рассматривала и в том числе потому, что времени было мало и на эту программу не надо было сдавать GMAT. Честно говоря, я не знала, насколько велики мои шансы сдать GMAT сразу, поскольку я никогда не готовилась к нему. Я, конечно, рассчитывала, что я смогу, но знала, что многие не сдают с первого раза и так далее.

А программу по HR ты соответственно рассматривала в бизнес-школе Роттердама?

Да, в RSM (Rotterdam School of Management) я по принципу исключения выбирала магистерскую программу. Какие-то направления мне были не очень интересны, например, финансы я сразу отмела. Стратегическое управление я исключила по той же причине (я заканчивала международный менеджмент и на мой взгляд, это недостаточно конкретная программа, это не дает тебе какой-то четкой направленности с точки зрения твоей будущей специализации). Потом, государственное управление мне тоже было неинтересно, как сама форма будущей работы.

В итоге я остановилась на HR и маркетинге. Я склонялась между этими двумя направлениями. Но в результате, я все-таки решила выбрать HR, потому что у меня на международном менеджменте было мало статистических предметов до этого (это, кстати, была причина, по которой мне впоследствии отказал факультет экономики и бизнеса). У нас были, конечно, и статистика, и мат. анализ разного уровня, но этого было недостаточно — им нужен был бакалавр с хорошей статистической базой. Я выбрала HR, потому что это было второе направление, которое мне было интересно, и я, на самом деле, думала, что в будущем, когда я буду работать в Голландии, c таким образованием мне будет проще найти работу.

На HR ведь нужно было GMAT сдавать?

Да, нужно. На любой факультет РСМ конечно же нужен и GMAT, и TOEFL, и остальной пакет документов.

То есть, к GMAT ты подготовилась за пару недель?

Получилось так: на два экзамена (GMAT и TOEFL) оставалось месяц и неделя. Я недели 3 с половиной готовилась к GMAT, потом, как только я его сдала, осталась где-то неделя и пару дней на TOEFL. На TOEFL мне этого нормально хватило, я его уже сдавала несколько раз и, в целом, мне он не кажется слишком сложным экзаменом. К GMAT, конечно, три недели это крайне мало, но это смотря, какая изначальная база. Мне кажется, что это критичный срок, без подготовки на такой экзамен идти не стоит. Мой результат был 670.

Шикарный результат, особенно учитывая такую короткую подготовку!

Помню, что на магистратуру в RSM нужно было набрать минимум 600, а 650, кажется, требовалось на PhD. На тот момент RSM еще разрешил подать все документы и заявление до того, как будут «на руках» результаты TOEFL и GMAT. Они дали второй дедлайн по подаче этих результатов через месяц. Ты даешь им свой пароль и логин, чтобы они могли зайти и проверить, что ты до второго дедлайна оба экзамена сдала. Я помню, что у меня так и было, они меня приняли. В принципе, я только-только успела по всем дедлайнам. У меня было все в последний срок, но так, конечно, лучше не делать. Я читала, что приличные абитуриенты начинают за год к GMAT готовиться. Это, конечно, страшно пугает, но ничего.

Твоя программа магистратуры была рассчитана на год?

Да, это была годичная программа — в сентябре начинаешь и в августе должен закончить. Точнее, на тот момент, она вообще была не ограничена – в Голландии можно диплом писать, по большому счету, сколько угодно. Сейчас правда это несколько ограничили в связи с финансированием всей системы высшего образования.

Какие у тебя основные впечатления от программы?

Обучение на моей программе мне показалось достаточно легким, но, я думаю, это скорее всего относится именно к HR, потому что на финансах, как мне рассказывал Питер, все было намного более интенсивно.

Мне казалось, что там легко, как минимум, из-за расписания. В первом семестре два курса идут параллельно, потом сдаешь экзамен в конце октября — начале ноября, и потом до Нового года проходишь еще два других курса и потом сдаешь экзамены в январе. Во-первых, это очень здорово, потому что в голове ничего ‘не мешается’, в один момент времени идут только два курса. Сколько бы у тебя не было по ним заданий, все равно это только два курса, нет сумасшествия, когда все успеть. Были дни, когда вообще занятий не было, были дни, когда была всего одна лекция, то есть, времени было достаточно.

А какие особенности обучения в магистратуре RSM?

Заданий, конечно, было много, в этом отношении я не могу сказать, что ничего не нужно было делать. Времени на них нужно было достаточно много, потому, что все были задания в группе – это в принципе поменяло мой взгляд на обучение. В ВШМ тоже было много групповых заданий, но ни в какое сравнение с RSM это не идет – там абсолютно все задания групповые.

По большей части, группы формируются в случайном порядке, то есть, ты не можешь своих умных друзей привлечь J, а попадаешь в группу с тем, с кем попадаешь. Выкручивайся, как хочешь, потому что ребята разные бывают, с очень разными взглядами на то, как эти задания выполнять. Всегда работаешь в разных группах, потом они меняются, и к концу курса ты успеваешь поработать практически если не со всей группой, то с 70% группы точно. Группы обычно большие получаются, 5-6-7 человек, а задания достаточно комплексные.

Еще такой важный момент про язык: у меня английский и тогда был, и сейчас очень хороший, потому что я до этого в англоговорящих странах училась и жила. Но литература, которую мы проходили, была довольно сложной с точки зрения лексики. Даже мне иногда, когда я читала, нужно было использовать словари или советоваться с кем-то, чтобы понять, о чем речь идет. Читать нужно было много, может быть, я говорю, что было легко, потому что я привыкла очень много учиться в ВШМ. И если человек едет туда, то нужно английский свой очень сильно поднимать, потому что потом очень много времени будет на это уходить.

‘Амбассадоры’ магистерских программ в Rotterdam School of Management

А как была построена твоя программа?

Распорядок был такой: в первом семестре идут 2 основных курса в начале, потом сдаешь в ноябре экзамен, потом о них вообще забыл, потом другие 2 – то есть фокус всегда в одном направлении, это хорошо с точки зрения подготовки к экзаменам. Экзамены ставят очень близко друг к другу. У тебя, допустим, может начаться с 1 ноября экзаменационный период, 2 ноября у тебя будет экзамен, а 4 уже может быть второй. Тут нужно свое время планировать. Я помню, в один день даже были 2 экзамена, то есть нужно четко планировать свое время, чтобы подготовиться.

Во втором семестре у нас были элективы (курсы по выбору). Ты мог выбирать – 1 электив из своих курсов по программе, в моем случае – из программы HR, а второй ты можешь выбрать по абсолютно любому направлению. Я выбрала один курс по лидерству, а другой – связанный с переговорами. С этого времени ты уже начинаешь с дипломом очень активно работать. На самом деле у нас были дедлайны определенные, когда нужно встретиться с научным руководителем или что-то сделать. Они были более жесткие, чем в ВШМ, так скажем. И несмотря на то, что во втором семестре всего 2 предмета по выбору, работа там очень большая.

Диплом мне, кстати, в Голландии было довольно тяжело писать. Там очень строгое отношение к практике и ты ее должен действительно сделать четко. Предполагается полное исследование, и нужно как угодно в какую-то компанию попасть и выстроить свое исследование. То есть, о дипломе лучше заранее начать беспокоиться – с октября-ноября, иначе потом будет сложно закончить программу за год.

На какую тему ты писала диплом?

У меня была тема “Cross-cultural Code Switching” — это определенная концепция, которая отражает изменение поведения человека в зависимости от контекста в конкретный момент времени. Я проводила ряд интервью с сотрудниками компании Shell. Я 1,5-2 часа проводила с каждым интервью, и у меня было качественное исследование. Я выявляла определенные критерии, на которые человек опирается в зависимости от, например, среды и так далее. Я в итоге потом сама запуталась в своем исследовании J. Количественное исследование все-таки несколько проще, оно более конкретное. На моей программе по HR был курс по статистике, очень глубоко погружались в исследовательские методы, чтобы потом это можно было использовать в своих исследованиях. Качественные методы в RSM четко не проходят, поэтому их необходимо самому глубоко изучать.

Кто с тобой вместе на программе учился – какой примерно состав группы?

Было примерно 60-65% голландцев (которые изначально учились на бакалавриате в RSM или в других голландских вузах), потом еще 10% — другие европейцы (немцы и швейцарцы, в основном, которые закончили бакалавриат у себя на родине). Оставшиеся 30% — это были ребята, как я, плюс, много азиатов было. В RSM много индонезийцев в целом (это бывшая колония Голландии), но и по стране их довольно много, потому что у них специальные программы финансирования, поддержки и пр. Много китайцев было, ребят из Гонконга. С ними было особенно сложно работать в группах, потому что язык у них по чтению хороший, а разговаривать им очень трудно, и сложно найти понимание, особенно если ты быстро говоришь. И остальные – из стран СНГ, несколько американцев, канадцев… Русских там, кстати, достаточно много, и украинцев тоже.

А какой возрастной состав? Есть ребята с опытом работы?

В основном, от 24 до 26 лет. Примерно такой возраст, потому что голландцы заканчивают школу в 19 лет, потом бакалавриат у них длится по-разному в университетах (3-4 года).

Что касается опыта работы, голландцы вообще сами очень легко к этому подходят, они любят пожить весело J. Бакалавриат для них как-то не особо важен, многие, кстати, ‘собираются’ только на магистратуре. Во-первых, это только год. У них логика такая: я лучше 3 года повеселюсь, а в последний буду усердно учиться и закончу с почестями, с красным дипломом. Так и делают, и к тому же во время бакалавриата многие работают на студенческих работах – в барах каких-то, в университете ассистентами. То есть, из учащихся в магистратуре мало у кого есть опыт работы.

Знаю, что в RSM очень развита культура студенческих клубов, мероприятий и жизнь вне учебы очень насыщенная. Ты в чем-то участвовала?

Да, там это просто изобилует! В-первых, там есть большая студенческая организация, в которую могут все участвовать. Она называется Star, она самая большая студенческая организация в мире, насколько я знаю. Я, например, работала, можно сказать, в магистерском клубе. У тебя есть определенный бюджет, есть контакты компаний и ты можешь сам устраивать мероприятия, участвовать в общих мероприятиях Star по рекрутменту, находить пути прохода в компании и пр.

Часто у Star были к примеру, такие задачи: нужен был какой-то бизнес-кейс с определенной компанией, и он был направлен, скажем, на финансы. Тогда ребята из Star, ответственные за финансовую программу, устраивали какой-то конкурс в рамках своей магистратуры, отбирали ребят, чтобы в этом проекте участвовать для этой компании. Потом часть из этих ребят могла на стажировку в эту компанию попасть. В целом, главное, что в Star было, – это много внутренних контактов с различными компаниями. У них они были разделены на разные уровни, например крупные международные компании, какие-то голландские компании и так далее. В Star, в принципе, ты знакомишься с очень большим количеством людей и заводишь много контактов.

Помимо этого, очень интересная программа была: ты делаешь какой-то проект для реальной компании. Этот проект разделен на какие-то функции, то есть, часть отведена финансам, часть – статистике, маркетингу, и так далее. Потом, когда ты презентуешь проект, ты едешь в один из офисов этой компании. Когда я училась, ребята ездили в Сан-Паулу презентовать свой проект. Это все финансируется компанией, они реально работали, то есть, если в этом проекте участвовать, то ты серьезно будешь там проводить 50% своего времени. Проект очень комплексный, это не шутки. В любом случае, это супер интересно, попасть туда могут все, неважно, голландец ты или нет. Это зависит только от твоего уровня инициативности.

Помимо этого, два раза в год проходили дни карьеры. Там, опять же, можно было в разных проектах участвовать, на лекции ходить, бизнес-игры. Я сама тоже участвовала в различных бизнес-играх. Ты получаешь, опять же, контакты с людьми из разных компаний.

Было еще очень много кружков, клубов по карьерным интересам. Ребята, когда уже в магистратуре учатся, имеют другой настрой – ‘веселье закончено, мы уже настроены на работу’ – все с таким практическим уклоном.

Я помню, очень многие ребята таким образом нашли свои контакты: на стажировку попали или диплом свой писали с компанией, и уже потом с ней остались работать. Я в какой-то момент времени уже знала, что мне нужно будет из Голландии уезжать, поэтому на своем примере не могу рассказать, как это было (мой молодой человек переехал работать в Москву, поэтому я сразу планировала искать работу там же). Могу только сказать, что я сама очень и очень много контактов получила, и, если бы потом я знала, что останусь в Голландии и буду искать именно там работу, я думаю, что мне бы это точно помогло. Рекрутеры, которые видели, помнят, и ты их запоминаешь – так в компанию попасть проще. И из России я помню ребят, они потом в другие европейские страны уезжали работать, так что это все вполне реально и зависит от того, насколько ты активный и инициативный.

Еще я была послом своей магистратуры, можно тоже на такую программу записаться. Ты будешь участвовать в днях открытых дверей для студентов и так далее. Для каждой магистратуры выбирается свой посол, ты отвечаешь на вопросы, не связанные с тем, что ты можешь на сайте узнать, а, связанные с тем, что ты в своей жизни, учебе видишь.

А для спорта какие есть возможности?

Со студенческой карточкой, как и везде в Европе, ты вообще получаешь очень много скидок и везде. Я помню, что я ходила в спортивный зал, который в Эразмусе у нас был в одном из зданий. Ребята-голландцы очень увлечены спортивными мероприятиями, для них это тоже очень важно. Они вообще, в целом, очень социальные: спорт ли это, работа над кейсами, что-нибудь такое, групповое. В плане спорта тоже очень много. В целом, город такой, все на велосипедах же ездят, при чем не просто так, на ежедневной основе, но и для спорта. То есть, приехал домой на велике обычном — пересел на свой горный. Вообще, город – очень спортивный. Вокруг тебя все постоянно бегают, на тех же велосипедах ездят.

Какие впечатления от самой страны?

В Голландии все очень дружелюбно и абсолютно комфортно, если владеешь только английским. Лично мне голландский нужен был, потому что я вид на жительство оформляла, а вообще там голландский не нужен никому, там все от тех, кто улицы подметает, до бабушек 90-летних в какой-то степени говорят по-английски. В этом плане они очень хорошо подкованы. На самом деле, там даже голландский выучить трудно, потому что, когда ты что-то на корявом голландском говоришь, все равно по-английски отвечают везде, даже те, кто на кассе сидит в супермаркете.

В плане учебы у меня, например, очень много друзей-голландцев осталось. По своему опыту знаю, что как иностранный студент ты обычно в основном с иностранцами общаешься, но здесь не совсем так. Голланды очень открыты, они абсолютно международно-ориентированы, никого не боятся) У меня осталось столько же друзей-голландцев именно с учебы, столько у меня осталось и друзей из других стран. Поэтому, что касается языка и общей открытости, в этом отношении они большие молодцы и очень интересно все-таки там учиться. Много про Голландию узнаешь, они много рассказывают.

Но в Роттердаме, например, где школа расположена, каждый третий разговаривает на незнакомом тебе языке, очень много иностранцев в целом. И, вообще, 70% населения Роттердама – это не коренные голландцы. Там много переселенцев, конечно, это такой город, куда эмигрирует много переселенцев из бывших колоний. В плане религии, тоже очень большое разнообразие можно увидеть. С тобой учатся и индусы, например, очень много мусульман, само собой, потому что в Голландии их в целом много. Очень интересно, на самом деле, очень расширяет мировоззрение полностью, меняет и расширяет твой кругозор. В этом отношении – очень интересно.

В целом, там много международных компаний, в основном, все-таки с логистикой что-то связано, потому что это порт, или с финансами. Для иностранцев там много работы. И там очень открытая и дружелюбная атмосфера, более привлекательная для иностранцев. Например, если с той же Францией сравнить. Я во Франции никогда не училась, но много была. Там все-таки другая в этом отношении атмосфера. В целом, отношение французов к иностранцам очень отличается от отношения голландцев к иностранцам. Они спокойны абсолютно, очень открыты, даже вопросы задают, по-доброму относятся, так что в этом отношении там очень круто.

Что было самое полезное из всего опыта обучения в RSM?

Вообще, конечно, от учебы в RSM только самые положительные воспоминания. Что касается самой учебы, наверное, схожее у меня будет мнение с многими другими, что, несмотря на то, что учеба кажется проще, она для работы полезнее, что ли. Не знаю, какое правильное слово подобрать, потому что все, например, преподаватели в RSM – практики, они работают, то есть, у кого-то свой бизнес, кто-то консультирует компании. Это не просто учеба по книжке. У тебя литература, ты дома ее читаешь и уже должен быть к уроку подготовлен, а, когда ты на уроке, непосредственно, то очень много специальных кейсов, примеров о том, что произошло вчера на работе. Я помню, нам даже приглашали директоров департаментов разных компаний на лекции. Кейсы, с которыми мы в группах работали, они все не допотопные из какой-нибудь книжки, а что-то реальное, что происходило в реальности в компании: реальные цифры, с которыми ты работаешь. В этом отношении, такая практическая направленность учебы мне очень понравилась. Все-таки, несмотря на то, что ты много читаешь, ты очень много делаешь в группе и очень много от преподавателя получаешь опыта. В России у нас все-таки учеба в университетах больше связана с литературой, теорией.

Ну, плюс все связи, которые завязываются с компаниями во время учебы, если, опять же, ты сам очень активный, очень полезно, очень здорово.

Так что, у меня только положительные воспоминания: и как о стране в целом, и об учебе. Сейчас там вообще, наверное, очень классно. В плане удобств там тоже все очень хорошо организовано. В принципе, там иметь ничего и не нужно – ни интернета, ни компьютера. Библиотеки там огромные, приходи-занимайся.

Какой бы ты дала совет тем, кто только выбирает для себя магистерскую программу?

Могу судить по своему опыту — когда я еще в ВШМ училась на международном менеджменте, мне очень нравилась программа и она была интересной. Но мне кажется, когда выбираешь магистратуру, выбирать нужно четко, потому что это очень влияет на будущий выбор профессии. Тем, кто выпускается с таких ‘расплывчатых’ магистратур, типа международного менеджмента, чего-то стратегического, после этого сложно понять, куда пойти, потому что, вроде, и маркетинг был, и HR, и финансы… Ты все умеешь понемногу, но ничего конкретного, в частности, не можешь. Например, у тех, кто учился на управлении персоналом или на финансах, более четко все сложилось. После международного менеджмента у нас кто в банк пошел работать, где я тоже первое время работала во время учебы, кто-то выбрал управление персоналом, кто выбрал какие-то выставки, кто на саммитах работает. На мой взгляд, для магистратуры важно выбирать более четкое направление и специализацию.

{Все фотографии любезно предоставлены Ксенией!}

[Огромное спасибо Ксении за открытое общение, много полезных советов и интересную информацию! ]

Подробнее о бизнес-школе Rotterdam School of Management можно узнать на сайте школы . О магистерских программах — .

Роттердамская школа бизнеса принимает заявки на поступление в магистратуру в период с ноября до мая.

Подготовить успешный комплект документов для поступления Вам помогут материалы:

Цель нашей работы - дать Вам практические и проверенные рекомендации для успешного поступления в магистратуру лучших мировых университетов и бизнес-школ.

Мы оказываем профессиональную помощь c и .

наших клиентов говорят сами за себя — обращайтесь, если Вы хотите увеличить свои шансы на поступление!

Ходят легенды. О системе поступления, о качестве преподавания, предоставляемых условиях и т.д. И нет более правдивой информации, чем из первых уст - человека, который учился в Европе.

Если в английские университеты старается поступить всё больше русских студентов соискателей, то обходят вниманием. А как оказывается зря. Выпускница одного из нидерландских вузов Алиса Капитонова рассказала о том, какие условия предоставляет местная система обучения. ( )

Учёба меняет мировоззрение

«Чем дольше я здесь живу, тем твёрже моё решение остаться в этой стране. Учёба здесь полностью меняет твоё мировоззрение на взаимоотношение студент-преподаватель, на приобретение знаний. А понятие коррупция отходит куда-то в далёкое прошлое, в немного горькое воспоминание о своей родине. Я живу в Утрехте (этот город относится к 4 основным городам Голландии), снимаю комнату 20 квадратов за 350 евро, но можно найти и дешевле.

Подрабатывают здесь все студенты, так как это разрешает министерство (до 10 часов в неделю). Я подрабатываю для улучшения своего голландского языка (хоть я учусь и на английском). Обучение в основном платное, около 15-35 тысяч евро в год (своим местным меньше в 10 раз) - что касается бесплатного обучения - оно есть, но надо знать куда идти и где что узнавать».

Учёба и работа

«После учёбы я планирую здесь остаться работать, да и мне самой очень нравится этот язык. Многие студенты здесь работают, чтобы оплатить не только проживание, но и обучение, хотя так получается не у всех, т.к. это тяжело. Для того чтобы начать образование, конечно же нужны средства, чтобы заплатить за обучение, за оформление документов, на переезд и на первое время проживания тоже нужны средства. Это обязательные расходы, которых не избежать. После адаптации ты можешь уже и подрабатывать».

«Недавно в силу вступил закон, что после получения бакалавра, либо магистра выпускнику-иностранцу предоставляется право на пребывание в Голландии в течение последующего года для поиска работы. А после 2-х лет работы можно и паспорт запрашивать. Но правда, это не такая простая процедура. Здесь необходимо правильно оформить запрос, чтобы не было отказа, а то придётся ехать домой».

Созидатели и скулёжники

«Вообще всех русских прибывших в можно разделить на 2 группы: созидатели и скулёжники. Первые учат язык, вливаются в общество и чувствуют себя в Голландии счастливыми.

Вторые уверены, что всё в этой стране сложно: язык учить трудно, на права сдать невозможно, работу найти можно исключительно только самим голландцам. Хотя если на хорошем сайте по поиску работы (например ) набрать слово Russisch, вы увидите сколько требуется работников со знанием русского языка. В Голландии в настоящее время много предприятий, начинающих работать с восточной Европой.

Хотите работать в Нидерландах - не упускайте шанс. Главное желание приложить усилия для выполнения цели. А специалистов сейчас здесь действительно не хватает. Именно поэтому, было принято постановление разрешить студентам, закончившим высшее образование, остаться в стране, с условием, что у них будет работа. А на работу их разбирают уже на последнем курсе. Так что не так страшен волк, как его рисуют.»

Немаловажный фактор

«Местный диплом котируется во всём мире. Просто не настолько разрекламировано образование данной страны. Зато не чувствуешь на себе такого определения: «О русские, как вас тут много, понаехали».

И это действительно для многих немаловажный фактор, ведь приятно учиться, когда нет серьёзного психологического воздействия. Ведь ты в этой стране гость. В остальном выходит так, что если браться за голову и всерьёз относится к обучению, то всё получится. И диплом получить, и работу, а качество и уровень диплома это позволяют. Главное желание и действие.