Немецкая армия. Вооруженные силы Германии — общие сведения

Вооруженные силы стран мира

ВС Германии

Одной из главных целей создания в 1949 г. блока НАТО был контроль над Германией, в то время лишь Западной. При этом ФРГ оказалась на потенциальной передовой, причем на главном направлении так и несостоявшегося удара войск Варшавского договора. Поэтому Бундесвер стал главной ударной силой НАТО в Европе, кроме того, на немецкой территории были дислоцированы мощные контингенты ВС США, Великобритании, Франции, Канады, Голландии, Бельгии. Эти силы были объединены в две группы армий сухопутных войск и две воздушные армии.

После объединения Германии в 1990 г. Бундесвер достиг огромной боевой мощи – 7 тыс. танков, 8,9 тыс. БМП и БТР, 4,6 тыс. орудий, минометов и РСЗО, 1 тыс. боевых самолетов. Кроме того, на немецкой территории находились 5,9 тыс. американских танков, 5,7 тыс. БМП и БТР, 2,6 тыс. артсистем, более 300 самолетов. Еще до 1,5 тыс. танков, столько же БМП и БТР, не менее 500 артсистем имели здесь другие страны НАТО.

Всё это в далеком прошлом. Расформированы группы армий и воздушные армии. Французы, голландцы, бельгийцы и канадцы давно покинули Германию. В 2015 г. покинул ее и британский контингент.


Сегодня состав ВС Германии следующий.

Сухопутные войска включают 3 дивизии и ряд других частей и подразделений. Это 1-я танковая дивизия (штаб - в г. Ольденбург) (в ее состав 9-я (Мюнстер) и 21-я (Аугустдорф) танковые, 41-я (Нойбранденбург) мотопехотная бригады, а также 43-я механизированная бригада ВС Голландии), 10-я танковая дивизия (Файтсхёххайм) (12-я танковая (Амберг), 23-я горнопехотная (Бад Райхенхаль), 37-я мотопехотная (Франкенберг) бригады, а также 4-я бригада СБР ВС Чехии) и дивизия СБР (Штадталлендорф) (1-я воздушно-десантная бригада (Саарлиус), командование ССО, 36-й полк боевых вертолетов, 10-й и 30-й полки транспортных вертолетов, а также 11-я воздушно-десантная бригада ВС Голландии и 81-я механизированная бригада ВС Румынии).

Танковый парк включает 241 «Леопард-2» (221 А6, 20 А7). Кроме того, 380 "Леопард-2А4/А5" и 191 «Леопард-1» находятся на хранении.

Имеется 170 БРМ «Фенек», 65 "Динго-2А3.2".

Количество БМП «Мардер» сократилось до 778, на смену им должны прийти БМП «Пума» в количестве примерно 400, сейчас имеется 26.

Доминирующим классом бронетехники в немецкой армии становятся БТР и бронеавтомобили. Сегодня Бундесвер имеет их 359 TpZ-1 «Фукс», 144 «Боксер» (всего будет 256; также имеется 137 вспомогательных машин на базе этого БТР), 100 «Визель» (она, впрочем, иногда классифицируется как БМД), 537 "Динго", в т.ч. 137 "Динго-1" и 400 "Динго-2" (а также 73 БРЭМ на его базе), 76 шведских BV206S (и не менее 111 вспомогательных машин на базе этого БТР), 629 швейцарских "Игл" (и 20 вспомогательных машин).

Артиллерия включает 129 САУ PzH2000 (еще до 20 на хранении), 119 самоходных 120-миллиметровых минометов «Тампелла» и 59 РСЗО MLRS. Остаются на вооружении 2 старых САУ М109 и 10 буксируемых пушек М101.

На вооружении состоит 311 новейших израильских ПТРК "Спайк-LR", 113 самоходных ПТРК "Тоу" на шасси "Визель".

Войсковая ПВО включает 50 ЗРК «Оцелот», известных также как ASRAD (это 4 ПЗРК «Стингер» на шасси машины «Визель»), и 865 ПЗРК «Стингер» в «оригинальном» переносном варианте.

В составе армейской авиации имеется 59 ударных вертолетов «Тигр» UHT (еще 5 на хранении), до 129 многоцелевых UH-1D (еще до 70 на хранении), 19 ЕС-135, 62 новейших NH-90 (еще 1 на хранении; всего должно быть 82). На хранении находятся до 196 многоцелевых вертолетов Во-105.

Кроме перечисленной техники на хранении может находиться до 2247 БТР М113, до 39 САУ М109, до 134 орудий М101 и до 177 FH-70, до 100 РСЗО MLRS, до 87 ЗРК "Роланд", до 340 ЗСУ "Гепард". Вся эта техника уже не находится на балансе ВС, она предназначена для утилизации, разборки на запчасти и продажи за рубеж.

ВВС Германии (Люфтваффе) включает Оперативное командование и Центральное управление (оба находятся в Кёльне). В составе Оперативного командования имеется 6 тактических авиакрыльев (31-е, 33-е, 51-е, 71-е, 73-е, 74-е), 3 транспортных авиакрыла (61-е, 62-е, 63-е), 64-е вертолетное крыло, 1-е крыло ПВО.

Основу боевой мощи Люфтваффе составляют европейские (немецко-английско-испанско-итальянские) истребители-бомбардировщики «Тайфун». По первоначальным планам 1986 г. ВВС Германии предполагали приобрести 250 «Тайфунов», в 1998 г. этот план был сокращен до 180 машин, в 2003 г. – до 143. Сегодня поставлено 139 «Тайфунов» (в т.ч. 31 учебно-боевой). Остаются на вооружении до 111 бомбардировщиков «Торнадо», еще до 28 машин находятся на хранении в самой Германии, 1 – на хранении в США на базе Дэвис-Монтан. На хранении находятся до 41 старого истребителя F-4F (до 26 в Германии, 15 в США), но они будут утилизированы. На ВВБ Бюхель размещены 20 американских ядерных авиабомб В-61, которые в случае войны будут применяться самолетами «Торнадо» ВВС самой Германии.

Транспортная авиация включает 28 новейший А400М, 2 А319, 1 А321, 2 А340, 6 А310 (в т.ч. 4 заправщика), 56 С-160 (еще до 9 на хранении), 4 "Глобал экспресс-5000", а также 88 вертолетов - 85 СН-53G (еще до 5 на хранении), 3 AS532. Учебной авиации Люфтваффе не имеют, пилоты проходят обучение в США на американских учебных самолетах.

Наземная ПВО включает 20 батарей ЗРС «Пэтриот» (по 8 ПУ в каждой, по 4 ЗУР на ПУ). Имеется также 2 резервные и 2 учебные батареи той же ЗРС.

ВМС Германии (Бундесмарине) насчитывают менее 50 боевых единиц. Подводный флот включает 6 ПЛ пр. 212, которые стали первыми в мире ПЛ с ВНЭУ. Кроме того, в отстое находятся 3 списанных ПЛ пр. 206. Фрегатов имеется 10 – 3 новейших типа «Заксен» и 1 типа "Баден-Вюртемберг", 4 современных типа «Бранденбург» и 2 старых типа «Бремен» (еще 4 корабля этого типа выведены из состава ВМС). Кроме того, в составе Бундесмарине имеется 5 корветов типа «Брауншвейг» и 12 тральщиков (10 пр. 332, 2 пр. 352 (еще 2 в отстое, 1 используется как стационарный учебный); 5 пр. 333 в отстое). В отстое - 9 ракетных катеров типа "Гепард".

Морская авиация включает 8 противолодочных самолетов Р-3С «Орион», 3 патрульных Do-228, 42 вертолета (20 «Си Кинг» (еще 1 на хранении), 22 «Супер Линкс»). Предполагается приобрести 18 вертолетов NH90.

Как было сказано в начале статьи, группировка иностранных войск на территории Германии радикально сократилась за последние 20 лет. Сейчас она включает британскую 20-ю мотопехотную бригаду и остатки американского контингента. 7-я полевая армия США (штаб в г. Висбаден) имеет в своем составе 2-й кавалерийский полк (эквивалентен бригаде "Страйкер"), 12-ю бригаду армейской авиации, 41-ю артиллерийскую бригаду, 7-й полк ПВО, 16-ю бригаду обеспечения, 405-ю и 409-ю бригады поддержки, 598-ю транспортную бригаду, 30-ю медицинскую бригаду, 18-ю бригаду военной полиции, 66-ю разведывательную бригаду, 2-ю бригаду связи.

3-я воздушная армия ВВС США (Рамштейн) включает 52-е авиакрыло (Шпангдалем) с истребителями F-16 и 86-е авиакрыло (Рамштейн) с транспортными самолетами С-130, С-20, С-21А, С-37А.

В целом, сократившись за два десятилетия в разы или даже на порядки по всем классам боевой техники, Бундесвер остается одной из крупнейших европейских армий, поскольку остальные сократились почти также радикально. Однако никакой главной ударной силой НАТО в Европе немецкая армия больше не является. Это определение по отношению к нынешним европейским армиям теперь неприменимо в принципе.

Даже самая свободная демократия нуждается в вооруженной защите. Этот довод лег в основу создания в 1956 году Бундесвера. Его задачи с самого начала ограничивались исключительно обороной. Учитывая немецкую историю, при создании Бундесвера ставка делалась на солдата с новыми качествами, солдата не на войне, а на страже мира. „Уметь бороться, чтобы не нужно было бороться,“ - таким был и остается девиз Бундесвера. Бундесвер до 2011 года комплектовался путем призывов на действительную службу. Служба по призыву в Германии была обязательной для всех совершеннолетних граждан страны.

Логотип вооруженных сил Германии

При введении в 1956 году всеобщей воинской обязанности законодательство дало Бундесверу определение - „законное дитя демократии». Бундесвер максимально учитывал ситуацию молодых людей с работой или учебой. Выпускников гимназий и техникумов старались призывать сразу по окончании школы, чтобы их демобилизация пришлась через год как раз на начало учебы в вузе. Военнообязанных могли призывать на службу в вооруженные силы, в федеральную пограничную охрану и в одну из служб гражданской обороны. Военная служба длилась 12 месяцев. Была возможна и альтернативная служба. Каждый призывник имел право по моральным мотивам отказаться от службы c оружием в руках. Тогда он, как правило, должен был отбыть альтернативную службу, например, ухаживая за больными и престарелыми в социальном учреждении. Альтернативная служба заменяла военную и длилась 15 месяцев.

Командование и боеспособность высокотехнизированной армии, комплектуемой путем призывов на действительную службу, требовала и большой доли военнослужащих по контракту. Желающие могли оставаться на сверхсрочной службе от двух до 15 лет. Большинство обычно сначала предпочитало контракт на четыре года. Сверхсрочнослужащие во время службы офицером, унтер-офицером или рядовым приобретали специальность. Вместо денежного довольствия они получали оклад, который возрастал с каждым повышением в чине. Демобилизовавшись, сверхсрочнослужащие получали денежное пособие на переходный период. Большую привлекательность сверхсрочной службе придавали возможности приобретения квалифицированных специальностей, они, однако, предполагали долгосрочные контракты. В Бундесвере насчитывалось 65 тысяч штатных должностей для кадровых военнослужащих. Последние служили командирами, воспитателями, преподавателями, выполняли плановые и организационные задачи, являлись высококвалифицированными специалистами, например, пилотами реактивных самолетов. В Бундесвере никто не начинал кадровым военнослужащим. Лишь достаточно прослужив и зарекомендовав себя на практике способным командиром или специалистом, солдат мог получить штатную должность.

В первые три месяца службы, в период общей подготовки, новобранцы в рабочие дни жили в казарме. Служба начиналась в семь утра и заканчивалась в 16 час. 45 мин. До отбоя, т.е. до 22 часов, солдат в гражданской одежде или в форме мог уйти из казармы и заниматься в свободное время, чем хочет. Большинство солдат в свободное время навещали свою семью или девушку. На выходные почти все ехали домой или к своей девушке, если не были назначены в наряд или на караульную службу, что, как правило, происходило каждые четыре недели. Для солдат, которые жили недалеко от казармы в своей квартире или у родителей, после общей подготовки „отбой“ отпадал. Они могли ночевать дома и должны были снова явиться на службу на другой день в семь утра. Число ночующих дома солдат достигало 50-60 процентов на казарму, а в больших городах нередко и 70 процентов.

Военная обязанность прекращалась с уходом с действительной службы. Профессиональные военные служили в вооруженных силах всю жизнь на командирских и других должностях, которые требовали специального, обычно технического образования. Бывшие кадровые военнослужащие в возрасте до 65 лет, а офицеры и унтер-офицеры в запасе в возрасте до 60 лет в любое время могли быть снова призваны в Бундесвер.

Пройдя общую подготовку, призывники имели возможность пойти учиться. На добровольной основе и вне служебного времени они могли посещать многочисленные курсы профобучения. Курсы школ Бундесвера и Службы содействия профобучению были бесплатными. За учебу на курсах вне Бундесвера государство могло доплачивать. Бундесвер для многих сверхсрочнослужащих являлся трамплином в благополучную трудовую жизнь. Они могли приобрести в школе Бундесвера гражданскую квалификацию или наверстать при Службе содействия профобучению все виды среднего образования и выучиться профессии. Возможности были очень разнообразными. В армии можно было научиться ремеслу или же приобрести университетский диплом. Бундесвер предоставлял офицерам возможность занятий на обычных отделениях гражданских вузов. За обучение до определенной границы платило государство.

У сверхсрочников имелся большой выбор возможностей повышения квалификации. Около 100 тысяч сверхсрочнослужащих в год учились в свободное от службы время на курсах приобретения или повышения квалификации. Примерно 25 тысяч солдат в год успешно сдавали выпускной экзамен по одной из признанных специальностей. Бундесвер, помимо этого, оказывал демобилизующимся солдатам всяческую поддержку при трудоустройстве. Он финансировал новому работодателю часть зарплаты бывшего солдата, если тому сначала требовалось приобрести трудовые навыки без отрыва от производства. Переход к гражданской жизни облегчали и денежные пособия. При увольнении в запас после длительного срока службы военнослужащий получал в месяц 75 процентов от последнего денежного содержания в течение максимум 36 месяцев. А денежное содержание у сверхсрочнослужащего очень приличное. Через несколько лет службы он получал примерно столько, сколько ремесленный мастер.

Военнообязанные во всех родах войск были социально застрахованы. Призывники находились на довольствии, включая затраты на поездки к семье. Кроме того, они получали денежное содержание, размер которого зависел от воинского звания. Но на эти деньги солдат не мог содержать семью и оплачивать квартиру. От бедственного положения его охранял закон об обеспечении содержания (семьи) при выполнении воинской обязанности. Призванные на действительную службу кормильцы получали материальную помощь. Холостые призывники, чтобы сохранять за собой свою квартиру во время службы, имели право на пособие по покрытию расходов на аренду. Если солдат до призыва был частно застрахован, за него выплачивали страховые взносы. Если он работал, когда его призвали, рабочее место по закону сохранялось за ним до конца срока службы. Государство оплачивало за всех призывников взносы по различным видам страхования.

Права солдат

Унтер-офицер заставляет новобранца чистить себе сапоги, потому что последний неправильно отдал честь? В Бундесвере такие вещи полностью исключались. Любой солдат, который считал, что с ним несправедливо обращаются, мог предпринять в свою защиту простые и действенные шаги, не боясь неприятностей. Он мог написать рапорт своему непосредственному начальнику или послать жалобу в служебный надзор. Каждый случай должен быть рассмотрен. Если этого не произошло, ответственным лицам угрожали серьезные взыскания. Парламент, кроме того, учредил особые инстанции, которые осуществляли надзор за соблюдением прав солдат и лиц на альтернативной службе. Это - уполномоченный Германского Бундестага по Бундесверу и федеральный уполномоченный по альтернативной службе.

У обратившегося к уполномоченному солдата не должно было возникать неприятностей. Командиры, нарушавшие этот закон, считались совершившими уголовно наказуемое деяние. С армейскими командирами занимались преподаватели и консультанты права. Они помогали сохранять главенство права и закона во внутреннем порядке Бундесвера. Каждый солдат мог обратиться в дисциплинарные суды первой инстанции и в высшие военно-дисциплинарные суды Федерального административного суда с просьбой поручить проверить правомерность всех мер своих командиров независимым судьям. Сюда относились и меры дисциплинарного взыскания.

Женщины в форме

Основной закон запрещал женщинам службу с оружием в руках. А вот на медико-санитарной службе находились 260 женщин. Они в ранге офицеров служили в Бундесвере врачами, аптекарями и ветеринарами. Женщины, кроме того, могли служить в военных оркестрах Бундесвера.


С 2001 года сняты все ограничения на службу для женщин

Переход к профессиональной армии

В 1994 году численность бундесвера сократилась с 470 тысяч человек до 370 тысяч. Это было началом перехода к профессиональной армии.

С июля 2011 года обязательного воинского призыва в армию Германии нет. Бундесвер осуществил переход к полностью профессиональной армии.

  • Объединённые силы обеспечения Германии
  • Федеральная организация по вопросам оборонного персонала [d]
  • Федеральная организация по вопросам информации, технологий, оборудования и утилизации [d]
  • Федеральная организация сохранения оборонной инфраструктуры и профессиональных служб [d]
  • Федеральная администрация военной юстиции [d]
  • Военное духовное управление [d]
  • информационное и киберпространство [d]
  • Академия командного состава Бундесвера [d]
  • Управление авиации Бундесвера [d]
  • Управление планирования Бундесвера [d]
  • Оперативное командование Бундесвера [d]
  • Численность 177.608 чел. (декабрь 2016 года) Девиз «Wir. Dienen. Deutschland» - Мы служим Германии Цвета чёрный, серый Участие в Босния 1995 г.
    Операция Стрекоза
    Югославия (Косово) (1999)
    Афганистан (2001-2014)
    Война в Афганистане (с 2015)
    Военная операция против «Исламского государства»
    Интервенция в Сирию
    Знаки отличия Командиры Действующий командир Урсула фон дер Лайен (Министр обороны) Сайт bundeswehr.de

    История

    История германской армии
    Армия Восточно-Франкского королевства
    Армия Германского королевства
    Имперская армия
    Германская федеральная армия
    Саксонская армия
    Вюртембергская армия
    Баварская армия
    Прусская армия
    Рейхсхеер
    Рейхсвер
    Вермахт
    Войска СС
    Фольксармее
    Бундесвер

    Бундесвер был создан через десять лет после окончания Второй мировой войны , 7 июня 1955 года . В тот день было открыто министерство обороны Германии . Первые 100 добровольцев новой германской армии в Бонне 12 ноября присягнули на верность отечеству в соответствии с традициями и ритуалом «старой германской армии ». Однако название «бундесвер» появилось лишь в 1956 году .

    Основанию германской армии предшествовало подписание соглашений в Париже в 1954 году, по которым на территории ФРГ был отменён оккупационный режим, восстановлен её государственный суверенитет. ФРГ приняли в НАТО . Кабинет канцлера Конрада Аденауэра принял новую конституционную концепцию армии под контролем парламента. В Основном законе страны был закреплён запрет на использование армии за пределами Германии. До 1957 года Бундесвер комплектовался по найму, но в 1957 году был введён призыв на обязательную военную службу.

    На протяжении первых 40 лет после своего создания бундесвер, в соответствии с конституцией ФРГ , не участвовал в боевых операциях. Лишь в середине 1990-х годов ситуация изменилась. 12 июля 1994 года Конституционный суд Германии принял решение об отмене поправки 1982 года к 24-й главе Основного закона, запрещавшей участие бундесвера в военных операциях за рубежом. Решением Конституционного суда были сняты какие-либо «конституционные возражения» против участия Германии в санкционированных ООН операциях по установлению и поддержанию мира. Германские военнослужащие стали привлекаться к участию в миротворческих операциях за рубежом.

    Структура

    Организация

    Сухопутные войска

    В организационном отношении сухопутные войска (Heer ) состоят из подразделений (отделение, взвод, рота), частей (отдельный батальон, полк), соединений (бригада, дивизия, корпус) и объединений (отдельный корпус, армия, фронт). В своём составе сухопутные войска имеют различные рода войск, специальные войска и службы. Всего в составе сухопутных сил: 23 бригады (9 развёрнутых механизированных, 2 воздушно-десантные, 2 тылового обеспечения, горнопехотная, воздушно-механизированная, армейской авиации, артиллерийская, инженерная, ПВО, войск РХБЗ, а также 3 механизированные сокращённого состава); командование сил специального назначения; немецкий компонент франко-германской бригады.

    Военно-морские силы

    Военно-морские силы (Marine ) включают: флот, морскую авиацию и подразделения специального назначения (Морская пехота , SEK M). Руководство военно-морскими силами осуществляет инспектор ВМС через главный штаб ВМС. Ему подчинены оперативное командование и центральное управление. Военно-Морской Флот является главной составляющей и основой морского потенциала Германии, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Германии и её союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

    Военно-воздушные силы

    Военно-воздушные силы (Luftwaffe ) возглавляет инспектор, который осуществляет руководство ими через главный штаб ВВС. Общая численность люфтваффе составляет 34 тысячи военнослужащих, в их составе: 4 дивизии, включающие разведывательную, 4 истребительно-бомбардировочных, 3 истребительных эскадры и 4 эскадры ПВО, 4 района управления оперативным применением, а также батальон прикрытия объектов; командование военно-транспортной авиации, включающее 3 эскадры ВТА и авиагруппу перевозок министерства обороны Германии; командование оперативного управления ВВС; 2 полка материально-технического обеспечения и центр обслуживания вооружений.

    Кибернетическое и информационное пространство

    Основная статья: Кибернетическое и информационное пространство Германии

    Кибернетическое и информационное пространство (Cyber- und Informationsraum ) возглавляет инспектор в звании генерал-лейтенант . Это новейшая категория сил Бундесвере, воссоздана 5 апреля 2017 года из частей, которые до этого момента были в составе Объединённых сил обеспечения, такие как подразделения связи, радиоэлектронной борьбы и разведки, психологических операций и топографического обеспечения.

    Объединённые силы обеспечения

    Объединённые силы обеспечения (Streitkräftebasis ) возглавляет инспектор в ранге заместителя генерального инспектора бундесвера. С завершением формирования ОСО, на них планируется возложить задачи управления, обеспечения и обучения. В числе наиболее важных функций нового компонента ВС названы следующие: оперативное управление, централизованное обеспечение, обработка информации, обеспечение обороны национальной территории, содержание складов центрального подчинения.

    Медико-санитарная служба

    Медико-санитарную службу (Zentrale Sanitätsdienst ) Бундесвера возглавляет инспектор, в распоряжении которого находится около 23 тысячи военнослужащих. Оперативному командованию медико-санитарной службы подчинено оперативное командование МСС и четыре военных округа. В апреле 2001 года началось формирование центрального управления МСС.

    Немецкие военные силы за рубежом

    Священнослужители в бундесвере

    Религиозному воспитанию в вооружённых силах Германии всегда уделялось серьёзное внимание. Хотя законодательства о военном духовенстве до 1919 года там не было, но уже в конце XV века в штате немецкого полка ландскнехтов состоял полковой капеллан.

    В 1919 году было создано военно-духовное управление, которое входило в судное отделении пенсионного и судебного департамента. Во главе управления стояли полевой главный евангелический и полевой главный католический священники. В Пруссии же военное духовенство евангелической церкви находилось в заведовании военного обер-пастора (Militär-Oberpfarrer). В родах войск военное духовенство подчинялось старшему пастору. Религиозные потребности лютеран и католиков удовлетворялись отдельно.

    Резиденция старшего пастора ВМС Германии находилась в городе Киле . Каждый священник военного флота Германии имел в своём ведении до 4 кораблей, на которых он по воскресениям поочередно совершал богослужения. Кроме того, пастор два раза в неделю являлся на корабль для беседы с командой. Для бесед, которые носили обычно религиозный и военно-исторический характер, выделялось служебное время. На время беседы вся команда корабля освобождалась от работ.

    Также в бундесвере представлены священники протестантской (евангелической) церкви. Лютеранский военный епископ назначается Советом Евангелической церкви Германии по согласованию с федеральным правительством. Общее число служащих в бундесвере католических и протестантских капелланов около 90 .

    В то время, как ситуация с Сирией продолжает угрожающе обостряться, в центре Берлина у штаб-квартиры министерства обороны Германии появились военные, бронетранспортеры, системы Пэтриот, были расчехлены и приготовлены последние военные разработки Бундесвера и НАТО. Случайное совпадение? Пробуем разобраться и знакомимся с армией Германии.


    После Второй мировой войны своя армия у Германии появилась в 1955 году.

    Министерство обороны является высшим командным учреждением вооруженных сил и с организационной точки зрения принадлежит к федеральному правительству. Очень важным моментом в структуре управления является то, что большая часть топовых позиций, включая министра обороны (в настоящий момент Томас де Мизьер, Thomas de Maizière), занимают гражданские лица. Решение по проведению военных операций принимается не одним человеком (например, канцлером или президентом), а Бундестагом.

    Структура министерства обороны довольно проста: Бундесвер состоит из двух составляющих частей: военной и гражданской (цивильной) . К гражданской относятся управление, департамент по кадрам, вооружению и технике, инфраструктуре, охране окружающей среды, правовому обеспечению и заботе о душевном состоянии военных. К военной – три основных вида вооруженных сил (сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы), а также центральная медико-санитарная служба и силы обеспечения.

    С 2011 года в ФРГ нет воинской обязанности, все армия контрактная. По состоянию на лето 2013 года в Бундесвере служит 185 тыс. солдат.

    Сейчас минобороны расположено в так называемом Бендлерблоке (нем. Bendlerblock). Бендлерблок - это комплекс зданий, в котором в разное время находились главное командование Вермахта, главное командование ВМФ, военная разведка, командование обороной города, штаб резерва сухопутных войск. Кроме того, именно здесь Клаус фон Штауффенберг занимался подготовкой плана "Валькирия" (наверняка смотрели фильм "Операция Валькирия"?) и покушения на Гитлера 20 июля 1944 году. Этот план предусматривал переход управления страной к штабу резерва сухопутных войск в случае внутренних беспорядков.

    Один раз в год министерство обороны проводит день открытых дверей, именно в связи с этим появилась возможность ближе познакомиться с актуальной натовской техникой.

    Так выглядит новейшее 45-килограммовое обмундирование солдат Бундесвера, служащих в Афганистане.

    Микрофона в обычном понимании у солдат сейчас нет. Используются специальные многофункциональные наушники, через которые передается звук. И даже при высоком уровне шума, солдат может спокойно вести переговоры с сослуживцами.

    Современный лёгкий разведывательный бронеавтомобиль "Феннек".

    Многоцелевой бронетранспортер GTX Boxer.

    Меня заметили.

    Ракетная установка комплекса «Пэтриот».

    Автомат G36C.

    Снайперская винтовка G82.

    Лазерный модуль.

    Солдаты Бундесвера с удовольствием рассказывают о разных технических деталях. Многие вещи можно потрогать, подержать.

    Натовский калибр - 5,56.

    Сухой паек.

    Полевая кухня.

    Передвижной военный госпиталь.

    Беспилотный вертолет MUSECO.

    Бронированный Mowag Eagle

    Памятник погибшим солдатам Бундесвера.

    Отверстия неслучайны. По задумке архитектора они символизируют жизнь и смерть. Нашейный индивидуальный жетон военнослужащего овальный, состоит из двух частей, скрепленных между собой. Когда солдат погибает, бирку переламывают, одну часть отправляют домой, другая остается на солдате. Кроме того, по этим отверстиям владеющие азбукой Морзе смогут прочитать зашифрованный повторяющийся текст.

    C 1955 года во время проведения военных операций пали более 3100 солдат, из них в Афганистане 54.

    Еще несколько фотографий:

    В тот день во многих министерствах был день открытых дверей. Hans-Peter Friedrich - министр внутренних дел.

    В завершение хочу показать небольшое видео с канала Бундесвера на Ютубе о дне открытых дверей. Меня можно найти на 1:25.

    П. С. В настоящий момент продолжаю евротур по странам вышеградской четверки, застрял в словацком городе Кошице. Что-то уже появляется в соц. сетях, инстаграме и твиттере. Keep in close touch!

    Также читайте |

    Вооруженные силы Германии представляют собой сложную совокупность государственных организационных структур различного назначения и являются одной из наиболее современных и боеспособных армий Европы.

    Реформы и состояние обороны

    Днем фактического образования ВС Германии, или бундесвера, считается 12 ноября 1955г. За 60 лет своего существования бундесвер неоднократно подвергались реформированию. Однако, не все подходы к преобразованиям подтвердили свою жизнеспособность в практическом и финансовом отношении. Начало военных действий против террора, провозглашенное Западом после атаки на США 11 сентября 2001 года, привело к очередному пересмотру подходов к военному строительству.

    Одновременно, военно-политическому руководству ФРГ стало ясно, что в современном мире, отличном от статичных условий «холодной войны», невозможно однозначно определить конечные параметры проводимых преобразований. Поскольку современная среда политики безопасности подвержена быстрым изменениям – детальной реформы, которая должна сразу решить все проблемы бундесвера, не существует. В итоге проявился новый подход, заключающийся в непрерывном процессе адаптации бундесвера к возникающим вызовам и обозначенный термином «трансформация».

    Целью такого процесса стала создание и поддержание оперативных возможностей ВС в быстро меняющемся окружении. В интересах поддержки министерства обороны в реализации процесса трансформации в 2004г. сформирован Центр трансформации бундесвера (Zentrum für Transformation der Bundeswehr, ZTransfBw).

    Одним из следствий начатой трансформации стала приостановка федеральным правительством в декабре 2010г. призыва на военную службу. Одновременно, тогдашний министр обороны Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ (Karl -Theodor zu Guttenberg ) инициировал, а его преемник Томас де МЕЗЬЕР (Thomas de Maizi è re ) в марте 2013г. представил общественности очередную программу реформирования, получившую название «Переориентация бундесвера» (Neuausrichtung der Bundeswehr ). По оценкам специалистов, «переориентация» охватывает почти все стороны деятельности бундесвера и может считаться наиболее всеобъемлющей реформой ВС Германии с момента их образования.

    Состояние обороны

    Согласно Конституции ФРГ необходимость применения страной оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции ФРГ, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному канцлеру.

    Бундесвер – армия, находящаяся под парламентским контролем. Ее вооруженная миссия осуществляется по решению немецкого бундестага. Если ситуация требует немедленных действий, то в соответствии со специальным положением ст. 115а п.2 Конституции решение на применение ВС может принять Объединенный комитет страны. Согласно положениям ст.115a п.4 Конституции, если страна подверглась нападению, а уполномоченные федеральные органы не могут заявить о переходе к состоянию обороны – констатация такого перехода определяется самим фактом нападения.


    Предназначение и задачи

    В соответствии со ст.87а п.1 Конституции Федерация создает вооруженные силы для обороны. Задачи и предназначения бундесвера, вытекающие из этого положения, концептуально описаны в «Белой книге» (Weißbuch ) и с течением времени в той же степени подвержены изменениям, как и ситуация с геополитической безопасностью.

    Во время противостояния между Востоком и Западом защита от нападения с Востока была главной задачей бундесвера. С 1990г. спектр его задач значительно изменился: в дополнение к классической обороне государства на передний план вышло участие в зарубежных операциях. По словам бывшего министра обороны Петера ШТРУКА (Peter Struc), защита Федеративной Республики Германии «уже не только в Хинделанге, но и в Гиндукуше» («nicht mehr nur in Hindelang, sondern auch am Hindukusch»).


    Вход на территорию министерства обороны ФРГ

    Предназначение

    Согласно «Основным направлениям политики в области обороны» (verteidigungspolitischen Richtlinien, VPR ), опубликованным в мае 2011г., и «Белой книге 2016» вооруженные силы Германии в рамках общенационального подхода предназначены для:

    • защиты суверенитета и территориальной целостности Германии и ее граждан;
    • обеспечения устойчивости государства и общества к внешним угрозам;
    • гарантирования и поддержки дееспособности ФРГ в области внешней политики и безопасности;
    • внесения своего вклада совместно с партнерами и союзниками в защиту от угроз политики безопасности для открытого общества, а также свободных и безопасных путей мировой торговли и снабжения;
    • защиты союзников Германии и их граждан;
    • содействия безопасности и стабильности в международном контексте, укрепления европейской интеграции, трансатлантического партнерства и многонационального сотрудничества.

    Задачи ВС Германии

    Из этого предназначения вытекают задачи бундесвера:

    • оборона территории и союзников в рамках НАТО и ЕС;
    • защита родины, предотвращение национальных кризисов и рисков, а также оказание дополнительных услуг со стороны Германии в международном управлении кризисами, включая активное военное и гражданско-военное участие;
    • партнерство и сотрудничество также и за пределами ЕС и НАТО;
    • гуманитарная чрезвычайная помощь и помощь в случае стихийных бедствий, принятие ответственности за решение гуманитарных проблем.

    Дополнительно определены задачи, которые должны выполняться ВС непрерывно:

    • оборонительные аспекты общегосударственной цифровой (по западной терминологии – кибернетической) безопасности, вклад в общегосударственную картину обстановки в цифровом и информационном пространстве в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а также гарантирование кибербезопасности сетей вооруженных сил;
    • поддержка и развитие национальных ключевых технологических областей, а также поощрение партнерства в особенности в отношении европейских и атлантических подходов к исследованиям, разработке и использованию имеющихся возможностей;
    • проведение всех необходимых мероприятий по поддержанию предприятий внутри страны, включая выполнение ведомственных задач, определение квалификации, проведение первичной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, поддержку боевой и оперативной подготовки, военной безопасности и порядка.

    Руководство и структура

    Высшее руководство ВС Германии

    Высшим органом управления бундесвером является федеральное министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung, BMVg ). Во главе министерства стоит федеральный министр обороны, который в мирное время является главнокомандующим ВС страны. Эту должность с 17 декабря 2013г. занимает Урсула Гертруда фон дер ЛЯЙЕН (Ursula Gertrud von der Leyen ). Министр обороны является членом федерального правительства Германии.


    Министр обороны ФРГ Урсула фон дер ЛЯЙЕН

    Министерство обороны не входит в состав бундесвера, а как высшее федеральное ведомство, призвано поддерживать министра при осуществлении задач управления вооруженными силами. Министру подчинены два статс-секретаря и два парламентских статс-секретаря, а также генеральный инспектор ВС. Министр обороны, статс-секретари и генеральный инспектор совместно образуют высшее руководство министерства обороны.

    Генеральный инспектор, или генерал-инспектор бундесвера в звании генерала или адмирала, является высшим военным советником федерального правительства Германии. Он является членом федерального министерства обороны и главнокомандующим всех военнослужащих вооруженных сил. В мирное время генерал-инспектор подчиняется министру обороны, в состоянии обороны – федеральному канцлеру. Кроме того, он подчинен государственным секретарям министерства обороны (примат политики). Генерал-инспектор отвечает за общую концепцию военной обороны и несет личную ответственность перед министром обороны за руководство операциями бундесвера.


    Генеральный инспектор бундесвера генерал Эберхард ЦОРН

    Общая структура ВС

    Подчиненный министерству обороны бундесвер имеет военную и гражданскую составляющие, или вооруженные силы (Streitkräfte) и военную администрацию (Bundeswehrverwaltung ), соответственно. Руководство военной и гражданской составляющими в структуре министерства обороны осуществляют назначенные управления министерства.


    Вооруженные силы

    В составе ВС Германии выделяются три вида вооруженных сил и межвидовые компоненты. К видам вооруженных сил (Teilstreitkräfte) относятся :

    • (Heer );
    • (Luftwaffe );
    • (Marine ).

    Межвидовые компоненты ВС включают:

    • (Streitkräftebasis );
    • (Cyber und Informationsraum );
    • (Zentrale Sanitätsdienst ).

    Перечисленные виды ВС и межвидовые компоненты подчинены соответствующим командованиям, во главе которых стоят соответствующие инспекторы в звании генерала.

    Кроме того, в состав ВС входят инстанции, непосредственно подчиненные министерству обороны, а в служебном отношении генеральному инспектору бундесвера. К ним относятся:

    Управление военной контрразведки (Amt für den Militärischen Abschirmdienst, MAD );

    Объединенное оперативное командование бундесвера (Einsatzführungskommando der Bundeswehr) ;

    Высшая академия управления бундесвера (Führungsakademie der Bundeswehr );

    Управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr );

    Управление планирования бундесвера (Planungsamt der Bundeswehr );

    Центр пропаганды (Zentrum Innere Führung, ZInFü ).

    Военная администрация

    Администрация бундесвера ведает вопросами удовлетворения материальных потребностей ВС, обеспечения его повседневной деятельности, подбором и расстановкой кадров. Функционально администрация разделена на три сферы ответственности: «Инфраструктура, охрана окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen, IUD ), «Вооружение, информационные технологии и боевое применение (Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung, AIN ), а также «Персонал» (Personal ).

    Для решения практических задач в рамках указанных сфер ответственности в ходе переориентации бундесвера сформированы следующие основные учреждения:

    Федеральное ведомство инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw );

    Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw );

    Федеральное ведомство управления кадрами бундесвера (Bundesamt für das Personalmanagement der Bundeswehr, BAPersBw );

    Центр образования бундесвера (Bildungszentrum der Bundeswehr, BIZBw );

    Федеральное ведомство иностранных языков (Bundessprachenamt, BSprA );

    два университета бундесвера (Universitäten der Bundeswehr , UniBw ): в Мюнхене (Universität der Bundeswehr München , (UniBwM ) и университет Гельмута Шмидта в Гамбурге (Helmut-Schmidt-Universität – Universität der Bundeswehr Hamburg, UniBwH /HSU ).

    Кроме того, в состав военной администрации бундесвера как самостоятельные части входят органы правовой защиты (Rechtspflege der Bundeswehr, RPflegeBw) и военно-церковная служба (Militärseelsorge) .

    К органам правовой защиты относятся: федеральный военный прокурор по административно-дисциплинарным вопросам при высшем федеральном административном суде (Bundeswehrdisziplinaranwalt beim Bundesverwaltungsgericht ) и войсковые дисциплинарные суды, или суды первой инстанции «Север» и «Юг» (Truppendienstgerichten Nord und Süd )

    Вопросами отправления религиозных культов в ВС Германии ведают католическое епископство ВС (Katholische Militärbischofsamt) и евангелическое управление бундесвера по делам церкви (Evangelische Kirchenamt für die Bundeswehr ).

    Персонал

    Весь персонал вооруженных сил Германии можно разделить на три основные группы: военнослужащие, гражданские служащие и резервисты.

    Военнослужащие

    После отказа федерального правительства от призыва на срочную военную службу военнослужащие (личный состав) бундесвера делится на три категории: военнослужащие, проходящие военную службу добровольно (Freiwilliger Wehrdienstleistender, FWDL ); военнослужащие по контракту (Zeitsoldat ) и профессиональные военнослужащие (Berufsoldat ).

    Военнослужащие-добровольцы должны иметь возраст старше 17 лет. Продолжительность их службы составляет от 12 до 23 месяцев. Военнослужащие этой категории составляют основу группы рядового состава. Поступить на службу по контракту могут бывшие добровольцы, пожелавшие продлить военную службу. Контракт подписывается на срок от 2 до 15 лет. Военнослужащие-контрактники составляют группы рядового, унтер-офицерского и офицерского состава. Бывшие военнослужащие-контрактники, подавшие рапорт и прошедшие профессиональный отбор, могут стать профессиональными военнослужащими. Они составляют группы унтер-офицерского и офицерского состава.

    По данным управления персонала министерства обороны Германии на 30 ноября 2017г. общая численность военнослужащих бундесвера составляла 179 408 военнослужащих. Из них в составе:

    министерства обороны – 1 000 чел.;

    инстанций, напрямую подчиненных министерству обороны – 2 243 чел.;

    сухопутных войск – 60 582 чел.;

    ВВС – 28 090 чел.;

    ВМС – 16 213 чел.;

    объединенных сил обеспечения – 28 453 чел.;

    центральной медико-санитарной службы – 20 079 чел.;

    силы киберопераций и информационного обеспечения – 12 519 чел.;

    административных областей

    «Инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности» – 987 чел.;

    «Вооружение, информационные технологии и боевое применение» – 1 566 чел.;

    «Персонал» – 7 676 чел., из которых 4 097 чел. обучаются в университетах бундесвера.

    Гражданские специалисты

    В Бундесвере насчитывается около 96,6 тыс. гражданских служащих. Из них: около 24,5 тыс. состоят на государственной гражданской службе, около 67,8 тыс. являются гражданскими сотрудниками управлений и ведомств, около 4,3 тыс. проходят обучение или находятся на испытательном сроке государственной гражданской службы. Из этого общего количества персонала примерно 23,9 тыс. работников по различным причинам не находятся на активной службе. Таким образом, имеется активный штат около 72,7 тыс. гражданских служащих.

    Резерв бундесвера

    Резерв может быть войсковым, территориальным и общим.

    Войсковой резерв включает отдельные должности и дополнительные воинские части, которые разворачиваются по мере необходимости. Как правило, резервистами являются лица со специальными гражданскими квалификациями, которыми ВС не располагают в достаточном количестве. Они необходимы для оперативной готовности дополнительных частей и должностей в мирное время и для обеспечения готовности к обороне. Сюда также относятся так называемые «зеркальные должности» для необходимой подмены отсутствующего по какой-либо причине активного военнослужащего.

    Резервисты, особенно те, которые имеют специальные гражданские знания, также используются в иностранных операциях. Это относится, например, к врачам-специалистам, таким как гинекологи или педиатры, которые не состоят на активной службе в бундесвере, но чьи знания особенно необходимы в гуманитарных операциях.

    Территориальный резерв включает штабы в округах и районах Германии, базы военно-гражданского сотрудничества на территории Германии (Zivil Milit ä rische Zusammenarbeit im Inland , ZMZ I ), а также новые региональные силы безопасности и поддержки (Regionale Sicherungs- und Unterstützungskräften ). Региональным командованиям федеральных земель подчинено в общей сложности 30 рот территориального резерва.

    Общий резерв включает всех прочих резервистов и обеспечивает возможность долгосрочного увеличения численности бундесвера.

    Планируется иметь общую численность резерва в количестве около 90 тыс. чел.

    С началом реформы «переориентации» бундесвера установлена новая общая штатная численность ВС в количестве до 185 тыс. военнослужащих (PSM 185 ), из них 170 тыс. военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих, 2,5 тыс. резервистов, а также от 5 до 12,5 тыс. добровольцев. Объем гражданских должностей в вооруженных силах (т.е. не в военной администрации бундесвера) должен составлять 18,7 тыс. человек.

    В рамках инициированного министром обороны Урсулой фон дер ЛЯЙЕН «поворота в кадровой политике» («Trendwende Personal «), число военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих должно увеличиться от 170 до 177 тыс. чел. в период с 2016 по 2021гг. В целом до 2023г. предусматривается создать 14,3 тыс. дополнительных служебных должностей. В качестве первой цели к концу 2016г. предполагалось снова достичь численности военнослужащих по контракту и профессионалов в 170 тыс. чел. Однако, это не удалось: их численность составила только 168 342 чел.