В и вернадский биография кратко самое важное. Вернадский вклад в биологию

Владимир Вернадский – российский учёный, ускоривший развитие учения о минералах и кристаллах. Создатель термина “Ноосфера”.

Владимир Иванович Вернадский родился на свет 12 марта 1863 года в столичном Санкт-Петербурге. Его отец являлся учёным, который преподавал политэкономию в различных университетах России и Европы. Когда мальчику исполнилось 5 лет, вся семья переехала в Харьковскую губернию, где он обучался в гимназии. Прожили они там 2 года, вернувшись в столицу. Там Вернадский закончил среднее образование и поступил на естественно-научное отделение Петербургского университета. Там его просвещали самые великие умы в области биологии и химии того периода: Менделеев, Бекетов и Докучаев.

Защитив диссертацию, он отправляется в Европу с целью стажировки. Обладая уникальными познаниями в 18 языков, он смог блестяще освоиться на зарубежных землях. Там он практиковался в области минералогии. Сделав блестящие исследования, он освещал их в местной прессе. Вернувшись в Россию с огромным багажом знаний, он написал сначала магистерскую, а потом докторскую диссертации. В этот период он провёл колоссальное количество исследовательских работ, путешествуя по России и Европе. Главной целью было изучение состава почвы и нахождение в них необходимых минералов. Таким образом, после получения докторской степени он занялся написанием работы о нахождении минералов в земляном покрове. Тогда он сделал грандиозное заявление об учреждении минералогии, как самостоятельной науки, которая ранее был частью кристаллографии. В ней он собрал всю информацию о связи минералов и почвы. Тем самым он основал новую эру в этой сфере.

В начале 20 столетия он активно заинтересовался живыми существами. Всё первое десятилетие прошлого века он посвятил выявлению теории об эволюции биосферы. Таким образом, но выявил её подвид – ноосферу, которая считается видоизменённой биосферой под влиянием человеческой деятельности. Параллельно с этим он занимался просвещением студентов. Всего он проработал преподавателем 25 лет. За это время он читал лекции в Крыму, Санкт-Петербурге, Москве, Париже и Праге. Ему имя было на слуху у всей европейской интеллигенции.

После Октябрьской эволюции он эмигрировал, но к 1926-му году он вернулся. Был арестован советскими властями, но его смогли освободить бывшие сокурсники, написавшие прошения к правительству. Вплоть до своей смерти он занимался экспедициями по изучению урана, положив начало советской ядерной промышленности. После окончания Великой Отечественной войны он вернулся в Москву, где и скончался 6 января 1945 года.

Подробная Биография

Родился знаменитый ученый Владимир Иванович Вернадский 28 февраля 1863 году в Санкт-Петербурге. Освоил несколько смежных по своему характеру специальностей: став в свое время минералогом, кристаллографом, геологом, геохимиком, историком и организатором науки, философом. Все свое детство ученый провел на Украине вместе с родителями.

По возвращению всей семьи Вернадских в Петербург в 1876 году будущий ученый был практически сразу же зачислен на физико-математическое отделение. В Петербургском университете он получал знания от знаменитого почвоведа В. Докучаева и других авторитетных преподавателей. Их знания стали основой во всех дальнейших исследованиях Вернадского, которые признаны, как великие и ценные открытия для нашей страны.

Когда Вернадский защитил в 1885 году свою первую диссертацию на степень кандидата, он стал одним из ученых минералогов при университете. Предложил ему это место сам Докучаев, как лучшему из его учеников. Вернадский в 1888 - проходил стажировку в различных европейских городах. А в 1890/98 гг. проводил лекционные занятия в Московском университете, как преподаватель.

Защитив в 1891 году свою вторую диссертацию, но на этот раз уже по теории генезиса минералов, почти сразу ученый выпустил книгу - «Курс кристаллографии». Совершал многочисленные геологические экспедиции по всей России и ближнему зарубежью. Каждая такая поездка давала Вернадскому возможность копить материал для своих трудов, которые он, в последствие, публиковал.

В 1897 году защитил успешно докторскую диссертацию по кристаллографической теме - «Явления скольжения кристаллического вещества». В 1906 года начал работать в очень интересной и ответственной для него должности заведующего Минералогическим музеем. А через два года был назначен академиком РАН в Петербурге. В конце 1909 - представил доклад «Парагенезис химических элементов в земной коре» на всесоюзном XII съезде медиков и естествоиспытателей. Труд Вернадского, как ученого и исследователя, лежит в осиновое науки геохимии. Весной 1912 года уже прославившийся ученый стал академиком Российской Академии наук. Он являлся в 1915 году главой Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС) в России. Вернадский с кн. XIX - нач. XX в. создал «Союз Освобождения» при участии многих заслуженно известных в науке личностей.

Спустя время, после февральских перемен в 1917, Вернадский занял место в Министерстве земледелия, став председателем ученого комитета, где по праву считался профессором Московского университета. В конце осени ученый нашел убежище в Полтаве от советских властей, поскольку те издали приказ арестовать, уже на тот момент знаменитого исследователя.

При гетмане П. Скоропадском в Киеве Вернадский организовывал Академию наук. В том же 1918 году на Украине сформировал достаточно масштабную академическую библиотеку.

В 1922 - ученый переехал со всей семьей в Париж, чтобы работать в Парижском университете, неустанно продолжая заниматься своей основной деятельностью - исследованиями. По пути в Париж они остановились в Праге, где впоследствии, осталась их дочь, поскольку поступила там в один из лучших университетов. Вернадский проводил в Сорбонне многочисленные лекции для студентов, издал труд «Геохимия» (на французском языке). Через четыре года опять приехал в Ленинград и вновь возглавил Радиевый институт и КЕПС, где открыл Отдел живого вещества в 1928 году. Комитет по исследованию метеоритных тел и космической пыли Вернадский возглавил в конце 1930-х гг., а затем и Комиссию по изотопам.

В 1940 году подал идею ядерного проекта, создав Комиссию по урану. Под его руководством проводились открытые организованные экспедиции в Сибири, которые позволяли найти уран и использовать его научно-экспериментальных целях. После первых удачных исследований Вернадского, дальнейшие экспедиционные работы на новых местах обнаружения взрывчатого вещества были засекречены по указу правительства. Этот проект и сейчас считается очень важным открытием в мировой науке! Не стало великого русского ученого и исследователя 6 января 1945 году от инсульта.

5 класс. Самое главное

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Юрий Владимирович Долгорукий

    Приблизительная дата рождения Юрия I Владимировича является 1090 год. Шестой сын у Владимира Мономаха в браке со второй женой Ефимией. Будучи ребенком, послан отцом, управлять Ростовом со старшим братом Мстиславом.

  • Иоганнес Брамс

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

  • Жуковский Василий

    Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула

  • Александр Вампилов

    Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений.

  • Людвиг ван Бетховен

    Людвиг ван Бетховен - выходец из музыкальной семьи. В детстве будущего композитора приобщали к игре на музыкальных инструментах, таких как орган, клавесин, скрипка, флейта.

Владимир Иванович Вернадский, естествоиспытатель и мыслитель (1863-1945)

Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все, им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение?

Из записей В.И. Вернадского

Этот вопрос, заданный великим ученым почти век назад, актуален и по сей день. Вернадский осознавал, что человек отчуждается от создавшей его Природы. По его словам, «благодаря условностям цивилизации, эта неразрываемая и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей Природой». Владимир Иванович не мог представить, что люди будут и впредь рассматривать окружающую природу лишь как средство для удовлетворения своих материальных потребностей, мало заботясь о ее состоянии, используя научные достижения почти исключительно для экстенсивной эксплуатации ее ресурсов.

В.И. Вернадский — основоположник комплекса современных наук о Земле: геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. Его естественно-научные и философские интересы были сосредоточены на разработке целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Он один из создателей антропокосмизма — системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

Родился будущий ученый 12 марта 1863 г. в Петербурге, в семье профессора экономики и статистики Ивана Васильевича Вернадского. Когда мальчику было 5 лет, семья перебралась на родную для его родителей Украину. Детство свое, проведенное в Харькове, Владимир Иванович считал одним из счастливейших периодов жизни. Именно тогда он не просто увидел природу во всем ее естестве, а «вжился» в нее.

Большое влияние на Вернадского в детстве оказали близкие люди. Это и няня, добрая, мудрая, живущая религиозными традициями; и дядя Евграф Максимович Короленко (писатель В.Г. Короленко — троюродный брат Владимира Ивановича), разносторонне образованный, увлеченный эволюционной теорией и поэзией звездного неба и космоса; и старший сводный брат Николай, необычайно широко одаренный, ставший для младшего первым учителем в мире культуры; и баловавшие его сестры; и любящая мать; и отец, сумевший привить любовь к Родине и уважение к иным странам и народам.

Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами в библиотеке отца, читая их без особого разбора. Петербургская классическая гимназия, где он учился с третьего класса, считалась одной из лучших в России. Здесь хорошо преподавали иностранные языки, историю, философию. В дальнейшем будущий ученый самостоятельно изучил несколько европейских языков.

Однако детские годы Вернадского не были сплошным праздником. Тяжелая болезнь отца, чуть не стоившая ему жизни, и другое потрясение — смерть Николая — вызвали глубокие переживания и раздумья. «Мои заметки и воспоминания 1874 года» — так он назвал свои записи в тот год, когда потерял брата и начал систематически вести дневник. В них есть признание: «Да, есть две вещи, которые нелегко перенести, — горе, постигшее семейство, и потерю Отечества».

Две темы волновали Вернадского в то время более всего: судьба славянства, его будущее (в эти годы шла русско-турецкая война) и природоведение (в гимназии преподавали естественные дисциплины в крайне ограниченной и примитивной форме). Решив, что «по двум путям углубляться невозможно», увлеченный миром, открывшимся ему на страницах книг А. Гумбольдта, Ч. Дарвина, Владимир делает свой выбор. В 18 лет он становится студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Преподавателями студента Вернадского оказались творчески свободные, способные, незаурядные ученые: химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, физиолог И. Сеченов, ботаник А. Бекетов и особенно В. Докучаев — почвовед, давший толчок к созданию синтетического естествознания, соединяющего в систему живую и неживую природу.

Кроме обязательных предметов, Вернадский посещает лекции на других отделениях; намечает обширную программу самообразования, в которую входят различные общественные науки: история, демография, философия, политическая экономия. Его интересуют нестандартные концепции в естествознании, истории науки, художественном творчестве, религиоведении; он сотрудничает в научно-литературном обществе; участвует в экспедициях и полевых наблюдениях.

В университетской среде Владимир Иванович находит людей, близких по духу. Организуется кружок, впоследствии названный «Братство» (в нем состояла и жена Вернадского — Наталья Егоровна Старицкая). Члены этого кружка в течение 35 лет находились в постоянной переписке и встречались при каждой возможности. Показательны и «важнейшие правила» собственной жизни, принятые кружковцами. 1. Работай как можно больше. 2. Потребляй (на себя) как можно меньше. 3. На чужие беды смотри, как на свои. Эти принципы они свято соблюдали всю жизнь.

По завершении учебы Вернадский становится хранителем Минералогического кабинета Петербургского университета. Сфера его научных интересов — минералогия, кристаллография, почвоведение. Затем, для подготовки к профессорскому званию, на несколько лет он отправляется в заграничную командировку. В Германии, Англии, Италии и Франции ученый занимается кристаллографией, серьезно изучает литературу по истории естественных, гуманитарных и технических наук.

В 1890 г. он принимает приглашение Московского университета. Вскоре и коллеги и студенты убедились, что с ними рядом появился интересный человек, эрудированный педагог, перспективный ученый. Он защитил магистрскую, а потом и докторскую диссертации; у него появляются ученики и последователи. В Москве Владимир Иванович продолжает общаться с членами «Братства», встречается с Л.H. Толстым, философами братьями Трубецкими, историком П. Н. Милюковым, юристом П.И. Новгородцевым, занимается общественной работой.

Владимир Иванович вел чрезвычайно интенсивную научную работу. В докладе на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей он практически обосновал начало новой науки — геохимии. В 1911 г. университетское начальство издало приказ о запрещении студенческих демонстраций. Аресты среди студентов вызвали возмущение многих профессоров — более 120 педагогов подали в отставку. Университет покинули П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, Н.Д. Зелинский и другие известные ученые.

Вернадский возвращается в Петербург. В 1912 г. его избирают академиком Российской академии наук. Вскоре начинается Первая мировая война. Несмотря на это, ученый развивает бурную деятельность по созданию первой в России радиохимической лаборатории. Побывав в Канаде (на Международном геологическом конгрессе), Владимир Иванович серьезно задумывается о влиянии научно-технического прогресса на окружающий мир и о необходимости создания специальной комиссии по изучению естественных производительных сил.

К началу 1917 г. в стране усиливается социальный кризис, но научная работа продолжается. В это время Владимир Иванович записывает: «Как не подвергаю я самокритике свою работу, все же в таком виде, мне кажется, природу никто не охватывал». Одновременно он включается в работу по организации Украинской академии наук и становится ее первым президентом (1919). Владимир Иванович пытается развернуть исследования, борется за жизнь академии в период смены властей, стремится собрать семью, разбросанную по югу России, защитить себя и свои работы, тяжело болеет тифом, продолжает преподавательскую деятельность и даже становится ректором Таврического университета в Симферополе.

В первые послереволюционные годы Вернадский остро переживает катастрофу русской государственности, разрушение культуры: «Я не могу себе представить и не могу примириться с падением России, с превращением русский культуры в турецкую или мексиканскую» (Дневник от 30 августа 1920 г.). «Где искать опоры? — задавал себе ученый вопрос еще в марте 1918 г. и отвечал: — Искать в бесконечном, в творческом акте, в бесконечной силе духа». На этом он стоял до конца.

В Петроград Владимир Иванович возвращается в 1921 г. Заведует музеями, возглавляет работу в радиохимической лаборатории, организует метеоритную экспедицию, читает лекции, участвует в комплексных исследованиях Кольского полуострова. И все это вопреки угрозе здоровью и жизни. Возобновляются встречи «Братства». В начале 1922 г. наконец открывается Радиевый институт.

Важный этап в жизни и творчестве Владимира Ивановича Вернадского — командировка во Францию, продлившаяся три с лишним года. Ученый был избран профессором Сорбонны и приглашен для чтения лекций по геохимии.

Там он знакомится с новостями мировой науки и трудами выдающихся ученых; обсуждает научные проблемы с Эр. Резерфордом, П. Ланжевеном, встречается с философами Эд. Леруа и П. Тейяр де Шарденом. Издает «Геохимию», подготавливает к печати один из основных своих классических трудов — «Биосфера». Но главное, он создает учение о ноосфере (от греч. noos — разум) — «сфера разума», которое будет развивать и совершенствовать до последних дней жизни.

Для истинного торжества ноосферы, по мнению Вернадского, необходимы такие предусловия, каких мир еще не достиг: «Два момента, следовательно, являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней природой и господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами».

Как ученый-натуралист Владимир Иванович много сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, как выдающийся мыслитель он провидел сущность «ноосферы как цели», ее задачи и движущие силы. Колоссальное изменение порядка вещей, какое происходит от вторжения человека в природу, ученый поставил на точную научную основу, введя понятие культурной биогеохимической энергии.

В XX в., по мысли Вернадского, созревают значительные материальные предпосылки для перехода к ноосфере, осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это вселенскость человечества, «полный захват человеком биосферы для жизни», когда вся Земля, до самых неблагоприятных мест, преобразована и заселена, человек проник во все ее стихии — землю, воду, воздух. Во-вторых, единство человечества, когда создаются сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации, самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. В-третьих, омассовление общественной, исторической жизни, когда «народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел». И наконец, — рост науки, превращение ее в мощную геологическую силу, главную силу создания ноосферы, таящую в себе потенцию развития, фактически безграничного.

Как пишет Р.К. Баландин, глубоко изучавший жизнь и творчество В.И. Вернадского, ученый, думая о ноосфере, «надеялся на ее создание уже в XX в. Действительность опровергла эти мечты. Заблуждение гения? Вряд ли. Только вот достижение того, что он подразумевал под ноосферой, оказалось необычайно трудной задачей. Ее не решить посредством создания более совершенных технических средств, технологий... На пути к ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. Идея ноосферы обладает эвристическим потенциалом, помогая сопоставлять реальность с тем идеалом, к которому следует стремиться».

Сам Вернадский, конечно же, был человеком ноосферы. Он старался делать все возможное для развития научных идей и претворения их в жизнь. Работал на благо науки и всего человечества.

Трудоспособность ученого поразительна. Он работал до поздней старости по 10—12 ч в сутки и даже более. О своем образе жизни Вернадский писал так:

У меня осталась очень хорошая справочная библиотека... Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками...

Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1—2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни. После моего долгого пребывания во Франции я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (в 6—7 часов), ложусь в 10—10,5 часов.

Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю... Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу...

В начале 1926 г. Владимир Иванович возвращается в Ленинград, в академию. Он сосредоточился на деятельности Радиевого института, Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Из печати выходит его работа «Биосфера», в которой он обосновывает мысль о том, что «биосфера — это биокосное природное тело, для которого характерна закономерная организованность движения материи и энергии под влиянием живого вещества». Книга имела огромный успех не только в научных, но и в широких культурных кругах.

Углубившись в научные проблемы, Вернадский начинает разрабатывать несколько идей одновременно. Прежде всего это идея времени. Другая идея касается проблемы космической жизни, приобретая значение не только для ученого или философа, но и для всякого думающего человека. Третья — формирование основ радиогеологии, науки о геологическом возрасте.

С 1935 г. Вернадский живет в Москве и работает над книгами. До 1938 г. он часто ездил в зарубежные командировки, да и дети его жили в эмиграции: сын Георгий — профессор кафедры истории Йельского университета в США, дочь, врач-психиатр, вышедшая замуж за археолога Н.П. Толля, обосновалась в Праге. Каждый из них настойчиво звал родителей к себе. Но Владимир Иванович неизменно возвращался домой. Его самого не постигла трагическая судьба Николая Ивановича Вавилова (потрясшая Вернадского), но многие из его учеников были репрессированы и сосланы. Ученый, невзирая на происходящее, проявил большую личную смелость: он протестовал и ходатайствовал по их поводу перед власть имущими, насколько возможно материально и морально помогал арестованным и ссыльным.

Но Вернадский видит в эти годы и положительные результаты государственного и экономического строительства в России, понимает, что большевистская власть, как это ни парадоксально, спасла российскую государственность, что авторитарная, деспотическая власть стала тем мучительным, но необходимым лечением, которое стянуло распавшиеся в результате революции и братоубийственной войны части страны, чтобы оживить их и привести, пусть насильственным путем, к новому единству и новой оформленности. «Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные — их разлагающие — жестокости, в среднем они вывели Россию на новый путь»

Вернадский — один из самых крупных ученых в области, считающейся государством стратегической. В июне 1940 г., получив из США от сына сведения о работах по «новой ядерной энергии», именно Владимир Иванович стал инициатором специальной академической комиссии, разработавшей национальную ядерную программу и представившей ее правительству. В годы войны Вернадского вместе со старейшими академиками эвакуируют в Боровое (Казахстан). Все происходящее он рассматривает с точки зрения дорогой ему идеи ноосферы. «Все страхи и рассуждения обывателей, а также представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможной гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является ныне нами переживаемый переход биосферы в ноосферу», — писал ученый.

В Боровом он занимается «финальными» делами: составляет «Хронику» своей жизни, историю зарождения и развития своих идей и практических дел. Он сознательно готовится к последнему переходу и так же последовательно и методично, как делал все в жизни, подводит под ней черту: «В общем, я все время неуклонно работаю. Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы. Если что может оставаться — то переходит в друroe живое, какие-нибудь не единичные формы "переселения душ", но в распадении на атомы (и даже протоны). Вера Вивекананды неопровержима в современном состоянии науки. Атомно живой индивид — и я в том числе — особое я» (Дневник от 27 декабря 1942 г.). Но его еще ждет одно тяжкое личное испытание: 3 февраля 1943 г. от внезапной болезни умирает его самый близкий друг и помощник — жена Наталья Егоровна, с которой они прожили душа в душу 57 лет. Последняя статья мыслителя — «Несколько слов о ноосфере». Умер Вернадский 6 января 1945 г.

Развитое Вернадским учение позволило человечеству приблизиться к пониманию того, что преобладание материальных ценностей над духовными, укрепление техносферы есть тупиковый путь развития современной цивилизации. Он ведет к деградации жизни, культуры и человеческой личности.

Как замечает Р. К. Баландин, необходимо стремиться к тому, чтобы Homo sapiens был разумным не по самоназванию, а по верности идеалам ноосферы: добра, справедливости, красоты, разума. В этом отношении весьма поучителен опыт жизни самого Владимира Ивановича Вернадского. У него были ограниченные материальные возможности и безграничные духовные потребности. Только при таком сочетании на Земле может сохраниться великолепная биосфера и достойное ее человечество.

Из дневника В.И. Вернадского

Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Хорошо жить во имя чего? И для чего? Надо искать более высоких идеалов. «Любовь к человечеству» — маленький идеал, когда живешь в космосе.

(12.03.1863-1945)

Владимир Иванович Вернадский - известный советский биолог, геолог, химик, мыслитель.

Одной из главных заслуг Вернадского является то, что он создал учение о биосфере, в котором показал, что живые организмы влияют на осадочные горные породы. В развитие этого учения Вернадский рассматривал и ноосферу - биосферу, в которой обитает человек.

Подробная биография

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, работал профессором экономики в Петербургском университете.

Через пять лет после рождения Владимира Ивановича его семья переехала в Харьков.

В этом городе Иван Васильевич Вернадский стал работать управляющим конторой Государственного банка.

В Харькове Владимир Иванович поступил в Первую классическую гимназию.

В 1876 году семья Вернадских вернулась в Петербург. Владимир Иванович продолжил учебу в одной из лучших в России Первой петербургской гимназии.

В 1881 году Владимир Вернадский поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время там преподавали Менделеев, Бутлеров, Сеченов, Докучаев.

Здесь Вернадский провел свое первое исследование (под руководством В. В. Докучаева). Оно было посвящено сусликам. Владимир Иванович выяснил, что перемещение земли, осуществляемое этими животными, достаточно велико.

В 1886 году Владимир Иванович Вернадский окончил университет и остался в нем для продолжения научной работы, причем заинтересовала его уже минералогия.

В 1898 году Владимир Вернадский возглавил кафедру минералогии и кристаллографии в Московском университете.

В то время минералогия занималась, в основном, описанием и систематизацией минералов. Владимир Иванович Вернадский выдвинул идею эволюции минералов (связь с окружающей средой, изменение минералов во времени). Результаты своих опытов и размышлений Вернадский изложил в работе «История минералов земной коры».

С 1905 года Вернадский стал членом Конституционно-демократической партии, выступавшей за демократические реформы в России.

В 1911 году Владимир Иванович Вернадский ушел (вместе с другими профессорами) из Московского университета (в знак протеста против действий министра просвещения Кассо).

Покинув Московский университет, Вернадский вернулся в Петербург и занялся научной работой. Он занимался, в основном, теми областями, которые находились между общепринятыми научными дисциплинами (химией, геологией и биологией), в результате чего появились новые науки - геохимия и биогеохимия.

Биогеохимия Владимира Ивановича Вернадского занималась геохимическими процессами на поверхности Земли, в которых очень важную роль играют живые существа - представители биосферы. Он показал, что биосфера - это закономерный результат развития Земли.

Вернадский расширил понятие «биосфера» (введенное в XIX веке), назвав этим термином оболочку Земли, включающую нижнюю часть атмосферы, почти всю гидросферу и верхнюю часть литосферы, в существование которой живые организмы вносят существенный вклад. Такая трактовка была не нова, но Вернадский смог показать, что большинство осадочных горных пород - результат жизнедейтельности живых организмов.

Вернадский разделял биосферу на две части - современную или активную (где сейчас живут всякие организмы) и пассивную, включающую область жизнедеятельности давно погибших организмов.

Владимир Иванович показал на изученных им элементах, каким образом живые организмы участвовали в их образовании и миграции. При этом Вернадский выяснил, что живые организмы, являются концентраторами и накопителями рассеянных редких веществ и химических элементов».

Свое учение о закономерностях связей химических элементов Владимир Иванович Вернадский изложил в работе «Парагенезис химических элементов земной коры».

В последние годы жизни Вернадский пришел к выводу, что биосфера переходит в ноосферу (термин «ноосфера» придумал французский геолог Э. Леруа).

Владимир Иванович Вернадский определил ноосферу как оболочку Земли, в которой деятельность человеческого разума приобретает характер геологического процесса. Он считал ноосферу одним из состояний биосферы, биосферой людей.

Владимира Иванович был одним из организаторов партии кадетов, входил в 1917 году во Временное правительство в качестве товарища министра народного просвещения.

После октябрьского переворота, когда Ленин объявил кадетов «партией врагов народа», Вернадский уехал в Украину. Там, в 1918 году, до того как в Киев пришли красные, основал Украинскую академию наук.

В 1920 году Владимир Иванович Вернадский организовал Таврический университет в Крыму.

В 1921 году Владимир Иванович Вернадский вернулся в Россию. В Советской России у него не возникло проблем (возможно - по указанию Ленина). Одной из причин этого могло быть то, что Владимир Иванович Вернадский посещал тот же студенческий народовольческий кружок, что и Александр Ульянов (брат Ленина).

Сын Владимра Ивановича Георгий, был приват-доцентом Петербургского, затем Таврического университета, заведующим отделом печати во врангелевском правительстве Юга России, а с 1927 года стал работать США. Он даже был профессором Йельского университета, заведуя кафедрой русской истории.

Дочь академика, Нина, вышла замуж за барона Толля, сына известного путешественника, и уехала с ним в Прагу, потом - в Америку.

В тридцатые годы Владимира Ивановича Вернадского «разрабатывало НКВД» (в связи с «делом Российской Национальной партии»), но до ареста так и не дошло.

Летом 1940 года Владимир Иванович Вернадский получил от сына письмо, к которому была приложена газетная вырезка. В ней сообщалось, что знакомые ему Отто Ган и Фриц Штрассман в берлинском Институте кайзера Вильгельма расщепили ядро атома урана, бомбардируя его нейтронами.

Вернадский оценил потенциальные возможности этого эксперимента. Поэтому по его инициативе была создана комиссия Академии Наук СССР, куда вошли И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон - будущие создатели советской атомной бомбы.

Умер Владимир Иванович Вернадский в 1945 году, за полгода до бомбардировок японских городов.

Великий человек, ученый и общественный деятель Владимир Вернадский известен как открыватель биосферы, ноосферы и такой науки, как биогеохимия. Его научная деятельность была достаточно широкой и включала в себя геологию, минералогию, биологию, геохимию, радиогеологию, кристаллографию, и даже философию.

Краткая биография В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский родился 28 февраля 1863 года в Санкт-Петербурге Российской Империи. Его отец – Иван Васильевич Вернадский , чиновник в министерстве внутренних дел, потомок запорожских казаков; его мать – Анна Петровна Вернадская , потомственная русская дворянка.

Период учебы

Спасаясь от сурового Петербуржского климата, семья Вернадских переехала в Харьков в 1868 году , где через 5 лет юный Владимир стал обучаться в первом классе Харьковской гимназии .

В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, Вернадский поступил в 1-ю Петербургскую классическую гимназию . В 1881 году он окончил гимназию восьмым в выпуске , что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив.

В 1881-1885 годах обучался на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета , который окончил. Он был участником экспедиций (1882, 1884) и учеником В. В. Докучаева . Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев и ботаник А. Н. Бекетов .

В 1885-1890 годах он стал хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.

В 1888-1890 годах Владимир Вернадский был командирован Университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию.

В 1889 году он помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награжден золотой медалью.

В 1897 году В. И. Вернадский защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете .

Вернадский – ученый-естествоиспытатель

Научная работа Владимира Ивановича Вернадского оказала значительное влияние на развитие наук о Земле, академий наук России и Украины.

Этот великий ученый проводил большую работу по организации экспедиций и созданию лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов . Он был одним из первых, кто понял огромную важность изучения радиоактивных процессов для всех сторон жизни общества.

Ход исследований радиоактивных месторождений был отражён в «Трудах Радиевой экспедиции Академии наук» . Он считал, что для успешной работы должны быть организованы постоянные исследовательские станции.

Период революции

Летом 1917 года В. И. Вернадский приехал в свою усадьбу Шишаки в Полтавской губернии, где его застала Октябрьская революция. Признав независимость Украины как свершившийся факт, В. И. Вернадский в мае 1918 года вышел из Кадетской партии.

27 октября 1918 года Вернадский стал одним из основателей и первым президентом Украинской академии наук , созданной правительством гетмана Павла Скоропадского. Читал курс геохимии в Киевском университете. Увлеченно занимался биогеохимией.

В середине марта 1921 года семья Вернадских вернулась в Петроград. В. И. Вернадский возглавил Метеоритный отдел Минералогического музея в Петрограде (1921-1939), Радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Л. А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 году Тунгусского метеорита.

Арест и освобождение

14 июля 1921 года Владимира Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. На следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников, Вернадский был освобожден.

Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому, - после чего Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

Вернадский — радиолог

Вернадский участвовал в создании в январе 1922 года Радиевого института , который возглавлял по 1939 год. Институт был сформирован путем объединения всех имевшихся к тому времени в Петрограде радиологических учреждений:

  • Радиевой лаборатории Академии наук
  • Радиевого отделения Государственного рентгенологического и радиологического института
  • Радиохимической лаборатории
  • Коллегии по организации радиевого завода.

Комплексный подход к проблеме радиоактивности, характерный для основателей института - академиков Вернадского и Хлопина, предопределил комплексную структуру института, основанную на сочетании физических, химических и радиогеохимических исследований.

Другие заслуги

В 1915-1930 годах председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО . Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

В 1926 году продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана . Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» - географических пограничных слоях различного масштаба.

Основал новую науку - биогеохимию и внес огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.

Философское наследие

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере , он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм .

Последние годы жизни

Летом 1940 года по инициативе В.И.Вернадского начались исследования урана на получение ядерной энергии. С началом войны был эвакуирован в Казахстан, где создал свои книги «О состояниях пространства в геологических явлениях Земли. На фоне роста науки XX столетия» и «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» .

В 1943 году к 80-летию со дня рождения «за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники » В. И. Вернадский был удостоен Сталинской премии 1 степени .

В конце 1943 года В. И. Вернадский вернулся из Казахстана в Москву. 25 декабря 1944 года у него произошёл инсульт. Владимир Иванович Вернадский скончался 6 января 1945 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 - академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем - профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович ("ноосфера" также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

Академик Вернадский был активным сторонником который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать - первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского - Иван Васильевич - открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок - дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что "вырастил" целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль - геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его - прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал "вернадскитом".

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов - 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки - биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука - это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел - реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия - это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь - это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум - это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» - совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы - огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера - живая оболочка Земли - никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли - это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

и ноосфере

Ноосфера - целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня - так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

Несколько слов о биосфере

По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания - это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского - самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.